29 июля 2011 года
Запах женских трусиков в мужском журнале
Издательское дело во всем мире стремительно меняется. Вслед за переменчивым спросом потребителей и натиском «цифры» топ-менеджеры медийной сферы стараются сохранить бизнес, предложить рынку новые продукты, конкурирующие с интернетом, планшетниками и мобильными устройствами всех мастей. Естественно, магистральная дорога в этом деле – конвергенция. Сегодня мало создать уникальный контент, сегодня нужно облечь его в новую, временами парадоксальную «упаковку», снабдить интерактивными элементами взаимодействия с читателями, использовать все возможные формы развлечения мужчин и женщин, листающих бумажную версию журнала. В СМИ регулярно появляются материалы об издательском поиске и находках.
Издатели журналов стали применять металлизированные и флуоресцентные чернила, что придает продукту привлекательный вид, как сверкающей игрушке. Стоит на полке универмага такой продукт и притягивает к себе взгляды потенциальных покупателей.
В этом же ряду находится технология текстурирования УФ-лаком, при использовании которой картинка может быть шершавой на ощупь, гладкой, как выделанная кожа, или блестящей. Эту технологию, в частности, применил издательский дом IDG Communications в последнем выпуске своего журнала Digital Arts.
Журнал Esquire по случаю своего двадцатилетия выпустил юбилейный номер с металлизированной обложкой, она была декорирована черной и белой фольгой. Как результат – обложка, блистая привлекательным дизайном, эффектно смотрелась на полке.
Но самым продвинутым способом интимного общения с читателем является использование аромачернил. Думаю, что у этой технологии большое будущее. Суть ее заключается в том, что на странице размещаются микрокапсулы с запахом духов или, к примеру, кулинарных шедевров. Микрокапсулы, в свою очередь, входят в состав краски. Простым нажатием на соответствующее изображение потребитель может получить целую гамму приятных ощущений. Но еще дальше пошли издатели в использовании ароматизированных технологий в публикации фотоснимков выдающихся моделей. Так, в апрельском выпуске Bizarre (ИД Denis Publishers) на обложке журнала красовалась модель Натали Блаир в силиконовом нижнем белье. Читатель мог надавить на элементы убранства и тем самым ощутить запах латекса. Надпись на обложке гласила: «Понюхай мои трусики. Потри белье Натали Блер и почувствуй запах резины!»
Надо сказать, что мужские журналы оперативно берут эти технологии на вооружение. Теперь полуобнаженные девицы на страницах этих изданий могут источать самые неожиданные запахи от прикосновения мужских рук. Полагаю, что такие журнальные игрушки будут пользоваться большим спросом и успешно конкурировать с веб-сайтами и планшетниками.
От аромачернил рукой подать до термочернил, которые проявляются от тепла или прикосновения и позволяют расширить диапазон читательских «игрушек» на страницах толстых журналов. Чернила могут использоваться для появления на свет спрятанной фотографии или текстового сообщения. В настоящий момент на рынке присутствует большое разнообразие подобных чернил, с различными параметрами.
Кроме таких очевидных «игрушек», журналы применяют технологии, напрямую связанные с мультимедийным эффектом. К этому можно отнести использование OR-кодов, которые широко распространены в Америке. Использование OR-кода позволяет дополнить контент бумажного издания ссылками на веб-ресурсы рекламодателей или самого издательского дома. Для перехода по ссылке пользователю понадобится планшетный компьютер или хотя бы смартфон с предустановленным программным обеспечением и выходом в интернет. Специализированное приложение будет считывать OR-код и подгружать заранее созданную страницу из Всемирной паутины. В нашей стране некоторые издания используют подобные приемы, как, например, издание «Мой район» в Санкт-Петербурге. Но массового распространения у нас эта технология не получила, наверное, потому, что мобильных девайсов у нас в стране меньше, чем в США. В этом же ряду находится технология дополненной реальности, при которой интегрируются журнал, компьютер с доступом в интернет и веб-камера. С помощью этой технологии можно добиться хорошего 3D-эффекта.
У меня на столе лежит стопка журналов с подобными экспериментальными технологиями. Уже есть издания, где обложка сделана из электронной бумаги, дающей нормальное видеоизображение и питающейся от микробатарейки. Есть здесь и страницы с микроэкранами, демонстрирующими после прикосновения к ним рекламные ролики. Все это журналы-игрушки, одновременно имеющие печатный контент на бумаге, которую читать, безусловно, комфортнее, чем с экрана мобильных устройств. Совершенно очевидно, что потребитель будет отдавать предпочтение изданиям с новыми технологиями, характеризующимся конвергентностью и мультимедийностью. Нас ожидают газеты и журналы «в стиле Гарри Поттера» с живыми картинками и видеосюжетами. Но проблема в главном – в стоимости таких игрушек. Средства массовой информации потому и массовые, что в свое время стали дешевыми и доступными. Поэтому насыщение изданий всевозможными «прибамбасами» – дело крайне интересное в порядке поиска и эксперимента. Но только экономика определит перспективы этих моделей.
В России, по некоторым данным, имеется 102 тыс. журналистов, это в два раза больше, чем в США, и на треть больше, чем в Китае. И это, не считая большого числа блогеров. У нас совершенно определенно перепроизводство журналистских кадров, впрочем, как и наличие на рынке издательского «мусора».
Налицо перепроизводство кадров и продуктов. В этих условиях не то чтобы экспериментировать с дорогими издательскими продуктами, тут отрасль прокормить сложно.
Если российскому издателю рассказать про флуоресцентные и аромачернила, он удивится, а в ответ на пример с фотографией женских трусиков, которые могут пахнуть при нажатии, только горько засмеется. В ответ на упоминание OR-кода уже облегченно вздохнет, потому что поймет, что все это не про нас, не про Россию.
20 сентября 2011 года
Липецк-гнездо террористов в прошлом и медиарай в настоящем
В Липецк я прилетел на однодневный межрегиональный медиаактив. Этот город для нас практически дальнее Подмосковье: 50 минут лета на самолете Saab 340 шведского производства. Хорошая машина – 36 кожаных кресел, быстро и удобно. Сам город Липецк – небольшой по европейским меркам, но ухоженный и зеленый областной центр. Петр I в 1703 году заложил на этом месте первые верфи для строительства военных судов для войны с турками. Екатерина II 16 сентября 1779 года придала этому поселению статус города. Так что Липецк – город молодой, но на его территории при раскопках находят артефакты бронзового века.
И именно здесь в позапрошлом веке свили свое гнездо российские террористы. В 1879 году в городе собрались одиннадцать так называемых народовольцев и стали вырабатывать план действий по уничтожению русского царя Александра II с помощью направленного взрыва. Затем в течение последующих двух лет эти террористы семь раз пытались уничтожить самодержца, и только на восьмой раз преступная затея удалась, погиб царь и сам бомбист, правда, у него не было пояса шахида, а было самодельное взрывное устройство. В память о заговорщиках советская власть в 1979 году установила в центре города памятник в виде одиннадцати конусообразно расположенных пилонов, скрепленных в верхней части конуса большим кольцом. На этом кольце высечены имена всех одиннадцати террористов, видимо, в назидание потомкам (опять одиннадцать!). Кстати, в это гнездо был приглашен Плеханов, который не согласился с планами заговорщиков и покинул их собрание. Теперь жители Липецка в шутку называют город «родиной терроризма» и уверяют, что это единственный в мире памятник в честь террористов.
Сегодня город Липецк выглядит очень мирно и процветающе. Сельское хозяйство области даже прибыльно и снабжает Москву качественными продуктами. А все 18 сельских районов области имеют хорошие крытые зимние бассейны. Но самое поразительное в этом регионе – это исключительно благоприятная обстановка для развития медиаотрасли. Я был поражен не только состоянием дел на рынке газет и журналов, но и непохожим на всю Россию уровнем сотрудничества между издателями, распространителями, полиграфистами и властью. Я сделал потрясающее открытие: по числу торговых объектов прессы на душу населения Липецк вышел на среднеевропейский уровень, то есть один торговый объект прессы на одну тысячу жителей. Москва отстает от Европы по этому показателю в 3 раза, Санкт-Петербург – в 3,5 раза, Россия в целом – в 4 раза. А вот Липецк в этом отношении лучше всех. Здесь газеты и журналы представлены не только в киосках и супермаркетах, но и в больницах, бизнес-центрах, у проходных предприятий, на улицах, словом, везде, где прессу покупают. «Почта России» здесь реализует около 400 наименований газет и журналов в отделениях связи. В области много выходит своих газет большими тиражами, а в целом продажи прессы и книг не падают, а растут. Это наряду с телевидением, радио, многочисленными веб-сайтами и порталами. «Билайн» здесь проводит акцию, предлагая телефонные трубки по 6 рублей (плюс 270 рублей за сим-карту). Так вот «Почта России» решила обеспечить всех своих почтальонов (1,5 тыс. человек) мобильными телефонами от «Билайн». Почтальон в сельской местности разносит не только газеты и журналы, но и пенсии. С мобильными телефонами с безопасностью будет получше.
На медиаактиве много говорили о текущих проблемах, но в целом демонстрировали дружелюбие по отношению друг к другу, что для России уникально. Издатели, распространители и власть чаще всего не могут найти общего языка. В соседнем Воронеже городская дума к юбилею города (425 лет), который отмечается на этой неделе, решила сократить в центре число киосков прессы, ограничить их площади до 4–6 метров, дабы те не мешали юбилейным мероприятиям. В Липецке же совсем наоборот – в этом году городская киосковая сеть «Роспечать» при поддержке властей увеличится на десять объектов. В перерыве заседания этого медиаактива я отводил в сторону местных издателей и распространителей и спрашивал недоверчиво: так ли здесь хорошо? И они подтверждали, что им работать комфортно. Потряс меня и местный руководитель Почты Игорь Геннадьевич Герасимов, который публично заявил о готовности ставить в отделениях связи дополнительное оборудование для продажи газет издателями и распространителями без взимания дополнительной платы. Кстати, он же увеличил за год среднюю зарплату почтальонов с 1800 рублей до 11000 рублей в месяц, а потом в кулуарах мне рассказал, за счет чего он это сделал. Все очень правильно и законно. Второе потрясение я испытал от заявления гостей медиаактива, то есть от издателей и распространителей из соседних регионов. Они в сердцах заявили, что очень хотели бы в порядке укрупнения российских регионов, чтобы их области присоединились к Липецкой и попали под ее управление. Чего же боле?!
Словом, медиарай в городе Липецке произвел на меня очень сильное впечатление. Хотя я там был всего лишь один рабочий день, успел дать два интервью для ТВ, штук пять для прессы и записать целую программу на местном телевидении, и все о проблемах медиаотрасли в России.
Власть в нашей стране хвалить неприлично, чего ее хвалить, когда хвалить не за что! В отношении СМИ самодурства и притеснений у нас много: то чиновники дают разрешение на киоски на три месяца (Кемерово), то работники управ требуют заменить киоски на дорогостоящие модели за два месяца (Москва), то ликвидировать объекты прессы перед крупными мероприятиями (Тихоокеанский саммит во Владивостоке, юбилей города в Воронеже и др.), а вот в Липецкой области все делается по уму благодаря местной власти. Глава Липецкой администрации Олег Петрович Королев за два с лишним срока своего правления весь регион продвинул далеко вперед, и кадры у него подобраны весьма современные и профессиональные. Это замглавы администрации А. Н. Никонов, начальник управления по делам печати, телерадиовещания и связи Д. М. Белокопытов. Жаль, что систему их работы нельзя растиражировать по всей стране, хотя есть шанс расширения Липецкой области в порядке укрупнения до больших масштабов.
14 октября 2011 года
Наивные и смешные европейские издатели должны поучиться у российских коллег
Я всегда говорил, что российский рынок печатных СМИ по целому ряду показателей обогнал цивилизованную Европу и ушел в отрыв. Западные медиаэксперты никак не могут понять, почему в России цены на газеты и журналы не указаны на обложках, а в двух соседних киосках стоимость одного и того же издания может быть разной. Им непонятно, что наш рынок является свободным в отличие от их зашоренности, стандартности и всяческих условностей.
Вот и в случае со скандалом вокруг газеты Wall Street Journal просматривается, на российский взгляд, абсолютно европейская нелепица. Как сенсацию восприняли в Европе сообщение о том, что уважаемое издательство в целях увеличения своего тиража продавало газету фирмам за бесценок (1–5 центов за экземпляр вместо 2 долларов). И цель вроде бы была благородная – донести издание до студентов. А рекламодатели, получая информацию о тиражах, тоже радовались и платили изданию больше. В благодарность за сотрудничество WSJ публиковала по сути «джинсу», то есть хвалебные материалы о фирмах-посредниках. Газета The Guardian первой осудила эту практику, по ее оценке, 41 % европейского тиража WSJ (31000 из 75000 копий среднего тиража каждого номера) выкупался по сниженной цене партнерами газеты. В результате всего этого инициатор промоакции директор Dow Jones в Европе, Африке и Средней Азии и издатель WSJ Эндрю Лангхоф подал в отставку. Для цивилизованного западного медиарынка эта акция показалась ужасно неэтичной, хотя и не подпадающей под местный Уголовный кодекс.
Нам в России весь этот скандал кажется наивным и смешным. Не рынок печатных СМИ, а какой-то детский сад! Мелко, наивно и не по-взрослому. У нас с тиражами просто врут, и врут масштабно. Иногда в выходных данных тираж указывается в пять-десять раз больше, чем реальные продажи. Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин как-то в шутку заметил, что у нас честные издатели обманывают в публикуемых выходных данных своих тиражей не более чем на 10–15 %, а нечестные – как Бог на душу положит. Не случайно, что только в России одновременно существуют два общественных органа по контролю за тиражами, но охватывают они своим вниманием лишь незначительную часть печатных СМИ России. При этом рекламодатель у нас, трезво понимая тиражную политику многих издателей, ориентируется не на формальные тиражи, а на охват аудитории. Да и как действительно оценивать российские тиражи газет и журналов, когда многие из них печатаются за границей, другие имеют децентрализованные печатные пункты по всей России. А как распространяется отпечатанный тираж – это вообще загадка. Практически не публикуется сведений о реально проданных тиражах, списании непроданных экземпляров, бесплатном, рекламном распространении и т. п.
На этом фоне европейские интеллигентские разборки по тиражам выглядят забавными играми. Приехали бы к нам да постажировались у наших специалистов, хотя, наверное, российский опыт в этой сфере в Европе никогда не приживется – не тот глинозем. И, соответственно, западные интеллигентские штучки с журналистской этикой, издательской совестью и тем более с отставками и покаяниями – тоже не для нас.
Мораль из этого одна: что немцу хорошо, то русскому смерть. Вывод столь же вечен, сколь и печален.
31 октября 2011 года
Газета «Культура» гибнет. Кто виноват и что делать?
На рынке печатных СМИ очередное печальное событие. Один из старейших газетных брендов нашей страны еженедельник «Культура» вышел в свет, видимо, в последний раз. Редакция газеты опубликовала в интернете открытое письмо, в котором сообщила, что номер издания от 27 октября «может стать последним: на выпуск следующего не осталось ресурсов – ни материальных, ни производственных. Редакция находится в глубочайшем финансовом кризисе: сотрудники в течение семи месяцев не получают зарплаты, а авторский коллектив не получает гонораров уже более года».
Состав сотрудников редакции и ее авторов является поистине звездным. Это многие известные российские журналисты, писатели и деятели культуры, в том числе Фазиль Искандер, Валерий Фокин, Марк Захаров и другие. Кроме того, с редакцией сотрудничают около 150 внештатных журналистов.
Я сегодня утром попробовал купить газету «Культура» в киоске и нашел ее только после четвертой попытки. Стоила она в рознице 22 рубля. Большая газета: 12 полос, формат А2. Полистав издание, я нашел в ней много интересных заметок о театре, кино, музыке и книгах, о культурных событиях в десятке регионов страны. Плюс телепрограмма на неделю по шести каналам, традиционная «афиша». Газета как газета, рассчитана на свою аудиторию. А вот почему она гибнет – это вопрос принципиально важный для всей российской медиаотрасли. При этом надо заметить, что до «Культуры» по чисто экономическим причинам погибли многие издания: это газета «Газета», это «Алфавит», «Телеграф», пара издательских домов и прочая, и прочая. У всех закрывшихся изданий сначала стали падать продаваемые тиражи, затем от них отвернулись рекламодатели.
Продаваемые тиражи падают у издания только тогда, когда они не находят спроса или являются излишне дорогими для потребителя. Газета «Культура» прежде всего рассчитана на деятелей культуры и лиц, интересующихся этой отраслью. Но дело в том, что сама отрасль «культура» разбилась на массу сегментов, одни из которых ушли далеко вперед, другие – вбок (то есть влево и вправо), третьи остались там, где были. Таким образом, спрос на монополиста в прошлом и всего лишь одного из игроков на рынке СМИ в настоящем упал. Многие киоски перестали брать издание для продажи. Подписка на газету для одних оказалась неподъемной по цене и ненужной для тех, у кого есть деньги. С точки зрения классической маркетинговой теории по Филипу Котлеру, жизненный цикл этого информационного товара завершился.
Газету возглавляет уважаемый и талантливый руководитель Ю. И. Белявский, который спасал много лет этот бренд, издавая нерыночную газету в рыночных условиях. Он не захотел придавать газете желтоватый оттенок, и поэтому газета «Культура» стала очередным «вишневым садом» на рынке печатных СМИ. Строго говоря, в гибели газеты «Культура» никто не виноват, так как у этого товара иссяк жизненный ресурс. Перестроиться и получить другую потребительскую стоимость, как это сделали «МК» и «КП», «Культура» не смогла.
Теперь возникает вопрос: что делать? На мой взгляд, спасти этот бренд можно при абсолютно другом подходе к культуре. Надо сказать, что нынешние акционеры этого издания финансировать проект, видимо, больше не хотят. А в их числе – правительство Москвы, ИТАР-ТАСС, Российская академия художеств, АНО «ИВЦентр», благотворительный фонд «ТРИУМФ-новый век»… Все сегодня считают деньги. Издание может спасти исключительно федеральный бюджет или некие спонсоры, сохранив этот сегмент нашей истории и нашей культуры как газетный памятник. В конечном счете, многие десятилетия это издание поддерживалось властью, а, как известно, мы находимся в ответственности за тех, кого приручили. Этот совет Сент-Экзюпери в формате упрека можно отнести к руководству страны и города Москвы. К этому надо добавить еще необходимость проявления заботы о широкой культурной общественности пожилого возраста, сформировавшейся вокруг своей газеты. То есть газета «Культура» как памятник нужна, но как товар на рынке – нет.
В стране падает интерес к чтению, формируется новая интернет-культура, в фаворе цифровые технологии, молодежь увлекается малоформатным творчеством в «Твиттере» и «Фейсбуке». Для многих все прошлое культурное наследие – эпоха динозавров и реликтовых папоротников. Впрочем, и в начале прошлого века молодые поэты-футуристы призывали сбросить классическую поэзию и прозу с парохода современности. Видимо, такого рода события носили и будут носить циклический характер. Призывы звучат, но культура остается.
Тем не менее в наши трудные времена весьма актуальным становится лозунг: «Помогите «Культуре» кто может!»
8 ноября 2011 года
Россия нуждается в новом министерстве печати и массовых коммуникаций
Чиновников в стране становится все больше и больше. За последние десять лет по самым скромным экспертным оценкам их количество возросло на 30 %. И тема увеличения бюрократического аппарата, естественно, не популярна. Но тем не менее я глубоко убежден, что Россия нуждается в новом министерстве печати и массовых коммуникаций. И оно необходимо по одной простой причине: медиаотрасль страны, по сути, является бесхозной, не обеспеченной необходимой государственной поддержкой и под давлением ряда негативных факторов стагнирует.
В современную цифровую эпоху радикально меняется роль всех СМИ, происходит интенсивный процесс их конвергенции. Глобальная дигитализация всех каналов массовой информации требует выработки новой государственной политики в информационной среде, которую могло бы осуществлять новое министерство.
В настоящее время проблемы медиаотрасли в той или иной степени поделены между несколькими министерствами и подчиненными им федеральными агентствами и службами. Существующая система государственного контроля и управления медиаотраслью громоздка, порождает дублирование и поэтому во многом неэффективна, а саморегулирования у нас не получается.
Фактическое прекращение деятельности газеты «Культура», неоднократные попытки уничтожения радиостанции «Культура» при полном равнодушии властных структур – это только маленький пример из нашей сферы.
Книготорговля и объекты прессы гибнут из-за безудержного роста арендной платы. Киоски прессы повсеместно уничтожаются региональными властями во многом потому, видимо, что взяток из них особо не выжмешь. Подписка разрушается из-за высоких цен и отсутствия необходимых льгот. Продаваемые тиражи газет, журналов и книг стремительно падают. Кадры для отрасли готовятся плохо и бессистемно, на уровне требований конца прошлого века. Торговые сети в формате гипер- и супермаркетов облагают печать и мультимедийку такими же поборами, как и алкоголь, при этом бонусы и сроки выплат по продажам могут достигать неподъемных параметров.
Мне представляется, что необходимо оставить существующим министерствам-кураторам их основные функции, а всю ответственность за создание и распространение контента, то есть всю идеологию сконцентрировать в одних руках, но, естественно, без цензуры и без государственной диктатуры.
Уважаемое Минсвязи призвано заниматься развитием связи, телекоммуникаций как среды, электронным правительством, ГЛОНАССом и т. п. Минкульт мог бы отдать из-под своего крыла писателей, Минобразования – подготовку кадров для медиаотрасли, а Минторговли – поделиться сферой контроля за объектами, торгующими контентом на всех возможных носителях. Минэкономики и Минфин – разделить с новым министерством ответственность за поддержку и развитие медиаотрасли, включая льготы, налоги и другие преференции. Словом, нужен полноценный государственный орган с правом законодательной инициативы и активным влиянием на формирование госбюджета. Развитие интернета и большой семьи мобильных устройств – это особая статья, требующая профессионального подхода не с точки зрения технологий, а с точки зрения усиливающейся мультимедийности СМИ.
Мне кажется, что наше медиасообщество могло бы дать много конкретных предложений в этом направлении. Можно было бы обсудить в открытой форме кандидатуру будущего министра в этой сфере. Это было бы особенно важно в свете предстоящей реорганизации кабинета министров и предстоящего формирования после президентских выборов Большого Правительства.
25 ноября 2011 года
Президент Литвы подает хороший пример Президенту России
Как передает ИА REGNUM, парламент Литвы зарегистрировал 24 ноября предложенные президентом Литвы Далей Грибаускайте поправки к закону о прибавочной стоимости.
Литовский лидер считает, что газетное слово играет огромную роль в воспитании гражданственности, информируя демократическое общество. Поэтому президент предложила изменить тариф НДС для печатных СМИ и сделать его равным 9 %.
В сопроводительном письме, подготовленном канцелярией президента, отмечается, что в связи с финансовым кризисом печатные издания становятся полиграфически некачественными. Отсюда сокращение доверия к печатному слову. Растет и вероятность утраты прессой независимости, следовательно – беспристрастности и объективности. Печатная пресса не покупается населением. «Это плохой знак», – считает Грибаускайте.
«Облегчение налогового бремени – это возможность улучшить качество печатной продукции и обеспечить более низкие цены для читателей», – говорит президент, отмечая, что Литва, согласно международной статистике, входит в первую десятку стран по таким показателям, как свобода слова и печати.