2. Подвижной состав, возвращаемый в натуре, собирается группами с данного района в отдельных пунктах, где он осматривается уполномоченными Смешанной Реэвакуационной Комиссии таким порядком, каким это ими будет признано необходимым, но без особых затруднений для местных мастерских. Комиссия относит окончательно подвижной состав к определенной категории ремонта, производит расценку ремонта по ценам 1914 года в случаях, когда это окажется нужным, и составляет приемочный акт, в котором отмечает категорию и стоимость ремонта, а равно и стоимость отсутствующих частей. По окончании этих действий принятые единицы направляются на передаточные пограничные пункты. На означенных пунктах вторичного освидетельствования не производится, а сличается лишь состояние этих единиц с состоянием, указанным в приемочном акте.
3. Подвижной состав, возвращаемый Польше, должен быть, как правило, высылаем на пограничные пункты одновременно с необходимыми ходовыми частями с тем, чтобы он там мог быть поставлен на рельсы. Это не относится до случаев, когда ходовые части после проверки местной железнодорожной администрацией указаний польской части Смешанной Реэвакуационной Комиссии о местонахождении этих частей, окажутся, по определению российско-украинской части этой Комиссии, утерянными и когда, следовательно, подвижной состав будет возвращаться без этих частей.
4. Расчеты, вытекающие из состояния возвращаемого подвижного состава, устанавливаются по окончательному итогу, а не частично по мере возвращения такового состава.
Отдел IV
Подвижной состав и прочее железнодорожное имущество частных железных дорог Польши, а также подвижной состав, принадлежащий польским частным лицам юридическим и физическим, эвакуированные с территории Польши в Россию или Украину, под постановления статьи XIV Мирного Договора и настоящего Приложения к нему не подпадают, но реэвакуируются на основаниях, установленных статьей XV Мирного Договора.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 к Мирному Договору
Дополнительный Протокол к статье II Мирного Договора между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей – с другой
В разъяснение и дополнение статьи II Мирного Договора обе договаривающиеся стороны постановляют нижеследующее:
1. Обязательство сторон предоставить друг другу право свободного судоходства и сплава с правом пользования бечевником на пограничном участке реки Западной Двины вступает в силу с момента подписания Мирного Договора.
2. Эти же права Польша предоставляет России, Украине и Белоруссии и в отношении участка реки Западной Двины, являющегося границей между Польшей и Латвией.
3. Производство на пограничных или соседних участках рек выправительных и гидротехнических работ или сооружений, могущих повлечь за собой ухудшение судоходных условий рек на территории другой стороны, – не допускается без особого на то соглашения с другой заинтересованной стороной. То же относится к сооружениям, кои дают искусственный подпор воды, распространяющийся за государственную границу.
4. В случае образования в русле реки, на пограничном или составляющем судоходный путь обоюдного пользования участке, естественных преград, затрудняющих судоходство и сплав или свободный проток воды, обе стороны обязуются, по требованию одного из договаривающихся государств, удалять эти преграды, причем определение связанных с этим расходов и разверстание таковых между заинтересованными сторонами происходит по предварительному между ними соглашению.
5. Вопросы по обвалованию пограничных рек будут предметом обоюдного соглашения.
6. В участки рек, составляющих общую границу, договаривающимся сторонам разрешается вывод осушительных каналов, поскольку это не принесет вреда другой стороне.
Настоящий Протокол является составной частью Мирного Договора, имеет наравне с ним обязательную силу и вступает в действие с момента подписания Мирного Договора.
В удостоверение сего уполномоченные договаривающихся сторон собственноручно подписали настоящий протокол.
г. Рига, марта 18 дня 1921 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 к Мирному Договору
Дополнительный Протокол к статье статье VIII Мирного Договора между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей – с другой
В дополнение к статье VIII Мирного Договора обе договаривающиеся стороны согласились в нижеследующем:
§1
Россия и Украина обязуются возвратить Польше имущество Польского Государства, равно как и польских лиц юридических и физических, взятое или конфискованное при занятии Российскими и Украинскими властями помещений Польского Представительства в России и Украине.
§2
В случае невозможности возвращения в натуре упомянутого в §1 имущества, оно оценивается в золотых рублях и возмещается в соответственном эквиваленте по соглашению договаривающихся сторон.
§3
Для доказательства прав собственности, равно как и для установления размеров убытков допускаются всякие доказательства до доказательства свидетелями включительно.
§4
Установление права собственности, оценка имущества и определение соответствующего эквивалента за него, равно как и выполнение настоящего протокола в целом – возлагается на Реэвакуационную Смешанную Комиссию, предусмотренную в статье XV Мирного Договора.
В удостоверение чего уполномоченные обеих договаривающихся сторон собственноручно подписали настоящий протокол.
Рига, марта 18 дня 1921 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 к Мирному Договору
Дополнительный Протокол к статьям XVI, XVII и XVIII Мирного Договора между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей – с другой
В разъяснение и дополнение статей XVI, XVII и XVIII Мирного Договора обе договаривающиеся стороны согласились в нижеследующем:
При производстве окончательных расчетов по специальным капиталам и фондам, а также претензиям, основанным на юридических титулах, – расчетов, упоминаемых в статьях XVI, XVII и XVIII Мирного Договора, обе договаривающиеся стороны согласились применять нижеследующие правила:
1. Расчеты по специальным капиталам и фондам и претензиям, основанным на юридических титулах, будут производиться в русской бумажно-денежной единице образца, имевшего хождение в 1915 году.
2. Ценные бумаги возвращаются в натуре. В случае их утраты будут выданы соответствующие удостоверения.
3. При возвращении наличных сумм обществам и учреждениям, капиталы которых не были слиты со счетами казны и не находились в заведовании ведомств, на основании статьи XVI Мирного Договора, а также при возвращении вкладов, залогов и депозитов частных лиц, па основании статьи XVII Мирного Договора, будет принято во внимание падение покупательной силы русского рубли с 1 октября 1915 года по день расчета, в размере 1000%, т. е. в 10 раз.
В случаях, когда Смешанная Расчетная Комиссии, предусмотренная статьей XVIII Мирного Договора, признает то пли иное из польских обществ или учреждений имеющим особое общеполезное значение, – она при возвращении его наличных сумм вправе применить установленный в первом абзаце настоящего пункта коэффициент, хотя бы капиталы этого общества или учреждения были слиты со счетами казны или находились в заведовании ведомств.
Если бы в соглашениях с государствами, образовавшимися на территории б. Российской Империи, им в этой области был предоставлен больший коэффициент падения покупательной силы русского рубля, таковой без особого соглашения будет распространен на вышепоименованных польских лиц юридических и физических. Однако это постановление обратной силы иметь не будет, и по уже выплаченным суммам никаких доплат не будет произведено.
4. Для расчетов устанавливается постоянное соотношение русской и польской валют по формуле: один бумажный рубль образца, имевшего хождение в 1915 году, равен пяти польским маркам.
5. Подлежащие выплате наличные суммы выдаются Польше польскими марками.
6. В отношении возвращаемых польским физическим и юридическим лицам ценных бумаг будет применяться постановление Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 26 октября 1918 года. В отношении денежных вкладов будет применяться циркуляр Главного Комиссара Народного Банка от 3 января 1918 года за №2. Применение вышеуказанных постановления и циркуляра к польским лицам юридическим и физическим возлагается на Смешанную Расчетную Комиссию, предусмотренную статьей XVIII Мирного Договора. Все права Главной Комиссии, установленной пунктом 7 постановления Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 26 октября 1918 года переходят на означенную Смешанную Комиссию.
7. При расчетах с Польшей по общеимперским капиталам социального обеспечения не подлежат разделу общеимперские военные инвалидные капиталы.
8. Настоящий протокол не подлежит оглашению. Настоящий протокол является составной частью Мирного Договора и имеет наравне с ним обязательную силу.
В удостоверение чего уполномоченные обеих сторон собственноручно подписали настоящий протокол.
Рига, марта 18 дня 1921 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 к Мирному Договору
Дополнительный Протокол к статье XXII Мирного Договора между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей – с другой
Обе договаривающиеся стороны согласились в нижеследующем:
Оставляя за собой свободу нормирования условий транзита для товаров немецкого и австрийского происхождения, ввозимых из Германии или Австрии через Польшу в Россию или Украину, Польское Правительство соглашается пропускать транзитом из этих государств через Польшу в Россию или Украину отдельные партии товаров на условиях, изложенных в статье XXII Мирного Договора.
В каждом отдельном случае относительно рода и количества пропускаемых товаров необходимо согласие Польского Правительства.
Настоящий протокол не подлежит оглашению и вступает в законную силу с момента обмена ратификационными грамотами Мирного Договора.
В удостоверение сего уполномоченные обеих договаривающихся сторон собственноручно подписали настоящий протокол.
Рига, марта 18 дня 1921 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 к Мирному Договору
Дополнительный Протокол к Мирному Договору между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей – с другой
В дополнение к подписанному сего числа Мирному Договору договаривающиеся стороны постановили нижеследующее:
Россия и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу казенный Яновский Конный завод с его приплодом, поскольку таковой завод находится на территории России или Украины.
В удостоверение чего уполномоченные обеих сторон собственноручно подписали настоящий дополнительный протокол.
Рига, марта 18 дня 1921 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 к Мирному Договору
Дополнительное соглашение относительно выплаты эквивалента Польше за подлежащее возврату железнодорожное имущество
Обе договаривающиеся стороны согласились относительно нижеследующего способа урегулирования принятого на себя Россией и Украиной обязательства возвратить Польше причитающееся последней по статье XIV Мирного Договора железнодорожное имущество.
Обе договаривающиеся стороны соглашаются в том, что часть означенного железнодорожного имущества, подлежащего реэвакуации в Польшу, будет оставлена в России и Украине за соответственный эквивалент.
Общая сумма вышеозначенного эквивалента предварительно определяется в 27 миллионов золотых рублей. В случае, если эта сумма превысит обязательства России и Украины по возмещению в эквиваленте возвращаемого не в натуре подлежащего реэвакуации в Польшу железнодорожного имущества, излишек должен быть засчитан в счет других обязательств России и Украины, возмещаемых в эквиваленте. В случае, если эта сумма окажется меньшей, Россия и Украина обязуются уплатить Польше разницу.
Расчет по выплате означенного эквивалента производится на нижеследующих условиях:
1. Россия обязуется из имеющегося у нее фонда драгоценностей выделить особый фонд, представляющий по приблизительной оценке ценность в 30 миллионов золотых рублей, и специально предназначенный для реализации вышеупомянутых 27 миллионов золотых рублей.
2. Вышеупомянутый особый фонд драгоценностей составляется распоряжением Российского Правительства, подвергается надлежащей описи, фотографированию и приблизительной оценке при участии представителей России и Польши и передается Правительству Польши на следующих условиях:
a) Право собственности на указанный фонд драгоценностей остается до момента его реализации на условиях, указанных ниже, у Правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;
b) Передача драгоценностей Польскому Правительству происходит равными частями в три срока, причем первый срок наступает по истечении двух месяцев со дня ратификации Мирного Договора, второй – не позднее двух месяцев по истечении первого срока и третий – не позднее двух месяцев по истечении второго срока;
c) Польское Правительство принимает на себя полную ответственность за полученный от Российского Правительства особый фонд драгоценностей вплоть до момента его реализации на указанных ниже условиях;
d) Польское Правительство имеет право перезаложить переданные ему драгоценности для получения ссуд в польских или заграничных кредитных учреждениях, с обязательством, однако, по требованию Российского Правительства не позднее 3 месяцев после предъявления требования освободить драгоценности от залога.
3. Вышеупомянутый особо выделенный фонд драгоценностей может быть реализован Польским Правительством, причем цена за отдельные составные части фонда устанавливается по взаимному соглашению обоих Правительств, и продажа, частичная или полная, может иметь место лишь в случае последовавшего письменного согласия Правительства России на условия продажи.
4. Так как ввиду стесненного состояния рынка драгоценностей в близком будущем маловероятна возможность реализации драгоценностей по ценам, соответствующим их действительной стоимости, – то договаривающиеся стороны соглашаются считать обязательным сроком реализации вышеназванного особого фонда драгоценностей двухлетий срок, считая со дня ратификации Мирного Договора. В течение этого срока частичная или полная реализация особо выделенного фонда драгоценностей допустима каждый раз не иначе, как с письменного согласия Российского Правительства. По истечении двух лет Польша имеет право самостоятельно реализовать означенный фонд по высшим ценам мирового рынка ко дню продажи.
5. Суммы, выручаемые от частичной или единовременной реализации особо выделенного фонда драгоценностей, по переводу валюты на золотые рубли, – переходят к Польше в счет 27 миллионов золотых рублей за железнодорожной имущество.
6. Если продажа особо выделенного фонда драгоценностей в общей сумме не даст выручки, достигающей 27 миллионов золотых рублей, Российское Правительство обязуется пополнить вышеназванный фонд драгоценностей таким образом, чтобы к концу расчета сумма в 27 миллионов золотых рублей была полностью выплачена Польше.
Если от продажи особо выделенного фонда драгоценностей будет выручена сумма, превышающая 27 миллионов золотых рублей, то остаток сверх этой суммы передается Российскому Правительству.
7. Российское Правительство оставляет за собой право в любой момент с предупреждением в трехмесячный срок путем уплаты Польше 27 миллионов золотых рублей или недостающего до этой суммы остатка выкупить особо выделенный фонд драгоценностей или его нереализованный остаток, поступающий в этом случае в полное распоряжение Российского Правительства с момента погашения его обязательства по уплате Польше причитающейся ей суммы.
Настоящее соглашение является составною частью Мирного Договора, наравне с ним имеет обязательную силу и не подлежит оглашению.
В удостоверение чего уполномоченные обеих договаривающихся сторон собственноручно подписали его.
Рига, марта восемнадцатого дня тысяча девятьсот двадцать первого года.
Из «Положения о взаимоотношениях частей Красной Армии с войсками ВЧК, несущими службу по охране границ РСФСР»3
19 июня 1921 г.
§2
Охрана границ РСФСР лежит всецело на войсках ВЧК, несущих службу по охране границ. Однако, считаясь с особым положением РСФСР, при возможности попыток со стороны соседних государств перебросить через границы на территорию республики вооруженные группы бандитов и шпионов, коим одни части войск ВЧК, несущих службу по охране границ, противостоять не могут, расположенные в пограничных районах полевые войска обязаны оказывать войскам ВЧК всемерное содействие в борьбе с упомянутыми бандами.
§3
Для быстрого оказания помощи полевыми войсками войскам ВЧК устанавливается самая тесная связь между последними и соседними полевыми войсками…
Письмо ВЧК в Народные комиссариаты продовольствия и внешней торговли о нецелесообразности иметь на границе специальные пограничные посты, подчиненные Наркоматам4
Июнь 1921 г.
На войска ВЧК в числе задач по охране границ РСФСР возложена обязанность бороться с экономической контрабандой. Налаживающаяся охрана границ и опыт настоящих дней позволяют быть уверенным, что охрана границ в ближайшем будущем будет обеспечена. Исходя из этого, ВЧК не находит целесообразным держать Наркомпроду свои пограничные зарадпосты, параллельные нашим. Лишь желательно, чтобы Наркомпрод и Наркомвнешторг поддерживали более близкую связь с Управлением войск ВЧК, указывая ему конкретно на факты недостаточной охраны границ. Подобным же способом Наркомтпрод будет иметь возможность знакомиться с дислокацией пограничных частей войск ВЧК, которую посылать в друие учреждения мы не можем.
Письмо ВЧК в Народный комиссариат продовольствия о нецелесообразности иметь на границе специальные пограничные посты, подчиненные Наркомату5
Июнь 1921 г.
Борьба с экономической контрабандой, как вся охрана границ РСФСР, постановлением СТО от 24 ноября 1920 года возложeна на Особый отдел ВЧК по охране границ РСФСР. Организация охраны границы и ее бдительность увеличивается параллельно с организацией и формированием войсковых объединений, технически осуществляющих ее. Если в данный момент на некоторых участках границы еще возможен беспрепятственный провоз контрабандных продуктов, то это возможно только потому, что войсковых частей, охраняющих границу, еще недостаточно. Организацию особых заградительных отрядов для борьбы с экономической контрабандой в тылу пограничной полосы со стороны Наркомпрода ВЧК считает лишней и не достигающей цели; а напротив, на практике это создает много лишних инцидентов с особотделами охраны границ, вносит некоторые неясности в распределение их функций и т. п.
Если Наркомпрод имеет в своем распоряжении свободную вооруженную силу, которую он предполагает пустить на организацию заградотрядов, то желательно было бы их передать в распоряжение войск ВЧК и использовать для непосредственной охраны границ вместо того, чтобы организовывать вторую линию охраны.
Циркуляр Политсекретариата войск ВЧК Западной границы республики о преподавании на курсах ликбеза6
Июль 1921 г.
Считаясь с задачей школ грамоты сделать из красноармейца не только грамотного, но и правильно разбирающегося в вопросах общественной жизни бойца, имея в виду гибкость и жизненность программы (преподавание должно идти в стройной системе с жизнью), считать текущий момент одной из основных программных частей. С этой целью политический цикл дивизионных курсов пропитать вопросами текущей жизни (момента). Преподавание политграмоты во 2-й ступени ни в коем случае не должно быть отделено от текущего момента; выдвигать некоторые вопросы момента как ударные. В 1-ю и 2-ю ступени красноармейской школы грамоты внести специальные уроки чтения газет за счет общего количества программных часов, а где возможно, то сверх программы часов. Чтение газет должно вестись в каждой группе учителем этой группы. Материал по намеченным вопросам строго выбирается учителем до урока из имеющихся газет. Форма урока не должна отличаться от других уроков.
Чтение должно быть тесно переплетаемо с беседами. Учитель должен в широком виде использовать газетный материал для общеобразовательного развития учеников, пользуясь всевозможными пособиями (географическими картами, глобусами, диаграммами, картограммами, графиками и т. п.); где таковых не имеется – приготовлять самому. Уроки должны дать богатый материал для математики (составление и решение жизненных задач по цифровым данным газет). Уроки русского языка должны пополнить разбираемый вопрос путем чтения и разбора соответствующих литературно-художественных рассказов. В настоящее время считать ударными следующие вопросы: 1) борьба с бандитизмом, 2) задачи Красной Армии с переходом на мирное строительство: не демобилизация, а временный отдых. 3) борьба с эпидемией или ликвидация безграмотности. 4) борьба с антисемитизмом. 5) этап новой экономической политики (сбор продналога). 6) помощь голодающим Поволжья.
Начальник агитационно-пропагандистского отдела Масленников
Начальник школьно-курсового отдела Шутило
Секретарь Николаев
Из «Положения об охране границ РСФСР»7
10 июля 1921 г.
1. Общие положения
§1
Охрана всех границ РСФСР возлагается на Особый отдел ВЧК, который несет за указанную границу полную ответственность и осуществляет ее терез свои специальные органы на границе – особые отделы границ (пограничных округов) и через пограничные части.
§2
Вся граница для удобства управления охраной разбивается на участки…, на которых учреждаются особые посты по охране границ.
Примечание: В малокультурных окраинах с большой протяженностью границ и слабым развитием путей сообщения величины участков, как и вообще основы охраны, могут быть изменены на основаниях, предусматриваемых особой инструкцией для каждой границы.
§3
Начальник Особого отдела границы (пограничного округа) руководит и координирует работу по охране границ по директивам Особого отдела ВЧК или полномочного представителя окраины и по приказам начальника управления войск ВЧК Республики или окраины.
§4
Особые отделы ВЧК, поименованные в предыдущих параграфах, несут полную ответственность за охрану вверенных им участков границ.
На них возлагается:
а) охрана границ в военно-политическом отношении,
б) воспрепятствование незаконному передвижению через границу людей и грузов и
в) борьба с бандитизмом в пограничной полосе…
3. Служба по охране границ
§13
При каждом участке, порученном особому посту по охране границ, выделяется для несения службы на означенном участке воинский отряд, численность которого определяется от взвода до одной роты, а в исключительных случаях и более…
Начальник штаба Ефимов
Начальник Административно-строевого отдела Пшенник
Из приказа по войскам ВЧК республики о структуре органов и войск ВЧК, охраняющих государственную границу8
14 июля 1921 г.
§7
Пограничные части, придаваемые особым отделам пограичных округов (или особым отделам по охране границ), сотоят из отдельных батальонов и отдельных эскадронов, оперативно подчиненных начальникам соответствующих особых отделений или отделов, при коих эти батальоны и эскадроны находятся. Придание батальонов и эскадронов соответствующим пограничным особым отделениям и особым отделам производится по усмотрению начальника Особого отдела данной границы (или пограничного округа) совместно с начальником войск той же границы…
3. Управление войсками
§17
Приданные особым отделам границ (пограничных округов) пограничные части объединяются для лучшего их использования в бригады, подчиненные начальнику войск границы.
§18
Пограничные части каждой границы РСФСР объединяются под руководством начальника войск ВЧК данной границы, который в оперативном отношении подчинен начальнику Особого отдела этой же границы (или пограничного округа), а в остальных отношениях начальнику Управления войск ВЧК Республики или автономной окраины…