И по многим несогласии, того ж дня избрали царем царевича Петра Алексеевича. И в Крестовой (палате), и у Спаса начали крест целовати, также и в Соборе и на площади шляхетству и народу, и на Красном крыльце гвардии (стрельцы) стоящей того дня…»
По обычаю до его совершеннолетия правительницей становилась мать малолетнего государя, вдова-царица Наталия Кирилловна. Московские стрельцы в тот день спокойно присягнули на верность новому самодержцу «всея Руси». Наталья Кирилловна с сыном покинула «вдовью горенку» и перебралась в хорошо знакомые ей царские палаты. Первым делом правительницы стал вызов в Москву из ссылки А.С. Матвеева, который «мог поправить крайне опасное состояние умов в разнузданном (стрелецком) войске при общем безначалии». Ему было предписано «ехать как можно скорее».
Казалось бы, процедура возведения на отцовский престол малолетнего Петра Романова была проста и лишена тайной дипломатии, по крайней мере долгой. И что Милославские уступили Нарышкиным шапку Мономаха без борьбы. В действительности же все смотрится совсем не так, о чем и будет рассказано ниже.
Правил Русским царством Петр Алексеевич в одиночестве всего лишь месяц. Большего срока единовластного правления ему, царевичу из рода Нарышкиных, влиятельные Милославские не позволили. У них была своя кандидатура на престол Русского царства. И вполне законная в лице царевича Ивана Алексеевича…
Что представляла собой евразийская Московская держава на год венчания Петра Алексеевича на царство? Вопрос не праздный, поскольку он болью станет отдаваться в сердце Петра I, когда тот возьмет бразды правления в собственные руки, пройдя через испытания борьбы с сестрой царевной Софьей и стрелецких бунтов. Можно привести такие цифры.
В XVII веке (оценочно) в тогдашнем Московском царстве проживало 14 миллионов человек, во Франции – 15, во всех немецких государствах – 20, в Испании – 10, Англии и Швеции – по 3, в Голландии – 1,2 миллиона человек. То есть Русское царство отличалось многолюдством, а еще больше – своей обширностью, которая в Европе угадывалась довольно смутно. Это и пугало неизвестностью тогдашние континентальные столицы.
Но при такой численности населения Московия давала менее одного процента европейского производства железа, внешняя торговля едва теплилась. В ее городах проживало всего лишь 2,5 процента населения страны, тогда как доля городского населения в экономически развитых странах европейского континента составляла 20–25 процентов.
Какой видели Московию в Европе в самом начале царствования Петра I Великого? Прославленный французский дипломат герцог Сюлли оставил после себя мемуары, в которых есть упоминание и о России той эпохи: «Я не говорю о Московии или Руси Великой. Эти огромные земли, имеющие не менее 600 лье в длину и 400 лье в ширину, населены в значительной части идолопоклонниками, в меньшей части – раскольниками, как греки или армяне, и при этом множество суевериев и обычаев почти полностью отличают их от нас.
Помимо этого русские принадлежат Азии столько же, сколько и Европе, и их следует рассматривать как народ варварский, относить к странам, подобным Турции, хотя уже пятьсот лет они стоят в ряду христианских государств».
Таково, говоря словами герцога Сюлли, было понимание Европой изначальной сущности Русского царства. Тот же французский дипломат так говорит о возможном месте России в европейском сообществе: «Если великий князь Московский или царь русский, которого считают князем скифским, откажется вступить в это объединение (систему государств Европы. – А.Ш.), когда ему будет сделано соответствующее предложение, то с ним следует обращаться как с турецким султаном, лишить его владений в Европе и отбросить в Азию».
Европа предрекала Московии, скажем прямо, незавидную в истории континента судьбу. Герцог Сюлли был далеко не одинок в таких суждениях. Кто знает, что уготовила бы судьба Российской державе, стоявшей на границах Европы и Азии, не появись на ее престоле один из самых великих реформаторов в мировой истории в лице Петра I Алексеевича Великого из царствующей династии Романовых.
Глава 2
Стрелецкий бунт. Троецарствие. Жизнь в Преображенском. Царствование Иоанна и Петра. «Потешные» полки. Царевна Софья. Немецкая слобода. Воинские утехи. Кожуховский поход
Со смертью третьего Романова – обладателя шапки Мономаха на российском престоле возник династический кризис, грозивший государству большими потрясениями. Как внутренними, так и внешними. Ясного и точно сформулированного закона о престолонаследии тогда не существовало. Претендентов же на престол законных по мужской линии было двое – 16-летний царевич Иван и 10-летний царевич Петр.
Но ни тот, ни другой не были способны управлять царством. Первый в силу видимой слабости здоровья и по умственному развитию. Второй – по малолетству. Хотя уже разительно отличался от старшего брата сильными чертами характера: настойчивостью, упрямством, сообразительностью, смекалкой и любознательностью, не жалуясь при этом на здоровье.
За каждым из царевичей стояли могущественные боярские роды – Милославские и Нарышкины, каждый со своими сторонниками. И те и другие были готовы к самой решительной, бескомпромиссной борьбе за высшую власть. Они прекрасно понимали, что в противном случае их ждет бесчестие, ссылки, заточение, лишение поместий и, вполне возможно, жизни. Причем речь шла не об отдельных личностях, а о двух многочисленных семействах, немало лет соперничавших между собой при царском дворе.
Смерть царя Федора Алексеевича сделала положение Милославских более затруднительным, чем Нарышкиных. Они уже не имели сколько-нибудь сильных и решительных личностей, способных умело действовать в той непростой династической ситуации. Все же такой лидер у них нашелся – царевна Софья Алексеевна, шестая дочь Тишайшего от Марии Милославской.
Она резко выделялась среди других царевен. Родившись в 1657 году, Софья затворницей просидела до двадцати лет в царском тереме. Обычный путь оттуда царевнам лежал в престижный женский монастырь. Софья же сама выбрала себе иной путь, решившись бороться за «царство», хотя в конечном итоге оказалась в положении проигравшей.
В юности она стала прилежной и способной ученицей знаменитого Симеона Полоцкого, обучавшего царских детей. В ее сильном характере переплетались старозаветные и вполне современные черты женщины своего времени. С одной стороны, Софья читала толстые церковные книги, обожала жития святых, много общалась с юродивыми и старицами, во множестве кормившихся при царском дворе. С другой стороны, царевна, обладая любознательностью и острым умом, хорошо писала, сочиняла стихи, была знакома с латынью и свободно владела польским языком.
Историк Н.М. Карамзин через полторы сотни лет писал, отзываясь о литературных трудах (!) русской царевны, схватившейся за власть с Петром Великим, следующее: «Софья занималась и литературой, писала трагедии и сама играла их в кругу приближенных. Мы читали в рукописи одну из ее драм и думаем, что царевна могла бы сравниться с лучшими писательницами всех времен».
Но для борьбы за власть на Руси от характера царевны требовались иные черты личности. Сам Петр I Алексеевич так отзывался о своей жаждущей высшей власти старшей сестре: «Жаль, что при великом уме своем имеет она великую злость и коварство…»
Петр I был не одинок в подобных отзывах современников. Его дипломат Андрей Матвеев, родной сын Артамона Матвеева, отзывался о царевне Софье весьма нелестно, обличая ее «высокоумие, хитрость, зависть, сластолюбие и любочестие». Книгохранитель Московского печатного двора Сильвестр Медведев называл ее «больше мужского ума исполненная дева».
Более правдивую характеристику царевне Софье для ее времени мог дать, пожалуй, только посторонний человек. Таковым оказался француз Невиль, оказавшийся в Москве под видом польского посланника. Он отозвался о царской дочери так: «Эта принцесса с честолюбием и жаждой властолюбия, нетерпеливая, пылкая, увлекающаяся, с твердостью и храбростью соединяла ум обширный и предприимчивый».
Царевна не отличалась внешней красотой, была тучна, круглолица, обладала, в отличие от ее братьев по матери, крепким здоровьем. Хотя при отцовском дворе соблюдались порядки и обычаи Домостроя, девица Софья открыто завела себе фаворита в лице женатого князя Василия Васильевича Голицына. Она прочила ему завидную судьбу.
В борьбе за власть у царевны Софьи Алексеевны нашлось немного деятельных сторонников. Среди них выделялся лишь князь Иван Андреевич Хованский из рода Гедиминовичей, опора раскольников при царском дворе. Он оказался у Софьи тем преданным человеком, который был готов исполнить ее самые щекотливые поручения.
Московский люд прозвал его за «шумную» деятельность и умение говорить «красное слово» Тараруем. В русской столице имя князя было у всех «на слуху», что свидетельствовало о личной популярности среди горожан этого знатного человека. Ко всему прочему, Хованский-старший породнился с Милославскими, женив своего среднего сына Андрея на сестре Софьи Екатерине Алексеевне.
И во главе лагеря противников Милославских оказалась женщина, мать малолетнего Петра Алексеевича – Наталья Нарышкина. По свидетельству друга ее сына князя Бориса Куракина, вдовая царица была женщиной «доброго темпераменту, токмо не была ни прилежная и не искусная в делах и ума легкого». То есть в истории она не смотрится такой сильной личностью, какой являлась царевна Софья. Но ее и сына поддерживали образованные и способные люди – Артамон Матвеев, Иван Языков, Апраксин, высшие духовные лица.
Когда царь Алексей Тишайший ушел из жизни, Нарышкины и их сторонники обратились к патриарху Иоакиму с предложением обратиться к народу с Красного крыльца Кремлевского дворца с вопросом: «Кому быть царем всея Руси? Царевичу Ивану или царевичу Петру?»
В той непростой ситуации это был, пожалуй, самый верный шаг к разрешению вопроса о престолонаследии. Патриарх, не питавший особых симпатий к Милославским, так и поступил, обратившись к огромной толпе москвичей, толпившихся в Кремле у царского дворца по печальному случаю. Народ в ответ на обращение патриарха достаточно единодушно прокричал: «Петра! Петра! Петра!..»
Так десятилетний Петр I Алексеевич Романов был провозглашен российским самодержцем, царем, обладателем шапки Мономаха. Но перед тем как многотысячная толпа московского люда «выкрикнула Петра на царство», вопрос о престолонаследии был решен на совещании Земского собора, на котором присутствовали члены Боярской думы и патриарх, предложивший избрать на царство кого-либо из двух братьев.
Автор «Гистории о царе Петре Алексеевиче» князь Б.И. Куракин, по близким и свежим воспоминаниям участников того события, пишет следующее: «…Стало быть несогласие, как в боярех, так и площадных: один одного, а другие другова. И по многом несогласии избрали царем царевича Петра Алексеевича».
Об ожесточенности споров на самом высоком уровне свидетельствует такой факт. Приверженцы Петра – князья Борис и Иван Алексеевичи Голицыны и князья Долгорукие, отправляясь в Кремлевский дворец по случаю кончины царя Федора Алексеевича, надели под платье панцыри. Они опасались, что спор с Милославскими дойдет до ножей.
…Казалось бы, все становилось на свои места. Вдовая царица Наталья Кирилловна становилась опекуншей севшего на престол малолетнего сына и временной правительницей государства. Боярин Артамон Матвеев, как и при царе Федоре Алексеевиче, становился первым человеком в правительствующей Боярской думе.
Нарышкины сразу же возвышались, а Милославских ждала неизбежная опала. Если не всех, то многих. Царевне Софье, пусть и не сразу, оставался один-единственный традиционный путь – в монастырь, скорее всего в столичный Новодевичий. Разумеется, там ее ожидала судьба не родовой монахини, но все равно затворницы, лишенной светского образа жизни. Но тут в дела государственные вмешались московские стрельцы.
Полки нового иноземного строя еще не стали основной массой государственного войска. В 1681 году насчитывалось 55 тысяч стрельцов – московских и городовых. Большая часть их квартировала вдали от столицы. Стрелецкие приказы (полки) являлись огнестрельной пехотой. Лишь один полк – «Стремянной» (или «царский»), небольшой по численности, был конным и имел дополнительно на вооружении саадак – лук со стрелами.
На то время из общего числа стрелецкого войска в Москве числилось 22,5 тысячи человек. Это были привилегированные ратные люди. Они получали (в отличие от городовых стрельцов) за службу довольно регулярно «царское жалованье» деньгами, хлебом, солью и сукном на платье. Имели одинаковое вооружение и одежду, цвет которой различался по полкам (красный, белый, голубой, ярко-зеленый, малиновый). Одевались в нарядный длиннополый подпоясанный кафтан, сафьяновые, большей частью желтые сапоги и бархатную шапку с собольей опушкой.
Каждый из рядовых стрельцов был вооружен пищалью – ручницей, саблей и бердышом, с которого в огневом бою велась стрельба стоя. Через плечо висела белая берендейка – ремень с подвешенными к нему пищальными зарядами. Реально в столице весной 1681 года находилось 19 стрелецких полков численностью в 14 198 человек. Численность полка тогда не превышала сотни человек с огнестрельным оружием.
Прожить на одно жалованье, которое к тому же выплачивалось нерегулярно, московские стрельцы с семьями не могли. Поэтому им разрешалось «царской волей» держать торговые лавки на городском посаде, заниматься ремеслом. Каждая семья имела в стрелецких слободах свою усадьбу с огородом и садом.
Стрельцы, подобно казакам, управлялись «кругом». Но полковых командиров назначали боярские власти. Те часто злоупотребляли начальственным положением над подчиненными: присваивали полковые деньги, заставляли стрельцов работать на себя, строго наказывали неугодных.
Сильное брожение в московских полках началось еще в последние годы жизни царя Алексея Михайловича. За четыре дня до его смерти стрельцы подали ему челобитную с жалобой на своих корыстолюбивых полковников, среди которых особо отличался Семен Грибоедов. Через шесть дней, уже после смерти государя, была подана новая челобитная. В ней говорилось:
«На наших землях, на наши деньги полковники выстроили себе загородные домы; посылают наших жен и детей в свои деревни, чтобы пруды копать, плотины и мельницы строить, дрова рубить; нас самих употребляют на самые тяжелые и грязные работы, побоями принуждают на собственный наш счет покупать себе цветные кафтаны с золотыми нашивками, бархатные шапки и желтые сапоги; государева жалованья нам не выдают и много вычитают из денег и хлебных запасов».
Нарышкины в те тревожные дни, особенно братья царицы, занимались дележом государственных постов. И потому они не желали видеть назревавшего бунта в стрелецких и солдатских выборных полках столичного гарнизона. Это и послужило им самую плохую службу: только-только полученная державная власть уплыла из рук Нарышкиных.
Сложившейся ситуацией умело распорядилась царевна Софья и Милославские. Стрельцы теперь собирались не только на тайные сходки, но и на открытые совещания, обсуждая свои требования и вспоминая про прежние обиды. Московский гарнизон быстро превращался в пороховую бочку.
30 апреля 1682 года вооруженные стрельцы ворвались в Кремль и потребовали от боярской власти выдать им на расправу 16 военных командиров, особенно злоупотреблявших своим положением и восстановивших против себя не только стрелецкие полки, а весь столичный гарнизон.
Царица-регентша и ее ближние люди, растерявшиеся и бессильные против многотысячной толпы вооруженных людей, уступили ее требованиям. Виновных военачальников сняли с занимаемых постов и подвергли публичному наказанию кнутом. Казалось, что напряжение было снято.
Из ссылки был срочно вызван деятельный Артамон Матвеев. Он вместе с боярами – отцом и сыном князьями Долгорукими (главой Стрелецкого приказа и его товарищем, то есть заместителем), не владевшими ситуацией, высказался за применения сыска к бунтовщикам. Стрельцам стали из Кремля грозить силой и наказаниями. Но потушить только начинающее разгораться пламя Стрелецкого бунта не удалось.
Софья и князь Иван Хованский, становившийся среди стрельцов все более популярным человеком, не теряли время даром, стремясь не упустить выгодного момента. Царевна в борьбе за власть открыто сделала ставку на московских стрельцов, что впоследствии ее и погубило.
Стрельцам стали раздавать немалые деньги. В столице заговорили, что Нарышкины хотят истребить всех Милославских, а Москву отдать на прокорм иноземцам. Наконец был пущен слух, что брат царицы Иван Нарышкин «примерял» в Кремлевском дворце царское одеяние. И что в Кремле «тайно задушен добрый и благочестивый царевич Иван».
15 мая стрельцы и солдаты с оружием в руках – пищалями, бердышами и даже пушками, под звуки набата, с барабанным боем и развернутыми знаменами заняли Кремль. Был окружен царский дворец. Восставшие действовали по заранее намеченному плану, взяв столицу фактически в свои руки.
Стрельцы шумно потребовали показать им царевича Ивана. Царица Наталья Кирилловна, патриарх Иоаким и бояре вывели на Красное крыльцо царевича Ивана («тайно задушенного») и царя Петра I. Они были поставлены на всеобщее обозрение. Здесь же была и царевна Софья. Стрельцы кричали государю Петру Алексеевичу: «Свет ты наш!.. Объяви ты нам своего государева брата!.. Жив ли есть или мертв!»
Но успокоить бунтующих стрельцов их видом не удалось. Они потребовали выдать им изменников, имена которых были указаны в списке, составленном кем-то заранее. В нем на первом месте стоял боярин Артамон Матвеев, затем восемь Нарышкиных, начальник Стрелецкого приказа Юрий Долгорукий и его сын Михаил, князь Григорий Ромодановский.
Не получив утвердительного ответа, стрельцы, невзирая на бояр и даже самого патриарха, ворвались в Кремлевский дворец. Они сами стали разыскивать приговоренных ими же к смерти врагов Милославских. Их никто не удерживал: служилые люди, находившиеся во дворце, частью разбежались, частью попрятались.
Жертвами самосуда стали Артамон Матвеев, князья Долгорукие, два брата царицы – Иван (на его выдаче настояла царевна Софья) и Афанасий, еще несколько знатных людей. Они погибли от бердышей и копий, будучи в буквальном смысле растерзаны разъяренной толпой служилых людей.
Весь этот кровавый беспредел творился на глазах 10-летнего Петра, оставшись до конца жизни неизгладимой страницей в его памяти. Очевидцы тех кремлевских сцен не смогли при этом не заметить царственной твердости царя Петра Алексеевича: он не изменился в лице при виде той жестокой расправы, только хмурил брови. Но те майские ужасы врезались в его память неизгладимо, что и скажется впоследствии в его государевых расправах.
В Судном и Холопьем приказах бунтующая толпа уничтожила все кабальные акты. Самым лучшим доказательством продуманности и хорошей организованности Стрелецкого бунта 1682 года стало то, что грабежей и погромов домов «убиенных», людей богатых и знатных, на этот раз не случилось. В других случаях народных волнений, в том числе и в столице, такое случалось почти всегда. Известно, что пострадал (был разграблен) только двор князей Долгоруких.
Стрелецкий бунт продолжался три дня – с 15 по 17 мая. Но всесилие стрельцов в Москве продолжалось до начала осени того года. За это время они получили задержанное за многие годы жалованье. Из Кремля им делали богатые подарки. С их бывших полковников взыскивали, нередко с помощью батогов, удержанные со стрельцов и солдат деньги – опять же, по заранее составленным спискам и возвращали их обиженным.
Государство задолжало стрельцам и солдатам большую часть жалованья, начиная с 1645 года. «Заслуженные деньги» составляли огромную сумму в 240 тысяч рублей. Для того чтобы ее выплатить, приказано было собирать «со всего государства» деньги и серебряную посуду, из которой было «указано делать деньги». Царская казна смотрелась пустой.
Царевна Софья сумела сделать так, что «заслуженные» и «наградные» (по 10 рублей на человека) стрелецким и солдатским полкам выдавала она сама. Это делало ее в глазах военных людей столицы «доброй царевной», на которую можно было положиться.
Московские стрелецкие полки стали именовать «надворной пехотой». В честь их «государственных заслуг» во время событий 15–17 мая на Красной площади соорудили «столп» (каменный столб – обелиск). В отечественную литературу Стрелецкий бунт 1682 года вошел под названием «Хованщина». Стрельцы на политическую власть в стране не претендовали. В ходе тех событий во главе их оказались отец и сын князья Хованские. Они и возглавили, в силу большой личной популярности в столичном гарнизоне, приказы Стрелецкий, Сыскной и Судный.
Нарышкины оказались разгромленными своими противниками Милославскими. Стрельцы продолжали диктовать свою волю кремлевским правителям. 23 мая Боярская дума и Священный собор объявили Ивана V Алексеевича первым царем, а Петра I – вторым царем. Были определены их обязанности: Ивану – править в Московском государстве, Петру – принимать послов и ходить на войну против неприятелей.
Были спешно изготовлены еще одна корона, скипетр и держава. После этого Ивана V и Петра I короновали на царство со всей полагавшейся по такому случаю торжественностью. Так началось совместное царствование Ивана V и Петра I, которое продолжалось 14 лет – до начала 1696 года, до смерти русского царя Ивана V Алексеевича Романова. К слову сказать, младший брат относился к нему с большим уважением и ни в чем не «ущемлял» его прав.
29 мая «партия» Милославских торжествовала новую победу над Нарышкиными. В этот день царевна Софья Алексеевна объявляется правительницей Московского царства при малолетних государях Иване V и Петре I. То есть становится полноправной регентшей. Теперь имя «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны Софьи Алексеевны» стали писать на всех указах вместе с именами обоих царей. Наталья Кирилловна правительницей уже не являлась, «передав» власть регентши своей падчерице.
Главой боярского правительства стал фаворит правительницы князь Василий Голицын. Он возглавил Посольский и ряд соединенных с ним приказов, а также Иноземный и Рейтарский приказы. Фаворит получил титул «дворового воеводы, ближнего боярина, наместника Новгородского, царственной большой печати и великих посольских дел оберегателя».
На этих важнейших государственных постах князь В.В. Голицын удержался до 1689 года. Он содействовал развитию торговли и ремеслам в стране, добился заметного улучшения внешнеполитического положения России, сумел в 1686 году заключить «вечный мир» с Речью Посполитой и не позволил царству ввязаться в военный конфликт на Балтике.
Первые месяцы правления Софьи делали ее власть в столице призрачной: там хозяйничали «буйные» стрельцы во главе с князьями – отцом и сыном Хованскими. Они не изменили своего независимого от Кремля поведения, хотя их и пытались задобрить раздачей денег и обещанием наград.
После майского Стрелецкого бунта активизировались раскольники, которых поддерживали все те же князья Хованские. На их стороне оказались «старые стрельцы Титова полка». Чтобы предупредить открытое «возмущение» раскольников, правительница Софья вместе с патриархом в июне 1682 года разрешила провести в Кремле диспут о вере духовных владык со старцами раскольников во главе с расколоучитилем Никитой Пустосвятом.
На проведении такого духовного состязания настояли московские стрельцы, среди которых оказалось немало раскольников. Спор духовных владык со старцами не привел ни к каким результатам. Через неделю Пустосвята с его ближними учениками схватили и бросили в застенок. Расколоучителя казнили, его учеников-старообрядцев отправили в ссылку, и таким образом религиозная проблема, вставшая перед Кремлем, получила должное разрешение.
Разделавшись с раскольниками, правительница Софья взялась за московских стрельцов. Если раньше для борьбы с Нарышкиными она всецело опиралась на них, то теперь в борьбе со стрелецким самоуправством царевна решила опереться на служилое дворянство. Действовала она на удивление современникам решительно.
19 августа великая государыня правительница Софья Алексеевна вместе с царями Иваном V и Петром I удалилась из столицы сперва в село Коломенское, оттуда в Савво-Сторожевский монастырь, а затем в Троице-Сергиев монастырь. Оттуда по уездам стали расходиться указы о сборе поместного дворянского ополчения под стены богатейшего и влиятельнейшего на Руси монастыря, представлявшего собой сильную каменную крепость.
В Смутное время Троица выдержала сильную осаду тушинцев и «людей польского короля»: те так и не смогли взять монастырь силой оружия. Поэтому место сбора поместного ополчения царевной Софьей и ее советниками было выбрано отнюдь не случайно.
Когда вооруженных дворян «для защиты царей» собралось достаточно много, царевна Софья вызвала из Москвы к себе начальника Стрелецкого приказа князя Ивана Хованского с сыном Андреем. Их схватили по пути и казнили в селе Воздвиженском по обвинению в связях с раскольниками-старообрядцами. В тот же день, 17 сентября (день именин Софьи), головы были отрублены и у 37 сподвижников Хованских. Двух других сыновей князя – Петра и Ивана отправили в ссылку.