Важно, что Жирардо в статье выделяет и институциональную историю аутсайдерского искусства в США. Интерес к этому феномену нарастает, по мере того как все более эстетически значимые и индивидуальные произведения показываются на ранних выставках наивного и примитивного народного искусства в 1940-х и 1950-х годах. Рост интереса стимулировала и деятельность Музея американского народного искусства в Нью-Йорке. В 1980-е некоторые арт-дилеры начинают заниматься этими «маргинальными» феноменами, в частности европейским ар брютом и наиболее знаковыми американскими художниками аутсайдерского искусства[42].
Важной проблемой выявления смысловых границ понятия «аутсайдерское искусство» стало его совпадение, синонимичность с рядом других феноменов. В анализируемых ранее источниках наиболее часты связи с термином «ар брют». В тех случаях, когда не происходит смешение понятий «аутсайдерское искусство» и «ар брют», мы наблюдаем совпадение этапов формирования данных феноменов: деятельность Ханса Принцхорна, его коллекцию и книгу «Искусство душевнобольных».
Для американской традиции бытования понятия «аутсайдерское искусство» характерна связь с такими категориями, как «народное искусство», «современное народное искусство» и «искусство самоучек» (Self-taught Art, устойчивого перевода нет), «визионерское искусство», «интуитивное искусство» (Intuitive Art, устойчивого перевода нет), «любительское искусство» (Vernacular art, устойчивого перевода нет), «любительский энвайронмент» (Visionary, Folk, Vernacular, or Grassroots Environments, устойчивого перевода нет).
Информационный портал Detourart, посвященный различным феноменам аутсайдерского искусства, дает следующие определения ряду упоминаемых ранее понятий[43]. Так, например, категории «любительский энвайронмент», «визионерский энвайронмент», «народный энвайронмент» (Visionary, Folk, Vernacular, or Grassroots Environments) описываются как средовые объекты: дома, парки, сады, которые построены художниками аутсайдерами или визионерами. Но при этом постройки являются объектами, более интегрированными в мейнстрим[44]. Понятия «народное искусство», «современное народное искусство» – то, что создается художниками-самоучками (self-thought artists) (как отмечается, это понятие пересекается с термином «аутсайдерское искусство»). Изначально этот термин относился к ремеслам и созданию утилитарных объектов. Современное его значение расширено и включает также и менее утилитарные объекты[45]. Термины «визионерское искусство» (Visionary Art) и «интуитивное искусство» (Intuitive Art) интерпретируется как разновидность аутсайдерского искусства. Художники визионерского или интуитивного искусства имеют опыт видений, или божественных откровений, которые влияют на их искусство.
Таким образом, в ходе анализа понятийных границ термина «аутсайдерское искусство» на основе указанных источников выявлена его смежность, а часто полное понятийное совпадение с такими терминами, как Art Brut (ар брют), в англоязычных источниках мы часто можем увидеть вариант смыслового совпадения с понятиями Raw Art, «народное искусство», «современное народное искусство» (Folk Art, Contemporary Folk Art), «искусство самоучек» (Self-taught Art, устойчивого перевода нет), «визионерское искусство» (Visionary Art), «интуитивное искусство» (Intuitive Art), «любительский энвайронмент» (Visionary, Folk, Vernacular, or Grassroots Environments, устойчивых переводов понятий нет). Конкретизируя выводы, мы отмечаем, что для американского понятийного контекста характерно полное слияние всех указанных терминов. Европейские словари и справочники (в том числе русскоязычные) не используют такой широкий круг понятий, обычно ограничиваясь терминами «наивное искусство», «аутсайдерское искусство», «ар брют».
Глава 1. Дискурс искусства аутсайдеров в отечественной культуре
1.1. Исследования Павла Карпова и дискурс психопатологической экспрессии в 1920-е годы
В первое время после революции 1917 года теория и практика пролетарского искусства смыкается с вопросами изучения творчества душевнобольных и «психотического искусства». Перестройка всех сфер жизни, от управления и политического строя до структуры семьи, в новой советской России привела также к кардинальному переосмыслению сферы искусства и художественного творчества. Вслед за изменениями в художественном образовании в 1921 году была организована Государственная академия художественных наук (ГАХН)[46] (с 1921 по 1925 годы – Российская академия художественных наук (РАХН)), научный институт, в котором велись исследования проблем теории и истории всех видов искусства, а также изучение физических и психологических основ творчества и восприятия. Уровень научного потенциала и актуальность исследуемых проблем в ГАХН были сопоставимы с европейскими академиями, а «по своей организации, чрезвычайно широкой компетенции, новаторской тематике исследований и плюрализму мнений она является уникальным явлением в советской России»[47].
Бессменным президентом РАХН (и затем ГАХН) стал литературовед Петр Коган. Принципы и структура ГАХН разрабатывались с привлечением ведущих исследователей, прежде всего теоретиков культуры и искусства 1910-х – начала 1920-х годов. Одним из активных участников и сооснователей ГАХН стал художник Василий Кандинский, который в 1914 году покинул Германию и в 1918 году вошел в художественную коллегию московского отдела ИЗО Наркомпроса[48]. Василий Кандинский определил цели, методы и задачи принципиально новой науки об искусстве, что было частично реализовано в ГАХН. Целью теоретической деятельности ГАХН Кандинский видит «поиск (перво)элементов искусства» и стремление лабораторным, «научно-объективным» способом «изучать их воздействие на человека»[49]. Благодаря этой идее формируется Физико-психологическое отделение ГАХН, лаборатории которого занимались изучением «позитивных законов»: на их основе создается и воспринимается художественное произведение (например, «законов восприятия тех общих явлений света, цвета, формы, пространства, времени, которые предшествуют чисто художественному восприятию произведения искусства» (1925))[50]. Эта интенция лежит в русле теоретических поисков Кандинского, которого интересуют вопросы психофизического воздействия формальных аспектов искусства, о чем он пишет в своих ключевых текстах «О духовном в искусстве» и (в большей степени) «Точка и линия на плоскости». Хотя Василий Кандинский стал вице-президентом ГАХН, но уже в год основания, в 1921 году, он возвратился в Германию.
В составе ГАХН были следующие подразделения: 1) социологическое отделение (председатели В. М. Фриче, Л. И. Аксельрод); 2) философское (председатели ГГ. Шпет, ГА. Габрическаий); 3) физико-психологическое (председатели В. В. Кандинский, А. В. Бакушинский). Именно физико-психологическое отделение ГАХН было ориентировано на исследование в том числе искусства душевнобольных – предтечи аутсайдерского искусства.
С деятельностью физико-психологического отделения ГАХН была связана работа Павла Карпова. В составе этого отделения ГАХН существовали следующие подразделения:
• Комиссия по изучению примитивного творчества (с марта 1922 года). Председатель А.В. Бакушинский, ученый секретарь Н.П. Сакулина.
• Комиссия по изучению творчества душевнобольных (с ноября 1923 года). Председатель П. И. Карпов.
• Комиссия по изучению внушающего действия художественного слова. Председатель П. И. Карпов.
• Комиссия по изучению творчества в условиях гипноза и внушения. Председатель П.Н. Каптерев.
• Комиссия по изучению восприятия пространства. Председатель Г. И. Челпанов.
• Комиссия по изучению художественного творчества (с 1925 года). Председатель Г. И. Челпанов[51].
Павел Карпов – один из значимых исследователей, оказавших влияние на формирование дискурса аутсайдерского искусства в России. Ему посвящено несколько научных статей, среди которых в первую очередь важно отметить работы Владимира Гаврилова и Елены Гальцовой[52].
История Павла Карпова, его биография и психиатрическая карьера подробно описаны Владимиром Гавриловым, именно в его исследованиях отмечено, что серьезное погружение врача в проблему душевной болезни и творчества начинается с работы с Михаилом Врубелем, одним из психиатров которого и был Карпов. В 1911 году Павел Карпов начинает собирать «продукты творчества» душевнобольных, хотя «не исключено, что подобные замыслы сложилось у него значительно ранее – в период общения с М. А. Врубелем»[53]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Изобразительный язык больных шизофренией. Базель: Сандоз, 1982. Изобразительный язык больных шизофренией с бредовыми и сверхценными образованиями (часть II). Базель: Сандоз, 1985.
Изобразительный язык больного паранойей (часть III). Базель: Сандоз, 1985.
Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М.: Медицина, 1974.
Вачнадзе Э.А. К вопросу сходства патологического художества с современным декадентским искусством. Бессознательное. Тбилиси: Мецниереба, 1972.
Вачнадзе Э.А. О некоторых особенностях художества душевнобольных и сюрреалистического искусства. Тбилиси: Мецниереба. 1979. и др.
2
Гаврилов В. В. Давно – хорошо… (история жизни художника – диалог психопатологии и творчества) // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2008. № 1-2. [Электронный ресурс] URL: http://ppip.su (дата обращения: 21.01.2020).
Гаврилов В. В. Аутсайдер арт и своеобразие визуальных документов «психиатрического опыта» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 21.01.2020).
Гаврилов В. В. Изумление – раз, изумление – два… // Павел Леонов. Живопись. М.: ГУК Музей наивного искусства, 2005. С. 98–99.
Гаврилов В. В. Павел Иванович Карпов – неутомимый исследователь творчества душевнобольных и его время. Сообщение 2 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 4 (21). Доступ: http://http://www.mprj. ru/archiv_global/2013_4_21/nomer/nomer07.php (дата обращения: 21.01.2020).
Гаврилов В. В., Реховских И. И. Искусство аутсайдеров: некатегоричность категорий // Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы. М.: Изд. ГУК Музей наивного искусства, 2004. С. 233–239.
Гаврилов В. В. Павел Иванович Карпов – неутомимый исследователь творчества душевнобольных и его время. Сообщение 1 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 1 (18). [Электронный ресурс] URL: http://mprj.ru/archiv_global/2013_1_18/nomer/nomer16.php (дата обращения: 21.01.2020).
Азов А. В., Гаврилов В. В. Хронология интереса к искусству аутсайдеров. Искусство аутсайдеров: путеводитель. http://medpsy.ru/comments/comments070.php (дата обращения: 21.01.2020).
Искусство аутсайдеров: путеводитель / под ред. В. В. Гаврилова. Ярославль: ИНЫЕ, 2005.
3
Яркина А. Эстетика искусства аутсайдеров. [Электронный ресурс] URL: http://www.medpsy.ru/science/science050.php (дата обращения: 21.01.2020).
4
Философия наивности: сборник статей. М.: МГУ, 2001.
5
Мигунов А. С. Маргинальное искусство в поисках идентичности / Наивное искусство и творчество аутсайдеров в XXI веке: история, практика, перспективы. Материалы научной конференции. Москва, 2007-2008. С. 5–15. Мигунов А. С. Эстетика наивного и аутсайдерского искусства // Искусство наивных художников в контексте отечественной и мировой художественной культуры: материалы научной конференции. М.: НИЦ «Академика», 2013. С. 5–14.
6
Семенцова Е.А. Творчество аутсайдеров как предмет теоретического осмысления // Обсерватория культуры. 2010. № 2. С. 105–109.
Фролова Н. В. Теоретическое осмысление искусства аутсайдеров // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (2). С. 117–121 и др.
7
Богемская К. Г. Искусство вне норм. М.: БуксМарт, 2017.
Богемская К. Г. Наивное искусство: Павел Леонов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.
Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб.: Алетейя, 2001 и др.
8
Аутсайдер арт: коллекция «ИНЫЕ». М.: ИД «Городец», 2017.
9
Dictionary of the English Language. Fifh Edition. Boston: Houghton Mifin Harcourt Publishing Company, 2016. [Электронный ресурс] URL: https://www.thefreedictionary.com/outsider+art (дата обращения: 21.01.2020).
10
Collins English Dictionary Complete and Unabridged edition. 12th edition. Glazgow: Harper Collins Publishers, 2014. [Электронный ресурс] URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
11
Glossary of Art Terms. 2014. [Электронный ресурс] URL: http://art_glos. enacademic.com/2036/outsider_art (дата обращения: 21.01.2020).
12
Словарь терминов изобразительного искусства. 2012. [Электронный ресурс] URL: https://slovar.cc/isk/term/2476840.html (дата обращения: 21.01.2020).
13
Словарь терминов изобразительного искусства. 2012. [Электронный ресурс] URL: https://slovar.cc/isk/term/2476840.html (дата обращения: 21.01.2020).
14
Большой энциклопедический словарь: А-Я / Гл. ред. Прохоров А. М. 2-е изд., перераб. и доп. Москва; Санкт-Петербург: БСЭ, 2000. Доступ: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/58114 (дата обращения: 21.01.2020).
15
Любительское художественное творчество в России ХХ века. Словарь / Под. ред. Т. Сухановой. Москва: Прогресс-Традиция, 2010. С. 223.
16
Любительское художественное творчество в России ХХ века. Словарь / Под. ред. Т. Сухановой. Москва: Прогресс-Традиция, 2010. С. 223.
17
Outsider art / The TATE. [Электронный ресурс] URL: http://www.tate.org.uk/art/art-terms/o/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
18
Naïve art / The TATE. [Электронный ресурс] URL: http://www.tate.org.uk/art/art-terms/n/naive-art (дата обращения: 21.01.2020).
19
What is Outsider Art? / Outsider Art Fair. [Электронный ресурс] URL: http://www.outsiderartfair.com/outsider_art (дата обращения: 21.01.2020).
20
What is Outsider Art? / Outsider Art Fair. [Электронный ресурс] URL: http://www.outsiderartfair.com/outsider_art (дата обращения: 21.01.2020).
21
Outsider Art / Visual Art Encyclopedia. [Электронный ресурс] URL: http://www.visual-arts-cork.com/defnitions/outsider-art.htm (дата обращения: 21.01.2020).
22
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
23
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
24
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
25
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
26
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
27
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
28
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
29
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
30
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
31
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
32
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
33
Colin Rhodes. Outsider art / Britannica. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/art/outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
34
Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005. [Электронный ресурс] URL: https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
35
Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005. [Электронный ресурс] URL: https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
36
Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005. [Электронный ресурс] URL: https://www.encyclopedia.com/venvironment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
37
Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005. [Электронный ресурс] URL: https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
38
Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005. [Электронный ресурс] URL: https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
39
Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005. [Электронный ресурс] URL: https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
40
Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005. [Электронный ресурс] URL: https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
41
Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005. [Электронный ресурс] URL: https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
42
Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005. [Электронный ресурс] URL: https://www.encyclopedia.com/environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art (дата обращения: 21.01.2020).
43
Портал Detourart. [Электронный ресурс] URL: http://www.detourart.com/references/defnitions/ (дата обращения: 21.01.2020).
44
Портал Detourart. [Электронный ресурс] URL: http://www.detourart.com/references/defnitions/ (дата обращения: 21.01.2020).
45
Портал Detourart. [Электронный ресурс] URL: http://www.detourart.com/references/defnitions/ (дата обращения: 21.01.2020).
46
Государственная академия художественных наук. [Электронный ресурс] URL: https://topos.memo.ru/en/node/62 (дата обращения: 21.01.2020).
47
Государственная академия художественных наук. [Электронный ресурс] URL: https://topos.memo.ru/en/node/62 (дата обращения: 21.01.2020).
48
Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. М.: Галарт, 1994.
49
Государственная академия художественных наук. [Электронный ресурс] URL: https://topos.memo.ru/en/node/62 (дата обращения: 21.01.2020).
50
Цит. по: Государственная академия художественных наук. [Электронный ресурс] URL: https://topos.memo.ru/en/node/62 (дата обращения: 21.01.2020).
51
Государственная академия художественных наук. [Электронный ресурс] URL: https://topos.memo.ru/en/node/62 (дата обращения: 21.01.2020).
52
Гаврилов В. В. Павел Иванович Карпов – неутомимый исследователь творчества душевнобольных и его время. Сообщение 1 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 1 (18). [Электронный ресурс] URL: http://mprj.ru/archiv_global/2013_1_18/nomer/nomer16.php (дата обращения: 21.01.2020).
Гаврилов В. В. Павел Иванович Карпов – неутомимый исследователь творчества душевнобольных и его время… Сообщение 2 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 4 (21). [Электронный ресурс] URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 21.01.2020).
Перцева Т. М. Исследование творчества душевнобольных в Российской Академии Художественных Наук // Художественный примитив: эстетика и искусство. М.: МГУ, 1996. С. 76–82.
Гальцова Е.Д. Книга П. И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» (1926) в европейском культурном контексте: материалы к исследованию // Новые гуманитарные исследования. 2011. [Электронный ресурс] URL: http//www.nrgumis.ru (дата обращения: 21.01.2020).
53
Гаврилов В. В. Павел Иванович Карпов – неутомимый исследователь творчества душевнобольных и его время. Сообщение 1 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2013. № 1 (18). [Электронный ресурс] URL: http://mprj.ru/archiv_global/2013_1_18/nomer/nomer16.php (дата обращения: 21.01.2020).
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги