У бастионов Иеремия устроил большой лагерь для польского войска, сделав по его периметру множество земляных и деревянных укреплений, шанцев и редутов, собрав внутри большие запасы вооружений, продовольствия и фуража. В июне 1649 года к этой почти неприступной крепости подошло огромное войско Богдана Хмельницкого, в сопровождении еще большей крымской орды хана Ислама Гирея, еще не решившего, на какой стороне он будет воевать. Великий гетман был вынужден мириться и договариваться с этой страшной и безжалостной силой, так как двойного удара польской и татарской армий казацкое войско выдержать не могло.
Казаки полностью окружили Збараж. С 3 июля бои на валах шли ежедневно, с 13 по 23 июля казаки пытались штурмами ворваться в лагерь, в сражениях обе стороны понесли тяжелейшие потери. 26 июля Иеремия, надеясь дождаться шедшего ему на помощь короля, предложил Хмельницкому перемирие, но гетман в ловушку не попался. 27 июля казаки атаковали польский лагерь башнями гуляй-города и начали бить жолнеров в упор.
Войско короля Яна Казимира попыталось зайти в тыл казакам, но у Хмельницкого подобные истории не случались, и 6 августа он с полками разнес королевские хоругви под Зборовом. Участь Збаража и Польши на Украинских землях была решена, однако судьба Украины еще не свершилась. В ночь на 7 августа советники Яна Казимира завалили Ислама Гирея золотом, и хан потребовал у Хмельницкого подписать с королем мир под угрозой татарского удара в казацкую спину.
Великий гетман, выигрывавший все битвы, которые проводил, с лицом из камня мир подписал, и Польша впервые признала Гетманщину в виде автономии в составе Речи Посполитой. 14 августа 1649 года казаки, поляки и татары разошлись в разные стороны, оставив под Збаражем пятьдесят тысяч убитых.
В Збараже опять укрепился Вишневецкий, но ненадолго. В 1651 и 1655 годах ходившее освобождать украинские земли казацкое войско дважды занимало Збараж и вывезло оттуда все пушки и арсенал.
В Вишневце после Берестечской битвы чуть не погиб Богдан Хмельницкий, которого захвативший его Ислам Гирей пытался дорого продать Вишневецкому. Под угрозой гибели от тяжелой казацкой руки хан не довел это подлое дело до конца, и освобожденный Хмельницкий у Белой Церкви быстро собрал войско снова.
Бешеный Ярема с магнатами попытался взять Киев, но умер в августе 1651 года в лагере у Паволочи от отравы или эпидемии, уйдя, наконец, из истории Украины в небытие.
Вишневец, под которым также был устроен подземный город, и Збараж оставались в составе Речи Посполитой и испытали на себе всю тяжесть начавшихся турецких нашествий. В 1672 году турки с помощью местных жителей по подземному ходу ворвались в Вишневец и вырезали его гарнизон. В 1678 году шедшее на Чигирин огромное турецкое войско взяло Збараж, вырезав всех его защитников. В 1683 году после разгрома под Веной турецкие войска наконец ушли с украинских земель, на которые продолжали нападать крымские татары.
В 1707 году через Збараж и Вишневец на Жолкву проехал царь Петр Первый в сопровождении гетмана Ивана Мазепы.
В 1720 году последний из рода князей Вишневецких, Михаил Сервилий, решил оставить после себя в Вишневце удивительный дворец. В нем были устроены картинная галерея с полотнами великих европейских художников, удивительная коллекция оружия из разных стран и веков, отличная библиотека из нескольких тысяч томов, что в те годы было огромным количеством. В XVII и XVIII веках в Вишневце побывали многие короли, владетельные князья и вельможи, большинство знаменитостей своего времени.
В середине XVIII столетия Вишневец перешел к роду Мнишек, но еще долгое время дворец продолжал оставаться одним из чудесных культурных центров Волыни. Выдающийся пейзажный мастер Жан Бургийон в конце XVIII века устроил перед дворцом удивительный английский парк на двух уровнях и шести партерах, наполнив его экзотическими растениями, цветами, прудами, ручьями, водопадами, висячими мостами, античными скульптурами, гротами и беседками.
В середине XIX века князь Андрей Мнишек продал Вишневец, который перешел к российскому магнату Андрею Демидову.
После 1920 года Вишневец, как и Збараж, который тоже переходил из рук в руки, вошел в состав восстановленной Польши Юзефа Пилсудского. В годы Второй мировой войны в Вишневецком дворце гитлеровцы устроили гестапо и тюрьму. С 1945 года Вишневец и Збараж в составе Тернопольской области Украины вошли в СССР, а с 1991 года, когда Украина стала независимым государством, стали ее национальными музеями-заповедниками и национальным достоянием.
Збараж в 1734 году был взят восставшими гайдамаками, и это был его последний бой. Замок перешел к князьям Потоцким, попытавшимся извлечь из него выгоду. В 1896 году устроенный в нем сахарный завод сгорел, нанеся замку большой ущерб, а в годы Первой и Второй мировых войн Збараж подвергся более сильным разрушениям. Замок, как и дворец в Вишневце, вошел в музейное объединение «Замки Тернопольщины» и много лет восстанавливался, став национальным достоянием Украины.
Збаражскому замку и Вишневецкому дворцу очень повезло в страшном XX столетии, ведь они вообще дошли до нашего времени. От великолепного Лубенского замка не осталось даже фундамента.
Максим верил, что это произошло потому, что Збараж и Вишневец собрали в своих стенах столько интриг, тайн и загадок, сколько могли вместить их огромные подвалы с бесконечными и запутанными подземными ходами. Эти удивительные тайны ни в коем случае не должны были исчезнуть из истории вместе с разрушенными замковыми стенами.
Збаражский замок, Вишневецкий дворец и родное Белополье
Автобус уже давно стоял на платформе Тернопольского автовокзала, а Максим никак не мог вернуться из прошлого в настоящее. Была половина восьмого, и рядом негромко урчала мотором маршрутка, на лобовом стекле которой висела табличка «Тернополь-Збараж». Максим занял последнее свободное место, и микроавтобус тут же тронулся с места. Историку повезло – это был последний рейс к долгожданному замку.
Ехать было недалеко, вокруг в зимней ночи не было ни одного огонька, но дорога была наезженной, и всего через полчаса маршрутка остановилась на Збаражской автостанции. Максим вышел, закинул сумку на плечо и пошел наверх в замковый парк, на улицу имени казацкого героя Олексы Морозенка, погибшего в 1649 году во время штурма Збаража.
Отель «Гетман» был, конечно, на месте, историк оформился у администратора, поднялся в свой номер, быстро привел себя в порядок и опять спустился вниз, чтобы успеть прогуляться по парку, где не раз ступала нога Богдана Великого. На вопрос Максима о недавнем происшествии администратор ответила, что корчма в замке закрыта, наверно, для проведения следственных действий. В местечке, конечно, говорили об истории с депутатами Самой Верхней Рады. Их перевезли в Тернополь, но подробностей скандала никто не знал, так как корчма в этот вечер была закрыта на спецобслуживание.
Администратор сказала, что ресторан под старину открылся в замке прошлой весной, слева от входа в пристенном каземате. Максим с удовольствием отметил, что музейщики все сделали правильно, не устроив корчму во дворце, а поужинать в средневековом ресторане во дворе легендарного замка он не отказался бы и сам. В древней ратуше знаменитого белорусского Несвижа давно работал старинный ресторан с потрясающей народной кухней и великолепными интерьерами из холодного рыцарского оружия. В несвижской корчме пахло не только вкусной едой, но и настоящей историей, а этот удивительный запах привлекал Максима всегда.
Было начало девятого, последний зимний вечер только начинался, и Максим, в прошлый приезд обошедший Збараж вдоль и поперек трижды, с удовольствием прошелся по старинному парку. У подъемного моста он остановился в восхищении – в вечерней темноте могучая громада замка производила сильное впечатление. Максиму слышался лязг оружия, и он легко представил, как триста пятьдесят лет назад здесь бурлила жизнь.
До утра здесь делать было нечего. Максим спустился с Замковой Горы и по широкой дороге мимо ставка вышел в исторический центр местечка. Здесь располагался шинок с симпатичным названием «Вытребеньки», в котором он раньше с удовольствием обедал. Шинок с залами под старину на двух уровнях был там, где и полагалось, Максим спустился по девяти узеньким ступенькам в подвал и зашел с холодной улицы во вкусно пахнувшее тепло. В зале были заняты только два стола в нишах, историк сел за свободный, заказал горячий чай с травами и мясо по-вытребеньковски, которое здесь готовили просто отлично.
Официантка принесла чай, и Максим заговорил с ней о недавней истории в замковой корчме. Он спросил, хорошая ли там кухня, и могли ли депутаты свихнуться от еды и выпивки. И вообще, что они делали в Збараже в нескольких сотнях километрах от Самой Верхней Рады? Вопрос был задан правильно, и историк получил на него исчерпывающий ответ, узнав все, что было известно об этой истории в местечке.
Депутаты приехали из Тернополя на одной большой машине сразу в замок. В зале корчмы с огромным старинным камином стояли один круглый и семь обычных столов. В позавчерашний вечер в нем, кроме депутатов, никого не было. Официант накрыл богатый стол и вышел, и то, что произошло потом, никто точно не знает.
Ужин начался в шесть часов вечера, а через два часа водитель депутатского автомобиля, ожидавший начальство в небольшом помещении для гостей услышал странный протяжный вой, а затем звон разбитого стекла и грохот. Вместе с охранником въездной башни они бросились в корчму и вбежали в каминный зал. В нем почему-то не горел только что ярко полыхавший камин, было совсем темно, и охранник включил вмонтированные в стены лампы.
Водитель увидел разбитое окно во двор, из которого сильно тянуло холодом, круглый стол со стулом на нем, ножки которого были аккуратно поставлены в тарелки с недоеденным мясом и копченой рыбой. На спинке стула аккуратно висел пиджак со значком депутата Самой Верхней Рады. Еще два стула с пиджаками на спинках валялись с разных сторон стола.
Депутаты, на которых не было ни одной царапины, сбились в кучу в дальнем углу и дрожали. Водитель и охранник помогли всем троим подняться, но они молча пытались опять залезть в угол, чтобы, очевидно, спастись от какой-то неведомой опасности. Охранник вызвал «Скорую», которая приехала очень быстро, депутатов погрузили в машину и увезли в местную больницу, где врачи констатировали у них помутнение рассудка.
Максим спросил, что было на столе кроме еды и алкоголя. Оказалось, что ничего. Однако официантка сказала, что депутаты в ожидании дичи и копченой рыбы выпивали, закусывали, чем бог послал, и играли в карты. Охранник, сразу же после того, как их увезли на скорой, спешно вставлявший стекла в разбитое окно, не видел ни одной игральной карты ни на столе, ни на полу, на котором валялись только опрокинутые стулья и две пустые коробочки от колод. Также нигде не было ни одной из четырех бутылок экспортной «Золотой горилки», менявшей цвет при наливании в граненые стаканы.
Официантка рассказывала Максиму обо всем с округлившимися глазами, шепотом и почему-то оглядываясь, словно чего-то или кого-то боясь. Услышав о необычных пропажах, историк и сам почувствовал, как его начала пробирать дрожь. Вся Украина отлично знала, что со времен великого Гоголя любимыми занятиями отчаянных местных чертей были выпивка и игра в карты, каковым занятиям бесы постоянно предавались в свободное от хулиганства и козней время. Колоды карт, которые не продавались в чертовых магазинах, свободно могли забрать бесы, чтобы использовать их по прямому назначению.
Официантка, увидев, как Максим вздрогнул, победно добавила, что на чисто выбеленной стене зала прямо напротив окна появились большие следы, похожие на отпечатки лохматых лап, а на полу у камина лежали два кома земли с корнями. Окно в зале, выходившее в замковый двор, было выбито сильным ударом снаружи, так что осколки стекла разлетелись по всему помещению. Весь Збараж два дня живо обсуждал эту сумасшедшую историю, но никакого вразумительного объяснения случившемуся дать не смог.
Максим, голова которого пошла обертом от сыпавшихся збаражских новостей, заказал себе и всезнающей официантке в красивой вышиванке очень вкусное вытребеньковское горящее мороженое, сумел съесть его, не обжегшись, и, чтобы не замерзнуть на ночной улице, стал не спеша пить глинтвейн из отличного местного яблочного вина с травами. Интересные истории случаются в украинских замках! Где же еще, как не в мистическом Збараже, может находиться клад Богдана Великого?
Оставив хвалебную запись отличной кухне в гостевой книге и рассчитавшись, Максим вышел из уютных «Вытребенек» и направился по совершенно пустой ночной улице к «Гетману». Дул пронзительный северный ветер, но Максим совсем не чувствовал холода. Таинственная история с сумасшествием в замке интересовала его все больше и больше. Он чувствовал, что она поможет найти продолжение рукописи Олексы и раскрыть тайну Богдана Хмельницкого. Во взбудораженном странным событием местечке еще долго будут говорить о чрезвычайном происшествии, и Максим без помех проведет дотошный архивный поиск в «Замках Тернопольщины».
Максим вошел в «Гетман», поднялся в свой номер и понял, что не заснет. Он включил телевизор, но в десятичасовых вечерних новостях ничего нового о ЧП с депутатами не сообщалось. Историк спустился в холл, попросил у администраторши разрешения воспользоваться гостиничным компьютером и с флешкарты стал перечитывать свою давнюю студенческую работу о нечисти. Завтра он начнет поиски рукописи киевского школяра и собственного прапрапрадеда и попробует раскрыть тайну депутатского ужина с исчезнувшими картами и горилкой. Историк, конечно, не предполагал, что два этих дела неожиданно свяжутся в тугой узел, который ему придется не развязывать, а рубить.
Мистика – основа познания?
Оккультизм на Западе, эзотеризм на Востоке.
Оккультизм, по латыни occultus, – сокровенный, тайный, – западное учение, изучавше мистические возможности человека и Вселенной, которые можно активизировать особыми психофизическими упражнениями.
Оккультисты считали Вселенную живым существом, внутри которого все связано между собой, а человека – микрокосмосом, который содержит в себе все элементы макрокосма, которые дополняют друг друга. Они подводили под свое учение научную, философскую, теологическую, искусствоведческую базу. Им были знакомы гравитация, магнетизм, гипноз, которые стали научными дисциплинами.
Для изучения явлений природы оккультисты использовали не научные, а мистические методы познания, объявляя их сакральными, то есть священными, в результате чего проиграли бурно развивавшимся с XVII века наукам.
Оккультисты проводили особые ритуалы посвящения, в которых использовали технику вызова психических потрясений и имитацию смерти. Изучавшие оккультизм психологи и психопатологи находили в нем неизвестные науке сведения о древнем мировоззрении человечества, а оккультные собрания гороскопов стали ценными историческими источниками.
Основателем оккультизма считается живший не рубеже старой и новой эры Гермес Трисмегист, чье имя складывалось из образов греческого бога мудрости Гермеса и египетского бога Тота.
К IV веку в знаменитой библиотеке Александрии было собрано множество оккультных сочинений, главным из которых стала «Изумрудная скрижаль», изучавшая всеобщие таинственные связи внутри Вселенной между планетами, металлами, растениями и драгоценностями.
В эпоху христианства оккультные учения подверглись гонениям, тесно переплелись с намного более древними мистическими знаниями, в результате чего появились магия, астрология и алхимия.
Джордано Бруно считал, что учение Гермеса перешло от него к Орфею, Пифагору, Платону и его последователям.
В средние века идеологом мистического оккультизма стал Агриппа Неттесхеймский (1486–1535), талантливый и разносторонний ученый. В своей борьбе против фанатизма в вере и преследования так называемых колдуний Агриппа нажил себе много врагов среди светских и духовных властей. В своих мистических трактатах «О тайной философии» и «О тщете наук» он объяснил, что такое магия, хотя сам относился к ней скептически.
Агриппа служил и работал в Италии, Франции, Германии, Англии, современники называли его колдуном и чернокнижником, в XIX веке сравнивали с доктором Фаустом. Он попытался описать магию как науку, изучающую тайные силы человека и природы. Агриппа Неттесхеймский назвал человека узлом Вселенной и центром материальных и духовных сил, которыми он может овладеть с помощью магии, доступной только отдельным ученым – магам, умеющим управлять стихиями.
В своих произведениях оккультную и мистическую символику использовали мировые гении А. Данте, Х. Босх, П. Брейгель, Джорджоне, А. Дюрер, Ф. Бэкон и Томмазо Компанелла в своем знаменитом «Городе солнца».
Оккультные знания использовали для создания своего мистического ордена розенкрейцеры, которые утверждали, что могут улучшить жизнь человечества с помощью магии и алхимии. Оккультные идеи использовали масоны и медиумы в сеансах ясновидения и спиритизма.
Развитие естественных наук выбило из-под оккультистов их мистический фундамент, на котором в начале XX века попыталась связать мистику с наукой Е. Блаватская.
Существованию оккультизма в наше время способствуют в период социальных кризисов форматирование жизни, отчуждение между людьми, разочарование в традиционных ценностях и низкий уровень культуры населения.
Проявлениями оккультизма являются демонизм, сатанизм, чертовщина, в которых присутствуют культ Дьявола, Сатаны, Вельзевула, Люцифера и черта.
Мистика, от греческого mystikos, посвященный в таинство, – древнейшее учение об общении человека с таинственными и сверхъестественными силами, духами. Это учения выражается не как понятия, а как символы, которые невозможно передать словами.
Мистика использовала психотехнику аскетизма и ритуалы, вводящие в шок и транс.
Корни мистики уходят в далекое прошлое, в том числе в брахманизм и буддизм. Самый древний памятник мистической философии – Упанишады и Веды, в которых рассказывается о вхождении индивидуума в мировую душу. Мистические учения присутствуют в трактатах китайского философа Лад-дзы, греков Гераклита, Пифагора, Платона, Плотина, Дионисия Ареопагита, Исаака Сирина, они использованы в суфизме, исихазме, теософии: ее активно изучал александрийский философ Ориген (185–254), сначала догматик, затем еретик.
Великим мистическим учением называли каббалу, связывающую написанное слово с его смыслом.
Мистику изучали в греческом Афоне, где были составлены особые сборники «Добротолюбие», и в средневековой Европе, во францисканском ордене и школе мейстера Эккерта.
Живший во втором веке основатель йоги индийский философ Патанджали также разрабатывал мистические идеи.
Хорошо разбиравшийся в мистике и оккультизме знаменитый немецкий врач и философ Теофраст Парацельс (1493–1541) основал «опытную медицину», в которой объяснял, что болезни возникают из-за нарушения гармонии человека и космоса, природы. Он искал для лечения «чистые вещества, лекарства, восстанавливающие мировую гармонию». Парацельс учил, что единственный объект знания – природа, а главная мировая наука – медицина. Он говорил, что цель алхимии – не изготовление золота с помощью философского камня, а изготовление лекарств, которые успешно делал сам, правда, всегда с мистическим налетом, так любимым в средневековье.
Мистиками были Я. Беме и В. Соловьев, это учение широко использовали фашисты и нацисты в своей «расовой теории».
Мистика выражалась в виде различных психофизических упражнений, сочетаниях слов, повторяемых много раз подряд восклицаниях, определенных позах, медитации, бешеных плясках, регуляции дыхания. Идеологи и практики мистики называли ее «явлениями и действиями, особым образом связывающими человека с таинственными силами в пространстве и времени». Они делили мистику на переплетенные между собой опытную и деятельную, реальную.
Опытная мистика состояла из прорицательной, включавшей в себя ясновидение, таинство оракулов, астрологию и гадания.
Деятельная мистика действовала на расстоянии, властным внушением останавливала жизненные процессы, материализовывала дух и дематериализовывала тело. В ее состав входили магия, волшебство и чародейство, некромантия, теургия и спиритизм.
Христианские теологи разделяли реальную мистику на божественную, естественную и демоническую.
Многие видные ученые признавали за мистикой реальную основу и называли ее «религиозно-философским познанием человека и божества».
Для доказательства существования мистики ее адепты использовали галлюцинации и иллюзии.
Галлюцинация – обман чувств человека в болезненном состоянии. Человек принимает отсутствующие во внешнем мире явления как действительные, видит предметы там, где их нет, слышит звуки, которых нет.
Галлюцинации бывают зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные.
Галлюцинация отличается от иллюзии, когда человек неправильно воспринимает реальные события, настоящее, например, стук в дверь – как гром.
Каббала, с еврейского – получение, предание, – мистическое учение в иудаизме. Существовала с глубокой древности, когда, по легенде, была изложена патриархом Авраамом. Сохранилась в устном предании, передавалась из уст в уста и впервые была записана в средние века.
Каббала состояла из умозрительной, в которую входили тесно переплетенные между собой космогония и философия, и прикладной.
Каббала трактовала Библию как мир символов, к которым относила первые десять цифр и двадцать две буквы еврейского алфавита, называемые «пути премудрости». С XIII века она широко распространилась среди евреев Испании и Прованса, с помощью каббалы боровшихся с арабской философской идеей в Андалусии. Ее главным историческим памятником стала «Зогор» – «Книга сияния», трактующая учение Авраама и написанная на арамейском языке в конце XIII века в Кастилии.
Каббалисты считали, что Бог неопределим, беспределен и беспредметен, Эн-соф, при этом он везде и всюду, в тех предметах, где его сущность. Для них не было ничего вне Бога.
Умозрительная каббала учила, что Бог выразил свое отношение к миру тремя глаголами – творить, создавать, делать, и образовал три мира – мир творения, творческих идей и чистых духом, мир создания из душ и живых существ и наш физический мир делания и материальных явлений. Все три мира в виде концентрических кругов как бы включены друг в друга. Человек через нижний мир и ангелов в верхних мирах соединяется с божеством и борется с появляющимися из пустоты нечистыми духами и бесами.
Человеческие души в трех мирах призваны к совершенству и очищению, но с помощью перевоплощения, чему способствовала прикладная каббала, связанная с умозрительной через мистический смысл букв. Символы, или буквы, можно переставлять, менять местами, образовывать из одних слов другие. Благодаря этому прикладная каббала пыталась угадывать сокровенное и предсказывать будущее.
Главными авторитетами практической каббалы были Исаак Лурия Ари-Лев (1534–1572), Агриппа, Мирандола, Парацельс, которые на основе каббалы и христианских догматов пытались создать универсальную религию цивилизации.
Магия, magia, с латинского – колдовство, чародейство, волшебство, с помощью которого маги пытались заставить служить себе людей и природу, используя определенные слова-заклинания, действия, эликсиры, зелья и талисманы; могла быть черной и белой.
С древнейших времен существовали магические заговоры и обряды на начало сева, уборки урожая, вызова дождя в засуху, на порчу и сглаз. Большое распространение магия получила в Средневековье, когда множество людей в разных странах интересовались тайным искусством совершать чудеса с помощью сверхъестественных сил. Многие маги были хорошо знакомы с законами природы, что позволяло им производить сильное впечатление на малообразованных людей.
В XVII веке выдающимися магами считали графа Сен-Жермена и Калиостро. Умерший в 1784 году граф Сен-Жермен, живший в России и Европе, утверждал, что родился в XVI веке, но на самом деле являлся международным великосветским авантюристом, шарлатаном и шпионом, чему способствовали великолепная память и знания в алхимии. Джузеппе Бальзамо Калиостро (1743–1795) был сыном итальянского купца и авантюристом, много лет в разных странах, в том числе в России, выдавал себя за алхимика, чародея, аристократа, пользовался большим успехом во дворах Европы и умер в тюрьме инквизиции.
Астрология, от astron – светило, logos – знание, – древнее мнимое учение, основанное на вере в то, что по движению планет и их положению среди созвездий можно предсказать будущее народов, судьбы людей, результат предпринимаемых действий, в том числе сражений, и погоду.
С древних времен люди связывали явления природы, от которых зависела их жизнь, смену дня, ночи, времен года, разливы рек с движением и положением планет и звезд, которые обожествлялись и наделялись личной волей. Астрология, занимавшаяся сверхъестественным влиянием небесных светил на жизнь людей, активно развивалась в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае, Индии, Греции, Риме.