Левитология
Концепция социальной свободы
Анар Вайарли
© Анар Вайарли, 2019
ISBN 978-5-4483-7658-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Ответьте на вопрос: вы довольны своей жизнью? Скорее всего, первое, что приходит на ум, когда вы думаете над ответом, вслух вами сказано так и не будет. Большинство из нас не так счастливо, как хотелось бы. Но это ещё не самая большая беда. Хуже то, что мы боимся признаться в этом. И речь идёт не об окружающих, а о нас самих. Каждый из нас боится признаться себе в том, что он не счастлив. Изо дня в день мы всеми силами избегаем самих себя. Мы боимся осознания своих реальных, истинных желаний, и ощущение того, что мы живём не своей жизнью, постоянно преследует нас и не даёт покоя.
Что такое счастье? Подумайте над тем, что вам нужно для того, чтобы стать по-настоящему счастливым. Не надо загонять себя в рамки, установленные обществом. Сейчас вы находитесь наедине с самим собой, вас никто не слышит и не осудит. Поэтому постарайтесь быть предельно честны. Ну как, получается? На самом деле, это не так просто, как может показаться поначалу. Но именно это – осознание и признание своих истинных желаний – есть первый шаг на пути к той самой хорошей, счастливой жизни, о которой все мы мечтаем. Нам кажется, что время ещё не пришло, но когда-нибудь оно обязательно придёт и жизнь наладится. Однако, годы идут, времена меняются, а мы остаёмся на месте. Твоё окружение – друзья, родственники, знакомые – живут полной жизнью, чего-то добиваются, меняются, радуются жизни. А ты просто застыл на месте. Знакомое чувство? Итак, чего мы хотим и как этого достичь – вот два главных вопроса, без ответа на которые каждый из нас так и будет проживать свою жизнь, не чувствуя вкус самой жизни, а лишь испытывая постоянную тревогу и пребывая в бесконечном поиске самого себя.
Прежде чем искать ответы на обозначенные выше вопросы, нам надо определиться с тем, где мы находимся, и из каких составляющих состоит наша жизнь. Далее, мы попытаемся разобраться с тем, как же нам начать жить своей жизнью, не поддаваясь давлению со стороны. А сделать это можно будет тогда, когда ты придёшь к пониманию и признанию своих истинных желаний.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЛЕВИТОЛОГИИ
1. Реальный и идеальный миры
Каждый человек живёт одновременно в двух мирах – реальном и идеальном. Реальный мир – этот весь тот внешний мир, что нас окружает. Это предметы и объекты вокруг нас, физические параметры окружающей среды (например, температура воздуха), люди и прочие живые организмы, а также идеологическая составляющая, то есть те установленные в обществе правила и нормы, по которым это общество живёт. И ты, как часть этого общества, тоже в той или иной степени вынужден придерживаться этих норм и правил. Но есть и другой мир – идеальный. Это тот мир, который существует внутри каждого из нас – в нашем воображении. В нём созданы идеальные условия для того, чтобы мы были счастливы. Все условия этого мира направлены на удовлетворение наших желаний. Мы – центральная фигура этого мира, и именно нами обусловлены все его параметры и характеристики. Не он диктует нам свои правила, а мы диктуем ему свои, и он целиком и полностью соответствует всем нашим желаниям. Однако, здесь возникает две проблемы. Первая: как бы прекрасен ни был этот мир, он иллюзорен. Вторая проблема заключается в том, что значительная часть идеального мира от нас скрыта и не доступна нашему осознанию. Последняя проблема тесно связана с нашей с вами боязнью осознать и признать наши истинные желания. И мешает нам это сделать мир реальный – тот мир, в котором мы с вами живём, поскольку его правила во многом противоречат нашим истинным желаниям.
Давайте разберём, какое положение человек может занимать относительно двух миров, и из каких составляющих состоит наша жизнь в этих мирах.
Каждый человек, как субъект, способный к осознанию себя и взаимодействию с окружающим миром – то есть как личность, – имеет ряд характеристик и пребывает в определённом состоянии. Дать характеристику человеку и выявить, в каком состоянии он находится, можно путём изучения трёх составляющих человеческого существования: физического состояния, духовного состояния и социальной позиции. Рассмотрим каждую из составляющих более подробно.
Каждый из нас имеет определённое физическое состояние, то есть определённый рост, массу, телосложение и т. д. Наши клетки, ткани и органы также характеризуются определённым набором качеств и свойств. У кого-то все органы здоровы, имеют нормальную структуру и правильно функционируют, а кто-то страдает от тех или иных заболеваний, обусловленных нарушением строения и работы различных органов. Всё это – физическое состояние человека.
Наше восприятие мира, наше мировоззрение, наша вера, наши желания, страхи и предрассудки, наше настроение – всё это в целом является нашим духовным состоянием. Наши представления о жизни, о смысле жизни, наши стремления, наш характер – это всё элементы духовного мира, который, естественно, у каждого из нас имеет свои особенности. Как и физическое состояние, духовное состояние одного человека во многом совершенно не похоже на духовное состояние другого человека.
Есть ещё одна составляющая человеческого существования – социальная позиция. Это то место, которое мы занимаем в обществе по отношению к установкам и ценностям данного общества и то, как нас воспринимают окружающие люди с точки зрения общественных норм и правил. Социальный статус, уровень востребованности человека, наличие деловых связей, степень влияния на окружающих и так далее – все эти параметры определяют социальную позицию человека.
Рисунок 1 – Обобщённая модель мира и существования человека
Итак, мы выяснили, что каждый человек существует (пребывает) в двух мирах: реальном и идеальном. Соответственно, каждая из трёх составляющих человеческого существования имеет две вариации – реальную и идеальную. Для наглядности приведём несколько примеров. Допустим, речь идёт о физическом состоянии человека. В реальном мире человек может иметь избыточный вес, слабые руки, больное сердце. В то же время, в идеальном мире этого человека он является стройным, подтянутым, сильным и здоровым. Другой пример: в реальном мире человек подавлен, находится в постоянной депрессии, его переполняют страхи и сомнения, тогда как в идеальном мире он полон оптимизма, уверен в себе и всегда пребывает в хорошем настроении. А вот пример, касающийся вариаций социальной позиции: в реальном мире человек не реализовал себя как специалист, он беден, его не уважают, он работает на низкооплачиваемой работе, при этом в идеальном мире он успешен, востребован как специалист, он делает карьерные успехи, занимает высокое положение в обществе, он состоятелен и уважаем.
Подведём небольшой итог. Мы узнали о существовании реального и идеального миров, в которых одновременно пребывает каждый человек; выявили и описали три составляющие человеческого существования и рассмотрели примеры их проявления в реальном и идеальном мирах (обобщённая модель мира и существования человека, схематично отражающая сказанное выше, изображена на рисунке 1). Но какое же место занимает личность человека по отношению к реальному и идеальному мирам? Как эти миры соотносятся друг с другом? Можно ли говорить о том, что человек может в большей степени пребывать в одном или другом мире? Нужно ли стремиться к тому, чтобы сделать свой идеальный мир реальным? Как воплотить свои мечты и идеи в жизнь? Как стать счастливым? Что такое свобода, возможна ли она, и если возможна, то как же стать по-настоящему свободным? Поиском ответа на эти и другие важные вопросы мы с вами и займёмся далее.
2. Шкала состояния и приоритеты личности
Физическое, духовное состояния и социальная позиция – это составляющие человеческого существования. Не самого человека как личности, а именно существования человека. Иными словами, данные составляющие имеют место быть и могут быть рассмотрены только лишь в контексте взаимодействия человека с окружающим миром, и никак иначе. Но это не значит, что человек и окружающий его мир – есть неделимое целое. Это не совсем так.
Человека как такового, то есть вне контекста его взаимодействия с окружающим миром, мы будем называть личностью. Далее возникает вопрос о том, какое же положение занимает личность по отношению к реальному и идеальному мирам? На представленной выше схеме мы видим, что человек одновременно проживает свою жизнь в двух мирах. Он как бы находится на границе, разделяющей реальный и идеальный миры. Если человек находится ровно посередине, то реальный и идеальный миры занимают в его существовании одинаковую долю и значимость. Но так бывает лишь в очень редких случаях. Обычно в жизни каждого человека один из миров занимает большую часть, а другой – меньшую. В разные периоды жизни личность смещается в ту или иную сторону. Существуют определённые границы, которые ограничивают личность в перемещении между мирами. Однако, эти границы могут расширяться или сужаться. Пространство, в пределах которого личность может смещаться в ту или иную сторону, называется сегментом состояния. В свою очередь, сегмент состояния располагается на шкале состояния. Шкала состояния – это условный диапазон, ограничивающий пределы реального и идеального миров и отражающий возможный потенциал смещения или расширения сегмента состояния (см. рисунок 1).
Итак, в зависимости от установленных границ, сегмент состояния может быть уже или шире. При этом большая часть сегмента, как правило, располагается в одном из миров. В этом случае говорят о приоритете сегмента состояния и о смещении приоритета. Например, если большая часть сегмента расположена в реальном мире, то мы говорим о том, что приоритет сегмента смещён в сторону реального мира. Такой сегмент состояния называется сегментом с реальным приоритетом. В противном случае речь будет идти о сегменте с идеальным приоритетом (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Приоритеты сегмента состояния: слева – сегмент состояния с реальным приоритетом; справа – сегмент состояния с идеальным приоритетом
Введём ещё одно понятие – приоритет личности. Это состояние, при котором личность находится в том или другом мире. Соответственно, различают личность с реальным приоритетом и личность с идеальным приоритетом. Приоритет личности является гораздо более динамичной категорией, нежели приоритет сегмента состояния. Кроме того, приоритет личности не всегда совпадает с приоритетом сегмента состояния. Например, приоритет сегмента может быть смещён в сторону реального мира, но личность в данный конкретный момент и по отношению к конкретной ситуации может существовать в идеальном мире. При этом приоритет личности может существенно смещаться в ту или иную сторону за довольно короткое время (буквально в течение нескольких минут), тогда как для смещения (либо расширения/сужения – см. далее) границ сегмента состояния требуется гораздо больше времени (вплоть до нескольких месяцев и лет).
Рассмотрим пример. Предположим, человек преимущественно существует в идеальном мире. Он живёт мечтами, он отстранён от решения реальных проблем, он искренне верит в добро и справедливость, не замечая при этом, что реальный мир совершенно не соответствует его представлениям. Он погружён в свой идеальный мир, а в реальном мире пребывает просто по мере необходимости. Будь его воля, он целиком и полностью ушёл бы в идеальный мир. Но это не возможно. Тем не менее, можно говорить о том, что приоритет сегмента состояния человека в данном случае является идеальным. И приоритет личности в большинстве жизненных ситуаций, скорее всего, так же будет смещён в сторону идеального мира, то есть личность будет существовать (находиться) в идеальном мире (см. рисунок 3А). Но в какой-то момент реальный мир вдруг даёт о себе знать с особенной силой – в жизни человека происходит некое чрезвычайное происшествие, последствия которого требуют от него незамедлительных конкретных действий в реальном мире. Причём решить проблему путём иллюзий (например, заставив себя поверить в то, что всё хорошо) не представляется возможным. Например, родитель игнорировал болезнь своего ребёнка, верил в то, что ребёнок на самом деле здоров – в его идеальном мире всё было именно так. Постепенное ухудшение состояния здоровья ребёнка родитель мог не замечать (а точнее, делать вид, что не замечает), либо находить этому какие-то «безобидные» объяснения и оправдания. И вот, в какой-то момент у ребёнка возникает острый приступ, и он оказывается при смерти. Проигнорировать это человек уже не может. В этот момент он будто бы забывает обо всех предыдущих отговорках и оправданиях, благодаря которым он избегал решения проблемы. Его личность смещается в сторону реального мира, и человек начинает действовать, исходя из реальной обстановки. Он перестаёт игнорировать болезнь своего ребёнка и начинает прилагать реальные усилия для того, чтобы спасти ему жизнь (см. рисунок 3Б). Однако, как только ребёнку будет оказана экстренная помощь, родитель может вновь вернуться к иллюзиям, при том что ребёнок всё ещё болен и проблема не решена окончательно. Несмотря на то, что в экстренной ситуации личность сместилась в сторону реального мира, сегмент состояния всё ещё имеет идеальный приоритет – большая его часть расположена в идеальном мире, а потому восприятие мира в целом, характер душевной организации и тяга к идеальному миру у человека всё равно сохраняются. Поэтому, когда экстренно возникшая проблема решена, и у человека вновь появляется возможность игнорировать реальность, личность снова сместит приоритет в сторону идеального мира (см. рисунок 3В).
Рисунок 3 – Параметры и динамика личности и сегмента состояния: А – сегмент состояния и личность имеют идеальный приоритет; Б – личность сместилась в сторону реального мира и теперь находится в реальном мире; В – приоритет личности вновь сместился в сторону идеального мира; Г – сегмент состояния сместился в сторону реального мира
Для того, чтобы в существовании человека произошли более серьёзные и глубокие изменения, необходимо длительное воздействие на него разного рода факторов и событий, которые в итоге приведут к изменению границ сегмента. Либо это может быть одно единственное событие, которое не просто заставит человека обратить внимание на реальность, но и станет настолько обескураживающим, что заставит его взглянуть, наконец, на своё поведение со стороны и не просто начать действовать исходя из сложившихся реалий, но и действовать более осознанно. Например, если болезнь ребёнка в описанном выше примере приведёт в итоге к его смерти, то велика вероятность того, что родитель не только не сможет это игнорировать и будет вынужден предпринять конкретные действия в реальном мире (например, вызовет врача, займётся организацией похорон и т.д.), но и осознает всю иррациональность и ошибочность той модели поведения, которая была ему присуща до сих пор, то есть до смерти ребёнка. Приоритет сегмента состояния сместится в сторону реального мира, и человек как бы прозреет (см. рисунок 3Г). Он будет поражён тем, как он мог всё это время игнорировать болезнь своего ребёнка, когда все симптомы и прогрессирование заболевания были налицо.
Итак, мы определились с тем, что такое сегмент и шкала состояния; выяснили, что сегмент состояния имеет определённые границы, он может быть уже или шире; также мы выяснили, что существует приоритет сегмента состояния, который может быть смещён в сторону реального, либо в сторону идеального мира. Мы рассмотрели место личности на сегменте состояния и выяснили, что приоритет личности также может меняться (смещаться) в ту или иную сторону в пределах границ сегмента.
3. Расширение и смещение границ сегмента состояния
Сегмент состояния имеет определённые границы, то есть он ограничен с двух сторон и занимает определённый участок на шкале состояния. Для обозначения того, что сегмент ограничен, введём понятие рамки. Рамкой мы будем называть ширину (размер) сегмента состояния на шкале состояния.
Как мы выяснили, личность и сегмент состояния могут смещаться в ту или иную сторону, то есть в сторону реального, либо в сторону идеального мира. Помимо этого, может меняться и рамка – то есть ширина (размер) сегмента состояния. Понятие рамки применимо к сегменту, но не применимо к личности. Дело в том, что сегмент состояния – это категория, которая имеет некий диапазон, отражающий психологические особенности, мировоззрение и мировосприятие человека в целом, и по которому мы можем судить о потенциале личности. В свою очередь, личность на сегменте состояния отражает характер взаимодействия человека с миром в тот или иной конкретный и относительно короткий промежуток времени и в условиях конкретной ситуации или события, то есть имеет не столько общий, сколько более частный, ситуативный характер. Таким образом, термин «рамка» («размер») по отношению к категории личности некорректен. Следовательно, личность подвержена только смещению (без изменения размеров), тогда как для сегмента состояния характерно как смещение, так и изменение рамки в большую или меньшую сторону (увеличение или уменьшение).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги