Книга Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров - читать онлайн бесплатно, автор Римма Байбурова. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров
Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров


Ил. 48. Тройной светильник из гробницы Тутанхамона. Алебастр


В Среднем царстве для многих светильников характерна антропоморфная форма, например светильник покоится на голове известняковой статуи карлика Беса или на ладони руки, прикрепленной к стене.

В Новом царстве фигуративными становятся лишь основания светильников, разнообразнее материал и техника исполнения.

Благодаря стабильной температуре и влажности в гробницах сохранилось немало тканей, циновок, ковров, больше, чем от всех древних цивилизаций вместе взятых.

Текстиль. Еще в додинастическом периоде египтянам были известны шерсть и конопля, но самым востребованным сырьем являлся лен. Из льна изготавливали ткани, и уже в древнейшие времена техника ткачества была достаточно высокой. Например, на фрагменте льняной многоцветной ткани, сохранившейся от додинастического периода, изображены лодки и сцены охоты на гиппопотама.

В интерьерах текстиль использовали в обивке мягкой мебели: обтягивали подушки и тюфяки, которыми устилали сиденье; иногда «обивкой» служил кусок ткани, сложенный в несколько слоев. Ткани использовались как покрывала. Разнообразнейшие одежды египтян (они в обилии представлены на фресках в гробницах, в папирусах) свидетельствуют как о роли текстиля в их жизни, так и о высочайшем уровне древнеегипетского ткачества.

Циновки. Из льна, а также из тростника плели также циновки. Египетские мастера умели выполнять искуснейшие узоры плетения; впоследствии их нередко использовали как декоративный орнаментальный мотив в живописи и рельефах. Простейшими узорами были розетки, пальметты.

Ковры. Стены интерьеров могли украшать коврами. Сохранился ковер времени Нового царства с проложенными по его краю нитями, на которых он висел. На нем в орнаментальной россыпи цветов изображен царский картуш.

Изделия из кожи. Изготавливали предметы для интерьера и из кожи. Дубить и окрашивать кожу (преимущественно в красный или желтый цвета), делать из нее разные предметы египтяне умели еще с додинастических времен. Сохранился, например, кожаный занавес – Траурный полог (ок. 1050 г. до н. э.). Его размеры – 2,45×2,15 м. Основная часть занавеса состоит из трех полос синей кожи: на средней «распростерли крылья» грифы, синие полосы по сторонам усеяны желтыми звездами. Основную часть окаймляет шашечный узор из зеленой и красной кожи, который чередуется с орнаментальными бордюрами. В бордюрах – скарабеи с раскрытыми крыльями, царские картуши, антилопы с подогнутыми ногами, цветы папируса и тексты. Фигуры и иероглифы вырезаны из кожи и пришиты.

Керамика. В египетских жилых интерьерах было немало разнообразных изделий из керамики. Прежде всего это глиняная керамическая утварь, которой здесь пользовались уже в 5-м тысячелетии до н. э. В додинастическом периоде еще ручным способом изготавливали сосуды разнообразной формы, в том числе фигурные (в виде гиппопотама, ежа, птицы или женской фигуры); они бывали расписными, например красные с белым рисунком или желтоватые с фиолетовым. Примерно с начала Древнего царства появился гончарный круг и печи для обжига. Изделия по-прежнему были исключительно разнообразными (ил. 49.1).


Ил. 49.

1. Глиняный горшок с изображением скачущей лошади, XVIII династия. 2. Коробочка и фишки из фаянса для древнеегипетской настольной игры сенет; принадлежала фараону Аменхотепу III (Бруклинский музей). 3. Полихромный стеклянный сосуд в форме рыбы, XVIII династия (Британский музей). 4. Голова царицы из светло-синего стекла с париком из темно-синего стекла (инкрустированные глаза и брови утрачены), XVIII династия


Но со временем глиняную посуду стала вытеснять металлическая. В интерьерах Нового царства, наряду с керамикой собственного производства, была обильно представлена привозная крито-микенская керамика.

Египетский фаянс. Уже со времени Древнего царства египтяне умели создавать цветные и расписные изделия, очень похожие на керамические, которые получили название «египетский фаянс». В их основе плавленый порошок кварца с некоторыми добавками и красителями, изделия покрыты стекловидной глазурью. Таким способом делали сосуды – чаши, блюда, кубки и др., причем на некоторых из них можно видеть картуши с надписями. По этой же технологии изготавливали элементы убранства для интерьера: яркие облицовочные плитки, которыми в ряде случаев украшали стены или колонны (о них говорилось ранее); декоративные архитектурные элементы; различные изделия (ил. 49.2). В частности, со времени Древнего царства в Египте были известны маленькие круглые фаянсовые игорные столики. Обычные цвета египетских изделий из фаянса – синий и зеленый, реже встречаются фиолетовый, коричневый, красный, черный. Достаточно редки белый и желтый; их трудно было получить во все времена.

Изделия из стекла. Свою лепту в образы древнеегипетского интерьера вносили также разнообразные изделия из стекла. С древнейших времен из стекла изготавливали бусы, перстни, амулеты, подвески для ожерелий, трубки, сосуды и т. п. Но в период Нового царства художественное стекло уже использовалось и для убранства интерьера. Известны скульптуры из стекла, порой довольно крупных размеров. Представление о них дает женская голова кон. XVIII династии (ил. 49.4): у нее светло-синее лицо и темно-синий парик (соединенные способом, неизвестным современным стеклоделам), глаза и брови были инкрустированы (ныне утрачены), волосы подхвачены золотой повязкой (утрачена).

Убранство интерьеров Нового царства составляли также изысканные по форме стеклянные цветные чаши, флаконы и флакончики, сосуды, фляги и др., выполненные разными способами. Они могли быть почти однотонными, как например, стеклянная чаша с именем Тутмоса III – синяя, с темно-синим и желтым узором. Но могли быть полихромными, перистыми. В этом случае тесто из стекла окрашивали фриттой в синий цвет.

Фритта – это измельченное или дробленное стекло; синяя или голубая египетская фритта содержит соединения меди, извести, кварца.

Нанеся его на форму, поверх выкладывали узоры из стеклянных разноцветных нитей (синих, зеленых, желтых, красных, белых, черных). Потом изделие катали по отполированной поверхности, так что узоры вдавливались в массу теста. Существовали и другие техники получения перистого стекла, к примеру, у сосуда в форме рыбы (ил. 49.3) из дворца в Ахетатоне синие, белые, желтые чешуйки сделаны выпуклыми. Наконец, изделия из стекла могли быть почти прозрачными аметистового цвета с желтым и белым узором; впрочем, считается, что египтяне не стремились создавать прозрачное стекло.

Изделия из камня. Украшением интерьеров являлись также художественные изделия из камня: шкатулки, светильники, игральные диски, а также блюда, вазы, кувшины, кубки и другие сосуды (ил. 50).


Ил. 50. Древнеегипетские сосуды из камня


Их выполняли из известняка, базальта, алебастра, шифера, потом и из мрамора. В более архаические времена использовали твердые породы камня; в них мастера старались подчеркнуть красоту собственно камня и формы. Позднее стали употреблять более мягкий камень, и на изделиях появился декор (рельефы и др.). Во все времена предметы из камня тщательно шлифовались.

Изделия, выполненные из разных материалов. Существовали также изделия, в которых объединялись детали, выполненные из разных материалов и в разных техниках. Например, дворец Рамсеса III в Мединет-Абу (Новое царство) украшало профильное изображение головы фараона, выполненное из красного стекла с париком из синего фаянса.

Яркие и разнообразные предметы из керамики, фаянса, стекла, камня значительно оживляли жилые интерьеры Древнего Египта, сообщали им человеческий масштаб и жизнерадостную ноту.

Благовония. Наконец, важнейшей особенностью древнеегипетских интерьеров было использование благовоний, которые привносили в помещения тонкие и изысканные ароматы, создавая в них особенную эмоциональную атмосферу.

Подводя итоги, можно сказать, что египетские жилые интерьеры воплощали в себе, во-первых, интересные архитектурные решения, в которых использовались колонны, разноуровневые потолки, дозированное поступление света, и, во-вторых, цельное и изысканное художественное оформление: разнообразные росписи стен, полов, колонн, рельефы, инкрустации камнем и др. Порой в этих интерьерах добивались уникального синтеза архитектурных и живописных решений. Значимую роль играло их наполнение: цветная яркая мебель, изысканные ткани, настенные ковры, циновки на полу, а также художественные предметы, выполненные из керамики, стекла, камня и др. Характерной чертой художественного оформления являлись цветные иероглифические надписи, которые использовались повсюду. Свою особую ноту в древнеегипетские интерьеры привносили благовония.

Двуречье

4-е тысячелетие до н. э. – 539 г. до н. э.

Еще одним очагом древних цивилизаций было знаменитое Двуречье, расположенное в бассейне рек Тигр и Евфрат, известное как «библейский рай». Эти земли называют также Месопотамией или Междуречьем (др.-греч. Μεσοποταμία – междуречье). В сокровищнице мировых достижений цивилизация Двуречья занимает достойнейшее место, и ее влияние на соседей трудно переоценить. В археологических культурах, которые прослеживаются на этих землях с 7-го тысячелетия до н. э., можно видеть и последовательный переход к язычеству, и совершенствование архитектурных навыков, и прогресс керамического производства, и т. д.

В сер. 4-го тысячелетия до н. э. на юге Двуречья появляются шумеры со сложившимся уже пантеоном языческих богов. По-видимому, ассимилировав местное население и восприняв у него ряд культов, а также строительных приемов, именно шумеры заложили основы великой цивилизации Двуречья.

В сер. 3-го тысячелетия до н. э. на эти земли с запада нахлынули семитские племена аккадцев. Для них великие достижения шумеров стали образцом. Завоевав Шумер, аккадцы усвоили, несколько преобразовав, шумерскую мифологию и шумерский пантеон, дополнив его своими богами.

После прихода аккадцев в Двуречье рождались и рушились мощнейшие державы. Но всякий раз, будь то пришельцы или возвысившийся тот или иной город, здесь продолжались и развивались традиции, заложенные еще в 4-м тысячелетии до н. э.

В 539 г. до н. э. Двуречье было завоевано персами и вошло в состав империи Ахеменидов.

Бытовавшие на этой земле интерьеры мы разделим по времени на три периода. В первом (раннем), возникают основы всех видов интерьера. Во втором (промежуточном), когда на землях Двуречья сменяли друг друга разные царства, все виды интерьеров развивались и совершенствовались. Третий (заключительный) период – это расцвет интерьеров Двуречья. Соответственно строится периодизация.

Периодизация:

государство шумеров (Шумер) – сер. 4-го тысячелетия до н. э. – 2400-е гг. до н. э.;

период Аккада—Ассирии – 2400-е – 626 г. до н. э.;

нововавилонский период – 626–539 гг. до н. э.

Государство шумеров

4-е тысячелетие до н. э. – 2400-е гг. до н. э.

Народ, известный под именем «шумеры», жил на землях Двуречья в сер. 4-го – 3-м тысячелетии до н. э. (ил. 51).


Ил. 51. Государство Шумер на карте Двуречья


Пока остаются дискуссионными множество вопросов: как шумеры появились в Двуречье, каковы родственные связи их языка и др. Термин «шумеры» ввели исследователи во 2-й пол. XIX в., образовав его от области Шумер, шумерским стали также называть язык этого народа. Но себя «шумеры» называли «черноголовые».

В Двуречье преобладают глинистые почвы, и шумеры, как и издавна жившие здесь народы, использовали глину для самых разных целей. Однако именно они сделали глину еще и материалом для письма. Писали палочками на еще сырых табличках, получалась своеобразная клинопись. Шумерскую письменность удалось расшифровать, и миру открылись удивительные подробности из жизни этого древнего народа.

На раннем этапе своей истории в Двуречье шумеры объединялись в территориальные общины, так называемые номы. В ном входили главный город, небольшие второстепенные поселения и прилегавшие сельскохозяйственные угодья. Власть в номах осуществляли совет старейшин, народное собрание и постепенно обособлявшееся жречество. Со временем номы преобразовались в города-государства.

К моменту, когда шумеры появились в Двуречье, тотемизм повсеместно уступал место язычеству. Согласно представлениям шумеров, мир разделялся на три части: верхний – это небеса, дом высших богов; средний – земля, дом людей; и нижний преисподняя, дом божеств подземного мира, сюда попадали люди после смерти. Боги считались в Шумере устроителями и носителями мирового порядка, они сотворили людей и управляли не только природными явлениями на земле, но и всеми событиями в жизни людей. Богов было много, существовала их иерархия, у каждого из богов была своя функция. Главным богом верхнего небесного мира слыл бог Ан – бог Неба, в верхний пантеон входили бог Энлиль – «владыка дуновения» ветра и воздуха, бог Энки – владыка Земли, бог мудрости и хранитель вод, Инанна – богиня любви и покровительница воинов и др. Ряд богов являлся воплощением небесных светил: Энлиль – планеты Юпитер, Инанна – планеты Венера, бог Уту – Солнца, бог Нанна – Луны и т. д. Кстати, именно шумеры первыми стали практиковать астрологию. Языческие боги очеловечивались, приобретали черты людей и внешне, и поведенчески. Подобно людям, они роднились, совещались, ссорились, любили, интриговали, вредили или помогали людям и т. п. Шумеры осознавали свою полную зависимость от их воли. Важнейших божеств чтили повсеместно, но в каждом из городов существовал и особо почитался бог-покровитель общины. Для богов строили дома-храмы.

Верования шумеров не препятствовали тому, чтобы их собственное жилье было удобно устроено и соответствующим образом декорировано. Главными их занятиями являлись овцеводство, сельское хозяйство и рыбная ловля. Во время разлива рек (наводнений) шумеры собирали воду в специально сооруженные каналы, и в знойные дни орошали ею поля. В их городах процветали ремесла, действовали суды, дети учились в школах. Шумеры первыми стали пользоваться семидневными неделями, двенадцатеричной системой счисления в сутках, в часах и др., они изобрели колесо и др. Многое в нашей культуре уходит корнями в древнее Двуречье. Любопытно, но у шумеров существовал даже «прообраз» Великой китайской стены: стена длиною в 200 км защищала их от вторжения кочевых племен. Сохранившиеся глиняные таблички с текстами поведали и о шумерской поэзии, пословицах, мифах (в частности, с шумерским перекликается известный библейский миф о всемирном потопе).

Также сохранились глиняные шумерские печати, которые заменяли личную подпись. Они имели вид цилиндра со сквозным отверстием вдоль его оси, на поверхность цилиндра нанесен резной рисунок, который отпечатывался при вращении цилиндра (ил. 52).


Ил. 52. Глиняная печать шумеров


Изображения на печатях – самые разнообразные: от орнаментов и сцен повседневной жизни до образов астральных божеств, при этом на небольшой плоскости резчики располагали довольно сложные композиции. Благодаря широчайшему спектру изображений среди прочего на шумерских печатях встречаются бытовавшие в те времена детали интерьера, бесконечно давно утраченные. В изображениях людей использован повсеместно существовавший канон «нескольких точек зрения»: голова и ноги – в профиль, глаз (в профильном изображении) – в фас, однако, трактовка плеч была более свободной. Того же канона резчики придерживались, представляя животных и птиц. На некоторых печатях рисунок сопровождали надписи, которые указывали на именной их характер. Бедные люди не имели своей печати и ограничивались оттиском ногтя или прикладывали к документу край одежды с бахромой.

Помимо храмов, существовали общественные здания, дворцы, жилые дома, гробницы.

Для строительства обычно необходимы камень и дерево, но в Двуречье камня и дерева крайне мало. Из-за преобладания глинистых почв главным строительным материалом здесь издавна была глина. Смешивая представленную в изобилии глину с песком и соломой, изготавливали сырцовый кирпич, который перед использованием сушили на солнце. По-видимому, сушили только с одной стороны, поскольку в руинах шумерских строений на нижней стороне некоторых кирпичей обнаруживают отпечатки амулетов. Там, где угрожала сырость (в основании стен, в подземных галереях), порой в ход шел обожженный кирпич. В более позднее время в южных районах почти на всех кирпичах ставили клеймо монарха, по распоряжению которого эти кирпичи изготовлялись. На севере при необходимости добавляли камень. Связующим материалом служил раствор из жидкой глины, ила и песка. Перекрытия выполнялись в основном из привозного дерева. Однако шумеры умели делать также простейшие сводчатые перекрытия из сырцового кирпича: кирпичные ряды с напуском постепенно сходились в вершине свода.

Храмы

Когда в Двуречье появились шумеры, местное население уже возводило святилища и храмы своим божествам. В центральной части древнейшего шумерского города Эреду (Эриду) археологи обнаружили следы древнего храма. Раскопки зафиксировали 18 его горизонтов.

Горизонт в археологии – тип отложений с большим количеством культурных черт, характерных для ограниченного отрезка времени на определенной географической территории.

Первый относился к 5-му тысячелетию до н. э., последний – к кон. 3-го тысячелетия до н. э. Храм неоднократно перестраивался, его архитектура усложнялась. Но структурная основа, представленная горизонтом VII (сер. – 2-я пол. 4-го тысячелетия до н. э.), станет типичной в дальнейшей истории храмового строительства в Двуречье. Храм служил домом шумерского бога мудрости и владыки вод Энки.

В Двуречье не закладывали фундаментов, так как материк здесь залегает глубоко, а почвы наносные. Поэтому основанием здания, воспринимая его тяжесть, служила платформа из сырцовых кирпичей, выложенная прямо на почве. Она защищала здание от разрушительных наводнений, и благодаря ей акцентировался его статус. В Шумере платформа и возведенное на ней здание воспринимались как нераздельное целое, как единый архитектурный объект.

Храм в Эреду возвышался на прямоугольной платформе (26,5×16 м); ее углы были обращены к сторонам света. Специальная лестница, устроенная на длинной стороне платформы, вела к открытой площадке перед входом в храм. Прямоугольное (23,5×12,5 м) здание храма тоже было сложено из кирпича-сырца, в цоколе для гидроизоляции использовался битум. Укреплению сырцовой конструкции платформы и стен храма способствовали плоские вертикальные различной ширины лопатки и ниши между ними.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены во всю ее высоту.

Благодаря им на фасадах возникал своеобразный декоративный ритм.

План храма (ил. 53) представлен относительно уравновешенной композицией с перпендикулярными осями условной симметрии.


Ил. 53. План храма бога Энки в Эреду. Горизонт VII. Сер. – 2-я пол. 4-го тыс. до н. э.

1 – алтарь; 2 – жертвенный стол


Вход расположен на длинной стороне против лестницы. Интерьер храма – это большой открытый двор, обрамленный по периметру помещениями. В торцевых концах двора друг против друга располагались алтарь (1) и жертвенный стол (2). Помещения храма имели различные назначения: сразу при входе – помещение по типу притвора в христианских храмах; некоторые другие использовались как культовые; в части помещений жили жрецы и обслуживавшие храм люди. Окон не было, свет и воздух поступали через дверные проемы, открывавшиеся во двор. Подобный принцип композиционного решения храма с непринципиальными отклонениями будет воспроизводиться в Двуречье и позднее.

Известно, что стены храма в Эреду были оштукатурены и побелены. Но, каким было внутреннее художественное оформление храма, не известно.

Сведений об убранстве древних шумерских храмов внутри и снаружи крайне мало, но те, что существуют, свидетельствуют об эволюции художественного решения интерьеров и экстерьеров.

Например, в храме Телль-Укайра кон. 4-го тысячелетия до н. э. ниши между лопатками на поверхности платформы украшала орнаментальная мозаика. Ее рисунок составлялся из окрашенных оснований конусов-«гвоздей», острием забитых в сырцовую кладку; «гвозди» делали каменными или обожженными глиняными. Алтарь храма, внутренние стены помещений и колонны входа были покрыты полихромной фресковой росписью с геометрическим узором и изображениями животных (выразительными силуэтами крупных быков и леопардов, идущих к алтарю); росписи сопровождались небольшими орнаментальными фризами. Но это единственный дошедший до нас образец.