1. Стратегия выживания в бинарном мире
Если посмотреть на поведение доминирующего числа российских граждан как в ходе их повседневной деятельности, так и в рамках работы в организациях, то не может не возникнуть устойчивого впечатления, что с незапамятных времен и по сегодняшний день народы России реализуют своеобразную, весьма специфичную, стратегию выживания. Для подобной стратегии характерен ряд культурных норм, самые яркие и запоминающиеся из которых можно охарактеризовать следующим образом:
1. Не надо иметь долгосрочных целей, так как среда, в которой мы живем, является угрозой нашему существованию и не позволит нам их реализовать. В общем, «день прошел, и слава Богу».
2. Если и произойдет что-то хорошее, то это не результат моих усилий, знаний и навыков, а просто везение или чудо.
3. Надо постоянно быть готовым к неприятностям. Чем больше везет, тем скорее нагрянут неприятности.
4. Никому не доверяй. Даже родные могут обмануть, а уж чужие люди только об этом и думают.
Самое ужасное в этих нормах то, что за много веков жизни в нашей стране они доказали и продолжают доказывать свою действенность.
Любая культура прежде всего является набором способов выживания в конкретной среде основной массы населения. Понятие среды включает в себя географическое местоположение, экономические возможности, тип государства и так далее. Доминирующее коллективное представление о среде, с одной стороны, есть набор культурных убеждений, даже можно сказать предрассудков, а с другой стороны, они никогда не возникают просто так. В стереотипах интереснее всего не опровергать их, а спрашивать, почему они все-таки постоянно воспроизводятся и работают на практике. В России среда необходимо характеризуется двумя чертами – непредсказуемостью и потенциальной опасностью. И отдельный человек, и отдельно взятая организация, будучи системой, учатся по-своему выстраивать взаимоотношения с таким неопределенным и враждебным по отношению к ним окружающим миром.
Для России на данный момент специфично то, что выживание для нас является актуальной и серьезной проблемой, которая накладывает серьезный отпечаток на любую нашу деятельность. Как уже было сказано, любая культура является совокупностью успешных способов выживания в определенной конкретной среде, и назначение культуры заключается в том, чтобы сделать проблему выживания незаметной, убрать ее на второй план. Наша же среда, поскольку обуславливает принципиальную неуверенность человека в завтрашнем дне, порождает национальную культуру, в которой выжить – является главной и основной целью.
Здесь возникает необходимость затронуть тему, которая в свое время серьезнейшим образом поразила нас самих. Общаясь с западными коллегами-консультантами, мы не раз обнаруживали, что наши национальные культурные особенности, с одной стороны, им совершенно чужды, но с другой – понятны. Однако есть один факт, который неизменно приводил их в истинное замешательство и не поддавался попыткам разумного истолкования. Во всем мире организационные кризисы происходят в то же время, когда происходят кризисы экономические. То есть, грубо говоря, на уровне организаций возникают проблемы тогда, когда становится «плохо» в масштабе экономики целой страны. И только у нас кризис происходит тогда, когда жить становится «хорошо». Например, у владельца предприятия начинает расти тревога, когда очень долгое время предприятие успешно развивалось, а прибыль увеличивалась. Этот успех воспринимается как таящаяся где-то в глубине угроза – не может быть все «хорошо». Если все «хорошо», то значит, где-то здесь таится подвох.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги