banner banner banner
Прыжок через терминатор
Прыжок через терминатор
Оценить:
 Рейтинг: 0

Прыжок через терминатор


– Да, конечно, проходи.

Они прошли в гостиную. Джошуа сел на диван и закинул ноги на журнальный столик. На лице Мганди проскочила гримаса удивления. Но это была секундная вспышка. Он сел в кресло, раскрыл рюкзак и начал доставать от туда разные предметы.

– Т-а-а-а-к, коммуникатор у Вас есть… Я же принес вершину прогресса – инструменты образования. Вот это, – он показал трубку длиной около двадцати сантиметров и диаметром около шести, – индивидуальный учебный планшет или индуп. Модель предназначенная для детей, простая, надежная и экономичная… Т-а-а-а-к, это интеракт, шлем пассивного доступа к сети, – штука, которую извлек и положил на стол напоминала кепку разрезанную на четыре сегмента скрепленные между собой пластиковыми ремешками для подгонки размера. К двум секторам крепилось нечто напоминающее половинки очков. Джошуа подумал, что это наверняка передняя часть и эти половинки – какой-то дисплей дополненной реальности. – Он управляется голосом через коммуникатор, можно так же использовать псевдоклавиатуры, можно сказать, расширяет функции домашнего киберпомощника. К системе нейроинтеграции не подключается. Используется в основном для обучения и развлечения, разрешается использование детьми. Т-а-а-а-к… – Продолжал парень и достал еще один шлем, с тем отличием, что у второго сектора были явно толще и из более твердого материала, очки не были разделены, а на задних секторах были заметные выступы. Похоже, именно такие Джошуа и видел в лаборатории профессора Фанастила на ученых. – Вот. Это интегр – шлем активной нейроинтеграции. Позволяет управлять собой с помощью мысли, подключается к системе нейроинтеграции и может использоваться для любых целей. Один минус – от его использования очень быстро устаешь и редко кто, даже из опытных пользователей, может проработать с ним больше четырех часов в сутки. Опять же, это и есть один из его плюсов. В общем, как всегда, диалектика.

– Что за чертовщина эта ваша диалектика? Уже несколько раз слышал это слово.

– Я проведу вводный курс по диалектической логике после изучения формальной. Давайте я помогу настроить взаимодействие планшета…

– Погоди-погоди, не спеши. Я что-то должен заплатить? А то ты ведешь себя как наглый сетевик. Сейчас это подарок, а потом выставишь мне счет.

– Никакой платы. Это все бесплатно для Вас, – Оуэн был удивлен. – Такие же планшеты раздают всем школьникам в десять лет. Это необходимые блага и производятся за общественный счет. Шлемы же обмениваются через систему распределения или в частном порядке, это правда. Их могут использовать все совершеннолетние и на свое усмотрение какой тип именно. А некоторые приобретают оба. Но местный совет самоуправления понимает всю необычность вашей ситуации и предоставляет их Вам безвозмездно. Ведь Вам нужно в скорейшем порядке познакомиться с особенностями культуры современного общества и, по возможности, быстрее влиться в него…

– А если я не хочу вливаться? Я могу не быть частью общества?

– Вы ставите меня в тупик. Я уже не знаю, с какого курса начинать. Вы хотите жить в обществе и быть свободным от него?

– Ну вроде того. Это же называется свободой?

От удивления Мганди открыл рот.

– И как Вы себе это представляете?

– Просто. Я делаю что хочу. Ко мне никто лишний раз не лезет, а я за это соблюдаю законы.

– Как-то у Вас это все до примитивности просто. Вы же понимаете, что на Вашу жизнь в обществе будут влиять современная культура, экономические условия, участие в политической жизни по собственной воле или вопреки? И было бы очень хорошо, если бы Вы разобрались во всех этих вопросах, а я здесь как раз для того, чтобы помочь побыстрее адаптироваться к изменениям, произошедшим в обществе.

– А если я не хочу меняться?

– Тогда, скорее всего, Вам будет очень трудно. Настолько сильные изменения произошли за полтора века… Вы или нарушите какой-нибудь закон или станете жертвой… Ни то, ни другое никому не нужно. Как минимум, Вы можете познакомиться с нынешними условиями, прежде чем принимать решение. Давайте уже начнем учиться. Я на сегодня запланировал уроки эффективного обучения и логики. А потом пойдем медитировать.

– Медитировать я точно не пойду. Мне эти ваши бредни до лампочки. А шлемы свои забери. Еще не дай Бог спалите мои мозги, а они мне дороги как память.

Юноша разглядывал Джошуа с нескрываемым любопытством. Джошуа это задело и он вспылил:

– На мне, что, узоры есть?

– Простите меня. Не хотел Вас смутить, – Оуэн слегка улыбнулся. – Просто интересно общаться с человеком, который жил еще при лоббикратии.

– Когда? При чем? Что это вообще такое?

– О-о-о. Да. Понимаю. Этот термин был введен в политику только в XXII веке. Лоббикратия – это политический строй в капиталистических странах, при котором декларируется демократия, то есть власть народа, а на самом деле происходит борьба за власть между лоббистами интересов крупного финансового капитала. Наиболее характерна лоббикратия была для Соединенных Штатов Америки.

– Скажи-ка, умник, ты – специалист по истории и экономике?

– Ну что Вы. Конечно же, нет! Я учусь на преподавателя школы среднего уровня.

– Тогда зачем тебе знать все эти подробности?

– Это часть основной программы обучения старшей школы. Все должны разбираться в политике и экономике.

– Зачем этому учить всех? Это же сложно…

– Это не настолько сложно, чтобы хорошо подготовленный подросток не смог понять. А нужно это затем, чтобы быть активной частью демократического общества. Вы когда-нибудь слышали фразу "Знания – это уже власть"? Нет? Однажды это сказал мыслитель викторианской эпохи. А через полторы сотни лет мыслитель эпохи начала империализма высказался уже иначе "При нашей системе работнику нужно знать только то, что он должен делать и как делать." Некий Френсис Уинслоу Тейлор. Как считаете, чего именно он добивался?

– Хммм, я думаю, – Джошуа замолк на пару минут и задумался. Казалось, что смысл слов понятен и кристально ясен. – Я думаю, имелось в виду, что человек должен знать только то, что ему нужно для выполнения работы.

– Вы отчасти правы. Но вопрос немного в другом. Эту его формулу можно выразить другими словами. "Знай свое место". По мнению этого инженера и мыслителя, человек должен был знать и уметь ровно столько, чтобы выполнять порученную работу. Вплоть до ограничения доступа к знаниям. А неграмотным человеком можно легче управлять. Рассказать ему какую-нибудь сказку про то, важно быть богаче других… Или то, что он намного лучше, чем люди других наций или рас… Жадность и гордость – основные инструменты манипуляции сознанием человека. Давя на эти рычаги политики Эпохи Спящих могли добиваться очень серьезных результатов в управлении своими народами. Да и чужими тоже. Но самое главное, что они стремились внушить людям, что им не нужно знать больше, чем приходится использовать при повседневном труде. И, желательно, сделать образование очень дорогим. Ограничение доступа к образованию на финансовом уровне очень характерно для лоббикратий потому, что люди получившие знания были опасны для, так называемой, элиты своими радикальными идеями по изменению мира. Сейчас образование бесплатно и единственный ресурс который тратит человек на него – время.

– Ну а время – деньги.

– Не соглашусь с Вами. Время – это именно время бесценной человеческой жизни. И стоит научиться выбирать, на что же его потратить.

Джошуа обдумал услышанное и вспомнил одну из бесед с профессором.

– Скажи мне, Оуэн, разве сейчас никто учит как добиться успеха в жизни?

– Почему же? Главное в этом вопросе определиться, что же мы называем "успехом". Да и сейчас стало меньше конкурирующих изданий и курсов лекций. Только дополнение и развитие лучших, подтвержденных наукой идей. Хорошее образование является одним из основных и важнейших прав и необходимым условием для успешной жизни. Ведь общество не может оценить по достоинству человека, который не может активно участвовать в его жизни. А безграмотный гражданин не может с пользой участвовать в ней. Именно для жизненного успеха и работает система образования.

– Не понимаю. А кто выполняет работы, где не нужен высокий уровень квалификации? Наверняка и здесь есть работа с низкой оплатой?

– Подобная работа, в основном, выполняется молодыми людьми. При этом они продолжают получать образование. А еще есть движение "Общественников". Я, например, отношусь к этой группе.

– Ты – "общественник", это я уже понял… Слышал о вас, любителях белого. Какие привилегии это дает?

– Привилегии? – Оуэн рассмеялся. – Абсолютно никаких. Разве что, облегчает получение "родительского аттестата". Возможно, когда-нибудь, меня изберут депутатом в один из Советов или выдвинут на решение серьезных общественных задач, но это принесет только дополнительную ответственность. А до тех пор, я должен разобраться в огромном количестве вопросов общественной жизни и, что самое важное, получить много опыта.

– Зачем тебе это? Ты – фанатик?

– Вам, конечно, так может показаться, но это мой осознанный выбор, сделанный через осмысление полученных знаний и понимание неотделимости каждого из нас от общества. Ведь я участвую в формировании того общества, в котором будут жить и мои дети.

– Мне кажется, что те, кто не стал "общественником" живут проще.

На лице Оуэна отразилось удивление.

– Никогда об этом не думал. Но … похоже это так. Идиотом прожить легче.

– Идиотом? А ты не сильно много на себя берешь, чтобы называть других идиотами?

Оуэн с удивлением смотрел на Джошуа. Потом достал из рюкзака личный индуп, развернул его и что-то написал. Через полминуты он улыбнулся и произнес:

– О-о-о. Надо бы мне тщательнее подбирать слова иногда…

– Это точно, пацан, это точно.

– Дело в том, что ближе к концу XXI века слово "идиот" снова получило свое первое, историческое значение. Так в древних Афинах называли, в частности, граждан, не принимавших участия в общественной жизни. Поэтому это слово вернулось из медицины в политику.

***