В целом для торговли в городе были отведены 4 площади, а также близлежащие к ним улицы. В первой половине ХIХ века в Слободском действовало три постоянные ярмарки, а ближе к концу ХIХ века их количество возросло до четырех – это «пятое», «десятое» (то есть после крупных религиозных праздников), осенняя и Екатерининская. За торговлю на них городской думой была установлена ярмарочная такса за места.
В ярмарочные дни в город съезжались люди со всего Слободского уезда. Свою продукцию на продажу: сырье для кожевенного производства, холсты, зерно и продукты питания – привозили жители окрестных сел и деревень. Все это скупалось горожанами оптом или в розницу для своих ремесленных, производственных и бытовых нужд.
В периоды между ярмарками торговля в городе не прекращалась – продавцами были слободские предприниматели, которые держали постоянные торговые места и занимались ежедневной продажей товаров, обеспечивая слобожан всем необходимым. Оживленную торговлю слобожане вели постоянно. Это очередное подтверждение, что Слободской был одним из крупных торговых центров Вятской губернии.
Последний амбар купеческого Слободского
Инициатором этого рассказа стала слобожанка Н.Б. Владимирова. Она обратила внимание на старинный амбар около центральной аптеки на ул. Советской, 97, который раньше был почти не видим в глубине построек между улицами Советской и Рождественской. После расчистки территории при строительстве нового детского сада «Улыбка» появилась возможность разглядеть его практически со всех сторон. По всему видно, что амбар был построен рачительным хозяином на века – с торцов его западная стена сложена из красного кирпича, восточная – из кирпичных стоек и дерева, боковые стены из крупных бревен. Если бы не пришедшая в упадок крыша, то пользуйся им хоть сейчас, но к сожалению, амбар был полностью снесен осенью 2019 года.
«Когда прохожу мимо этого аптекарского амбара, то всегда возникают воспоминания детства, – рассказала Н.Б. Владимирова. – Моя мама Варвара Гавриловна Владимирова работала глазным врачом, и мы с ней часто заходили в аптеку. Пока мама общалась с аптекарями, мне нравилось разглядывать лекарства, брать в руки разные баночки. И я всегда видела этот амбар. Немного позднее на нижний этаж аптеки перевели музыкальную школу, и мы, ученики, на переменах играя во дворе, видели, как в амбар заходят и выходят работники аптеки.
Недавно я решила сфотографировать амбар. Строители детского сада спросили, зачем мне нужны эти фотографии? Они, молодые парни, даже не слышали такого слова «амбар». Я им рассказала, что это старое название склада для зерна, муки и других товаров. Слободские купцы широко занимались торговлей и имели в собственности большие вместительные амбары, которые когда-то были характерной чертой наших городских пейзажей. Чтобы не испортить товар, в них даже ледники делали, в которых холод держался с весны до осени. Помню, что такой амбар с ледником раньше стоял на углу улиц Энгельса и Советской.
Также мама рассказывала, что за нашим домом на ул. Советской, 72 стоял большой амбар купца Ончукова. Представители этого купеческого рода занимались торговлей хлебом и зерном. Старожилы города помнят огромные бревенчатые амбары купцов Александровых, которые еще не так давно можно было видеть по правую сторону вдоль ул. Советской при выезде на Демьянку.
После революции купеческие амбары стали закромами родины – их переоборудовали в складские помещения для городских предприятий и учреждений, в сараи для жителей города. Для слобожан старшего поколения эти амбары были привычным явлением, а сегодня практически все они исчезли, жаль, что закончилась их эпоха».
Слобожанка О.Н. Кулефеева продолжила рассказ: «Моя мама Тамара Михайловна Шуранова работала заведующей аптекой № 4, и в детстве я часто там бывала. Аптека была одна на весь город, многие лекарства готовили прямо на месте, все сырье, лекарственные травы и другой лечебный товар хранились в огромном аптекарском амбаре. Я помню, что он был затарен ящиками с минеральной водой, там же стояли огромные тюки ваты, которую фармацевты взвешивали на весах и упаковывали в вощеную бумагу для продажи населению. Больше всего меня поражали в амбаре огромные бутыли с рыбьим жиром, который аптекари разливали по пузырькам и приклеивали на них наклейки.
В памяти осталась объемная деревянная бочка, которая стояла на первом этаже аптеки. Скорее всего, она тоже была перенесена из этого амбара. Раньше стеклянную посуду от использованного лекарства слобожане не выбрасывали, а сдавали обратно в аптеку. Все пузырьки и склянки замачивались в этой бочке для отмокания.
Электрического света в амбаре не было, и когда там работали аптекари, то они настежь распахивали широкие ворота. В остальное время на них висел старинный овальный замок в форме большого рулета, который открывался очень большим ключом. Амбар стоял на фундаменте, был сделан капитально, с проконопаченными стенами, деревянным настилом под ногами, чтобы нигде не дуло и не протекало.
В детстве, в 50-е годы ХХ века, я жила в доме на углу улиц Вятской и Ленина (ныне Рождественской). Во дворе нашего дома напротив типографии был еще один старинный двухэтажный деревянный амбар с лестницей, который был разделен перегородками для пользования всеми соседями. Второй этаж амбара взрослые называли галереей, а мы, ребята, «гландерейкой». Там было полутемно, чисто, от бревенчатых стен исходило приятное тепло и таинственность. Этот амбар служил людям очень долго, его разобрали пять лет назад».
Хлебные амбары – интересная часть истории города Слободского второй половины ХVIII-ХIХ веков. Многие слободские купцы тогда занимались торговлей зерном и хлебом. В городе стояли лавки и торговые купеческие амбары с пудовыми замками, действовали рынки, велась оживленная торговля на ярмарках, где продавались кожи, пушнина, сукно сермяжное, холсты, льняное семя, мед, воск, масло коровье, сало говяжье и другие товары и съестные припасы.
Слободской в те годы входил в число крупнейших центров хлебной торговли Вятского края. Хлеб в город привозили не только с юга губернии, но и южных регионов Российской империи. Поскольку объемы хлебной торговли были очень велики, а зерно в межсезонье нужно было где-то складировать, то слобожане-купцы строили в городе огромные амбары прямо около своих домов, куда ссыпалось на хранение привезенное зерно.
Зимой, когда становились дороги, особенно большое количество хлеба купцы вывозили на продажу в Архангельск. Он доставлялся из Слободского гужевым транспортом через реку Летку в Ношуль, где имелась пристань на реке Лузе. Насколько велик был поток грузов, свидетельствует тот факт, что вятские купцы ежегодно нанимали для перевозки товаров на Ношульскую пристань от 7,5 до 11 тысяч подвод с извозчиками. На пристани хлеб и другие товары перегружались на суда и сплавлялись, обычно в весеннее половодье, по рекам Лузе и Югу в Северную Двину, по которой плыли до Архангельска – портового города, где шли активные продажи, в том числе и за границу. Именно благодаря торгу в Архангельске шло наращивание капиталов многих слободских купцов, и в городе Слободском наблюдался экономический рост и расцвет.
Возвращаясь к теме купеческих амбаров, нужно отметить наиболее известные слобожанам строения, прежде всего возле бывшего спиртзавода на ул. Советской. Понятно, что они связаны больше не с хлебной торговлей, а заготовкой и хранением зерна для выработки спиртоводочной продукции. Непосредственно для хранения зерновых запасов и торговли на Архангельск важное значение имели хлебные амбары, которые тянулись по линии ул. Христорождественской (ныне территория напротив городского рынка). Они выходили на Хлебную торговую площадь и занимали целый квартал. Напротив них по ул. Глазовской (ныне Советской) стоял дом (ныне здание краеведческого музея) владельца амбаров Ксенофонта Алексеевича Анфилатова, основной торг которого состоял на Архангельск, и дом его дяди Луки Ивановича Анфилатова (ныне здание почты). Рядом с ними и сегодня можно увидеть различные хозяйственные строения. Это был, по сути, целый квартал одной семьи – Анфилатовский квартал. Племянник Иосиф Смолин (сын сестры) служил помощником К.А. Анфилатова, представлял его торговые дела и жил в доме, где сейчас находится аптека № 4. Возможно, «аптекарский» амбар, о котором шла речь выше, находился в его владении.
Сегодня мы не знаем, сколько всего было торговых купеческих амбаров на территории города. Но если поработать в архиве, то их можно сосчитать, поскольку городская власть вела регулярный учет домов и всех хозяйственных построек: флигелей, сараев, каретников, конюшен, амбаров. Лишь немногие из них сохранились до наших дней и представляют старинное лицо города. Эти строения могут многое рассказать о социально-экономическом развитии Слободского и его славном торговом купеческом прошлом.
Легенда старого кладбища
Внимание проходящих по улице Советской города Слободского вдоль старого кладбища неизменно привлекает высокая, кованная узором могильная ограда. Входом в нее раньше служила дугообразная дверь, которой давно уже нет на месте. А вот надпись на памятнике сохранилась: «Ветошкина Зинаида Ивановна 1881-1911, 17 апреля». Уже больше века, как появилась эта могила, но до сих пор о ней ходят таинственные слухи.
Слободской краевед О.В. Рогожников рассказывал: «Помню, как в детстве, бывая с бабушкой на кладбище, я впервые услышал необычную историю, которая поразила мое воображение. Много позже один слобожанин вновь напомнил о ней. И в наше время эта история не забылась – в интерпретации разных рассказчиков основная канва сюжета остается неизменной, меняются лишь нюансы. В некоторых рассказах появляются подробности о бриллиантах, и тогда эта история приобретает авантюристический оттенок.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги