6. Отмена балльной системы с сохранением годовой оценки, которая должна производиться двумя баллами – «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
7а. Предоставление права пополнения ученической библиотеки и учебных пособий путём ежегодных ассигнованных из специальных средств учебных заведений, а выработку мер к улучшению предоставить Педагогическим советам и представителям из учащихся старших классов с правом совещательного голоса.
7б. Уравнение прав по подбору книг для ученических библиотек с таковыми же публичными библиотеками.
8. Необязательное ношение формы.
9. Отмена наказаний, вредно отражающихся на здоровье учащихся.
10. Ненаказуемость участвовавших в манифестациях последних дней и в подаче настоящей петиции.
Частные пункты
1. Расширение программы общеобразовательных предметов Архангельского торгово-мореходного училища и уравнение его в правах с Одесским училищем торгового мореплавания.
2. Удаление от педагогической деятельности в нашем училище гг. преподавателей В. В. Заборщикова и Е. И. Мюлленберга и серьёзное отношение к преподаванию г. В. П. Витта.
3. Улучшение практических занятий по специальным предметам и введение такелажных работ в общих классах.
4. Предоставление ученикам свободного выбора квартир.
5. Введение гимнастики.
6. Мы настаиваем на немедленном проведении в школьную жизнь тех пунктов петиции, которые может разрешить Педагогический комитет, и на немедленном же сношении с надлежащими инстанциями относительно удовлетворения остальных пунктов»[34].
Занятия по астрономии в Архангельском торгово-мореходном училище. Фото нач. XX в. (Из фондов МАМИ)
Кабинет физики в Архангельском торгово-мореходном училище. Фото нач. XX в. (Из фондов МАМИ)
Билет об увольнении А. Кучина из Архангельского торгово-мореходного училища. 1905 г. (Из фондов АКМ)
А. Кучин с сокурсниками. 1909 г. (Из фондов АОКМ)
Начальник училища петицию принял, тем более что накануне состоялось совещание руководителей учебных заведений, которое решило принимать петиции от учащихся и отменить занятия до 27 октября. Петиция рассматривалась на заседании Педагогического комитета 25 октября.
Перед педагогами встала трудная задача. С одной стороны, многие из них были настроены либерально и были «за свободы», но, с другой стороны, они понимали, что её одобрение может привести к развалу учебного процесса. Педагогический комитет принял компромиссное решение. Он согласился с пунктами 4, 5, 7, 10 общих пунктов и пунктами 3 и 5 частных пунктов. Пункты 3 и 8 общего, а также пункт 4 частного раздела решено обсудить вместе с родителями. По пункту 1 договорились сообщить просьбу в Правление духовной семинарии, по пункту 2 признано желательным присутствие родителей на заседаниях Педагогического комитета, по пункту 9 указано, что применяется единственное наказание – приглашение неуспевающих учеников в праздники для выполнения учебных заданий. Комитет признал себя некомпетентным принять решение по пункту 2 частного раздела и адресовал его Попечительскому совету.[35] Попечительский совет на своём заседании категорически отказал удовлетворить это требование.[36]
После этого В. В. Заборщиков, преподававший физическую географию и корабельную архитектуру в специальных мореходных классах, уволился. Е. И. Мюлленберга, преподавателя немецкого языка, просили работать до окончания учебного года.
27 октября начальник училища сообщил учащимся решение Педагогического комитета. На занятия пришли ученики общих классов. Старшие ребята отправились в мужскую гимназию, где сорвали занятия.
30 октября состоялось совместное заседание Педагогического комитета и родителей. Родителям предложили призвать своих детей к порядку и вернуть их к занятиям, либо, как было предложено Попечительским советом, с 26 октября училище будет закрыто на неопределенное время.
31-го занятия возобновились, но в конце ноября – новая волна недовольства и беспорядков. 22 ноября к начальнику училища пришли делегаты и потребовали разрешить сходку в общежитии училища. М. М. Беспятов сходку разрешил, но потребовал, чтобы она была после пятого урока и без посторонних лиц. Однако на сходку явились учащиеся технического училища, гимназии, семинарии, городского училища. Начальник направил инспектора, чтобы тот напомнил ученикам их обещание, тогда посторонние удалились. После сходки депутация вновь появилась в кабинете начальника и сообщила, что большинством голосов было принято решение бастовать с 23 ноября. «При этом делегаты заявили, что этой забастовкой они вовсе не выражают своего недовольства по отношению к своему училищу, но имеют в виду интересы учеников городского училища, петиция которых не была принята директором народных училищ»[37]. Предполагалась забастовка во всех учебных заведениях. Однако в мужской гимназии имени М. В. Ломоносова был храмовый праздник – Собор Михаила Архангела и в этот день в гимназии по традиции не было занятий. В техническом училище имени Петра I занятия шли обычным порядком, в городском училище бастовали лишь старшие классы. В торгово-мореходное училище на занятия явилось 30 учеников, оказалось, что некоторых силой заставили подписаться за проведение забастовки, а на следующий день активисты выставили пикеты на дорогах к училищу и не пускали учащихся, силой заставляя вернуться домой. Но не все учащиеся были единодушны. Из протокола Педагогического комитета от 23 ноября: «Далее было выяснено, что на основании беседы с учениками, что эта группа учеников (14 человек, признанных агитаторами – прим. авт.) действует на остальных силой и принуждением, ярким доказательством этого случая является полученное по время заседания и прилагаемое при этом письмо учеников Кучина, Волгина, Гусева»[38].
Это единственное упоминание фамилии Кучина в сохранившихся документах училища, связанных с этими событиями. Его имя не упоминается ни в архиве полицейского управления, ни в воспоминаниях участников революции 1905 года.[39] Впрочем, сокурсник Александра, будущий известный гидрограф Павел Башмаков, говорит о нём как об одном из руководителей забастовщиков.[40]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Бергман Г. А. Капитан А. С. Кучин // Летопись Севера. Т. 3. М., 1962.
2
Шпаро Д. И., Шумилов В. А. Капитан «Геркулеса». М., 1992.
3
Мельник Т. Ф. Род Кучиных из села Кушерека // Ладья. № 1. Архангельск.
4
ГААО Ф. 6. Оп. 18. Д. 116.
5
Ружников А. В. Судовладельцы Поморья. Архангельск. «Норд». 2013. С. 181–187.
6
Вознесенская церковь, построенная в 1669 году, шедевр деревянного зодчества Русского Севера, перевезена в Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы».
7
Кононов А. М. Кушерецкий приход // Север, № 2, 1996, С. 157–158.
8
Дерягин Г. Б., Харлин Л. А. Старая Онега. Онега, 2012. С. 173–174.
9
Форму санок «кережек» в виде лодки с одним полозом русские позаимствовали у саамов.
10
Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1876. Т. 3. С. 1342–1350.
11
Попов Г. П., Давыдов, Р. А. Мурман. Екатеринбург, 1999. С. 34.
12
Белов В. Описание Архангельской губернии для народных училищ. Архангельск, 1913. С. 69.
13
ОИММ кп № 1360.
14
ОИММ кп №№ 3714 и 3715.
15
ОИММ № 1320/5.
16
ОИММ № 1320/1.
17
ОИММ № 1320/2.
18
ОИММ № 1320/3.
19
Бергман Г. А. Капитан А. С. Кучин// Летопись Севера. Т. 3. М., 1962.
20
ГААО Ф. 207. Оп. 1. Д. 185. Л. 9.
21
ГААО Ф. 207. Оп. 1. Д. 185. Л. 5.
22
ГААО Ф. 207. Оп. 1. Д. 317.
23
ГААО Ф. 207. Оп. 1. Д. 208. Л. 78.
24
Беспятов М. М. Учебник по навигации. Типография Т-ва А. Ф. Марксъ. СПб, 1908.
25
ГААО Ф. 207. Оп. 1. Д. 20. Л. 6. Правила для учеников Архангельского торгово-мореходного училища.
26
ОИММ № 1320/6.
27
Там же.
28
ОИММ № 1320/7.
29
ОИММ № 1320/10.
30
Архангельские губернские ведомости. 22.10.1905.
31
1905 г. Революционное движение в Архангельской губернии. Очерки и воспоминания. Архангельск. 1925. С. 19.
32
1905 г. Революционное движение в Архангельской губернии. Очерки и воспоминания. Архангельск. 1925. С. 20.
33
Наш край в истории СССР. Сев. – Зап. кн. изд-во. Архангельск. 1974. С. 91.
34
ГААО Ф. 207. Оп. 1. Д. 211. Л. 89–90.
35
ГААО Ф. 207. Оп. 1. Д. 211. Л. 94.
36
ГААО Ф. 207. Оп. 1. Д. 211-а. Л. 40.
37
ГААО Ф. 207. Оп. 1. Д. 211. Л. 106.
38
ГААО Ф. 207. Оп. 1. Д. 211. Л. 110 об.
39
Шпаро Д. И., Шумилов В. А. Указ. соч. С. 19.
40
Башмаков П. Капитан экспедиционного судна «Геркулес» А. С. Кучин // Советская Арктика. 1939. № 7. С. 89.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги