Книга Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только… - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Михайловна Ковалёва
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…
Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…

Т. М. Ковалева, Т. А. Климова, Л. И. Лазарева, Т. М. Митрошина, М. В. Тюмина

Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…

Памяти нашей подруги, коллеги и соразработчика идеи личностно-ресурсного картирования Елены Игоревны Кобыща посвящается

Научный редактор:

Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»


Рецензенты:

Бережнова Елена Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры мировой литературы и культуры ГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (МГИМО МИД России)

Шалашова Марина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, директор института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»


Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Протокол № 1 от 28.08.2018 г.)

Введение

в личностно-ресурсное картирование, или Размышления о специфике тьюторской работы

Первые локальные проекты, разрабатывающие идею тьюторства как особого типа сопровождения человека (тьюторанта) в построении им своей индивидуальной образовательной программы, появились в России в 1988–1995 годах. В нашей стране разработка и реализация этих проектов связана прежде всего со Школой культурной политики (руководитель ШКП – П. Г. Щедровицкий; проект тьюторского сопровождения в условиях региональных образовательных программ); с Центром социально-педагогического проектирования «Эврика» (руководитель – А. И. Адамский; проект Международной детской школы), со школой-лабораторией «Эврика-развитие» Академ-городка г. Томска (с 1991 года директор школы – Т. М. Ковалева; с 1996 года – Л. М. Долгова; введение в школьное пространство позиции тьютора).

Следующий этап развития отечественной тьюторской практики стал разворачиваться с 1996 года, когда в Томске была проведена 1 Всероссийская научно-практическая тьюторская конференция. Задавая ежегодно приоритетный фокус исследования становящейся тьюторской практики, она стала постоянным этапом анализа и проектирования новых задач на следующий год для всего тьюторского сообщества. Со временем тьюторская конференция стала международной, и ее проведение было перенесено в Москву. В этом году в Московском городском педагогическом университете состоится уже 11 международная (23 Всероссийская) научно-практическая конференция; в этот раз по теме: «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества».

Конечно, в контексте исторического времени прошел еще совсем небольшой период, и пока можно говорить лишь о самых первых шагах разработки инструментария и технологий тьюторской работы, но в то же самое время за эти годы уже произошло немало событий для институционального закрепления этой новой для России педагогической профессии.

Так 3.08.2007 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация», целью которой с самого начала стало объединение заинтересованных людей самых различных, далеко не только психолого-педагогических профессий, начинающих осваивать тьюторскую практику; организация экспертизы, повышения квалификации и переподготовки в области тьюторства, а также оказание практической и методической поддержки в развитии тьюторских практик во всех институциональных и неинституциональных форматах современного образования.

С 2008 года профессия тьютора официально вошла в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2008 г. №№ 216-н и 217-н, зарегистрированные 22.05.2008 г. соответственно под № 11725 и № 11731 в Министерстве юстиции Российской Федерации).

В 2009 году в Москве начала работать магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» (руководитель программы – Т. М. Ковалева) сначала в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), а с 2017 года – в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). Сейчас в университетах разных регионов страны насчитывается уже 14 таких магистерских программ.

26.01.2017 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) был зарегистрирован Приказ № 45406 об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», где одной из трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, было названо тьюторское сопровождение обучающихся, и указано наименование должности и профессии «тьютор».

В 2018 году Межрегиональная тьюторская ассоциация выиграла президентский грант на реализацию проекта «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства» и связанную с этим разработку специфики тьюторской деятельности в следующих 5 треках:

• сопровождение индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ;

• сопровождение индивидуальных образовательных программ одаренных учащихся;

• сопровождение индивидуальных образовательных программ в условиях онлайн-обучения;

• сопровождение индивидуальных образовательных программ детей, оставшихся без попечения родителей;

• сопровождение индивидуальных образовательных программ в условиях семейного образования.

Осуществляя деятельность по институциональному закреплению профессии тьютора, мы с самого начала понимали, что параллельно с этим необходимо разрабатывать средства тьюторской работы, причем как общие технологии тьюторского сопровождения, так и специальный методический инструментарий для работы тьютора с каждой категорией детей и взрослых. В связи с этим с самого начала в Межрегиональной тьюторской ассоциации в рамках постоянно действующих проектно-исследовательских и экспертных семинаров стали сначала разрабатываться, а затем экспертироваться и проверяться на практике различные методические и технологические средства, необходимые и тьюторам, и педагогам с тьюторской компетентностью для осуществления ими процесса сопровождения индивидуальной образовательной программы.

Одним из основных средств такой тьюторской работы стала работа с образовательными картами. Почему именно картирование стало для нас пониматься как ключевой инструмент тьюторской работы?

Тьюторское сопровождение – это процесс сопровождения развития человека, основанный на принципе индивидуализации, когда за человеком признается способность и право определять свой образовательный путь, исходя из собственных интересов, с опорой на опыт, инициативу и личные стратегии реализации своих замыслов.

Картирование, или процесс создания карты, как культурный прототип человеческой деятельности, связан, в первую очередь, со стремлением человека осваивать окружающий мир и объективировать уже полученные им знания через различные способы фиксации знания о мире. Карта возникает как один из способов фиксации познания мира и имеет важные характеристики, которые позволяют рассматривать ее и сегодня в контексте тьюторской деятельности.

Издавна на карте человек объективировал окружающий мир таким, каким он его видел в зависимости от своих задач. Если он занимался какой-либо хозяйственной деятельностью (охота, скотоводство, земледелие и т. д.), то и на карте им фиксировались те объекты, которые способствовали его пониманию и дальнейшему их использованию в рамках этой деятельности.

Карта во многом отражала субъективную картину того человека или группы людей, которые ее создавали. Они видели и фиксировали то, что совпадало с их уровнем знания, опыта, представлений в той или иной области познания окружающего мира. Таким образом, объективируя ту или иную реальность, карта всегда позволяет читать, анализировать, получать информацию, исходя из поставленных нами целей и задач.

Важно отметить, что в тьюторском сопровождении имеет значение не только и не столько сама карта, сколько организация совместного процесса картирования. Через организацию этого процесса может анализироваться как работа тьюторанта со своей индивидуальной образовательной программой, так и работа самого тьютора. Использование процесса картирования тьютором решает следующие задачи:

• удержание тьютором посреднической позиции;

• активизация позиции тьюторанта в его самостоятельной работе над индивидуальной образовательной программой;

• переход тьюторанта от совместной деятельности с тьютором к индивидуальному картированию.


Первый опыт работы с образовательными картами начал оформляться в Гуманитарном лицее г. Ижевска еще в 1997 году учителем географии и членом тьюторской школьной команды Митрошиной Т.М., которая и ввела в тьюторское сообщество понимание образовательной карты, как особой, принципиально отличающейся от всех других видов карт.

«Образовательная карта – это карта, отражающая, в первую очередь, субъективный опыт ее создателя в процессе образования, сделанная с использованием условных знаков и в условной масштабности. Ввиду того что любая географическая карта – это объективная модель реальной действительности, мы считаем, что образовательная карта – это субъективная модель действительности образования», – пишет в 1 главе этой книги Т.М.Митрошина и формулирует основные правила построения таких карт.

Правила построения образовательной карты

1. Образовательная карта должна отражать Ваш опыт.

2. Образовательная карта должна иметь условную масштабность, то есть большее – меньшее проявление (значение, влияние) объектов, вынесенных на карту. Условность подразумевается субъективностью составляющего карту. Все эти факторы подразумевают выработку собственной единицы масштабирования.

3. Образовательная карта должна иметь собственную систему условных обозначений, это требование обозначим как знаковость.

4. Она должна отвечать правилу картографической генерализации, чтобы карта не превращалась в случайный набор явлений, фактов, объектов или показателей, то есть должен существовать отбор и обобщение содержания, изображение только главных, имеющих существенное значение явлений, фактов, объектов или показателей.

5. Образовательная карта должна быть правильно оформлена, то есть иметь: название карты – вверху, условные обозначения в специальной рамке – внизу или по правому краю листа, собственную цветовую гамму.

Выработка единицы масштабирования в технологии «Образовательная картография», представленной руководителем Удмуртского отделения Межрегиональной Тьюторской Ассоциации Т.М.Митрошиной в 1 главе данной монографии – самый сложный момент создания образовательной карты. «Выработка единицы масштабирования в нашем опыте вызвала появление таких новообразований как: «один слух» – слышал об этом (информированность), «один был» – участвовал, «один серьёз» – серьёзное явление (факт, объект), «один чел» – по количеству людей, «один важ» и «один знач» – важное, значимое событие» – пишет она.

Таким образом, было положено начало образовательному картированию, которое затем стало для нас все больше пониматься как ресурсное образовательное картирование, т. к. объекты, нанесенные на карту анализировались и становились в дальнейшем ресурсом для тьюторанта в построении им своей индивидуальной образовательной программы.

Процесс работы с картой, который всегда запускался в совместной работе тьютора и тьюторанта, затем продолжался и поддерживался уже самим тьюторантом и становился для него важным инструментом «организации самого себя», процессом его личного картирования. Таким образом, в конечном итоге, этот тип работы стал называться в российском тьюторском сообществе личностно-ресурсным картированием.

Члены Межрегиональной Тьюторской Ассоциации, активно экспериментируя с различными вариантами образовательного картирования, начали оформлять конкретные технологии личностно-ресурсного картирования, учитывая специфику той или иной аудитории, в которой они применялись. Так была создана технология личностно – ресурсного картирования «СоКРАТ» (авторы технологии – Изотова Ю.А., Кобыща Е.И., Ковалева Т.М., Шмаков А.Ю.) Соавторами-практиками, апробирующими данную технологию, стали Шестакова Т. Н. и Клячина О. 3. – методисты Центра развития образования Чайковского муниципального района Пермского края. Позже эта технология, подробно представленная во 2 главе данной книги руководителем Пермского отделения Межрегиональной Тьюторской Ассоциации М.В.Тюминой, стала основной для проведения курсов педагогов, вводных тьюториалов на муниципальных методических конференциях, а еще позже, для частной тьюторской практики в работе со взрослыми.

Лазарева Л.И. (Центр Возможностей «Наш лад» г. Москва) стала руководителем первой дошкольной площадки в России, специально созданной для навигации и самоопределения в образовании самых маленьких в сопровождении тьюторской команды.

В зависимости от возраста и особенностей ребёнка, а также с учётом семейного уклада и запросов конкретной пары «Взрослый-Ребенок», тьюторами стали решаться различные задачи: от проявления «самости» и развития самостоятельности маленького ребенка до построения им личного образовательного маршрута. Для этой цели Ладой Игоревной была создана специальная тьюторская игра «#КомпасЛада», подробно представленная ею в 3 главе данного издания.

В 2017 году у Межрегиональной Тьюторской Ассоциации появился новый масштабный проект – сетевая тьюторская интернатура. Совместная сетевая тьюторская интернатура международной ассоциации Развивающего обучения (МАРО) и Международной Тьюторской Ассоциации (МТА) была задумана прежде всего как место, где уже реально работающие тьюторы могли бы получить опыт работы в цифровом образовательном пространстве. Но понятно, что перенос деятельности тьюторов в «цифру» требует разработки и освоения ими принципиально иных онлайн-инструментов.

Так как картирование является одним из важных аспектов тьюторской работы, началась разработка технологий и инструментария для того, чтобы тьюторы смогли работать с личностно-ресурсными картами онлайн.

Начало этой работы представлено в 4 главе книги Климовой Т.А., являющейся координатором сетевой общественно-профессиональной интернатуры МАРО и МТА; методистом, преподавателем и тьютором программ дополнительного профессионального образования Томского Государственного Университета.

Сетевая тьюторская интернатура работает всего один год и поэтому в данной монографии представлены лишь начальные, но, не смотря на это, очень интересные, пробы работы с картами. В качестве дальнейшего шага развития тьюторская группа планирует более полное использование особенностей создания онлайн- карты как «гипертекста» для тьюторанта. Предполагается, что в ней будет оформляться индивидуальная образовательная программа со всеми ссылками, файлами и другими образовательными ресурсами, которые тьюторант подбирает для себя сам. Такая карта, действительно, станет для тьюторанта реальной личностно-ресурсной интерактивной картой.

Таким образом, в данной коллективной монографии нами представлены 4 конкретных технологии личностно-ресурсного картирования, каждая из которых ориентирована на работу с одной из целевых групп: с дошкольниками, школьниками и взрослыми людьми, а также в формате онлайн обучения.

Это наш первый совместный опыт, и мы будем рады любым суждениям, замечаниям и предложениям, которые нам помогут двигаться дальше в понимании и освоении процесса личностно-ресурсного картирования.

Глава 1

Личностно-ресурсное картирование в работе со школьниками и педагогами: технология «Образовательная картография»

Контекст (история, среда, причины…)

«Образовательная картография» родилась в стенах Гуманитарного лицея г. Ижевска в 1997 году; именно тогда в образовательной программе лицея появились идеи тьюторства. Первый опыт проб и осмысления этой практики показал, что тьюторство – совершенно новая для образования область деятельности, и что инструментарий тьютора только складывается. Сложно было всё: и организация диалога между тьютором и тьюторантом (так мы стали называть тех, с кем работал тьютор), и содержание самого диалога. Нам казалось, что встречи должны были проходить исключительно во внеучебное время. Вечный вопрос первых тьюторов: «Я его жду в назначенное время, а он не приходит на консультацию. Что делать?». Сложность вызывал также сам процесс диалога: «С чего начать тьюторскую консультацию?». В ходе долгих и многочисленных коллективных тьюторских семинаров была принята следующая версия: тьютор будет востребован только в сложноорганизованных для тьюторанта образовательных пространствах. Если тьюторант не идет к тьютору и не задает вопросы, значит, надо это пространство педагогически усложнять.

Таким образом, у наших лицеистов появилась другая школа, параллельная основной: «Школа индивидуального образования». Позднее удалось две эти школы частично соединить, создав в старшей школе профильное обучение по индивидуальным учебным планам и заменив предмет «Технология» на «Технологию творчества, исследования и проектирования». Вопрос «Почему дети не идут к тьютору?» сразу пропал, так же, как и вопрос организации пространства тьюторской консультации – она могла состояться в любой момент и в любом месте. Главное, чтобы у тьюторанта появился «вопрос», а у тьютора было время с ним этот вопрос обсуждать. В ходе тьюторских семинаров вырабатывались правила и инструменты тьюторской консультации. Так появилась идея «посредника» для организации диалога в ходе консультации. «Посредником» могли быть книга или фильм, вовремя предложенные тьютором или учителем, «посредником» мог быть текст рефлексии любого образовательного события, индивидуальный учебный план или индивидуальная образовательная программа. Это наше маленькое тьюторское открытие, которое заключалось в том, что текст или даже знак могут быть началом организации диалога между тьютором и тьюторантом, вызвало появление нескольких авторских технологий. Так возникла «Образовательная картография», которая стала одной из первых авторских тьюторских технологий в нашей стране.

В этой технологии материал карты становится предметом анализа и диалога между тьютором и его подопечным. Тьютор работает с содержанием самой карты через постановку рефлексивных вопросов к ней. В первые годы своего существования «Образовательная картография» реализовывалась не только в собственной педагогической и тьюторской практике, но и прошла успешную апробацию в рамках города (1-й, 2-й общегородские слёты лицеев и гимназий, Ижевск 1996–1997 гг.), республики (5-й международный слёт старшеклассников финно-угорского мира, Ижевск, 1999 г.), страны (Авторская школа, Москва, 1996 г.) (Приложение 1, буклет или фото с Авторской школы).

В 2001 году в виде рабочей тетради было создано учебно – методическое пособие «Образовательная картография» (автор-составитель Митрошина Т.М.), что позволило реализовывать данную технологию не только в педагогической и тьюторской практике Удмуртии, но и в других регионах. В 2013 году она была официально представлена на Летнем университете тьюторства в г. Одесса и получила статус сертифицированной технологии Межрегиональной тьюторской ассоциации. В 2015 году эта технология в виде мастер-класса была представлена сообществу коучей в рамках VIII Международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве и коучинг: взаиморесурсность двух профессий», где получила высокую экспертную оценку.

Образовательная картография – это одна из технологий аналитической и проектной работы, направленная на создание личностно-ресурсных карт. Попытаемся найти сходство и различия между географической и образовательной картами.

Географическая карта – это уменьшенное обобщённое изображение всей земной поверхности или отдельных её частей на плоскости, построенное по определённым правилам. О расположении в пространстве и форме объектов карты говорят лучше и точнее любого языка. Однако не всякое уменьшенное изображение земной поверхности является картой. Шишкинский пейзаж или рериховская горная панорама тоже ведь представляют собой уменьшенное изображение земной поверхности, но никто их картами не называет. Следовательно, не всякое, а только определённое уменьшенное изображение земной поверхности принято называть географической картой. Эта определенность достигается математическими правилами и системой условных обозначений. Карта именно этим отличается от плана местности, но и, конечно, большим охватом территории.

Образовательная карта – это карта, отражающая, в первую очередь, субъективный опыт ее создателя, сделанная с использованием условных знаков и в условной масштабности. Ввиду того что любая географическая карта – это объективная модель реальной действительности, мы считаем, что образовательная карта – это субъективная модель реальной действительности. Эта хитрость позволила нам преодолеть главное препятствие построения любой карты – математическую основу. Процесс создания географических карт сложен, требует значительного времени и огромного коллектива людей самых различных специальностей и разной квалификации.

Процесс создания образовательных карт также может быть сложным, особенно в формах групповой работы. Чем больше людей работает над созданием карты, тем она более сложна в выполнении и более насыщена информацией, так как каждый участник работы в группе является носителем содержания выполненной карты. Итак, основные выводы о сходстве и различии двух видов карт представлены в данной таблице:


Таблица 1

Правила построения образовательной карты

Остановимся на некоторых главных правилах построения образовательных карт:

1. Образовательная карта должна отражать Ваш опыт.

2. Образовательная карта должна иметь условную масштабность, то есть большее – меньшее проявление (значение, влияние) объектов, вынесенных на карту. Условность подразумевается субъективностью составляющего карту. Все эти факторы подразумевают выработку собственной единицы масштабирования.

3. Образовательная карта должна иметь собственную систему условных обозначений, это требование обозначим как знаковость.

4. Она должна отвечать правилу картографической генерализации, чтобы карта не превращалась в случайный набор явлений, фактов, объектов или показателей, то есть должны существовать отбор и обобщение содержания, изображение только главных, имеющих существенное значение явлений, фактов, объектов или показателей.

5. Образовательная карта должна быть правильно оформлена, то есть иметь: название карты – вверху, условные обозначения в специальной рамке – внизу или по правому краю листа, собственную цветовую гамму.


Выработка единицы масштабирования – самый сложный момент создания образовательной карты, так как это единица субъективная. Выработка единицы масштабирования в нашем опыте вызвала появление таких новообразований как: «один слух» – слышал об этом (информированность), «один был» – участвовал, «один серьёз» – серьёзное явление (факт, объект), «один чел» – по количеству людей, «один важ» и «один знач» – важное, значимое событие.

Другая трудность при создании образовательной карты – условные знаки и способы их применения. Любое картографическое изображение, старинное или современное, создавалось при помощи графических знаков и символов опредёленной формы, цвета и размера, расположенных в нужном порядке и сочетаниях, выражающих знания составителей этих карт о местности. Практически на любой карте можно встретить три группы (слоя) знаков, образующих относительно самостоятельные подсистемы:

1. геометрические линии, точки, полигоны, являющиеся своеобразными следами, проекциями видимых графических знаков;

2. сами графические знаки разных форм, размеров, цветов (штриховки), которые объясняют содержание карты;

3. знаки привычного нам письма, то есть географические названия и пояснения некоторых характеристик объектов на карте.

Условные знаки – это своеобразный алфавит карты. Перечень всех графических обозначений (знаков), встречающихся на карте, с краткими к ним пояснениями обычно помещается на полях карты, или на свободных местах внутри её рамки. Этот перечень называется легендой карты и служит ключом для раскрытия её содержания, своеобразным словарём, помогающим прочтению карты. Первое правило перед началом работы с картой и чтением её содержания состоит во внимательном изучении легенды карты и логики её построения.