Книга Онегин и Татьяна в Одессе - читать онлайн бесплатно, автор Дон Нигро. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Онегин и Татьяна в Одессе
Онегин и Татьяна в Одессе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Онегин и Татьяна в Одессе

ТАТЬЯНА. Я слушала и наблюдала за вами.

ОНЕГИН. Вероятно, вы не могли избрать лучшей стратегии, если пытались привлечь мое внимание.

ТАТЬЯНА. Я не пыталась чего-либо добиться.

ОНЕГИН. Все пытаются чего-то добиться. Нет такого понятия, как безучастное поведение. Женщины еще при рождении знают, как это делается.

ТАТЬЯНА. Некоторые – возможно. Я не знала.

ОНЕГИН. О чем вы думали, свернувшись калачиком на диване у окна, глядя на луну?

ТАТЬЯНА. Я находила странным, что у такого циника, как вы, в друзьях такая невинная душа, как Ленский. Вот и думала об этом.

(Пока они говорят, ЛЕНСКИЙ возвращается и садится на один из двух стоящих бок о бок стульев в левой части сцены).

ОНЕГИН. Мне нравилась его невинность. Это правда, мне часто приходилось сдерживаться, чтобы не протыкать его абсурдно оптимистические пузыри. Он действительно ничего не понимал в жизни, понятия не имел, как живут нормальные люди. В каком-то смысле я ему завидовал. Когда он писал стихи, создавалось впечатление, что он в трансе. Все остальное для него просто исчезало. Я завидовал этой его способности полностью растворяться в сочинительстве, в любви, в чем угодно. Я предполагаю, что даже очень плохой поэт может быть в каком-то смысле мистиком. В тот вечер, когда мы ехали домой, он был очень счастлив. Пообщался с Ольгой. Представил меня вашей семье. Я завидовал ему и в этом. Его способности радоваться простому человеческого общению. Мне хотелось оберегать его от разных напастей.

ТАТЬЯНА. Оберегать? Вам хотелось его оберегать?

(ОНЕГИН смотрит на ЛЕНСКОГО, потом подходит и садится рядом).

Картина 6 (Возвращение домой в темноте)

(ЛЕНСКИЙ сидит на одном из сдвоенных стульев, лицом к авансцене. Когда ОНЕГИН присоединяется к нему, свет на сцене меркнет, и они возвращаются домой в полночь. ТАТЬЯНА наблюдает за ними, стоя в глубине сцены, справа).


ЛЕНСКИЙ. Люблю я ночную русскую глубинку. Всегда ощущаю что-то странное, мистическое, когда возвращаюсь домой в темноте. Все вокруг наполнено значимостью, многого понять нам не дано, но при этом возникает какое-то сильное чувство, будто ничего реального нет и все это сон.

ОНЕГИН. Господи, как же темно. И где это чертова луна, когда она нам нужна? Ты уверен, что возница не умер и не свалился в канаву? Да и куда мы едем?

ЛЕНСКИЙ. Я сказал ему ехать кратчайшим путем.

ОНЕГИН. Кратчайший путь всегда занимает больше времени.

ЛЕНСКИЙ. Да. Но в этом есть своя прелесть. Взгляни на эту старую ветряную мельницу. Когда я был мальчиком, няня Ольги сказала нам, что Бог живет на этой мельнице и. если я буду плохо себя вести, он поднимет меня в воздух и лопасти отрубят мне голову. У меня до сих пор мурашки бегут по коже, когда я проезжаю мимо. Необъяснимый, знаешь ли, страх. Так как тебе Ларины?

ОНЕГИН. Я думаю, старшая Ларина пьет. И на ее месте я бы тоже запил. Как жаль, что мы не добрались до виолончели. Я бы с удовольствием посмотрел, как эта красотка раздвигает ноги ради искусства.

ЛЕНСКИЙ. Признайся. Тебе понравилось.

ОНЕГИН. Полагаю, легкое отвлечение, не полностью лишенное интереса. Всю лучше, чем сидеть дома и смотреть на древнюю дядину экономку. Последние шестьдесят лет они кричали друг на друга, а поскольку я ее игнорирую, она меня обожает. Пробралась бы в мою постель, если бы я не запирал дверь.

ЛЕНСКИЙ. Раз мы заговорили о романтике, что ты думаешь о Татьяне?

ОНЕГИН. Татьяна? Которая из них?

ЛЕНСКИЙ. Ты знаешь, которая. Я видел, как ты на нее смотрел. А Ольга просто сногсшибательная. Я тебе говорил, так?

ОНЕГИН. Да. Такая славная, что хочется носить ее в кармане, как мышку. Ты видишься с ней довольно долго. Надеюсь, ты уже смог скрасить скуку гостиной, позволив себе некоторые вольности, пока маман занималась своими ослами.

ЛЕНСКИЙ. Ни в коем разе. Я осознанно не пытался воспользоваться случаем.

ОНЕГИН. Тогда что ты с ней делаешь? Ты же бываешь там каждый вечер.

ЛЕНСКИЙ. Мы играем в шахматы. Она на удивление в этом хороша. Собственно, постоянно выигрывает. Разумеется, она сосредотачивается на игре. Я, по большей части, просто любуюсь ею. Потом мы едим какой-нибудь десерт.

ОНЕГИН. Позволь уточнить. Ты знаешь эту девушку с детства, проводишь с ней каждую свободную минуту, а из сладкого довольствовался только десертом?

ЛЕНСКИЙ. Позволь сказать, что мне совершенно не нравятся твои намеки.

ОНЕГИН. Извини. Совершенно не мое дело. Не понимаю, чего я об этом заговорил.

ЛЕНСКИЙ. Я исхожу из того, что должно уважать женщину, которую любишь.

ОНЕГИН. Почему? Кому от этого польза? Ольга, конечно, симпатичная, пусть и простушка. Но будь я романтическим молодым человеком, который с легкостью декламирует Байрона, я бы увлекся второй. У Ольги красивое лицо, но, несмотря на шахматные триумфы, голова у нее пуста, как воздушный шар. Но вторая… Нельзя не задаваться вопросом, о чем она думает? Это была крыса? Мы переехали крысу? Да куда, черт побери, он нас везет? В Будапешт? Что? Чего ты затих? Я тебя обидел? Я не восхищался твоей богиней? Пожалуйста, не суди меня строго. Будучи внебрачным сыном дьявола, я поневоле тянусь к темноте, а моя жизнь – непрерывная череда отходов и лихорадочных совокуплений с чужими женами на восточных коврах. Мне бесконечно надоели все эти предательства. Я ветреный по природе. Ничто не длится в моем мире, кроме зимы, которая как раз тянется вечность. В России лето пролетает в мгновение ока, вот мы и проводим каждое, лихорадочно погружаясь в эротическую тоску. Я понуро бреду от одного кукольного представления к другому. Так много осталось позади. Я перестал бегать за женщинами. Слишком легкая они добыча, никакого азарта. И я подумал, что ж, я – прирожденный лжец, мне следует писать, как делает мой воображаемый друг Пушкин, но, когда заглянул в себя, выяснилось, что внутри ничего нет. Я пытаюсь читать. Бессмысленно. Я сижу среди тикающих часов и рядов книг, напоминающих надгробия. И тут появляешься ты, человек, с кем я могу поговорить, компании которого я, удивляя себя, жажду, и выясняется, что я просто учусь искусству дружбы, пусть и совсем не в юном возрасте. Прояви терпение, а взамен я постараюсь научить тебя чему-нибудь о жизни, пусть ты, выслушав меня, несомненно, сделаешь все в точности наоборот. Не было у меня намерения обидеть тебя. Я всего лишь не знаю, как быть чьим-то другом, и это чистая правда.

ЛЕНСКИЙ. Нет, ты знаешь. Ты – хороший друг. Если на то пошло, ты – мой лучший друг.

ОНЕГИН. Правда? Что ж, это тревожный знак. Даю наводку, как друг: не доверяй мне.

ЛЕНСКИЙ. Но если я не могу доверять лучшему другу, кому мне тогда доверять?

ОНЕГИН. Хороший вопрос.

(Падающий на них свет меркнет, но они остаются сидеть рядом).

Картина 7 (Иероглифы)

(ОЛЬГА и ТАТЬЯНА).


ОЛЬГА. Теперь и у тебя появился ухажер.

ТАТЬЯНА. Не понимаю, о чем ты.

ОЛЬГА. Ты точно знаешь, о чем. Онегин приезжал сюда не для того, чтобы играть с маменькой в карты и говорить об ослах.

ТАТЬЯНА. За все время он едва удостоил меня взгляда.

ОЛЬГА. Так ты наблюдала за ним, ожидая, когда он посмотрит на тебя?

ТАТЬЯНА. Да. Ты права. Я не могла отвести от него глаз. И это пугает. Я всю жизнь ждала, что придет такой, как он, а теперь, когда он появился, я не знаю, что и делать. Все кажется таким странным. Словно мир полон иероглифов, несущих в себе тайные послания, и все они о нем. У меня мурашки бегут по коже.

ОЛЬГА. Я думала, твои герои благородные, начитанные, скучные. Но теперь получается, что ты отдаешь предпочтение лорду Байрону.

ТАТЬЯНА. Не думаю, что нам возможно выбирать, в кого влюбиться.

ОЛЬГА. Почему нет? Кто может нам помешать? И что ты собираешься делать? Просто сидеть и грустить, пока он не появится вновь?

ТАТЬЯНА. Я не знаю, что мне делать. Просто ума не приложу.

ОЛЬГА. Я знаю. Напиши ему письмо.

ТАТЬЯНА. Не буду я писать ему письмо. Это глупо.

ОЛЬГА. Ты влюбилась в человека, которого даже не знаешь, а я – глупая? Вот к чему приводит чтение всех этих книг. От такого их количества только глупеешь. Голова так набивается всякой чушью, что для полезного просто не остается места.

ТАТЬЯНА. Ольга, иди спать.

ОЛЬГА. Ты хочешь, чтобы я пошла спать и не мешала тебе смотреть на луну и думать о нем?

ТАТЬЯНА. Я хочу, чтобы ты заткнулась и оставила меня в покое.

НЯНЯ (входит). А почему вы до сих пор не спите? Хотите разбудить вашу мать, чтобы потом она кричала на меня и вновь врезала в нос? Вы думаете, мой нос всегда выглядел таким? Когда-то у меня был самый прекрасный нос из всех, кто работал в свинарнике моего отца. Молодые парни сбегались со всей округи, чтобы только посмотреть на мой нос. А потом я попала в услужение вашей матери и теперь мой нос выглядит как репа.

ОЛЬГА. У Татьяны есть секрет, няня.

НЯНЯ. Никого не волнуют секреты глупых юных девушек. А теперь спать. Быстро. Вы еще не такие взрослые, чтобы ваша мать не могла приказать вас выпороть. (Шлепает ОЛЬГУ по заду, и ОЛЬГА уходит, ухмыльнувшись ТАТЬЯНЕ и смеясь). Она такая милая, но мозгов у нее меньше, чем у домашней мухи. А у тебя их слишком много, и тебе от этого только вред. Ты тоже иди спать.

ТАТЬЯНА. Не могу спать. Тут слишком душно. Открой окно и немного посиди со мной.

НЯНЯ. Что теперь не так? Всегда с вами что-то случается. Дети не понимают, какие они счастливые, пока детство не заканчивается.

ТАТЬЯНА. Этим вечером мне как-то грустно и тревожно. Поговори со мной о былом, вернись в прошлое лет на сто тому, когда ты была девушкой с красивым носом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги