Положение в Европе несколько отличалось от положения на Ближнем Востоке.
Аграрные отношения в Македонии в отличие от восточных эллинистических государств развивались на основе античной формы собственности. Однако и в Македонии существовала царская земля; часть этой земли царь уступал в пользование воинам и служилой аристократии. Управление страной сосредоточилась в руках царя. Главным направлением македонской внешней политики было стремление к гегемонии в Греции и на Эгейском море.
Самые могущественные эллинистические государства ― царства Селевкидов и Птолемеев – соперничали между собой за господство в восточной части Средиземного моря и стремились играть активную роль в Греции. При этом они время от времени вступали в сложные отношения с третьей великой эллинистической державой ― Македонией, непосредственно заинтересованной всегда держать под своим контролем бассейн Эгейского моря.
Эллинистический мир был постепенно завоеван на востоке Парфией, а на западе Римом. Рим обеспечил на завоеванных территориях дальнейшее развитие рабовладельческого общества.
Культура эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и разными сочетаниями греческой культуры и культур стран Ближнего и частично Среднего Востока.
Для эллинской культуры характерно ее греческое оформление. Абсолютизм сделался важной чертой идеологии господствующего класса, важным элементом официальной идеологии эллинистических государств.
8. В чем проявлялась уникальность культуры древней Греции?
Первые греки появились на земле около 2000 г. до н. э. Это были микенцы – потомки индоевропейских завоевателей. В 3200 г. до н. э. именно мигранты с Востока принесли в эгейский мир секрет обработки металла. Киклады первыми вступили в век металла, называемый бронзовым.
При раскопках жилищ и захоронений Киклад найдено множество разных предметов. Это была блестящая культура, не имевшая, однако, письменности.
В бронзовом веке, с небольшим временным отрывом от Киклад, расцвела культура Крита, называемая в честь легендарного царя Миноса минойской. Минойцы приобщились к разнообразным техническим новшествам, научились производить изделия из камня, печати, золотые украшения. В восточной части острова появились крупные населенные пункты.
В Кноссе, Маллии и Фесте были возведены первые дворцы со сложной планировкой, что свидетельствовало о жизненной силе минойской культуры. Мастера делали скульптуры из обожженной глины. Минойцы не создали больших скульптур, но мелкие предметы им удавались великолепно.
К концу бронзового века (1600–1100 гг. до н. э.) микенская культура стала одной из самых развитых в Средиземноморье. Одной из причин ее расцвета была торговля. Микены были хорошо организованным обществом со сложной системой управления, о чем рассказывается на глиняных табличках, написанных линейным письмом. Микенцы обладали передовыми техническими познаниями, позволявшими строить мосты, крепости, купольные гробницы, а также осуществлять работы по орошению и осушению почв. В искусстве и религии микенцы вначале подражали Криту, но потом выработали нечто, свойственное только им, например строгие и величественные архитектурные ансамбли. Микенцы были воинственны, что сказывалось на характере их погребального имущества.
В VI в. до н. э. афинский тиран Писистрат приказал отредактировать «Илиаду» и «Одиссею». С тех пор произведения Гомера стали настоящим учебником жизни для маленьких афинян.
С 700-х гг. до н. э. под влиянием Востока начинает складываться самобытное искусство, называемое ориентализирующим. В мастерских Коринфа, самого могущественного города той эпохи, изобретаются новые декоративные мотивы и осваивается техника изготовления чернофигурной посуды. На керамических изделиях Восточной Греции изображались мирно пасущиеся стада на фоне из розеток. Ориентализирующее ювелирное искусство, так же как и керамика, отличалось обилием украшений.
Тогда же появляются первые статуи больших размеров, выполненные, напротив, в строгом стиле. Они получили название дедалических в честь Дедала, мифического скульптора и изобретателя, родом из Афин.
Период общегреческого процветания начинается в VI в. до н. э. Города и их колонии украшаются монументами. Некоторые из них заказывались тиранами. Скульптуры создавались только для храмов и гробниц и никогда не служили украшением жилищ. К 480 г. до н. э. греческое искусство вступает в свой классический период.
С культом Диониса связано шумное хоровое пение в его честь – дифирамбы. В VI в. до н. э. поэт Фестид ввел в представление диалог между хором и актером: так родилась трагедия, что означает «песнь козла» – любимого животного Диониса. Трагедия выводит на сцену героя в самый драматический момент его жизни. Конкурсы трагедий проходили во время Великих дионисий – праздников во славу Диониса.
Эти пьесы игрались только один раз и не записывались. Из более чем 1000 трагедий, сочиненных в древности, до нас дошло только около 30.
«Персы», «Орестея» – творения Эсхила, бывшего свидетелем греко-персидских войн. Софокл внес новшества в жанр трагедии, поручив трем актерам вести диалог с хором в «Антигоне», «Эдине». Творчество Еврипида
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги