Может ли власть изменить языковую политику? Может, но не сейчас. Общество много лет настраивали и разделяли по языковому признаку, сознательно заводя ситуацию в тупик. Слишком много политиков «паразитируют» на этой теме – как в среде «патриотов», так и в «пророссийском» сегменте. Зеленский явно готов на большее, но он понимает, что на фоне Минского процесса языковая история может лишь подпитать конфликт, и способствовать радикализации улицы, что выгодно исключительно его противникам. Я ожидаю «языковую» активизацию под будущие местные выборы. К тому времени, как надеются во власти, будут уже какие-то успехи по урегулированию конфликта на Донбассе и экономический рост за счет запуска рынка земли. Сытый избиратель гораздо более миролюбив и склонен больше верить своим лидерам.
«Пробный шар» тут – русскоязычный канал, который рассчитан якобы на внешнего потребителя. Но все мы понимаем, что украинцы в основной массе смотрят кабельное и онлайн-ТВ (в интернете), а значит не такой уж он и «зарубежный». Реакция общества на него станет важным индикатором языковой политики – если оппозиция окажется слабой как ранее в случае со «Штайнмайер-майданом», то последуют другие шаги в направлении языковой либерализации. Потом наверняка будут подвижки в связи с наполнением бюджета. Например, в сфере частных школ, которым дадут больше прав под предлогом «хочешь обучаться на других языках – плати». Это общепринятая в Европе практика и, кстати, ее рекомендует Венецианская комиссия. Постепенная либерализация языковой политики будет продвигаться по формуле «один шаг назад – два вперед», чтобы не спровоцировать уже «языковой майдан».
Языковая политика – это важный нюанс в процессе урегулирования на Донбассе и борьбы за электорат юго-востока. Не будем забывать, что именно юго-восток сделал Зеленского президентом – там его поддержка была наиболее высокой. И под следующий избирательный цикл власти придется искать аргументы для этой, преимущественно русскоязычной, аудитории. Но многое будет зависеть от конъюнктуры. Низкий рейтинг Зеленского «свяжет» ему руки и лишит возможности для маневра. Слишком высокий рейтинг же наоборот его «успокоит» – дескать, за язык браться и не стоит, раз и без того население всем довольно. Посмотрим, как пойдет ситуация по другим резонансным вопросам, особенно экономическим, и тогда можно будет более четко прогнозировать состоится ли «языковой каминаут» Зеленского. Примечательно, что самым удачным вариантом было бы вернуться к концепции Порошенко «Єдина країна Одна страна», потому что это автоматически бьет по Петру Алексеевичу в глазах радикального электората (а другого у него не осталось), с другой – усилит электоральные позиции на юго-востоке и Донбассе. Интересно, понимают ли это в Офисе президента?10».
Что понимали в то время в ОП (Офис Президента) сказать сложно. Может быть – думали о необходимости соблюсти некое равновесие между национал-патриотами и самими собой на определённом промежутке пути? Может быть, понимали, что Венецианская комиссия – в любом случае «завалит» таковой законопроект и тогда придётся что-то придумывать новое. На самом деле – не так и важно, потому что позже появился языковой омбудсмен, который стал предъявлять претензии даже к Президенту, за его билингву во время прессмарафона в ноябре 2021 года. Проблемы нет и не было. Но, что бы показать свою приверженность прогрессу и выполнить все условия в рамках в т.ч. движения в ЕС…
Проще говоря, молодая команда решила сразу ответить на все вызовы. Знаете, как это бывает? Знаете. А тут ещё этот хаос, о котором она только слышала, считая себя силой порядка.
Выборы в 2020 году. Как это будет?
Впереди у страны был 2020 год. Год выборов в местное самоуправление. Разумеется, сегодня, спустя год и почти два месяца после подсчёта результатов, можно порассуждать о минувшев и подуть на воду. Но вот тут, во вступительной части к комментарию, я сформулирую основной вопрос, который меня интересовал, с точки зрения того, что у команды В.Зеленского на тот момент было абсолютное большинство в парлементе, а значит и все возможности. Так, как именно пройдут выборы : «Как всегда, или?».
«Политический консультант Александр Вербицкий высказал изданию «Комментарии» мнение, что в преддверии местных выборов, намеченных в Украине в 2020 году, следует провести серьезную работу по борьбе с тотальным подкупом избирателей.
«Так сложилось, что выборы в нашей стране превратились в тотальный подкуп избирателя. Более того – в бизнес, к которому многие привыкли. Целыми семьями наши сограждане работают на политические партии агитаторами, наблюдателями, членами избирательных комиссий. Разумеется, вся бухгалтерия находится в тени. Что уж говорить о банальном подкупе избирателя, который начинается задолго до начала избирательной кампании.
Схемы просты, отработаны до мелочей, известны всем и никто не собирается с ними бороться. Самая простая – организовать благотворительный фонд, который начнёт делать «добрые дела» от имени потенциального кандидата. И всё равно, что это будет – покраска ли лавочек в масштабе населенного пункта, установка детских площадок, раздача листовок или продуктовых наборов. Может даже адресное погашение части коммунальных платежей, с обещанием продолжения «программы» после победы кандидата. Факт остается фактом, как и подкуп подкупом. Для того, что бы уверенно победить на большом избирательном участке (более 1500 избирателей) при явке 50% (750 избирателей) достаточно набрать 750 голосов. Понятно, что избирателей может быть и 3500 человек, да и кандидатов не один-два, а от 5 до 12, в зависимости от населенного пункта. И в ход идет тот самый преференциальный подход, то есть подкуп, замаскированный под социальную помощь, заботу о старшем поколении, его здоровье и комфорте, быте и питании. Почему-то именно о старшем поколении обычно раньше заботились кандидаты. Всё изменилось в начале 2000-х. Тогда акценты начал смещаться в сторону предпринимателей (начали раздаваться лозунги в их защиту) и молодых семей (стали появляться малые архитектурные формы в виде мест отдыха для мам с детьми, в основном – в областных центрах). С течением времени от вкручивания лампочек в подъездах и покраски лавочек перед ними кандидаты перешли к той самой адресной помощи, которая сегодня уже известна всем. Да, это те самые продуктовые наборы, очки, приборы для измерения давления, просто деньги. Причем происходит это на всех уровнях – от выборов в ОТГ, до выборов в парламент. Никого пока серьезно за это не наказали, зато с коррупцией у нас сражаются все! Заказчики известны – политические партии. Прежде всего – те, которые на момент выборов правят в стране. Исполнители – их административные и партийные структуры (админресурс) и кандидаты. Пресса (СМИ) играет обычно на стороне как бы всех, но больше помогает власти. Подкупом обычно занимается оппозиция, так как она находится в невыгодном положении. Если ее ловят на фактах этого самого подкупа, начинается информационная кампания в стиле «идет давление на демократию». Хотя, опять-таки, так сложилось, что подкупом занимаются те, кто привыкли так работать. Их и называть не нужно. Достаточно вспомнить последние президентские выборы и скандалы с «сетями». Чего ожидать на этот раз? Монопартия у власти сейчас в скандалах и непонятках, что не странно как для тех, кого собрали по принципу: «Я тебя слепила из того что было». Вопрос: «Опять на грабли? Или?». Лучше, конечно, это самое «или».
В чём оно может заключаться? Прежде всего в том, чтобы ввести жесткую ответственность за подкуп избирателя – в любой форме, методе и виде. От 5 до 10 лет – организатору подкупа, от 3 до 5 лет – соучастнику. И 1000 необлагаемых минимумов – тому, кто сообщит о факте такового. Важно определение, что является агитацией, а что – пропагандой. Важно, введение ограничений для СМИ на «джинсу» (скрытую рекламу), а для кандидатов – на агитацию в конкретном СМИ и на конкретном рекламном носителе. Это тонкий момент, так как не всегда кандидат может разместить рекламу в СМИ или рекламной площади ввиду того, что рекламная площадь выкуплена наперед – и создаются заведомо неравные условия. А еще необходимо провести государственную кампанию, по разъяснению простого факта, что так дальше жить нельзя – в стране тотального подкупа. Ведь потом, чуть позже, после выборов, все начинают жаловаться – мол не тех выбрали… Или не те нас купили?11»
Итог выборов – 2020 таков – «Не те нас купили». Так в Украине происходит почти всегда. Почти, потому, что были и исключения, но сейчас не о них. Спустя некоторое время произошло разочарование в слугах народа у самого Народа. Это не странно. Так всегда происходит с любой партией власти, и вопрос только в том, готова ли сама партия к такому варианту развития событий? Одно могу сказать точно, как участник избирательной кампании-2020, всё работало именно так, как изложено в материале, и никто особо ни чем не возмущался.
Более того, выборы в следующем году показали желание партии власти достичь победы любыми способами и средствами. В итоге, в 2022 году Украину ожидают выборы в крупных агломерациях – Кривой Рог, Запорожье, городах и ОТГ (Общинах). Это, так называемые, промежуточные выборы из-за выбытия ранее избранных депутатов и мэров. Но, случайны ли они? Рассказ об истории таких «случайностей» – ещё одна книга.
Итог года для Донбасса.
Донбасс – это не просто бассеин, но промышленная площадка и стратегическая угольная база. Время доказало, что без донецкого угля Украине тяжело. Я уже писал выше о том, что в ноябре-декабре 2021 году уголь пришлось закупать в США. В конце 2019 года эксперты обсудили перспективы ситуации вокруг Донбасса. В целом, никто не ожидал прогресса в отношениях «Украина-Донбасс» по многим причинам. Прежде всего потому, что Киеву необходимо было сделать конкретные и достаточно жёсткие внутренние шаги, не опасаясь удара в спину, со стороны одной из оппозиций. Речь идёт о исполнении «Минск-2» в части предоставления Донбассу особого статуса до момента проведения досрочных выборов в местные советы. Это, в свою очередь, породило массу вопросов, решить которые, на мой взгляд, украинская власть не в состоянии и до сего дня. Почему? Ответ – после экспертных мнений.
«В новый год Донбасс входит с новыми надеждами. На то, что обстрелы все же реально прекратятся, что перемирие будет не временным, а постоянным, что обмен пленными – состоится, а вооруженный конфликт (фактически – необъявленная война между Россией и Украиной) начнут урегулировать не на словах, а на деле. Предыдущие 5 лет надежды не оправдывались. Есть ли шанс, что оправдаются в 2020-м, изданию "Донецкие новости" рассказали эксперты.
Глава аналитического центра «Институт региональной политики» Энрике Менендес:
– Думаю, что в новом году больших изменений, большого прогресса касательно ситуации на Донбассе ждать не стоит. Вероятность эскалации конфликта низкая, как и вероятность подвижек в политической части. Будут периодические обстрелы на отдельных участках линии фронта. Будут, наверное, увеличиваться возможности для диалога, но не будут давать сразу практического результата. Не будет реинтеграции «Л-ДНР» ни в Украину, ни в Россию. Они так и останутся непризнанными. Возможно, РФ несколько увеличит им помощь, но не думаю, что это особенно повлияет на общее благосостояние жителей неподконтрольных территорий.
На подконтрольных украинской власти частях Донетчины и Луганщины все будет проходить под знаком местных выборов. Так что туда увеличат денежные вливания, что еще больше углубит разрыв между обычными гражданами, живущими по разные стороны линии разграничения. Интересно, в какой форме все же пройдет децентрализация, реформа местного самоуправления. Будет ли восстановлена деятельность облсоветов Донетчины и Луганщины, которые фактически не работают с 2014 года?
В гуманитарном плане вряд ли что-то изменится: ситуация в «серой зоне» будет оставаться сложной, требующей повышенного внимания со стороны государства и международных гуманитарных организаций. Надеюсь, что будут выполнены обещания, данные в «нормандском формате», в том числе касательно открытия новых пунктов пропуска. Возможны некоторые облегчения в транспортной и экономической блокаде неподконтрольных территорий.
Александр Вербицкий, политический консультант:
– Ни войны, ни мира. Ни газа, ни Донбасса. Это то, с чем вернулись с Парижской встречи в свои столицы президенты Украины и России. Это и лейтмотив событий в следующем году для неподконтрольных территорий Донбасса. Да, точки соприкосновения вроде бы найдены, и они вполне конкретны, вплоть до обозначений на карте местности. Но это не совсем те точки (разведения сил и вооружений), ведь крупные политики обычно договариваются о глобальных процессах, а о точках – исполнители их воли.
Европа останется с российским газом в любом случае и транзитом через Украину в том числе, но не получит «Северный поток-2» так быстро, как бы ей (Германия, Франция и другие страны ЕС) хотелось.
Россия пока не сможет осуществить свою мечту – «Южный поток», хотя та же Европа уже готова простить ей 2014 год. Она же приветствует газовые переговоры Россия-Украина по вопросу транзита голубого топлива, но не спешит помогать Украине в урегулировании самого важного вопроса – прекращения Операции объединенных сил и объединения своих территорий. И все это звенья одной цепи в геополитической игре под названием Украина с замком в виде Донбасса посредине.
Ключ от замка – это не «формула Штайнмайера», повторяющая статьи Закона «Про особливий порядок місцевого самоврядування в окремих районах Донецької та Луганської областей» (особый порядок управления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей-прим. автора), а политическая воля России и политическая же неподготовленность международных позиций Украины. Необходимо дождаться визита президента в Вашингтон и только потом мы станем понимать будущее Донбасса в 2020 году.
Да, в 2020 году возможны:
переговорные процессы в рамках Трехсторонней контактной группе в Минске по тактическим вопросам: обмен пленными, решение вопроса относительно фактического беспрепятственного пропуска сотрудников миссии ОБСЕ на территории ОРДЛО, утверждение названия и статуса территорий разведения сил и вооружений, прекращение огня, перемирия – по различным поводам, открытие новых пунктов пропуска, признание документов ОРДЛО;
налаживание различного рода связей (экономических, культурных и так далее) и взаимодействий, например – мониторинги различного рода, вплоть до обмена делегациями;
все это в обстановке затухающего военного противостояния.
Местных выборов по украинскому законодательству в 2020 году на неподконтрольном Донбассе не предусматривается, так как они могут состояться только при условиях:
контроля Украины над своими границами.
при обеспечении прозрачности избирательного процесса, при обеспечении безопасности и под контролем международных наблюдателей.
Не будем забывать, что в 2020 году у нынешнего президента США Дональда Трампа – выборы. Президент Украины Владимир Зеленский еще не сказал своего слова в деле об импичменте… Сделай он это официально или иначе, возможно, календарь событий по Донбассу был бы более определенным.
Даниил Богатырев, эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики:
– В данный момент процесс мирного урегулирования ситуации на Донбассе развивается по сценарию заморозки конфликта. Это означает постепенную деэскалацию вооруженного противостояния при отсутствии политического урегулирования и реинтеграции. Причиной такого положения вещей служит нежелание украинской стороны выполнять Минские соглашения от 2014 г. и Комплекс мер от 2015 г. в их буквальной трактовке – и нежелание российской стороны эту трактовку менять.
Основным камнем преткновения является вопрос передачи контроля над границей. Фактически, украинская сторона предлагает вернуть ей границу «под честное слово» до проведения выборов. В ответ на это Россия указывает, что при таком варианте не останется гарантий выполнения Украиной остальных политических пунктов (амнистии, внесения изменений в Конституцию об особом статусе, самих выборов и т. п.). Таким образом, налицо тупик политического урегулирования. Однако, сугубо военная деэскалация постепенно осуществляется, на что указывает разведение войск на 3 участках перед саммитом в «нормандском формате» и договоренность о разведении еще на трех, достигнутая по итогам саммита.
Никита Трачук, политолог:
– Мой прогноз касаемо будущего Донбасса на 2020 год, к сожалению, довольно пессимистический. Собственно, уже сейчас, по итогам «нормандской» встречи и провала переговоров в рамках ТГК в Минске, можно констатировать, что свою программу-максимум – мир в Украине – президент Зеленский, вероятнее всего, не выполнит. Однако у него все еще есть шанс (и немалый) выполнить программу-минимум: остановить войну. Несмотря на кажущуюся схожесть, мир и отсутствие войны – две совершенно концептуально разные вещи.
Прямого диалога с непризнанными «республиками» нет и не предвидится, Россия продолжит крепко стоять на своем, да и нелепо было бы ожидать от нее серьезных уступок. Украина же по своему обыкновению продолжит «петлять», пытаясь не выполнять политическую часть Минских соглашений (вспомнить тот же некий «альтернативный план», о котором говорил глава МИД Пристайко). Пытаясь всех вокруг обхитрить, важно не обхитрить самих себя – вот что я пожелал бы украинской власти.
В этом контексте о сколько бы то ни было приемлемом будущем Донбасса говорить не приходится. Подконтрольная территория останется депрессивным регионом, откуда будут уезжать последние остатки работоспособного и молодого населения. Неподконтрольная территория продолжит идти своим путем, все сильнее «отрываясь» от Украины и потихоньку интегрируясь в Россию. Никаких денег на восстановление и оживление Донбасса не предусмотрено. ЕС выделил очередные миллионы для поддержки бизнеса на Донбассе. Но это – просто смешно. В Донбасс нужно вложить миллиарды. Делать этого никто не хочет и не будет.
Резюмируя: 2020 год для Донбасса, как и для всей Украины, будет очень сложным и пессимистическим. Не уверен, что мы дождемся конкретных прорывов по мирному урегулированию: слишком по-разному стороны его видят. Тем не менее, я не стал бы ожидать и эскалации конфликта. Во всяком случае, явно не Зеленский отдаст такой приказ. Предположу дальнейшие обмены пленными, точечные разведения войск, некоторые снижение «языка ненависти» в отношении Донбасса в СМИ и общее снижение количества обстрелов – в общем, отсутствие серьезной войны. Однако мира в 2020 году я, увы, не жду.
Дмитрий Воронков, политический эксперт:
– 2020-й год в отношении Донбасса вряд ли будет переломным. Но и о заморозке конфликта говорить рано. Я бы прогнозировал увеличение провокационных ситуаций и возможно даже эскалацию конфликта. Этому будут способствовать не столько внутриполитическая ситуация, сколько два важных геополитических фактора.
Первый – это анонсированная на весну встреча в «нормандском формате». Ее, вероятнее всего, будет пытаться сорвать российская сторона – по причине того, что не желает переписывать Минские соглашения. И тем более не хочет испытывать давление Европы в этом вопросе. И именно обострение конфликта является наиболее эффективным инструментом для аргументации нерациональности этой встречи.
Второй, пожалуй, наиболее важный – это президентские выборы в США. Штаты и Великобритания являются наиболее радикальными и преданными союзниками Украины (хоть и преследуют свои интересы). Соответственно, Штатам будет не до Украины. А России будет важно понять – кто возглавит Белый дом, и изменится ли в связи с этим политика США в отношении Украины. Что касается Европы, то есть вероятность того, что ФРГ в случае ухода Меркель также станет более лояльной к Кремлю, разделив в этом смысле политику президента Франции Макрона. Думаю, максимум на что реально можно рассчитывать, – это на договоренности по обмену пленными.
В связи с вышеупомянутыми геополитическими факторами, вряд ли стоит ожидать каких-то выборов на неподконтрольном Донбассе – и уж тем более возврат границы. Но, опять же, не стоит исключать ситуативные действия. Так что дать стопроцентный прогноз невозможно. Также пока нет оснований говорить, что украинская власть пойдет на уступки, но потенциально есть риски того, что Донбасс под политическим давлением России получит бессрочный особый статус и Киев начнет переговоры с ОРДЛО. Это, пожалуй, худший сценарий. Лучший (пока что) – это та ситуация, которую мы наблюдаем сегодня.
Максим Семенов, директор Центра изучения украинской политики:
– Вопрос мирного урегулирования конфликта на Донбассе в настоящее время находится в подвешенном состоянии.
С одной стороны, Зеленский пришел к власти как миротворец. С другой – мы видим, что по итогу встречи в «нормандском формате» у Зеленского продолжают линию Порошенко по пересмотру ранее подписанных Минских договоренностей. В случае же, если украинской власти не удастся пересмотреть условия «Минска», помощник президента Ермак и министр иностранных дел Пристайко уже заявили о готовности к переходу к плану «Б» и возведении «стены» на границе с неподконтрольными территориями на Донбассе.
В связи с этим даже проведение следующей встречи в «нормандском формате» весной 2020 года может оказаться под вопросом.
Если стороны в ближайшие месяцы не договорятся об условиях мирного урегулирования, я прогнозирую заморозку конфликта по сценарию «Приднестровья 2.0». То есть, при урегулировании гуманитарных вопросов, облегчении пересечения линии разграничения, разведении войск и частично восстановлении экономических отношений, политическая часть конфликта останется неразрешенной. В данный момент это является наиболее вероятным сценарием развития ситуации в Донбассе. В этом случае разрыв связей между Украиной и неподконтрольными территориями Донбасса усилится. Также Россия активизирует процесс интеграции «Л-ДНР» в свой состав (выдача российских паспортов, интеграция в экономическое пространство, унификация образовательных программ и т. д.). Возможность эскалации конфликта мне кажется маловероятной. Ни одна из сторон конфликта не обладает ресурсами для пересмотра статус-кво12».
Что не может самостоятельно сделать Киев? На что не может решиться? Прежде всего – признать особый статус Донбасса (отдельных районов Донецкой и Луганской областей, вне контроля Украины) до момента признания внеочередных выборов, такими, которые состоялись и признания полномочий вновьизбранных народных представителей. Суть вопроса в том, что предоставление статуса – это легитимизация существующей власти в ОРДЛО, что означает и признание всех её решений. Как выход из ситуации предлагается некий переходной период, который должен быть рассмотрен не на уровне Минска, а в Нормандском формате. Случится ли это – покажет время. Оно покажет, и возможность для украинской стороны контролировать свой участок государственной границы со стороны ОРДЛО с РФ до момента проведения внеочередных выборов. Все остальные вопросы прописаны в т.н. формуле Штайнмайера, в которой вопросов больше чем ответов на них.
Всё будет Донбасс!
Так раньше любили говорить уроженцы Донецка, особенно, когда у власти была донецкая команда В.Януковича. Так получилось и под занавес 2019 года, потому, что вопрос войны и мира, если и не стал в 2019 и 2020 годах самым важным (пандемия отодвинула практически все вопросы на второй план), то оставался на повестке дня, как остаётся и сейчас. Почему? Отвечу ниже.
«Политический консультант Александр Вербицкий поделился с изданием «Комментарии» мнением о том, что ожидает охваченный необъявленной войной Донбасс в 2020 году.
«В Законе «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» речь идет о Донбассе, но все понимают, что говорится всё же об ОРДЛО. Ведь есть еще и подконтрольная украинским властям территория Донетчины и Луганщины – со своими областными администрациями. Поэтому разговор пойдет о возможных предстоящих событиях в Донецке и Луганске, а также связанных с ними территориях, не подконтрольных Украине. Но не о Донбассе в целом.
Это очень важно, так как выбивает фундамент из-под разглагольствований политиков, экспертов, комментаторов и прочих так называемых специалистов. Украине пора признать, что она утеряла контроль над ОРДЛО, а не над Донбассом, даже если официальный Киев не контролирует областные центры. Донецку же пора перестать тешить себя наименованием «республика», потому что её никто не признал. Аналогичная ситуация – с Луганском. Есть два мнения-элиты (или лидеров общественного мнения) и тех, кто живет, выживает, проживает и перемещается. У каждого – своё видение будущего 2020 года. Элита не допускает воссоединения с Украиной, потому что это ей – элите – не выгодно.