ЕГЭ по обществознанию. Универсальный справочник
Евгений Валерьевич Фоменко
© Евгений Валерьевич Фоменко, 2022
ISBN 978-5-0055-9472-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Человек и общество
Тема 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Человек – биопсихосоциальное существо, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием.
Биологическое в человеке – это его наследственность, темперамент, задатки и т. д. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения (интересы, привычки, ценности, черты характера и т. д.)
Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, специфические черты, отличающие его от других людей.
Личность – система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Как личность человек формируется в процессе социализации, под воздействием общества. Без влияния общества стать личностью невозможно.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к определенной деятельности.
Этапы развития способностей:
– Задатки (природная одаренность, например идеальный слух).
– Способности (способности проявляются в процессе занятия той или иной деятельностью).
– Одаренность (наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека).
– Талант (выдающиеся способности, получившие признание в обществе).
– Гениальность (высшая ступень одаренности, отражает способность человека к творчеству).
Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.
Уровни сознания:
1. Рефлексивный (осознание самого себя, способность оценивать свои поступки и деятельность).
2. Понятийный (отражает связь мышления и языка).
Роль сознания в жизнедеятельности человека:
1. С помощью сознания человек открывает законы природы и общества.
2. Благодаря сознанию человек закрепляет и передаёт следующим поколениям получаемые знания в предметах культуры (язык, традиции, памятники архитектуры).
3. Благодаря сознанию человек определяет и регулирует свою деятельность (ставит цели, определяет средства, предвидит результаты).
4. С помощью сознания человек оценивает явления действительности, поступки людей и самого себя.
Тема 1.2 Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение – система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к природе обществу и самому себе.
Структура мировоззрения:
1. Знания.
2. Принципы и установки.
3. Убеждения.
4. Духовные ценности, идеи и идеалы.
Пути формирования мировоззрения:
1. Стихийный.
2. Осознанный.
Основные виды мировоззрения:
1. Мифологическое.
2. Религиозное (опирается на веру в сверхъестественное).
3. Обыденное (опирается на непосредственный жизненный опыт человека).
4. Научное (опирается на доказательства, обладает системностью).
Субъекты мировоззрения:
1. Человек.
2. Группы.
3. Общество в целом.
Установки мировоззрения:
1. Антропоцентризм.
2. Природоцентризм.
3. Теоцентризм (Бог в центре мира, такое мировоззрение характерно для верующих).
Функции мировоззрения:
1. Дает человеку ориентиры для деятельности.
2. Вооружает методами познания и деятельности.
3. Открывает путь к истинным ценностям.
Тема 1.3 Виды знаний
Познание – рационально-организованный процесс приобретения и развития новых знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Структура познавательной деятельности:
1. Субъект познания (тот, кто познает мир).
2. Объект познания.
3. Цель познания.
4. Средства познания (например, микроскоп).
5. Результат познания.
Чувственное познание является основой для рационального познания. Результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке.
Формы ненаучного познания мира
Формы познания мира тесно взаимосвязаны, каждая имеет свои методы и приемы познания, что позволяет получить более полную и объективную информацию об объекте.
Тема 1.4 Понятие истины, её критерии
Целью познавательной деятельности является получение истины
Взгляды философов на проблему познаваемости мира:
1. Агностицизм (учение, отрицающее возможность познания объективного мира).
2. Скептицизм (философская позиция, выдвигающая сомнение в качестве основного принципа теоретического мышления, все знания нуждаются в тщательной проверке).
3. Гносеологический оптимизм (учение, утверждающее возможность исчерпывающего познания мира).
4. Сенсуализм (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания).
5. Рационализм (подход, согласно которому основой познания и действия людей является разум).
Тема 1.5—1.6 Мышление и деятельность. Потребности и интересы
Мышление – способность человеческого мозга к обобщенному и опосредованному познанию мира, в том числе объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека
Основные приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Виды мышления:
1. Словесно-логическое.
2. Наглядно-образное.
3. Наглядно-действенное.
Деятельность – целенаправленная преобразовательная активность человека, направленная на взаимодействие с окружающим миром, его познание и преобразование, включая самого себя.
Отличительные черты человеческой деятельности:
1. Преобразовательный характер (человек меняет природу под себя, в отличии от животных, которые к ней приспосабливаются).
2. Сознательный характер.
3. Целеполагание (человек способен выйти за рамки биологической программы, свободно определять цели своей деятельности).
4. Творческий характер (новизна создаваемых продуктов деятельности).
Структура деятельности:
1. Субъект (тот, кто ее осуществляет: человек, группа и т. д.).
2. Объект (то, на что она направленна).
3. Средства (то, с помощью чего она осуществляется).
4. Цель (образ планируемого результата).
5. Результат (итог деятельности).
Мотивы деятельности – это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.
Виды мотивов:
Виды деятельности:
1. Созидательная и разрушительная.
2. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру:
3. По ведущей деятельности в определенные периоды выделяют:
1. Труд – форма деятельности, направленная на достижение практически полезного результата. Позволяет удовлетворить материальные потребности.
2. Игра – форма деятельности в рамках условной, воображаемой ситуации, преобладает направленность на сам процесс.
3. Учение (познание) – форма деятельности, которая направлена на освоение знаний, умений, навыков.
4. Творчество – это форма деятельности, которая направлена на создание качественно нового продукта. Для творческой деятельности нужны такие качества, как богатое воображение, фантазия, смелость, креативность.
Общение – вид деятельности при котором происходит обмен информацией, идеями, чувствами. Отличительной чертой общения является наличие двух или более субъектов. Может быть вербальным и невербальным (с помощью мимики, жестов и т. д.)
Функции общения:
1. Коммуникативная (передача информации).
2. Перцептивная (восприятие собеседника).
3. Интерактивная (взаимодействие с собеседником).
Виды общения:
1. Деловое.
2. Личностное.
3. Познавательное.
К массовым формам общения можно отнести участие в государственных праздниках, массовые культурные события, выборы и референдумы.
От общения следует отличать коммуникацию. В процессе коммуникации отсутствует обратная связь между субъектами, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов.
Выделяют также два вида духовной деятельности:
1. Духовно-теоретическая – производство духовных ценностей и благ (мысли, идеи, научные теории, художественные образы).
2. Духовно-практическая – сохранение, воспроизведение, потребление созданных духовных ценностей.
Тема 1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
Свобода – это познанная необходимость. Необходимость существует в виде объективных, не зависящих от сознания человека, законов. Например, человеку жизненно необходимо принимать пищу, но выбор здорового или нездорового питания – это наш выбор, который влияет на наше здоровье.
Свобода – это независимость, возможность делать выбор и ответственность за него. В самом широком смысле мы выбираем какой поступок нам совершить, хороший или плохой. Если бы мы были лишены этого выбора, то были бы несвободны.
Свобода всегда ограничена законами, правами и свободами других людей. Безграничная свобода – это произвол, который ведет к гибели человека или общества. Поэтому абсолютной свободы в обществе у человека быть не может. Более того, свобода неотделима от ответственности. При этом в современных либеральных обществах объем личной свободы человека возрастает.
Ответственность – объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Признаки ответственности:
1. Сознательное следование установленным нормам.
2. Оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих.
3. Наличие принципов и убеждений.
Тема 1.8 – 1.9 Системное строение общества: элементы и подсистемы
Основные институты общества
В узком смысле общество – это группа людей, объединенных общностью целей, интересов, либо отдельное конкретное общество (город, регион, страна, исторический этап).
Общество в широком смысле – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество является динамичной системой. Иначе говоря – находится в постоянном развитии.
Признаки общества как системы:
1. Целостность (все сферы общества взаимодействуют между собой).
2. Состоит из взаимосвязанных элементов (общество делится на подсистемы, которые также называют сферами общества).
3. Взаимосвязь сфер (например, в государстве А. правительство ввело прогрессивную шкалу налогообложения)
4. Элементы изменяются с течением времени.
Все сферы тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.
Одним из элементов структуры общества являются социальные институты.
Социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующая определенные функции в обществе с целью удовлетворения потребностей. В каждом социальном институте существует своя система социальных статусов и социальных ролей. К важнейшим социальным институтам относят семью, школу, государство, производство.
Функции социальных институтов:
1. Регулирование деятельности членов общества.
2. Создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества.
3. Обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни.
4. Социализация индивидов.
Тема 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Функции культуры:
1. Познавательная (формирование целостного представления о народе, стране, эпохе).
2. Функция социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям).
3. Интегративная (сплочение людей).
4. Коммуникативная (сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей).
Разновидности культуры:
1. Субкультура (обособленная часть доминирующей культуры).
2. Контркультура (течение, отрицающее ценности доминирующей культуры и стремящееся найти альтернативу образу жизни, характерному для большинства населения).
Тема 1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Научное познание – форма познавательной деятельности людей, направленной на выявление закономерностей действительности, путем научных исследований.
Элементы науки:
1. Система знаний.
2. Научные исследования.
3. Система научных учреждений.
Виды наук по объекту исследования:
1. Естественные.
2. Точные.
3. Социальные (социология, политология, экономика).
4. Гуманитарные (история, филология, психология).
Виды наук по практическому использованию:
1. Фундаментальные.
2. Прикладные.
Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.
Особенности социального познания:
1. Субъект и объект познания совпадают.
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов – субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание: это служение истине как ценности, как правде.
4. Сложность объекта познания – общества.
5. Ограничена возможность применения таких методов научного познания, как эксперимент и опыт.
Методы социального познания:
1. Исторический.
2. Сравнительный
3. Системно – аналитический.
Функции социального познания:
1. Установление причинно-следственных связей.
2. Выявление качественных характеристик социальных объектов.
3. Применение результатов исследований при осуществлении социального управления.
Тема 1.12 Образование, его значение для личности и общества
Образование – целенаправленный процесс передачи знаний, опыта и ценностей, накопленных предыдущими поколениями.
Принципы образовательной политики в РФ:
1. Общедоступность.
2. Обязательно основное общее образование.
3. Непрерывность (возможность реализации права на образование в течении всей жизни).
Функции образования:
1. Ретрансляция знаний и культурного опыта общества.
2. Социализация новых поколений.
3. Средство социальной мобильности (например, благодаря хорошему образованию Иванов устроился на престижную работу).
4. Подготовка профессиональных кадров (например, из-за большого числа рабочих вакансий государство внедряет программы развития среднего профессионального образования).
5. Распространение новых технологий.
6. Обучение основам наук.
7. Развитие творческих способностей человека.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование (5—9 класс);
4) среднее общее образование (10—11 класс).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Тенденции развития современного образования:
1. Гуманизация – поворот к интересам и запросам обучающихся (например, профилизация образования, забота о здоровье, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья);
2. Информатизация (например, дистанционное обучение, использование цифровых образовательных ресурсов);
3. Интернационализация – переход на единые образовательные стандарты (например, международные олимпиады школьников);
4. Гуманитаризация (например, увеличение числа и объема гуманитарных предметов).
Тема 1.13 Религия
Религия – форма общественного сознания, совокупность представлений людей, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа.
Особенности религии:
1. Основана на вере в сверхъестественное.
2. Иррационализм и мистицизм (принижение или отрицание решающей роли разума в познании).
3. Теоцентрическая картина мира (признание ключевой роли божественных сил в природных и социальных процессах).
Элементы религии:
1. Вера.
2. Учение.
3. Система ритуалов и обрядов.
4. Религиозные организации (церковь).
Функции религии:
1. Мировоззренческая (формирует религиозную картину мира).
2. Интегративная (сплочение верующих в одну религиозную общину).
3. Регулирующая (система правил и запретов для верующих).
4. Компенсаторная (утешает человека в трудных жизненных ситуациях).
5. Коммуникативная (взаимодействие с Богом, священниками и верующими).
Согласно статье 14 Конституции Россия является светским государством, т. е. религиозные институты отделены от государства и никакая религия не является государственной или обязательной. Содержание данного положения раскрыто в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором указывается, что в России они равны перед законом.
Тема 1.14 Искусство
Искусство – форма общественного сознания, отражающая мир в художественных образах; деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Функции искусства:
1. Познавательная (отражает стороны жизни, которые недоступны науке).
2. Гедонистическая (доставляет человеку удовольствие).
3. Компенсаторная (сохраняет и восстанавливает психическое равновесие человека).
4. Эстетическая (формирует эстетические вкусы).
5. Воспитательная (формирует личность).
Виды искусства:
1. Живопись.
2. Литература.
3. Скульптура.
4. Архитектура.
5. Музыка и т. д.
Особенности искусства:
1. Субъективность (выражение личностного взгляда автора на мир, авторская фантазия и воображение).
2. Образность (художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности).
3. Чувственное восприятие мира (обращение к чувствам и эмоциям человека).
Тема 1.15 Мораль
Мораль – форма общественного сознания, включающая систему ценностей и требований, регулирующих поведение людей на основе представлений о добре и зле.
Нравственность – воплощение морали, ее реализация в моделях поведения людей.
Этика – наука о морали и применении моральных оценок в поведении человека.
Особенности норм морали:
1. Ориентированы на ценности, образцы поведения.
2. Проявляются в обычаях и традициях.
3. Регулируются общественным мнением, совестью человека.
4. Существуют в устной форме.
Основные категории морали:
1. Добро и зло.
2. Справедливость.
3. Долг и совесть.
Функции морали:
1. Регулирует поведение людей.
2. Ориентирует человека в мире моральных ценностей.
3. Оценивает поступки человека с позиций добра и зла.
4. Коммуникативная (обеспечивает взаимодействие людей).
5. Воспитательная.
«Золотое правило» нравственности – относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Тема 1.16 Понятие общественного прогресса
Общественный прогресс – развитие общества, характеризующееся его совершенствованием, его движением от низших форм организации к более совершенным. Свойством общественного прогресса является его противоречивость – прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Например, развитие науки и техники сопровождается нагрузкой на экологию.
Регресс – упадок или деградация.
Изменения в обществе идут путем реформ и революций.
Реформа – постепенные изменения, проводимые государством в определенной сфере.
Революция – резкие, качественные, скачкообразные изменения, затрагивают основы социального строя. Революции подразделяются на социальные, политические, национально-освободительные, культурные, научно-технические.
К критериям общественного прогресса относятся:
1. Уровень развития науки и техники.
2. Уровень нравственного развития общества (например, отмирание обычая кровной мести).
3. Степень свободы человека в обществе (например, в современных западных обществах человек имеет широкий круг прав и свобод).
4. Уровень гуманизма общества.
Тема 1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Исторические типы общества
Все когда-либо существовавшие общества можно объединить в несколько типов по разным основаниям, поскольку универсальная классификация невозможна из-за их необычайной сложности.
Критерии классификации:
1. По наличию письменности выделяют дописьменные и письменные общества.
2. На основании доминирующей религии выделяют, например, исламское, буддистское, христианское общества.
3. К. Ясперс выделил два значительных периода в развитии общества: доисторический (период дикости) и собственно историю (цивилизационный период).
4. Наиболее популярной в современной социологии является концепция, в которой выделяется три типа общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное
Тема 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX века и требующих совместных усилий для их решения.
Причины возникновения глобальных проблем:
– Возрастающее единство современного мира, усложнение отношений между странами.
– Развитие технологий, неоднозначно влияющих на природу и общество.