Книга The Terraforming - читать онлайн бесплатно, автор Бенджамин Браттон. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
The Terraforming
The Terraforming
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

The Terraforming

10

Последняя фотокамера: превращение планеты в фотоаппарат не только отодвигает на второй план / подчиняет себе локальные объекты и земную семиотику, но и даёт повод поразмыслить о предельных условиях. Положим, что разрешение изображения зависит от размера апертуры, а глубина резкости определяет то, как далеко оно может заглянуть назад во времени. Представьте тогда систему из тысячи камер, рассеянных от Земли до Сатурна и синхронизированных так, чтобы сканировать пространство в одном точном направлении. Как далеко мы сможем заглянуть в прошлое – при должном терпении и масштабе такой работы? Сможет ли эта система, как гамма-телескоп, обнаружить следы того, что происходило 13,7 миллиардов лет назад, сразу после Большого взрыва? В любом случае система не сможет всмотреться дальше, ведь до Большого взрыва времени (или пространства) в привычном нам смысле не существовало. Разрешение такого масштаба станет пределом для сенсорного устройства или поверхности. Последняя фотокамера – это фотокамера, способная проследить назад весь путь развития космической пустоты, но не дальше – потому что дальше ничего нет.

11

НПО имени С. А. Лавочкина занимается проектированием и сборкой космических аппаратов. Среди реализованных проектов – советские межпланетные станции марсианской и венерианской программ. – Примеч. ред.

12

См.: Edwards, Paul N. A Vast Machine. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2013. Пол Эдвардс – профессор школы информационных наук Мичиганского университета. Его книга «Громадная машина, компьютерные модели, климатические данные и политика глобального потепления» рассказывает, как ученые научились понимать атмосферу, измерять её, отслеживать прошлые состояния и моделировать будущие. Эдвардс пишет, что все данные о мировом климате мы знаем по моделям: без них достоверной климатической информации не существует. – Примеч. ред.

13

Определить «эффект обзора» помогает многочисленная проза, исполненная духовной непреклонности; см. книгу Фрэнка Уайта «Эффект обзора: исследование космоса и эволюция человека»: White, Frank. The Overview Effect: Space Exploration and Human Evolution. AIAA, 1998. Приведём несколько показательных высказываний по теме: «Вас охватывает всеобъемлющее осознание Земли и направления, в котором идёт человечество, и острое недовольство состоянием мира, и навязчивое желание как-то его исправить. Оттуда, с Луны, международная политика выглядит сущей мелочью. Хочется схватить какого-нибудь политика за шкирку, притащить за четверть миллиона миль оттуда и сказать: “Посмотри на это, сукин ты сын”» (астронавт Эдгар Митчелл); «Вид Земли из космоса – маленькой, живой и одинокой – заставил научную и философскую мысль перейти от предположения, что Земля – неизменная среда обитания, данная человечеству раз и навсегда, и перейти к модели Земли как развивающейся среды, обусловленной жизнью и изменяемой деятельностью человека» (историк Роберт Пул); «Ожесточенные националистические интересы, голод, войны, эпидемии попросту не просматриваются с такого расстояния» (астронавт Фрэнк Борман).

14

«Бледно-голубая точка» (Pale Blue Dot) – фотография Земли 1990 года, сделанная в космосе с расстояния 40,5 а.е. зондом «Вояджер-1», который был запущен 5 сентября 1977 года. Идея снимка была предложена Карлом Саганом, который написал одноимённую книгу в 1994 году. – Примеч. ред.

15

Сравните эксцентричную мысль Хойла с более поздним изречением Маршалла Маклюэна: «С появлением Спутника кончилась Природа. Природа – это предмет, заключённый в рукотворную среду, состоящую из спутников и информации»: McLuhan, Marshall. From Cliché to Archetype. The Viking Press, 1970. P. 9–10.

16

Есть множество известных отчётов о прозрениях Бранда и его деятельности, некоторые из них зубоскальнее прочих, см.: Fulton, Katherine. How Stewart Brand Learns // Los Angeles Times. 1994. October 30 (https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1994-10-30-tm-56643-story.html).

17

Произвольная не значит неважная. Так, на МКС действует тщательно продуманная система, поддерживающая неизменное ощущение верха и низа у обитателей станции. Это считается критически важным для психического самочувствия экипажа. Подробнее об этом см.: Scharmen, Fred. Space Settlements. Columbia Books on Architecture and the City, 2019.

18

Sun Ra. Space Is the Place. Plexifilm, 1974. Фильм режиссера Джона Коуни, авторы сценария – Сан Ра и Джошуа Смит. См. также: Scharmen, Fred. Space Settlements. Columbia Books on Architecture and the City, 2019.

19

Подробнее об этом см. сборник эссе Харрисона Шмитта (на английском языке): https://www.americasuncommonsense.com/downloads

20

°Cм. видеозапись: https://www.youtube.com/watch?v=njpWalYduU4

Ср. с образом Юрия Гагарина, парящего в космосе и посылающего оттуда ликующее атеистическое сообщение: «Бога нет!» (https://www.themoscowtimes.com/2019/05/21/a-glimpse-behind-the-iron-curtain-a65604).

21

Цитата Эдмунда Гуссерля, найденная в его бумагах: Husserl, Edmund. Foundational Investigations of the Phenomenological Origin of the Spatiality of Nature // Idem. Shorter Works / ed. by Peter McCormick, Frederick A. Elliston. Ind.: South Bend, 1981. P. 222–233, Цит. по: Lazier, Benjamin. Earthrise or The Globalization of the World Picture // The American Historical Review. 2011. Vol. 116. No. 3 (June). P. 602–630.

Также см.: Гуссерль, Эдмунд. Коперниканский переворот коперниканского переворота. Первоковчег Земля / предисл. и пер. В. И. Молчанова // Ежегодник по феноменологической философии. М.: РГГУ, 2010. Т. II. С. 349–363.

Свои причины для недовольства гелиоцентризмом были и у других его противников. Чарльз К. Джонсон, президент Международного общества плоской Земли, говорил: «Весь смысл теории Коперника – в том, чтобы избавиться от Иисуса через утверждение, что нет ни верха, ни низа <…>. Вращающийся шар просто превращает всю Библию в шутку» (https://www.ic.unicamp.br/~stolfi/misc/misc/FlatEarth/FlatEarthSociety.html).

В книге «Улица с односторонним движением» (глава «К планетарию») Вальтер Беньямин пишет: «Античность обращалась с космосом иначе – в упоении. Ведь именно упоение – тот опыт, в котором мы только и обретаем самое далёкое и самое близкое, и никогда – одно без другого. Но это означает, что упоённо общаться с космосом человек может лишь в сообществе. Опасное заблуждение людей Нового времени – считать этот опыт несущественным, таким, без которого можно обойтись, и отдавать его на откуп одиноким мечтателям, живущим прекрасными звёздными ночами. Нет, он то и дело вновь становится значимым, и затем уже народам и поколениям с трудом удаётся его избежать, что самым чудовищным образом продемонстрировала последняя война, которая была попыткой нового, прежде неслыханного бракосочетания с космическими силами. В бой были брошены человеческие массы, газ, энергия электричества, высокочастотные токи пронизывали ландшафт, в небе восходили новые звёзды, воздушное пространство и морские глубины оглашались шумом пропеллеров, и по всей родной земле выкапывались могилы для жертвенных захоронений. Эта великая борьба за стяжание космоса впервые происходила в планетарном масштабе, а именно – в духе техники»: Беньямин, Вальтер. Улица с односторонним движением. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. С. 110–111. В некотором смысле поразительно, что эти замечания одновременно отчасти созвучны нытью Гуссерля и прямо с ним полемизируют.

22

Хайдеггер, Мартин. «Только Бог сможет еще нас спасти…»: интервью / Р. Аугштайн, Г. Вольф; пер. Игоря Касьяненко // Der Spiegel. 1966. 23 сентября. По просьбе Хайдеггера опубликовано только после его смерти (https://creativpodiya.com/posts/4792).

23

См. соображения Пола Черчланда, приведённые в книге: Churchland, Paul. Plato’s Camera: How the Physical Brain Captures a Landscape of Abstract Universals. Cambridge, Mass.: MIT Press. 2012.

24

См.: Blumenberg, Hans. The Genesis of the Copernican World. [Repr. ed.] Cambridge, Mass.: MIT Press, 1989.

25

См.: Negarastani, Reza. Intelligence and Spirit. Urbanomic Press, 2018.

26

Джорджо Агамбен о понятии диспозитива:

«1) Это гетерогенный ансамбль, одинаковым образом виртуально включающий в себя всё лингвистическое и нелингвистическое: дискурсы, институты, здания, законы, полицейские меры, философские утверждения и т. д. Сам по себе диспозитив является сетью, образующейся между этими элементами.

2) Диспозитив всегда обладает конкретной стратегической функцией и всегда вписывается во властные отношения.

3) Как таковой, он произведён пересечением отношений власти и отношений знания»: Агамбен, Джорджо. Что такое диспозитив? // Что современно? К.: Дух i Лiтера, 2012. С. 14.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги