Маргарита Ефимова
Научись водить как женщина
«Женщину невозможно победить. Если вы не любите неприятности, то не будете и пытаться».
Уильям Фолкнер, писатель
Красивые слова, правда? А как после таких слов не почувствовать себя победительницей в любых жизненных ситуациях?
В этих словах отражается мой призыв ко всем девчонкам, девушкам и женщинам, которые до сих пор сомневаются, что смогут отлично водить автомобиль и поражать всех своим водительским мастерством. Милые мои! Да, только от вас зависит будете вы королевой и профессионалом на дороге или вечно крадущейся серой мышкой, получающей тумаков на дороге в виде шуток, оскорблений или даже в виде мелких ДТП.
Вы до сих пор думаете, что лучшие водители – мужчины? А у женщин куча проблем и странностей, из-за которых, что называется, «не дано»?
И мужчины, и женщины могут водить одинаково хорошо, если будут учить правила дорожного движения, анализировать свою деятельность за рулем и тонко и точно разбираться в своих особенностях. Нужно находить свои достоинства и применять их на практике. Нужно уметь видеть свои недостатки и устранять их. Вот и весь секрет.
И в этой книге я докажу вам, что у нас есть куча преимуществ, которые мы должны использовать в дорожном движении. А еще расскажу, как найти и разобраться со своими недостатками.
Эта книга стала закономерным продолжением моего курса по женскому вождению. И эффект от него был поистине потрясающий! Девушки, которые боялись водить автомобиль, после курса пришли в автошколы – настолько поверили в себя. И в автошколе они обучились суперуспешно – сдали все экзамены с первого раза. Вот что значит, когда в тебя верят и дают правильный настрой. И ты тоже начинаешь верить в себя!
И я хочу верить, что, прочитав эту книгу, вы наконец-то поверите в себя, научитесь справляться со своими ошибками и поймете, что вы супер-водитель.
Хочется закончить свою вступительную речь словами моего Учителя (именно так, с большой буквы), который дал мне потрясающие знания в области вождения: «Полетели, как сдурели». Вперед!
Часть 1. Мужчины и женщины: насколько мы разные в вождении. И не только
Много уже было сказано об отличиях мужчин и женщин не только в физиологическом плане, но и в плане процессов психологии. Сразу на ум приходит известная книга «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грея. Даже если вы ее не читали, то наверняка слышали хоть раз. Там очень подробно объясняется, что мы видим этот мир по-разному и по-разному воспринимаем его.
И это правда. Мы на самом деле отличаемся друг от друга восприятием этого мира и реакциями на раздражители – ситуации, которые происходят с нами. Из-за этого мужчины зачастую не могут понять женщин, а мы, в свою очередь, очень тяжело понимаем мужчин. Чего стоит только игра в намеки – женщины обожают намекать на что-то, а мужчина намеков не понимает. Совсем. Никогда. Когда я это поняла и приняла, мне стало немного легче общаться со своим мужем. Но я, как и любая другая девушка, все равно не могу отказаться от привычки намекать.
Поэтому чем раньше мы осознаем, что у нас есть свои особенности, и чем скорее их примем, тем спокойнее и увереннее мы станем в своих действиях – хоть на дороге, хоть и в обычной жизни.
Сразу оговорюсь, что то, что я скажу в дальнейшем, не является истиной в последней инстанции. Но не потому, что я ошибаюсь. А потому, что все люди разные, и те или иные особенности представлены у них в разной степени. Но то, о чем в дальнейшем пойдет речь, характерно для большинства. И вы, наверняка, узнаете себя и очень удивитесь, что на самом деле так все с вами и происходит.
Начнем с мужчин. Как же они реагируют на мир в целом и на движение по дороге в частности? Я выделяю несколько особенностей мужского поведения, которые интересны мне с точки зрения и дорожного движения.
Мужчина более рассудителен
«Ой, ну, да», – скажете вы. – «Как же! Вон что они творят на дорогах!». Но мы же с вами рассматриваем большинство, а не отдельно взятых личностей, которые под общие правила не попадают.
Поступками мужчины зачастую руководит разум, а не эмоции. И здесь им еще помогает и логика – спутница разума. Когда мужчина едет в транспортном потоке, особенно в плотном или на большой скорости, он отдает предпочтение логике. А значит, выбирает более удобные для него маршруты, следит за маневрами других участников. Именно эта черта многих мужчин и породила идею того, что мужчины – лучшие водители.
Но от пола не зависит ничего, если у тебя есть достаточные качества, чтобы твое водительское мастерство было на уровне.
А знаете, кто был первым водителем первого изобретенного автомобиля? Берта Бенц, супруга изобретателя Карла Бенца. Да-да, тот самый Мерседес Бенц. Она фактически спасла от краха фирму своего мужа, совершив, как сейчас бы сказали, промо-поездку на автомобиле с двумя сыновьями. Впоследствии она не раз участвовала в испытаниях автомобилей, и благодаря ей возникли междугородние автомобильные перевозки. Фактически, она была водителем-испытателем наравне с мужчинами.
Однако вы не станете спорить, что рассудительность, характерная больше для мужчин, если проявляется у женщин, то они водят просто отлично. Я не знаю ни одного хорошего водителя любого пола, кто был бы при этом абсолютно глупым или недумающим, неанализирующим. Но тем не менее, мужчинам с этим повезло – природа наградила их этим сполна.
Мужчину сложно вывести из равновесия обычной дорожной ситуацией
Наверняка замечали – мужчина едет за рулем, и его кто-то подрезал. Во-первых, в большинстве случаев он очень быстро среагирует, скорее всего вспылит, но продолжит движение. Он не станет останавливаться, нервно курить или еще полдня обсуждать эту ситуацию со всеми друзьями и коллегами на работе, жалуясь на стиль вождения некоторых граждан.
А что обычно делаем мы, девушки? Ох, придем, всем нажалуемся. Нас подрежут, мы еще полдороги будем ехать взбудораженные. Такая излишняя эмоциональность, конечно же, не очень удачна для дорожного движения.
Наши мужчины более жесткие, в каком-то плане, черствее, чем мы. Но это правильно. Если бы мужчины были бы такими же мягкими, как женщины, род человеческий просто не выжил. Поэтому многие наши особенности заложены на природном уровне, генетически.
Мужчина должен быть готов к трудностям, неожиданностям. У него должна быть более быстрая реакция. Это все помогает и на дороге, особенно при современном стиле движения во многих городах, зачастую обусловленном излишней агрессией, резкостью маневров, нетерпимостью.
Мужчины в большинстве случаев видят картинку мира целостно
То есть он подъехал к перекрестку и «все как на ладони». Он видит все автомобили, их траектории, знаки – сразу. Мужчина видит ситуацию в целом, и это очень огромный плюс на дороге, где решение нужно принимать за считанные доли секунды. А значит, информация должна обрабатываться мозгом очень быстро. А если бы восприятие дороги происходило постепенно, поэтапно, представляете, как это было бы медленно.
Однако при этом преимуществе мужчины неспособны замечать отдельные, выбивающиеся из общей картины детали. Например, вы так долго старались и сделали стрижку. Или изменили цвет волос на несколько тонов. Или маникюр у вас новый. А он этого не видит. Но он не виноват – просто в его картине мира вы остались собою. Вы все та же его жена, которая была вчера. И одну изменившуюся деталь без вашей подсказки он не найдет. Природа такой механизм не заложила. Мужчина-охотник. Ему исторически важно было видеть картину нападения целиком, простроить стратегию нападения. И детали ему совсем были не нужны.
Но именно по этой причине у мужчин наблюдается один заметный «косяк» – они очень часто не выключают поворотники после маневра. Казалось бы, он ведь тикает, мигает на приборной панели. Но нет. Ведь это всего лишь маленькая незначимая деталь в окружении мужчины, а, значит, она его не беспокоит.
Например, у меня учился переподготовщик с категории С на категорию D (автобусы). И он честно признался, что съезжает с перекрестка с кругом движением с правым поворотником, но по левой полосе, и потом едет вперед, проезжая перекрестка три, и лишь после вспоминает, что поворотник правый у него так и работает. А представьте людей рядом с ним. Они едут, сбрасывают скорость, пытаются дать ему возможность перестроиться, а он и не собирается. Так что не все так гладко с вождением у наших мужчин.
Мужчина сложно подстраивается под изменившиеся условия или обстоятельства
Как это проявляется? Они более консервативны, менее мобильны. Если что-то вошло в привычку, им очень сложно перестроиться, избавиться от старого, привыкнуть к новому. Это еще и характерная черта для возраста. Чем старше, тем больше эта особенность начинает проявляться. И это сказывается на всех сферах жизни, не только на вождении.
Например, по этой причине военные не могут найти себя на «гражданке» – тяжело. По этой причине мужчины реже меняют место работы, место жительства. Им тяжелее бросить курить или отказаться от любой другой привычки.
Или мужчина очень долго живет один, становится «закоренелым холостяком». И ему очень сложно потом пустить в свою жизнь спутницу, ведь она все изменит, а от для некоторых – как кожу снимать, настолько сложно.
На дороге эта особенность проявляется в очень многих ситуациях. Например, появляется трудность при изменении режима движения через перекресток – постоянно или на временной основе из-за ремонтных работ, значения нет. Мужчины так и норовят проехать этот отрезок дороги по-старому, так, как они привыкли, а не как того требуют правила.
Или на дороге появилась яма или выбоина, которой раньше не было. Мужчина может проехать раз сто по этой дороге и каждый раз попадать в нее. Потому что тяжело. На сто первый раз сработает наконец привычка.
А хуже всего это работает в перспективе. Однажды мужчина выучил правила дорожного движения. И ездил по ним несколько лет. А потом некоторые правила изменились, стали другими. Но он все равно будет продолжать ездить по-старому, потому что так привык. И получается, чем больше стаж вождения, тем больше произошло за эти годы изменений в пдд, и тем больше ошибок совершает такой водитель. Зачастую даже не признавая, что он ошибается.
Я встречала людей, мужчин, которые отвечали своим женам в ответ на их замечания относительно соблюдения правил следующее: «Ты вот учишь новые правила, вот и езди по ним. А я вот как учился 20 лет назад, так вот по тем правилам ездить и буду, и мне плевать, что там менялось. Я ничего менять не буду».
Очень меня злит это утверждение. Потому что из-за этого я частенько попадаю в конфликты на дороге именно с водителями с большим стажем вождения.
Стиль вождения тоже относится к этой черте. Сейчас водителям возрастным на дорогах очень тяжело приходится. Но по большей части не просто из-за возраста, а опять из-за силы привычки и нежелания перестраиваться. Они начинали водить, когда и автомобили были другие, и трафик был другой. Но потом все изменилось, а они так и не смогли перестроиться. И продолжают ехать так, как если бы это было лет 40 назад. И опять все это приводит к возникновению аварийных ситуаций.
Мужчины более агрессивны
Да, да, да и еще раз да! Это все заложено природой, и против этого мы бессильны. Так сложилось, что мужчине приходилось сражаться с дикими зверями, чтобы защитить свое племя, охотиться, отстаивать сове право на самку. И еще много всего подстерегало наших предков в условиях дикой жизни. И те, кто думают, что мы эволюционировали и избавились от природных инстинктов, глубоко ошибается. Это еще произойдет нескоро, потому как человечество, как вид, развивается еще очень малый срок.
Кто-то мне, конечно, возразит и скажет, что женщины бывают более жестоки, нежели чем мужчины. Но, ребята, я говорю не о жестокости, а именно об агрессии. О природном выражении превосходства и силы.
Как это проявляется в вождении? За рулем мужчины очень любят лихачить. Зачастую они едут в быстром, резком темпе, орут на всех едущих не так, как они привыкли. Замечали, как некоторые аж трясутся от злости, пока находятся за рулем. Мужчина стремится к лидерству даже на дороге, пытаясь всем доказать, какой он крутой. Дух соперничества преследует их с первого поворота ключа. Усугубляется ситуация еще и тем, что у мужчин практически напрочь отсутствует инстинкт самосохранения. Для продолжения рода нужен ведь всего один самец, а потом для успешного выживания потомства, в основном, нужна мать. Поэтому природа в их отношении много этого инстинкта закладывать и не стала. Значит, мужчины чаще идут на риск, потому что они не бояться всего настолько, сколько мы, девушки. И вот тут эта черта вступает в непримиримое противостояние с разумностью и логикой. И если побеждает разум, то все заканчивается хорошо и приятно. А вот если агрессия, то исход, скорее всего, для кого-то будет не тот, что ожидали.
У меня даже есть одна интересная мини-история, связанная с мужской агрессивностью и лидерством. У одной моей знакомой муж очень любит на дороге вести себя резко и дерзко. То есть напрямую всем демонстрирует свои лидерские качества. И тут ему назначили пропить магний. Как вы знаете, он обладает хорошими успокоительными свойствами. И что вы думаете? Магний действительно сделал его спокойнее. И он перестал его пить! Потому что он слишком спокоен и «заторможен», перестал ездить так агрессивно, резко и быстро, как раньше. И все, мужчину это не устроило. Вот насколько желание лидерства порой важно.
И еще здесь же хотелось сказать об одной черте, которая не привязана ни к мужчинам, ни к женщинам, но проявляется именно при управлении автомобилем. Есть люди, которые в обычной жизни тихушники, или скромняги, или такие закомплексованные, забитые, боящиеся сказать лишнее слово. Но на дороге это первые лихачи – они подрезают, нарушают правила, идут на конфликт, стремятся погоняться. Возможно, кто-то из вас, прочитав это, вспомнит своего знакомого, одноклассника, клиента. Знаете, почему так происходит? Потому что, сидя за рулем своего автомобиля, эти люди начинают чувствовать себя в безопасности. Они как будто спрятались. Но при этом они управляют автомобилем, то есть вольны делать, по сути, что хотят. И это дает чувство власти над жизнью. И вот тут у кого-то появляется наконец-то смелость, а у кого-то за рулем и вовсе рвет предохранители, и человек становится неуправляемым, жестоким. Такое альтер-эго, темная сторона.
К сожалению, девушкам это тоже присуще. Сколько раз видела – несется такая деловая, крутость так и прет, гонит на всех парах, пролетает на красный и тут…БАХ! Врезалась. И из машины выходит уже не та крутая девчонка, а зареванная девушка, которая в редких случаях просит прощения, а чаще всего, начинает звонить по телефону и жаловаться, что какой-то…влетел в нее, а она вся такая теперь несчастная.
Замечали за собой такое? Если это проявляется в легком кураже, кайфе от вождения – это не страшно. А вот если вы начинаете мнить себя королевой дороги – обратите внимание на сгоревшие предохранители вашего мозга.
Вот так, вкратце, я попыталась объяснить вам мотивы и особенности поведения мужчин за рулем. Еще раз скажу, это не достоинства и недостатки – это именно особенности, с которыми нужно уметь жить и справляться.
А что же касается женщин? Наверняка вы догадались, что у женщин будет все прямо противоположное. Как бы смешно это ни было, но это так. Мы действительно настолько разные. Поэтому нам трудно временами понять друг друга. Но тем не менее, давайте поговорим о нас с вами более подробно.
Женщина более эмоциональна и легко выходит из себя
Замечали за собой? Слезливый момент в фильме, стишок про маму, отправленный в WhatsApp, спящий ребенок. Все это вызывает у нас умиление. А разные события могут вызвать спектр разных эмоций и ощущений, от дико положительных до бешено отрицательных.
Езда по дороге, по сути – постоянный стресс. Тебя постоянно выводят на эмоции – подрезают, сигналят, пытаются «научить», если кажется, что ты едешь неправильно. Порой даже обзывают и матерят.
В этой ситуации женщина за рулем, особенно новичок, может потерять чувство равновесия, начать совершать еще больше ошибок, разволноваться, и даже поддаться панике или впасть в истерику. О каком нормальном вождении мы тогда сможем говорить?
Мне немного повезло в этом плане. У меня очень сильно развито аналитическое мышление и логика, а также разум для меня стоит на первом месте, и в критичной ситуации я могу отключать эмоции полностью. Включается холодный разум. Потом я могу приехать домой и разреветься. Меня может трясти, я буду отходить. Но в момент чего-то экстренного я максимально собрана и рассуждаю трезво и спокойно.
А еще у меня есть чувство врожденного, а, возможно, приобретенного «пофигизма» на звуковые сигналы от других водителей. Когда мне кто-то сигналит, я сразу очень быстро оцениваю ситуацию – нарушаю ли я что-то? Мешаю ли кому-то? Подрезаю? Если ничего этого не происходит (а это не происходит, потому что я думаю, когда еду за рулем), мне становится глубоко все равно, что побудило индивидуума сзади меня начать мне сигналить.
Была у меня такая ситуация на практическом занятии, когда я еще сама училась на водителя. Нужно было выполнить поворот налево на перекрестке. Мы очень хорошо перестроились в левую полосу, заранее включили левый поворотник и стали ждать возможности повернуть. За нами в левой полосе никого не было! Мы простояли секунд двадцать, и тут сзади подлетает юноша с девушкой-пассажиркой и сразу начинает нам сигналить. Правая полоса при этом свободна, и он может нас по ней объехать. Мне поворачивать нельзя, потому что встречка идет непрерывным потоком. Я стою и не могу понять, а что ему надо? Закончилось все банально – мой инструктор сказал ему, что ему нужно сделать в непередаваемой форме. А я тогда поняла, что мне было все равно, что он мне сигналил. Я четко понимала, что ничего не нарушаю и все сделала правильно. Единственное, о чем я тогда подумала, так это об экзамене в ГИБДД. Переживала, что, если на экзамене мне так начнут сигналить, не завалит ли меня мой экзаменатор. Но меня успокоили и сказали, что скорее, если бы такое случилось на экзамене, в отношении этого водителя выписали бы штраф за нарушение правил подачи звукового сигнала.
Хочу сразу вас успокоить – обычно даже у очень эмоциональных девушек с годами вождения появляется это чувство «пофигизма» к таким дорожным ситуациям. Но важно, чтобы оно оставалось здоровым.
К сожалению, иногда женщина настолько вырабатывает в себе «пофигизм» к движению, что перестает видеть свои ошибки и считает себя правой, в принципе. И потом это очень тяжело исправить. С этим я сталкиваюсь ежедневно на дорогах и в своем блоге, когда читаю комментарии от женщин, которые неправильно оценивают ту или иную дорожную ситуацию. А когда ты говоришь им об их ошибках, то они утверждают, что правы и пусть все остальные подучат правила.
Если такое чувство возникает, это неправильно, и нужно корректировать свое поведение. Мы недооцениваем важность адекватного вождения. Мы привыкли, что, закончив автошколу, больше не нужно учиться – и так всему научили. И оказываемся неправы, потому что в автошколе дают базу, это как начальные классы в школе. Научили читать и писать и нормально. А для того, чтобы понимать автомобиль или любое другое транспортное средство, чтобы адекватно водить, а главное, безопасно, нужно постоянно поднимать свое мастерство, учиться, узнавать новое, совершенствоваться.
Женщины воспринимают мир детально, а не целостно
Помните, как это у мужчин? А у нас все иначе. Сначала мозг видит детали, потом они складываются (или не складываются, в отдельных случаях) в целостную картинку.
Почему так? Все та же природа. Исконно женщины занимались собирательством, пока мужчины были на охоте. Им необходимо было в куче листьев найти ароматные плоды, в полотне зеленой травы шляпки грибов. Поэтому природа наградила нас способностью видеть детали. Подмечать то, что скрыто.
Именно по этой причине девушка всегда различит чужой волос на рубашке любимого. Или шлейф незнакомых духов. А как замечательно это качество работает в тех профессиях, в которых важно внимание к деталям, точность и аккуратность.
А вот в вождении это, с одной стороны, плохо. А с другой, хорошо. Давайте разбираться.
Например, вы подъезжаете к перекрестку. И прежде, чем вы поймете, как вам его проезжать, вам нужно будет просканировать все детали – машины, их направления, знаки, светофор и прочее. А потом собрать это все в общую картинку, и понять, какие детали важны именно для вас. И вот тут-то и возникает заковырка. Если ваш мозг натренирован, или у него изначально есть такое природное качество, и он быстро обрабатывает информацию, то он сможет моментально все проанализировать, и вы, можно сказать, как мужчины, сразу оцените всю ситуацию. А вот если мозг к такому не привык, тут возникает эффект «тормоза». Знакомо? Обычно, что говорят другие? «Ой, ну все, тупит стоит. Тормоз, думай быстрее». А по факту это всего лишь говорит о том, что вы и правда долго думаете. Но совсем не значит, что неправильно.
В этой ситуации мозг необходимо тренировать. А вот как – об этом я вам обязательно расскажу в следующих частях книги. Потому что это важное умение, без которого хорошего вождения не выйдет.
С другой стороны, выделение деталей – это преимущество. От девушек не ускользают детали там, где они очень важны. Например, на дороге появился новый дорожный знак или новая дорожная разметка. Девушка сразу заметит, что изменилось. Эта новая деталь вне всякого сомнения бросится в глаза. Или тот же работающий поворотник, который необходимо выключить.
Или, при наличии хотя бы общих знаний устройства автомобиля, девушка заметит изменения в работе авто – среагирует на странный шум, вибрации. Здесь я сравниваю нас с принцессами на горошине. Как она почувствовала ее через столько перин. И мы за рулем ровно так же.
Однажды я ехала по дороге на работу, и на очередном перекрестке затормозила, как обычно. Но мою машину протащило чуть дальше, чем я ожидала. Знаете, какой сразу возник диссонанс в моей голове при отличии реального от ожидаемого? Я тут же стала прислушиваться, присматриваться к ходу движения. И в итоге пришла к выводу, что просто попала на заледенелый участок дороги, который был припорошен снегом. Но моя реакция тогда меня удивила. Конечно, чуть позже, когда я уже подробно занялась изучением вопроса особенностей женщин за рулем, я быстро поняла, в чем было соль. Теперь и вам, надеюсь, все становится понятнее, с каждой прочитанной страницей
Женщины более мобильны
Очень классная черта, благодаря которой нам действительно живется легче. Не буду снова рассказывать про законы природы, ее механизмы приспособления. Но очевидно, что такая способность именно женщинам была нужна на всех уровнях. И остается нужной и необходимой. Кто может выполнять много задач одновременно? Кто, как не девушки, потеряв место работы, зачастую находят себя в профессии абсолютно противоположной той, что у них была? И я пример тому. У меня две специальности: учитель начальных классов и преподаватель-лингвист иностранных языков и культур. И я работала достаточно большой срок в общеобразовательной школе учителем английского и французского языков. А потом пошла учиться в автошколу и, вуаля, я уже преподаватель основ законодательства в сфере дорожного движения. А когда я заканчивала свое обучение в университете, я и предположить не могла, где в итоге окажусь. А начиная работать в автошколе, я и представить не могла, что стану блогером-экспертом в области дорожного движения, автором уникальных курсов и даже напишу свою собственную серьезную книгу.
А как нам это помогает в дорожном движении! Если вдруг на дороге, например, на определенном перекрестке изменится режим движения, то девушки-водители достаточно быстро перестроятся под новый ритм. Они не испытают особых трудностей и сориентируются в изменившихся условиях.
Это будет работать во всем, что касается автомобиля. По сути, девушка даже может сама отремонтировать свой автомобиль, если к этому вынудят обстоятельства.
И тут уже мужчины смогут мне возразить и привести примеры с дамами, которые при движении смотрят в телефон и больше ничего не видят. И я соглашусь, что есть такие девушки. Ровно, как и мужчины. Но я еще раз повторюсь, что пишу о большинстве, а не о тех уникальных «одаренных» личностях, которым не место за рулем.
Как мы видим из первой части, у мужчин и женщин есть различия в вождении, многие из которых обусловлены всего лишь факторами и особенностями, заложенными в нас природой. Но мы должны стараться делать так, чтобы наши различия никак не сказывались на нашем мастерстве вождения в худшую сторону. А вот использовать наши отличительные преимущества не только можно, но и нужно. И именно об этом мы поговорим во второй части.