Дина Василевская, вся уже в мечтах о реконструкции «Белых палат», сразу предложила Трубецкой:
– Нужно обязательно пристроить к южному фасаду палат лестницу, чтобы отделить старое от нового, более позднего строения.
Но Трубецкая на ходу отмахнулась:
– До этого надо ещё дожить, – и помчалась в свою мастерскую, обрадовать всех.
– В двух домах точно скрываются «жемчужины» XVII века! – с порога выпалила Елена Трубецкая начальнику мастерской № 13 Владимиру Либсону. – Работы много, нужно бы призвать на помощь студентов из МГУ.
– На Пречистенке обнаружили XVII век? Молодцы! А с филфаком я договорюсь, – оживился начальник мастерской. – Ждите утром студентов на объекте.
В Доме Архитекторов творилось что-то невообразимое, когда на собрании заслушали доклад инспектора по охране памятников Москвы Николая Соболева. Архитекторы негодовали по поводу сноса старых кварталов Москвы, особенно, домов на «стрелке» Остоженки и Пречистенки. Лев Давид, председатель собрания, несколько раз успокаивал аудиторию, которая жёстко выступала против сноса домов на Кропоткинской площади. Давид успокоил товарищей и сказал, что несмотря на решение Моссовета, Союз Архитекторов Москвы обязательно пошлёт протест против сноса.
Но дома на Кропоткинской площади стали готовить к разборке, выселяя жителей. Подогнали строительную технику, и тогда, отчаявшиеся архитекторы направили телеграмму на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, подписали её 14 архитекторов. И сразу чиновники ГлавАПУ потребовали вариант генерального плана с расположение древних строений. Генплан был спешно сделан знаменитым архитектором-реставратором Петром Барановским, который побывал на месте старинных палат и восхитился увиденным:
– Какие вы молодцы, нашли «жемчуга» XVII века! Какая дивная старина, явно «Нарышкинское барокко»! В многочисленных надстройках вы обнаружили древнюю основу палат и их нужно отстоять!
Нужно было доказать начальникам, как будет выглядеть старинный квартал на Кропоткинской площади после его реконструкции. И тогда подключили художника Карла Карловича Лопяло – мастера художественной реконструкции, который в сказочно добром ключе виртуозно создал серию рисунков, убедительно показывающих красоту застройки с боярскими палатами XVII века. С рисунками архитекторы пошли на приём ко второму секретарю горкома КПСС Игорю Пономарёву и тот поддержал их.
Архитекторы Моспректа-2 не давали строителям «войти в квартал», не зная, чем может это для них закончится.
Но вот на улицу Пречистенку подъехала чёрная «Волга» и из неё вышел главный архитектор Москвы Глеб Макаревич. Он видимо торопился, поэтому поздравив архитекторов с победой, коротко сообщил о палатах:
– Сумели спасти только два дома! – и уехал.
Архитекторы поспешили в мастерскую с радостной вестью.
– Слава Богу! Хоть два дома, – воскликнул начальник мастерской Либсон, узнав об этой победе, как, вдруг, зазвонил телефон на его столе.
– Спрашивают тебя, Трубецкая, – удивился начальник и передал трубку телефона Елене.
– Трубецкая? – послышалось в телефонной трубке. – Вы посылали телеграмму Брежневу? Да? Тогда вам надлежит явиться завтра в 10–00 часов в Московский комитет партии по адресу: Старая пощадь,10.
– Зачем? – спросила, побледнев, Трубецкая.
– Придёте, узнаете.
– А всё-таки?
– Сообщить о том, что принято решение Моссовета о сохранении двух зданий XVII века на улице Пречистенке, но угловой дом, видимо, не сохранят.
– Ура! – прямо в трубку закричала Трубецкая, а своему начальнику Либсону, который испугался подписывать телеграмму Брежневу, объявила. – Дома по улице Пречистенке оставили в покое, а значит, наша мастерская будет их реконструировать.
В 1970–1980 годах при реставрации «Красных палат» силами мастерской № 13 Моспроекта-2 были восстановлены одностолпные палаты первого этажа и их своды. Выполнили высокую крышу, правда, без третьего этажа, поскольку облик его не сохранился. На месте снесённого дома, перед «Красными палатами» разбили сквер и установили памятник Ф. Энгельсу. А в 1995 году были реставрированы «Белые палаты».
«Белые палаты» находятся в собственности Департамента культурного наследия Москвы, и в них разместилось Управление департамента с выставочными залами. А реконструкция «Красных палат» «замерла» из-за недостатка денег. Ждём и будем надеяться, что эта реконструкция будет скоро закончена. И мы сможем воочию увидеть прекрасные палаты XVII века!
Палаты купца Сверчкова
Глава 1
1697 год. Июньское солнце уж встало и Москва стала просыпаться.
Купец Иван Матвеевич Сверчков, надысь, поздно вечером вернувшийся с Нижегородской ярмарки, как только проснулся, тотчас же послал слугу за зодчим. В своей усадьбе под кронами старых яблонь он радушно встретил зодчего Петра Потапова, нанятого им для строительства новых палат для себя и церкви Успения на Покровке.
– Садись Пётр, садись за стол, будем утреничить!
– Благодарствую, Иван Матвеевич!
– Отведай квасу и сказывай как дела на стройке. Я надысь, мельком глянул на палаты – понравились. Всё ли в достатке?
– Камень есть, кирпича хватило. Палаты твои и храм Успения поставлены, внутри выделываем, – выпив квасу, ответил Пётр. – И деньги твои не все ещё извёл. Можа, что ещё надо доделать?
– Хвалю, – подливая квас, обрадовался купец, – откушай пирогов с крольчатиной, али с капустой. Видал, какие пышные, да румяные?
– Не откажусь, Ваше степенство!
– Ну, сказывай, что и как?
– По нашему уговору я втрое увеличил новые палаты, а на старинные подклети из белого камня воздвиг два этажа, – стал докладывать зодчий Потапов. – Подклети с подвалом крепко сложены, с умом. Подвал же сводчатый с погребами, а на нескольких сделаны люки – для колодников что ли?
– Мне погреба надобны, а колодников я ещё не нажил! – заторопился Иван Матвеевич. – Идем, осмотрим мои хоромы.
И они, пройдя огромный сад, увидели на высоченном белокаменном подклете роскошные хоромы.
– Мои палаты! – вскричал купец. – Лепота! Какие пышные наличники на окнах. Чудо! Любезные взору полуколонны на палатах, а крутые крыльца красны и приятны для всякого русского. Идём в подвал. Хочу посмотреть на погреба.
Тёмный старинный подвал встретил их неприветливо.
– Неуютно тут, – поёжился Иван Матвеевич, почесав свою курчавую бороду. – Зато неплохо иметь глубокий подвал. Смотри, в полу-то люки понаделали наши предки.
– Да, а там погреба, или старинные камеры, – подтвердил Пётр Потапов.
– Видимо действительно, это камеры для колодников, – вздохнул купец Иван Матвеевич, – но я буду хранить в них снедь.
Глава 2
В тюремной камере темно и сыро, и вдруг, люк в потолке открылся, и яркий свет ударил в глаза узнику Ваньке Каину. Он сощурился и проговорил:
– Не больно ты торопишься с похлёбкой!
– Так велено, – ответил кто-то густым басом, опуская на верёвке корзинку с похлёбкой.
– Тебя как звать-то? – спросил узник.
– Не велено, – откликнулся басом стражник.
– Заладил, одно и то ж, не велено! Как тебя по батюшке?
– Другое дело! – хмыкнул стражник сверху. – Фёдор Варлампиевич.
– Варлампиевич? А не твой ли братец ходил в ватаге Васьки Кривого? А? Что молчишь?
– Бог с тобой, я в стороне от брата.
– Смотри, донесу на тебя, милый, а если поможешь бежать, то озолочу. Ты ведь знаешь, кто я?
– Какая же ты мразь, – зарычал Фёдор и с грохотом захлопнул люк камеры.
Через некоторое время люк открылся и Фёдор забасил:
– Помогу тебе бежать, но только со мной.
– Подкупи стражу, – сказал узник. – Деньги на первый случай в моём саду под беседкой закопаны. Жду!
Но не всё бывает так гладко!
Их разговор услышал дежурный офицер, заметив неурочное посещение преступника: «Задумали побег», – решил он и поспешил доложить генерал-полицмейстеру Татищеву начальнику особой комиссии по расследованию грабежей в Москве.
В то время грабежи в Москве были такие, что вельможи жаловались императрице: «Лучше спать в поле, чем в своём московском доме». Особая комиссия, направленная императрицей в Москву, хватала всех подозрительных, но преступления не прекращались. В Москве тихо говорили, оглядываясь:
– Ванька Каин орудует! Только бедных он не грабит, богатых чистит!
И только когда челобитная канцеляриста Николая Будаева попала в руки Алексея Даниловича Татищева, то дело, заведённое на Ивана Осипова, по давнишней кличке «Ванька Каин», стало быстро раскручиваться. В челобитной он обвинялся в похищении 15-ти летней невесты Будаева, которую изнасиловал в игорном доме, недавно им купленным. А так же, будучи доносителем Сыскного Приказа, был в сговоре с главарями преступников. Осипов брал с крупных воров отходные деньги, а ловил мелких преступников. Вырученные деньги распределял между своими сообщниками из Сыскного Приказа, и всё по закону. Ведь по императорскому указу от 23 мая 1726 года жалование получали только судьи, палачи и сторожа, а остальные сыщики, мелкие чиновники довольствовались с челобитчиков «кто даст по своей воле».
Вот и расцвела коррупция в следственных органах.
– Безобразие! – вскипел потрясенный Татищев, листая ещё раз толстенное дело Ваньки Каина, челобитную Бакаева, протоколы, – Какой позор!
И он велел Ивана Осипова из тюрьмы перевести в тёмный подвал палат купца Свечкова, где работала в то время Особая следственная комиссия под его руководством. Когда Каина бросили в подвал и закрыли люк, то Татищев облегчённо вздохнул:
– Уж отсюда никто не убежит!
Вечерело. Татищев сидел в своём кабинете и откровенно спал, как вдруг, очнувшись, он увидел выпяченную грудь дежурного офицера, браво доложившего о задуманном побеге Каина.
– Вот пройдоха, этот Ванька Каин. Везде находит своих «соратников», – встрепенулся Татищев и велел офицеру. – Проследи за сторожами и доложи, кто из них купится на посулы Ваньки Каина.
– И тогда мы повяжем всех разом! – напутствовал Татищев дежурного офицера. – Иди с Богом!
А сам подумал: «Нет уж, а если Каин совратит офицера, тогда побег точно совершится! А я всех опережу!».
И немедля заменил всю стражу палат Особой следственной комиссии, а пособника Фёдора посадил в тюремную камеру к Ваньке Каину.
– Пусть они в тишине вместе подумают перед казнью! – веселился Татищев, наливая себе вина, – а я с удовольствием выпью красненького!
Глава 3
Прошли годы. Много владельцев поменяли палаты Сверчковых в Успенском переулке Москвы. Эти хоромы на высоком белокаменном подклете, стоящие в глубине сада с круглым прудом, продолжали восхищать своей средневековой красотой всех, кто рассмотрел их с улицы Покровки. Во время оккупации французами в 1812 году Москва страшно горела, но палаты купца Сверчкова чудом уцелели, и поэтому в 1813 году были переданы в ведение «Комиссии для строений в Москве», которой было поручено восстановить сгоревшую Москву. Для этого были собраны лучшие архитекторы России, направлено в Москву множество строителей со всех губерний. Работа закипела!
Архитекторы, несмотря на бессонные ночи, проводимые за проектами зданий, всё же собирались вечерами в палатах Сверчкова, где они работали над чертежами, и в тесном кругу, пили вино и общались друг с другом. Это были: известный архитектор Афанасий Григорьев и помощники архитекторов Василий Балашов, Дмитрий Борисов и Фёдор Шестаков, уже работавший по фасадам зданий знаменитого гения Василия Стасова, ненадолго прибывшего из Санкт-Петербурга.
И вот как-то поздним вечером эта компания архитекторов засиделись в палатах купца Сверчкова. Они вечеряли, не торопясь пили вино и заедали холодными пирогами. Разлив всем красное вино, архитектор Григорьев поднял свой бокал:
– Друзья, как же мне хотелось проснуться утром и увидеть обновлённую Москву!
– Без слёз я не могу смотреть на сгоревшие останки древней столицы, – проговорил Балашов. – Ведь сгорело большая часть всей городской застройки Москвы и в основном деревянной.
– Теперь будем строить из камня. Три кирпичных завода работают в городе, а на мой объект нет ни одного кирпичика, – стал жаловаться Шестаков. – Что за объект? Бутырский тюремный замок мастера архитектуры Матвея Казакова, построенный им в 1794 году, в стиле замковой архитектуры. (ныне Новослободская улица, 45)
– Обновить тюрьму, ну и заказ? – сморщился Григорьев.
– Что ты, – заверил его Фёдор Шестаков, – это же красивый комплекс в виде огромного шестиугольника в плане с четырьмя круглыми башнями по углам и соединёнными кирпичными стенами. В центре этого комплекса крестообразно расположены четыре тюремных корпуса и церковь. Я впечатлён, господа!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Троицкая площадь – ныне Красная площадь Москвы.
2
Платн – распашная длинная одежда, расширенная книзу и с широкими короткими рукавами.
3
Барма – круглый широкий воротник.
4
Доломан – длинный кафтан с узкими рукавами.
5
Кунтуш – кафтан с широкими откидными рукавами.
6
Богоявленская церковь – ныне Богоявленский собор в Басманном районе Москвы.
7
Подклет – нижний этаж храма.
8
Искусник – художник
9
Прясло – стена между башнями
10
Чертолье – название местности по имени ручья, протекающему под стеной Китай города.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги