Наст. время – 2020 г. Создание институтов инновационно-прорывного развития России. Реализация выгодной конъюнктуры цен на нефтегазовые ресурсы для формирования национальных инвестиционных программ. Сохранение конкурентных преимуществ в наукоемких отраслях промышленности.
2020–2040 гг. Утверждение России в качестве одного из мировых лидеров инновационного развития. Широкое внедрение в народное хозяйство новейших энерго– и материалосберегающих технологий. Отказ от тесной интеграции экономик стран – членов СНГ.
Вариант четвертый (интеграция). Основывается на ожидании, что процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве преодолеют период «детских болезней» и удастся сформировать единое экономическое пространство, в которое войдет значительная часть государств, когда-то уже пребывавших в СССР (минимальный прогноз – Беларусь, Казахстан, Украина, в расширенном прогнозе добавляются Армения, Киргизстан, Таджикистан). Скорее всего, такое объединение могло бы успешно функционировать на принципах, близких к тем, на основе которых ныне завершается формирование Европейского союза. Преимущества реализации такого варианта очевидны. Надгосударственное объединение евроазиатских государств в этом случае по своему экономическому потенциалу могло бы выйти на уровень, сопоставимый с крупнейшими центрами экономической мощи (США/НАФТА, Европейский союз, Китай с возглавляемой им восточноазиатской зоной свободной торговли, а также Япония).
Наст. время – 2020 г. Ускоренная реализация сценария инновационного прорыва для России. Широкое воссоздание кооперационных связей промышленных комплексов на постсоветском пространстве для обеспечения ускоренного технологического ренессанса.
2020–2040 гг. Реализация сценария инновационно-прорывного развития для Единого экономического пространства (ЕЭП).
В целом эксперты считают, что к 2040 г. наиболее вероятна реализация первого или третьего вариантов.
В то же время именно первый вариант (сохранение инерционного развития России как страны – сырьевого придатка промышленно развитых стран) является базовым для второго варианта (распад страны и ее деление на несколько экономик, зависимых от крупных экономических центров мира). Шансы для реализации к 2040 г. второго и четвертого вариантов развития страны (самого негативного и наиболее оптимистичного) показывают примерно одинаковые значения вероятности. Реализация четвертого варианта наиболее вероятна в период до 2020 г. и наименее возможна начиная с 2040 г. В конце XX в. ведущие страны мира перешли в фазу формирования постиндустриальной экономики, в которой решающую роль играют нематериальные активы. Россия в этом отношении относится к большой группе стран с так называемым «догоняющим развитием». В России сейчас не более 200 предприятий из более чем 4 млн. юридических лиц ведут бизнес по параметрам, совместимым с требованиями международных стандартов качества. Масштаб экономических потерь из-за некомпетентности фирм и государства в сфере капитализации всех активов, в особенности нематериальных, существенно превышает потери от оттока капитала. К сожалению, Россия в последние годы все еще развивалась по инерционному сценарию, не в силах отказаться от традиционных сырьевых приоритетов. Попытки освоить инновационный сценарий пока нерегулярны, неконкретны, зачастую носят характер популистских лозунгов, а не серьезных намерений.
4. Культура и религия. Прежде всего следует учитывать, что население страны в настоящее время по культуре поведения и связанным с нею системам ценностей, по сути, расслоилось на три группы. Тех, кто использовал возможности последнего 15-летия, в стране 7 %. Это не только известные люди из списка «Форбс» и более 100 тыс. официальных долларовых миллионеров в стране – это целая страта из более чем 10 млн. граждан. Еще треть смогли сохранить прежний стандарт жизни, но ценой более интенсивного труда (это примерно 45 млн. человек). И более половины населения, более 70 млн. человек, никак не могут приспособиться к новой жизни. Это не только реальная стратификация общества, но и поведенческие образцы, три разных типа культуры, ценностей и устремлений. Именно такие социальные структуры провоцировали социальные кризисы, в которых, пока «господа боролись за свободу, мужики боролись с господами». А главное – речь идет о трех разных обликах России, трех представлениях о будущем и социальной базе сценариев развития. При этом результаты моделирования исторической динамики России показали устойчиво действующий факт: сначала поднимается культура, и только затем происходит рывок в развитии экономическом, военном, технологическом. Это жесткая закономерность нашей истории. И она означает, что на фоне деградации культуры никакие другие факторы не станут сильнее. Всего выявлено четыре варианта эволюции данного параметра интегральной мощи страны.
Вариант первый (культурный расцвет). Заключается в ожидании, что к 2040 г. Россия существенно увеличит свой вклад в развитие мировой культуры и религии. В этом сценарии, в частности, предполагалось (в 2004 г.) завершение объединения Московской патриархии и Русской православной церкви за рубежом, произошедшее в 2007 г. Также в нем предусмотрен рост авторитета РПЦ в межконфессиональном диалоге. Традиционный ислам сумеет в основном подавить агрессивные сектантские проявления на территории РФ. Российская художественная культура, кинематограф, театр, другие направления искусства смогут вернуться на передовые мировые позиции. Этот же сценарий связан и с усилением России на спортивной арене как важнейшей сфере культуры нации.
Наст. время – 2020 г. Объединение Московской патриархии и Русской православной церкви за рубежом (прогнозный сценарий 2004 г.). Рост влияния среди мусульман традиционного ислама, особенно в регионах с неустойчивой социально-экономической обстановкой. Развитие массового спортивного движения и повышение конкурентоспособности российского спорта в мире.
2020–2040 гг. Рост влияния российской культуры на мировые культурные процессы. Гармоничное взаимодействие традиционных религиозных конфессий на территории России.
Вариант второй (эволюционное развитие). Строится на предположении, что российская культура и религия к концу века не выйдут на доминирующие позиции в современном мире, однако влияние, оказываемое ими на мировую культуру и религиозное развитие, будет значительным.
Наст. время – 2020 г. Ослабление влияния религиозного экстремизма на развитие социально-политической ситуации в стране.
2020–2040 гг. Успешное развитие национального кинематографа. Упрочение национально-патриотических традиций электронных СМИ. Гармонизация отношений традиционных религий.
Вариант третий (упадок). Базируется на предположении об активизации радикальных сектантских движений на территории России. В значительной степени благодаря этому культурное развитие затормозится на уровне «упадочных» показателей конца XX в.
Наст. время – 2020 г. Рост влияния религиозного сектантства, в том числе экстремистского свойства. Отсутствие целенаправленной политики развития культурной сферы страны.
2020–2040 гг. Агрессивное воздействие религиозного экстремизма на формирование социально-политической обстановки в стране. Коллапс культурного развития.
Вариант четвертый (культурная деградация). Основывается на том, что противоречия между религиозными конфессиями могут принять формы острого противоборства. На этом фоне весьма вероятной станет культурная деградация общества.
Наст. время – 2020 г. Отставание российской культуры от темпов развития мировых лидеров Усиление антагонизма между представителями основных религий.
2020–2040 гг. Острое противоборство между религиозными конфессиями. Деградация основных направлений культурного развития.
По оценке экспертов, как наиболее вероятные рассматриваются второй и третий варианты развития культуры и религии в России к 2040 г. Вместе с тем вероятность первого и четвертого вариантов также достаточно высока, что, с одной стороны, свидетельствует о значительном потенциале российской культуры и традиционных религий, а с другой – о наличии серьезных дестабилизирующих элементов в общении между различными конфессиями.
5. Наука и образование. Есть два главных пути развития науки и техники в России. Первый предполагает развитие по инерционному сценарию. Это означает, что технологический уровень (средневзвешенный состав технологических укладов) вырастет за полвека примерно на четверть, причем более высокими темпами будут развиваться потребительский сектор (ЖКХ, социальные услуги, пассажирский транспорт и связь), сектор инфраструктуры (особенно торговля), а также финансово-кредитная сфера, управление и энергосырьевой сектор (за счет валютных поступлений от экспорта топлива и металлов). В то же время в инновационно-инвестиционном секторе технологический уровень вырастет всего на 1/5. Еще медленнее будет расти технологический уровень машиностроения (поскольку возрастет доля импортного инвестиционного оборудования), химической и нефтехимической промышленности. Доля пятого технологического уклада будет увеличиваться преимущественно в отраслях, связанных с экспортом, а также в оборонно-промышленном комплексе, в банковском деле, в сфере управления. К освоению шестого уклада Россия приступит с запозданием, что отрицательно скажется на конкурентоспособности отечественной продукции. Преобладающим останется четвертый уклад, доля раннеиндустриальных и доиндустриальных укладов существенно уменьшится. Осуществление инновационно-технологического прорыва возможно лишь при активизации роли государства в его осуществлении – путем обоснованного выбора и последовательной реализации стратегических инновационных приоритетов, создания максимально благоприятного инновационного климата, а главное – непосредственного участия государства в инновационном инвестировании нерыночного сектора и стартовом освоении базисных инноваций в рыночном секторе. В целом просматриваются четыре основных варианта развития науки и образования в Российской Федерации на период до 2040 г.
Вариант первый (научно-техническая деградация). Базируется на предположении о том, что деградация науки и образования будет продолжаться, отставание от ведущих стран усилится и Россия опустится в разряд региональных держав.
Наст. время – 2020 г. Реализация инерционного варианта развития. Деградация научных школ. Утеря высокотехнологичных производств.
2020–2040 гг. Утрата возможностей высокотехнологичного развития. Деградация системы образования.
Вариант второй (инерционный). Предполагает, что инерционное развитие в сфере науки и образования останется преобладающим. При этом России удастся стабилизировать уровень своего присутствия в отдельных областях науки на мировом уровне (космические программы и ряд других), что позволит ей остаться в ряду великих держав (в области науки и образования), однако также будет отмечаться тенденция к снижению развития науки и техники.
Наст. время – 2020 г. Реализация инерционного варианта развития экономики. Частичная утрата научно-технических школ.
2020–2040 гг. Сохранение мирового уровня в узком спектре высокотехнологичных производств. Утрата мирового лидерства в системе образования.
Вариант третий (инновационно-технологический прорыв). России удается осуществить программу инновационно-технологического прорыва, что позволяет ей подняться до мирового уровня в широком спектре научных исследований. Система образования при этом, естественно, также будет развиваться и достигнет высокого уровня мировых стандартов. Статус России, скорее всего, будет постепенно расти – от великой державы к сверхдержаве.
Наст. время – 2020 г. Создание экономических основ инновационно-прорывного развития России. Выработка и реализация национальной программы инновационного развития. Сохранение конкурентных преимуществ в наукоемких отраслях промышленности.
2020–2040 гг. Утверждение России в качестве одного из мировых лидеров инновационного развития. Возвращение мирового уровня российскому образованию. Развитие передовых научных школ.
Вариант четвертый (инновационно-технологический прорыв в рамках ЕЭП). Является развитием третьего, но с условием того, что в рамках единого экономического пространства стран СНГ удастся возобновить широкую кооперацию научных комплексов постсоветских стран: это придаст их деятельности дополнительную энергию и будет способствовать привлечению больших ресурсов для развития евроазиатского научного сообщества. В этом случае мы можем ожидать, что статус России, как части Евроазиатского сообщества, будет определяться в «сверхдержавной зоне» спектра государственной мощи.
Наст. время – 2020 г. Ускоренная реализация сценария инновационного прорыва для России. Тесное взаимодействие научно-технических школ стран – членов ЕЭП.
2020–2040 гг. Построение единой системы фундаментальной и прикладной науки евроазиатского пространства. Введение единых образовательных стандартов ЕЭП.
В целом следует отметить, что на рубеже 2040 г. в равной степени вероятна реализация всех четырех вариантов. В силу этого примерное равенство фиксируется и в оценке того, какое именно развитие – инерционное или инновационно-прорывное – будет характеризовать тенденцию развития науки и образования в этот период. Так же как и по другим параметрам, ключевым станет стратегический выбор на рубеже 2010–2020 гг. В случае если в этот период сохранится тенденция инерционного развития науки и образования, шансы перейти к инновационно-прорывной модели развития существенно уменьшаются.
6. Вооруженные силы. В долгосрочной перспективе угрозы военной безопасности России будут носить системный характер и определяться совокупностью одновременно действующих негативных факторов, которыми являются: укрепление и расширение НАТО; появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и военных контингентов; распространение оружия массового поражения и средств его доставки; поддержка США и другими государствами центробежных тенденций в СНГ; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ; территориальные притязания к РФ; деятельность сепаратистских и террористических организаций и др. В целом в рамках прогноза развития России до 2040 г. по параметру «Армия» были сформулированы четыре основных варианта.
Вариант первый (военная интеграция). Строится на предположении о том, что в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве Россия совместно с партнерами выстраивает единое евроазиатское оборонное пространство. При этом удается провести полноценную модернизацию Вооруженных сил. Россия совместно с союзниками активно ведет разработку новых вооружений мирового уровня, в частности систем управления и связи. В целом по показателю развития Вооруженных сил страна колеблется в диапазоне между «великой державой» и «сверхдержавой».
Наст. время – 2020 г. Активизация военного сотрудничества в рамках Договора о коллективной безопасности стран – членов СНГ. Восстановление технологических циклов производства основных систем вооружения и военной техники.
2020–2040 гг. Формирование институтов единого оборонного пространства стран – членов ЕЭП. Переоснащение армий государств ЕЭП новым вооружением и военной техникой по единым стандартам.
Вариант второй (национальная модернизация). Основывается на допущении о том, что задачу создания единого оборонного пространства решить не удастся. Вместе с тем Россия сохраняет дееспособные Вооруженные силы, осуществляет национальную программу их модернизации, сохраняет возможность производства большинства современных систем ВВТ. Страна поддерживает ядерный потенциал на уровне оборонной достаточности. По этим показателям статус России будет колебаться в диапазоне «великой державы».
Наст. время – 2020 г. Принятие национальной программы сохранения национальных мощностей производства основных видов ВВТ. Обеспечение оборонной достаточности на переходный период.
2020–2040 гг. Проведение полномасштабной модернизации национальных Вооруженных сил. Существенное улучшение условий прохождения и повышение престижа военной службы.
Вариант третий (техническое отставание). Предусматривает постепенную деградацию Российских Вооруженных сил, связанную с физическим и моральным устареванием их вооружения, ухудшением качества подготовки личного состава и укомплектованности. Ядерный потенциал страны будет сокращаться в одностороннем порядке или в соответствии с соглашениями с США по ОСВ, но главным образом в силу отсутствия достаточного финансирования на его модернизацию и внешнего давления. Россия будет все больше утрачивать потенциал национального производства отдельных боевых систем. При нисходящей тенденции развития Российских Вооруженных сил страна практически займет пограничное положение на уровне региональной державы.
Наст. время – 2020 г. Достижение критического уровня физического и морального устаревания вооружения и военной техники. Дальнейшее падение престижа военной службы. Отказ от военного присутствия в странах ближнего зарубежья.
2020–2040 гг. Утрата возможностей национального производства ряда критически важных оборонных систем. Деградация ракетно-ядерного потенциала.
Вариант четвертый (одностороннее разоружение). Практически аналогичен третьему, однако подразумевает отказ от ядерного оружия как элемента стратегического сдерживания, что предопределяет откат России в военном отношении на позиции региональной державы уже к 2020 г.
Наст. время – 2020 г. Дальнейшая деградация материально-технической базы Вооруженных сил. Согласие на жесткий иностранный контроль над ракетно-ядерным потенциалом страны.
2020–2040 гг. Одностороннее ядерное разоружение. Утрата возможностей производства большинства сложных оборонных систем.
К концу рассматриваемого периода в равной степени может реализоваться каждый из четырех заданных вариантов. Очевидно, выбор направления движения Вооруженных сил в основном будет зависеть от тех значений, которые примут другие показатели развития государства, прежде всего факторы управления и экономического потенциала.
7. Фактор внешней политики. Ретроспективный анализ развития России показал еще одну устойчивую тенденцию: в транзитные эпохи показатель внешней политики был намного ниже, чем объективная интегральная мощь страны. Внешнеполитический веер выбора сегодня – от шанса стать суверенным центром силы, нынешнего осторожного следования стратегии «мягкой силы» до превращения страны во внешнеполитического карлика. При этом следует иметь в виду, что процессы глобализации будут уменьшать влияние собственно государств на сферу финансов и информации и усиливать негосударственные центры принятия и реализации внешнеполитических решений на основе корпоративно-клановых интересов. Наиболее значимыми из последних являются глобальные транснациональные корпорации (ТНК) и патронируемые ими неформальные объединения, а также международные преступные и террористические организации. Есть четыре сценария динамики внешнеполитической подсистемы России.
Вариант первый (Россия – ключевой игрок мировой политики). Строится на предположении, что Россия выдвигается в разряд ведущих держав мира, оказывая решающее воздействие на развитие мировой политики. Российская Федерация успешно реализует свой статус постоянного члена СБ ООН и становится полноценным участником института G8. Растет влияние России в глобальном масштабе.
Наст. время – 2020 г. Восстановление престижа России в мировой политике. Наступательный характер российской внешней политики в странах ближнего зарубежья.
2020–2040 гг. Восстановление центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в мировой политике.
Вариант второй (реализация ограниченных возможностей). Базируется на том, что Россия достаточно четко осознает собственные внешнеполитические приоритеты, однако ее возможности по продвижению своих интересов остаются ограниченными, хотя ей удастся успешно отражать атаки на собственный суверенитет. Основные усилия внешней политики России сосредоточены на постсоветском пространстве Евразии.
Наст. время – 2020 г. Выстраивание иерархии внешнеполитических приоритетов России. Концентрация на решении задач постсоветского пространства.
2020–2040 гг. Согласование усилий евразийской политики с другими крупными евразийскими центрами (ЕС, Китай).
Вариант третий (снижение внешнеполитического влияния). Предполагает относительную слабость внешнеполитической составляющей мощи государства. Россия не в полной мере использует статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. Идет постепенная утрата ее влияния на постсоветском пространстве. Атаки внешних сил на суверенитет России усиливаются.
Наст. время – 2020 г. Отсутствие осознанной и последовательной политики в окружающем геополитическом пространстве. Концентрация внешней политики на мнимой внешнеполитической активности, выдвижении разного рода мертворожденных «инициатив». Гипертрофированное внимание к соблюдению условий дипломатического протокола.
2020–2040 гг. Ослабление роли России как постоянного члена СБ ООН. Формирование «санитарного» кордона вокруг России из стран постсоветского пространства.
Вариант четвертый (Россия – внешнеполитический карлик). Предполагает, что влияние России в системе международных отношений стремительно падает, она утрачивает статус постоянного члена СБ ООН с правом вето. Слабость внешней политики страны провоцирует каскад угроз, включая потерю суверенитета и дезинтеграцию государства.
Наст. время – 2020 г. Падение влияния России в системе международных отношений. Утрата статуса постоянного члена СБ ООН с правом вето.
2020–2040 гг. Окончательное поражение на постсоветском пространстве. Геополитическое окружение преимущественно враждебно.
Полученные данные свидетельствуют о незначительном разбросе значений показателя «Внешняя политика» к концу рассматриваемого периода, что, видимо, демонстрирует зависимость этого параметра от других данных, прежде всего качества управления. В целом прогноз развития параметра «Внешняя политика» строится исходя из того, что:
1. Внешняя политика является фактором мощи государства, весьма зависимым от других факторов, прежде всего от «Управления», «Экономики» и «Армии». В то же время успешная или провальная внешняя политика формирует условия функционирования государства в благоприятной или неблагоприятной внешней среде, что оказывает существенное воздействие на формирование всех элементов мощи государства.
2. Утрата Россией сверхдержавного статуса в недавнем прошлом на прогнозируемый период оставляет открытым вопрос о ее дальнейшем внешнеполитическом статусе.
3. В ближайшее время внешнеполитическое положение России будет определяться, с одной стороны, отсутствием явной конфронтации во взаимоотношениях с ведущими мировыми центрами силы, с другой – активным геополитическим наступлением стран Евроатлантического сообщества на интересы России, в том числе на наиболее чувствительном для нее постсоветском пространстве. С хорошим примером глобально скоординированного информационного давления на Россию мы столкнулись в связи с августовской войной на Кавказе.
4. Отсутствие в ближайшем геополитическом окружении России сильных союзников и надежных стратегических партнеров делает ее внешнеполитическое положение довольно неустойчивым.
8. Фактор управления. Определение фактора управления охватывает в модели стратегической матрицы сферы государственного и корпоративного управления и общественного самоуправления. Далее представлены варианты эволюции системы государственного управления.
Вариант первый (доминирование одной партии). Достигнув высокой степени стабильности по отношению к периоду безвременья 1990-х годов, усталость населения от политических и экономических преобразований трансформируется в апатию по отношению к политической жизни страны.