Бытует мнение, что древние цивилизации возникли на Ниле, Инде, Месопотамии. Однако древнейшие поселения, означающие не просто стоянки древнего человека, обнаружены в Европе возрастом до 7 тысяч лет. Жили представители древнейшей цивилизации на территории в несколько десятков тысяч квадратных километров в самом центре Европы, на территориях современных Германии, Австрии и Словакии с Чехией. Самые большие поселения найдены на территории Германии около Дрездена (от слав. «дряга» – «болото») и Лейпцига (от слав. «липа»).
Были найдены развалины более полутора сотен гигантских сооружений, диаметр которых достигал 150 метров, а также жилых построек. Основным строительным материалом был лес и земля. Из древесины сооружались постройки и частоколы, огораживающие комплексы круглой формы, где, скорее всего, разводили костры для использования в металлургии. А высекали первоначальный огонь с помощью «волшебных палочек». Схожие постройки найдены и на территории южного Урала, наиболее известен Аркаим, где имелась ливневая канализация, а бревенчатые настилы и сами жилища были пропитаны пожароустойчивым соединением, настолько прочным, что его остатки хранились и по сей день. Каждое жилище имело все необходимое: в импровизированной прихожей был специальный сток для воды, который уходил в канаву под главной улицей. В каждой доме – колодец, печь и небольшое куполообразное хранилище для продуктов. Из колодца ответвлялись две земляные трубы. Одна вела в печь, другая в хранилище, чтобы из колодца всегда шел прохладный воздух. В печке этот прохладней воздух, проходя по земляной трубе, создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить металлы без использования мехов. Древним кузнецам оставалось только оттачивать свое металлургическое мастерство. Другая земляная труба, ведущая в хранилище, обеспечивала в нем значительно более низкую, чем у окружающего воз духа, температуру: своего рода холодильник. Молоко, например, здесь могло храниться много дней и не скисало.
За внутренним кольцом стены города, видимо, размещались жилища наиболее знатных и влиятельных горожан. Попасть туда простому смертному было непросто. При ширине три метра стена достигала семиметровой высоты. При этом она нигде не имеет прохода. Лишь в одном месте есть крошечное отверстие. Все «элитные» жилища оказываются изолированными от внешнего мира: чтобы проникнуть во внутреннее кольцо города, нужно пройти по всей длине улицы. Таким образом, входящий в город был вынужден проделать тот же путь, который проходит Солнце.
Реконструкция поселений в Германии
В самом центре города находится площадь – единственное место, имеющее не круглую, а квадратную форму. Судя по остаткам костров, расположенных в определенном порядке, это было место совершения религиозных ритуалов, посвященных огню. Это так называемая Мандала ариев – квадрат, вписанный в круг, в древних космогонических текстах круг символизирует Вселенную, квадрат – Землю, материальный мир людей. При строительстве города древний человек как бы заново создавал Вселенную в миниатюре. Аркаим возводился по заранее спроектированному плану как сложный единый комплекс, сориентированный на астрономические объекты с величайшей точностью. Это все постройки древних ариев (индоевропейцев). Интересные совпадения можно найти в русских народных сказках, где говорится о том, как герои скачут на конях через мхи, болота, леса, озера, и прибывают в шутово царство. И видит герой, что на поляне высокие палаты, а вокруг забором обнесены из целого строевого леса. В небо забор упирается, и ворот нигде нет. Рванулся конь, взвился под самые облака и перескочил через тын. Шут – древнейший сценический персонаж, по-англ. «джокер», это оборотень, актер, который переодевался и превращался в кого-нибудь, в то время главенствовало такое мировоззрение, которое можно было бы сегодня назвать детским. Церковники не разрешали хоронить актеров на христианских кладбищах именно по причине того, что актеры были шутниками и высмеивали христианские обряды, и их профессия восходила к древним языческим обрядам.
Данные археологии показывают, что, например, древние египтяне к моменту открытия железа уже создали великую цивилизацию, но использовали новый металл только при изготовлении украшений, что объясняется весьма просто. Когда древнеегипетские металлурги освоили выплавку железа (это произошло в середине II тыс. до н. э.), оно, как и бронза, первоначально было редким, а потому дорогим металлом.
Тщательно обработанные кусочки железа вставлялись мастерами в золотую оправу или применялись при инкрустации. В частности, браслет, инкрустированный железными осколками, найден в гробнице фараона Тутанхамона (1400—1392 гг. до н. э.). Что касается ариев, то они изготавливали из бронзы фибулы (застежки) и другие украшения.
Эпоха бронзы длилась у ариев очень недолго. Арии научились добывать болотные руды и выплавлять из них железо. Освоение железа праславянами привело к существенному скачку в развитии культуры. Использование бронзы было бесперспективным, так как в пределах славянских земель залежей меди и олова не встречалось – эти металлы приходилось завозить в небольшом количестве из-за дороговизны с других территорий. Поэтому культура бронзы в арийской общности так и не успела развиться.
Железо было для них доступным и дешевым металлом. Железные руды имеют более широкое распространение, чем медь и бронза, а потому монополии на этот металл не возникло: его руды в больших количествах образуются под действием микроорганизмов в болотах и других стоячих водоемах. А область расселения ариев как раз характеризовалась обилием озер и заболоченных территорий. Железо легко добывалось, однако его выплавка и обработка требовали определенных умений, что дало толчок повсеместному развитию кузнечного и других ремесел. Железные орудия заменили мягкую бронзу и окончательно вытеснили камень. За счет использования железных серпов, лемехов, кос и топоров, необходимых для ведения подсечно-огневого земледелия, сельское хозяйство ариев стало развиваться более интенсивно.
Повсеместно начали образовываться поселения, между которыми со временем установилась оживленная торговля.
Этот «экономический переворот» нашел отражение в мифах и народных сказках о кузнецах-великанах, играющих многопудовым молотом и легко выковывающих исполинские плуги и серпы. В некоторых сказках такие кузнецы изображены победителями страшного Змея. Его образ воспринимался в народном сознании как символ кочевников. Характерно, что сегодня самая распространенная среди современных индоевропейских языков фамилия связана с кузнечным делом: это Кузнецов и ее аналоги – Ковальский, Коваль, Смит, Шмидт и т. д.
Общий смысл здесь заключался, скорее всего, в следующем. Древние арии использовали эти болотистые земли для получения руды, когда руда истощалась, поселки сжигались, рвы засыпались. Поэтому поселки существовали около 100 лет. Главное было сохранить тайну технологий (ноу-хау) изготовления различных металлических изделий при использовании приемов металлургии, чтобы другие племена об этом не узнали и не оставили конкуренции.
Однако применительно к эпохе освоения железа следует сказать, что страшным Змеем-Горынычем (то есть гороподобным) в представлении древних славян могли оказаться киммерийцы. От них современное название полуострова Крым. Эти кочевые племена в Х-VIII вв. до н. э. совершали опустошительные набеги на земли Малой Азии, Причерноморья и Поднепровья. Для защиты от них праславяне южной лесостепи возводили насыпные валы и строили укрепленные поселения, следы которых археологи находят по берегам притоков Днепра.
Примерно в III в. до н. э. новые нашествия кочевых народов (сарматов) приостановили развитие праславян. На следующем этапе своего развития праславянские племена образуют славянскую общность, в которой постепенно выделяются прототипы будущих западных, южных и восточных славян. Этот процесс приходится на II – VI вв. н. э. и совпадает со временем расцвета и последующего упадка Западной Римской империи.
Названия фигур в таврели
Интересно, что древнейшая игра в таврели (возможно от древнейшего населения южной части Крыма тавров, отсюда Таврика, Таврида), прообраз шахмат, содержит древнейшие знаки и слова, когда индоевропейский язык был единым. По мнению некоторых ученых, таврели – ровесники индийских шахмат, а может быть, и старше. И этому есть научные подтверждения. Когда проводились раскопки в этрусских могильниках, в скифских курганах Приазовья и в балтийских варяжских захоронениях, то археологами были обнаружены небольшие костяные и каменные кружочки со странными знаками на ребрах, галечник разного цвета и большие плоские камни с рисунком в клетку. Затем таврели были найдены и в более поздних раскопках на Черниговщине (Украина), в новгородских землях и в Рязани. Таврели упоминаются в былинах о Садко и Владимире Красном Солнышке. Все это говорит о том, что в IX – X вв. на Руси была распространена интеллектуальная игра с четко определенными правилами. Ученые считают, что таврели исчезли в период крещения Руси. Произошло это, видимо, из-за того, что Православная церковь отрицательно относилась к играм. По всей вероятности, таврели были объявлены языческой игрой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги