Анатоль как мог отбивался от свистевшей над его головой косы, потом ему всё-таки удалось схватить второго нападавшего за вилы и полоснув клинком вдоль рукоятки, угрожая отрубить нападавшему пальцы выдернуть из его рук не по назначению применяемый сельскохозяйственный инструмент. Вооружённый цепом пытался подсечь Анатоля снизу, повалить на землю, но ловкому офицеру удалось, наступив на это незамысловатое оружие, выбить его из рук противника, также угрожая сверху саблей. Поняв, что добыча может за себя постоять двое обезоруженных ослабели натиск, а третий вооружённый косой, никак не унимался, но его участь уже была предрешена, после длинного замаха противника Анатоль увернулся и оказавшись сбоку пронзил нападавшего под левую руку, но сам получил короткий удар ножом от прежде вооружённого цепом противника, не особо опасный, но не приятный. Два других разбойника скрылись, услышав вдалеке топот приближающихся ног и крики Наташи.
Тёплая кровь опять оживляла, пьянила, погружала в череду виде́ний, принадлежавших только жертве. Меч чувствовал озлобленность и безысходность в душе человека, которого раньше звали Игнатом. Озлобленность была наносная, словно её надуло ветром как песок на асфальт, а безысходность была глубокая, перманентная. Она уходила корнями куда-то глубоко в детство. В ту пору из которой не сбылось ни одной мечты. Хотя их было и не так много. Там не было ни одной прочитанной книги, а из историй только жития святых в которых сложные, безвыходные ситуации решались прямым вмешательством Бога. В жизни Игната не простые ситуации случались регулярно, а вмешательства Всевышнего как-то не очень.
– Ну что думаешь по поводу этого экземпляра? – Начал наевшийся от пуза чёрненький, потому как злобы в Игнате было хоть отбавляй и других лакомств вокруг места драки тоже.
– Я думаю, Анатоль как всегда прав. Этот человек поднял оружие, чтобы убить другого из корысти и поэтому вполне заслужил свою судьбу.
– А мотивация, как же мотивация? Ты забываешь об условиях жизни, знаешь, как сказал один умник? «Бытие определяет сознание». По-моему, он оправдал этим всех бедняков и обиженных жизнью, снял с них моральную ответственность. Что ты думаешь по этому поводу? – Затараторил довольно облизываясь чёрненький.
Меч не стал сразу отвечать. Его жизнь вообще сводилась к размышлению и созерцанию чужих судеб, которые он прерывал. Поэтому разговорчивость не была его отличительной чертой. Он погрузился в размышления, рассматривая сюжеты улетавшей вдоль его лезвия жизни.
Что же, в ней действительно было много труда и горя. Человек этот зарабатывал на хлеб тем, что умел, а умел он то чему научился с детства. Игнатий косил траву и злаки, собственно всё, что можно было скосить и за что ему были готовы заплатить. Зимой колол дрова и подрабатывал разнорабочим. Делал то, за что ему плотили хорошо и без работы не сидел, но жил бедно, от получки до получки. В этом году спрос на его труд был минимален и к концу года ему с женой стало практически нечего есть. Помощь из губернии запаздывала, помогали соседи. Потом Маша заболела тифом. Лечится было не на что. Едва наскрёб денег, чтобы похоронить свою благоверную. Не на что было даже напиться после похорон в опустевшем пятистенке. И снова помогли соседи, заботливо поделились самогоном и помогли залить горе за одним столом.
В церкви, стоя у Распятия, Игнат просил денег. Но разве можно просить денег у распятого на кресте, не помогло и укололо что-то ощущением бесполезности внутри. Просит прощения, спасения души, отпущения грехов – это да, другое дело. Распятый, перед смертью на Кресте всех простил, а после Воскресения открыл дорогу в рай. Показать путь туда у Него можно было просить. Но Игнат жил здесь на грешной земле и что бы продолжать жить дальше ему нужны были деньги. А разве можно просить их у распятого на кресте? Поняв это, он просить не стал, надел шапку и вышел.
Однажды после не большой халтуры, Игнатий находился в подпитие, потому как заработанных денег всё равно на что-то серьёзное не хватало, а пропустить дешёвого пойла в шинке до беспамятства можно было вполне. За столиком в таком заведение он познакомился с одним беглым каторжником. Тот объяснил ему простую прозу жизни: «Если тебе чего-то не хватает, значит, это можно взять у того, у кого этого в избытке». Философия оказалась очень простой, понятной и эффективной. Умение виртуозно орудовать косой пригодилось. И тут появилась новая философская формула: «Они уже пожили, а мы ещё нет, а умирать всё одно всем придётся». – Так и рубил Игнат косой без зазрения совести, а потом гулял с друзьями считая, что в эти моменты живёт по-настоящему.
– Ну и что ты молчишь? – Начал опять чёрненький. – Оправданно убийство, по-твоему? Ну в конце-то концов тебе тоже жить хочется, а без крови это вряд ли выйдет.
– Да, я рад только тому, что служу оружием в благородной руке. Мир становится чище, а я обретаю секунды жизни чего же в этом плохого?
– Согласен, согласен, – Закаркал чёрненький. – Мне без вашей с Анатолем деятельности тоже было бы скучно и голодно. Так что всё правильно.
Меч почувствовал, как выскальзывает из ещё тёплого тела, потом услышал крики приближающейся Наташи, свистки городового и топот ног. Мир опять потихоньку мерк. Кровь с него стирали о снег и вместе с его ледяной прохладой в меч проникало оцепенение и молчаливая покорность судьбе, руке его направляющей.
– Анатоль с Вами всё в порядке? – Наташа бросилась на шею храброму офицеру. Потом почувствовала тёплую струящуюся кровь из-под рёбер своего нового друга, побледнев проговорила в полголоса:
– Мамочка, Вы ранены! Господин городовой, он ранен надо срочно врача. – Городовой осмотрел в начале убитого, удостоверился в его смерти. Потом всё же проверил у офицера документы и осмотрел рану, которая оказалась не слишком глубокой и не смертельно опасной. Помог доковылять до оживлённого перекрёстка и поймать извозчика доставившего Анатоля с его молодой спутницей к доктору.
Поправив пенсне и отерев козлиную бородку, врач крякнул и принялся штопать. Потом прописал покой и другие лекарства.
Рекомендации врача надо было соблюдать, поэтому Анатоль остался в городе на несколько дней. После окончания благотворительной миссии его ждали в Петербурге, но туда пришлось отправить телеграмму с сообщением о том, что он задерживается из-за ранения. Наташа навещала его эти дни и делая вид, что он тяжело ранен, читала ему рассказы. Анатоль считал это банальным, но не сопротивлялся, всё же внимание молодой привлекательной девушки приятно вне зависимости от того, как оно проявляется.
– Как ни странно, но ведьма была права. – Во время одной из таких встреч заметил Анатоль Наталье.
– Ну вот видите, а Вы не верили.
– Я и сейчас не верю, возможно, просто в городе не спокойно и предупреждать относительно тёмных переулков можно каждого.
– Нет, я вам точно говорю, она видит будущее.
– Возможно и так, но это всё равно ничего не доказывает.
– Какой же Вы всё-таки сухарь. – Заметила Наташа и принялась дальше читать.
Анатоль промолчал.
Время, необходимое для выздоровления Анатоля, прошло быстро, рана затянулась, надо было собираться домой. Романтические чувства, начавшие проклёвываться между ним и Наташей не вылились во что-то большее чем чтения рассказов и разговоры о прекрасном. Такое бывает иногда. Два человека, попав в ситуацию, благоприятную для развития взаимной привязанности, поддаются обстоятельствам, склоняющим их к определённому ходу развития событий. Но в силу природной замкнутости не готовы пересекать «Рубикон» и сближаться до уровня интимной непосредственности. В результате остаются романтическими друзьями.
Анатоль с Наташей договорились писать друг другу письма, и расстались в смешанных чувствах, так и не определив для себя, упустили они своё счастье или получили от взаимного общения всё, что могли получить.
Поезд стучал колёсами на стыках рельс, чем успокаивал и навивал философскую сонливость. Анатоль размышлял о жизни и смерти, о любви. Всё-таки не так часто приходится убивать человека, даже того, который хотел убить тебя. Но Анатоль относился к этому проще. Если бы он мог поговорить со своим мечом, то, скорее всего, они нашли бы общий язык.
По приезду в Петербург Анатоль встретился с графом. Последнее время они сблизились, и тот, в приватном разговоре, предложил Анатолю посетить одно из тайных собраний, постоянным участником которых, граф являлся. Анатоль с удовольствием согласился, и встреча была назначена.
3. Предложение графа
В руках Анатоля, тяжёлый дверной молоток аккуратно соприкоснулся со старинной резной дверью. Открывать не спешили. «Что меня ждёт за этим створом», – стучали в висках мысли. Послышались приближающиеся шаги, по ту сторону явно располагалось большое пустое помещение, способное резонировать такой гулкий звук. Отворил пожилой мужчина, в ливрее цвета виноградного сока разбавленного молоком. Он был аккуратно выбрит, а его наполированная годами лысина блестела в ареоле тщательно уложенного венка редких волос.
– Проходите, Вас ожидают. – Сказал привратник вкрадчиво, с той долей нежности, на которую был способен его потёртый годами голос.
Анатоль приветствовал его молча, лёгким кивком головы, потом перешагнул за порог. Широкая мраморная лестница уходила сразу от двери к высотам второго-третьего этажа, сквозь своды массивных арок, покрытых мозаикой, собранной в систему странных символов и знаков. После трёх шагов, отразившихся эхом от высоких стен, Анатоль, словно опомнившись, остановился, дожидаясь привратника, который возился с дверным запором. Тот, не выражая никаких эмоций, закончил своё дело и проследовал мимо Анатоля вверх суетливым шагом, как можно ниже поднимая ноги. За первой дверью на верху лестницы, располагалась небольшая зала, потом коридор с ячейками ниш и дверных проёмов. Они прошли их все, спустились по узкой винтовой лестнице. «Я отсюда дорогу без помощи не найду». – Подумал невзначай Анатоль, после того как они миновали ещё пару поворотов ветвящегося коридора. Привратник шёл молча, Анатоль тоже вопросов не задавал. Сердце билось часто, волнение подкатывало к горлу комом. Происходящее казалось слишком таинственным, как и пригласивший его в это место граф. Они познакомились примерно год назад, Анатоль тогда только перебрался в столицу и мало ещё представлял себе правила Петербургской жизни, поэтому на одном из первых офицерских собраний чуть не стал участником неприятного скандала. Тогда его уберёг от необдуманного поступка человек, которого все называли просто граф. На самом деле точно не известно, обладал ли он действительно таким титулом или выглядел солидно и, имея сложно произносимое имя, обзавёлся прозвищем. Звали его Евграф Денисович. Скорее всего, по мере использования имя, данное ему при рожденье родителями, было подобающем образом сокращено. Каждый раз ломать язык для молодых людей, в кругах которых он обычно вращался было сложно и, видимо, именно по этой причине обращение к нему приняло уважительно-вульгарный оборот. Графом звали его и в глаза, и за глаза, а по имени-отчеству только в очень ответственных случаях, он был завсегдатаем практически во всех местах, где любили проводить досуг столичные офицеры, хотя, похоже, он никакого отношение к военной службе никогда не имел.
В первый день своего посещения офицерского клуба в Санкт-Петербурге Анатоль, по неопытности, сел играть в карты с одним из известных шулеров и бретёров промышлявшем на молодых офицерах, как правило, считавших, что в дворянском собрании среди им подобных могут быть люди только благородные и опасаться в этом прекрасном, братском обществе нечего. Анатоля нельзя было вполне отнести к этой наивной категории лиц, ещё не успевших достичь положенного им уровня цинизма. Но и опасаться таких же, как он сам офицеров Анатоль не привык. Для него, на тот момент, основной перечень опасностей был связан с крутыми горными дорогами в узких ущельях и подслеповатыми хуторами, из-за высоких каменных заборов которых на улицу смотрели прищуренные, больше похожие на бойницы окна.
Граф не смущаясь подсел за игральный стол к молодым людям и несмотря на все возражения Александра – ранее упомянутого шулера, потихонечку вывел Анатоля из игры, как раз тогда, когда тот, отлично умевший считать карты, заподозрил оппонента в мошенничестве и на его лице уже просвечивался отпечаток будущей дуэли.
Для своего вмешательства Граф выбрал идеальный момент. Александр, садясь играть с новичком, рассчитывал на большой куш и в одной из партий поддался Анатолю после серии не очень серьёзных побед. Это произошло как раз после того, как Анатоль понял, что имеет дело с мошенником, граф пользуясь моментом просто увёл молодого человека под предлогом необходимости важного разговора и проявил определённую настойчивость, преодолевая сопротивление последнего. Александр возмущался, но против графа не посмел пойти. Важный разговор в тот вечер так и не состоялся, но Анатоль постоянно встречал своего спасителя в разных местах, где проводил свободное время с другими офицерами и потихонечку сблизился с ним. Граф как бы взял над Анатолем шефство в делах Петербургского света. Молодой человек, хоть и получивший достойное образование, вначале от своих родителей потом в университете, большую часть своей жизни всё же провёл в диких местах и по природе своего характера не был словоохотлив и старался избегать большого скопления народа. Поэтому опытный и везде охотно принимаемый граф стал для Анатоля проводником в светское общество. Несмотря на то что они регулярно встречались и часто обсуждали важные темы, иногда спорили и также имели общее мнения по ряду интересующих их вопросов, Анатоль не мог бы назвать Евграфа другом, как это делал со своим застенчивым товарищем Николаем, которому одному и предложил стать своим секундантом, несмотря на полную его непригодность для этой роли. Николая, Анатоль знал с института, единственное что их роднило это скрытность характера, но на этом сходство заканчивалось. Графа Николай не интересовал, поэтому они практически не собирались втроём. Свободное время Анатоля делилось между двумя друзьями в зависимости от настроения и активности последних.
Передвигаясь по коридорам странного здания, в которое Анатоль попал по приглашению графа, он старался шагать как можно тише, но твёрдые каблуки офицерских сапог всё равно оставляли гулкое эхо блуждать среди сводов и арок. Старичок-привратник, обутый в мягкие ботинки на тонкой подошве, больше напоминавшие кожаный носок, не оставлял после себя никаких звуков. Поначалу Анатоля смущал такой дисбаланс, но потом он привык и погрузился в свои мысли, которые вылезая из сумрака подсознания, демонстрировали себя во всей красе ярких несбыточных образов приправленных воспоминаниями переживаний, и даже казавшееся бесконечным путешествие по невероятно длинному коридору и бесчисленным ступеням различных лестниц и переходов не помогло ему обдумать их все. Странным могло показаться то, что во время путешествия по кулуарам этого дворца им не встретилось ни одного человека, но в навивавших мистическое благоговение коридорах, сплошь украшенных мозаикой и фресками изображавшими, помимо библейских сюжетов, большое количество загадочных символов, такое положение дел выглядело естественно, и Анатоль даже не успел заметить этого факта, когда они подошли к небольшой деревянной двери, выросшей на их пути в глубокой арочной нише. Привратник аккуратно постучал. Ответил слегка охрипший голос графа, такой бывает если, например, долго читаешь молча и не пьёшь воды, горло пересыхает и отказывается нормально работать, когда появляется потребность во внезапном исторжении членораздельных звуков.
– Входите друг мой.
Дверь растворилась, и Анатоль увидел встающего ему навстречу графа, прошёл в створ, за спиной клацнуло, привратник исчез не попрощавшись.
– Я очень рад что ты пришёл! – Сказал граф, пожимая руку Анатоля.
Анатоль слегка поклонился, давая понять своим видом, что испытывает аналогичные чувства, но разум его был полон сомнений, ощущая, что стоит у «Рубикона» за которым жизнь может пойти совершенно в новом направлении.
– Как ты? Наверное, уже догадался, что я пригласил тебя сюда не просто так? – Анатоль продолжал молчать, согласно кивая. – Тебе никогда не приходило в голову, что жизнь можно прожить, служа некой великой цели?
– Мы все служим отечеству и Царю. – Сознательно немного казённо ответил Анатоль, зная, что граф распознает иронию и, возможно, будет более откровенным.
– Вот, вот. Но уверен ли ты, что по прошествии многих лет у тебя будет моральное право сказать, что твоё служение пошло на пользу, стране которую ты называешь отечеством и людям, которые в ней живут? Мы иногда произносим громкие слова, но забываем, что они значат. Вот, например, отечество, что ты понимаешь под этим словом?
– Родину, – пожал плечами Анатоль, расписываясь одновременно в собственной беспомощности, и невозможности обсуждать на одном уровне с графом значение отвлечённых понятий. – Страну где я родился, Россию.
– Просто страну где ты родился? Ну вот ты долго прожил на Кавказе, который не так давно присоединился к нашей империи, скажи, а где отечество тех людей, которые там живут? Вряд ли они считают Россию своей родиной.
– Каждый понимает это слово по-своему, и чаще всего родиной называет то место, к которому с детства прикипела его душа. Не случайно в русском языке это слово происходит от слова род, а слово отчизна мы заимствует из латыни. – Пустился в немного абстрактные рассуждения Анатоль, стараясь не ударить перед графом лицом в грязь. – То есть для русского человека родина – это родное место, обжитое его предками, то место, где он пустил генеалогические корни и с которым породнился за время жизни, а римляне, называя родину Patria, отчизна, – Блеснул знаниями латыни, ещё не забытой с гимназической скамьи Анатоль, – Скорее понимают под этим словом страну воспитавшую и выкормившую их, сделавшую их теми, кем они являются. Как отец не рождает, но воспитывает и формирует чадо.
– Это всё прекрасно, ты сейчас блеснул знаниями истории мой друг, но я никогда не сомневался в твоей эрудиции. – Граф присел на край стола и жестом предложил Анатолю последовать его примеру. Гость решил воспользоваться приглашением. – Но я хотел узнать твоё личное мнение.
– Граф, честно говоря я могу долго рассуждать на эту тему, но в сухом остатке, я думаю, для каждого человека родина будет уголком тёплых чувств в душе связанным с чем-то добрым из детства, родными людьми и знакомыми, местами в которых чувствовал себя хорошо.
– То есть ты сводишь это понятие к личному?
– Получается так.
– А скажи, пожалуйста, если интересы твоей личной родины, России в том виде в каком ты её понимаешь идут вразрез с интересами моей личной родины, представь, что я кавказец, что тогда делать?
– Началась война.
– То есть убивать друг друга?
– Если в этом есть необходимость, то да. Убийство – часть жизни, все не могут жить одинаково хорошо кому-то приходится уступить, кому-то умереть, а иногда и убивать. И если мы с оружием в руках будем отстаивать наши ценности и делать мы это будем упорно и с самоотдачей, то наши ценности, в конце концов, восторжествуют.
– Вот! Вот что мне в тебе нравится. Ты правильно мыслишь. Но надо точно формулировать понятие этих ценностей. Чем кончилась война на Кавказе? Мы решили, что у нас будет одна родина и мы поделимся ценностями друг с другом. Собственно говоря, я выбрал темой нашего разговора отчизну, родину… Но ты прав для той мысли которую я хочу до тебя донести, слово отчизна подходит больше. Отчизна любого человека это сотворённый Богом мир, в котором этот человек вырос и сформировался как личность, а родина… Я бы хотел уточнить и дополнить то что говорил ты. Пойдём пройдёмся, я хочу тебе показать кое-что. – Они вышли в коридор, и граф медленно повёл своего друга в сторону противоположную той, откуда Анатоль пришёл с привратником. – Так вот, родина это теоретическое, почти мистическое место, в котором мы можем поселить наши идеалы. Родину мы должны создать. Может быть помнишь рассуждения блаженного Августина о граде земном и граде Божьем, нет? Ну ничего. Проще говоря наша теоретическая родина, это небесный град, который мы должны построить здесь на земле.
– Заманчивая идея. Но очень похожа на утопию. Мы с тобой говорили на эту тему, мне кажется, это мало возможным. Где взять достаточное количество ресурсов для воплощения твоих идей?
– Вот для этого я тебя и позвал сегодня. – Они подошли к небольшой двери, которой заканчивался коридор. – То, что я хочу предложить тебе, находится за этой дверью, там возможность построить ту утопию, о которой мы с тобой говорили много раз. Ты знаешь, наши представления об идеалах схожи. За этой дверью возможность их воплотить в жизнь. Но если ты перешагнёшь её, дороги назад не будет. Ты готов?
– Вы масоны? Я надеюсь, мне не придётся приносить человеческие жертвы? – Иронизируя, сказал Анатоль.
– Нет, не масоны. Масоны – это дети, играющие в песочнице, а мы обладаем настоящей властью.
– Ну что же если мы говорим о реализации идеалов, которые вместе с тобой разделяем, я согласен.
– Тогда пойдём, но помни, даже шепоток не должен вылетать из этого здания, всё что здесь происходит, должно оставаться только здесь. С людьми которыми ты познакомишься в нашем, так сказать, клубе ты не будешь знаком за его пределами, и это соблюдается очень строго, потом от тебя потребуется вера и послушание. То, что тебе будут говорить твои наставники, должно стать для тебя законом.
– Я согласен, – сказал Анатоль, уже решивший для себя, что уйти обратно не сможет хотя бы из простого любопытства. Слишком заманчиво было всё то, что говорил Граф.
– Тогда пойдём. – Сказал Евграф Денисович и растворил дверь.
Открывшаяся взору Анатоля комната была ничем не примечательна кроме одного. За большим круглым столом в её середине сидели чрезвычайно влиятельные люди империи. Они не обращали внимания на пришедших и продолжали свой неспешный разговор, смысл которого нельзя было уловить мимоходом. Граф провёл Анатоля мимо намеренно медленным шагом, чтобы тот как можно лучше разглядел присутствующих, потом тихо прошёл с ним в соседнюю комнату.
– Видишь, о чём я тебе говорил, ресурсов у нас предостаточно.
– Они здесь главные? Как-то невежливо, что мы просто прошли мимо.
– Нет, они здесь рядовые члены, ты будешь с ними почти наравне, когда принесёшь свою клятву. Просто они привыкли заседать и принимать решения, вот они заседают и стараются что-то решить, а на самом деле являются просто винтиками в большом механизме.
– А кто же тогда главный? Ты?
– Нет, что ты. У меня здесь своё место где-то посередине, я тоже своего рода шестерёнка. Ты всё узнаешь в своё время. Ответь мне на главный вопрос, ты готов принести присягу сейчас или тебе нужно время?
– В целом я готов, не люблю медлить.
– Хорошо, но не всё так просто. Тебе надо будет подготовится. Обряд посвящения, немного архаичный, так сказать. Не буду тебе ничего рассказывать, сам всё увидишь. Лучше потом поясню. Ритуал мы будем проводить ночью, а сейчас тебе надо подготовиться. Я отведу тебя в специальную комнату, там в посте и молитве ты проведёшь время до вечера.
– Граф, как бы это сказать, я материалист и молится не умею. Мне казалось, ты знаешь об этом. – Заметил Анатоль, немного кривя улыбку.
– Это в сущности не имеет большого значения, можешь просто посидеть, подумать о жизни, помедитировать. Но поголодать придётся, так заведено. А вечером я за тобой приду, хотя бы постарайся подготовиться морально, от тебя потребуется некоторая эмоциональная устойчивость.
Анатоль согласился, собственно отступать уже было поздновато и учитывая солидность организации возможно опасно. Они с графом прошли в ещё один небольшой коридорчик, в котором и находился временный приют, отведённый Анатолю для поста и молитвы.
Совсем маленькая комната с кирпичными стенами, густо замазанными побелкой и простым дощатым полом, несмотря на скудность интерьера была сухой и тёплой. В углу валялся соломенный тюфяк. На стене висел крест. Свет попадал в эту коморку через два высоко расположенных окна, в которые можно было разглядеть только небольшой уголок ясного зимнего неба. Кроме перечисленных предметов в комнате ничего не было. Анатоль свернул матрас в несколько раз и уселся на него, облокотившись спиной на стену. Молиться он не умел и медитировать тоже, а предвкушение голодного дня являлось не самой приятной перспективой. Надо было чем-то заняться. Он машинально достал свою саблю и стал полировать лезвие карманным бруском, который носил всегда с собой. Для многих офицеров холодное оружие давно потеряло то значение, которым его наделяли до появления патрона и многозарядного револьвера, но для Анатоля его сабля, как и в древние времена меч для крестоносца, имела почти сакральный статус, оставаясь также основным оружием наравне с огнестрельным. Возможно, такое предпочтение было связано с годами, проведёнными на Кавказе где хорошо отточенное лезвие всегда вызывало благоговейное восхищение.