Доминирование корпораций в экономиках обусловлено ужесточением конкурентной борьбы, которая на глобальном уровне вытеснила за пределы конкурентного поля мелкий и средний бизнес и место осталось исключительно для корпораций.
Хотя нужно отдельно отметить, что есть исключения, когда хорошо начатое дело (start up) быстро, буквально за год, зарекомендовывает себя на рынке и выкупается крупной корпорацией с целью сохранить свою долю в этом сегменте рынка в котором start up пересекается с корпорацией, например, Facebook3 – Whats App, Instagram4; Microsoft – Nokia. Это становиться возможным в основном в сфере «информационных технологий», не требующих на начальном этапе больших капиталовложений, зато обладающей мгновенным доступом к рынкам сбыта, моментальной оценкой полезных свойств потребителем.
Изучение корпоративных структур высокотехнологичных компаний особенно интересно, так как они обладают высоким уровнем динамики и именно там зарождаются будущие элементы системы управления, которые в последующем будут активно перениматься и использоваться в других секторах экономики. Данный сегмент достаточно слабо изучен практически на всех этапах, от момента зарождения корпорации, построения системы управления, трансформации системы управления и т. д.
Корпорации, как бизнес-структуры, начали зарождаться в период подъема промышленности и формирования понятия крупных компаний и объединений, что обусловило и их особое положение в экономиках. Они фактически стали как центры, притягивающие к себе капиталы и людские ресурсы.
Некоторые определения, возникшие в этот период на данном этапе, устарели, не отражают многообразие корпораций, новых факторов и правил их создания. Приведем одно из таких определений:
Корпорация (от новолат. corporatio – объединение) – это несколько фирм (юридические лица), работающих на один результат. Преимущество – в гибком управлении и изыскании возможностей для сокращения затрат.
Утверждаем, что воспринимать корпорацию исключительно акционерного происхождения, т.е. относить к корпорациям только акционерные общества неправильно.
Корпорация в настоящее время вбирает в себя и предлагает выбор: быть либо крупной компанией независимо от формы собственности, или акционерным обществом, может, просто объединением фирм различной формы собственности, т.е. корпорация используется как имя собственное и не всегда исключительно как юридическая форма организации.
Приведем современное определение корпорации.
Корпорация – это бизнес-структура, занимающая значительную долю в отрасли или отраслях, либо обладающая уникальной технологией.
Корпорация, как юридическая форма организации предпринимательства присутствует в США и означает в общемировом, а более всего Европейском понимании акционерное общество, но в обосновании нового определения скажем, что невозможно считать корпорацией акционерное общество, занимающее ничтожно малую долю на рынке, с небольшой организационной структурой, штатом сотрудников, не обладающую новой технологией. Тогда как малая компания, но делающая уникальный в технологическом смысле продукт или оказывающая уникальную услугу, быстро способна вырасти до корпоративного уровня и фактически является ввиду этого уникального конкурентного преимущества корпорацией.
Одной из основных гипотез, заложенных в развитие корпорации – это существование циклов развития: Зарождение – Рост – Стабилизация – Умирание.
Фактически корпорации развиваются по спирали и последний цикл заменяться на реорганизацию. Это является еще одной задачей системы управления – увидеть надвигающуюся угрозу закрытия и реструктурировать корпорацию.
Как корпоративная структура помогает выжить и получить новую порцию гормона роста?
Что легко сделать:
• выйти на IPO и получить больше дешевого финансирования;
• добиться доверия потребителя;
• масштабироваться (если идея того стоит);
• вести охоту на таланты.
Что сделать трудно:
• обеспечивать высокую скорость изменений – маркетинга, системы управления, финансирования (так как нужно гораздо большее привлечение финансов);
• справиться с растущей бюрократией;
• обеспечить децентрализацию принятия решений.
Механизмы системы управления
Система управления, ее организационно-экономический механизм необходимо выстраивать, опираясь на внутренние и внешние сигналы, а также прогнозы аналитиков, как относящихся к корпорации, так и внешних независимых.
Система управления – это путь, т.е. выстроенная необходимым образом управленческая цепочка взаимодействий, приводящая корпорацию к достижению стратегических, оперативных, тактических задач и целей.
Цифровая экономика не терпит жесткой организационной структуры – современная корпорация представляет собой гибкую горизонтально интегрированную систему управления, в которой стабильной структурой остаются только классические департаменты, в основном контактирующие с государственными органами и обязательны в правовом плане. Приведем их условные обозначения по функциональному назначению:
1) департамент бухгалтерского учета и отчетности;
2) первый руководитель, совет директоров, правление т.е. высший орган управления.
Остальные составляющие системы управления корпорацией в условиях цифровой экономики в конечном счете определяют ее конкурентоспособность.
В системе управления корпорацией доминирующее положение должны занимать отделы, которые в большей степени в зависимости от деятельности корпорации являются ее локомотивом:
1) отдел, группа отделов, контрагент, основной функцией которых является: подготовка, производство, продвижение готового продукта – именно за этими отделами или частями общей системы стоит задача роста корпорации;
2) отдел, группа отделов, контрагент, основной функцией которых является сбор, обработка, анализ данных и составление прогнозов развития: корпорации, отрасли, страны, мира – полученные данные являются базой для принятия решений.
Традиционно на первое место по значению для бизнеса выходят административные отделы, основной задачей которых, на самом деле, является лишь обслуживание корпорации и основных движущих отделов или частей системы управления. Такое построение системы управления является наиболее характерным для традиционных направлений бизнеса, где основным является отслеживание отлаженных процессов и бизнес не сталкивается с новаторством.
Эта управленческая иерархия является наиболее устаревшей моделью развития корпоративных структур, фактически она позволяет удалить основной персонал от управления творческих и технологических локомотивов компании и отдать управление административным рычагам, что в конечном счете приводит компании к отставанию. Как яркий пример это наблюдалось в период отстранения Стива Джобса от работы в Apple.
Основными проблемами организационно-экономического механизма построения системы управления являются:
1) оторванность от практики: большинство гипотез разрабатываться и остаются на уровне теорий;
2) большинство имеющихся моделей ориентированы на статические системы управления;
3) разрабатываемые механизмы построения систем управления опаздывают от развития рынка, не настроены на динамику и не учитывают, что системы управления и их организационно-экономические механизмы в своем составе не имеют динамических структур;
4) анализируется уже состоявшийся опыт, не несущий в своем составе в будущем конкурентных преимуществ.
Построение организационно-экономического механизма системы управления наталкивается на прошлый опыт, в основном позитивный. Таким образом, в большинстве случаев копируется существующая система управления отдельными частями и накладывается на работающую или создаваемую систему управления. Практически всегда это несет за собой негативные факторы:
• не учитывается специфика, отрасли, корпоративная культура и т.д.;
• старые модели построения устарели;
• конкурентное преимущество, которое было ранее, перестает существовать;
Корпоративное управление и ее составляющие в условиях глобализации выглядят следующим образом:
• система управления
она производит
• управленческий продукт
который обладает
• количественными и качественными характеристиками
они в свою очередь состоят из
• связей между ними и между составляющими их характеристиками.
Отсюда можно прийти к выводу, что необходимо анализировать конечную составляющую, а именно связи между характеристиками управленческого продукта. Это даст понимание качества всей системы управления.
Корпоративный конфликт
Краеугольным камнем корпоративного конфликта является конфликт между акционерами и/или участниками и практически всегда такой конфликт (если убрать из анализа и разбора рейдерские захваты, юридическое манипулирование, злоупотребление правом, попытки захвата контроля над корпорацией) опирается на противопоставление целей корпорации и акционеров/участников. Основной задачей является избежать негативных тенденций в развитии корпорации и одной из самых разрушающих частей корпоративного конфликта.
Для этого нужно разграничить цели акционеров/участников и самой корпорации, и в будущем не допускать их сращивания и подмену.
Изменение экономической среды хозяйствования корпорации
Процесс глобализации и связанное с ним усиление конкуренции поставили новые технические требования перед корпорациями, их продукция теперь должна быть более технологически совершенна и быстрее изменяться, а эмоциональные основы потребления требуют глубокого вовлечения потребителя в деятельность корпорации и создании нового продукта.
В этих условиях любая модель поведения будет неэффективна, потому что основой эффективного развития системы управления является динамичность и постоянная модернизация, опирающаяся на творческий потенциал и лидерство кадрового состава.
Существующие шаблонные модели уже не работают, нужно реализовывать свой творческий потенциал.
Глобализация затронула все процессы и практически кардинально их изменила. В «цифровой экономике» такие изменения приняли еще более существенный характер. Назовем ключевые, повлекшие существенное перестроение системы управления корпорацией:
• скорость изменений – изменение состояния внешних и внутренних процессов происходит с такой скоростью, что ее трудно измерить. Можно сказать, что изменения происходят постоянно, причем качество этих изменений и глубина практически всегда максимальна, изменения протекают постоянно и затрагивают все сферы деятельности корпорации;
• привлечение ресурсов – этот фактор относиться не только к условиям привлечения денежных средств (инвестиций), доступу к природным ресурсам, если это является ключевым в развитии корпорации, но и к привлечению сотрудников, являющихся носителями технологии;
• мотивация персонала – системы мотивации сталкиваются с новыми задачами. В условиях глобализации корпорации недостаточно просто создать хорошее денежное стимулирование – они должны создать в корпорации микроклимат, способный раскрыть потенциал сотрудника, чтобы он чувствовал полную самореализацию. Но и высококвалифицированный сотрудник должен быть близок к своему «источнику вдохновения»;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Организация запрещённая на территории Российской Федерации
2
Организация запрещённая на территории Российской Федерации
3
Организация запрещённая на территории Российской Федерации
4
Организация запрещённая на территории Российской Федерации
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов