Цирк шапито (песня)
Вы не верьте наветам тоски,Задушите в душе шепоток.Между серых домов городскихОткрывается цирк шапито.Там оркестры и цокот подков,Электричества солнечный свет.По карманам хоть горсть медяковПостарайтесь набрать на билет.Тот билет – как билет на перрон,Что вам стоит не выпить сто грамм?Мимо окон зеленый фургонСонный ослик везет по утрам.И окликнет вас ласково мать,И сгоревшее встанет жилье,И подарит вам детство опятьПолотняное небо свое.Позабывшие облик земли,Нафталином засыпьте пальто, —На окраине, в рыжей пылиОткрывается цирк шапито.1966Песня подводников (песня)
К антивоенному спектаклю студенческого театра Московского авиационного института
На что нам дети, на что нам фермы?Земные радости не про нас.Все, чем на свете живем теперь мы, —Немного воздуха – и приказ.Мы вышли в море служить народу,Да нету что-то вокруг людей.Подводная лодка уходит в воду —Ищи ее неизвестно где.Здесь трудно жирным, здесь тощим проще,Здесь даже в зиму стоит жара,И нету поля, и нету рощи,И нет ни вечера, ни утра.Над нами, как над упавшим камнем,Круги расходятся по воде.Подводная лодка в глубины канет —Ищи ее неизвестно где.Нам солнце на день дают в награде,И спирта злого ожог во рту.Наживы ради снимают блядиУсталость нашу в ночном порту.Одну на всех нам делить невзгоду,Одной нам рапорт сдавать беде.Подводная лодка уходит в воду —Ищи ее неизвестно где.В одну одежду мы все одеты,Не помним ни матери, ни жены.Мы обтекаемы, как ракеты,И, как ракеты, устремлены.Ну кто там хочет спасти природуИ детский смех, и весенний день?Подводная лодка уходит в воду —Ищи ее неизвестно где.1966Освенцим (песня)
Над проселками листья – как дорожные знаки,К югу тянутся птицы, и хлеб недожат.И лежат под камнями москали и поляки,А евреи – так вовсе нигде не лежат.А евреи по небу серым облачком реют.Их могил не отыщешь, кусая губу:Ведь евреи мудрее, ведь евреи хитрее, —Ближе к Богу пролезли в дымовую трубу.И ни камня, ни песни от жидов не осталось,Только ботиков детских игрушечный ряд.Что бы с ними ни сталось, не испытывай жалость,Ты послушай-ка лучше, что про них говорят.А над шляхами листья – как дорожные знаки,К югу тянутся птицы, и хлеб недожат.И лежат под камнями москали и поляки,А евреи – так вовсе нигде не лежат.1966, ПольшаПо Освенциму ветер гуляет (песня)
По Освенциму ветер гуляет,И ромашки растут меж печей,И экскурсия нас ожидает,Москвичей, москвичей, москвичей.Вам покажут сожженные кости, —Сколько хочешь на пепел глазей.Приезжайте, пожалуйста, в гостиВ тот музей, в тот музей, в тот музей.Разбирайтесь по двое, по трое —Каждый день, каждый час, каждый час.Кто из вас лагеря эти строит,Кто из вас, кто из вас, кто из вас?Лучше мне докатиться до вышки,В землю лечь, в землю лечь, в землю лечь,Чем однажды подбросить дровишкиВ эту печь, в эту печь, в эту печь.Где музеи такие же встанут?Ни намека о том, ни слезы, —На бескрайних степях КазахстанаИли в желтой долине Янцзы?По Освенциму ветер гуляет,И ромашки растут меж печей…Кто нам скажет, что нас ожидает,Москвичей, москвичей, москвичей?1966, ОсвенцимТреблинка (песня)
Треблинка, Треблинка,Чужая земля.Тропинкой неблизкойУстало пыля,Всхожу я, бледнея,На тот поворот,Где дымом развеянМой бедный народ.Порою ночноюВсе снится мне сон:Дрожит подо мноюТоварный вагон,И тонко, как дети,Кричат поезда,И желтая светитНа небе звезда…Недолго иль длинноНа свете мне жить, —Треблинка, Треблинка,Я твой пассажир.Вожусь с пустяками,Но все до поры:Я камень, я каменьНа склоне горы.Плечом прижимаюсьК сожженным плечам,Чтоб в марте и в маеНе спать палачам,Чтоб помнили каты —Не выигран бой:Я камень, я каменьНад их головой.О память, воскресни, —Не кончился бой:Я песня, я песняНад их головой.1966, ВаршаваЭлегия
Евгению Клячкину
Сентябрь сколачивает стаи,И первый лист звенит у ног.Извечна истина простая:Свободен – значит, одинок.Мечтая о свободе годы,Не замечаем мы того,Что нашей собственной свободыБоимся более всего.И на растерянные лица(Куда нам жизни деть свои?)Крылом спасительным ложитсяВласть государства и семьи.В углу за снятою иконойВся в паутине пустота.Свободен – значит, вне закона.Как эта истина проста!Входная дверь гремит, как выстрел,В моем пустеющем дому.Так жить нам вместе, словно листьям,А падать вниз по одному.1967Владимиру
1. Галилей (песня)
Отрекись, Галилей, отрекисьОт науки ради науки!Нечем взять художнику кисть,Если каты отрубят руки,Нечем гладить бокал с виномИ подруги бедро крутое.А заслугу признать винойДля тебя ничего не стоит.Пусть потомки тебя бранятЗа невинную эту подлость, —Тяжелей не видеть закат,Чем под актом поставить подпись,Тяжелей не слышать реки,Чем испачкать в пыли колено.Отрекись, Галилей, отрекись, —Что изменится во Вселенной?Ах, поэты и мудрецы,Мы моральный несем убытокВ час, когда святые отцыВолокут нас к станкам для пыток.Отрекись глупцам вопреки, —Кто из умных тебя осудит?Отрекись, Галилей, отрекись,Нам от этого легче будет.2. Антигалилей (песня)
Ну, кто в наши дни поет? —Ведь воздух от гари душен.И рвут мне железом рот,Окурками тычут в душу.Ломает меня палачНа страх остальному люду.И мне говорят: «Заплачь!»А я говорю: «Не буду!»Пихнут меня в общий строй,Оденут меня солдатом,Навесят медаль – герой! —Покроют броней и матом.Мне водку дают, как чай,Чтоб храбрым я был повсюду.И мне говорят: «Стреляй!»А я говорю: «Не буду!»А мне говорят: «Ну что ж,Свою назови нам цену.Объявим, что ты хорош.Поставим тебя на сцену».Врачуют меня врачи,Кроят из меня Иуду.И мне говорят: «Молчи!»А я говорю: «Не буду!»1967Монолог маршала (песня)
Я – маршал, посылающий на бойСвоих ушастых стриженых мальчишек.Идут сейчас веселою гурьбой,А завтра станут памятников тише.В огонь полки гоню перед собойЯ – маршал, посылающий на бой.Я славою отмечен с давних пор,Уже воспеты все мои деянья.Но снится мне зазубренный топор,И красное мне снится одеянье,И обелисков каменная твердь.Я – маршал, посылающий на смерть.Пока в гостях бахвалится жена,Один бреду я по своим хоромам,И звякают негромко орденаНеугомонным звоном похоронным,И заглушить его мне не суметь.Я – маршал, посылающий на смерть.Не знающему робости в боях,Немало раз пришлось мне нюхать порох.Но странный я испытываю страхВ пустых соборах и на школьных сборах.И объяснить его мне не суметь.Я – маршал, посылающий на смерть.И победить его мне не суметь.Я – маршал, посылающий на смерть.И мне не крикнуть совести: «Не сметь!»Я – маршал, посылающий на смерть.1967, ЛенинградЛюбовница Блока
Л. А. Андреевой-Дельмас
Без дерева высохшей веткой,При солнечном свете страшна,В салопе, затертом и ветхомБредет тротуаром она.Плывет привиденье дневноеПо улицам мимо ворот,И шепот ползет за спиною:Любовница Блока идет.В могиле своей одинокойЛежит он – чужой и ничей.Ни прибыли нету, ни прокаОт тех позабытых ночей.С болонкою лысой и старой,Из года бессмертная в год,Пугая влюбленные пары,Любовница Блока идет.Летит над землею горбатойВоенных угроз дребедень.Наш век беспокойный двадцатыйКлонится к закату, как день.Разгул революций неистов,Ракеты уходят в полет.Под звонкое кваканье твистаЛюбовница Блока идет.Идет через воду людскую,Идет по любимым гробам,И серые губы тоскуютПо мертвым и чистым губам.И, новых грехов отпущеньеДаруя другим наперед,Навстречу земному вращеньюЛюбовница Блока идет.1968Друзья и враги (песня)
К спектаклю по повести Владимира Войновича «Два товарища»
Наших пыльных дворов мечтатели,Вспоминаю вас я,По игре в футбол – неприятелиИ по партам – друзья.Но не знаю я тем не менее,От каких же шаговНачинается разделениеНа друзей и врагов.Все мальчишками были близки мы —По плечу и на «ты».Под гранитными обелискамиДогорают цветы…Что же ты, мое поколение,Не сносило голов?Опоздало ты с разделениемНа друзей и врагов!А зелененький шарик крутится,Молодым не до снаА на улице вновь распутицуЗатевает весна.Обнажают реки весенниеРубежи берегов.Начинается разделениеНа друзей и врагов.1968Поэты
Лежат поэты на холмах пустынных,И непонятно, в чем же корень зла,Что в поединке уцелел Мартынов,И что судьба Дантеса сберегла?Что, сколько раз ни приходилось биться,Как ни была рука его тверда,Не смог поэт ни разу стать убийцей,И оставался жертвою всегда?Неясно, почему? Не потому ли,Что был им непривычен пистолет?Но бил со смехом Пушкин пулю в пулю,Туза навскидку пробивал корнет.Причина здесь не в шансах перевеса, —Была вперед предрешена беда:Когда бы Пушкин застрелил Дантеса,Как жить ему и как писать тогда?1969Сентябрь
Так зажигают в доме свет,Придя под утро, рано,Когда забрезживший рассветСентябрь вставляет в раму,И остается за плечомПолет автомобильный,И желтым комнатным лучомБокал наполнен пыльный.Так зажигают в доме свет,Когда в саду снаружиРябины тоненький скелетНенастьем обнаружен.С плаща в передней натекло,И глина на ботинках.Ложится осень на стеклоПереводной картинкой.Так зажигают в доме свет,Придя домой с работы.И знаешь: никого здесь нет,А все же ждешь кого-то.И канет в черное стеклоВсе то, что сердце кружит.И вновь покажется: светлоВнутри, а не снаружи.1969Новелле Матвеевой (песня)
А над Москвою небо невесомое,В снегу деревья с головы до пят,И у Ваганькова трамваи сонные,Как лошади усталые, стоят.Встречаемый сварливою соседкою,Вхожу к тебе, досаду затая.Мне не гнездом покажется, а клеткоюНесолнечная комната твоя.А ты поешь беспомощно и тоненько,И, в мире проживающий ином,Я с твоего пытаюсь подоконникаДельфинию увидеть за окном.Слова, как листья, яркие и ломкие,Кружатся, опадая с высоты,А за окном твоим заводы громкиеИ тихие могильные кресты.Но суеты постылой переулочнойИдешь ты мимо, царственно слепа.Далекий путь твой до ближайшей булочнойТаинственен, как горная тропа.И музыкою полно воскресение,И голуби ворчат над головой,И поездов ночных ручьи весенниеСтруятся вдоль платформы Беговой.А над Москвою небо невесомое,В снегу деревья с головы до пят,И у Ваганькова трамваи сонные,Как лошади усталые, стоят.1969Переделкино (песня)
Лидии Либединской
Позабудьте свои городские привычки, —В шуме улиц капель не слышна.Отложите дела – и скорей к электричке:В Переделкино входит весна.Там зеленые воды в канавах проснулись,Снег последний к оврагам приник.На фанерных дощечках названия улиц —Как заглавия давние книг.Здесь, тропинкой бредя, задеваешь щекоюПаутины беззвучную нить.И лежит Пастернак над закатным покоем,И веселая церковь звонит.А в безлюдных садах и на улицах мглистыхНад дыханием влажной землиМолча жгут сторожа прошлогодние листья —Миновавшей весны корабли.И на даче пустой, где не хочешь, а пей-каНепонятные горькие сны,Заскрипит в темноте под ногами ступенька,И Светлов подмигнет со стены.И поверить нельзя невозможности БогаВ ранний час, когда верба красна.И на заячьих лапках, как в сердце – тревога,В Переделкино входит весна.1969«Две женщины, два дома, две судьбы…»
Две женщины, два дома, две судьбы,Два дела, незаконченные оба.Твержу себе, что не должно так быть,И знаю сам, что будет так до гроба.Две совести. Одна – лишает сна,Другая: «Брось, один такой ты разве?»Две истины, и только боль одна,Одна на это все многообразье.Как ненавистны мне в минуты встречМоих друзей уверенные лица!Я каждый вечер, перед тем как лечь,Твержу себе, что завтра все решится.И, мукой безысходною томясь,Перед бедой, на злую радость прочим,Хватаю воздух ртом, как пленный князь,К двум согнутым березам приторочен.1969Жена французского посла (1970–1976)
Остров Гваделупа (песня)
Игорю Белоусову
Такие, брат, дела… Такие, брат, дела —Давно уже вокруг смеются над тобою.Горька и весела, пора твоя прошла,И партию сдавать пора уже без боя.На палубе ночной постой и помолчи.Мечтать за сорок лет – по меньшей мере, глупо.Над темною водой огни горят в ночи —Там встретит поутру нас остров Гваделупа.Пусть годы с головы дерут за прядью прядь,Пусть грустно от того, что без толку влюбляться, —Не страшно потерять уменье удивлять,Страшнее – потерять уменье удивляться.И, возвратясь в края обыденной земли,Обыденной любви, обыденного супа,Страшнее – позабыть, что где-то есть вдалиНаветренный пролив и остров Гваделупа.Так пусть же даст нам Бог, за все грехи грозя,До самой смерти быть солидными не слишком,Чтоб взрослым было нам завидовать нельзя,Чтоб можно было нам завидовать мальчишкам.И будут сниться сны нам в комнатной пылиПоследние года, отмеренные скупо,И будут миновать ночные кораблиНаветренный пролив и остров Гваделупа.1970, научно-исследовательское судно «Дмитрий Менделеев»Новодевичий монастырь (песня)
Снова рябь на воде и сентябрь на дворе.Я брожу в Новодевичьем монастыре,Где невесты-березы, склоняясь ко рву,Словно девичьи слезы роняют листву.Здесь все те, кто был признан в народе, лежат.Здесь меж смертью и жизнью проходит межа.И кричит одинокая птица, кружа,И влюбленных гоняют с могил сторожа.У нарядных могил обихоженный вид, —Здесь и тот, кто убил, рядом с тем, кто убит.Им легко в этом месте – ведь тот и другойЖизни отдали вместе идее одной.Дым плывет, невесом. Тишина, тишина…Осеняет их сон кружевная стена.И металлом на мраморе их имена,Чтобы знала, кого потеряла, страна.А в полях под Москвой, а в полях под Орлом,Порыжевшей травой, через лес напролом,Вдоль освоенных трасс на реке Колыме,Ходит ветер, пространство готовя к зиме.Зарастают окопы колючим кустом.Не поймешь, кто закопан на месте пустом:Без имен их земля спеленала, темна,И не знает, кого потеряла, страна.Я люблю по холодной осенней пореПобродить в Новодевичьем монастыре.День приходит, лилов, и уходит назад,Тусклый свет куполов повернув на закат…Не хочу под плитой именною лежать, —Мне б водою речной за стеною бежать,Мне б песчинкою лечь в монастырь, что вместилТерриторию тех безымянных могил.1970, научно-исследовательское судно «Дмитрий Менделеев», Северная АтлантикаДонской монастырь (песня)
А в Донском монастыреЗимнее убранство.Спит в Донском монастыреРусское дворянство.Взяв метели под уздцы,За стеной, как близнецы,Встали новостройки.Снятся графам их дворцы,А графиням – бубенцыЗабубенной тройки.А в Донском монастыреВремя птичьих странствий.Спит в Донском монастыреРусское дворянство.Дремлют, шуму вопреки,И близки, и далекиОт грачиных криков,Камергеры-старики,Кавалеры-морякиИ поэт Языков.Ах, усопший век баллад,Век гусарской чести!Дамы пиковые спятС Германнами вместе.Под бессонною Москвой,Под зеленою травойСпит – и нас не судитВек, что век закончил свойБез войны без мировой,Без вселенских сует.Листопад в монастыре.Вот и осень, – здравствуй.Спит в Донском монастыреРусское дворянство.Век двадцатый на дворе,Теплый дождик в сентябре,Лист летит в пространство…А в Донском монастыреСладко спится на зареРусскому дворянству.1970, научно-исследовательское судно «Дмитрий Менделеев», Северная АтлантикаНочная вахта
Ночная вахта в теплом океане.Дрожь палубы, звон колокола ранний,Апрельских звезд летящие тела,И темнота таинственная рубки,И штурмана светящиеся рукиНад золотой поверхностью стола.Ночная вахта в теплом океане.Немыслимая дальность расстояний,Благословенье Южного Креста,Тяжелых рей мерцающие ноки.Мы здесь, как космонавты, одиноки, —Созвездия вокруг и пустота.Как этот миг торжественен и странен!Там, на Земле, трамвай грохочет ранний,Бесчинствует весенняя капель,А нас качает, как младенца в ванне,Ночная вахта в теплом океане —Соленая и сладкая купель.Напарник мой, в каюте крепко спит он.Весь воздух электричеством пропитан,Звезду от капли отличить нельзя.Стою на грани двух стихий великих,И волн фосфоресцирующих бликиМне опаляют зеленью глаза.Неблагодарный отпрыск мирозданья,Давно уж атеизму отдал дань я,То верой, то неверием горя,Но вот молчу, испуганно и строго,И верю в Бога, и не верю в БогаУ этого большого алтаря.Да, я недолго видеть это буду,И за десятки тысяч миль отсюдаПесчинкой лягу неизвестно где.Но будет жить поверившая в чудоДуша моя бессмертная, покудаГорит огонь на небе и в воде.1970, научно-исследовательское судно «Дмитрий Менделеев», Северная АтлантикаАтлантида (песня)
Атлантических волн паутинаИ страницы прочитанных книг.Под водою лежит Атлантида —Голубого огня материк.А над ней – пароходы и ветер,Стаи рыб проплывают над ней…Разве сказки нужны только детям?Сказки взрослым гораздо нужней.Не найти и за тысячу лет нам —Объясняют ученые мне —Ту страну, что пропала бесследноВ океанской ночной глубине.Мы напрасно прожектором светимВ этом царстве подводных теней.Разве сказки нужны только детям?Сказки взрослым гораздо нужней.Век двадцатый, войною палимый, —Смерть прикинется теплым дождем…Кто нам скажет, откуда пришли мы?Кто нам скажет, куда мы уйдем?Кто сегодня нам сможет ответить,Сколько жить нам столетий и дней?..Разве сказки нужны только детям?Сказки взрослым гораздо нужней.И хотя я скажу себе тихо:«Не бывало ее никогда»,Если спросят: «Была Атлантида?» —Я отвечу уверенно: «Да!»Пусть поверят историям этим.Атлантида – ведь дело не в ней…Разве сказки нужны только детям?Сказки взрослым гораздо нужней.1970, научно-исследовательское судно «Дмитрий Менделеев»Остров горе
Ах, черная Африка, остров Горе,Стена каземата на острой горе,Обрыв, оборвавшийся в море!Знакомого слова чужой оборот,Как будто на местный язык переводПривычного русского «горе».Ах, черная Африка, остров Горе!Остатки фортов, продавцы сигарет,Акаций стремительный ливень!Акулы, приучены давней игрой,Где черное мясо и красная кровьДежурят в зеленом заливе.Здесь ящериц шорох и шорох песка,Молчание скал и прибоя оскал,Звенящая галька на пляже.Здесь годы и годы, не ради идей,Со скал этих в воду бросали людей,Уже непригодных к продаже.Иду по песку мимо дома рабов,Прибрежных базальтов – обветренных лбов,Заросшего тиной причала.Века за веками у этих воротБортами о камень стучал галиот,Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги