20. Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. Глава II. Санкт-Петербург, 2007. [Электронный ресурс] URL:http://www.archeology.ru/Download/Klein/Klein-2007-Drevnie-migratsii.pdf (дата обращения: 22.04.2018);
21. Клесов А.А. Шквал новых данных по молекулярной истории человечества, часть1. [Электронный ресурс] URL:http://pereformat.ru/2017/06/shkval-novyh-dannyh-1/ (дата обращения: 29.03.2018);
22. Клесов А.А. Шквал новых данных по молекулярной истории человечества, часть 2. [Электронный ресурс] URL:http://pereformat.ru/2017/07/shcval-novyh-dannyh-2. (дата обращения: 29.03.2018);
23. Клесов А.А. Как Западную Европу заселяли новые европейцы. Глава «Род R1b, носитель агглютинативных языков. Путь из Азии в Европу с прибытием на рубеже III тыс. до н.э.». [Электронный ресурс] URL:http://pereformat.ru/2014/04/arbins/ (дата обращения: 19.02.2018);
24. Наумова И.Г. Статья в защиту курганной теории Марии Гумбутас. Введение. [Электронный ресурс] URL:http://www.history-ra.ru/2014/06/blog-post-3361.html (дата обращения: 14.03.2018);
25. Клесов А.А. Шквал новых данных по молекулярной истории человечества, часть 4. Раздел «Гаплогруппа R1b, первая гипотеза (в контексте данной статьи)». [Электронный ресурс] URL:http://pereformat.ru/2017/09/skval-novyh-dannyh-4/ (дата обращения: 29.03.2018);
26. Балановский О.П. Геногеография гаплогрупп Y-хромосомы в Европе. Разделы: «Центральноевропейская ветвь R-М405 в целом; «Германо-Британская ветвь R-M467»; «Баскская ветвь R-M153». [Электронный ресурс] URL:http://Генофонд.рф. (дата обращения: 16.05.2018.
Глава 2. Проблемы истории славянства. Основные аспекты.
2.1. Известные версии происхождения славян.
Здесь огромный вопрос: а что есть славяне вообще? Ведь это скорее языковое понятие, чем этническое. Для обозначения проблематики приведем несколько цитат из Википедии и из советского учебника истории: «Примерно в V веке началась славянская экспансия, как полагают, с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и северо-восток… На восток славянские племена распространялись в направлении верховий Волги и Оки» [1]; «Буржуазные ученые нередко определяли прародину славян как очень незначительную территорию где-то около Вислы и Карпат, что не соответствует действительности» [2] (по правде говоря, разница между обоими вариантами невелика – авт.). Противоположное мнение у известного ученого П.Н. Третьякова, высказанное в [3]: «В результате исследований последних десятилетий выясняется, что древняя территория славянских племен лежала в средней Европы, севернее и северо-восточнее Карпат». Книга эта, правда, издана в далеком 1970 году, но в проблематике славянского этногенеза мало что с той поры изменилось. Пока же отметим явную корреляцию Карпат и славянской прародины.
В работе [4] сделана попытка объединить картографически различные версии изначального славянского ядра. Из наложения карт распространения археологических культур, а также карт, составленных по различным источникам (античные авторы, работы известных ученых) вырисовывается некий единый центр опять-таки в районе Карпаты-Средний Днепр. Добавим сюда схемы расселения ранних славян по указаниям Повести временных лет (ПВЛ), а также по работам известных ученых-славистов чеха Л. Нидерле, поляка Сплавинского и некоторых других (в указанной работе они также представлены) и убедимся: наложение и этих карт опять-таки указывает на некое общее ядро в том же районе – схема 1. Любопытно…
Схема 1. Историческая прародина славян по мнению ученых (составлено автором – Овчинников А.Н.).
Но все изложенное касается только первых веков Новой эры, а что же было раньше, где искать предшествующих «прародителей праславян»? Смотрим. Многие ученые предполагают далеких предков славян в Фатьяновской археологической культуре (схема 1), сформировавшейся на территории бассейнов Верхней Волги, Клязьмы, Москвы и Оки еще в III-м тысячелетии до н.э. [5]. Как увидим далее, это предположение вполне справедливо. Надо признать, говорят не о самих протославянах, а о неких протобалтах, но то, что эти этнонимы идентичны, мы покажем в дальнейшем. С Фатьяновской культурой сходны некоторые культуры Волыни и Среднего Днепра, и все они в целом входят (являются локальным вариантом, или продолжением) в культурно-историческую общность культур шнуровой керамики (боевых топоров), существовавшую с 3200 по 1800 годы до н.э. – как это определяют археологи. В одном из томов «Археологии СССР» [6] говорится об огромной роли Фатьяновской культуры в формировании племен Волго-Окского междуречья. Правда, там не расшифровывается, что это за племена и что с ними стало впоследствии. Отгадка проста: племена Волго-Окского междуречья – это мы с вами (что и будет показано далее). Да, да, именно так, те самые, просто, мы уже 4000 лет сидим на одном месте и никого не трогаем!
Схема 2. Культура шнуровой керамики-боевых топоров (I) и Фатьяновская культура (II) (составлено автором – Овчинников А.Н.)
Современные местные этносы русских Поволжья, Прикамья и по Оке, как уже говорилось, – «наследники фатьяновской цивилизации». Доказано археологически, что фатьяновцы появились в указанных районах с запада: с Повисленья, Приднестровья и, едва ли, не с Рейна [5]. То есть подтверждается какой-то внешний фактор, заставивший их переселиться (бежать) по какой-то причине с предыдущей родины, а этой причиной, скорей всего, и были эрбины (они же носители «культуры колоколовидных кубков»).
Фатьяновцы располагали своих покойников в захоронениях в традиционной именно для племен гаплогруппы R1a позе «адорации» – позе эмбриона – на правом боку в вариациях расположения рук у лица или вдоль тела [7], что может служить особой меткой при идентификации различных племен одного рода. Причем во всех могилах, за редким исключением мужские и женские скелеты располагались как бы в противофазе: так, если мужчины, как правило, головой к западному сектору, то женщины ровно наоборот, к восточному. Более поздние – порядка 1000 лет до н.э. захоронения ариев (а это уже субклад R1a-Z93) – по времени ближе к скифской эпохе (срубная культура) – показывают, что арийским родам того времени более свойственно было хоронить мужчин на левом боку и головой на север-северо-запад [8]. Получается, помещение покойного в захоронениях на том или ином боку является меткой-«водоразделом» в похоронных обрядах протославян субклада R1a-Z280 и ариев субклада R1a-Z93: если мужской скелет обнаружен лежащим на правом боку, то это останки протославян, а если на левом – то ариев (постариев). Отметим этот момент для будущих выводов. Как и тот факт, что в Фатьяновской культуре встречаются отдельные захоронения с расположением мужских скелетов на левом боку, по шести из которых определена принадлежность к протоарийскому субкладу R1a-Z93. Возможно уже в «фатьяновское время» происходило разделение единого ствола предкового рода R1a на протославянские и протоарийские ветви.
Одновременно Восточная Европа того же периода, что и Фатьяновская культура – середина III-го тыс. до н.э. – середина II тыс. до н.э. – археологами характеризуется по способам захоронений (как наиболее консервативной метки этноса) как «катакомбная» и «срубная». Но, если Фатьяновская культура занимала северную часть современной Русской равнины, то катакомбная и срубная располагались, последовательно сменив друг друга, на юге – в Причерноморье, Приазовье, Прикаспии. Причем в катакомбных могилах мужские скелеты расположены в скорченном состоянии, преимущественно, на правом боку головой на юг, а в срубных – на левом боку и головой на север [9]. То есть, это были явно различные этнообразования, но являвшие собой на этих территориях какое-то большинство населения, если только не этнические доминанты. Причем они вполне могли пересекаться во времени, хотя тут надо бы учесть следующее. По прошествии тысячелетий вполне допустимый «разбег» в датировках в 10% – с точки зрения современных исследователей – на самом деле представляет собой разницу в 200-300-400 лет, за которые сменялись с десяток поколений и уже происходила соответствующая деформация культурных признаков (и языка) того, или иного этноса. Далее мы увидим, как из срубной культурно-исторической общности развились культуры киммеро-скифо-сарматского круга, как они распространились на восток за Каспий и за Урал, в Среднюю Азию. Но вот подобию погребального обряда культур Фатьяновской и катакомбной надо уделить особое внимание: похоже, обитатели этих культур – или же какая-то их часть – были близкими родственниками, возможно, говорящими на близких языках.
Вернемся к славянам. Представим известные на сегодня и общепринятые в ученом сообществе воззрения на образование и становление славянских племен. Какое-то протославянское сообщество формируется из местных (ставших таковыми к тому времени) древнеевропейских племен, индоевропейцев лингвистически, причем ядро их, «центр кристаллизации» определено в бассейне рек Висла-Буг-Неман, то есть на территории современных Польши, Закарпатья и Западной Белоруссии. Хронологически данный процесс протекает в последние века I-го тысячелетия до н.э. На рубеже Старой и Новой эры это первоначальное славянское «ядро» постепенно расширяется по всем азимутам. Собственный домен образует племя венедов (венеты, венды), сведения о которых мы имеем от римских авторов и даже ранее, едва ли не со времен Гомера. Венеты, оставаясь какой-то своей частью на изначальной родине в Повисленье и Поморье (южный берег Балтики), начинают экспансию в западном направлении – до Рейна, и в южном – вплоть до Адриатики, оставляя по себе память в названии знаменитой Венеции. Готский историк Иордан ставил знак равенства между венедами, антами и «склавинами»-славянами [11]. Об этногегезисе венетов-венедов у Клесова есть своя версия. В [10] он выдвигает научно обоснованные предположения, что гомеровские энеты, вывезенные победителями-ахейцами из Трои, и поселенные затем именно в районе современной Венеции – это и есть венеты периода I-го тысячелетия до н.э. Как бы это ни походило на пересказ мифов и легенд. Но изначально, по Клесову, троянские энеты были выходцами с Русской равнины (мигрантами в Малую Азию) с территории Фатьяновской культуры. Можно сомневаться, но, по крайней мере, красиво!
Продолжим обобщать известные версии происхождения славян. В первые века Новой эры в междуречье Днепра и Дуная формируется «антский союз» славянских племен. Длительные войны Римской империи с племенами роксолан, вплоть до 274 года н.э. (при императоре Траяне) многие исследователи связывают с отражением римлянами славянского нашествия за Дунай [12]. 4-5-6 века – это время формирования и расселения хорват, чехов, сербов (венетов Повисленья к этому времени летописец из ПВЛ именует уже «ляхами»). После падения Западно-Римской империи – в том числе и благодаря славянскому натиску – к 6-му веку славяне занимают Балканы.
Примерно в это время начинается движение славян на восток от Карпат (опять Карпаты!). По мнению большинства ученых миграционная волна идет по двум направлениям: северо-восточном (бассейн рек Оки и Верхней Волги) и юго-восточном – заселяются Днепр, Донец и Дон. К 6-му веку археологи относят первые раннеславянские поселения на территории Среднего Днепра и далее уже по современной Украине, а, главное, западу России: это области Брянская, Тульская, Рязанская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Курская, Белгородская, Саратовская [13]. К 8-9 векам эти, тогда еще немногочисленные, переселенцы превращаются в племенные объединения кривичей, вятичей, дулебов, полян, северян и т. д. (как это отмечено в ПВЛ). Общий язык, верования и то, что ныне называют менталитет, приводят к постепенному формированию единого этнического пространства, которое к 11-му веку принято называть Русью.
2.2. Нестыковки, несоответствия в оценках.
Все перечисленное выше является, так сказать, классикой, общепризнанной и непоколебимой. Вроде бы, все понятно, но в этой схеме остается ряд темных пятен, острых углов истории. Например, почему-то нигде не расписано: встречали ли славяне сопротивление при своем расселении от Карпат до Волги со стороны туземных племен? Как будто славяне шли в необитаемые земли, а это было совершенно не так. В любом классическом труде по ранней истории славян утверждается, что славяне «ассимилировали» финно-угорские и балтские племена, часть из которых была полностью «славянизирована» (как, например, мещера и мурома) [14,15].
Насчет «балтских» и что это вообще такое нам еще предстоит разобраться, но, даже если принять на веру «ассимиляцию» балтов и финно-угров, которые обитали до линии Минск-Смоленск-течение Оки, то какова была участь племен, обитавших южнее, вплоть до степной зоны? А мы знаем, что, по крайней мере, на территории Центрального Черноземья имелся целый пласт дославянских поселений (в том числе в рамках срубной и ее дочерних культур), начиная с незапамятных времен – люди здесь обитали всегда. Так, в [16] говорится о народах Бондарихинской, Юхновской и Колочинской культур, обитавших здесь в эпоху железного века (конец I-го тыс. до н.э.), а чуть позже – на рубеже Эр и в первые века н.э. – речь идет уже о сарматах. Как «через них» могли пройти славяне? И кстати, как указывается, например, в [17]: остатки степных кочевых скифо-сарматских племен также были «ассимилированы» славянами (вот в это верится с трудом). Получается, славянская волна, как цунами, все сметала на своем пути? Это сколько же должно было быть славян для подобной взрывной экспансии – ведь человек имеет, в отличие от мух, естественные пределы в размножении?!
Сама по себе принадлежность к тем или иным археологическим культурам, идентификация археологических находок происходит по аналогии с обнаруженными ранее материальными признаками. Так была установлена и цепочка славянских культур от Повисленья и Карпат до Средней Волги в ходе миграционных процессов славян на протяжении от начала Новой Эры до 7-9 веков. Но в эту схему не вписываются следующие находки. Так, в [18] сообщается о «своеобразном славянском анклаве» уже 5-го века на Верхнем Дону у с. Замятино под Задонском Липецкой области – мыс Острая Лука (известный и впоследствии), и таковое же по времени городище Чертовицкое III под Воронежем [19]. Население этих мест в источниках осторожно именуется «выходцами из Киевской и Черняховской культур», также археологи находят признаки влияния сармат – степных кочевников, – которые, вообще-то, предпочитали не забираться так далеко на север, в лесные дебри.
В [20,21] сообщается о поселениях с самобытной культурой, считающейся раннеславянской, с датировкой середины еще I-го тысячелетия ДО н.э., располагавшихся в поречье Припяти и по Днепру до Березины. В [22] высказывается предположение, что поселение Кур (будущий Курск) могло быть праславянским, а это 6-5 век до н.э. Из саратовского сайта [23] мы узнаем о поселениях «праславян» в верховьях рек Хопер и Вороны, где имеются памятники 2-3 веков, идентифицируемые по времени с аналогичными артефактами Приднепровья, Подеснянья и Днепровского левобережья. В [24] говорится о «раннеславянских памятниках III-V веков» на территории Задонского района Липецкой области (правда, надо признать, бездоказательно и без ссылок на авторитетные источники), хотя предполагалось заселение этого края славянами не ранее 9-10 веков. Свидетельства многочисленные и обойти их молчанием мы не вправе. При более детальном рассмотрении праславянских археологических культур мы столкнемся с еще большим количеством несоответствий общепринятого воззрения на формирование древнерусского этноса с реальным положением дел (как это видится автору).
Пока же получается следующее. До массового, объявленного во всех учебниках, сборниках, диссертациях и монографиях, заселения славянами центральной и северо-восточной части Русской равнины (это 8-10 века н.э.) в южной её, степной половине обитали вначале сарматы (до 3-4 веков н.э.), затем последовательно сменявшие друг друга готы, гунны, авары, булгары, хазары. Севернее, в лесостепной и лесной зонах современных Украины, России и Белоруссии обитали, по мнению ученого сообщества, изложенного все в тех же учебниках и сборниках, финно-угорские племена (примерно от реки Ока и севернее) и таинственные «балты». По мере продвижения славян на север и северо-восток происходил процесс взаимопроникновения соседствующих не только культур, но и «генетического материала». Шла своеобразная диффузия этносов на «границе двух сред». На сегодня этнические русские на 15-20% – по первопредку – относятся именно к финно-угорским гаплогруппам N1c-N1a [25], а это означает наличие массовых перекрестных браков еще в ту, начальную эпоху, между славянским и угорским этносами. С балтами наблюдается некоторая неувязочка: отследить «ассимиляцию» балтов славянами оказалось технически невозможно, так как неизвестна доминирующая по Y-хромосоме ДНК гаплогруппа у балтов. Судя по всему, это все та же традиционная для восточных славян гаплогруппа R1a субклада Z280. А если совпадает ДНК, то любой суд сделает вывод об идентичности образцов. Но мы пока с балтской темой забегаем вперед. Вот, например, на территории современных Архангельской и Вологодских областей среди этнических русских довольно высока (до 12%, даже до 18%) доля мужчин, как правило, поморов и их потомков, относящихся по первопредку к палеоевропейской гаплогруппе I1 [26]. То есть, если между Окой и Двиной-Сухоной славяне смешивались с финно-уграми (речь о 9–12 веках), то уже севернее и «ближе» к Белому морю и нашей эпохе по времени, шел аналогичный процесс между потомками коренных европейцев и пришедших туда славян-русов.
2.3. Балты – «поручик Киже» классической археологии.
Теперь о балтах. Дославянское население Русской равнины первых веков н.э., как уже говорилось, ученые делят на три большие группы: финно-угры, скифо-сарматы и балты. При этом балтам «отводится» огромная территория: от балтийского побережья на восток до Средней Волги и на юг до верховьев, а то и середины Днепра и верховьев (а то и середины) Дона – схема 2. Очертания районов обитания таинственных балтов во многом совпадают (в восточной части) с очертаниями культуры шнуровой керамики-боевых топоров.
Схема 3. Ареал расселения балтов на рубеже Эр: 1 – наиболее «оптимистические границы»; 2- отдельные регионы по воззрениям «умеренных» исследователей (составлено автором – Овчинников А.Н.).
Своеобразный эпицентр расселения этих таинственных балтов предполагается в польском Поморье и Пруссии-Прибалтике. Сегодня от этих некогда могущественных и многочисленных племен остались только литовцы и латыши (сам термин «балты» появился лишь в 19 веке) [27]. При этом не указывается этническая принадлежность столь «древнего» балтского народа – как везде и всегда, сказано лишь, что племена балтов сформировались на территории культуры шнуровой керамики. Причем этих балтов относят по языку к индоевропейцам. Мы так подробно о балтах вот почему. Культуры, которые археологи затрудняются отнести к финно-угорским или славянским, они смело и попросту относят к балтским. Датировки поселений балтов на территории России и Белоруссии ученые предусмотрительно относят только к первым веками н.э., но откуда они вдруг возникли внятного ответа нет. Если взглянуть на приведенную выше схему расположения племен балтов, то понятно, что славянам места там особо не находится.
Племена финно-угров появились на севере современной России только 2500 лет назад (по мере постепенной миграции из-за Урала), а вот непосредственно в Финляндии и в Прибалтике только 2000 лет назад, или же на рубеже Старой и Новой Эры [28]. Почему-то принято считать, что финно-угры освоили Прибалтику и заселили Карелию и Финляндию еще едва ли не в III тысячелетии до н.э., о чем говорится практически в любом источнике по истории финно-угров. В первой главе мы говорили, что древняя культура ямочно-гребенчатой керамики считается именно финно-угорской, чему совершенно нет подтверждений в виде анализов ДНК ископаемых останков насельников культуры. Вернее, они есть, но показывают все ту же «протоарийскую» гаплогруппу R1a (см. главу 1). Судя по современному составу мужского населения Литвы и Латвии (которых принято считать наследниками балтов), их основной компонент состоит из «арийской» R1a и финно-угорской (превалирует) частей гаплогруппы N1c1, что примерно соответствует и составу мужской части этнических русских северной России (севернее реки Ока) [29]. Но, если от балтов первого тысячелетия н.э., обитавших именно в Прибалтике и Поморье, остались следы хотя бы в виде топо- и гидронимики, а также письменные свидетельства современников и соседей (речь о племенах пруссов, ливов, куршей, мазуров, ятвягов, жемайтов и др.), то о балтах на территории современной России таковых свидетельств попросту нет.
Археологи приписывают обнаруженные здесь поселения к балтским просто на основании сходных материальных признаков с балтами западными, именно прибалтийскими первых веков н.э. Следует признать безусловным факт активного взаимопроникновения в эту эпоху этносов славяно-арийских и финно-угорских на широтах севернее современной Москвы и реки Ока. Как и то, что начиная с 7-8 веков, идет активное замещение славянским элементом местного финно-угорского, причем следов насильственной ассимиляции не обнаруживается. И, между прочим, напоминаем: потомки небезызвестного варяга Рюрика – рюриковичи – почти сплошь по первопредку принадлежат именно к гаплогруппе N1c1 [28].
С учетом изложенного опять-таки странновато: как могло небольшое славянское объединение из своего «домена» в Повисленье (или в Карпатах) вдруг распространится в начале Эры во все стороны света, сметая на своем пути и этих балтов, и угров, «ассимилируя» и «славянизируя» не только их, но и более воинственных скифов с сарматами? Мы опять подошли к тому, что на рубеже Эр согласно классическим представлениям собственно славяне обитали, сжатые как пружина, как лев перед прыжком, на некой ограниченной территории северней Карпат и южнее Балтийского моря. К теме балтов мы еще не раз будем возвращаться: потому как непонятно, как это народы, веками занимавшие огромные территории Русской равнины (заметим, Русской, а не Балтской), исторически мгновенно были сметены переселенцами славяно-русами, причем без следов битв, сражений и погромов, подобных периоду монгольского нашествия на Русь.
Смотрим глубже в «океан времен». Скифские времена довольно хорошо изучены и широко представлены во всех источниках, скифский период принято считать начиная примерно с 8-го и по 3 век до н.э. В этот период на территории Русской равнины скифские поселения отмечены повсеместно от Причерноморья-Приазовья и до широты современных городов Курск-Липецк-Тамбов [30,31]. Особенно богата скифскими поселениями Воронежская земля, берега Дона, рек Воронеж и Тихая Сосна. Если же взять еще более ранний период, то на нашей (центрально-черноземной) территории обнаружится существование – непосредственно перед скифами – «срубной культуры». Но что это за народ там обитал конкретно, нигде не говорится: так, безликие «срубники», обитавшие в наших краях с 20-15 веков до н.э. и до примерно 10-8 веков до н.э. Но именно они – так получается хронологически – являлись предшественниками скифов.
До этого периода, а именно: начиная с 23-20 веков до н.э. и до 12-10 веков до н.э., – а это примерный рубеж «поздней бронзы и раннего железа», – археологи отмечают наличие на той же территории культуры «катакомбных захоронений». Для той поры, ясно, о славянах говорить не приходится, но, пока мы для себя отметим существование на нашей земле какого-то довольно многочисленного населения, и речь идет, напомним, о периоде 2000-1500 лет до н.э.