Книга Семь Таинств Церкви. Евангельский взгляд - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Евгеньевич Блинков. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Семь Таинств Церкви. Евангельский взгляд
Семь Таинств Церкви. Евангельский взгляд
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Семь Таинств Церкви. Евангельский взгляд

Фактически, Писание говорит о трех смертях. Первая смерть – физическая. Проклятие грехопадения поразило тело человека и оно стало подвержено тлению, болезням и смерти. Вторая смерть – духовная. Дух Адама после грехопадения потерял связь с Богом, умер для Бога. Также и мы рождаемся в мир духовно мертвыми и возрождаемся только через рождение свыше. Смерть вторая – это страшный удел дьявола, ада и тех, кто не вписан в книгу жизни (Отк. 20:11-15).

Есть и еще одна, третья, смерть, о которой говорит нам Библия. Это смерть Иисуса Христа – Богочеловека, Который является Богом и имеет жизнь в Самом Себе (Иоан. 5:26) и поэтому смерти в нашем понимании не подвержен. Убить Иисуса пытались и до Голгофы, но это было просто невозможно. Иудеи взяли уже камни, но Иисус просто «прошел посреди них и пошел далее» (Ин. 8:59, Лук. 4:30). Можно ли убить Автора жизни? Возможно ли человеку, дышащему и существующему только благодаря Богу, убить Его? Конечно нет! Тогда как можно понять смерть Христову? Как Отец мог отдать Сына на распятие? Как Христос в смерти Своей объял всех нас? Человеку это невозможно осознать. Можно только вечно благодарить и прославлять Господа, Который Своей смертью победил смерть (1Кор. 15:54).

Смерть Христа нельзя равнять со смертью человека. Это совершенно иная смерть. Люди тоже часто совершают самопожертвование во имя идеи, страны или близкого человека. Однако, это в некотором смысле лишь ускорение неизбежной смерти, поскольку бессмертных людей нет. Люди могут пожертвовать лишь ограниченным отрезком земной жизни. Не так Христос. Он отдал неограниченную ничем жизнь. Никто не имел власти ее забрать, но Спаситель отдал ее добровольно, отдал ее всю…

На кресте раздался Его возглас: «Жажду!» Рассуждая об этом, я вспоминаю другую жажду – жажду богача в аду (Лук. 16) и тот факт, что я, как и все грешные люди обречен на страшные мучения и чудовищную жажду в аду и только одно – только жертва Агнца Божьего – дает мне, обреченному, веру в прощение, спасение и жизнь вечную! Слава Иисусу Христу!

Если Христос столько ради нас сделал, то у нас есть только один ответ – взаимная любовь. Писание говорит: «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5:14-15). В Христовой смерти мы умираем для своего эго, для своих желаний и планов и начинаем воистину жить не для себя, но для Бога и людей.

Какую реакцию рождает в нас размышления о смерти Христовой? Прежде всего, глубокую, чистую, святую благодарность. Вспомним, что слово «евхаристия» указывает прежде всего именно на благодарность. Оказывается, без благодарности нет богопознания. Они неразрывно связаны. Таким образом, Евхаристия является великим таинством богопознания, как прекрасно выразил это Томас Мертон: «Мы познаём Бога тем совершеннее, чем больше Его благодарим. Благодаря Бога, мы открываем для себя, что Он – любовь. Евхаристия – жертва хвалы и благодарения – это пылающая печь Богопознания».

Вспоминается евангельская история о двух учениках, которые шли с Иисусом по дороге в Еммаус, не понимая, что это Он и только когда Господь благословил и преломил хлеб, «открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лук. 24:31). Так и наши духовные глаза открываются во время хлебопреломления и мы ближе познаем Господа и благодарностью за все (а мы уже имеем все!) переполняются наши сердца…

Мы возвещаем смерть Господню, доколе Он придет. Таким образом, во время причастия мы вспоминаем и благодарим за великую надежду – Его скорое возвращение во славе и наше вечное блаженство в Его Царстве. Каждое причастие укрепляет нашу блаженную надежду. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Провозглашение грядущей полной и окончательной победы над грехом и смертью – это важная часть каждой Евхаристии.

Да испытывает себя человек

Далее апостол Павел говорит еще об одном очень важном аспекте Вечери Господней. Он говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11:27-32). Эти слова еще раз подтверждают, что мы имеем дело с таинством, а не просто символическим обрядом. Да испытывает себя каждый, кто участвует в таинстве причастия. Принимая Тело и Кровь Господа, мы соединяемся с Ним. Однако, «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божьего с идолами?» (2Кор. 6:15-16). Таким образом, если человек принимает Вечерю недостойно, без исповедания и покаяния, он становится виновен перед Господом и наказывается Им. Во избежание этого, Господь заповедовал нам другое таинство – Исповедь, через которое Он прощает грехи тем, кто раскаивается в них. Таинство исповеди должно предшествовать таинству причастия. В этом мудрость.

Уместно вспомнить также строжайшее предупреждение, записанное в послании к Евреям: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр.10:28-31). Кровь Христа – величайшая святыня Церкви, поэтому наказание ждет каждого, кто не относится к ней с благоговением.

Вот что записано в Учении двенадцати апостолов: «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши… Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша. Ибо о ней сказал Господь: на всяком месте и во всякое время (должно) приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (14:1-3). Обращает на себя внимание важность исповеди, предшествовавшей Евхаристии, а также указание на ту истину, что наши отношения с братьями и сестрами суть отношения с Телом Христовым. Люди нередко обижают и огорчают друг друга. Подготовка к Евхаристии – это время примирения, время приведения в порядок отношений с Богом и с человеком.

В таинстве причастия есть ожидание окончательного суда над грехом и злом, которые в конце концов будут уничтожены. Уместно здесь вспомнить слова Иисуса, сказанные Им на последней Вечере: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мат. 26:29). Когда мы принимаем плод виноградной лозы во время причастия, будем помнить эти слова Господа. Таким образом, Евхаристия имеет еще и эсхатологический10 аспект, указывая как на грядущий суд, так и на грядущее Царство Христа.

Как уже отмечалось выше, размышление о Теле Господнем приводит нас к осознанию нашей ответственности перед Церковью – возлюбленной Христа. В частности, Писание призывает нас любить всех членов Тела Христова и прощать их (Мар. 11:25). Перед причастием необходимо испытать свое сердце на предмет негативного отношения и непрощения по отношению к другим верующим. Примите решение не участвовать в таинстве, если вы не в мире с кем-то из братьев или сестер. Нельзя принимать Евхаристию с нечистой совестью!


«Не подходи к причастию без слез»

Кто-то из отцов Церкви сказал: «Не подходи к причастию без слез». В этой связи вспоминается известная евангельская история: «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лук. 7:37-38). Вы когда-нибудь становились на колени перед каким-то человеком? Если это было, то, скорее всего в ситуации, когда вы умоляли о чем-то. Иногда люди умоляют о милости, иногда о том, чтобы приняли их предложение. Здесь же грешная женщина встала на колени не потому, что она что-то просила. Прежде всего, она выражала свое поклонение. Полагаю, что ей открылась великая, непостижимая тайна боговоплощения. Перед ней стоял не просто Человек, не просто Учитель, но Слово Божье, ставшее плотью, безгрешный и истинный Сын Бога. Осознавая эту тайну, она принесла самое дорогое миро. В слезах она каялась перед Ним и поклонялась Ему, целуя ноги Его…

У других евангелистов рассказана похожая история про женщину, помазавшую Иисуса драгоценным миром. Вопрос о том, рассказывает ли Лука в действительности ту же историю, что и Матфей, Марк и Иоанн, остается неразрешимым. Интересно, что в евангелии от Матфея зафиксированы такие слова Спасителя: «истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (26:13). Почему Господь говорил о том, что в целом мире будет сказано о ней? Полагаю, что здесь есть связь с Евхаристией, которую совершает каждая христианская церковь по всему миру.

Действительно, каждый христианин может вспоминать эту женщину каждый раз, принимая причастие. Ибо в таинстве Евхаристии мы касаемся не просто хлеба и плода виноградной лозы, но Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

Как известно, Писание определяет пост как время подготовки и ожидания. Для приготовления себя к таинству Евхаристии, многие христиане держат пост с полуночи до момента причастия, рассуждая о Теле и Крови Господа нашего и исследуя себя. Такая практика достойна всяческого одобрения, ибо написано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16)

Как часто необходимо совершать причастие?

В описании ранней Церкви мы находим свидетельство того, что причастие совершалось очень часто. Так в Деяниях апостолов читаем: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (2:46). Большинство комментаторов Библии считают, что речь здесь идет о совместной вечере любви. Вечеря состояла из совместного принятия пищи (см. 1Кор. 11:20-22) и всегда заканчивалась таинством Евхаристии. Таким образом, в Иерусалимской церкви Евхаристия совершалась ежедневно. Далее в двадцатой главе читаем: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (7). Первый день недели был воскресением. Таким образом, древняя церковь в Троаде совершала хлебопреломление не реже каждого воскресения. Такое же повеление находится и в Дидахе, древнейшем христианском тексте первого века: «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите» (14:1). О таком же порядке мы читаем и в Апологии Иустина мученика.

По канонам древней церкви человек, который без уважительной для церкви причины не причащался больше трех недель, должен быть отлучен от причастия, как нерадеющий о своем спасении, нерадеющий об очищении души.

В современной Католической и Православной церквах Евхаристия является центральной частью каждой литургии. Многие протестанты (лютеране, англикане, методисты и др.) придерживаются подобного подхода. В целом же частота совершения Евхаристии не регламентируется. Во многих евангельских церквах причащение совершается раз месяц, но в последнее время в некоторых общинах причащаться стали каждое воскресение.

Кто может участвовать в таинстве?

В книге Исход читаем: «И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее; а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее; поселенец и наемник не должен есть ее» (12:43). На основании толкования пасхальной трапезы как прообраза причастия, многие комментаторы делают вывод о том, что к причастию должны приступать только верующие, заключившие завет с Господом через таинство водного крещения. Дидахе содержит такое наставление: «от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам» (9:5).

Подавляющее большинство современных церквей допускают к причастию только прошедших таинство христианского крещения.

Единение Тела Христова через Евхаристию

Говоря об одном хлебе причастия, Писание подчеркивает огромную важность единства Тела Христова как в плане поместной, так и вселенской Церкви. Жизнь тела немыслима без единения составляющих его членов, поэтому причастие – это также могущественный призыв к единству Церкви Христовой. Не случайно с древнейших времен единение христиан напрямую связывали с Евхаристией. Когда в древности человека отлучали от Церкви, на практике это означало лишение евхаристического общения. Это истинно и в современной Церкви. Вот позиция ученика апостола Иоанна – Игнатия Антиохийского (Богоносца): «Каждый из нас в отдельности и все вместе объединены в одной вере во Иисуса Христа… чтобы согласно повиноваться епископу и пресвитерам, преломляя единый хлеб, который есть врачевство бессмертия, средство избавления от смерти и обретения вечной жизни во Иисусе Христе». Игнатий подчеркивает связь единой веры во Христа, единства Церкви и единого хлеба.

В 11 главе первого послания к Коринфянам апостол Павел дважды сказал, что причастие – это таинство всей церкви. Так, двадцатый стих начинается со слов: «вы собираетесь…». Множественное число глагола ясно указывает на общинный характер Вечери Господней. Также и в стихе 33 читаем: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите». причастие – это церковное событие. В этом таинстве мы не только обновляем наш завет с Иисусом Христом, но и завет с Его Телом – Церковью. По этой причине Евхаристия занимает совершенно особое место в жизни любой христианской церкви и является ее важнейшим таинством.

Свою Кровь Спаситель назвал Кровью Нового Завета. Каждый раз, участвуя в Евхаристии, мы вспоминаем и обновляем наш завет с Ним, а также с Его народом – церковью.

Призыв к единству верующих во Христа сильнее всего прозвучал в молитве Господа за учеников, записанной в семнадцатой главе Евангелия от Иоанна: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня… да будут едино, как Мы едино» (21-22). Это потрясающая мысль! Здесь Иисус говорит о тайне Троицы, о непостижимой любви, самопожертвовании и гармонии между Ним и Отцом и молится, чтобы такие же отношения были и среди учеников! Сам факт этой молитвы доказывает, что такие отношения возможны, даже если нам так нелегко в это поверить. Господи, помоги нашему неверию!

Отсюда вытекает также ответ на вопрос, можно ли верующему человеку причащаться самостоятельно на дому. На основании Священного Писания, это делать неправильно. Каждый верующий призван быть действующим членом Тела Христова и активно участвовать в его общинной жизни. Естественно, есть исключения. Например, в случае серьезной болезни, когда христианин просто не имеет физической возможности быть в собрании народа Божьего. Служители церкви обычно навещают таких людей и преподают им причастие. Во времена гонений многие верующие сидели в тюрьмах в одиночных камерах. причастие они обычно принимали хлебом и водой, но это чрезвычайные ситуации, тогда как в нормальных условиях Евхаристия установлена Христом для совершения на общецерковном служении поклонения Богу.

Не случайно, что св. Августин (умер в 430 г.), которого многие считают величайшим духовным лидером Церкви после апостола Павла, одним из первых видел в причастии приношение общины самой себя Богу как единого целого.

Могут ли дети принимать причастие?

Прямого ответа в Слове Божьем мы не находим. Однако, некоторые тексты проливают определенный свет на данный вопрос. Так в ветхозаветной Пасхе, которая является прообразом причастия, участие принимала вся семья. О детях же Иисус сказал: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божье» (Лук. 18:16). Итак, детям принадлежит Царство Божье, а значит и величайшие ценности этого Царства – Тело и Кровь Христовы. На этом основании многие церкви, включая Православную, допускают к причастию детей. В Латинской Церкви ребёнок принимает причастие, когда имеет некоторое представление об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и Телом Христовым (как правило, с семи лет или даже позже).

В некоторых евангельских церквах причастие детям преподают родители, принимая его предварительно из рук священнослужителя. Таким образом, верующие родители исповедуют, что дети по их вере находятся в заветных отношениях с Господом, а также подтверждают свою ответственность воспитывать детей в вере Христовой. Другие церкви допускают к Вечере Господней только тех, кто совершил крещение в зрелом возрасте.

Кто может совершать таинство?

В традиционных церквах вопрос этот решен уже много столетий тому назад на церковных соборах. Только рукоположенные священнослужители, не лишенные сана и не имеющие церковных взысканий, имеют право совершать это таинство. Например, лютеранская церковь считает, что священнослужитель стоит в этом случае in persona Christi, то есть на месте Самого Христа и поэтому он должен быть надлежащим образом облеченным сакраментальным полномочием.

В раннехристианской церкви по дошедшим до нас сведениям порядок был таким же. Так у Игнатия Антиохийского читаем: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это»11, поэтому «не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви» (Послание к смирнянам 8 гл.). Только рукоположенный епископ сам совершал таинство, или мог делегировать это священнодействие другому служителю в случае своего отсутствия. Игнатий говорил и еще более жестко: «Делающий что-либо без ведома епископа служит диаволу» (гл. 9:1). Поэтому необходимо повиновение «епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб» (20-я глава Послания к ефесянам). Епископ, конечно, понимался Игнатием как предстоятель собрания церкви. Таким предстоятелем в евангельских церквах является рукоположенный пастор.

Совершение таинства

Из сказанного выше очевидно, что с богословской точки зрения Евхаристия – это самое глубокое таинство христианской церкви. Здесь церковь благодарит Бога за историю спасения, за Господа Иисуса и Завет в Его Крови, вспоминает о подвиге Христа, возвещает смерть Господа и Его Второе Пришествие. Верующие исследуют свои сердца и исповедуют согрешения. Как всю эту глубину уместить в относительно небольшое время богослужения, которое кроме причастия содержит еще время хвалы и поклонения, проповедь, объявления, сбор пожертвований? Решение, выработанное Церковью на протяжении многих веков называется литургией. Литургия (греч. – общее делание) – это определенная последовательность молитв и богослужебных действий для совершения главного христианского таинства – причастия.

В наше время, особенно среди евангельских церквей на Западе, наблюдается растущий интерес к созданию спонтанной евхаристической литургии, которая следует образцу, разработанному ранней церковью. В таких церквах принята схема богослужения, сходная с предложенной ниже12. Тексты песен, молитв и ответы собрания часто показываются на экране.

1) 

Служение начинается с вступительного гимна благодарения и молитвы исследования сердца каждого присутствующего. В некоторых случаях может быть призыв к исповеди.

2) 

Исповедание символа веры (обычно, Никео-Цареградского).

3) 

Если хлеб и вино не были положены до начала службы, то к столу их выносят теперь. Диаконы или старейшины собираются вокруг стола вместе со служителем, который стоит в центре. Люди стоят.

4) 

Служитель и люди говорят один из вариантов

Sursum

corda13

.

Например:

Служитель: Вознесем наши сердца.

Люди: Мы поднимаем их к Господу.

Служитель: Возблагодарим Господа Бога нашего, Иисуса Христа.

Люди: Достойно воистину благодарить и славить Его!

5) 

Служитель молится вступительной молитвой, в которой говорится, зачем собралась церковь (чтобы возблагодарить, вспомнить о подвиге Христа, возвестить смерть Господню, исследовать свои сердца) и с кем собралась церковь (с Духом Святым, ангелами, архангелами, херувимами, серафимами, сонмом святых).

6) 

Служитель и люди соединяются в небесной песне и поют один из многих вариантов

Sanctus

(Свят, свят, свят, Господь Саваоф).

7) 

Теперь служитель молится благодарственной молитвой над хлебом и вином. Эта молитва является воспоминанием об истории спасения через Авраама, Моисея, исход, пророков, пришествие Христа, Его смерть и воскресение.

8) 

Служитель цитирует 1Кор. 11:23-24:

«Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание»

, после чего собрание проговаривает или поет: «В единении со Христом, мы провозглашаем таинство нашей веры: «Христос умер; Христос воскрес; Христос грядет!»

9) 

Служитель продолжает молиться и призывает сошествие Святого Духа на хлеб и вино, чтобы они стали для церкви Телом и Кровью Господа.

10) 

Служитель и собрание могут теперь помолиться молитвой «Отче наш».

11) 

После этого служитель преломляет хлеб. Во время этого действия можно сказать: «Христос, наша Пасха, заклан за нас». Хлеб и вино возносят над головой, чтобы все могли видеть их.

12) 

Люди выходят вперед, чтобы причаститься Тела и Крови Христовой. Во время причащения люди могут петь современные песни, которые описывают смерть, воскресение и вознесение Иисуса. В это же время руководители церкви могут помазать елеем тех, кто желает исцеления.

Хлеб и чаша даются причащающимся со словами:

Тело Христово, хлеб небесный.

Кровь Христова, чаша спасения.

13) 

После того как все примут причастие, можно вознести заключительную молитву, возблагодарить Бога за духовную пищу и просить благословения Божьего Духа, чтобы церковь была для мира Телом Христовым, искупленным Его Кровью.

Заключительные слова могут быть такие:

Служитель: Идите с миром и служите Господу верой и истиной.

Люди: Аминь! Аллилуйя!


Методистская церковь для своей литургии использует «Книгу общей молитвы». Далее приводится перевод приводимой там молитвы, совершаемой на Евхаристии:


Отец Небесный!


Мы в благоговении приходим сегодня к Тебе, чтобы совершить таинство причастия по слову Твоему, которое говорит:


«Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».


Сейчас, вспоминая о жертве Иисуса Христа за нас, мы предоставляем себя Тебе в хвале и благодарении как жертву живую. В единении со Христом, мы провозглашаем таинство нашей веры: «Христос умер; Христос воскрес; Христос грядет!»


Ныне излей Духа Твоего Святого на нас, собранных здесь и на эти дары хлеба и плодов виноградной лозы.


Соделай их для нас Телом и Кровью Христа, чтобы и мы были для этого мира Телом Христовым, искупленным Его Кровью.


Духом Твоим соедини нас со Христом и соедини нас друг с другом в служении этому миру до того дня, когда Христос вернется в победе и примет нас в Свою славу!