Илья Мамаев
Масонство: история, идеология, тайный культ
Деятельность франкмасонского братства на протяжении весьма долгого периода времени представляла и представляет огромный интерес у многих людей, вне зависимости от их национального происхождения и социального положения. В представленной работе, автор пытается раскрыть сущность данного явления, показать идеологические истоки учения и проследовать эволюцию деятельности данного братства от первых союзов строительных рабочих древности и средневековья до весьма широкой сети функционирующих лож, существовавших и существующих во многих странах мира, включая Германию, Англию, Францию, Россию и Соединенные штаты америки.
В данном издании идет рассмотрение характера деятельности и основных мировоззренческих взглядов многих основных представителей данного ордена и показывается характер его воздействия на последующее развитие отдельных стран и всего человечества вцелом.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблематикой деятельности тайных обществ.
Убедительная просьба читателям. Все отклики и комментарии по содержанию и характеру данной книги можно отправлять по электронной почте.
Автор с большим интересом откликнется на все замечания и предложения. а также с радостью готов идти на определенное сотрудничество по всем интересующим вопросам, относительно исследования данной и подобной тематики.
Введение.
На протяжении практически всей истории человеческого сообщества людей всегда интересовала и интересует проблема тайных обществ, которые долгое время оставались и остаются на данный момент времени под определенной завесой от взглядов простых и непосвященных людей.
Вокруг них всегда висела определенная завеса таинственности и как следствие этого понимание их роли и значения в тех или иных вопросах всегда зачастую вызывало большое количество всевозможных слухов и домыслов различного толка и характера, характер которых, большей частью не являлся достоверным в силу определенной недоступности самих основных идеалов и целей для большого круга лиц.
Не исключение из этого правила являлось и движение франкмасонов, которое являлось и является организацией привлекающей внимание большого количества людей весьма влиятельных в собственном обществе и обладающих высоким социальным положением и определенным имущественным цензом.
В этой связи вокруг него всегда ходили определенные нелепые представления, которые зачастую искажали основные цели и смысл его учения. Так появилось представление о жидомасонском заговоре как о некоем стремлении данного братства наряду с представителями еврейской нации распространить свое влияние по всей земле и уничтожить, поработить и покорить все окружающие народы. Данная трактовка была вызвана определенными сторонниками традиционалистских и узкопатриотических взглядов, которые прослеживали в его основных идеалах стремления и цели, противоречащие тоталитарному строю, основанному на единовластии и доминирующем положении церкви в рамках общественной системы. Кроме того в другой трактовке, инициаторами которой являлись сами представители ортодоксального христианского духовенства франкмасонское братство представлялось в качестве явной сатанисткой организации, основными целями которой являлось явное поклонение Диаволу и использование определенных сатанистких культов и обрядовых действий.
Целью изображения братства в такой жесткой и вульгарной форме, со стороны многих представителей католического духовенства являлось определенное опасение, исходящие с их стороны в оттоке собственной паствы в число масонов, среди которых было большое количество весьма влиятельных и успешных людей своего времени. Кроме того, ортодоксальное духовенство всяческим образом пыталось сохранить собственную монополию на духовную сферу жизнедеятельности общества и просто напросто видело в данном братстве определенных конкурентов.
Исходя из данных представлений и того интереса, которое всегда привлекало и посей день продолжает привлекать франкмасонское братство существует определенная необходимость коснуться осмысления и показа его основных целей и доктрин, лежащих в основе его учения.
В данной книге на основании большого числа изученного материала и архивных документов производится определенное исследование целей и задач деятельности братства; кроме того прослеживается определенная эволюционная последовательность его становления и развития в качестве самодостаточного и автономного явления от первых профессиональных гильдий строительных рабочих античного общества и средневековья до организации мирового маcштаба, насчитывающего несколько миллионов последователей во всем мире, среди которых было большое количество весьма влиятельных людей своего и нынешнего времени, а также множество весьма известных деятелей науки и искусства, которые оставили после себя огромный след в мировой копилке знаний и открытий, послуживших на благо всему человечеству.
Количество литературы, написанной на данную тематику, является весьма значительным, в том числе большая часть источников имеет достаточно раннее происхождение и датируется дореволюционным периодом существования Российской империи. Кроме того, необходимо констатировать определенный факт двоякого рассмотрения данной тематики у различных авторов при использовании принципиально несовместимых методов к исследованию данного феномена или явления.
В определенных источниках франкмасонское братство представляется, как некое чуждое русскому духовному укладу социальное явление или течение, которое принимало непосредственное участие во многих процессах заговоров против России , включая убийство императора Павла первого или формирование и осуществление восстания декабристов на Сенатской площади и в Санкт – Петербурге. Представители данного направления зачастую также связывают масонство со многими революционными переворотами в многих европейских обществах, включая прямое участие в Великой Французской буржуазной революции или иных политических заговорах подобного характера. Кроме того, подчеркивается определенная связь франкмасонского братства с международным еврейством, а само масонское братство представляется в качестве некоего филиального образования, основанного на основе каббалистической и талмудической доктрины иудаизма, как религии, представленной в определенной трактовке некоторых из авторов подобного направления, основанной на богоизбранности еврейского народа в противовес всем остальным народам, которые якобы должны покориться его воле и собственным устремлениям на мировое господство.
Литература, излагающая подобным образом собственный взгляд на основные цели и задачи вольнокаменщического братства может быть подвергнута определенной критике в силу достаточной узости собственного представления по данному вопросу в силу того, что изначальные цели и задачи масонства всегда носили над национальный и над религиозный характер и никогда не преследовали собственно сугубо политических целей; кроме того связь масонства с международным еврейством опровергается уже самим фактом долговременного отсутствия доступа для вступления в состав членов братства лиц еврейской национальности и провозглашением христианства, в качестве основной религиозно-идеологической доктрины членов данного братства.
В других источниках на подобную тематику, включая и дореволюционные издания, происходит анализ данной проблемы с относительно объективной стороны, но, однако большая часть изданий подобного толка не носит широкого характера в числе библиографии, изданной в современных условиях. Как правило, литература подобного толка представляет собой переводные издания на русский язык, либо литературу, изданную в дореволюционной России. Среди современной российской литературы представленной по подобной проблематике идет, в основном, узкое рассмотрение отдельных сторон деятельности франкмасонского братства либо берется за основу конкретный временной участок его функционирования и развития в рамках того или иного общества.
Одной из основных причин данного положения, относительно рассмотрения подобной проблематики в России . является долговременное отсутствие интереса к подобным исследованиям со стороны официальной гуманитарной науки советского периода истории из за наложения грифа секретности на подобную тему исследования и отсутствия определенных стремлений к рассмотрению данной проблематики основными идеологами советской гуманитарной науки.
В приведенном ниже исследовании франкмасонское братство показывается в определенной связи с современностью и как весьма специфическое социальное и духовное явление. При этом, основной упор делается на показе характера и целей братства и его связях с внутренней и внешней политикой прошлого и настоящего.
Кроме того, происходит определенное четкое отслеживание и показание характера взаимоотношения франкмасонства со многими мистическими и оккультными течениями своего времени наряду с показом характера взаимоотношения влияния друг на друга их мировоззренческих принципов и идеалов.
При этом, автор заранее приносит определенные извинения перед собственными читателями за возможное искажение определенных фактических сведений и материалов либо их искаженное и не в достаточной степени полное изложение, что, по всей видимости, может иметь в себе определенную причину, связанную с закрытостью и недоступностью для широкой публики специфической информации о характере деятельности орден, исходя из его внутренних правил и распорядков.
1
Глава 1. Истоки учения и организационной структуры франкмасонского движения.
Легенда об архитекторе Хираме.
Легенда о строительстве Храма царя Соломона может свидетельствовать о первых союзах вольных каменщиков, имеющих собственную тайную организацию, основанную на определенной иерархии и на определенных нравственных принципах.
По мнению некоторых самих масонских писателей, она говорит о существовании первого тайного союза – масонской ложи. В другой трактовке она несет собой символическое изложение масонской философии и имеет сравнительно недавнюю историю.
Согласно данной легенде царь Соломон решил соорудить храм в Иерусалиме полный великолепия и величия. Он собрал со всех концов художников и строителей и отдал их под руководство Хирама Абифа, который был его ближайшим союзником. Строительство храма шло около семи лет и было начато примерно в 480 г. до н. Э. После того как дети Израиля пересекли Красное море.
Строение, созданное архитектором Хирамом, составляло неимоверную ценность. В середине храма стояла святая святых. иногда называемая Оракулом. Это был точный куб, каждое ребро которого равнялось двадцати локтям. При строительстве данного грандиозного сооружения использовался Египетский символизм. В нем имелось 1453 колоны и 2906 пиастр. Широкий портик обращен на Восток, а вход в святилище на Запад. Кроме этого в середине храма находился трон Соломона.
Во времена царствования Соломона архитектор Хирам соорудил и ряд других величественных сооружений. Хотя сам не был особо почитаемым среди народа из за того, что многие люди завидовали его гению.
В те времена легенды о мудрости самого царя Соломона распространились далеко за пределы Иудейского царства, и дошли до многих народов и их правителей. Однажды царица Савская приехала в Иерусалим посмотреть на великого царя и поговорить с ним. Она увидела царя сидящим на троне в храме, одетым в золотые одежды. Царь Соломон принял ее и решил показать свой роскошный дворец и храм. Царица Савская была в большом восторге, увидев эти роскошные сооружения. Сам же царь Соломон был глубоко очарован ее красотой и предложил ей ,в итоге, руку и сердце. Она, с радостью приняла его предложение. После этого, царица стала часто посещать храм, и была в большом восторге от его красоты. Ей сильно захотелось увидеть и познакомиться с его строителем. Царь Соломон не горел особым желанием представлять ей архитектора данного грандиозного сооружения. Но вскоре ему пришлось выполнить ее прихотливую просьбу из-за чувства большой любви к своей супруге. Архитектор Хирам Абиф был, в итоге, представлен царице не смотря на недоброжелательное отношение к себе со стороны царя Соломона, что было вызвано, по всей видимости, ревностью и завистью по причине наличия у него большого таланта. Архитектор произвел на царицу глубокое впечатление, и она стала защищать архитектора от недоброжелательного отношения к нему со стороны царя.
Однажды она пожелала увидеть бесчисленную толпу рабочих, строивших храм, но Соломон представил невозможным выполнить его просьбу в один момент. Хирам Абиф, услышав просьбу царицы тот час же прыгнув на камень описал в воздухе великое Т и работники со всех сторон поспешили явиться к своему мастеру. Царица была глубоко поражена этим и тайно почувствовала в себе любовь к своему мастеру. Соломон, являясь по своей природе очень мудрым человеком, легко догадался об этом и попытался предпринять попытку устранения своего соперника. Cо своей стороны, он нашел троих подмастерьев, завидовавших архитектору так как во многом уступали ему по причине собственной лени и низкого профессионализма. Ими являлись Фамор сириец и каменщик, Аатру , финикиец и плотники Мафусали еврей и рудокоп. Заговор был связан с днем открытия медного моря, на котором должна была присутствовать царица Савская.
День открытия настал… Двери, содержавшие раскаленный металл растворились, и потоки жидкого огня влились в обширную форму, где медное море должно было принять свой вид. Раскаленная масса перелилась через края и растеклась повсюду. Люди, стоявшие вокруг, резко испугались надвигавшегося огненного потока и стали резко разбегаться во все стороны, стараясь себя спасти. Мастер Хирам долгое время пытался предотвратить надвигающуюся катастрофу, но все его попытки были безуспешны. Великий мастер не мог смириться со своим поражением и продолжал всеми силами стремиться предотвратить бедствие, не думая о собственном спасении. Все его мысли в тот момент времени были только о царице Савской. Она в тот момент времени стала восхищаться его мужеством. В один момент он услышал голос, исходящий сверху:, Хирам, Хирам, Хипрам. “. Хирам поднял глаза вверх и увидел перед собой человеческую фигуру. Голос продолжал разговаривать с ним: "“Сын мой, не опасайся, бросься в пламя. Хирам, услышав его, стал повиноваться и прыгнул в раскаленную струю металла, где не погиб, а испытал наслаждение.
Куда ты меня ведешь ? В центр земли, в душу мира, в царство великого Каина, где вместе с ним царствует свобода. Там людская зависть прекращается, там мы можем видеть плод от древа познания; там жилище твоих отцов.
Кто же я и кто ты ?
Я отец твоих отцов , я сын Ламаха . я Тубалкиан.
Тубалкиан ввел Хирама в святилище огня, где объяснил ему слабость Адани и низкие страсти этого Бога, врага своего собственного творения. Которое он осудил за неумолимый закон смерти, чтобы отомстить за благодеяние. которое дух огня оказывал ему. Хирам был введен в присутствии своего родоначальника Каина. Каин рассказал Хираму все испытанные им страдания и несчастья, навлеченные на него Адони. Вдруг он услыхал голос того, кто был отраслью Тубалкиана и его сестры Наамы.
_ У тебя родится сын, которого ты не увидишь; многочисленные потомки рода его увековечат твой род, станут выше адамогого рода и приобретут владычество над миром; много столетий будут посвящать свое имущество и дарования на пользу вечно неблагодарного рода Адама, но, наконец лучший сделается сильнейшим и восстановит поклонение огню. Твои сыны, непобедимые в твоем имени уничтожат тиранство Адонаи.
Хирам был возвращен на землю. Тубалкиан даровал ему молоток, которым сам сделал великие вещи и сказал ему:
_ Посредством этого молотка и с помощью духа огня ты быстро закончишь работу, оставшуюся неоконченной по людской глупости и злобе.
Хирам сразу же испробовал действие дарованного им орудия , и на рассвете большая часть бронзы была отлита. Художник испытал большую радость. Народ ликовал, и царица Савская была в большом восторге.
Однажды царица вышла из Иерусалима и за городом встретила Хирама. В результате этой встречи оба признались в любви друг к другу. Птица Хад-хад ( посланница духов огня), увидев что Хирам описал в воздухе мистическое Т опустилась к нему на кисть руки.
По мнению царицы пророчество о ее супруге, данное ей духами огня, исполнилось и они вместе с Хирамом стали обдумывать как – бы вернуть назад слово верности данное ей царю Соломону. Хирам, после этого удалился в Аравию. Где должен был ожидать встречу с царицей. Царица тем временем, похитила с пальца царя Соломона кольцо верности, использовав для этого состояние его опьянения.
Царь Соломон, узнав об этом, намекнул трем подмастерьям о необходимости убить мастера, и они нашли и убили его. Однако перед своим убийством он успел забросить в колодец золотой треугольник, который носил на шее, и на котором было вырезано слово мастера.
Когда Хирам не появлялся целых семь дней Соломон, чтобы удовлетворить требования народа, вынужден был искать его тело. Тело было найдено тремя мастерами. Они заподозрили, что он был убит тремя подмастерьями за отказ дать им слово мастера.
Когда стали поднимать его тело, с него сошла кожа и один из мастеров воскликнул: “ Малабеак “, тело сошло с костей. Это слово стало впоследствии священным словом степени мастера. Три подмастерья были отысканы. Они сами лишили себя жизни. А их головы были принесены Соломону. Треугольник затем нашли в колодце. Царь велел поставить треугольник на жертвенник храма. Воздвигнутый в тайном своде его отдаленной части. Он еще был скрыт кубическим камнем с вырезанным на нем священным знаком. А вслед за тем, заложили свод, существование которого было известно только двадцати семи избранным.
Кроме этого, существует и другая версия трактовки данной легенды. Она связана с отсутствием заинтересованности царя Соломона в смерти Хирама, как своего противника. Согласно данной трактовки убийство великого архитектора произошло из за личной неприязни тремя подмастерьями, которых архитектор не захотел возводить в статус мастера. Их звали: Джубело. Джубела и Джубелаим. После убийства мастера они пытались бежать в Эфиопию, но порт был закрыт. Впоследствии они были пойманы и казнены по приказу самого царя Соломона.
В понимании самих масонских авторов, существовало большое количество иных толкований данной легенды, но все они, в конечном итоге, отличались от традиционного библейского представления и несли в себе определенный символизм.
Трактовка данной легенды, с точки зрения самих масонских философов, может говорить о квинтесенции прототипа всего человечества. Существуют множество параллелей между легендой о Хираме и Платоновской идеей (архитипом человечества). Также существует определенная связь с ветхозаветной легендой о первом человеке Адаме. Адам символизировал идею человеческой деградации, Хирам идею человеческого возрождения. Можно провести паралель с древнеегипетской легендой об Осирисе, чья смерть и воскрешение фундаментально изображают духовную смерть человека.
В средние века, среди рабочих каменщиков фигура архитектора Хирама была чуть ли не приравнена к фигуре Иисуса Христа. Во многих первых документальных рукописях говорится о некоем сыне Царя Тира и связывает его с древней строительной наукой, которая пережила потоп и дошла до наших дней через Пифагора и Гермеса Трисмегистра.
На протяжении 17-18 веков во многих масонских ложах череп и кости символизировали могилу Хирама, и следовательно любого мастера масонства.
В современном масонстве смерть Хирама символически изображается каждым претендентом на звание мастера масонства. Человек, проходящий посвящение в третью ступень символизирует ритуальную смерть и возрождение. Претендент на звание мастера масонства превращается посредством этого идеала в воскресшего мастера.
Помимо этого, среди современных и более ранних масонов данная легенда служит основой проведения всякого рода ритуалов и обрядов, а определенные символы, используемые при проведении данных масонских обрядов, проистекают из содержания данной легенды. Череп, кости и ветки акации очень часто используются во многих масонских обрядах. Кроме того происходит использование этой легенды в ряде других масонских художественных произведениях во многих странах мира, где масонство получило широкое распространение и развитие.
Легенда о Хираме в ее масонской трактовке долгое время была тайной учения; о ней могли знать только посвященные братья. Впоследствии лишь после проникновения в масонские ложи всевозможных агентов, она стала всеобщим достоянием.
Дионисийские архитекторы и другие общества строителей древнего мира, как предтеча первых масонских сообществ.
Дионисийские архитекторы являлись прямыми потомками современных масонов. При институциональном оформлении спекулятивного масонства, которое происходило в Англии в 18 веке, учитывались их определенные практики и организационная структура.
Организация дионисийских архитекторов являлась принадлежащей к дионисийскому культу и представляла собой собрание архитекторов и строителей. Ими было доступно сооружение некоторых архитектурных сооружений, которые существовали в древней Греции.
Данная организация существовала для постройки театральных сооружений, на которых происходили дионисийские культы. Кроме того, ими производились строительные сооружения многих объектов религиозного характера, включая древнегреческие храмы.
Члены данной организации пользовались определенными привилегиями в древнегреческом обществе. Данная организация представляла собой закрытую структуру, в которой каждый из членов братства должен был узнавать своего собрата по определенным знакам и паролям; кроме того внутри организации царила определенная братская взаимопомощь и весьма уважительное отношение друг к другу. В случае определенных неприятностей, которые могли произойти с членами братства, все остальные были обязаны содействовать ему определенным образом.
Члены братства использовали совместные ритуальные церемонии, которые, в конечном итоге заканчивались весельями и пиршествами.
Данные организации, существовавшие в Греции, были широко известны всему окружающему сообществу древнего мира. Их использовали для построения храмовых сооружений в Египте и Малой Азии. Их руками были построены храмовые сооружения Афин, Константинополя и ряда других городов.
По определенным специфическим сведениям данные организации являлись предшественниками первых гильдий строительных рабочих, существовавших в средневековой Европе (оперативных масонов ). Первые гильдии вольных каменщиков заимствовали определенные принципы их наук и искусств, кроме того, под их определенным влиянием шло формирование организационной структуры гильдий строительных рабочих средневековья.
Их основатели и идеологи, по всей видимости, заимствовали много из их наук и искусств Малой Азии, в которой в период древности шло распространение определенных знаний, многие из которых касались и постройки инженерных сооружений.
Одним из основных ученых и философов братства архитекторов являлся Витрувий. В своих рассуждениях он касался изучения принципов симметрии природы, частей человеческого тела, который использовался им в архитектуре.
“ В его понимании архитектура должна строится на принципах пропорции, которая представляет собой соответствие между частями и целым. В качестве основы архитектурной науки им использовалось соотношение между частями тела, которое использовали греческие скульпторы при создании изображений человека или антропоморфных Богов.”23
Кроме того, ими использовалось знание определенных основ акустической науки, которая была необходима для усиления или ослабления голоса жреца или хора при проведении определенных богослужебных мистерий в строениях или храмовых сооружениях.
Дионисийские строители в качестве основы своей науки и искусства зачастую могли использовать пифагорейское учение, о числах как универсальной субстанции, лежащий в основе всех вещей и природных явлений. и разделяли представление о том, что комбинация прямых и кривых линий может определенным образом создать у человека определенное умственное и нравственное и эмоциональное состояние. В связи с этим они верили в то, что их сооружения могут быть неподвержены влиянию времени.
Строительное искусство, в трактовках авторов этой школы теснейшим образом переплеталось с астрономией. Характер взаимного расположения планет солнечной системы оказывал определенное воздействие на процесс строительства храмовых сооружений и построек.
Некоторые храмы строились в соответствии со звездными созвездиями Пегаса или Весов.
В период возникновения христианства как самостоятельной религии и при постройке первых храмовых сооружений зачастую могли использоваться дионисийские архитекторы и строители , которые являлись язычниками.