Святитель Иоанн Златоуст пояснял: «Что такое единство духа? Как в теле дух все объемлет и сообщает какое-то единство разнообразию, происходящему от различия членов телесных, так и здесь. Но дух дан еще и для того, чтобы объединить [людей], не одинаковых между собой по происхождению и по образу жизни. Старец и юноша, бедный и богатый, отрок и взрослый, муж и жена, и всякое существо, одаренное душою, – есть что-то единое, и это единство более единства телесного».
Апостол Павел желает соединить всех христиан узами любви, ими же мы способны соединиться друг с другом в союзе мира и, конечно же, с Богом. Узы любви и подлинных христианских отношений никого не обременяют, наоборот, предоставляют свободу взаимного понимания и общения, основанного на благости, милосердии, сострадании и благочестии. Узы любви это то, о чем писал апостол Павел в другом своем Послании: не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви (Рим. 13,8). Узы любви открывают огромный простор для плодотворной и созидательной деятельности в вере христианской. Они – величайшее благо, которое мы, верующие люди, от Господа нашего имеем, по Его неизреченной к нам милости и человеколюбию.
Сохранять единство духа в союзе мира нелегко, потому что в жизни своей мы сталкиваемся со многими соблазнами и искушениями. Но пришедший на землю Господь наш Иисус Христос возвестил людям Свою Божественную истину. И мы, познав ее через Спасителя, призваны отныне пребывать в правде Божией.
Единство духа христианского проявляется в единстве веры православной. Единоверие в свою очередь – при братской любви – и способно обеспечить упоминаемый апостолом Павлом союз мира.
В вере невозможно поступаться своими принципами, уклоняться в ложные человеческие измышления. Путь спасения один, другого не существует.
Потому-то далее Павел и написал: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Возлюбленные братья и сестры! Апостольское чтение этого воскресного дня учит, что все мы, какими бы разными ни были, являемся членами Церкви Христовой, составляем как бы единое Тело, Глава Которого Сам Господь. Церковь же Христова повсеместна, разнообразие всех членов ее определено и объединено единством истинного вероисповедания.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет слова апостольские: «Что же такое одно тело? – верные повсюду во вселенной, живущие, жившие и имеющие жить… Тело не отделяется от духа, иначе оно не было бы телом, потому что у нас о предметах, соединенных между собою и имеющих большую связь, обыкновенно говорится – одно тело».
Но спрашивается далее, как может быть одна надежда? И – что есть надежда христианская?
А это – вечная блаженная жизнь Царства Небесного, уготованная Богом всем верным и преданным, подвизающимся в вере и служении.
Царство Небесное – наше благословенное и желанное Небесное Отечество, дом Бога Отца, в котором много обителей (Ин. 14,2), ибо одна слава солнцу, другая луне и другая звездам (1 Кор. 15, 41). Вот этой благословенной одной надеждой и объединены все христиане, как члены Единой Церкви Христовой, как подлинные наследники блаженной вечности.
Один Господь и один Бог, поскольку у Бога Отца и Бога Сына и Бога Духа Святого – одно и единое Божество, постольку одно и господство и власть над миром. Бог-Троица Един и Неразделим. Потому и вера наша одна — вера в Истинного и Единого Бога-Троицу. Мы, христиане, где бы ни находились, одинаково веруем в Единого Бога – Отца, Сына и Святого Духа. И исходя уже и из этого, говорим и утверждаем, что и Крещение одно, потому что все мы одинаково крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа, трижды погружаясь в купель в знак Таинства Пресвятой Троицы (и в знак тридневного пребывания во гробе пречистой плоти Христа и тридневного пребывания Его души во аде), и в этом
Таинстве рождаемся в новую, духовную жизнь. Поэтому неправы были еретики-ариане и их нынешние наследники – так называемые «свидетели Иеговы», которые отрицали и отрицают Божество Сына и Святого Духа. Как можно креститься в Бога (Которым они считают лишь Отца) и в тварь (которой они считают Сына и Духа)? Сколь неистинным и несовершенным окажется такое «крещение» не в Единого Бога? Такие люди не могут по-настоящему и произносить молитву «Отче наш», ибо они хулят Того, Кто дал эту молитву – Сына Божия, считая Его тварью. Как говорил святой Василий Великий, «Честь воздаваемая образу (то есть Сыну), восходит к первообразу» (то есть к Отцу). Ведь Сын есть сияние славы и образ ипостаси Отчей (Евр. 1, 3). Но и с другой стороны – бесчестие воздаваемое образу восходит к первообразу и вопиет об отмщении. Пусть не забывают еретики новые осуждение еретиков древних.
Но при этом не будем впадать в злобу по отношению к заблудшим. Ведь Сам Бог печется о них и желает им спасения и обращения к истинной вере и Церкви. Однако не будем принижать и великой ценности истинной веры и пребывания в Церкви. Ведь с одной стороны, Бог есть Бог всех людей (в том числе и еретиков и неверных), но в то же время Он – наш Небесный Отец, ибо Он над всеми, и через всех, и во всех нас.
Вседержитель недостижимо возвышается над всей вселенной Своей сущностью, но и непостижимо пребывает во всем мире Своими энергиями (действиями) и еще более – во всей полноте Своей в каждом любящем, верующем и преданном сердце.
Бог всегда, везде и во всем. Невозможно говорить о частях и разделении нетелесного и Вездесущего Творца. Но Бог же есть Премудрость, и Разум, и Истина, и Жизнь, и Благость, и Милость. Бог-Создатель, как солнце, пребывает над всем земным, над миром видимым и невидимым. Своей Божественной благостью, как лучами, проникает через все и через всех, а Своей неизреченной любовью и силой Духа Святого, как солнечным теплом, согревает и пребывает во всех нас. Господь – над всем, то есть выше всего, что произошло от Его творческого акта; и Он во всех верующих, Им призванных.
Через веру нашу, через истинное исповедование Иисуса Христа Богом получаем мы благодать Святого Духа, которою Спаситель истинно пребывает в каждом из нас.
Но Господа нет в душе, не имеющей веры, отрицающей Божественную истину и любовь. Бог только с теми, кто хочет Его принять и познать.
Так в словах апостольских признаем мы Пресвятую Троицу, Которая всех верных связывает воедино в стремлении к Божественной правде, духовному совершенствованию, несомненной вере, любви и чистоте.
Сподобимся же искренне любить свою Святую, спасительную, единственно истинную Церковь Христову с ее благословенным и Богооткровенным учением, определяющим наше духовное преображение и спасение. Станем молиться словами Евангельскими: Да будет едино стадо и един Пастырь (Ин. 10,16). Да живут в наших душах, в душах всех верных, призванных к одной надежде благословенного христианского звания, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас, и Которому слава во веки.
Аминь.
Слово 2
На притчу о милосердном самарянине
Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Лк. 10, 37В неделю двадцать пятую по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Евангельское чтение этого воскресного дня (см. Лк. 10, 25–37), предложенное нашему вниманию за Божественной Литургией, содержит притчу Господа Иисуса о милосердном самарянине. Она раскрывает свойства истинной любви к ближнему, которая не питается личными, эгоистическими устремлениями и проявляется в самоотверженности.
В Евангелии повествуется о том, как некий законник, то есть знаток Моисеева закона, богослов и учитель, приступил к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Цель данного вопроса была лицемерной и лукавой: законнику хотелось побудить Иисуса Христа сказать что-либо в осуждение закона Моисеева, чтобы выступить потом перед народом с обвинением Господа, представив Его как законопреступника.
Очевидно, людская молва об удивительном Учителе из Назарета дошла и до слуха спрашивающего. И вот теперь он стремился проверить познания Господа в том, в чем сам был – в силу своего сана и положения – силен. Но Воплотившийся Всеведущий Сын Божий знал все сокровенные помыслы этого человека и видел злой скрытый умысел заданного вопроса. Однако Он не стал прилюдно обличать духовного вождя иудейского. Только в ответ Сам задал вопрос, которого законник не ожидал…
Господь спросил его: в законе что написано? как читаешь?
Вот уж тут искуситель Христов обрадовался возможности показать себя пред народом, похвалиться знаниями. Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Спаситель произнес: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Другими словами, Господь призвал законника использовать свои знания не для лукавого вопрошательства, а на деле – для наследования блаженной вечности Царства Небесного. Признавая ответ законника правильным, Спаситель указал, что через познание и исполнение этих главных Божиих заповедей (а это ведь и невозможно было, кроме как через веру в Иисуса Христа как Бога и по благодати Святого Духа) только и возможно обрести путь спасения.
Но эти слова Христовы обращены, братья и сестры, не только к тогдашнему законнику, но и ко всем нам. Как говорит по этому поводу приснопамятный архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Иди и ты поступай, как учит Господь. Иди и ты твори добро всякому нуждающемуся в нем, невзирая ни на происхождение человека, ни на общественное положение его, невзирая ни на что. Иди и твори добро, и ты исполнишь заповедь любви. Делай добро… делай добро от сердца, делай его во имя Бога всем братьям твоим в Боге, делай добро и врагам, делай добро ненавидящим и обидящим тебя и ты исполнишь заповедь любви. И любовь к ближним сделает тебя близким к Богу, и ты исполнишь закон Христов (Гал. 6, 2) и спасешься».
Но что же почувствовал законник, услышав такой ответ? Получилось, что он зря спрашивал, потому что ответ и ему самому был заранее известен, и надлежало ему делать лишь то, что уже давно знал. К этому призвал теперь вождя иудейского и Господь Иисус.
Казалось бы, все свершилось и все закончилось. Иди и поступай соответственно, все необходимое у тебя для спасения есть.
Но ведь, как было сказано ранее, – намерением законника было – искусить и обличить. Поэтому он решил продолжить разговор, которым уже заинтересовались и ученики Господни, и все окружающие. Законник решил показать Христу, что он Его не напрасно спрашивал, что данный Господом ответ не разрешает представленного недоумения.
Потому далее, как мы слышали из Евангельского чтения, желая оправдать себя, законник сказал Иисусу: а кто мой ближний?
Дело в том, что между иудеями ближним почитали не всякого человека, но только соотечественника, единоплеменника. Все прочие считались недостойными общения и подвергались презрению. И законник помнил об этом, вполне разделяя подобное установление законоучителей иудейских. Одним словом, опять он пытается искусить Господа для того, чтобы все-таки найти повод обличить Божественного Учителя.
Новый вопрос законника отчасти был подобен вопросу апостола Петра, однажды уже спросившего Господа: …сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Мф. 18, 21).
Вопросом – «…а кто мой ближний?» – законник и здесь как бы желал ограничить, сузить круг ближних, то есть оставить избирательное отношение к людям – кого любить, а кого – нет. Следовательно, вновь поступать в отношении окружающих совсем не по любви к ближнему, которая сама определяет меру и степень наших действий, не ограничивая их в милости и благости ничем. Ибо любовь не имеет пределов и сама предписывает законы по полноте чувства долгу, совести и чести.
Вот об этом и решил напомнить Господь, рассказав в ответ на вопрос законника всем собравшимся притчу о милосердном самарянине.
Иисус Христос рассказал притчу: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подойдя перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк. 10, 30–35).
Из истории мы знаем, что дорога из Иерусалима в Иерихон проходила по Иерихонской пустыне – дикой, гористой и лесистой местности, полной недобрых людей, промышляющих грабежом и разбоем. Здесь находилось много разбойничьих притонов, и человек из притчи Господней стал жертвой их нападения.
По национальности он был, скорее всего, иудеем. Но его соплеменники – ни священник, ни левит не помогли ему; помощь пришла лишь со стороны самарянина, представителя народа, презираемого народом иудейским.
Поведав об этом, Господь спросил у законника: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
И тот произнес: оказавший ему милость.
Другого ответа – и по логике, и просто по человеческому отношению к случившемуся – здесь и нельзя было ожидать.
Услышав это, Господь заключил: иди, и ты поступай так же, преподав этими словами духовный урок и законнику и всем нам, братья и сестры!
Яркая, жизненная притча оказалась убедительней всяких теоретических построений. В ней было сказано о том, что милосердие и любовь к ближнему не имеют никаких ограничений, что пред Богом благословенны все милостивые, все благодетели и что слава от Господа воздается вне зависимости, например, от социального положения…
Для Бога важно одно – состояние нашей души: есть ли в ней милосердие, есть ли любовь к ближнему. То есть все то, что присутствовало в душе приточного самарянина, презираемого соседями-иудеями, отовсюду изгоняемого ими, но оказавшегося добрым, сострадательным, готовым прийти на помощь страждущему человеку, даже если этот человек – иудей.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение вновь напоминает нам о необходимости сострадания, милосердия и любви к ближним. Спаситель научает, что ближним для нас является всякий человек, вне зависимости от национальности, от того, где он живет и какое общественное положение занимает. Мы не имеем никакого морального и духовного права кого-нибудь осуждать, а тем более – презирать людей.
Перед Богом все мы равны. Нет у Господа богатых и бедных, достойных нашей любви или не достойных ее.
Истинная значимость человека определяется только его отношением к Богу и ближним, основанным на несомненной и истинной вере. Богатство человека – в его любви к Богу и ближним.
Таково буквальное понимание данной притчи.
Есть и иные – символические – толкования этой замечательной притчи. По одному из них некий человек, побитый, ограбленный и израненный при дороге, – суть все человечество, утопающее в грехах и нуждающееся в помощи Божией.
Под священником и левитом, не оказавшими никакого содействия страдающему человеку, здесь разумеются мнимые праведники, книжники и фарисеи, гордящиеся своей избранностью, возносящиеся над другими людьми в ложном благочестии, а на самом деле не оказывающие народу никакой помощи в спасении. Именем этих священников и левитов Господь порицает лицемерие всех жестокосердных, не имеющих ни любви, ни сострадания, ни истинной веры.
Образом же милосердного самарянина возвеличены все благодетели, все милосердные и честные люди, которые всегда благотворят ближнему, поступая по состраданию и любви, не думая о возможной награде.
Цель приведенной притчи – показать, что ближними для нас являются все люди, ждущие нашей помощи, милости, содействия добрым словом и благим делом, и наоборот – также те, кто оказал нам какое-то истинное благодеяние на нашем жизненном пути, спас нас и которым мы поэтому должны быть благодарны.
Всякий христианин обязан быть сострадательным и милосердным, как Евангельский добрый самарянин.
Но отцами и учителями Церкви Христовой притча о милосердном самарянине толкуется также и еще более образно и имеет смысл гораздо более масштабный, вселенский.
Так человек некоторый, по их мнению, есть Адам, Иерусалим — рай, Иерихон — мир человеческий.
Разбойники — демоны, искушающие людей, поступающие как разбойники на пути спасения. Священник символизирует ветхозаветный закон, левит — пророков, а милосердный самарянин — Господа нашего Иисуса Христа, спешащего на помощь каждому страдающему человеку. Осел — Тело Христа. Гостиница – благословенная Церковь Божия, принимающая всех страждущих и ищущих спасения и исцеления. Хозяин гостиницы — епископ, предстоятель Церкви Христовой, два динария, данные ему, есть Ветхий и Новый Завет, служащие для блага и преображения в вере всего человечества.
Наконец, под возвращением самарянина, которое обязательно ожидается и восполнит все недостающее, надо признавать торжествующее Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа и День Судный, в который каждый человек получит должное по прожитой жизни своей и понесет ответ перед Богом. Ветхозаветный закон и пророки при всей их боговдохновенности не смогли исцелить страждущее от греха, смерти и диавола человечество, и потому потребовалось Воплощение Сына Божия. А если бы они смогли это сделать, то Боговоплощение было бы излишне.
Итак, в притче образно и вкратце изображается Домостроительство спасения Воплотившегося Господа, Спасителя грешного рода человеческого.
Именем самарянина прикровенно здесь называет Себя Господь наш Иисус Христос, истинный Искупитель рода человеческого, потому и мы, последователи Христовы, должны стать подобными самарянами.
Сегодняшнее Евангельское чтение учит нас совершенной и истинной любви к Богу.
Многие благодеяния изливает на нас Господь, ниспосылая великие и благие дары. Бог любит нас всепобеждающей и неизреченной Своей любовью. А вот мы, умеем ли мы истинно любить Бога?
Как тело человеческое не может жить без души, так душа не в состоянии жить полноценной жизнью без любви к Богу.
Недаром святитель Василий Великий писал: «Любовь к Богу необходима нам, оскудение ее в душе есть самое непереносимое из всех зол».
Однако, как мы теперь знаем, любовь к Богу невозможна без любви к ближнему; и наоборот. Поэтому эти две любви должны быть неразрывны друг от друга, но первенствует любовь к Богу. Вот и святитель Игнатий (Брянчанинов) призывал: «Сердце ваше да принадлежит единому Господу, а в Господе и ближнему».
Таким образом, мы можем говорить о том, что любовь к Богу проявляется в любви к ближнему и сопровождается ею. Кто приобрел в душе своей искреннюю и самоотверженную любовь к нему, не прошел мимо нуждающегося в помощи, страдающего человека, тот стяжал в себе ни с чем не сравнимое сокровище, тот обрел и истинную благость – любовь Божию.
Причина нашего человеколюбия и милосердия одна – Господь наш Иисус Христос, Которого мы почитаем, ищем и любим в каждом нашем ближнем. Святитель Василий Великий поучал: «Как Бог дает всем возможность равно приобщиться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и одинаково сильный свет любви». Свет истинной, сострадательной, милосердной, благотворящей любви христианской!
Сподобимся же, братья и сестры, в жизни своей никогда не проходить мимо чужой беды, но по мере сил наших станем оказывать действенную помощь нуждающимся, сострадая словом и делом. Ибо в таком отношении к ближним мы и исполним Божественный закон о любви. Ведь, как говорил тот же святитель Василий Великий, «…кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя», Ему же подобает от всех всякая любовь, слава, честь и поклонение во веки веков.
Аминь.
Слово 3
О цели пастырского увещания и духовном сыновстве
Цель… увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры…
1 Тим. 1, 5В понедельник двадцать шестой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня Святая Церковь предлагает для нашего поучения Апостольское чтение (см. 1 Тим. 1, 1–7), содержащее обращение апостола Павла к Тимофею – верному и преданному его ученику – с наставлениями для его дальнейшей пастырской деятельности и с призывом – стойко держаться христианского учения, не размениваясь на пустословие.
Доверив Тимофею, после его крещения, дело проповеди, апостол Павел, опытный духовный наставник и воин Христов, раскрывал в своем Послании к нему различные стороны церковной жизни, которые необходимо было знать не только епископам всех христианских общин Малой Азии тех времен, но и священнослужителям всех последующих поколений.
В начале своего Послания апостол пишет: Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, – Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
Апостол Павел обращается к Тимофею, как к возлюбленному своему сыну в вере.
Блаженный Феодорит Кирский говорил: «Не природа, но вера сделала Тимофея сыном».
Духовное родство всегда выше родства физического. Поскольку если родители по плоти рождают нас для временной, земной жизни, то духовные отцы наши – для жизни в Господе, для жизни вечной. И это второе рождение, рождение в вере, по сути своей, есть истинное и наиболее значительное, ибо не ведает смерти, не знает болезней и страданий, то есть является входом в Царство Божие, где нет ни нужды, ни скорби.
По естеству своему Тимофей, конечно же, не был родственником апостола Павла. Их соединила в теснейшей духовной связи единая вера в Господа нашего Иисуса Христа. Они сроднились не физически, но духовно: в исповедании и правде Божией между духовным отцом и духовным сыном не было никакого различия.
В земной нашей жизни, так или иначе, но всегда ребенок по своим генетическим свойствам похож на родителей либо внешне, либо по характеру. И в том нет ничего удивительного, потому что это – естественно и закономерно.
Но духовная схожесть, имеющая свое основание и происхождение в Боге, является более совершенной.
Именно духовно Тимофей был похож на апостола Павла.
Точно так же и мы, чада Церкви Христовой, постепенно делаемся подобными своим духовным наставникам, если, естественно, имеем к этому рвение, если прилагаем к подобному преобразованию молитвенные и духовные усилия.
Для Бога не имеют значения ни возраст, ни национальность, ни характер, ни душевные свойства, ни социальное или общественное положение. Все люди перед Господом равны, потому и духовное родство более совершенно.
Апостол Павел говорит о себе, что стал благовестником Христовым по повелению Бога, обретя в этом призвании благодать духовного наставничества. Это – не похвальба, не желание выставиться перед другими людьми. Павел являет всем нам величайшее христианское смирение. Упоминание же об апостольском призвании, как о подлинном факте жизни и служения Богу, имеет здесь конкретную цель.
Ведь очевидно, – если апостол Павел намеревается передать Тимофею, как верному ученику своему и продолжателю общего христианского дела, определенные законоположения, то он и должен был обозначить себя апостолом, чтобы придать своему слову соответственную этому имени важность, тем самым усиливая – для Тимофея, и для всякого наставляемого, вразумляемого им – беспрекословность в принятии его поучений.
Павел подчеркивает, что не свои личные мудрования призван он изрекать, но высказывать волю направившего его к благовестию Господа. Потому что сам Павел есть Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, стало быть, – имеет неотложный долг перед Богом и Владычнее указание на всю свою жизнь. И потому все понесенные нелегкие труды и каждодневные делания апостол относит не к своим личным достижениям и успехам, но к славе и силе Божией, называя Бога Спасителем нашим, а Господа Иисуса Христа – надеждой нашей.