– Я первый их увидел! – сказал Паша.
– Нет, я! Я их ещё издалека видела! – закричала Маша.
– Это я их первая увидела! – сказала Даша. – Я самая высокая!
– Зачем же спорить? – фея закружилась над ребятишками, стараясь их успокоить. – Это неважно, кто увидел их первым. Давайте лучше мы вместе покормим этих рыбок!
Фея опять взмахнула волшебной палочкой. Из пакета мамы девочек вылетел длинный батон и разделился на шесть частей.
Дети, их мамы и сказочная фея стали отрывать кусочки от батона и бросать их в воду. Рыбки с удовольствием кушали хлеб.
Рыбки красивые? Их было много? А как они плавали? Покажи. Чем дети стали рыбок кормить? Всем хватило батона? Рыбки были рады? А детям понравилось кормить рыбок?
Потом Даша решила построить из песка башенки. Маша взялась строить водные каналы. А Паша стал выкладывать из камешков дороги.
Через пять минут оказалось, что Пашина дорога должна проходить так близко к башенкам, что мешает их строительству. А Машин водяной канал пересекает Пашину дорогу и в дороге образуется провал.
Дети опять чуть было не подрались. Но фея сказала:
– Мы сейчас построим настоящий большой город: в нём будет много башенок, будут дороги от домика к домику. А окружать город будет большой ров с водой. Он будет защищать город от врагов! – Фея раздала ребятишкам совочки. – Зовите своих мам и все вместе мы построим сказочную страну!
До самого обеда шло строительство. Дети больше не ссорились. Каждый делал своё дело. И сообща у них получался чудесный город.
Потом все пошли по домам обедать. Даша, Маша и Паша договорились встретиться вечером на детской площадке.
Что дети строили на песке? У них получалось? Они мешали друг другу строить? Как фея помогла им договориться? У детей хороший песочный город получился? Детям понравилось играть друг с другом? Встретятся они ещё?
Про бельчонка и котёнка (неумение ладить с другими детьми)
Эта сказка учит ребёнка дружелюбному общению со сверстниками, учит делиться своими игрушками, учит правилам совместной игры. Ребенок начинает понимать, что жадничать и обижать других – это плохо, что намного интереснее мирно играть и дружно жить.
Проснулся бельчонок, умылся, почистил зубки и пошёл играть в машинки.
Тут к нему пришёл его друг котёнок, и они стали играть вместе.
Друзья построили из кубиков дорогу, взяли машинки и стали ездить по ней, как по настоящей дороге.
Бельчонку интересно с котёнком играть? Хорошая дорога у них получилась? Они её вместе строили? И машинки катали вместе?
Только котёнок не соблюдал правила дорожного движения – его машинка ездила на очень большой скорости, и даже задом наперёд.
И вот, в какой-то момент машинка котёнка врезалась в машинку бельчонка.
А это опасно, когда машина очень быстро едет? Что может случиться? Авария? А задом наперёд можно машинам ездить по дорогам? Машины тогда могут врезаться друг в друга?
Но бельчонок не стал ругаться на своего друга-котёнка, а просто показал ему книжку с картинками о правилах дорожного движения.
Как ты думаешь, хорошо, что бельчонок не стал ругать своего друга котёнка? Если начать ругать, то можно совсем поссориться, и тогда игры не получится, так ведь? А котёнок понял, как правильно должны ездить машинки? Он это в книжке увидел?
Потом бельчонок с котёнком стали играть в конструктор.
Бельчонок стал строить парковку для машин, а котёнок стал строить высокий дом.
Но котёнок не умел строить крепкие дома, и его дом упал прямо на парковку бельчонка и сломал её.
Но бельчонок сказал: «Ничего страшного!» и стал учить котёнка строить крепкие дома.
А ты умеешь строить дома из конструктора?
Потом бельчонок и котёнок пошли гулять.
Бельчонок увидел дуб, а на нём – жёлудь. Бельчонок стал карабкаться на дуб, чтобы достать вкусный жёлудь.
Жёлудь висел на тонкой веточке, на которую он не мог забраться. Тогда бельчонок потряс ветку, и жёлудь упал вниз.
А котёнок незаметно укатил жёлудь за ближайшую ёлку, чтобы потом унести жёлудь домой и играть с ним, как с мячиком.
Что такое жёлудь? Зачем котёнок укатил жёлудь за ёлку? Он хотел спрятать его от бельчонка?
А бельчонок огорчится, если не найдёт своего жёлудя?
Когда бельчонок слез вниз, то не нашёл своего жёлудя и пошёл его искать.
Бельчонок увидел хвостик от жёлудя за большой ёлкой и пошёл туда. Но котёнок прыгнул к жёлудю и загородил его от бельчонка:
– Я этот жёлудь поймал, значит, жёлудь мой!
Почему котёнок не хочет отдавать жёлудь? Как друзьям поделить один жёлудь?
– Хорошо, возьми себе этот жёлудь, мне не жалко. Я потом новый сорву, – бельчонок посмотрел на дуб, где росло много жёлудей.
– Извини, бельчонок, что я хотел забрать твой жёлудь, – котёнку стало немного стыдно, и он предложил:
– А давай катать этот жёлудь друг другу? Пойдём ко мне в гости и по дороге жёлудем поиграем. У меня в аквариуме рыбки живут, я тебе их показать хочу.
– Как здорово ты придумал! Пойдём скорее рыбок смотреть! – бельчонок даже подпрыгнул от радости.
Друзья, перекидывая жёлудь друг другу, направились к домику котёнка.
Ты хочешь быть добрым, как бельчонок? И котёнок хочет быть добрым? Ему нравится дружить с бельчонком? Ведь вместе играть всегда интереснее, да?
Терапевтические сказки для детей 3-5 лет
Будь правдив! (витание в облаках, фантазирование)
В сказке рассказывается о бычке, который стремился приукрасить действительность, но окружающим это совсем не нравилось. И бычок понял, что не всегда его фантазии уместны.
Бычку Мите очень нравилось рисовать. Он рисовал цветы, горы, поля, речку, облака. Красивые картины у него получались.
А один раз он предложил курочке:
– Давай, я тебя нарисую. Как ты цыплят высиживаешь.
Курица была не против, чтобы Митя её нарисовал. Бычок принялся рисовать курочку. Портрет получался очень похожий, курочке бы понравилось.
Но бычок зачем-то взял и сделал курочку синей в белый цветочек. Он думал, что так курочка будет выглядеть наряднее.
Курочка как глянула на портрет, так и заквохтала:
– Что это за безобразие! Кого ты нарисовал? Это не я!
Почему курочке не понравился её портрет?
А Митя убежал скорее к лесу и там стал рисовать зайчика.
Заяц замер на пенёчке и сидел, не двигаясь, чтобы рисунок получился хорошим.
Митя решил, что зайцу нужна хорошая защита от волков и пририсовал ему рожки и слоновьи ноги.
– Ой-ёй! – испугался зайчик. – Что это за страшилище ты нарисовал? Я таких и не видел! Вот ужас!
Почему зайчику стало страшно, когда он посмотрел на рисунок? Что ему не понравилось?
А бычок Митя уже поскакал к реке. Там у самого берега лежал крокодил.
– Дядя крокодил, а хотите, я вас нарисую? – спросил его бычок
– Конечно, хочу! – ответил крокодил и разинул зубастую пасть, чтобы выглядеть на рисунке пострашнее.
А Митя решил, что незачем крокодилу быть страшным и нарисовал его совсем маленьким. Митя не стал рисовать страшные зубы. Его крокодил получился улыбающимся. А ещё Митя добавил крокодилу в лапу сачок и игрушечную уточку. И такой милый крокодильчик получился у Мити!
А крокодил, как увидел свой портрет, как завизжал по-крокодильи жутким голосом. Хотел он сцапать бычка и проглотить, да тот вовремя ноги унёс.
Почему бычку Мите пришлось убегать от крокодила? Чем крокодил был недоволен? Как крокодилу хотелось выглядеть на рисунке? Почему Митя нарисовал крокодила добрым, улыбающимся? Нужно ли было спросить крокодила, хочет ли он такой портрет?
– Что ты грустишь? – спросила бычка улитка, сидящая на грибе.
– Да вот, я стараюсь тут, рисую, а никому не нравится…
– Дай-ка посмотреть, – улитка глянула на нарисованные портреты, а потом сказала:
– А ты попробуй ещё раз. Нарисуй меня. Только постарайся рисовать меня такой, какая я есть. Ничего не выдумывай.
– Хорошо, постараюсь, – и Митя стал рисовать улитку, а также грибочки и дерево, под которым росли грибы, и сидела улитка.
Он нарисовал всё так, как было на самом деле.
– Вот видишь, как хорошо у тебя получилось. Мне очень нравится! – похвалила его рисунок улитка.
Понял Митя свою ошибку и поскакал извиняться перед курочкой, зайчиком и крокодилом. Пообещал, что нарисует их по-настоящему.
Кто помог бычку Мите понять его ошибки? Что посоветовала ему улитка? Как ты думаешь, понравятся ли новые портреты курочке, зайчику, крокодилу?
Верни чужое! (берёт чужие вещи без спроса)
История про воронёнка Стасю, который брал чужие вещи без спроса. В этой истории воронёнок понял свою ошибку и постарался исправиться.
На высокой берёзе в большом гнезде жил воронёнок Стася. Он очень хотел поскорее стать большим и старался во всём подражать взрослым.
Он видел, что папа и мама – не только его, но и галчонка Ромы, и лисёнка Тимы, и медвежонка Бори – каждый год строят для своей семьи новое жильё. Приметил, как взрослые постоянно добывают корм себе и своим детям. Как защищают свою территорию и своих родных от врагов. Стася знал, что взрослые очень сильные, и он тоже стал тренировать свои крылья и ноги каждое утро.
Воронёнок уже попробовал построить на кусте смородины своё собственное гнездо. Оно у него вышло совсем небольшим, но довольно крепким. Ещё Стася научился шумно хлопать крыльями и громко кричать, распугивая всех мелких птиц в округе.
Что решил делать воронёнок Стася, чтобы поскорее стать большим?
Теперь воронёнок думал о том, как стать настоящим добытчиком. Он решил слетать к дому старого деда, что жил на краю деревни, и что-нибудь там присмотреть.
Стася уселся на заборе и стал наблюдать за дедом. Тот сидел на веранде и пил чай. И ел бутерброды с сыром. Вдруг в доме зазвонил телефон, и дедуся, кряхтя и держась за спину, потихоньку пошёл в дом.
– Вот она, удача! – обрадовался воронёнок и, подлетев к столу, ухватил мешочек с больши-и-им куском сыра.
– Стой, воришка! Стой! – закричал дед, появляясь на крыльце, но воронёнок был уже далеко.
Для чего воронёнку понадобился сыр? Почему дедушка назвал воронёнка воришкой?
Стася прилетел в родительское гнездо и гордый за свою находку, стал поджидать маму и папу.
– Мама, папа! Смотрите, что я принёс! – закричал Стася, едва завидев родителей.
– Хороший кусочек, – одобрил ворон-отец. – Но где ты его взял?
Стася торопливо начал рассказывать, как он уловил момент и утащил сыр прямо со стола у грозного человека.
– Так-так-так, – сурово произнёс отец. – Получается, что ты этот сыр украл? Да ещё и у старого больного дедушки?
– Ай-я-яй, сынок, ну разве так можно? – покачала головой мама. – Разве можно брать чужое?
– А так все делают! – закричал воронёнок, растерянно хлопая глазами. – Вон дядя медведь у пчёл мёд ворует, а тётя лиса чужих кур таскает, а сорока вообще крадёт всё, что плохо лежит!
– Да-а-а-а, сынок, что-то не на тех ты равняешься, – опять покачала головой мама. – Дядю медведя за воровство вон как сильно пчёлы искусали – ходит, всё стонет теперь, аж лес гудит!
– А лиса Лизавета в капкан угодила, еле вырвалась! А то бы из неё воротник на шубу сделали. Вот хромает теперь, на трёх лапах скачет.
– Ну, а про сороку и говорить-то нечего. Сколько у неё перьев в хвосте осталось, ты знаешь? То-то же! А по весне её гнездо мальчишки разорили, чтобы всё украденное вернуть – и осталась сорока одна без своих ребятишек…
Вот мы с папой разве что-нибудь чужое берём? А? Вот ты сходи у белочки спроси, как она еду для семьи добывает. Или к дяде лосю в гости загляни. За муравьишками понаблюдай или за пчёлками.
Ты, Стася, присмотрись получше и поймёшь, что хорошо живётся тем, кто честен, кто никого не обманывает, ни у кого ничего без спроса не берёт.
Лети-лети, сынок! Посмотри воочию, как звери живут. А вечером нам расскажешь, кто как себе еду добывает.
Почему мама и папа не похвалили Стасю за принесённый домой сыр? Почему воронёнок Стася взял кусок сыра, не спросив разрешения у дедушки? Почему нельзя брать чужие вещи без спроса?
Облетел Стася пол леса и не встретил никого, кто ныне воровством промышляет.
Белочка грибы, ягоды да орехи собирает, на зиму запасы готовит.
Ёжик за мелкими насекомыми охотится, иногда грибы поест или лесные яблочки.
Пчёлы нектар цветочный собирают, им и питаются. Лоси, олени траву кушают, да листву молодых деревьев. Медведю летом раздолье – ягод разных сладких полно, жёлудей много. Орехи, корни, клубни и стебли трав – всё это дядя Миша любит. А мёдом он больше не балуется – плохое это дело.
Вернулся воронёнок домой:
– Всё понял я. Воровать – это плохо. Где лежит мешочек с сыром? Давайте я его назад дедушке отнесу.
Вышел утром дед Василий на веранду и очень удивился: на столе в пакетике сыр украденный лежит, а рядом корзинка из веток сплетённая, будто гнездо стоит. А в нём ягода земляника горкой насыпана. Вот чудеса!
Понял ли воронёнок Стася, что брать чужое без спроса – это плохо? Как воронёнок решил исправить свою ошибку? А как ты думаешь, что нужно делать теперь воронёнку, чтобы стать настоящим добытчиком?
Как Максик застенчивым был (стеснительность, застенчивость, неуверенность в себе)
Бурундучок Максик – замечательный малыш. Он слушается маму и папу и во всём им помогает. Максик очень талантлив. Но и очень застенчив.
Как преодолеть неуверенность в себе, как перестать стесняться?
Читайте эту сказку и узнаете, как это удалось Максику.
Бурундучок Максик только недавно вместе со своей семьёй переехал на эту лесную полянку. И он стеснялся всех незнакомых зверей этого леса. Стеснялся с ними здороваться, стеснялся знакомиться и играть с их малышами, стеснялся показывать им свои рисунки…
А рисовал Максик очень хорошо. Рисунки у него получались, как живые. Мама и бабушка восторженно хвалили его, но бурундучок этого тоже немного стеснялся.
Сегодня Максик хотел нарисовать красивый букет для мышки Люси. Он ей, конечно же, не стал бы его показывать. Ему просто хотелось рисовать. Но альбомные листы у Максика закончились, а новые купить папа ещё не успел. Однако, бурундучок не расстроился. Он загадочно посмотрел в сторону сухого куста, что стоял на краю их полянки и достал из своего ящика обрезки цветной бумаги.
Весь день он что-то вырезал, склеивал, что-то мастерил. И к вечеру его шедевр был готов.
Вечером мышка Люся пробегала мимо полянки, где жил Максик и замерла на месте от удивления и восхищения: такой красоты она давно не видела! Сухой куст превратился в цветущий! И такие красивые цветы на нём, прямо необыкновенные! А на одной веточке мышка бумажная сидит, точь-в-точь как Люся…
– Спасибо, Максик! Ты молодец! – прокричала мышка Люся и убежала в свою норку.
Как Максику удалось порадовать мышку Люсю?
А на следующий день бурундучок превратил старый корявый пень в красивые грибочки – он сам из веточек сплёл грибные шапочки и раскрасил их. Дядя ёжик эти грибы за настоящие принял – так похожи были!
– Ай, да умелец, Максик! Ай да выдумщик! – порадовался за бурундучка старый ёж. – Надо бы попросить малыша у моего домика такие грибочки сделать.
Что понравилось дяде ежу?
А ещё через день белка Авдотья обнаружила под своим деревом игрушечных человечков, сделанных из шишек, веточек, листочков и скреплённых пластилином.
– Вот мои бельчата обрадуются! Красота-то какая! – с восхищением сказала белка. – И, кажется, я догадываюсь, чья это работа. Ну, спасибо, Максик! Надо же, как интересно придумал!
А ты, как думаешь, кто сюрприз для бельчат сделал? Зачем он это сделал?
У божьей коровки намечался день рождения. И она к празднику старательно готовилась. Сегодня она нашла на своём огороде огромную викторию и отправилась с ней в гости к бурундукам.
– Я бы очень хотела попросить вашего сына Максика об одном одолжении, – смущённо сказала божья коровка. – Не мог бы он вырезать из этой ягодки праздничный торт? Понимаете, у меня завтра день рождения.
– Сынок, ты поможешь тёте Яне? – спросила мама бурундучка, который прятался за её спиной.
– Я попробую, – тихо сказал Максик, смущенно выглядывая из-за мамы.
Утром божья коровка ахала от восторга:
– Ах, ах! Что за прелесть! Чудесный торт! Я хочу лично пожать руку самому искусному мастеру в наших краях! Максик, это я про тебя говорю! Тебе не нужно стесняться. У тебя же талант! Такие замечательные узоры сделал!
– Как хорошо, что вам понравилось! – бурундучок осмелился заговорить с божьей коровкой. – А я боялся, вдруг вы недовольны будете.
– Да как же не быть довольной, красота-то какая!
Зачем божья коровка отправилась к бурундукам? Какой торт получился у Максика?
Потом и другие звери стали приходить к Максику, благодарить за красоту в лесу, да заказы разные делать: лисице клумбу оригинальную у крылечка хочется, бобру надобно узорами хатку расписать, зайчихе открытку поздравительную нарисовать…
Некогда стало Максику стесняться, да и незачем. Со всеми в лесу перезнакомился маленький бурундучок. Всем он с радостью помогал. Теперь он творил прекрасное вместе с мышкой Люсей – она попросила, чтобы Максик и её обучил своему мастерству.
Как же хорошо, когда ты можешь быть кому-нибудь полезным!
Чем закончилась история про бурундучка Максика? Продолжал ли он стесняться? Получалось ли у него радовать других зверей? Как ты думаешь, Максику нравилось, то чем он занимался? А у тебя какое любимое занятие? Что ты любишь больше всего делать? (Пусть ребёнок расскажет о своём увлечении как можно подробнее. Обсудите, каким образом это занятие может быть полезно для других, как оно может пригодиться в будущем. Предложите ребёнку позаниматься его любимым делом вместе. Подумайте вместе, какой сюрприз может приготовить ребёнок для друзей-знакомых: поделки, концертный номер, спортивное шоу, интересный доклад, жизненную либо сказочную сценку, увлекательную игру…)
Что произошло, когда Ляля есть отказалась (отсутствие хорошего аппетита, нежелание кушать полезную еду)
В сказке маленькая зайка Ляля очень плохо кушала, и поэтому у неё было очень мало сил, даже на то, чтобы поиграть со своими друзьями. Но, когда бурундучок раскрывает ей секрет, как это у него получается так быстро бегать и так высоко прыгать, у Ляли появляется хороший аппетит.
Однажды зайка Ляля решила только сладостями питаться. Не хочет она кашу. Никакую. Ни пшённую, ни гречневую, ни манную, ни гороховую. И суп не хочет. И котлеты не нужны. Уж мама её всяко уговаривала. Нет, Ляля отказывается:
– Не хочу кашу! – кричит, – я буду есть только конфеты и печенье.
– Но ведь нельзя кушать только сладкое! Погрызи хотя бы морковочку, – продолжает уговаривать дочку мама.
– Не-а, – продолжает упрямиться зайка. – Не буду грызть!
– Что же мне с тобой делать? – качает головой мама-зайчиха. – Ведь нельзя же совсем ничего не есть!
– Можно! – кричит Ляля и убегает из-за стола.
Почему зайка Ляля отказывается кушать? Как мама её уговаривает? Почему мама хочет, чтобы Ляля хорошо кушала?
На лесной полянке белочка Дина, бурундучок Зузя и маленькая косуля Юля играли в догонялки.
– Ляля пришла! – закричали они, обрадовавшись. – Ты новенькая, тебе – голить. Догоняй нас! – и зверята разбежались по полянке.
Побежала Ляля за белкой Диной, а ножки слушаться её не хотят, еле-еле от земли отрываются. Не может Ляля белочку догнать.
А вот косуля Юля совсем близко к зайке подбежала. Нужно зайке сделать один прыжочек, и косуля водить будет. Но у Ляли совсем малюсенький прыжок получился. Ускакала косуля Юля.
Даже бурундучка Зузю догнать зайка не может.
В какую игру на полянке играли зверята? Почему Ляля никого не смогла догнать?
Потом стали зверята через поваленное дерево прыгать – кто больше раз прыгнет, не останавливаясь.
Белочка перепрыгнула дерево 7 раз. Косуля – 5. Бурундучок Зюзя целых 10 раз. Он забегал на ствол соседней ёлки, отталкивался от него лапками и перепрыгивал через поваленное дерево. 10 раз без остановок!
Стала прыгать Ляля. Один раз получилось хорошо. Второй раз уже с трудом дерево перепрыгнула. А на третий раз – сил не хватило.
Когда Зюзя предложил орехи пособирать, посоревноваться, чья кучка выше окажется, Ляля отказалась в этом участвовать. Ей не хотелось бегать, искать, собирать носить, складывать. Она бы сейчас села и сидела. Ни на что другое сил нет.
Как ты думаешь, зайчики любят прыгать? А зайка Ляля любит прыгать? Почему Ляля через дерево перепрыгнула всего 2 раза? Почему зайке не хочется прыгать, бегать, играть? Почему у неё ни на что сил нет? Что ей теперь делать, подскажи?
Пошла Ляля домой к маме, спросить, куда её силы делись.
– Мама, скажи, почему бурундучок Зюзя такой маленький, а бегает быстрее меня, и дерево перепрыгнуть может 10 раз, а я только два?
– А ты бы, дочка, у него самого спросила, – ответила мама.
Ляля снова пошла на полянку.
– Зюзя, а Зюзя! Скажи, почему ты такой быстрый, почему ты так долго прыгать можешь, откуда у тебя столько силы?
– Я хорошо кушаю, – ответил бурундучок. – И еда у меня полезная, она меня сильным и ловким делает.
– Что же ты кушаешь? – спросила зайка.
– Я ем много капусты, морковки, гороха и яблок. Люблю орехи разные и ягоду. Ещё иногда бананы, сливы, груши мне мама приносит. И от каш я не отказываюсь. Особенно мне геркулесовая нравится. А бабушка мне супы вкусные варит. Ну, а если мама компот приготовит – ням-ням – просто вкуснятина!
– Значит надо просто хорошо кушать, и я тоже тогда сильной стану? Это же просто! Побегу у мамы самую большую морковку попрошу. Она мне так нравится!
Лялю теперь не надо было уговаривать садиться за стол и кушать то, что мама приготовила. Она сама бралась за ложку и съедала всё до последнего кусочка, до последней капельки. И силы у Ляли заметно прибывали. Уже через неделю она бегала и прыгала с косулей наравне.
А сегодня ей удалось даже обогнать Зюзю!
Какие изменения произошли с зайкой? Какой она стала? Почему она смогла обогнать быстрого бурундучка Зюзю, что ей помогло? Как ты думаешь, какие полезные продукты помогают детям становиться сильными, здоровыми, крепкими?
Как Павлик отказался в детский сад ходить (нежелание ходить в детсад)
Читайте историю про Павлика, который решил не ходить детсад, и возможно, нежелание посещать садик исчезнет. Ребёнок поймёт, что в садике много интересного, что не ходить туда просто невозможно!
Сегодня Павлик никак не желал просыпаться.
– Не хочу вставать! Хочу спать! – говорил он маме и снова отворачивался к стене.
– Сынок, пора собираться в детский сад! – уговаривала его мама.
– Не хочу в детский сад! Мне там не нравится! – начал капризничать Павел. – Я дома с бабушкой буду!
– Ну, хорошо, – вдруг согласилась мама, – ты можешь не ходить в сад. Можешь сидеть дома с бабулей.
И мама ушла на работу. И папа ушёл работать.
А Павлик дальше спать продолжил.
Почему Павлик не пошёл в детский сад?