Елена Жуковская
Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи
Настоящее пособие включает в себя пятнадцать сбалансированных тестов для контроля знаний старшеклассников и абитуриентов.
Тесты с 1 по 13 состоят из 35—39 заданий различной степени сложности, равномерно отражающих все разделы школьной программы. Каждое тестовое задание представляет собой условие (вопрос) и четыре варианта ответа, среди которых верным является только один. Задача экзаменуемого отметить верный вариант ответа. Дополнительное задание – сочинение-рецензия на предложенный текст, оно пишется в свободной форме и оценивается как творческая работа.
Тесты № 14 и № 15 имеют иную структуру. Они состоят из тестовых заданий с несколькими вариантами ответов, верными из которых могут быть один или более.
Важная часть пособия – краткий справочник по орфографии и пунктуации, благодаря которому старшеклассники и абитуриенты могут повторить основные темы школьной программы по русскому языку, изученные в 5—9 классах. Наличие такого справочника делает процесс подготовки к итоговому или вступительному экзамену по русскому языку более продуктивным и динамичным.
Пособие снабжено ответами к каждому тесту, что облегчит работу преподавателя по проверке знаний учащихся, а также позволит ученикам и абитуриентам самостоятельно проконтролировать свои знания и умения.
Завершает пособие список литературы, которая использовалась автором при составлении тестовых заданий и которая может быть рекомендована учащимся как дополнительная.
Материал, представленный в пособии, полностью соответствует «Требованиям к уровню подготовки выпускников» и «Обязательному минимуму содержания образования» Министерства просвещения РФ.
Пособие адресовано старшеклассникам, абитуриентам, учителям и преподавателям русского языка.
Экзаменационные тесты
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из комплекса тестовых заданий различной степени сложности, равномерно отражающих тематические разделы школьной программы.
Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и 4 варианта ответа, среди которых только один правильный. Задания ориентированы на быстрое решение. На выполнение самого трудоемкого задания отводится не более 4 минут. На выполнение всего теста отводится 60 минут.
Комплекс заданий представляет собой сбалансированный тест, по которому можно произвести аттестационный контроль учащихся.
Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в %) следующее: отлично – 100—90%, хорошо до 75% заданий, удовлетворительно до 60% заданий, неудовлетворительно – менее 60% заданий.
Кроме того, каждый тест имеет дополнительное задание, которое выполняется в свободной форме на отдельном бланке (листе). Дополнительное задание заключается в написании сочинения-рецензии по тексту. На написание сочинения-рецензии отводится не более 90 минут.
Оценивается дополнительное задание как творческая работа.
Тесты № 14 и № 15 имеют оригинальную структуру. На каждый вопрос предлагается несколько вариантов ответа, из которых верными могут быть один и более.
Тест № 1
Каждое задание содержит условие (вопрос) и четыре варианта ответа, только один из них верный. Отметьте цифру, соответствующую, по вашему мнению, верному ответу.
1. Пишется без ь:
1) овощ( )
2) стереч( )
3) рож( )
4) отреж( )те
2. Слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
1) блестящий
2) стирать
3) бечевка
4) теснота
3. Ошибка в образовании грамматической формы:
1) по обеим сторонам улицы
2) мыть шампунью
3) надеть шубу
4) окончить университет
4. Выделенное слово является предлогом:
1) Он работал над изобретением в течение трех лет.
2) Поле неясно белело вокруг.
3) Впереди замелькали огни деревеньки.
4) Много выстрадано, зато душа теперь спокойна.
5. На месте пропуска ставится двоеточие:
1) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах … всюду толпились люди.
2) По-видимому … вечером ветер утихнет.
3) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум … со станции шел курьерский поезд.
4) Снег был глубокий, но твердый … лыжи не проваливались.
6. Пишется слитно:
1) (пол)апельсина
2) (био)станция
3) (перекати)поле
4) (бледно)розовый
7. Заимствованное слово:
1) ухват
2) земляника
3) монарх
4) исход
8. После шипящего пишется е.
1) ш…лк
2) ож…ги
3) камыш…вый
4) ш…рох
9. «Лишнее» слово среди синонимов:
1) столкновение
2) бой
3) сражение
4) битва
10. На месте пропуска запятая не ставится:
1) Ветер дул навстречу … как будто силясь остановить молодую преступницу.
1) Электрический ток – это не что иное … как движение электрических зарядов.
2) Только что чайник повесили над огнем … как вдруг один камень накалился и лопнул.
3) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил … как из ведра.
11. Ошибка в правописании суффикса имени существительного:
1) солнышко
2) замочек
3) извозщик
4) платьице
12. Не пишется отдельно:
1) (не)зная
2) (не)годовать
3) (не)впопад
4) (не)чаянно
13. Предложение соответствует грамматическим и стилистическим
нормам русского языка:
1) Арестованный беспокоился о семье, взятой под надзор полиции и которую он оставил без всяких средств к существованию.
2) Приведенные факты в книге свидетельствуют об успехах наших спортсменов.
3) Выполняя это упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведенными в задании.
4) Этот журнал я взял у подруги моей сестры, недавно уехавшей на периферию.
14. Пишется одна буква н:
1) листве…ица
2) поле…ица
3) исти…ый
4) глиня…ый
15. Множественное число имени существительного образовано неверно:
1) веера
2) инженеры
3) жребии
4) борты
16. Приставка при:
1) пр…градить
2) пр…открыть
3) пр…увеличить
4) пр…одолеть
17. Запятая на месте пропуска (пропусков) не ставится:
1) Украшенный платками и цветами … эшелон стоял у платформы.
2) Другая комната … почти вдвое больше … называлась залой.
3) Встречая утро … со всех сторон перекликались фазаны.
4) Мелкий дождь … предвестник осени … кропит землю.
18. Пишется не:
1) Дай мне н… ручку, а карандаш.
2) Н… один лист в саду на дереве не шевельнулся.
3) Куда н… оглянись, повсюду рожь густая.
4) Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он н… был.
19. Слово с чередующимися о—а в корне:
1) разговор
2) расколоть
3) косить
4) погорелец
20. Пишется без т:
1) влас…ный
2) прелес…ный
3) опас…ный
4) лес…ница
21. Тире в предложении: Молвит слово – рублем подарит.:
1) разделяет части бессоюзного сложного предложения;
2) обозначает пропуск члена предложения в неполном предложении;
3) стоит между подлежащим и сказуемым;
4) употребляется при однородных членах с обобщающим словом.
22. Ошибка в правописании приставок:
1) низвергнуть
2) бесжизненный
3) восстать
4) бесчисленный
23. Существительное женского рода:
1) рояль
2) туннель
3) мозоль
4) тюль
24. Разделительный ь или ь знак употреблен неверно:
1) с(ъ)экономить
2) пред(ъ)юбилейный
3) вороб(ь)иный
4) двух(ъ)ярусный
25. Ошибка в правописании наречий:
1) открыть настежь
2) искать вслепую
3) связать крепко-накрепко
4) издавно знать
26. Предложение соответствует схеме [ ], и [ ].
(Знаки препинания в предложениях не расставлены).
1) Веселее и громче всех смеялся сам студент и он же скорее всех и перестал.
2) Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой.
3) Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь.
4) Зашевелились тревожно и зашумели и застонали заскрипели над головой сосны.
27. Не пишется слитно:
1) (не)должен был соглашаться
2) делал (не)хотя
3) чертеж (не)закончен
4) шли (не)разговаривая
28. Все слова имеют ударение на втором слоге, кроме:
1) каталог
2) квартал
3) досуг
4) комбайнер
29. После шипящего пишется о:
1) теч…т
2) стаж…р
3) знач…к
4) ш…пот
30. Значение фразеологизма объяснено неверно:
1) кот наплакал – мало;
2) раскинуть умом – подумать;
3) пятое колесо в телеге – лишний;
4) камень преткновения – неудача.
31. Ошибка в правописании суффикса глагола:
1) проповедовал
2) усваевал
3) преодолевал
4) опаздывал
32. Пишется раздельно:
1) (В)дали прозрачной синели горы.
2) Умылся, (за)тем сел завтракать.
3) (Не)смотря на усталость, она продолжала работать.
4) (В)переди замелькали огни.
33. Часть речи определена неверно:
Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую оба глаза, не было видно ничего, кроме блеска ослепительных молний.
1) увы – междометие;
2) эту – местоимение;
3) сквозь – наречие;
4) кроме – предлог.
34. Пишется нн:
1) отвечать пута…о
2) богатое прида…ое
3) тисне…ый переплет
4) связа…ое одеяло
35. Ошибка в косвенной речи:
1) Учитель географии объявил, что завтра ваш класс пойдет на экскурсию.
2) Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.
3) Он сказал, что сделает эту работу для меня.
4) Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.
36. В слове пишется и:
1) охраня…мый склад
2) заботиться об увеличени…
3) строящ…йся школы
4) он стел…т покрывало
37. Ошибка в анализе предложения:
Яков встал рано утром, когда солнце еще не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью.
1) в первом придаточном предложении есть однородные сказуемые: палило и веяло;
2) сложноподчиненное предложение с однородным подчинением;
3) состоит из трех простых предложений;
4) во втором придаточном предложении опущен союз когда.
38. Запятая на месте пропуска не ставится:
1) Погода хорошая … но ее почти не чувствуешь.
2) Сколько бы я ни жила … не забуду этого.
3) По улицам двигались тяжелые грузовики … и мчались легковые автомобили.
4) Он заметно поседел с тех пор … как мы расстались с ним.
39. Предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла на облака.
2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
4) Наша задача завтра – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.
Дополнительное задание:Напишите сочинение-рецензию по данному ниже тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки разных народов, как то: русские, индийские, китайские, японские, афганские и другие – нетрудно отличить друг от друга и по именам героев, и по национальным черточкам их характеров. Даже животные неодинаково действуют в румынских и, скажем, во вьетнамских сказках. Например, в румынском фольклоре заяц добр, но трусоват, а в сказках Вьетнама он находчив и хитер, словно лиса. Но чьи ни возьмешь сказки – везде труд одерживает победу над богатством, правда – над ложью, добро над злом. Иначе и быть не может. Сказки эти творит народ, в них и его идеалы, и его в них восхваляются лучшие человеческие черты: смелость и находчивость, трудолюбие и честность. Все отрицательное: себялюбие, зазнайство, корысть, скупость, жестокость – неизбежно терпит поражение.
Сказки – это многовековая энциклопедия народной жизни, но энциклопедия живая, занимательная. Волшебную и правдивую, смешную и поучительную сказку передают из уст в уста, из поколения в поколение.
Тест № 2
Каждое задание содержит условие (вопрос) и четыре варианта ответа, только один из них верный. Отметьте цифру, соответствующую, по вашему мнению, верному ответу.
1. В каком слове пишется буква а?
1) мудрый ст…рожил
2) морские водор…сли
3) ум…лять о помощи
4) вым…кнуть под дождем
2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр…беречь, без…дейный, с встречаю…щися ошибками, в общественном быти…;
2) завеш…нный портьерой, пр…успевать, сем…чко, мечта о счасть…;
3) приг…реть, подск…чить, нар…щение, погл…щать;
4) бе…жизненный, ко…ьба, ра…цветший, бе…ценный.
3. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
1) Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же … небо, равнину, холмы.
2) Назвался груздем … полезай в кузов.
3) И вот бакенщик и помощник-киргиз видят … плывут по реке две лодки.
4) Из-под сена виднелись … самовар, кадка с мороженой формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробки.
4. В каком слове после шипящего пишется о?
1) ч…порный
2) сеч…т
3) ож…г (руку)
4) кош…лка
5. В каком слове ь не пишется?
1) восем…десят
2) июн…ский
3) январ…ский
4) пустош…
6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (по)прежнему, (пол)луны, (еле)еле, (долго)играющий;
2) (выпукло)вогнутый, возьми(ка), (из)под, (по)правде;
3) (по)охотничьи, (пол)дома, (темно)желтый, (пол)яблока;
4) (во)первых, (северо)западный, (кое)куда, (по)приятельски.
7. На месте каких цифр нужны запятые?
Ей попробовали рассказать (1) что говорил доктор (2) но оказалось (3) что (4) хотя доктор и говорил очень складно и долго (5) никак нельзя было передать того (6) что он сказал.
1) 1, 2, 3, 5
2) 1, 2, 3, 6
3) 1, 2, 3, 4, 5, 6
4) 1, 2, 3, 5, 6
8. Значение какого слова определено неверно?
1) Элеватор – большое помещение, где очищают, сушат и хранят зерно.
2) Юркий – ловкий в движениях, быстрый, проворный.
3) Ломовой – напористый, упрямый.
4) Интуиция – чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь.
9. Найдите слово с орфографической ошибкой:
1) цыкать
2) цистерна
3) акацыя
4) огурцы
10. Отметьте слово с приставкой при-:
1) пр…ломляться
2) пр…возносить
3) пр…скверный
4) пр…емлемый
11. В каком слове пишется нн?
1) жеван…ый
2) балован…ый ребенок
3) вялен…ая рыба
4) мы ограничен…ы временем
12. В каком примере возможно только одно написание?
1) (в)даль
2) (от)того
3) ве(з/с)ти
4) уже(ли)
13. В каком случае не пишется слитно?
1) долг (не)уплачен;
2) (не)удача привела нас к успеху, а выдержка;
3) (не)оконченный труд;
4) сказано (не)(по)русски.
14. В каком слове пишется буква ю (у после шипящего)?
1) знач…щий
2) дыш…щий
3) они завис…т
4) колыш…щийся
15. В каком предложении на месте пропуска занятая не ставится?
1) Окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака … лес встал во всем своем величии.
2) Сказать правду … спасенный не понравился Морозке с первого взгляда.
3) Одаренный необычайной силой … он работал за четверых.
4) На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами … ожидая моего противника.
16. В каком слове пишется буква и?
1) реж…шь
2) вин…грет
3) затм…вать
4) придирч…вый
17. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное):
1) Большинство учеников хорошо сдало экзамены.
2) Школу закончили сорок один ученик.
3) В деревне послышался топот и крики.
4) Докладчик пытался убедить своих слушателей, что, будто бы выдвинутые им предположения проверены на практике.
18. Укажите слово с непроизносимой согласной:
1) пос…лать постель;
2) уча…ствовать в соревновании;
3) аппетитные я…ства;
4) у него кос…ные, консервативные убеждения.
19. В каком случае пишется не?
1) Равнодушный человек не мог бы так петь, каким н… обладал бы голосом.
2) Н… одна во поле дороженька пролегла.
3) Кто бы к нему н… обращался, всякий получал дельный совет.
4) Не было н… малейшей возможности перебраться на тот берег.
20. У какого слова из предложения неправильно определены грамматические признаки?
Мне было двадцать пять лет, когда я начал писать что-то вроде воспоминаний.
1) мне – личное местоимение в дательном падеже;
2) было – глагол в прошедшем времени;
3) что-то – неопределенное местоимение;
4) вроде – наречие.
21. Какое слово неправильно разобрано по составу?
1) вы-чит-а-ем-ое
2) по-гранич-н-ый
3) рас-полож-ени-е
4) за-юшк-а
22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер.
2) Каждый думает, что, умея творить, он может учить и советовать, указывать и упрекать.
3) Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.
4) Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубечске, и какая это будет интересная жизнь.
23. В каком слове пишется глухая согласная?
1) о…тесать
2) ни…провергнуть
3) во… гордиться
4) моло…чик
24. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) крыша покрыта толем;
2) траурная вуаль;
3) роскошные веера;
4) восемь килограмм.
25. В каком слове ъ не нужен?
1) транс…европейский
2) волеиз…явление
3) сверх…изысканный
4) фотос…емка
26. Укажите слово с ударением на первом слоге:
1) кремень
2) каучук
3) мизерный
4) кухонный
27. Укажите правильный вариант ответа:
1) о-а-и-и-а-а
2) а-о-я-е-а-а
3) а-а-я-и-а-а
4) а-а-я-е-о-а
препод…ватель, просл…влять, ув…дающий цветок, разв…вать отрасль, сост…влять план, провозгл…шать.
28. Укажите предложение с союзом тоже (также):
1) Она рассказала почти то(же), что и племянница.
2) Кругом было все так(же) тихо, как накануне.
3) И мысль свою Беликов так(же) старался упрятать в футляр.
4) Состояние больного то(же) что и вчера.
29. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?
1) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю … лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез.
2) Надежду и пловца … все море поглотило.
3) В отношениях с посторонними он требовал одного … сохранения приличия.
4) Солнце взошло … начинается день.
30. Укажите слово с удвоенной согласной:
1) рас…прашивать
2) грам…ота
3) рас…простертый
4) фил…иал
31. В каком случае не пишется слитно?
1) (не)глядя по сторонам;
2) (не)дозвонился до друга;
3) (не)вступивший в силу закон;
4) мне (не)здоровится.
32. В каком предложении подчеркнутое слово пишется слитно?
1) Мы попали (в)сплошную темноту.
2) (На)сколько дней високосный год продолжительнее обычного?
3) Из темного леса (на)встречу ему идет вдохновенный кудесник.
4) Беспечные утки плавали (по)середине тростниковых зарослей.
33. Отметьте слово, в котором буква с обозначает звук з.
1) блеск
2) косьба
3) насыпь
4) стыковка
34. В каком предложении на месте пропуска нужна запятая?
1) А по другую сторону ворот стоял амбар, совершенно такой же по фасаду … как и дом.
2) Полученный ответ рассматривался … как согласие.
3) Брызги и волны были … как в жизни.
4) Она воспринимала мать … как старшую сестру.
35. Отметьте вид связи слов в словосочетании – управление:
1) бабушкины очки;
2) думать о лете;
3) очень красивый;
4) читать наизусть.
36. Где чужая речь оформлена в предложении неправильно?
1) «Разрешите обратиться», – сказал Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата.
2) «Ну полно, полно! – сказал Печорин, – обняв его по-дружески. – Неужели не тот же?»
3) «Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк».
4) «Мы решили: продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать».
37. В каком варианте подчеркнутое слово пишется с прописной
(большой) буквы?
1) Садовое кольцо:
2) русско-турецкие войны;
3) поволжье;
4) эзопов язык.
38. Отметьте ошибку в анализе предложения:
В небольших хозяйствах, где косили машинами, хлеб лежал не в копнах, а в кучах.