Среди всех антихристов Священное писание выделяет трех великих грешников, трех зверей, которым попущено нанести Церкви наибольший урон, и многие верующие примут от них мученическую смерть.
В христианском богословии особенное внимание уделяется последнему зверю, которого преимущественно и называют Антихристом. И хотя мир знает о тех бедах, которые принесет Зверь выходящий из бездны, но люди примут его, а Церковь вновь подвергнется гонениям. Причиной тому духовная слепота заблудших в ложных учениях.
Ослепший мир не узнает Антихриста. Так было когда приходили первые два зверя, так будет и в конце времен при звере третьем.
Глава 2:2. Жена облеченная в солнце и царственный младенец
Рождение православной христианской монархии происходило непросто:
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откр 12:1—17).
Святая Церковь представлена в образе Царицы. Церковь облечена в Христа, который есть Солнце праведных, опора Церкви – Пресвятая Богородица, которая подобна Луне, а венчают Церковь двенадцать Апостолов, которые подобны звездам.
Несколько веков Церковь тяжело страдала от преследований ненавидящих Христа. Многие верующие были отправлены в ссылку или казнены, другие подвергались пыткам, издевательствам и притеснениям.
После этих долгих мук Церковь рождает младенца – православного христианского государя, главу христианской империи, которому предписано управлять всеми народами.
Благодаря римскому императору Константину преследования Церкви прекратились. Константин крестился. Христианство стало государственной религией Римской империи, и Церковь обрела приют под крыльями двуглавого имперского орла:
Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю (Ис 46:9—11).
После этого великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12:9), стал строить козни против Церкви и Римской империи, пустив против них языческие орды, подобные многоводной реке. Римская империя погибла, но Церковь, распространившаяся к тому времени по многим землям, осталась невредимой. Ибо, по слову Господа, врата ада не одолеют ее (Мф 16:18).
С гибелью Византии, Восточной Римской империи, главным оплотом православного христианства оставалась Российская империя. Именно на нее нацелился рассвирепевший Красный дракон. К началу XX века гидра революции разорвала страну на части. Тогда исполнились слова Господа:
Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней (Мк 13:7—8; ср. Мф 24:6—8).
Российский император Николай II был отстранен от власти, а затем казнен. Для Церкви вновь наступили трудные времена:
И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней (Откр 12:5—6).
И рассвирепел дракон, видя Церковь несломленной, а верующих сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
Экскурс 2:2. Третий Рим
Согласно древней символике солнце олицетворяет собой мужское начало, луна – женское. Во втором сне Иосифа под сими образами разумеются его отец и мать:
И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? (Быт 37:9—10).
Общее толкование образов солнца и луны применительно к двенадцатой главе Апокалипсиса – это Христос и его мать дева Мария.
Во время литургической службы Христос именуется Красным Солнцем Правды. Этот образ восходит к пророчеству о новом мире, в котором вместо солнца будет сиять слава Божия:
Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего (Ис 60:19—20).
И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр 21:23—24).
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей (Откр 1:16).
Существуют также частные толкования этих образов. Применительно к Восточной Римской православной церкви – это святой Константин и его мать святая Елена. Применительно к Русской православной церкви – это святой Владимир Красное Солнышко и святая Ольга.
В конце X века великий князь Владимир дабы упрочить внешнеполитические связи решил жениться на византийской царевне. Император пожелал, чтобы Владимир прежде крестился по православному обряду. В то время Русь была языческим государством, но христианство среди русских не являлось большой диковиной. Княгиня Ольга, бабка Владимира, была христианкой. Эти обстоятельства подвигли Владимира серьезно задуматься о вере. В 988 году Владимир не только крестился сам, но и привел ко крещению ближнее окружение. Затем стали креститься и простые русские люди, а спустя некоторое время Русь стала православной христианской державой.
В 1453 году Византия была окончательно захвачена войсками султана Мехмеда II, османские орды ворвались в Константинополь. Единственным защитником православной веры осталось Великое княжество Московское (Россия). С этого времени начинает складываться концепция «Москва – Третий Рим», в письменном виде впервые встречающаяся в предисловии книги «Изложение Пасхалии» Митрополита Московского и всея Руси Зосимы, а также в посланиях старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея.
Старец Филофей – Великому князю Московскому Василию III Ивановичу (1479—1533):
Тот, кто от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы Божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, держащему бразды святых Божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, кто вместо римского и константинопольского владык воссиял, – ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли [ср. Пс 73:6—7], а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, – так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь… Не преступай, царь, завета, что положили твои предки – великий Константин, и блаженный святой Владимир, и великий богоизбранный Ярослав, и другие блаженные святые, того же корня, что и ты… Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого [Иоанна] Богослова…
Впоследствии наименование Российского государства Третьим Римом было поддержано и Греческой церковью, в частности в письме патриарха Константинопольского Иеремии II Траноса (ум. 1595) царю Федору Ивановичу (1561—1582):
По истине в тебе, благочестивый царь, пребывает Дух Святый, и от Бога такая мысль тобой будет приведена в дело, ибо Древний Рим пал Аполлинариевой ересью, а Второй Рим, Константинополь, находится в обладании внуков агарянских, безбожных турок: твое же великое Российское царство, Третий Рим, превзошло всех благочестием, и все благочестивыя царства собрались в твое царство, и ты один под небесами именуешься христианским царем во всей вселенной у всех христиан.
Глава 2:3. Армагеддон: Удерживающий
Со времени создания Церковь преследуется Красным драконом – Сатаной. Однако до определенной поры его действия связаны, и Господь не попускает многого, но…
…тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий [Katechon] теперь (2 Фес 2:7).
Катехон или Удерживающий – это архангел Михаил, обороняющий Землю от злых духов или бесов.
О противостоянии ангелов и бесов в воздушном пространстве свидетельствует пророк Даниил, которому сказал ангел:
«Не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням» (Дан 10:12—14).
«Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан 10:20—21).
После установления христианской монархии, под земным воплощением удерживающего стали разуметь православного христианского государя. Примерно в то же время получило распространение мнение о приходе антихриста при гибели Римской империи.
Святой Иоанн Златоуст:
Когда прекратится существование Римского государства, тогда он [антихрист] придет. И справедливо. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю – и человеческую, и Божескую – власть.
Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский:
А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства, и приблизится скончание мира.
Старец Филофей – псковскому дьяку Мисюрю Мунехину:
…Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это – Российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать… Все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит…
Сергей Нилус:
Держай (удерживающий) – благодать Духа Святаго. И с нею неразрывно связанная благодать помазания от Духа Святаго, даруемая Православному Самодержцу во время Священного Его коронования на Царство. Отсюда при утрате веры в Бога – отступление от неверных Святаго Духа и отъятие от них Самодержавной Царской власти.
Фридрих Энгельс:
Ни одна революция в Европе и во всем мире не может достигнуть окончательной победы, пока существует теперешнее русское государство.
Учение об удерживающем антихриста тесно взаимосвязано с пророчеством Апокалипсиса об Армагеддоне:
Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного… И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! (Откр 16:12, 16—18).
Армагеддон – означает «битва при Мегиддоне». Под этим имеется ввиду сражение египетского фараона Нехао с царем Иосией:
После всего того, что сделал Иосия в доме [Божием], пошел Нехао, царь Египетский, на войну к Кархемису на Евфрате; и Иосия вышел навстречу ему. И послал к нему [Нехао] послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь [иду я,] но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя. Но Иосия не отстранился от него, а приготовился, чтобы сразиться с ним, и не послушал слов Нехао от лица Божия и выступил на сражение на равнину Мегиддо. И выстрелили стрельцы в царя Иосию, и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело ранен. И свели его слуги его с колесницы, и посадили его в другую повозку, которая [была] у него, и отвезли его в Иерусалим. И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея и Иерусалим оплакали Иосию. Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, [известных] до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот они вписаны в [книгу] плачевных песней (2 Пар 35:20—25; ср. 2 Езд 1:25—32; 4 Цар 23:28—30).
Вскоре после битвы при Мегиддоне произошло Вавилонское пленение иудейского народа.
Символическое значение этой битвы – гибель праведного царя или удерживающего, становящееся первым шагом к экспансии темных сил. Иначе говоря, битва при Мегиддоне пророчески указывает на судьбу последнего православного христианского государя – российского императора Николая II.
В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. Последствия этого шага оказались трагическими. Затяжные военные действия привели к сложной экономической ситуации, чем воспользовались силы, враждебные христианской империи, организовавшие заговор против императора. В 1917 году Николая II свергли с престола, а в 1918 году император и его семья были расстреляны большевиками. Устранение удерживающего открыло путь беззаконию Красного дракона.
Казнь российского императора Николая II произошла без суда и следствия, вне законных оснований. Поэтому она имела также и значение жертвы, подобной той, которую принес Христос:
Они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской (Зах 12:10—11).
Когда Иисуса распинали на кресте, то в последний момент, когда исполнилось все согласно пророчествам, Он воскликнул: «Совершилось» (Ин 19:30; ср. Ин 19:28; Иудифь 9:5, 16:14). Также и после Армагеддона при седьмой чаше из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! (Откр 16:17; ср. Откр 21:6).
Экскурс 2:3. Русский Апокалипсис
В начале XX века в России получил распространение текст, известный как «Видение Иоанна Кронштадтского» или «Русский Апокалипсис».
Подлинность данного текста сомнительна. Точно можно лишь утверждать, что он появился не позже 1920-х годов. Комментарий к этому произведению и объяснение того, почему следует обратить на него внимание, приведены в моей книге «Апокалипсис. Красный дракон». Здесь же помещаем только одну из версий «Видения».
Господи, благослови! Я многогрешный раб Иоанн, иерей Кронштадтский, пишу сие видение. Мною писано и моею рукою то, что я видел, то и передал письменно.
В ночь на 1-е января 1908 года, после вечерней молитвы я сел немного отдохнуть у стола. В келье моей был полумрак, перед иконой Божьей Матери горела лампада. Не прошло получаса как я услышал легкий шум, кто-то легко коснулся моего правого плеча, и тихий легкий ласковый голос сказал мне: «Встань, раб Божий Иоанн, пойдем со мною». Я быстро встал.
Вижу передо мною стоит дивный старец, бледный, с сединами, в мантии, в левой руке четки. Посмотрел на меня сурово, но глаза были ласковые и добрые. Я тут же от страха чуть было не упал, но старец поддержал меня – руки и ноги у меня дрожали, я хотел что-то сказать, но язык мой не повернулся. Старец меня перекрестил, и мне сделалось легко и радостно – я тоже перекрестился. Затем он посохом указал на западную сторону стены – там тем же посохом начертил: 1913, 1914, 1917, 1922, 1930, 1933, 1934 года. Вдруг стены не стало. Я иду со старцем по зеленому полю и вижу – масса крестов стоит: тысячи, миллионы, разные: малые и великие, деревянные, каменные, железные, медные, серебряные и золотые. Я проходил мимо крестов, перекрестился и осмелился спросить старца, что это за кресты? Он ласково ответил мне: это – те, которые за Христа и за Слово Божие пострадали.
Идем дальше и вижу: целые реки крови текут в море, и море красное от крови. Я от страха ужаснулся и опять спросил чудного старца: «А что это крови так много пролито?» Он опять взглянул и сказал мне: «Это христианская кровь».
Затем старец указал рукой на облака, и вижу массу горящих, ярко горящих светильников. Вот они стали падать на землю: один, два, три, пять, десять, двадцать. Затем стали падать целыми сотнями, все больше и больше, и все горели. Я очень скорбел, почему они не горели ясно, а только падали и тухли, превращаясь в прах и пепел. Старец сказал: «Смотри». И я увидел на облаках только семь светильников и спросил старца: «Что это значит?» Он, склонивши голову, сказал: «Светильники, которые ты видишь, падающие, это значит Церкви упадут в ересь, а семь светильников горящих осталось —семь Церквей Апостольских Соборных останутся при кончине мира».
Затем старец указал мне: «Смотри». И вот я вижу и слышу чудное видение. Ангелы пели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». И шла большая масса народу со свечами в руках, с радостными сияющими лицами; здесь были цари, князья, патриархи, митрополиты, епископы, архимандриты, игумены, схимники, иереи, диаконы, послушники, странники Христа ради, миряне, юноши, отроки, младенцы; херувимы и серафимы сопровождали их в райскую небесную обитель. Я спросил старца: «Что это за люди?» Старец, как будто зная мою мысль, сказал: «Это все рабы Христовы, пострадавшие за Святую Христову Соборную и Апостольскую Церковь». Я опять осмелился спросить: «Могу ли я присоединиться к ним?» Старец сказал: «Нет, еще рано тебе, потерпи». Я опять спросил: «Скажи, отче, а младенцы как?» Старец сказал: «Это младенцы тоже пострадали за Христа от царя Ирода, а также и те младенцы получили венцы они от Царя Небесного, которые истреблены в чреве матери своей, и безымянные». Я перекрестился: «Какой грех великий и страшный матери будет – непростительный».
Идем дальше – заходим в большой храм. Я хотел перекреститься, но старец мне сказал: «Здесь мерзость и запустение». Вот вижу очень мрачный и темный храм, мрачный и темный престол. Посреди церкви иконостаса нет. Вместо икон какие-то странные портреты со звериными лицами и острыми колпаками, а на престоле не крест, а большая звезда и Евангелие со звездой, и свечи горят смоляные, – трещат как дрова, и чаша стоит, а из чаши сильное зловоние идет, и оттуда всякие гады, жабы, скорпионы, пауки ползают, страшно смотреть на все это. Просфоры тоже со звездой; перед престолом стоит священник в ярко красной ризе и по ризе ползают зеленые жабы и пауки; лицо у него страшное и черное, как уголь, глаза красные, а изо рта дым идет и пальцы черные, как будто в золе.
Ух, Господи, как страшно – затем на престол прыгнула какая-то мерзкая, гадкая, безобразная черная женщина, вся в красном со звездой на лбу и завертелась на престоле, затем крикнула как ночная сова на весь храм страшным голосом: «Свобода» – и стала, а люди, как безумные, стали бегать вокруг престола, чему-то радуясь, и кричали, и свистели, и хлопали в ладоши. Затем стали петь какую-то песнь, – сперва тихо, затем громче, как псы, потом превратилось все это в звериное рычание, дальше в рев. Вдруг сверкнула яркая молния и ударил сильный гром, задрожала земля, и храм рухнул и провалился сквозь землю. Престол, священник, красная женщина все смешалось и загремело в бездну. Господи, спаси. Ух, как страшно. Я перекрестился. Холодный пот выступил на лбу у меня. Оглянулся я. Старец улыбнулся мне: «Видел?», – сказал он. «Видел, отче. Скажи мне, что это было? Страшно и ужасно». Старец ответил мне: «Храм, священники и люди, – это еретики, отступники, безбожники, которые отстали от веры Христовой и от Святой Соборной и Апостольской Церкви и признали еретическую новообновленную церковь, которая не имеет благодати Божьей. В ней нельзя ни говеть, ни исповедываться, ни приобщаться, ни принимать миропомазания». «Господи, спаси меня, грешного, пошли мне покаяние – смерть христианскую», – прошептал я, но старец успокоил меня: «Не скорби, – сказал, – молись Богу».
Мы пошли дальше. Смотрю – идет масса людей, страшно измученных, на лбу у каждого звезда. Они, увидев нас, закричали: «Молитесь за нас, святые отцы, Богу, очень нам тяжело, а сами мы не можем. Отцы и матери нас не учили Закону Божьему и даже имени христианского у нас нет. Мы не получили печати дара Духа Святого».
Я заплакал и пошел вслед за старцем. «Вот – смотри, – указал старец рукой, – видишь?» «Вижу горы». «Нет, это гора трупов человеческих вся размокла в крови». Я перекрестился и спросил старца: «Что это значит? Что это за трупы?» «Это иноки и инокини, странники, странницы, за Святую Соборную и Апостольскую Церковь убиенные, не пожелавшие принять антихристовой печати, а пожелали принять мученический венец и умереть за Христа». Я молился: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Божьих и всех христиан». Но вдруг старец оборотился к северной стороне и указал рукой: «Смотри». Я взглянул и вижу: царский дворец, а кругом бегают разной породы животные и разной величины звери, гады, драконы, шипят, ревут и лезут во дворец, и уже полезли на трон Помазанника Николая II, – лицо его бледное, но мужественное, – читает он Иисусову молитву. Вдруг трон пошатнулся, и пала корона. Звери ревели, бились, давили Помазанника. Разорвали, и растоптали, как бесы в аду, и все исчезло.
Ах, Господи, как страшно, спаси и помилуй от всякого зла, врага и супостата. Я горько заплакал; старец взял меня за плечо: «Не плачь, так Господу угодно, – и сказал, – смотри». Вижу показалось бледное сияние. Сперва я не мог различить, но потом стало ясно – предстал Помазанник невольный, на голове у него венец из зеленых листьев. Лицо бледное, окровавленное, с золотым крестиком на шее. Он тихо шептал молитву. Затем сказал мне со слезами: «Помолись о мне, отец Иоанн, и скажи всем православным христианам, что я умер, как мученик: твердо и мужественно за веру Православную и за Святую Соборную и Апостольскую Церковь, и пострадал за всех христиан; и скажи всем православным Апостольским пастырям, чтобы они служили общую братскую панихиду за всех убиенных воинов на поле брани: в огне сгоревших, в море утонувших и за меня, грешного, пострадавших. Могилы моей не ищите, – ее трудно найти. Прошу еще: молись обо мне, отец Иоанн, и прости меня, добрый пастырь». Затем все это скрылось туманом. Я перекрестился: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Божия Николая, вечная ему память». Господи, как страшно. Руки и ноги у меня дрожали, я плакал.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».