Законодательное собрание провинции Синд (за исключением европейских жителей) будет решать присоединиться к существующему Учредительному собранию или к Новому Учредительному собранию.
Для того, чтобы решить будущее Северо-Западной пограничной провинции, будет предложен референдум. Коллегия выборщиков для проведения референдума должна быть такой же, как коллегия выборщиков в провинциальном законодательном собрании в 1946 году.
Белуджистану также предоставлена возможность высказать своё мнение по этому вопросу.
Если Бенгалия примет решение в пользу раздела, референдум должен состояться в округе Силхет. Ассаму предложено остаться в составе Индии или войти в состав Восточной Бенгалии.
Создание Пакистана
Британский парламент принял Закон о Независимости Индии 18 июля 1947 года. Созданы два государственных образования: Индийский Союз и Пакистан. Также предусматривалось полное прекращение британского контроля над Индией 15 августа 1947 года.
Мусульмане субконтинента, наконец, достигли своей цели и получили независимое государство, но только после долгой и беспощадной борьбы под целеустремлённым руководством Мухаммада Джинны.
И поскольку лучше всего историю той или иной страны изучать в разрезе жизни и деятельности ее руководителей то я далее и хочу вам предложить для рассмотрения подробную биографию М. Джины!
Справка: Мухаммад Али Джинна 25 декабря 1876 – 11 сентября 1948) – мусульманский политик, который почитается в Пакистане в качестве отца-основателя национальной государственности. Один из инициаторов и самых активных участников раздела Британской Индии.
Родился в Карачи (Бомбейское президентство Британской Индии), при рождении получил имя Мохамедали Джиннабхай.
Его отец был преуспевающим купцом из народности гуджарат, принадлежал к семье ткачей из деревни Панели княжества Гондал; мать также происходила из деревни Панели. Его отец и мать, поженившись, переехали в Карачи примерно в 1875 году, когда после открытия Суэцкого канала в 1869 году город стал переживать экономический бум. Джинна был вторым ребёнком в семье, всего у него было три брата и три сестры. В Карачи Джинна посещал медресе и школу при христианской миссии.
В 1892 году сэр Фредерик Лей Крофт, который был деловым партнёром отца Джинны, предложил отправить мальчика на учёбу в Лондон в качестве подмастерья его фирмы.
Джинна согласился несмотря на протесты матери, которая вынудила его перед отъездом жениться на девочке из её родной деревни Панели; и мать Джинны, и его первая жена умерли, пока он находился в Великобритании. В Лондоне Джинна, нарушив волю отца, учёбе в фирме предпочёл получение профессии адвоката в Линкольнс-инн[en]. В этот период он сократил своё имя до «Мохаммед Али Джинна».
Во время учёбы в Великобритании Джинна проникся идеями классического английского либерализма и стал поклонником таких индийских политических лидеров, как Дадабхай Наороджи (ставшего незадолго до прибытия Джинны первым членом парламента Великобритании индийского происхождения) и Фирузшах Мехта[en]. Пребывание в Лондоне также повлияло на привычки Джинны: он сменил традиционную одежду на европейское платье.
Вернувшись в Карачи, Джинна затем переехал в Бомбей и уже в 20-летнем возрасте открыл адвокатскую практику, став единственным адвокатом-мусульманином в городе. В 1900 году П. Х. Дастур временно оставил пост магистрата Бомбейского президентства, и Джинна временно занял его место, а после шестимесячного испытательного срока получил предложение остаться в этой должности на постоянной основе с зарплатой 1.500 рупий в месяц.
Джинна вежливо отклонил предложение, сказав, что планирует зарабатывать по 1.500 рупий в день. Джинна приобрёл большую известность как адвокат в 1907 году, благодаря т. н. «Делу о фракции»: предполагалось, что во время муниципальных выборов в Бомбее голоса индийцев были сфальсифицированы фракцией европейцев, чтобы не допустить вхождения в совет Фирузшаха Мехты.
Джинна заслужил уважение в профессиональных кругах, взявшись защищать Фирузшаха, который сам был видным юристом; хотя он и не выиграл дело, но стал известен своими познаниями в законодательстве и умением рассуждать логически
Несмотря на то, что Джинна изначально был против раздельных выборов для мусульман и индуистов, в 1909 году он воспользовался этой возможностью для того, чтобы занять свою первую выборную должность как представителя бомбейской мусульманской общины в Имперском законодательном совете.
Он оказался компромиссным кандидатом, когда два более старых и известных мусульманских лидера, претендовавших на этот пост, не смогли одолеть друг друга. Совет из 60 членов, образованный в результате реформ Минто, рекомендовал вице-королю законодательные акты; голосовать в нём могли только занимавшие официальные посты, поэтому Джинна оказался членом совета без права голоса.
Джинна использовал свой богатый юридический опыт для представления в 1911 году Акта об обосновании вакхов, который дал законную основу с точки зрения британского права для мусульманских религиозных фондов. Через два года этот акт прошёл через Совет и был введён в действие вице-королём – первый акт, разработанный членами Совета без права голоса. Джинна также был назначен в состав комитета, который помог создать Индийскую военную академию в Дехрадуне
В декабре 1912 года Джинна участвовал в ежегодном собрании Мусульманской лиги, хотя и не был её членом. Он вступил в Лигу в следующем году, оставаясь при этом членом Индийского национального конгресса и подчёркивая, что членство в Лиге идёт лишь на втором месте после «великого национального дела» освобождения Индии. В апреле 1913 года он вместе с индуистом Гокхале отправился в Великобританию, чтобы встретиться с официальными лицами в качестве представителей Конгресса.
В 1914 году Джинна возглавил другую направленную в Лондон делегацию представителей Конгресса, однако в связи с началом Первой мировой войны официальные лица не проявляли особого интереса к вопросам реформ в Индии. В январе 1915 года Джинна вернулся в Индию.
В 1915 году скончались Мехта и Гокхале, а Наороджи остался в Лондоне (где и умер в 1917 году), в результате чего умеренная фракция Индийского национального конгресса, к которой принадлежал Джинна, оказалась сильно ослабленной. Джинна попытался объединить Конгресс и Лигу и, став председателем Лиги, способствовал подписанию в 1916 году Лакхнауского пакта, установившего пропорции представительства мусульман и индуистов в различных провинциях. Как и прочие «умеренные», Джинна в годы войны поддерживал Великобританию, надеясь, что в награду индийцы получат после войны политическую свободу.
Вместе с Анни Безант и Тилаком Джинна сыграл важную роль в создании в 1916 году Всеиндийской лиги гомруля требовавшей для Индии самоуправления, подобного тому, которое существовало в Канаде, Австралии и Новой Зеландии
В 1918 году Джинна женился во второй раз – на Раттанбай Петит, дочери текстильного магната Диншоу Петита, которая была на 24 года младше Джинны.
Этой свадьбе противилась как семья Раттанбай, так и вся парсская община, а также некоторые из мусульманских лидеров.
Раттанбай порвала со своей семьёй и приняла ислам, формально приняв имя «Марьям Джинна» (хотя никогда им не пользовалась).
Пара поселилась в Бомбее, и часто ездила по Индии и Европе. 15 августа 1919 года у них родилась дочь Дина Вадья.
В начале 1920-х Джинна посвящал основное время адвокатской практике, но продолжал принимать участие в политической жизни.
В сентябре 1923 года он был избран от мусульман Бомбея в состав Центральной законодательной ассамблеи.
Будучи парламентарием, он показал высокое искусство, сумев наладить сотрудничество индийцев из Ассамблеи с партией свараджа, и продолжал требовать создания ответственного перед Ассамблеей правительства Индии.
В 1925 году в знак признательности его заслуг ушедший с поста вице-короля лорд Рединг предложил ему рыцарское звание, но тот отказался, сказав: «Я предпочитаю быть просто господином Джинна».
В 1927 году правительство Стэнли Болдуина предприняло пересмотр политики в отношении Индии, определяемой к тому моменту Актом 1919 года.
В марте 1928 года назначенная кабинетом Комиссия Саймона[en] прибыла в Индию, где была встречена бойкотом со стороны индийских лидеров – как индуистов, так и мусульман, недовольных тем, что британская сторона отказалась включить в комиссию индийских представителей. На состоявшейся в декабре 1927 – январе 1928 сессии Мусульманской Лиги Джинна, подтверждённый в качестве постоянного президента Лиги, заявил: «Великобритания объявила конституционную войну».
В 1928 году Государственный секретарь по делам Индии лорд Бёркенхед предложил индийцам выдвинуть собственные версии конституционного устройства Индии.
Индийский национальный конгресс создал комиссию под руководством Мотилала Неру, которая предложила создать избирательные округа по географическому принципу, полагая, что такая система выборов поможет сблизить общины между собой.
Джинна потребовал выделения квот для мусульман в законодательных и исполнительных органах власти, и переговоры между двумя партиями зашли в тупик
Акт о правительстве Индии 1935 года дал довольно большие полномочия провинциям по сравнению со слабым центральным правительством в Нью-Дели. Лига согласилась с предложенной схемой политической жизни, однако Конгресс сумел гораздо лучше подготовиться к провинциальным выборам 1937 года, и Лига не сумела завоевать большинства даже среди мест, предоставленных мусульманам в тех провинциях, где мусульмане составляли большинство населения.
Эти выборы оказали большое влияние на Джинну: он думал, что раздельное голосование по конфессиональному признаку поможет защитить права мусульман в объединённой Индии, но оказалось, что избиратели-мусульмане не способны объединиться.
В последующие два года Джинна работал над укреплением авторитета Лиги, а внутреннюю структуру Лиги перестраивал наподобие структуры Индийского национального конгресса.
В конце 1930-х годов Джинна стал прислушиваться к идеям видного философа Мухаммада Икбала, призывавшего к созданию отдельного государства для индийских мусульман. Тем временем проиндуистские правительства, оказавшиеся у власти в провинциях, продемонстрировали неспособность учитывать нужды и требования мусульманских меньшинств, чем усилили авторитет Мусульманской лиги и стремление индийских мусульман к обособлению от индуистов
3 сентября 1939 года премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен объявил войну Германии. На следующий день вице-король Индии лорд Линлитгоу (англ.) без консультации с политическими лидерами Индии заявил, что Индия поддерживает Великобританию в её войне, что вызвало широкие протесты по всей Индии.
После встреч с Джинной и Ганди Линлитгоу заявил, что все переговоры о самоуправлении откладываются до конца войны.
14 сентября Индийский национальный конгресс потребовал немедленной независимости для Индии, а когда это требование было отклонено, то 10 ноября правительства восьми провинций ушли в отставку, и их губернаторы до конца войны управляли на основе собственных декретов. Джинна продемонстрировал больше намерений сотрудничать с Великобританией, и британская сторона взамен признала его и Лигу полноправными представителями индийских мусульман. Несмотря на то, что Лига не поддерживала активно британские военные усилия, она и не препятствовала им.
После того, как наметилось некоторое сотрудничество между британцами и индийцами-мусульманами, вице-король попросил Джинну сообщить позицию Мусульманской лиги по вопросу самоуправления, полагая, что она будет сильно отличаться от позиции Конгресса.
Чтобы выработать эту позицию, Рабочий комитет Лиги организовал в феврале 1940 года четырёхдневную встречу, на которой поручил подкомитету по вопросам конституции подготовить предложения, результатом которых было бы создание «независимых доминионов, находящихся в непосредственных отношениях с Великобританией», в которых мусульмане доминировали бы. 6 февраля Джинна проинформировал вице-короля, что Мусульманская лига будет требовать раздела, а не федерации, предполагавшейся Актом 1935 года.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги