Книга Просто о сложном - читать онлайн бесплатно, автор Эдуард Омаров. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Просто о сложном
Просто о сложном
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Просто о сложном

Много лет тому назад, занимаясь научной работой, я исследовал ряд различных факторов, которые обуславливают успешность личной и профессиональной деятельности. Исследования длились более 7 лет. В ходе работы, изучая поведение людей, наряду с другими факторами заинтересовался таким феноменом, как поступок. Вопрос, который меня занимал в то время, звучал так: можно ли по поступкам оценивать направленность личности, ее эффективность, перспективность и деловые качества? Оказалось, можно. И после нахождения всех ответов результаты вылились в научно-прикладную работу, получившую название «Теория поступков Эдуарда Омарова».

Исследования природы различных поступков завели меня в глубины психологии личности. Оказалось, что люди бессознательно считывают информацию о человеке на основе его поступков и делают заключение, которое осознается в виде симпатии или антипатии, желания сотрудничать или, наоборот, избегать, желания встречаться или нет. И все это происходит даже тогда, когда мы специально не наблюдаем за человеком. Наш мозг делает это автоматически.

Как вы понимаете, и в нашем случае научное обоснование результатов деятельности головного мозга, как и во всех других ситуациях, может занять сотни страниц. Хотя это, возможно, для кого-то очень интересно, мы не будем углубляться в нейропсихологию и нейрофизиологию, а ознакомимся только с прикладной частью результатов научной работы.

Каждый из нас ежедневно сознательно или бессознательно принимает решения и совершает сотни и тысячи поступков, сам того не замечая. Начиная с самого утра, когда мы просыпаемся, нам уже нужно принимать решения и совершать действия. И каждый раз перед нами несколько вариантов и множество противоречий. Встать или не встать, надо бы встать, и будильник прозвенел, и не очень хочется, а на работу надо, а что будет, если опоздаю, и тому подобное. Делать зарядку или не делать, будить семью или пусть сами, завтракать легко или основательно и так далее.

Пожалуй, первые решения и поступки с самого утра для многих примерно в этом и заключаются. Вопрос: как мы это делаем?

На работе с коллегами бывают разные ситуации. Иногда нам нужна помощь. И как же мы обращаемся за помощью?

Случается, что помощь нужна кому-то другому; бежим ли мы и как мы бежим ее оказывать?

Наказание или поощрение сотрудника или ребенка: как мы это делаем? Принятие наказания: когда нас наказывают, как мы это принимаем?

Принятие тактического или стратегического решения: как мы это делаем, как мы поступаем?

Поведение в конфликтной ситуации: как мы входим в конфликт, как ведем себя в конфликте и выходим из него? И так далее.

Везде и всегда мы совершаем различного типа поступки. И если обратить внимание на характер поступков, то можно обнаружить, что вариантов не так уж и много. И чем внимательнее будем, тем лучше увидим отличия одних поступков от других. И более того, со временем можем с большой долей вероятности предположить, кто в каких ситуациях какие может совершать поступки.

Эти поступки можно наблюдать как у себя, так и у других. Но чаще всего мы, оценивая поступки других людей, особо не задумываемся о перспективах наших взаимоотношений. И здесь, пожалуй, самое интересное. С каждым наблюдаемым поступком мы все четче внутри себя слышим команды на сближение или наоборот. Эмоционально же увеличивается чувство симпатии или антипатии.

После того как я углубился в разные формы поступков, после длительного анализа было выделено 4 основных типа поступков, которые впоследствии получили следующие названия:

– нулевой поступок;

– псевдопоступок;

– ординарный поступок;

– прорывной поступок.

Нулевой поступок – самый распространенный тип поступков, который совершают большинство людей. Это когда у нас появилась мысль что-то сделать, но она мыслью и осталась. Был призыв, была идея что-то совершить, но не было действия. Коллеги-психологи такие поступки называют ресурсными. Имея в виду, что на такие поступки тратится очень много физических ресурсов. Примеров таких поступков множество. Вот некоторые.

Возможно, кто-то и призывал тебя: «Ура! В атаку! Вперед!» Ты подумал: надо бы вперед, – но продолжал сидеть. Ни внутренний голос не толкнул тебя с места встать, ни внешний.

Перебегает ребенок дорогу в неположенном месте. Порыв души – сделать ему замечание или остановить его, но порыв так и остался порывом. Была мысль что-то сделать, но не было действия.

Сидя на лекции, мысленно решаете: вот сейчас встану и задам вопрос. Лектор уже ушел, обед прошел, настал вечер, а вопроса вербализованного как не было, так и нет. Это тоже нулевой поступок.

Поразмыслите над тем, как много вы таких поступков совершаете. Окажется множество. Хочу отметить: это очень ресурсные, то есть энергетически затратные, поступки. Тот факт, что надо было совершить поступок, а вы его не совершили, заставляет долгое время думать об этом. Многократно прокручивая ситуацию, представлять последствия вашего невмешательства. И это отнимает много сил. Во много раз больше, чем если бы вы прислушались к позыву и совершили поступок.

Задумайтесь: на бездействие мы тратим энергии во много раз больше, чем на само действие. И как же мы можем чувствовать себя после нескольких таких ситуаций в день? Можно представить, как мало остается сил на то, чтобы выполнять ежедневные обязательные функции.

Таких людей можно безошибочно определить вечером в толпе в общественном транспорте и в магазинах. Измученные, раздражительные, без огня в глазах и медленные в движениях. Их усталость, как вы понимаете, вовсе не связана с физической усталостью. Такие люди частенько даже по утрам выглядят как будто не отдыхали с вечера. Бесконечная рефлексия, отнимая жизненную силу, делает их психически неустойчивыми. Как следствие, они становятся раздражительными и выходят из себя очень часто и по всяким мелочам.

А когда такие поступки начинают доминировать в нашем поведении, это становится очевидным и для других и далее влияет на количество людей, желающих иметь с нами дело. Более того, все это ведет к занижению самооценки и к неуверенности в себе.

Псевдопоступок – когда мы совершили действие (внешне, физически, механически, вербально), но внутренне с ним не согласны. Не хотел замечание делать, но сделал; не хотел помогать, но помог; не хотел отдавать, но отдал; не хотелось принимать, но принял. Это поступки, которые мы сделали вынужденно.

Подумайте, как часто вам приходится такие поступки совершать. Обратите внимание, при каких обстоятельствах вы их совершаете. Как долго после этого рефлексируете. Попробуйте оценить возможный ущерб вашему здоровью от таких поступков.

Их, конечно, намного меньше, чем нулевых поступков. Но вы должны знать: это самые ресурсные поступки. На такие поступки мы тратим намного больше энергии, чем на все остальные вместе взятые. Опасность псевдопоступков в том, что они в конечном итоге начинают вредить психическому, а затем физическому здоровью. Длительные переживания от таких поступков начинают наносить вред нашему организму. Так мы можем приобретать психосоматические расстройства (это когда длительные душевные переживания начинают негативно влиять на наше физическое здоровье).

Представляете: вроде не перегружаетесь, не переохлаждаетесь, а различные внутренние органы или конечности начинают страдать, болеть. Ни с того ни с сего вдруг может подняться температура или артериальное давление. Причиной этих психосоматических расстройств в большинстве случаев и являются псевдопоступки.

Ординарный поступок. С точки зрения психологии здесь все очень просто: надо было – сделал, не надо было – не сделал. Это когда есть внутренняя гармония с тем, что ты сделал во внешнем мире. Совершил поступок, и при этом никакого воодушевления или падения настроения: как само собой разумеющееся. Проще говоря, ситуация, когда «хочу» и «надо» совпадают.

Например, очки запотели – взял, протер и надел обратно, это же нормально? Надо было совершить действие, вы его совершили. В автобусе сидите, подошел пожилой человек – вы просто встали и уступили, никакого подвига здесь нет, это норма. Защитили слабого – норма, помогли пожилому – норма.

Шел-шел по тротуару, увидел упавшую ветку – не перешагнул, а убрал в сторону, чтобы другой не споткнулся и не упал. Была ситуация, нужно было выполнить действие – вы его выполнили, при этом особо никаких затрат не понесли: вы сделали это и про это забыли.

Для таких поступков не нужно глубинных мыслительных процессов или душевных переживаний. Просто сиюминутно надо было, и вы сделали. Сделали и забыли. С точки зрения энергозатрат это самые минимально затратные поступки.

И наконец, есть прорывные поступки. Эти поступки вызывают в нас множество плюсов. Результаты таких поступков вдохновляют нас на новые подвиги и свершения. Энергетика поступков притягивает множество людей. Это поступки, которые у окружающих вызывают восторг. Уважение к тому, кто совершил такой поступок. Желание подражать ему. Быть с ним рядом, общаться с ним и даже подчиняться ему. А затем с гордостью рассказывать об этом другим. А самая главная характеристика прорывного поступка – то, что его автор после совершения действия существенно вырастает в своих глазах. Увеличиваются самоуважение и вера в собственные силы. Благодаря этому он готов выполнять более сложные задачи.

Примеров прорывного поступка немного, так как они совершаются очень редко. Но каждый человек большинство таких собственных поступков запоминает на всю жизнь. При написании этой главы я просил окружающих меня людей рассказать о каком-нибудь их прорывном поступке, предварительно объяснив, что это такое.

Каждый, кто при этом вспоминал из истории своей жизни такие моменты, тут же внешне преображался. По раскрасневшемуся от прилива крови лицу, по волнительной дрожи в голосе или блеску в глазах несложно было понять, какие переживания в момент рассказа происходили с моими собеседниками. Несмотря на это я долго не мог определиться, какой же из случаев выбрать для книги. Наконец я нашел то, что искал. История для автора была прорывная, а для меня она стала еще и очень трогательной и незабываемой.

Как-то в самолете при перелете из одного красивого города в другой моим спутником оказался замечательный, добрый и очень глубокий человек по имени Алексей. Разговор зашел о моей предыдущей книге, которую он с удовольствием уже прочитал, и о ее полезности. Далее наша беседа плавно перешла к новой книге. Я вкратце рассказал, о чем она будет, и вдруг вспомнил, что глава про поступки не дополнена примером прорывного поступка. Почему-то, особо не задумываясь, попросил Алексея помочь мне завершить очень важную главу и рассказать о каком-нибудь его поступке, после которого он почувствовал прилив сил и уверенность в себе. Алексей вначале смутился: «Ну какие у меня могут быть прорывные поступки?» Я стал еще раз объяснять суть таких поступков – и не успел завершить, как вдруг Алексей, широко раскрыв глаза, запрокинул голову вверх и энергично сказал: «Вспомнил».

Далее он поведал предысторию своего поступка, а затем рассказал о самом поступке. Так получилось, что родители Алексея развелись, когда ему было меньше

10 лет. Мама одна растила его и его младшую сестру. Жили очень скромно. Мама делала все, чтобы дети были здоровы, тепло одеты и сыты. Особое внимание уделяла образованию детей. О себе думала в последнюю очередь. Все это, конечно, Алексей замечал. Как-то он услышал, как подруги мамы спрашивают ее:

– Ты чего всю зиму ходишь в тонком пальто и не покупаешь шубу?

– Ой, ну что вы, мне и так не холодно.

В голосе мамы Алексей почувствовал неуверенность и только сейчас обратил внимание, что у нее на самом деле легкое пальто, и подумал, что ей наверняка в нем холодно. В тот момент Алексей был студентом и ему было всего 19 лет. Стиснув зубы, юноша сам себе сказал: «Надо заработать денег и купить маме шубу».

Сказать-то сказал, но не был уверен, получится ли, ведь никакой профессии к тому времени у него не было. О принятом решении маму извещать не стал: а вдруг не получится и мама еще больше расстроится.

Алексей нашел подработку и почти год все заработанное копил на шубу. Тут он столкнулся с еще одной трудностью. Сохранять деньги оказалось еще сложнее, чем их зарабатывать. Было много искушений: купить что-нибудь себе, пойти с друзьями в ресторан или потратить на путешествие. Но он все же, все искушения преодолев, к концу года набрал необходимую сумму и купил маме теплую шубу.

Мама, растроганная его вниманием, долго не могла поверить в случившееся. Она, со слезами на глазах обняв сына, нежно целовала и благодарила его за такой труд и неожиданный подарок. Ведь она сама вряд ли смогла бы позволить себе такое из скудного семейного бюджета.

С этого момента до того совсем неуверенный в себе молодой человек обрел для себя новое состояние. Он понял, что способен дать слово и сдержать. Пришло понимание, что, хоть он физически совсем не крепкий, внутренне он очень сильный человек. При этой мысли узкие плечи вечно смущающегося, неуверенного в себе юноши расправились. Подбородок гордо приподнялся вверх. В глазах появились оттенки дерзости. Все его тело говорило: «Я могу».

Вспоминая эту историю, Алексей вновь менялся на глазах. Он еще раз почувствовал уважение к себе и прилив уверенности. Я же могу лишь добавить: я тоже все это почувствовал, так как рядом со мной сидел спортивного сложения, состоявшийся, уверенный в себе и мною уважаемый молодой человек.

Людей, способных на прорывные поступки, к сожалению, немного. Это, как правило, лидеры, прирожденные лидеры. И мы их узнаём по этим неординарным поступкам. Когда они берут на себя сверхзадачу, несут с улыбкой на лице, когда от одного их поступка, как эхо, отдается появление огромного количества других подобных поступков. И мы знаем множество таких примеров гражданского подвига и благотворительности, которые стимулируют многих людей на такие же деяния.

Все ситуации, подвигающие людей на совершение прорывного поступка, вызывают прилив новой мощной энергии. Помните, в случае совершения нулевых и псевдопоступков мы излишне тратили энергию, а здесь мы получаем новую. Такие поступки делают других людей лучше, смелее, сильнее. Более того: видя результаты своего поступка или замечая, как их поступки влияют на окружающих, авторы поступков становятся еще эффективнее и растут в своих глазах.

Именно этот фактор – когда после совершения какого-либо поступка вы получаете одобрение со стороны близких и незнакомых людей и у вас увеличивается уважение к себе – является мощнейшим генератором энергии и стимулом для новых свершений.

Благодаря этим типам поступков и формируется в подсознании магия появления симпатий или антипатий. Происходит это не сразу. Капля за каплей, поступок за поступком, и вдруг чаша оценки опускается на какую-то сторону и в сознание поступает узнаваемый сигнал. Сигнал, который мы понимаем как «да» или «нет». Доверять или нет. Дружить или нет. Следовать за ним или нет. И так далее. При этом, если мы спросим: «А почему ты так решил-то?», не каждый сразу и ответит, но, задумавшись, начнет описывать поступки, которые сформировали мнение. Здесь надо отметить, что выводы и оценки делаются не сами по себе, а с тесной опорой на интуицию.


Дорогие читатели, описанная теория позволяет четко представить себе основные виды поступков. Конечно, можно попытаться привести великое множество различных вариантов поведения людей в различных ситуациях, но, как бы мы ни старались, большинство из них будут точно такими или очень похожими. Суть не в этом, а в том, что оценка поступков происходит независимо от нашего сознания. Наше бессознательное автоматически замечает, анализирует и дает оценку.

Приведенная теория поступков позволяет к бессознательному процессу подключить наше сознание, чтобы быстрее и осознанно сформировать мнение о тех людях, в которых мы заинтересованы.

Теперь, зная всю механику, вы сможете сознательно и значительно более эффективно оценивать и выбирать друзей, соратников и партнеров. Новое знание придаст вам больше уверенности в себе и позволит быть намного успешнее и счастливее. А теория поступков в этом вам поможет.

ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ


Как-то шел по пустыне рыцарь. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, доспехи, шлем. Остался только меч. Он был очень голоден, и его мучила жажда. Вдруг он увидел озеро. Едва держась на ногах, он двинулся к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь собрал последние силы и, выхватив меч, бросился на дракона. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки издыхающий дракон упал на песок. Рядом упал умирающий рыцарь, не в силах стоять на ногах и держать меч. И тогда истекающий кровью дракон спросил:

– Рыцарь, а чего ты хотел-то, чего набросился?

– Воды хотел попить, – ответил вконец обессиленный рыцарь.

– Ну так бы и сказал, зачем в драку-то

полез?!

Многие из нас разное количество раз оказывались в ситуации плохого взаимопонимания, когда результаты общения были не те, которых мы ожидали увидеть или получить. Такие нестыковки частенько ведут к конфликтам. После таких конфликтов одни делают правильные выводы, вносят коррективы в форму общения и получают желаемый результат. Другие же всю жизнь наступают на одни и те же грабли, не придавая значения истинным причинам плохой коммуникации.

О важности умения правильно общаться говорит множество научных или околонаучных публикаций. Издано и переиздано огромное количество книг. Интернет пестрит объявлениями о различных тренингах на эту тему. Несмотря на это многие читатели и слушатели даже после многократных «подходов к снаряду» так и не могут существенно сдвинуться с места. В чем же причина? Сегодня мы вместе разберем этот вопрос и простыми словами объясним, что же все-таки обеспечивает эффективность общения и взаимоотношений.

Первая причина плохой коммуникации— мнимая самодостаточность. Многие считают, что они вполне совершенны во всем. А что касается общения, то они в этом деле чуть ли не мастера. Частенько на вопрос о наличии превосходных компетенций такие ребята умение хорошо общаться называют одним из первых своих преимуществ. Наивные, даже представить себе не могут, как они далеки от умения по-настоящему эффективно общаться и взаимодействовать.

Вторая причина – невысокое качество информации об эффективных коммуникациях, элементарная неграмотность авторов программ.

Третья причина – отсутствие серьезных намерений у многих при получении новых знаний. В основе зачастую лежит обыкновенная лень. Потому что для освоения любого нового материала обязательно надо серьезно потрудиться. Вот и встречаются, как правило, с одной стороны сырой продукт, а с другой – ленивый потребитель. Ну а результат, как обычно, почти нулевой. К счастью, есть и другие ситуации.

К сожалению, первую причину устранить крайне сложно. Поскольку менять уже сформировавшиеся убеждения людей – очень сложное и часто неблагодарное дело. Если сами люди этого сильно не захотят, то со стороны это реализовать почти невозможно.

Ну а сегодня мы с вами попробуем устранить вторую причину, а устранение третьей останется за вами.

Большинство людей на вопрос «Какие виды коммуникаций вы знаете?» бодро отвечают: «Да, знаем, конечно: вербальная и невербальная. Мы же говорим словами – это вербальная, а вот то, что руками, мимикой и так далее, – это невербальная». С одной стороны, грустно это слышать, но с другой стороны, не все же изучали такую науку, как психология.

Кстати, о психологии. Мои глубокие знания как раз и были заложены на факультете психологии госуниверситета. А понимание серьезности и важности знания коммуникативных технологий я получил совсем неожиданно для себя на курсе зоопсихологии. Там же и началось изучение поведения людей и технологии межличностных отношений.

Зоопсихология – наука о психической деятельности животных. Изучение этого предмета в университете началось с шумного конфликта с программой обучения и преподавателем. Вся группа возмущалась: мы пришли изучать людей, а нам «толкают» информацию о поведении животных! Но благодаря грамотности и умению преподавателя чем дальше мы изучали поведение животных, их социализацию и взаимоотношения, тем больше убеждались, как много у нас общего. Естественно, менялось отношение и к предмету, и появилась благодарность к преподавателю, терпеливо показывающему нам нас через призму поведения разных животных.

Ну а сегодня мы чуть поглубже рассмотрим только одну грань животных, а именно технологию коммуникации, и постараемся научиться у них эффективно, то есть продуктивно, коммуницировать.

Немного истории. Понятию «человек» примерно 7 миллионов лет. Появлению человека разумного примерно 200 000 лет, языку около 100 000 лет. Многоязычию 5000 – 10 000.

И, как мы видим, люди, как и остальные животные, тоже когда-то объяснялись не словами, а теми же жестами, звуками. Причем этот период во много раз длиннее, чем период, когда люди стали общаться на так называемом человеческом языке. Стало быть, человечество миллионы лет эволюционировало благодаря технологии невербальной коммуникации? Да, и не только.

Здесь будет уместным просто объяснить, что под термином «коммуникация» мы понимаем технологию создания, передачи, приема и осмысливания сообщения. Удивительный факт: первобытные люди до формирования человеческого языка и в начальный период общения с помощью слов лучше и быстрее понимали друг друга. И соответственно точнее реагировали на сообщение, чем наши современники. У нас с появлением множества слов и языков появились сложности с пониманием сообщения и масса вариантов реакции. А если чуть поподробнее, то это происходит следующим образом. Я объясню это на обыденном языке.

Для примера возьмем двух собеседников. Первому пришла в голову мысль пригласить второго на встречу, которая ему очень важна, но он не уверен, что второй согласится, потому что не все однозначно и так далее. Он принимает решение сказать об этом вслух. Мысль переходит в слова. Слова произносятся вслух. Второй принимает сообщение, осмысливает, то есть находит, как ему кажется, истинный смысл сообщения, и реагирует. И… последствия бывают разные. Второй может просто согласиться, согласиться с мучениями, с радостью. Либо отказаться – просто, с мучениями, с радостью. Отреагировать очень бурно или вовсе игнорировать. Как видите, вариантов сценария может быть много.

Как же так, спросите вы: одни и те же слова, а такое множество реакций? Все очень просто, и многие из вас, дорогие читатели, знают лишь часть причин. Как сказал, с какой интонацией сказал, как при этом жестикулировал, в присутствии кого сказал, что при этом происходило вокруг, насколько внимателен был собеседник?.. И это не полный перечень факторов, которые влияют на качество передаваемого и принимаемого сообщения.

А теперь чуть подробнее. Человеческое общение, в отличие от общения остальных животных, как ни странно звучит, осложняется приобретенным отличием. А именно – человеческой речью, языком.

Сегодняшний язык ввиду своей перегруженности различными заимствованиями для многих стал существенной проблемой при общении. Разговорная речь, которая должна была бы облегчить наше общение, к сожалению, нередко, наоборот, усложняет. И это порой вызывает состояние когнитивного диссонанса.

Дело в том, что очень часто люди не совсем точно выражают словами то, чего на самом деле хотят. Получается так, что свое пожелание как-то вуалируют, посылают скрытно, между строк, метасообщением или в сообщении используют много иностранных и научных фраз. И когда получают не то, что хотели, раздражаются и, как правило, в этом винят оппонентов. Тогда как сами являются архитекторами результатов общения.

Такой результат бывает и с теми, у кого скудный словарный запас, связанный с плохим образованием, и с интеллектуалами с богатым словарным запасом. Как правило, красноречие не гарантирует качественную передачу сообщения. Вся причина в том, что свои пожелания мы пытаемся обозначить словами, чуть сдобрив невербаликой. И при этом сильно искажаем свое же желание из-за того, что неумело пользуемся невербаликой и другими наиболее важными каналами (видами, формами) коммуникации. О каких же каналах коммуникации идет речь?

Мы разберем шесть основных каналов коммуникации.

Общепринятое ранжирование1. Вербальный2. Невербальный3. Вокальный4. Паралингвистический5. Тактильный6. ОльфакторныйМой подход1. Вокальный2. Паралингвистический3. Невербальный4. Вербальный5. Тактильный6. Ольфакторный

Вербальный канал, с помощью которого мы передаем не более 7—10% сообщения.

Невербальная коммуникация, эмоциональный канал, посредством мимики и жестикуляции – в общем, язык тела. Способен передать 20—30% сообщения.

Вокальная коммуникация – когда мы тембром, интонацией, темпом речи обозначаем то, что нам нравится или не нравится, то, что нужно делать первостепенно, то, что можно делать не срочно, что для нас важно или что для нас не важно, что выгодно и не выгодно. Оказывается, когда мы что-то обозначаем лишь словами, до оппонента доходит меньше, чем в том случае, когда делаем это с правильным голосом и интонацией.