Книга Трудовое право. Том I. Часть общая - читать онлайн бесплатно, автор Елена Михайловна Офман. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Трудовое право. Том I. Часть общая
Трудовое право. Том I. Часть общая
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Трудовое право. Том I. Часть общая

Единство и дифференциация правового регулирования труда проявляется в том, что в трудовом праве имеются нормы, в равной мере распространяющиеся на всех субъектов трудовых отношений независимо от каких-либо условий (единство), и нормы, устанавливающие специальные нормы в отношении как работников, так и работодателей в зависимости от различных объективных и субъективных факторов (характер и условия труда, психофизиологические особенности организма, природно-климатические условия, наличие семейных обязанностей, другие основания) (дифференциация). При этом, как сказано в ст. 252 ТК РФ, особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

4. Средства, обеспечивающие исполнение обязанностей. Трудовое право предусматривает различные средства, обеспечивающие исполнение обязанностей субъектами трудовых отношений. К таковым можно отнести государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, и специфические способы защиты прав работников (рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам, рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров, включая забастовку).

1.4. Система трудового права

Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом… Особо нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана[14].

Система трудового права системно представляет собой соединение правовых норм в единое упорядоченное целое с одновременным их делением на относительно самостоятельные институты и подинституты[15].

Традиционно трудовое право подразделяют на две части: общую и особенную[16], при этом ряд ученых выделяют в системе трудового права специальную часть, охватывающую институты узкой направленности, касающиеся лишь отдельных категорий работников (ч. 4 раздела XII ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»)[17].

В общую часть трудового права входят нормы, имеющие обобщающий характер и применяющиеся ко всем отношениям, составляющим предмет трудового права. Особенная часть трудового права состоит из институтов, регламентирующих отдельные аспекты трудовых отношений.

Представители московской школы трудового права отмечают, что нормы специальной части устанавливают отдельные особенности, касающиеся заключения или расторжения трудового договора, требований охраны труда, рабочего времени и времени отдыха и др., т. е. дополняют общие нормы соответствующих институтов трудового права. Специальные нормы не осуществляют «самодостаточного» правового регулирования и, как указывают исследователи, не могут в отрыве от соответствующих общих норм составлять самостоятельное институты трудового права[18]. По предмету регулирования (элементу единого сложного трудового правоотношения) специальные нормы относятся к институтам трудового договора, охраны труда, рабочего времени и времени отдыха, материальной ответственности и т. п. Поэтому выделение специальной части трудового договора, по их мнению, не имеет под собой убедительных оснований[19].

Нет единого мнения среди ученых и в вопросе о том, какие институты включаются в общую и особенную части трудового права. Так, в большинстве случаев в общую часть включаются нормы, регулирующие основные начала трудового законодательства (принципы отрасли; систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; действие трудового права во времени и пространстве); трудовые отношения (статус субъектов трудовых отношений, основания их возникновения); социальное партнерство[20]; разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда[21]. В отдельных случаях ученые задаются вопросом о целесообразности включения в общую часть трудового права такого института, как социальное партнерство. «Специалисты считают, что этот институт носит общий характер и имеет значение для всех отношений, входящих в состав предмета трудового права. С этим сложно согласиться, поскольку нормы института социального партнерства регулируют исключительно коллективные трудовые отношения и не определяют основ, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование в сфере труда. Они в отличие от норм общей части не могут применяться к другим отношениям и не оказывают общего регулятивного воздействия на весь комплекс общественных отношений, входящих в предмет трудового права»[22]. В связи с этим институт социального партнерства был «перенесен» в особенную часть трудового права.

Особенная часть трудового права состоит из следующих институтов: трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации, дисциплина труда, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, охрана труда, материальная ответственность трудового договора, защита трудовых прав и свобод, рассмотрение и разрешение трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно общей теории права право как система дифференцируется на частное и публичное. В основу данной классификации положен генетический подход. Частное право направлено на удовлетворение потребностей и защиту отдельных лиц, второе – охраняет интересы государства[23]. Применительно к трудовому праву частно-правовой аспект проявляется в защите прав и интересов работников и работодателей (например, раздел XIII ТК РФ называется «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права»), а публично-правовой характер трудового права – в охране интересов государства при несоблюдении работодателями трудового законодательства; государство устанавливает правовое регулирование трудовых и связанных с ними отношений, осуществляет контроль и надзор за их реализацией. Именно государственными нормативными правовыми актами определяются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности[24].

1.5. Функции трудового права

Основное назначение права заключается в том, чтобы регулировать различные сферы общественных отношений. Сущность права и его назначение проявляются в его функциях, которые, в свою очередь, представляют наиболее существенные направления правового воздействия на общественные отношения, сознание и поведение людей. Функции – это «свечение» сущности права в общественных отношениях[25].

В праве чаще всего термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права. Функции права в классическом понимании представляют собой единство двух моментов: а) роли (назначения) права в обществе; б) основных направлений его воздействия на общественные отношения[26]. Функции трудового права показывают, на что конкретно направлено действие норм данной отрасли, т. е. на какие группы общественных отношений, стороны жизни общества и государства, в чем выражается это воздействие и как оно отражается на поведении субъектов правоотношений.

В теории трудового права устоялось и получило наибольшее распространение определение понятия функций трудового права как основных направлений воздействия его норм на поведение (через сознание, волю) людей в процессе труда для достижения задач и целей данной отрасли права[27]. Так, С. А. Иванов определял функции права как основные направления правового воздействия на волю, поведение людей, на общественные отношения[28]. А. С. Пашков под функциями права понимал основные направления его воздействия на общественные отношения, отражающие служебное назначение права в жизни общества и выступающие как проявление его сущности[29].

Однако А. М. Лушников и M. В. Лушникова под функциями трудового права понимают «основные направления правового регулирования общественных отношений по поводу применения наемного труда в соответствии с социальным назначением отрасли»[30], указывая, что в теории выделяют две концепции функций права: это функции правового воздействия и функции правового регулирования. По общему правилу правовое регулирование определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Правовое воздействие рассматривают как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Отличие правового регулирования от правового воздействия заключается в том, что предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В предмет правового воздействия входят экономические, политические и социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно оказывает свое влияние. Кроме того, если правовое регулирование связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов и означает реализацию правовых норм через правоотношения, то правовое воздействие не всегда с этим связано. Правовое регулирование – это одна из имеющихся форм воздействия права на общественные отношения. Воздействие на сознание людей могут оказать и мотивы закона, и намерения законодателя, но они не могут регулировать общественные отношения, поскольку не порождают конкретных правоотношений и не подлежат применению[31].

Одним из первых, поставивших вопрос о функциях трудового права, был Н. Г. Александров. Им были выделены три функции трудового права, а в качестве основания деления выступили трудовые отношения, поскольку именно в функциях отражается воздействие норм права на эти отношения: производственная, защитная и функция обеспечения прав работников, профсоюзных и иных общественных организаций на участие в управлении предприятием, в решении вопросов хозяйственного строительства[32]. А. Д. Зайкин, исходя из задач, стоящих перед трудовым правом, выделял четыре функции: производственную, защитную, воспитательную и управленческую[33]. А. С. Пашков выделял функции трудового права, отталкиваясь от видов общественных отношений, определяющих структуру социалистического общества. Он полагал, что трудовое право выполняет экономическую, социальную, политическую (управленческую) и воспитательную (идеологическую) функции[34]. В. И. Шкатулла к особенным отраслевым функциям трудового права, отражающим его специфику, относит производственную и защитную функции[35]. По мнению С. П. Маврина, современное трудовое право призвано выполнять две общие функции (регулятивную и охранительную) и три специальные: социальную, экономическую (производственную) и идеологическую (воспитательную)[36]. При этом не следует забывать, что трудовое право выполняет функции, свойственные всем отраслям права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция проявляется в воздействии права на общественные отношения путём определения правил поведения людей в различных ситуациях (в предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей), а также в обеспечении праворядка. В свою очередь, охранительная функция направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путём применения специальных охранительных норм, направленных на вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

В качестве специальных отраслевых функций можно назвать две основные: социальную (защитную) функцию, направленную на удовлетворение потребностей работников, и экономическую (производственную) функцию, направленную на удовлетворение потребностей работодателя.

Социальная (защитная) функция трудового права в первую очередь проявляется в нормативном закреплении различных социальных гарантий для работников от момента возникновения трудового отношения до момента его прекращения. Кроме того, она выражается в реализации конституционного права граждан на труд, включая в себя нормы по обеспечению занятости, безопасных условий труда, охраны труда. Она также направлена на реализацию конституционного права граждан на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми доступными способами, включая право на забастовку. Реализация данной функции направлена на удовлетворение социально значимых для работника потребностей.

Экономическая (производственная) функция, в свою очередь, направлена на удовлетворение потребностей работодателя в возможности эффективно управлять своим видом деятельности. Она проявляется в нормах, предусматривающих возможность управлять производственным процессом, например в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов, стимулированию качественной и производительной работы, в нормах по обеспечению трудовой дисциплины.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику трудовому праву как самостоятельной отрасли российской правовой системы.

2. Назовите критерии отграничения трудового права от иных отраслей права.

3. Что составляет предмет трудового права?

4. Какие отношения тесно связаны с трудовыми?

5. Выделите характерные признаки труда, регулируемого трудовым правом РФ.

6. Каковы особенности метода трудового права?

7. Что составляет систему трудового права и трудового законодательства?

8. Постарайтесь сформулировать основные тенденции развития трудового права России на современном этапе.

9. Назовите определение понятия «функции трудового права», перечислите их виды.

10. Охарактеризуйте основные функции трудового права.

Глава 2. Принципы трудового права

2.1. Понятие принципов трудового права, их значение

Принципы права – руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе[37]. В большинстве случаев при определении принципов трудового права ученые сходятся во мнении, что принципы трудового права – основные идеи, исходные положения или общие начала, выражающие сущность трудового права, определяющие единство и общую направленность развития отрасли[38].

По сравнению с нормами права принципы обладают большей юридической силой, это проявляется, например, в том, что нормы права не могут противоречить принципам права. А. М. Куренной задается вопросом: «Если принципы выражены в законодательстве, то, возможно, они не отличаются от правовых норм?… Отличие принципов от правовых норм заключается в том, что принципы не определены конкретно (не содержат конкретный образец поведения) – нет, как правило, и структуры норм (гипотезы, диспозиции и санкции). Поэтому с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать то или иное общественное отношение. Однако принцип дает возможность правильно понять содержание и взаимосвязи правовых норм, которые это отношение регулируют. Кроме того, принципы долговечнее норм, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, помогают правильно применять нормы права и решать вопросы, еще не урегулированные правовыми нормами (восполняют пробелы законодательства»[39]. С данной позицией следует согласиться. «Долговечность» принципов права проявляется в том, что за весь период существования ТК РФ в ст. 2 «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» изменения вносились только три раза, да и то только в связи с принятием или изменением отдельных нормативных правовых актов; данные дополнения не носили концептуального характера. Например, внутриотраслевой принцип «обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование» был откорректирован в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», а принцип «установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением» был уточнен в связи с принятием Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Большинство отраслевых принципов напрямую закреплены в ТК РФ (ст. 2), отдельные принципы не зафиксированы в конкретных нормах данного кодифицированного акта, они закреплены в праве косвенным образом и могут быть вычленены из содержания смысла отраслевых норм. В частности, отраслевой принцип «действенное запрещение детского труда» непосредственно в ст. 2 ТК РФ не закреплен, но при этом особенности регулирования труда несовершеннолетних (детей) сгруппированы в главе 42 и «рассыпаны» по всему ТК РФ (ст. 69, 70, 92, 94, 99, 122, 244).

Значение принципов трудового права многогранно. Учеными отмечается, что отраслевые принципы:

1) обеспечивают единство отрасли, взаимосвязь его правовых норм, сущность отрасли права, характеризуют содержание трудоправовых норм, выявляют наиболее значимые их признаки;

2) служат ориентиром при интерпретации правовых норм и даже позволяют преодолевать некоторые дефекты трудового законодательства, в частности, пробелы и противоречия;

3) служат не только основой построения отрасли, ее структурным каркасом, но и выражают важнейшие закономерности ее развития, определяя тем самым направление дальнейшего движения правотворческой деятельности;

4) дают возможность оценить их соответствие морально-нравственным устоям общества, политическим, экономическим, социальным целям и задачам общества и государства[40].

2.2. Классификации принципов трудового права

В теории государства и права принципы права традиционно подразделяются на общеправовые (свойственные праву в целом), межотраслевые (характерны для группы смежных отраслей, как писал Л. Ю. Бугров, это «основополагающие суждения законодателя о существенном в нескольких отраслях права»[41]), отраслевые и внутриотраслевые (проявляются в крупных правовых институтах). Принципам отрасли права свойственно то, что они, отражая существенное в отрасли права, связаны со всеми или с большинством правовых институтов, составляющих отрасль права, либо, с учетом особого положения общей части отрасли, хотя бы с одним институтом общей части. Эти принципы, отражая специфику отрасли права, как бы преломляют основные начала права в целом. Отраслевые принципы находят более конкретное выражение в принципах институтов и субинститутов, которые ближе других принципов к обычным нормам права[42].

Несмотря на то что ст. 2 ТК РФ поименована как «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений», в своем содержании она закрепляет наряду с отраслевыми и общеправовые, и межотраслевые, и внутриотраслевые принципы. Помимо этого в данной статье закреплены положения, не имеющие прямого отношения к принципам трудового права.

Общеправовые принципы:

1) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

2) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

3) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности (это частный принцип, вытекающий из принципа «обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту[43]).

Общеправовые принципы зафиксированы и в иных актах: в Конституции РФ[44], в международных правовых актах (например, во Всеобщей декларации прав человека[45], в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах[46], в Международном пакте о гражданских и политических правах[47]), в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации ТК РФ»[48].

Помимо общеправовых принципов существуют общепризнанные принципы международного права (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норма международного права и международных договоров РФ»)[49]. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Межотраслевые принципы:

1) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

2) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Отраслевые принципы:

1) свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности:

2) запрещение принудительного труда;

3) запрещение дискриминации в сфере труда:

4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

5) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

6) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

7) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

8) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

9) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

10) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами.

Следует отметить, что система отраслевых принципов не является застывшей структурой. Можно говорить, что сегодня происходит формирование отраслевого принципа недопустимости злоупотребления правом субъектами трудовых отношений (подробнее об этом – в параграфе 3 настоящего учебника).

Внутриотраслевые принципы:

1) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование (данный принцип является частью отраслевого принципа «запрещение дискриминации в сфере труда»);

2) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности (данный принцип также является частью отраслевого принципа «запрещение дискриминации в сфере труда»);

3) обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах (указанный принцип проявляется в более общем принципе – «социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений»);

4) равенство прав и возможностей работников (данный принцип является частью отраслевого принципа «запрещение дискриминации в сфере труда»).