Книга Под парусами клиперов - читать онлайн бесплатно, автор Валерий Николаевич Шпаковский. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Под парусами клиперов
Под парусами клиперов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Под парусами клиперов

Малые судаДвухмачтовые

– КЕЧ – тип парусного двухмачтового судна с косыми парусами, имеет грот – и кормовую бизань-мачты. Определяющим признаком является то, что у кеча головка баллера руля (вал, жёстко соединённый в нижней части с пером руля, а в верхней с румпелем. Служит для передачи создаваемого румпелем крутящего момента, необходимого для перекладки пера руля и удерживания его в заданном положении) расположена позади бизань – мачты. При вооружении судна Кечем площадь бизани составляет 15–25 % от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Кечем называется также местный тип парусного судна, который с 19 века стал вооружаться кечем. Но он имеет свои признаки, и обычно именуется с уточнением, например, (балтийский кеч).

Биландер – маленькое торговое судно с двумя мачтами, бывшее в употреблении в основном в Нидерландах для движения по побережью и по каналам. В Англии использование биландеров восходит к временам правления королевы Елизаветы. Грот-мачта несла трапециевидный парус, но фок-мачта несла обычный квадратный основной и марсель. Водоизмещение менее 100 тонн. Меняя дизайн стал эффективным парусным кораблём, предшественником Брига.

Румпель (от нидерл. Roerpen, roer – «весло, руль», pen-«шпенёк») – специальный рычаг, закреплённый в головной части баллера руля, перпендикулярно его оси. Служит для перекладывания (переворачивания) руля.

Баллер – ось, на которой вращается перо (лопасть) руля.

Одномачтовые

– Тендер – одномачтовый тип со сдвинутым к миделю мачтой, имеющей гафельный или бермудский грот, топсель, несколько стакселей и кливеров. Тип грота определяет тип тендера – гафельный или бермудский.

– Шлюп – тип вооружения с косым гротом и одним стакселем. Если имеется гафельный грот, то над ним ставится и второй парус – гаф-топсель.

– Кэт – тип вооружения с одним косым парусом.



Такелаж – общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.

Рангоут (рангоутное дерево) (от нидерл. rondhout – «круглое дерево») – общее название устройств для постановок парусов (их подъёма, растягивания, удержания в штатном рабочем положении), выполнении грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов).

Ну вот первоначальные знания получены кое-как, потому что поначалу все эти крюйсы-марсы-реи в голове перепутались и пока кое-как уложились в какую-то систему прошло некоторое время. Причём в яхт-клубе пожилые мужики, изображавшие из себя морских волков, любили посидеть у камина, поиграть в преферанс и бильярд. Потягивая из подогретых бокалов коньяк любили рассказывать о своих путешествиях.

Ещё на занятиях преподаватель-боцман считал своей непосредственной обязанностью обучать нас вязанию морских узлов. Знаете ли вы сколько оказываетесь много этих узлов? Им нет числа!

Прямой, рифовый, беседочный, двойной беседочный, шкотовый, особенно мне понравился – устричный узел, из-за аналогии, конечно.

Брам-шкотовый, буйрепный, выбленочный, гачный, двойной гачный, констриктор, боа-констриктор, восьмёрка, простой штык, простой штык со шпагой, простой полуштык, стивидорный ну и конечно рыбацкий.

Также понравился узел под названием «пожарная лестница», может быть, потому что его легко было вязать, а может просто напоминал что-то, из детства…

Толком так никто в нашей группе и не научился эти разнообразные узды вязать, только ногти и пальцы ломали на тренировках, в конце концов мы же не в матросы наниматься собрались, но смеялись вдоволь на этих уроках.

В процессе обучения выяснилось, что среди всех парусных судов-есть особенные, скоростные – это клипера. Меня они жутко заинтересовали.


Клипер. Самый быстрый парусник. История создания

(от англ. Clipper – «стригущий» или нидерл. Klipper) – парусное, парусно-паровое торговое или военное судно XIX и XX века с развитым парусным вооружением и особыми, острыми, «режущими воду» (англ. Clip) обводами корпуса, как правило трёхмачтовое судно, (вместе с тем, морские суда подобного класса существуют и строятся в настоящее время). И это радует!

История

Первоначально, клиперы были парусными, впоследствии их стали снабжать паровым двигателем (парусно-винтовой клипер). В эпоху вершины своего развития клипера имели от 2 и (в отдельных случаях) до 5 мачт парусного вооружения.

Первые клипера появились в США. Клипера за их мореходные высокоскоростные качества называли «винджаммерами» (англ. Windjammer – буквально «выжиматель ветра»).

Парусные клипера были самыми совершенными и быстроходными судами своего времени, так как их корпуса строились с большим отношением длины к ширине (L.B.), достигавшим 7:1, в результате чего они имели, по сравнению с другими типами современных им судов, – более совершенные, острые и плавные обводы.

Купеческие, или коммерческие, торговые клиперы, занимавшиеся перевозкой чая из Китая, назывались «чайными клиперами», шерсти из Австралии – «шерстяными клиперами».

В Российском императорском флоте также имелись парусно-винтовые клипера с одним гребным винтом.

По типу парусного вооружения в XIX веке клипера были как правило трёхмачтовыми барками.

В конце XVIII – начале XIX веков стапели английских и североамериканских судостроительных верфей начали покидать мощные торговые и военные бриги, близкие к ним бригантины, а также – шхуны.

Это были, как правило двухмачтовые суда со смешанным парусным вооружением и характерным резким переходом от киля к форштевню.

Форштевень – деревянная или стальная балка в носу корабля, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса и которая в нижней части переходит в киль.

Торговая бригантина – изящный парусник, с мощным бушпритом и многочисленными парусами, которые обеспечивали высокую скорость. У этих узкоспециализированных судов почти полностью исчезло внешнее пышное убранство (ранних периодов развития судостроения), вид их стал строже и основное внимание было уделено мореходным качествам.

Бушприт – горизонтальное либо наклонное рангоутное дерево, выступающее вперёд носа парусника. Предназначен для вынесения вперёд парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепят стоячий такелаж стены передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов: кливеров и стакселей.

В те же времена, появилась так называемая североамериканская лоцманская шхуна с простым и достаточно совершенным парусным вооружением, принадлежащая к категории малых парусников прибрежного плавания. Сюда же относилась и североамериканская клипер-шхуна – стройное быстроходное судно (с 2 сравнительно высокими мачтами и весьма развитыми парусами), назначением которого была береговая патрульная служба, а характерным признаком – отклонённый в направлении от носа к корме стоячий такелаж: мачты, ванты и прочее.



Именно клипер-шхуна в дальнейшем, при соответствующем строении корпуса и парусного вооружения, явилась прообразом знаменитых кораблей, которых вначале называли балтиморскими клиперами, а затем просто-клиперами.

По своему практическому применению, учитывая их скорость, клиперы предназначались для дозорной и посыльной службы. А иногда, с учебными целями, совершали дальние походы. В России, наиболее широко известен – поход клипера «Алмаз», доставившего в 1870 году знаменитого русского учёного и путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая в бухту Астролябия на берегах Новой Гвинеи.

После Первой мировой войны, когда парусное судоходство в основной своей массе пришло в упадок, в 1920–1930 годах начали возрождаться «Пшеничные гонки» (перевозка пшеницы) мощных парусных судов из Австралии, а также «Селитровые» гонки – (перевозка селитры) парусниками из Чили. В них принимали участие последние в мире сильнейшие клиперы – «винджаммеры», в том числе четырёхмачтовые барки: «Магдалена Виннен» (1921 год), «Падуя» (1926 год) и другие.

В изобразительном искусстве парусным клиперам посвящено множество художественных работ. Главное место из них занимают картины британского художника-мариниста Монтегю Доусона.

Возникновение и развитие термина

Неофициальный термин «клипер» (clipper – «стригущий») имеет значение, производное от английского глагола to clip – «сокращать», «стричь», что применительно к морскому делу означает «сокращение», то есть уменьшение длительности рейса, выполняемого коммерческим грузовым либо грузопассажирским судном.

Первоначально, этот термин неформально распространялся на быстроходные «малые» парусные суда указанного назначения, характерными признаками которых являлись: малое водоизмещение, острые обводы корпуса и сравнительно невысокая величина относительной коммерческой нагрузки (вне зависимости от типа установленного парусного вооружения).

Классификационный термин «клипер» был официально принят в середине XIX века или немного ранее, определив особый класс быстроходного «большого» парусного трёхмачтового (как правило) коммерческого (грузового либо грузопассажирского или военного) судна, несущего полное парусное вооружение и отличающегося увеличенной парусностью (увеличенной общей площадью парусов, с учётом дополнительных лиселей), острыми обводами носовой и кормовой оконечностей корпуса, сопрягающихся в области миделевого сечения без «цилиндрической вставки», с характерной формой наклонённого вперёд форштевня («клипер-штевня»), плавно соединённого с бушпритом и утлегарём и подчёркивающего высокие динамические качества судна.

Мидель, меделевое сечение (от нидерл. Middle, букв. – «средний-середина») – наибольшее по площади поперечное сечение тела, движущегося в воде или воздухе. Иногда площадью миделя называют площадь проекции тела на плоскость, перпендикулярную направлению движения тела.

Первые классические клипера явили собой материальное воплощение концепции быстроходного, высоко-мореходного коммерческого судна с океанским районом плавания, с относительно невысоким дедвейтом (менее 1000 рег. т).

Дедвейт – основной массовый показатель размеров судна, выражаемый в тоннах массы воды, вытесняемой судном в данном состоянии и равный суммарной массе судна и его нагрузки.

В период своего развития, во второй половине XIX и в начале XX веков, суда класса «клипер», под влиянием научно-технического прогресса в области коммерческого судостроения, разделились по конструктивному исполнению корпуса на поколения, или подклассы: клипера с деревянным, композитным и стальным корпусом.

Исключительно в российском императорском флоте возник индивидуальный подкласс военных вспомогательных судов класса «винтовой клипер», которые были официально отнесены к категории «крейсерское судно». Примечательно, что все винтовые клипера были заказаны и строились на североамериканских верфях, с учётом накопленного опыта проектирования и постройки исключительно деревянных коммерческих клиперов. Даже парусно-винтовой фрегат «Генерал-адмирал», начатый постройкой в 1857 году, был выстроен на американской верфи Уильяма Вебба в Нью-Йорке, специализировавшейся на постройке клиперов. Обводы корпуса этого океанского боевого «крейсерского» судна, заказанного для Российского императорского флота, полностью повторяли обводы корпуса американского классического "деревянного клипера».

Венцом развития коммерческих грузовых клиперов явились 4-мачтовые клипера со стальным корпусом. Типичным представителем последнего поколения клиперов явился стальной, 4-мачтовый «джутовый» клипер «Лаурестон», построенный в 1892 году на ирландской верфи «Уорк и Кларк» в Белфасте.

Во второй половине XIX и в начале XX веков, в условиях конкуренции с океанскими коммерческими пароходами, а также с развитием парусных грузовых судов в подклассах «железный клипер» и «стальной клипер» явились «большие» грузовые парусные суда, в основном стальные (за исключением большинства деревянных шхун и других кораблей) с дедвейтом более 1000 рег. т, с числом мачт до 5 (шхуны – от 3 до 7), которые в зависимости от типа парусного вооружения подразделялись на классы: «корабль». «барк», «баркентина», «шхуна». – и были неофициально объединены в общую категорию «винджаммер».

От подкласса «клипер» эти суда унаследовали острые обводы носовых и кормовых оконечностей корпуса, форму форштевня и ахтерштевня. Но отличались более полными обводами и значительно меньшей килеватостью средней части корпуса, образованной «цилиндрической вставкой» – в целях увеличения полезного объёма корпуса.

Ахтерштевень – задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор; к нему подвешивается судовой руль.

Балтиморские клипера

В начале и середине XIX века клиперами в мире называли те разновидности шхун и бригантин, что строились на востоке США, в городе Балтимор.

Острые обводы корпуса, увеличенная остойчивость, наклонённые к корме мачты. Большая площадь парусов позволили клиперам развивать отличную скорость, превосходно удерживать курс, но за это пришлось заплатить уменьшением объёма грузовых трюмов и увеличением осадки.

Особенностью парусного вооружения клиперов являлись разрезанные марсели, облегчавшие управление, ватер-зейли (старое название лиселей). А также лисели на выстрелах рей, что значительно увеличивало парусность. Высокая скорость также достигалась за счёт увеличенного отношения длины к ширине корпуса: в среднем не менее чем 6: 1.

У клипера со стальным корпусом «Лорд оф зе Айлс» (построен: Гринок 1853 год) соотношение длины корпуса к его ширине составляло – 6, 9:1 9 по некоторым данным корабль развивал сумасшедшую скорость до 18 узлов). Обводы этого клипера были сделаны по образцу пароходов. Они просуществовали практически, до самых последних парусных судов, различаясь только «степенью полноты», в то время как на обычных парусных судах этот показатель варьировался от 3:1 до 4:1. Прототипом для них послужили бермудские шлюпы.



Балтиморские клиперы активно применялись в качестве коммерческих рейдеров, для контрабанды и прорыва блокады, для перевозки африканских рабов. Первые клиперы начали бороздить просторы морей и океанов в 20-е годы XIX века, но настоящий «Золотой век» этих судов пришёлся на 50–60-е годы XIX века.

В 1833 году на воду был спущен крупный трёхмачтовый балтиморский клипер «Энн Макким», он и стал непосредственным предшественником классических клиперов.

Первые классические клиперы

В 1844 году был построен трёхмачтовый парусник «Хокуа» с новой, особой формой носовой оконечности клипер-форштевня, а через год его усовершенствованный вариант: уже – полноценный клипер «Rainbow» («Радуга»), отличавшийся ещё более острыми обводами носовой части, который показал невиданную в те времена скорость, его и считают – первым настоящим клипером.

Начало Калифорнийской золотой лихорадки подстегнуло строительство быстроходных судов. Особенно большим спросом пользовались клипера. Цены на фрахт судна достигали небывалой высоты: парусник иногда окупался за один рейс. Раньше плавание из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг Южной Америки занимало 160 суток, а клипер «Си Уитч» («Морская ведьма») в 1850 году прошёл этот путь за 91 день.

В 50-х годах XIX века развернулась жестокая конкурентная борьба между британскими и американскими владельцами клиперов за право перевозить чай из Китая в Европу.

Винтовые клиперы в историко-технической литературе отнесены к подклассу «парусно-винтовой клипер» – несущий полное парусное вооружение, используемое в качестве основного движителя и бортовую энергетическую установку, имеющую в качестве двигателя – поршневую паровую машину – приводящую во вращение грибной винт, используемый в качестве вспомогательного движителя. В составе ВМФ России по своему назначению относились к «крейсерским судам».

В 1878 году в официальных «Судовых списках» русского флота впервые применили термин «крейсер» для обозначения переоборудовавшихся в качестве крейсеров коммерческих пароходов и построенного с той же целью в Америке парусно-винтового клипера «Забияка».

В российском флоте числился один клипер – «Великая княжна Мария Николаевна» с железным корпусом, купленный в 1899 году и переданный Одесскому училищу торгового мореплавания (современное название – Одесское мореходное училище имени А. И. Маринеско). Кроме этого, винтовыми клиперами в русском флоте называли ранние типы крейсеров с развитым парусным вооружением, предназначенным для действий на тихом океане (преимущественно для охраны границ).

В 191З году на клипере «Великая княжна Мария Николаевна» был проведён капитальный ремонт, который проходил в Англии на верфи «Swan&Hunter» в городке Уоллсенд. После ремонта парусное судно было отправлено в Балтийское море, где продолжило свои учебные морские походы с выходом в Северное море. Клипер благополучно пережил Первую мировую войну, в 1921 году был продан английской судоходной компании «London Steamship and Trading Co", и переименован в «Silvana». Он выполнял рейсы по Средиземному морю. В одном из очередных морских походов в 1924 году судно попало в сильнейший шторм и недалеко от порта Генуи затонуло.

Так, ну вот и с историей создания самых быстрых парусников – клиперов познакомились. Известно, что и сейчас они строятся и бороздят моря Мирового океана. Надо теперь искать современный такой быстроходный парусник.

И я нашёл его!!!

Парусник «Royal Clipper». История. Конструкция. «Пруссия»


Ройал Клипер – пятимачтовое четырёхзвёздочное круизное парусное судно, построенное по образу и подобию знаменитой «Пруссии» (1902–1910). Проект был разработан Зигмунтом Хоренем (Zygmunt Choren), польским специалистом по корабельным устройствам, судно было принято в эксплуатацию в 2000 году и, являясь самым длинным парусным судном в мире, вмещает 227 пассажиров, и развивает скорость до 20 узлов.

Основные характеристики

Название – Royal Clipper

Класс и тип судна – Круизное судно

Номер ИМО – 8712176

Изготовитель – Гданьская судоверфь

Спущен на воду – 2000

Водоизмещение – 5061

Длина – 133, 74 м

Длина между перпендикулярами – 134, 8

Ширина по мидель шпангоуту – 16, 5

Высота – 60 м

Экипаж – 100

Материал корпуса – сталь

История

Предназначавшийся для круизного судна «Gwarek» с парусной поддержкой корпус с тремя мачтами строился на верфи в Гданьске, однако в 1999 году был перестроен в большой парусник. Для этого судно оснастили классическим носом «клиперного» типа с бушпритом длиной 11 метров и кормой парусника. Интерьер был полностью сделан на верфи в дельте Рейна и Мааса в июле 2000 года. Прообразом парусника стал знаменитый немецкий пятимачтовый винджаммер «Пруссия», созданный в начале XX века. Но, в отличие от него, Royal Clipper создавался исключительно как пассажирское судно.

Конструкция

Оснащён дополнительными дизельным и электрическим (для малого и бесшумного хода, до 8 узлов) двигателями, которые могут, переключаясь, работать на одновальный винт. При движении под парусами лопасти винта меняют угол, создавая минимальное сопротивление движению. Палуба корабля обшита отборным тиком, а его мачты достигают высоты 60 метров. Общая площадь всех 41-х парусов составляет 5 тысяч квадратных метров. Реи из алюминия с механизмами и оснасткой изготавливались российской компанией «Барс». Ну вот и наши руки приложились.

Общие характеристики

Скорость (макс.) – 20 узлов

Количество мачт – 5

Пассажирские палубы – 4

Количество пассажиров – 255

Каюты – 114

Площадь парусов – 5205 кв. м

Максимальная длина – 133,8 м

Длина корпуса – 120, 4 м

Ширина – 16. 46 м

Осадка – 5. 64 м

Для чистоты эксперимента я решил дополнительно изучить историю предшественника этого корабля.

ПРУССИЯ (парусный корабль)

«Пруссия» – пятимачтовый парусный корабль с цельностальным корпусом. Построен в 1902 году на верфи «Johann C. Tecklenborg» в Гестемюнде по заказу гамбургской судоходной компании F.Laeisz. Порт приписки Гамбург. Носовой фигуры не имел.

Это был самый большой в мире корабль с прямыми парусами и единственный пятимачтовый парусник этого класса мирового торгового флота, несущий по шесть прямых парусов на мачте. Построенный в 2000 году «Royal Clipper» имеет на пяти мачтах лишь 24 прямых паруса против 30 у «Пруссии». «Пруссия» никогда не была оснащена вспомогательными двигателями для перемещения.

Пруссия печаталась на марках Фолклендских островов, Германии, Гренады, Парагвая и Сьерра-Леоне.

История

Идея постройки корабля исходила от капитана «Потоси» другого пятимачтовика фирмы «Laeisz», Роберта Хильгендорфа. Считается, что кайзер Вильгельм II, посещая 18 июня 1899 года барк «Потоси» спросил владельца фирмы, когда уже появится пятимачтовый парусник с полным корабельным вооружением. Самые первые планы корабля были найдены в бумагах Карла Фердинанда Лайса, внука основателя фирмы Фердинанда Лайса и сына Карла Генриха Лайса. Карл Фердинанд умер в возрасте 48 лет в 1990 году, даже раньше своего отца (1901). Корабль был заказан в ноябре 1900 года.

Номер 179 был заложен на верфи «Joh. C. Tecklenborg» по проекту корабельного архитектора доктора инженерии Георга Вильгельма Клауссена, спущен на воду 7 мая 1902 года и тогда же крещён. Корабль принят заказчиком 31 июля 1902 года и из порта Бремерхафен отправился в Чили в Икике под управлением капитана Петерсена, который и строил его вместе с Клауссеном.

Парусник был огромен, в штормовых условиях удержать его штурвал могли лишь восемь человек. На перевозке чилийской селитры он ставил рекорды скорости, уникальный облик и характеристики присвоили «Пруссии» неофициальный титул «королевы среди королев морей». В 1903 году она совершила рекордный 57-дневной переход от Лизард-Пойнт в Икике. После 12 оборотов Гамбург-Чили-Гамбург, «Пруссия» зафрахтованная «Standard Oil Co», совершила кругосветное путешествие, посетив Нью-Йорк и Йокогаму. В Нью-Йорке «весь город» приветствовал уникальный парусник. Оба капитана «Пруссии», Петерсен (11 плаваний) и Йохим Ханс Хинрих Ниссен (2 полных рейса и последнее плавание), обучались управлению крупными парусниками у капитана «Потоси» Хильгендорфа.

Гибель

В 14-м плавании, по направлении в Чили, со смешанным грузом (в том числе несколько пианино), в 23–35 5 ноября 1910 года, в 8 милях южнее Ньюхейвена «Пруссия» столкнулась с небольшим британским пароходом «Brighton», осуществлявшим перевозки через Ла-Манш. «Брайтон», недооценив скорость «Пруссии» в 16 узлов (30 км/час), пересёк её курс. «Пруссия» в результате столкновения потеряла управление, лишившись переднего рангоута (бушприта и брам-стеньги первой мачты). «Брайтон», возвратившись в Ньюхейвен, отправил на помощь «Пруссии» буксир «Alert», но ноябрьский шквал не позволил увести её в порт Дувра. Решено было поставить её на якорную стоянку вблизи Дувра, но обе якорные цепи не выдержали, и «Пруссия» была выброшена на скалы в Крабовой бухте и затонула. Жертв не было, груз удалось спасти, но излом киля сделал само судно непригодным к восстановлению, и оно осталось на дне на глубине 6 метров в точке с координатами 51 гр. 8, 02 с. ш. 1 гр.22.17 в. д. Ответственность за кораблекрушение была возложена на капитана «Брайтона», который был лишён лицензии. Части корпуса «Пруссии» до сих пор можно видеть в Крабовой бухте при сильных отливах.

Жалко, конечно, такой парусник. Будем надеяться, что у нашего красавца «Royal Clipper» более счастливая судьба и будущее.

Компания парусного флота «S. P. V. Star Clippers»