Об авторе книги «Душа вождя»
Анатолий Овчаров – социальный психолог, кандидат социологических наук. Занимается исследовательской работой в области психологии личности, организаций и политической психологии.
Специализация: управленческое консультирование, профотбор, профориентация, преподавание в вузах и школах менеджмента, проведение семинаров на темы авторских подходов в области психологии управления.
Автор диссертации, посвященной разработке модели оптимизации деятельности оргструктур. Имеет более 270 публикаций: 5 книг, научные и научно-популярные статьи, тесты для диагностики личности и групп, методические разработки по формирования эффективно работающих коллективов, рекомендации по оптимизации кадрового менеджмента
Написал монографию «Социально-психологические технологии: личностно ориентированный подход», посвященную оптимизации менеджмента и профориентации школьников, а также книги: "Путь к личности", "Учитесь эффективно управлять людьми", "Характеры и отношения".
«У каждого века есть свое Средневековье»
Станислав Ежи Лец.
1. Сталинские мифы
Образ Сталина до сих пор будоражит умы многих людей, особенно живущих в современной России, считающей себя преемницей не только Советского Союза, но и Российской империи, чьи державные атрибуты: герб и флаг – стали атрибутами Российской Федерации.
У одних эта фигура ассоциируется с величием супердержавы, которую Сталин принял с сохой, а оставил с ядерной бомбой, с увеличением ее территории до размеров одной шестой Земли, с победой во Второй мировой войне, с построением социализма в отдельно взятом государстве. У других – с установлением тирании, сопоставимой с тираниями средневековых монархов, с созданием тоталитарного общества с одной правящей партией, единой идеологией, единым центром принятия решений и одним вождем; с репрессиями и Гулагом, с «железным занавесом» и насаждением коммунистических режимов в других странах.
В этой книге вы познакомитесь с совершенно новым подходом к анализу личности Сталина. Использование в качестве инструмента для анализа теории психологических типов Карла Юнга, позволило системно рассмотреть сильные и проблемные стороны сталинской личности с учетом физических, психологических и социальных факторов, и показать причины его прихода к власти и огромного влияния – как на ближнее окружение, так и на все общество.
9 декабря 2019 года «все прогрессивное просталинское человечество» отметило 140-летие рождения «продолжателя дела Ленина», «вождя и учителя», «друга детей и физкультурников», «большого ученого», «творца всех побед советского народа», генерального секретаря РКП, ВКП(б) и КПСС, генералиссимуса, а в более современной интерпретации – эффективного кризисного менеджера, Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили).
Справедливости ради следует сказать, что подавляющее большинство поклонников Сталина находится сегодня в пределах Российской Федерации. Конечно, определенное количество почитателей Сталина еще существует в некоторых странах с преимущественно тоталитарной и авторитарной системами власти, например в Северной Корее, на Кубе, в Китае, Венесуэле. Есть они и в демократических странах, где традиционно и ментально существует тяготение к левым взглядам марксистского толка, воплотившихся в свое время в большевизме, маоизме, чучхизме, и прочих «измах», имеющих к политэкономической теории Маркса весьма отдаленное отношение.
Чем дальше исторические события и исторические личности находятся от сегодняшнего дня, тем более они мифологизированы. Древнерусские князья, цари, гетманы, герои революций, политики и военачальники со временем превращаются в продукты мифов. И в этом смысле «Слово о полку Игореве» и «Краткий курс ВКП(б)» стоят в одном ряду с античными мифами, «Илиадой» и «Одиссеей», которые в свое время воспринимались публикой на полном серьезе.
Фигура Сталина благодаря усилиям историков, деятелей искусства, политиков и простых обывателей давно превратилась в мифологический образ, продолжающий эволюционировать. История, которая преподносится в школьных классах и вузовских аудиториях, всегда была предметом манипуляций и промывки мозгов в угоду политической конъюнктуре.
Степень мифичности этого образа возрастает пропорционально времени, отделяющего настоящее от прошлого, в котором жил и действовал герой нашего исследования. Таких источников много. Это обширная научная библиография, созданная при жизни Сталина и после нее, насчитывающая тысячи наименований и авторов; кинодокументалистика; образцы искусства: литературного, живописного, скульптурного, кинематографического.
Кстати о науке, в частности, исторической. Мадам Клио, интерпретируя отдельные исторические события и роль знаковых личностей в истории, продемонстрировала себя в отечественном социальном пространстве и времени как особу очень изменчивую и угодливую в отношении власти. Причем, вне зависимости от того, кто на данном отрезке времени эту власть представлял: первопрестольный киевский князь, московский царь, всероссийский император, большевистские вожди (народные комиссары, генеральные секретари), или всенародно избранные президенты.
Отношение к фигуре Сталина со стороны официальной историографии менялось и продолжает меняться в угоду политической конъюнктуре. В России, по мере роста авторитарных тенденций, соответственно возрастает позитивная тональность в оценках его личностных качеств и результатов его деятельности. Это проявляется в равной степени на уровне правящей элиты и российского общества, что подтвердилось опытным путем.
В 2008 году в России состоялся проект «Имя России», где граждане путем электронного голосования должны были выбрать самых знаменитых деятелей в истории страны.
Результирующий список, опубликованный на сайте "Имя Россия", выглядел так:
1. Александр Невский – 524,6 тысяч голосов;
2. Столыпин – 523.8;
3. Сталин – 519,1;
4. Пушкин – 516,6;
5. Петр I – 448,9;
6. Ленин – 424,3;
7. Достоевский – 348,6;
8. Суворов – 329,0;
9. Менделеев – 306,5;
10. Иван Грозный – 270,6;
11. Екатерина II – 152,3;
12. Александр II – 134,6.
Но дело в том, что в предварительных списках уверенно лидировал Сталин, поэтому их пришлось обнулить, и в итоге на первое место вышел относительно непротиворечивый и более мифологический в силу исторической удаленности и национального происхождения Александр Невский.
Миф 1 – дата рождения
Дата рождения Сталина является одним из источников, питающих его мифологизированный образ. Официальной датой его рождения всегда считалось 9 декабря 1879 года, именно эту дату Сталин указал в своей биографии. Почему, он это сделал, до сих пор остается загадкой, ведь соответствующая запись о его рождении – 6 декабря 1878 года, она все годы хранилась в метрической книге церкви города Гори, где он родился и был крещен.
Вообще, сомнение по поводу даты рождения Сталина зародились у меня задолго до того, как я узнал об этой записи. Эти сомнения связаны с восточной системой летоисчисления, в которой каждому году соответствует символ определенного животного. Так вот, согласно правильной дате рождения, Сталину соответствует символ Тигра, одного из самых сильных хищников животного мира с соответствующим характером и повадками. Если следовать официальной дате рождения, то возникает совершенный антипод первому – безобидное травоядное Кролик (в других азиатских странах Заяц). Зная хорошо биографию Сталина и все события, связанные с его почти 30-летним правлением, я никак не мог отождествлять его характер с описанием восточного Кролика, а вот Тигру, чей характер ассоциируется с коварством и жестокостью, он соответствовал вполне.
Кроме Сталина, среди личностей, родившихся в год Тигра и отметившихся в истории диктаторскими замашками и жестокостью, были такие известные персонажи как московский царь Иван IV, прозванный Грозным, один из лидеров Великой Французской революции Максимилиан Робеспьер, отправлявших на гильотину – как противников, так и бывших соратников; команданте Фидель Кастро, установивший на Кубе тоталитарный коммунистический режим, сместив относительно либерального проамериканского «диктатора» Батисту, и другие.
Ряд авторов связывают смену Сталиным даты своего рождения с влиянием мистических факторов, астрологических, нумерологических, и тому подобных. Но эта версия не выдерживает никакой критики. Сталин абсолютно не был подвержен подобным влияниям. Здесь, вероятнее всего, сработал женский фактор. В 1919 году Иосиф Сталин женился второй раз на дочери своих старых знакомых по революционной молодости Аллилуевых – Наде, которой было 17 лет. Самому Сталину исполнилось ко времени оформления брака сорок лет, то есть он на 23 года был старше своей избранницы. Возможно, поэтому он решил скостить себе год, благо в то время и в его положении это не составляло никакого труда и не влекло за собой никаких последствий. Согласитесь, психологически возраст 39 лет воспринимается немного позитивнее, чем 40, особенно на слух, молодой девушкой.
Поскольку мы затронули знаки восточного, китайского календаря, связанного с символами животных, хочу затронуть тему взаимоотношений Иосифа Сталина и Надежды Аллилуевой. Надежда родилась в 1901 году, которому соответствует знак Буйвола. В 12-летнем восточном календаре люди, родившиеся в годы Тигра и Буйвола, больше других знаков отличаются волевыми качествами и мощной внутренней энергетикой. И, здесь, как говорится, нашла коса на камень. Деспотичный и грубый Сталин столкнулся с не менее твердым и принципиальным характером жены, которая по возрасту годилась ему в дочери, и которую он знал еще ребенком. Этот союз не мог окончиться благополучно. После 12 лет брака, оставив Сталину двух детей – сына Василия и дочку Светлану, Надежда застрелилась после очередной грубой выходки мужа на праздничном банкете по случаю XV годовщины революции 7 ноября 1932 года.
Со слов дочери: «А повод был не так уж и значителен сам по себе и ни на кого не произвёл особого впечатления, вроде «и повода-то не было». «Всего-навсего», отец сказал ей: «Эй, ты, пей!» А она «всего-навсего» вскрикнула вдруг: «Я тебе не – ЭЙ!» – и встала, и при всех ушла вон из-за стола».
Внучка И. В. Сталина, Галига Джугашвили, писала: «Надежда застрелилась после ссоры с дедом, происшедшей на банкете в доме Ворошилова. Она уехала на квартиру в Кремль, а он отправился на дачу. Вечером Надежда Сергеевна несколько раз звонила ему из города, но он бросил трубку и больше к телефону не подходил. Чем это обернётся, дед предвидеть не мог…».
Миф 2 – грузинская национальность
В 1932 в Берлине на немецком языке вышла книга воспоминаний Иремашвили «Сталин и трагедия Грузии» (нем. «Stalin und die Tragoedie Georgiens»). Книга считается ценным источником, поскольку принадлежит очевидцу, близко знавшему Сталина, и вышла она за пределами СССР, т.е. не подверглась советской цензуре. В книге содержится ряд интересных сведений о биографии лидера ВКП(б), отсутствующих в других источниках, в частности, о его этнических корнях. Так, согласно Иремашвили, оба родителя Иосифа Джугашвили – отец Виссарион Джугашвили (Дзугаев) и мать Кетеван (Екатерина) Геладзе были осетинами-кударцами, а не только один отец, как считалось ранее. Прадед Сталина Заза Дзугаев – осетин по происхождению, был одним из активных участников крестьянского восстания. Он, спасаясь от преследования, был вынужден сменить место жительства и фамилию. Таким образом, фамилия Дзугаев, которая по своей этимологии является осетинской, трансформировалась в грузинскую фамилию Джугашвили, что буквально означает сын Дзугаева.
Об осетинском происхождении Сталина упомянул в своем стихотворении Осип Мандельштам: «Мы живем, под собою не чуя страны», написанном в 1933 году и сыгравшем трагическую роль в его жизни:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.
Сам Иосиф Джугашвили родился в грузинском городке Гори и земляки всегда считали Сталина грузином. Тем не менее, Сталин сказал о себе, когда его назвали грузином на одном из официальных мероприятий: «Я русский человек грузинского происхождения». Но внешне, и поведенчески, Сталин плохо ассоциируется с нашими представлениями о грузинах – открытых, темпераментных и прямолинейных.
Миф 3 – Сталин трудоголик
Во многих работах, посвященных Сталину, а также художественных произведениях апологетического характера, вождь предстает в образе человека, прямо работающего на износ – не было какой-либо сферы, которой он не занимался. Это – проблемы внешней политики: встречи с лидерами государств и дипломатами. Это – и внутренняя политика: назначение, увольнение и ликвидация партийных функционеров и руководителей исполнительной власти, законодательной и судебной. Особо любимые сферы, обеспечивающие террор и репрессии – это армия и силовые структуры: ГПУ (Главное политическое управление), НКВД, после МГБ (министерство госбезопасности). Это также промышленность, особенно те отрасли, которые работали на «военку»: авиационная, артиллерийская, танковая и стрелковая. Наука – как естественные направления, так и гуманитарные. Культура, особенно: литература, музыка, театр и кино – «самое важное из искусств». Советские писатели и поэты, «инженеры человеческих душ», были у него на особом учете, ведь сам вождь в туманной юности баловался стихами. И венец всему – идеология: Сталин в составе священной троицы – творцов нового, самого прогрессивного коммунистического учения Маркса-Ленина-Сталина. Троица – сакральное число, как в православии: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Поэтому, товарища Энгельса слегка оттерли в сторону, чтобы не нарушал общую гармонию.
Самое интересное, что с момента воцарения Сталина на вершине властной пирамиды, вся управленческая братия не имела покоя и ночью – как же, товарищ Сталин даже ночью работает! Вся советская номенклатура была в нервном напряжении – вечерний или ночной телефонный звонок от вождя мог прозвенеть в самый неожиданный момент.
Когда же товарищ Сталин успевал: знакомиться с новинками науки и техники, литературы и кино, ежедневно прочитывать главные газеты страны «Правду» и «Известия», составлять и подписывать расстрельные списки и списки награждаемых государственными наградами и премиями, писать «нетленки» для будущего собрания сочинений, ездить отдыхать, иногда до нескольких месяцев, в свои резиденции, главным образом, в Сочи, а также в Абхазии и Крыму? А также, периодически закатывать «пиры Валтасара» для своего окружения, некоторые участники которых внезапно физически исчезали с политического небосклона.
Загадка «нечеловеческой работоспособности» и вездесущности вождя стала приоткрываться мне постепенно, при вникании в закулисные стороны его публичной и непубличной жизни, а также анализе его психотипа.
После взятия большевиками власти в октябре 1917 года, и формирования ими управленческих органов, Сталину достается сразу несколько функций: в исполнительной власти (правительстве) – Совете Народных Комиссаров под председательством Ленина, в качестве руководителя сразу двух комиссариатов: по делам национальностей (Наркомнац) и Рабоче-Крестьянской инспекции (Рабкрин). В партийной структуре он являлся членом Политбюро ЦК, а с 1922 года – Генеральным секретарем компартии.
Естественно, уловив потенциальные властные возможности, которые были у партийного аппарата и следуя внутренним инстинктам и приоритетам, Сталин сконцентрировался на партийных делах в ущерб правительственным. Здесь также соединились два личностных фактора – объективный и субъективный.
Объективным являлся абсолютный непрофессионализм и дилетантизм Сталина. Иосиф Джугашвили не приобрел в молодости никакой профессии. В ряде источников утверждается, что он был профессиональным революционером. Но это не совсем корректно, поскольку революция – это кратковременный акт, а то, что ее предваряет, является политической деятельностью, независимо от ее методов – мирных или насильственных. Поэтому, практически после изгнания Иосифа из Тифлисской семинарии, дальнейшая его основная деятельность имела политический профиль. Единственной, первой и последней работой Иосифа Джугашвили до революции, была служба в тифлисской обсерватории в должности вычислителя-наблюдателя, длившаяся около года – с 1899 по 1900 год. Следующей официальной работой была должность комиссара по делам национальностей в первом большевистском правительстве, в конце 1917 года.
Вторым субъективным, но не менее существенным фактором, была банальная лень, свойственная Сталину как представителю его психотипа, анализу которого мы позже уделим особое внимание. Первым, кто обратил на эту характерную особенность Сталина, был главный идеолог партии, по выражению Ленина, ее «любимец» – Николай Бухарин. Ряд мемуаристов цитируют слова Бухарина, якобы сказанные Троцкому: «Первое качество Сталина – леность. Второе качество – непримиримая зависть к тем, кто знают и умеют больше, чем он».
Сосредоточившись на более перспективной и комфортной ему психологически, и по прежнему опыту – партийно-политической работе, Сталин практически забросил дела в Наркомнаце и Рабкрине. В связи с этим Ленин высказал ему порицание, и даже разродился по этому поводу статьями «Как нам реорганизовать Рабкрин», и «Лучше меньше, да лучше», в которых, избегая перехода на личности, дает уничижительную оценку деятельности второго, подчиненного Сталину, наркомата.
Позже, став Генеральным секретарем, Сталин ушел из правительства. Причина проста: генсек, по сути, не несет никакой ответственности за состояние дел в экономике, социальной, культурной, и других сферах деятельности. Формально его зона ответственности – идеология. Фактически, будучи диктатором и ликвидировав своих реальных и мнимых политических конкурентов, Сталин восстановил абсолютную монархию под другим названием. В российских реалиях статус князя, царя, императора, генерального секретаря компартии, или президента, всегда ассоциировался с абсолютной властью одного человека. И, как монарх, Сталин создал себе условия, при которых мог свободно распоряжаться своим временем, не особо напрягаясь.
Поэтому, во время одной из встреч Сталина с матерью в 1935 году, на ее вопрос: «Иосиф, кто же ты теперь будешь?», он ответил: «Царя помнишь? Ну, я вроде царь». Но ему все-таки ближе был статус вождя.
2. Вожди: XX век
Первая половина прошлого, 20 века отмечена несколькими знаковыми событиями: революцией в России, двумя мировыми войнами: 1914–1918 и 1939–1945 годов, крушением четырех империй: Российской, Австро-Венгерской, Османской и Британской, и вступлением мира в ядерную эпоху. Революционные события в России дали толчок такому явлению в политике как вождизм, вирус которого поразил практически все континенты, за исключением Северной Америки (США и Канады), и Австралии.
С одной стороны – удивляет ренессанс этого архаичного явления, более органичного для племен, затерявшихся в джунглях Амазонки, в африканской саванне или азиатских горах и пустынях, чем в цивилизованных странах, давших миру лучшие образцы искусства, науки или промышленности.
С другой стороны – всплеск общественного интереса к утопическим теориям, радикальным националистическим идеям, иногда усиленным чувством национального или социального унижения, в итоге способствует феномену вождизма, который нуждается в формировании тоталитарного группового или общественного сознания такими инструментами воздействия как: страх, террор, чувство превосходства, пафос, демагогия, фанатизм, виктимность (жертвенность), и садизм – как дополнение к выраженной виктимности.
Термин «вождь» начал культивироваться сразу после победы большевиков и сначала касался большевистской верхушки: Троцкого, Ленина, Зиновьева и Каменева. Позже, в ранг вождей возвели других большевиков, входящих в Политбюро РКП(б) – ВКП(б), и занимавших ключевые должности в профсоюзе, Коминтерне, редакции «Правды» как главного идеологического рупора: Сталина, Бухарина, Молотова, Свердлова, Дзержинского, Рыкова, Томского, и других. Изменение политической конъюнктуры меняло список вождей и вождиков, и после целенаправленной и постепенной ликвидации так называемой «ленинской гвардии», к началу 30-х годов, в СССР осталось два вождя – живой Сталин и мертвый Ленин.
Эпидемия вождизма продолжилась в Европе. В 1921 году власть в Италии захватывает Бенито Муссолини, становясь дуче (вождем) фашистской партии. В 1933 году в Германии легально побеждает Адольф Гитлер – фюрер (вождь) национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). В этом же 1933 году устанавливает личную диктатуру в Португалии Антониу ди Оливейра Салазар. В 1937 году в результате победы в гражданской войне над левыми республикацами диктатором Испании становится генерал Франсиско Франко, присвоивший себе титул каудильо (вождя) и главы партии Испанская фаланга.
Вожди фашистского типа возникли в этот же период также в странах Восточной Европы: в Болгарии – доктор Цанков (Национальный фашистский союз), в Румынии – Корнелиу Кодряну и Хориа Сима (Железная гвардия), в Хорватии – поглавник (вождь) партии усташей Анте Павелич, в Венгрии – вождь партии «Скрещенные стрелы» Ференц Салаши.
Характерной фишкой вождистской коммунистической идеологии Советского Союза был интернационализм в отличие от остальных перечисленных идеологий, исповедовавших националистическую идею (нацистскую, фашистскую). Главным пропагандистским рупором советских коммунистов за рубежом служила созданная в 1919 году Лениным с соратниками организация Коминтерн (Третий Интернационал). Тотальный террор, инициированный Сталиным, прошелся и по Коминтерну. Были расстреляны и интернированы большинство видных коминтерновских функционеров внутри СССР и за рубежом. А 15 мая 1943 года Коминтерн был распущен Сталиным. Формальной причиной была названо исчерпанность стоящих перед ним целей, а реальной – это было одно из условий открытия второго фронта со стороны западных участников антигитлеровской коалиции.
То есть, практически вся Европа перед второй мировой войной была во власти авторитарных и тоталитарных режимов вождистского типа, за некоторым исключением, которое составляли скандинавские страны, Великобритания, Франция, Чехословакия и Швейцария.
Некоторые исследователи сравнивают личности Сталина и Гитлера и находят в них много общего. Эта тема меня также всегда интересовала как социального психолога, поэтому мы посвятим ей отдельное место.
3. Немного психологии
Современная психология определяет личность как:
1. систему доминирующих качеств индивида и особенностей его мышления, чувствования и поведения;
2. комплекс устойчивых признаков, таких как темперамент, чувствительность, мотивации, способности, установки, нравственность, определяющих свойственный этому человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к разнообразным жизненным ситуациям.
Личность, в целом, определяется как генетическими, так и социально-культурным влияниями на нее.
Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства:
характер;
способности;
направленность;
интеллектуальность;
эмоциональность;
волевые качества;
умение общаться;
самооценка;
уровень самоконтроля;
способность к групповому взаимодействию.
Когда я лично столкнулся с проблемой составления психологического портрета Сталина, то понял, что традиционные академические подходы к описанию личности меня не удовлетворяют и не дают возможности достичь желаемой цели – показать личность Сталина максимально объемно и системно. Объемность предполагает охват максимально доступных, из всех имеющихся источников – качеств и признаков вождя на всех уровнях их проявления: психофизическом, психологическом, социальном и социально-психологическом.
Психофизический личностный уровень включает такие факторы, как темперамент, биоритмы, каналы восприятия, особенности мышления. Психологический уровень – особенности проявления психологических признаков и взаимосвязи их между собой и с личностными морально-этическими установками. Социальный уровень – неформальные аспекты (семья, друзья-соратники) и формально-деловые аспекты взаимодействия Сталина с социумом. Причем, как его взаимодействие с локальным социумом – ближним партийно-номенклатурным окружением, так и с глобальным социумом – коммуникации с представителями различных социальных сфер внутри страны и за рубежом. Социально-психологический уровень проявления личности Сталина – это особенности ценностных и мотивационных установок его личности, определявших: жизненную философию, систему приоритетов, выбор тактики и стратегии решений, систему морально-этических критериев во взаимодействии на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.