В Индии коров почитают священными животными. Они дают основные продукты питания: молоко, сметану, масло, кефир, творог, сыворотку. Всей своей сущностью они приносят только благо. И даже отходы идут на пользу как удобрение или топливо. А ведь коровы не требуют ничего, кроме корма. Они не подвержены ни жестокости, ни гневу, ни мстительности, не одержимы пороком вожделения. Они неприхотливы, бесхитростны, дружелюбны, уживчивы и даже сострадательны.
Так и праведный человек. Добродетельные качества приносят только благо, подпитывают ум и душу, служат примером для окружающих.
Что будет, если тигр заберется в коровник? Загрызет животных.
Что будет, если один «тигр» порока закрадется в душу человека и проявится в его поступках? Загрязнятся все добродетельные качества.
Из телевизионных передач, из газет и журналов, из кинофильмов и низкопробной литературы, из рекламных щитов на улицах и даже из сотового телефона – отовсюду нескончаемым потоком льется ливень искушающей, сбивающей с толку информации, водопад соблазнов. И порой трудно устоять, выдержать этот вселенский натиск, это нещадное давление. Молодых людей буквально принуждают быть обывателями, покупателями и потребителями. И они, забывая о своей духовной сущности, думают, что главная цель жизни состоит в удовлетворении своих потребностей. И зачастую возникает у парней и девушек склонность к разным авантюрам, эгоизм одерживает верх, возникает групповой фанатизм, проступают негативные черты неокрепшего характера.
Чтобы устоять, требуются самообладание, самоанализ и недюжинная воля. Именно поэтому в нашей методике уделяется так много внимания привитию навыков жесткого самоконтроля. Повседневная духовная практика совершается, чтобы держать себя на привязи добропорядочности, чтобы победить внутренних своих врагов: похоть, гнев, воровство, жадность, ложь, зависть, самомнение и ненависть, отрицание веры. Стоит чуточку ослабить волю – эти хищные коварные птицы садятся на древо жизни человека, свивают гнезда и загрязняют его душу, начинают руководить им, вести его за собой, пододвигая к пропасти. Человек должен разорвать эти путы, отбросить их и направить свои усилия на постижение своего предназначения, своей миссии в жизни. Для продвижения вперед пловцу необходимо отталкивать воду назад. Точно также следует отталкивать от себя плохие мысли, привычки, дела и побуждения. Готовность к пожертвованиям – прекрасное качество. Замечательно, когда человек делится с другими материальным достатком. Но самое главное пожертвование – это жертва своими негативными желаниями, нехорошими чертами.
Т. А. Укоренённость и даже растворённость духовной практики в повседневности, в бытовых реалиях – особенность воспитательного процесса ОСОЦ. Мужской учебный комплекс в Мудденахалли (Южная Индия) показателен не только в этом плане, а ещё и тем, что его строения вписаны в окружающую среду, органично слиты с природой. Живописнейшее место напоминает район Пятигорья, между Машуком и Бештау, или Железноводск – на Северном Кавказе, на моей родине. От ворот дорога идет вверх под небольшим углом. Слева – здание приема посетителей. Справа – бытовые сооружения, чуть дальше коровник, своя ферма, своё молоко. Возвышенная площадка для общего сбора учащихся и проведения массовых мероприятий под открытым небом. Здесь же старшеклассники сдают государственные экзамены по определенным дисциплинам. Сбоку – столовая. Дальше – огромный зал медитаций для младших классов. Начальная школа. На том же уровне спортивные площадки, где можно играть в футбол, волейбол, баскетбол, бейсбол, теннис… Вблизи – птицеферма, крольчатник. Следующий уровень – учебный корпус колледжа. Второй зал медитаций – для средних классов. Через дорогу общежитие. Здание университета. Ещё выше – зал медитаций для старшеклассников и студентов. Необычно красивое здание в форме эллипса. Позади него – площадка для стирки, специальная платформа со множеством водопроводных кранов.
Многоуровневая территория как бы символизирует этапы, которые учащийся должен пройти в своём познавательном восхождении. И всё как бы взаимосвязано, слитно, в единстве друг с другом и природой. Венчает территорию гора, куда надо подняться по спирали. На вершине – бесподобное сооружение, баджан-холл, зал духовных песнопений. Устремлённая ввысь башня, сливающаяся с небом, издалека видна отовсюду. В контуре строения угадываются мировые символы: поза лотоса, треугольник, лингам, крест, образующийся пересечением вертикальной башни с горизонтальной восьмиугольной плоскостью крыши, другие знаки…
Виктор Беззабава (в народе Виктор Баба), спонсор и координатор строительства школы в Путтапарти, двойное гражданство США и Австралии. Высшие учебные заведения обычно расположены в столичных или многомиллионных городах, где трудно и дорого жить. Такие города – средоточие соблазнов, пороков, преступности, проституции, наркомании. За годы учёбы молодой человек отвыкает от сельского труда и быта, набирается городских привычек, а нередко и плохих наклонностей, отчуждается от родных и близких и остается в городе, зачастую работая не по специальности. Образовательная система Саи Бабы устраняет эти проблемы. В глубинке во многих сёлах нет водопровода, электричества, нормальных дорог. Бедняки не имеют возможности дать образование своим детям. Именно для них, для неимущих сельчан и созданы Саи Бабой учебные городки в сельской местности. Высшее образование само приходит в село… Мужской колледж в Мудденахалли, женский колледж в Анантапуре, другие учебные заведения – это подразделения университета Саи Бабы в Путтапарти, одного из ведущих в стране. Ему присвоен статус государственного. Условия учебы и жизни лучше, чем в больших городах – Дели или Бангалоре. Вместе с тем здесь привычная среда обитания, учащиеся находятся недалеко от дома. Школа, колледж, университет. Все уровни образования – на дому.
Т. А. Неизбежно возникает вопрос о качестве «сельского» или «домашнего» высшего образования, о цене такого диплома.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги