Книга Второе рождение - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Селиванова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Второе рождение
Второе рождение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Второе рождение

(продолжает более строго)

Лучше что-то, чем ничего.


Она, пытаясь вытащить сигару из новой плотной коробки, от волнения разрывает ее.


ПЕТРОВА

(взяв сигару в руки, говорит, не глядя на Красавина)

Дай закурить.


Он не спеша достает из кармана пиджака отделанную черным лаком золотую зажигалку S.T.Dupont коллекции ligne и останавливает руку на середине расстояния между собой и Петровой. Чтобы прикурить, она заметно наклоняет голову перед ним. Он, глядя сверху, ухмыляется.

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕВЕРСКА. ЗНАКОМСТВО ОЛЬГИ С ДЕПАРТАМЕНТОМ.

Чернавский и Русакова выходят из приемной вместе и молча идут вглубь по коридору этажа. Шагов через десять Лева останавливается, открывает дверь комнаты и пропускает Ольгу вперед.

Они заходят в кабинет метров 15, с небольшим окном напротив входа. Справа и слева вдоль стен расположены вплотную по два стола. За двумя столами, напротив друг друга, сидит симпатичная молодая девушка 23 лет и полнеющий мужчина лет 35. Свободные столы заняты бумагами, на них небрежно лежат папки и ненужная канцелярская мелочь. «Бездельники», – глядя на них, думает Русакова. Они встают, увидев начальника, неизвестную женщину, вошедшую с ним, и здороваются с Ольгой.


ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Знакомьтесь, коллеги. Это Ольга Николаевна Русакова, мой заместитель. Человек опытный и известный, талантливый журналист, хороший управленец. Рад возможности совместной работы. Располагайтесь, Ольга Николаевна. И начинайте трудиться вместе с нами. Библиотека у нас на первом этаже. Если будут вопросы, обращайтесь к сотрудникам департамента.


ДЕВУШКА

Ирина.


МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК

Олег.


ОЛЬГА

(кивает им в ответ)

Спасибо, Лев Александрович.


После ухода Левы, поставив сумку на свободный стол, на котором отсутствует стационарный телефон, Ольга обращается к присутствующим.


ОЛЬГА

Извините, есть ли у вас справочник сотрудников администрации?


ИРИНА

(отвечает быстро)

Вообще-то все телефоны на сайте.


Она снова углубляется в монитор компьютера. Ольга, как бы рассматривая, что находится на ее будущем рабочем столе, косится на экран сотрудницы. Девушка увлеченно читает новости на сайте о знаменитостях.

Ольга выходит из кабинета и идет в приемную, к секретарю Чернавского. Та выдает Ольге небольшого формата книжечку со списком сотрудников и их рабочих телефонов.

В надежде, что региональные чиновники бытовую тему разрулят быстрее московских, она со своего мобильного номера звонит заместителю директора управления делами. После взаимного приветствия Ольга представляется и просит выдать ей необходимые для работы телефонный аппарат, компьютер, принтер, канцтовары.


ЧИНОВНИК

(отвечает грубо)

А почему вы звоните мне с этими вопросами? Решайте все со своим директором…

Пусть пишет служебную записку. Как положено. Завтра выдадим.


Ольга снова идет к секретарю Чернавского, возвращает книжку телефонов.


ОЛЬГА

Передайте Льву Александровичу, что мне нужны канцтовары и бумага. Пусть распорядится.


Секретарь, яркая, ухоженная молодая дама, одновременно с Ольгой разговаривает еще по мобильному телефону, слушая что-то явно приятное.


СЕКРЕТАРЬ

(кивком головы как бы спрашивает)

В чем еще проблема?


ОЛЬГА

Напишите, пожалуйста, служебную записку и передайте ее Льву Александровичу.


СЕКРЕТАРЬ

(прямо и высокомерно смотрит Ольге в глаза, отстраняет от уха свой мобильный и твердым тоном распоряжается)

Вам же нужна техника, вы и напишите служебную записку от имени Чернавского и перечислите в письме, что вам нужно и в каком количестве. У нищих слуг нет.


ОЛЬГА

У кого можно взять компьютер?


СЕКРЕТАРЬ

Зайдите к помощнику Чернавского. Я ему сейчас позвоню, он уступит свой комп минут на десять.


Понимая, что работники администрации заняты мнимыми делами и что сегодня для нее рабочий день окончен, Ольга отправляется к помощнику.

МОСКВА. НАЧАЛО 90-х XX ВЕКА. ОЛЬГА. ОТЕЦ. ПОМАДА. ВОСПОМИНАНИЕ ТРЕТЬЕ.

Просторная трехкомнатная квартира на Соколе, в которой она живет вместе с родителями и старшим братом.

Отец – директор оборонного завода авиадвигателей, который располагается почти рядом, неподалеку от станции метро Сокол. в советские годы, благодаря ведомственному снабжению и принадлежности отца к «целевому контингенту», в семье был достаток. Особой гордостью стала домашняя библиотека, состоящая из подписных изданий русской и зарубежной классики. Отец выписывал множество литературных журналов и газет, дети их ждали и читали.

Но отец дома – редкий гость. Ольга внешне очень похожа на него, что особенно отмечали его родные сестры. Они для отца главная любовь, и Ольгу это задевает. Ей хотелось откровенных разговоров и мягкого к себе отношения такого умного человека, каким был отец для окружающих. Однако он пребывал в мыслях как будто не в семье, в других, важных, государственных заботах. И если Ольга к нему с чем-то обращалась, он казался ей не сильно вникающим и даже раздраженным.

Поздний вечер. Родители сидят в большой комнате на диване перед телевизором. На полке книжного стеллажа Ольга находит красивую коробочку. Это в серебристом футляре косметический набор из Польши. Открывает, любуется необычной яркой губной помадой в виде белой сигареты с необыкновенным запахом ванили. Такого ни у кого не было! А у нее есть.


ОЛЬГА

Папа, я возьму ее себе?


ОТЕЦ

Нет. Это подарок тете Лене, твоей крестной.


ОЛЬГА

Это почему еще? Тетя Лена не успеет взять в руки, как помаду себе заберет Танька.


ОТЕЦ

Я привез своей младшей сестре, ей и подарю.


ОЛЬГА

(разворачивается всем корпусом, делая несколько шагов, она останавливается прямо перед отцом, и закрывая собой экран телевизора, твердо заявляет)

Да тебе не интересно, что мне нужно, что я хочу и чего я жду. Ни ты, ни мать никогда не спросили меня, что я хочу получить от вас на день рождения!

(ДАЛЬШЕ)


ОЛЬГА (ПРОД.)

У вас только работа в голове и родственники, приезжающие в Москву, к нам, как в гостиницу! Им мы обязаны! Что они сделали для нас? Для меня?


ОТЕЦ

А что сделала для них ты? Ты мешаешь мне смотреть хоккей, отойди.


ОЛЬГА

Я – твоя дочь, и я хочу, чтобы меня любил мой папа, молодец для всех вокруг. Но не для меня. Мне нужен отец, который хотел со мной поговорить и не отделывался в редкий день коробкой конфет! А тебе жаль помаду для меня…


ОТЕЦ

Добейся чего-то стоящего в жизни без помады.


МАТЬ

(грозно смотрит на Олю и командным голосом ее обрывает)

Отстань от отца, он отдыхает дома и поставь помаду на место.


ОЛЬГА

(сдерживая слезы, бросает красивую вещицу на пол и кричит)

Ненавижу вас и ваше лицемерие.


На следующее утро Оля встречается с отцом в коридоре. Он надевает пальто и вдруг видит младшую дочь побритой налысо и ярко накрашенными ресницами.

СЕВЕРСК. ВЕЧЕР ИЮНЬСКОГО ДНЯ. ЗНАКОМСТВО ОЛЬГИ С АЛЕКСЕЕМ.

На набережной ветрено и холодно. Нет закатного солнца, окружающий пейзаж погружен в прозрачную воздушную пелену, напоминающую петербургскую белую ночь. Ольга, укутавшись в большой шерстяной палантин, не спеша идет по брусчатке, нуждающейся в реставрации. Но все равно приятна под ногами «пыль веков», как и радуют глаз вековые тополя, стоящие вдоль русла реки.

Слева, на асфальтированной дорожке, по аллее из канадских кленов, бежит в спортивной экипировке молодая пара.

Вдалеке виднеется знаменитый музей-ледокол, и Ольга быстрым шагом направляется к плавучему памятнику. Она разглядывает сбегающего вниз по трапу спортивного вида мужчину, заметившего ее тоже. Подойдя ближе, она убеждается, что памятник кораблестроения, хоть и стоит на «вечном» приколе, но выглядит как действующий.

Незнакомый шатен, тот, который еще недавно сбегал по скрипящему трапу, подходит к Ольге и останавливается примерно в метре от нее.


АЛЕКСЕЙ

Я так и не придумал, что вам сказать, чтобы познакомиться.


Ольга видит спортивного вида мужчину средних лет в синих брюках и белой рубашке. Она, не спеша, оглядывается по сторонам.


ОЛЬГА

Короткое северное лето. Сезон знакомств?


Ее взгляд выхватывает зеленовато-хвойного цвета глаза и крепкий квадратный подбородок с ямочкой на слегка загорелом улыбающемся лице мужчины.


АЛЕКСЕЙ

(подходит ближе)

Нет. Но нового человека всегда видно. Тем более такую стильную девушку.


ОЛЬГА

(улыбается)

Вы моряк?


АЛЕКСЕЙ

(рассматривает ее лицо)

Только в душе… Тяжелый день был, а вот увидел вас, и сразу подъем.


Она неожиданно ощущает какую-то теплоту. И с хорошим предчувствием поддерживает разговор.


ОЛЬГА

Что же исключительного у вас случилось?


АЛЕКСЕЙ

(его лицо становится на мгновение серьезным)

Люди без принципов… Но не буду вас грузить. Как давно у нас?


ОЛЬГА

Я турист. Проездом.


АЛЕКСЕЙ

(говорит, глядя на ее не накрашенные губы)

Тоже непростой день был?


ОЛЬГА

Не стоит видеть в каждом пункте дел перст судьбы.


АЛЕКСЕЙ

И я о том же. Справимся. Так я готов сопровождать вас и показать город.


ОЛЬГА

(поворачивает голову налево, услышав громкий разговор проходящей мимо компании людей)

С чего советуете начать?


АЛЕКСЕЙ

Много вы видели караоке на кораблях?


ОЛЬГА

(переходит на как бы серьезный тон)

Неизбитая затея. Как-нибудь зайду в ваш поющий музей.


АЛЕКСЕЙ

(протягивает руку)

Алексей. По совместительству кассир. Без меня не зайти.


ОЛЬГА

(она вкладывает руку в его широкую ладонь. Рукопожатие легкое, но он задерживает прикосновение)

А у меня льготы.


АЛЕКСЕЙ

(воодушевленно)

Не любите правила… Вы еще честнее, чем я думал. Значит, до завтра? Я буду ждать вас здесь в час. А кого я жду в час?


ОЛЬГА

Меня зовут Ольга.


АЛЕКСЕЙ

(медленно отпускает ее руку)

Значит, до встречи.

СЕВЕРСК. КОРАБЛЬ. АЛЕКСЕЙ И ОЛЬГА. ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ.

Весь черный, с золотой полоской вокруг, с красивыми линиями обводов стометровый ледокол «Адмирал Макаров» впечатляет своей строгой красотой и величием.

Алексей к встрече явно подготовился. У борта корабля в белых брюках, в светлом легком блейзере в синюю полоску и в капитанской фуражке он выглядит немного на кураже.

Оля подходит к Алексею. Не заметить его сияющий взгляд было невозможно.


ОЛЬГА

Здравствуйте!


АЛЕКСЕЙ

Добрый день! Сегодня я – ваш экскурсовод. Добро пожаловать на борт!


Он пропускает даму вперед. Оценив ее фигуру в голубом приталенном платье и тонкий аромат духов, немного подождав, сам поднимается по трапу вслед за Ольгой.

Оказавшись на палубе, Оля поворачивается к Алексею.


ОЛЬГА

Как к вам обращаться? Товарищ капитан?


АЛЕКСЕЙ

Мой отец был капитаном. Я, скорее, штурман.


ОЛЬГА

Большая команда нужна такой махине?


АЛЕКСЕЙ

Этим ледоколом непосредственно управляли 3 человека. Вахта длилась 4 часа. Например, с 4 дня до 8 вечера и с 4 утра до 8 утра. Следующая вахта – с 8 вечера до полуночи и с 8 утра до полудня. Всего 3 смены.


ОЛЬГА

И вы в ответе за этот корабль?


АЛЕКСЕЙ

Как и он за меня. Место силы. Никогда не терпел бедствие, не просил о помощи. Пойдемте.


Алексей первым спускается по трапу в рулевую рубку. Ольга за ним, держась за перила. В конце лестницы он останавливается и протягивает Оле руку, посмотрев ей прямо в глаза. Она не отводит взгляд.


АЛЕКСЕЙ

И многие суда спас.


Они входят в рубку.


АЛЕКСЕЙ

Штурвалом рулит матрос. Старший вахты отдает ему команды.


Панель управления кораблем ее не сильно впечатляет, и она вежливо улыбается. Зато она очарована его благородным взглядом, тонкими чертами лица, увлеченностью, простотой и спокойной независимостью в поведении. Алексей делает несколько шагов вправо и включает рацию.

Ольге кажется его улыбка, лишенная игривости или призыва, стопроцентно искренней.


АЛЕКСЕЙ

Хотите, покажу, как передавали сигнал бедствия?


Оля с интересом откликается.


ОЛЬГА

Давайте.


АЛЕКСЕЙ

На любой частоте нужно троекратно повторить фразу: «Mayday», затем делаем паузу и снова трижды говорим: «Mayday, Mayday, Mayday». Потом нужно сообщить свое имя и название корабля. Если кодом Морзе, то на специальной частоте, ее знают все моряки. Сейчас выхода на нее нет. Вот так выглядит SOS.


АЛЕКСЕЙ

(нажимает ключ радиопередачи и сигналит)

Точка, точка, точка – тире, тире, тире – точка, точка, точка. Попробуйте.


Оля нажимает ключ и точно повторяет.


АЛЕКСЕЙ

В качестве стука этот сигнал используют шахтеры и попавшие в плен люди.


Оля смотрит на Алексея.


ОЛЬГА

Вам приходилось подавать SOS?


АЛЕКСЕЙ

На берегу SOS не поможет. Однажды школьная драка закончилась для меня позором и переломом. Помог спорт. Ежедневный спорт и тренер. Теперь я тренирую молодежь, возглавляю областную федерацию кокусинкай каратэ. Пойдемте, покажу наш музыкальный салон.


Проходя по очередному коридору с многочисленными трапами по сторонам, Алексей указывает Ольге на большой стенд с вариантами морских узлов.


АЛЕКСЕЙ

Справа каюты. Там дальше была библиотека и спортзал.


Они поднимаются по очередному трапу и, свернув налево, проходят в отдельное, большое полутемное помещение.

Алексей находит выключатель, и множеством встроенных лампочек комната освещается. На прозрачном столике Ольга видит большую вазу из мурановского стекла, наполненную свежими лилиями. Стоят бутылка розового игристого Lambrusco и два бокала. В комнате явственно ощущается запах свежести и чистоты.

Алексей все время находится на два шага впереди Ольги. И в комнате сейчас он стоит в самом ее центре. В глубине она видит небольшой подиум с микрофоном-стойкой, пианино и ударной установкой.


АЛЕКСЕЙ

До революции это помещение служило походной судовой церковью, и в команде был даже «образной» – матрос, назначенный смотреть за иконами.


ОЛЬГА

Значит, акустика должна быть отличной.


Он поворачивается к Оле.


АЛЕКСЕЙ

В 50-х годах в ГДР корабль пережил капитальный ремонт. Он еще двадцать лет прослужил в качестве дизель-электрического ледокола.

Столько времени существует и музыкальный салон, в котором собиралась вся команда. Пианино у нас настроенное.


ОЛЬГА

Играете?


АЛЕКСЕЙ

Иногда. По праздникам я устраиваю здесь караоке для друзей.


ОЛЬГА

Это что, ваша собственность?


АЛЕКСЕЙ

Нет. Но управляют кораблем хорошие люди.


Алексей показывает на два ряда фотографий, развешенных на одной стене комнаты. Оля рассматривает снимки начальства области вместе с известными людьми – артистами, телеведущими и федеральными чиновниками.

Тем временем Алексей включает музыку. Он подходит к Ольге, все еще рассматривающей фотографии, и жестом приглашает ее на танец.


АЛЕКСЕЙ

Прекрасная музыка. Разрешите?


Оля молча дает руку, и они начинают танцевать.


ОЛЬГА

Очень знакомый голос. Кто это?


АЛЕКСЕЙ

Сезария Эвора. С островов Зеленого мыса.


ОЛЬГА

Любите латино?


АЛЕКСЕЙ

Сальса для меня сложновата. А танго я разучивал упорно.


ОЛЬГА

Попробуем?


Алексей останавливается. Опустил глаза на секунду, пытаясь все вспомнить и не ошибиться. Через секунду они стоят друг напротив друга и смотрят друг другу в глаза. Его правая рука находится чуть ниже правой лопатки партнерши. В его левой руке ее правая рука. Каждый из танцующих смотрит через правое плечо партнера.

Оля чуть отклоняется назад, прикрывает глаза, и пара начинает танцевать. Так продолжается минуты четыре, и вместе с окончанием песни Эворы они останавливаются. Алексей отходит на шаг назад, со значением целует Оле руку и провожает к стене с фотографиями. Ощущая необычную телесную собранность, Оля пытается продолжить осмотр. Но не может. Внутри нее зажигается сильная радость и волнение одновременно. Алексей направляется к столику с игристым вином. Она оглядывается и видит его за умелым открыванием бутылки. Он разливает вино по бокалам. И они, не договариваясь, идут навстречу друг другу, в центр комнаты, где еще недавно танцевали.

На следующий день Ольга получает от Алексея SMS: «Я в кайфе. Спасибо».

ДОРОГА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. АЛЕКСЕЙ И ОЛЬГА.

Восьмичасовой путь на машине из Северска в Питер представлялся Оле интересным приключением. Она легко согласилась с идеей Алексея прокатиться на его Мерседесе и денек провести в Эрмитаже. Белая ночь прекрасна так же, как умелая забота Алексея о ней.

Пара в машине. Алексей за рулем. Он собран и спокоен. Под его широким и красивым лбом роятся неглупые мысли, но при этом ведет себя сдержанно, как и положено джентльмену. Оля, мало что зная о своем спутнике, предполагает, что корень его уравновешенности в поразительной житейской приспособляемости. Но это не было подстраиванием под вкусы столичной штучки. Он действительно хочет ей нравиться.


АЛЕКСЕЙ

Я сейчас остановлюсь. Возьму термос.


ОЛЬГА

Не можешь завтракать с утра?


АЛЕКСЕЙ

Никуда не денешься от имиджа. Худеем, качаемся. Завтрак не как у всех, в 11.


Он сбрасывает скорость и съезжает на обочину.

Алексей выходит из машины, открывает багажник, извлекает два пакета и мягко закрывает дверь багажника. Подходит к открытой дверце, у которой сидит Оля.


АЛЕКСЕЙ

Оля, давай сядем на заднее сиденье и перекусим.


Они пересаживаются на заднее сиденье. Алексей ставит термос в держатель для тары. Располагает на панели-разделителе бутерброды с бужениной, салфетки. Открывает пакет в поисках стаканов и понимает, что забыл их взять в дорогу.


АЛЕКСЕЙ

Нет стаканов, извини. А ты что ешь с утра? Творог?


Алексей открывает термос, наливает в чашку черный кофе и передает Оле.


Она берет в руки. Но не пьет.


ОЛЬГА

Спасибо. Что-то легкое. Кашу, например. Но завтракаю всегда. С моей работой никогда не знаешь, когда обед.


Оля отпивает кофе. Алексей берет бутерброд и начинает аккуратно, неторопливо есть.


АЛЕКСЕЙ

Что ты закончила? Московский университет?


ОЛЬГА

Да.


АЛЕКСЕЙ

Прям тот самый, самый главный?


ОЛЬГА

Как говорят нынешние студенты, самый лучший. А ты где учился?


АЛЕКСЕЙ

Строитель. Думал, в мореходку поступать, но отец отговорил. В 91-м мне было двадцать один. И я уже был женат. Какое море?


ОЛЬГА

Не колебалась ни минуты. Только журфак.


АЛЕКСЕЙ

Все получилось, как хотела?


ОЛЬГА

Я работала со всеми политическими звездами. Многое видела своими глазами. В том числе хорошее. Знания, например. Ценю их в людях выше всего.


АЛЕКСЕЙ

(смотрит на нее мягким взглядом)

То есть на доброту не надеешься?


ОЛЬГА

(поворачивается к Алексею и говорит твердо, почти с вызовом.)

Я ее в своей семье немного видела.


АЛЕКСЕЙ

(глядя Оле в глаза, спокойно отвечает)

Семья – это самое трудное дело.


ОЛЬГА

Почему?


АЛЕКСЕЙ

Высокая нравственная планка. Мы все ждем от других любви, ума, прощения. А сами?


ОЛЬГА

(говорит уверенно)

Если ума хватает только на то, чтобы в семье открыто поддерживать одну сторону, может, хотя бы другой стороне не мешать?


АЛЕКСЕЙ

(пьет кофе прямо из термоса)

Держать жизненный баланс – значит организовывать собственную психику, прежде всего. Под определенные цели. У нас это слабо понимают. Является ли эта тактика результатом воспитания, еще вопрос. Причиной идиотских скандалов могут быть проблемы чисто гормональные. И малодушие, конечно.


ОЛЬГА

(с удивлением смотрит на Алексея)

Ты решил эту проблему в своей жизни?


АЛЕКСЕЙ

(кивает головой и смотрит вперед)

Решил. И начал с себя. Спорт, медитации, дыхательная гимнастика, питание, баня, секс.


ОЛЬГА

Я про семью.


АЛЕКСЕЙ

Я в 18 лет уже отвечал за два района в Харькове. И рано понял, что тебя не будут бить, если ты будешь вне эмоций, разговаривать с людьми мало и тихо. О своих побуждениях должен знать только ты один. Потому что без накопления энергии нельзя закрепить свою власть. Но Алла зачахла в моем порядке. У нее простенькие радости.


ОЛЬГА

И вы развелись?


АЛЕКСЕЙ

Мне это стоило огромных сил и денег.


ОЛЬГА

А сюда как попал?


АЛЕКСЕЙ

Родственник работал здесь в милиции. Я через него, в 90-м, зацепился в лесном бизнесе. Делали мебель.

(улыбается, глядя на Олю)

Ну что, поехали?


Алексей вытирает салфеткой руки, оставшиеся бутерброды складывает в пакет, мусор – в другой. Они дружно выходят из машины и пересаживаются вперед.

МОСКВА. ПОСТУПЛЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТ. ОЛЬГА И МАТЬ. ВОСПОМИНАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.

Когда Ольга увидела свою фамилию первой в вывешенных списках по итогам первого экзамена – сочинения, она поняла, что может считать себя поступившей на факультет журналистики. Остальные испытания она пройдет легко, – так хорошо она была подготовлена.

Толпа абитуриентов живо обсуждает свои оценки, но Ольгу всеобщее возбуждение не волнует. Она стремглав убегает, чтобы позвонить и сообщить Саше эту потрясающую новость. Дверь открывает мама, которая по открытой счастливой улыбке дочери понимает причину радости, но не обнимает ее.


МАТЬ

Даст Бог, и дальше сдашь хорошо.


Телефон Саши долго молчит, и Ольга, вздохнув, кладет трубку своего аппарата. И тут же от избытка чувств кидается к обожаемой кошке, закружившись с ней в танце. Кошка оторопела, она всегда была недовольна, когда ее брала на руки Оля. Пусик больше любила старшую сестру, всегда встречая ее, входящую в дом.

Ольга прижимает к груди кошку, наверное, слишком сильно. И, когда решает, что может ее поцеловать, получает точный удар когтем в правый глаз.

Оля кричит, и слезы льются из обоих глаз. Мама прибегает из кухни на крик дочери, смотрит в глаза, видит красноту на роговице и торопится звонить знакомой. Через пять минут они уже бегут в детскую поликлинику, где работала офтальмологом дочка маминой знакомой.

К счастью, все обошлось, ранение роговицы не было проникающим, и симпатичная доктор закапала в правый глаз альбуцид. Но беречь от нагрузки глаза не получилось, вступительные экзамены идут полным ходом.


ОЛЬГА

(упрекает, когда все-таки дозвонилась до Саши поздно вечером)

Если бы ты меня встретил у факультета, ничего бы не произошло.


Он был старше Ольги на десять лет. Умел быть очень ласковым в разговоре и резким в поведении.


САША

Заяц, мне, правда, очень жаль, но как только выпадает возможность работы, я работаю с утра до ночи.


ОЛЬГА

(сильно ревнует)

И с ночи до утра.


САША

Ночь – самое продуктивное время. Я переделываю тексты, монтирую видео по новой, если не нравится заказчику.


Оля любила его строго очерченное лицо, обрамленное густой ухоженной бородой. Она смотрела в синие, немного опустившиеся в уголках, «библейские» глаза, излучающие какую-то печаль, и не могла им не верить.


ОЛЬГА

Мы увидимся когда-нибудь?


САША

Сдашь экзамены, увидимся. Пусть это будет для тебя стимулом.


ОЛЬГА

Не исчезай. Пока.


САША

Стоп. Ну-ка, быстро скажи, в каком году Пастернак написал «Как обещало, не обманывая…»?


ОЛЬГА

В 53-ем. Учитель…


САША

То-то же.


Она кладет трубку. Телефонный аппарат стоит на кухонном столе, и когда разговор закончился, Оля медленно встает, чтобы заварить кофе.


ОЛЬГА

(кричит маме)

Будешь кофе?


МАТЬ

(входит на кухню и, зная, сколько Оля сегодня пережила, все-таки не нашла ничего лучше, как критиковать)

Не торопись бросать свою жизнь к его ногам.


ОЛЬГА

(не поворачиваясь к матери лицом, отвечает громко и членораздельно)

Запомни, я его люблю.


МАТЬ

(садится за стол и продолжает свое)

За что?


ОЛЬГА

Ни за что!


МАТЬ

(с издевкой)

Мать – самовлюбленная балерина на пенсии, отец – неудавшийся хореограф с редкими заработками в провинции. Сыном не занимался. Слава Богу, хоть на телеканал устроил.