Мозг вынуждает нас ускоряться, убегая от опасности или потенциальной опасности, но к удовольствию мы движемся медленно. Что нужно было делать быстро в древние времена? Только убегать от хищников. Человеческий мозг с тех времен почти не изменился, поэтому от всего, что мозг считает опасным, мы все так же бежим быстро, а все, что мозг считает полезным, мы получаем постепенно. Это разумно: и от тигра, и от автомобиля нужно увернуться быстро, а читать газету или готовить ужин можно и два часа.
Медлительность в обычной повседневной жизни экономит наши силы для рывка в случае экстремальной ситуации. Делая что-то на пределе сил, когда в этом есть необходимость или когда ее нет, мы быстро выдыхаемся и долго восстанавливаемся, некоторое время оставаясь более уязвимыми. Понимая такие особенности работы своего организма, можно научиться эффективно управлять ограниченными физическими и умственными силами.
1.6 Развитие – не приоритет
Любая обезьяна может достать банан, но только люди могут достичь звезд.
© Вилейанур Рамачандран, биологВыживание – приоритет для мозга. В том, что мозг заботится только о выживании, очень легко убедиться: вам никогда не бывает настолько лень поесть, чтобы вы не сделали это хотя бы раз в день. Но вам может быть лень хотя бы час в неделю изучать иностранный язык или читать научные статьи.
Для жизни нам бы хватило одной почки, одного легкого и вдвое меньшей печени. Мы прекрасно можем жить без селезенки и даже без части мозга, но живой организм в целях выживания любит делать запасы, поэтому в нашем организме почти всего с избытком. Более того: если одна часть мозга теряет свои функции, другая может ее подменить, делая «чужую» работу. Мозг настолько озабочен выживанием, что посылает сознанию сигнал усталости уже тогда, когда у нас остается еще много энергии, и мы могли бы работать еще несколько часов.
В рамках данной книги эта информация нас интересует из-за ее важности для развития и поиска путей увеличения личной эффективности. Выживание – приоритет, поэтому на личностное и профессиональное развитие энергия тратится по остаточному принципу. Как бы прискорбно это ни звучало, но наш мозг не считает, что развитие личных качеств, карьеры или бизнеса – это залог выживания и преуспевания в современном мире. Он продолжает действовать так, будто мы все еще бродим полями и лесами в поисках пищи, чтобы после ужина лечь спать в пещере, и нам нужно только найти еду, избежать хищника и нравиться соплеменникам.
Вы легко можете забыть, что еще вчера планировали научиться программированию, пойти в спортзал, сменить работу или начать бизнес. Без этого можно прожить, как считает наш мозг, ведь до этого дня вы дожили, а ничто так не убеждает мозг в правильности выводов, как личный опыт, который он тщательно «записал». Поэтому наш мозг всячески помогает нам выжить, но самыми неожиданными способами мешает нам развиваться, в том числе учиться мыслить и действовать эффективно.
Самый простой пример: еда нужна для выживания, поэтому неприятные сигналы тела очень быстро напомнят вам, как важно поесть. Мозг быстро пошлет телу сигнал боли, если вы сделаете нечто, вредящее физическому или социальному выживанию: не сходите вовремя в туалет, пропустите обед, поссоритесь с важным для вас человеком.
Изучение иностранного языка важно для развития, поэтому вы очень легко забываете, что обещали себе начать учить английский. Без знания иностранного языка можно выжить и даже неплохо жить. Возможно, изучить английский или испанский вам нужно как раз для выживания в новой стране, но мозгу это не очевидно, потому что прямой связи между «учить язык» и «выживание» нет. Что делать? Для начала нужно лучше покопаться в мозге, то есть понять, как он работает и как его правильно использовать, ведь, хотя на развитие мозг тратит энергию организма по остаточному принципу, люди сумели не только выжить, но и достичь звезд.
1.7 Дружба с мозгом
Префронтальная кора – биологический инструмент вашего сознательного взаимодействия с окружающим миром.
© Дэвид Рок, бизнес-консультантЛичная эффективность зависит от эффективной работы мозга. Частично он работает по «стандартным настройкам», частично – учится на основе опыта. Как пишет один из самых известных в мире ученых и популяризаторов науки Вилейанур Рамачандран: «Человеческий мозг, в отличие, скажем, от человеческой печени или сердца, действительно уникален и отделен от мозга приматов огромной пропастью». Совершенно неудивительно, что мы сначала автоматически реагируем, а потом думаем – мы так устроены, но «базовые настройки» можно изменить или усовершенствовать.
Важно осознать, что у нас есть выбор: пользоваться «стандартными настройками» или менять их на свое усмотрение. Вы можете управлять своим мозгом: учить, переучивать, ставить задачи. К примеру, вы можете научить свой мозг избавляться от вредных привычек, любить, ценить и искать разнообразие, пробовать новое, чтобы расширить возможности. Мозг чрезвычайно пластичен, нужно только уметь с ним правильно обращаться.
Как пишет Дэниел Амен, нейрофизиолог и нейропсихолог: «Вы не можете стать тем, кем хотите, если ваш мозг функционирует неправильно. От работы мозга зависит, насколько вы счастливы, насколько ощущаете себя эффективным и работоспособным, как строите свои взаимоотношения с окружающими». Чем лучше вы узнаете, как работает ваш мозг, тем эффективнее вы сможете управлять собой, в том числе развивать себя, чтобы каждый день радоваться жизни и достигать больших целей.
Во-первых, нужно знать и понимать, что максимально эффективен тот, кто максимально эффективно использует возможности префронтальной коры – части головного мозга, отвечающей за сознание, планирование, решение задач, самоконтроль и волю. Поскольку ее работа очень энергоемка и потому ограничена, без понимания того, как эффективно использовать самую новую часть мозга, никак не обойтись.
Во-вторых, важно понимать, что мотивацию запускает не префронтальная кора, а древние структуры мозга, которые нас побуждают чего-то хотеть и что-то делать. То есть мотивацию запускают рептильный мозг и лимбическая система, которые совместно работают в бессознательном режиме. Следовательно, в планировании, решении задач и использовании воли работают одни правила, а в мотивации – другие.
В-третьих, важно осознать, что мозг постоянно создает и использует шаблоны. После трех повторений какого-то действия базальные ядра в головном мозге начинают усматривать в них потенциальный шаблон. Все, что часто повторяется, они запоминают и воспроизводят уже без участия сознания. Все стандартные реакции на происходящее и все навыки – это шаблоны, но на навыках далеко не уедешь: нужны знания и открытый разум для того, чтобы заметить и изучать новое, для творческого мышления и достижения поставленных целей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги