В благочестивых преданиях сохранились подробности введения во храм Пресвятой Девы.
К торжеству посвящения собралось в Назарете много родных и ближних Иоакима и Анны, а также множество юных дев, сверстниц Марии, для сопровождения Ее во храм. Все отправились в Иерусалим, отстоявший на три дня пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного очищения постом и молитвою, по обычаю, предписанному приносящим жертву во храм, праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя за руки свою трехлетнюю дочь, Благодатную Марию; лик непорочных дев предшествовал им; сродники и знакомые шли за ними: все спешили с зажженными свечами в руках участвовать в торжестве посвящения храму Девы Марии, единственной дочери престарелых родителей, и пели священные песнопения. Навстречу им вышли с пением из храма священники, имея во главе первосвященника Захарию.
Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты[5] пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Праведные Богоотцы с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень. К общему изумлению всех присутствующих, трехлетняя Мария скоро и бодро взошла, без посторонней помощи, до самой верхней ступени, где ее принял первосвященник Захария, окруженный священниками. Приняв Марию, он не остановился с Нею там, где обыкновенно стояли молящиеся, но ввел Ее за первую и вторую завесу, то есть в глубину внутреннего святилища, называемого Святая Святых, куда не дозволялось входить не только женщинам, но и священникам, да и сам первосвященник входил туда только однажды в год, после продолжительного поста и молитвы, в день очищения с жертвенною кровью за себя и за грехи народа. Это было сделано по внушению Божию; Дева Мария введена во Святая Святых, подобно древнему кивоту Божию, служившему преобразованием Матери Христа, Искупителя мира.
Первосвященник, введя Деву Марию во Святая Святых, по благодатному внушению, назначил Ей тут место для молитвы; другим же девицам, приводимым в отрочестве на служение Господу, строго воспрещалось приближаться к Святилищу: им отводилось место между алтарем и церковью, где впоследствии был убит Захария.
«Иоакиме и Анно, веселитеся ныне, во храм приводяще Господень чистую Бога Матерь Христа Всецаря будущаго».
Престарелые родители, вручив дочь свою воле Отца Небесного, принесли ему благодарственные жертвы и возвратились в дом, славя и благодаря Бога. Они не плакали в разлуке с возлюбленною дочерью, не беспокоила их ни печаль одиночества, ни скорбь разлуки с предметом их радости: они благодарили Бога, ниспославшего им на старости лет божественный дар, они радовались, что удостоились принести этот дар Тому, Кто дал им познать отраду и утешение рода человеческого.
В то время при храме Иерусалимском, созданном Соломоном и возобновленном Зоровавелем, находилось кругом стены церковной тридцать прекрасных каменных зданий в три этажа, в некотором расстоянии одно от другого, с полным удобством для жизни в просторных и удобных комнатах. В одних зданиях помещались девицы, посвятившие себя служению Богу; в других – вдовы непорочной жизни, а в отдельных кельях жили назореи[6], посвятившие жизнь свою служению Единому Богу и представлявшие собою нечто вроде иноков новозаветной Церкви. Другие покои определены были для успокоения странников, приходивших в Иерусалим для поклонения Истинному Богу.
Трехлетняя Мария, по введении во храм, была помещена в обитель девственниц, существовавшую в самые древние времена. Старшие девицы обучали Ее чтению священных книг и женским рукоделиям по назначению первосвященника. Она имела особенное место для чтения, рукоделья и отдохновения; в святилище же входила только для молитвы.
Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенною чистотою и святостью; вся обстановка ее жизни возбуждала глубокое благоговение к Богу. Следуя установленному порядку, она вставала с утренним рассветом и, по свидетельству предания, по три раза в день совершала молитву: утром (до 9 часов), в полдень (около 12 часов дня) и после полудня (около 9 часов вечера). Таково было обыкновение всех благочестивых людей того времени и обязательное для пребывающих во храме. Остальное время она занималась чтением книг Священного Писания и рукодельем. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесною пищею: каждый день они посещали Ее и беседовали с Нею. Ее пребывание внутри храма было освящено Духом Святым.
Из рукоделий Дева Мария занималась пряжею льна и шерсти, вышивала шелками, особенно священные одежды. Она превосходила своих подруг искусством в рукоделиях, и ее природный разум был замечательно развит чтением священных книг, укрепляемый Богомыслием и молитвою. Около девяти лет Ее пребывания во Святая Святых она жила и служила в страхе Божием и чистоте сердца. Престарелые священнослужители смотрели на нее как на драгоценнейшее украшение святого храма и никогда не проходили мимо, чтобы не призвать на ее главу благословения Божия.
Много уже лет Мария жила под кровом храма, и жизнь ее была безмятежна и безоблачна, как ясное небо. Но, около девятилетнего пребывания во храме, Она узнала первую скорбь на земле: Она лишилась престарелых своих родителей. Сначала умер Иоаким (80 лет), а потом скоро умерла и престарелая Анна.
Праведные Иоаким и Анна наречены Церковью Богоотцами, и Церковь ежедневно, по окончании Божественной службы, испрашивает на отпусте[7] выходящим из храма помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и святых и праведных Иоакима и Анны. Память их празднуется ежегодно 9 сентября, на другой день праздника Рождества Богородицы.
Место погребения их и теперь указывают в стороне лестницы, по которой спускаются к погребальной пещере Пресвятой Богородицы в Гефсимании.
Лишившись любимых родителей, Мария испытала горькое чувство сиротства и сознала, что ничто уже не привязывает Ее к земле. Всем сердцем Она предалась Единому Богу и питала одно желание – оставаться до конца жизни рабою Господа, всегда покорною святой Его воле. Она дала обет Богу сохранить девство свое Богу.
Обручение Пречистой Девы
Радуйся, Невесто Неневестная!
Девственная чистота, ублажаемая Господом Иисусом Христом и уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью у евреев. Все девы, воспитанные во храме, должны были, по достижении возраста, вступать в супружество, тем более всякая юная отрасль царственного дома Давида обязана была вступать в супружество ради надежды, что Царь-Мессия произойдет из рода царя и пророка Давида.
Когда исполнилось Деве Марии 14 лет и 11 дней, первосвященник объявил Ей, что, по обычаю, имевшему силу закона, Она обязана оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом свой. Пречистая Дева смиренно, но твердо отвечала ему, что от рождения своего посвящена родителями Богу и впоследствии, когда пришла в возраст, сама дала Богу обет сохранить навсегда свое девство и не желает нарушить его.
Удивился первосвященник такой твердой решимости; смутились и священники: они не могли уничтожить закона и неприкосновенность обета, не могли и принудить Деву нарушить обет. Все они собрались во храм и усердно молились, да явит им Бог волю Свою. Первосвященник же, облачившись в священные одежды, вошел за завесу с молитвою да сподобился услышать волю Божию. Ему явился ангел Господень и сказал: «Захария! Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи свои). Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее».
Тогда по всей окрестности иудейской были посланы глашатаи, и по призыву их все мужи сходились во множестве. Первосвященник собрал 12 благочестивых и престарелых мужей из рода Давидова к храму, взял у них жезлы, вошел в Святилище и всенародно молился: да Сам Господь явит мужа, достойного обручиться с Девой. На всю ночь жезлы были оставлены во храме, а на другой день, когда первосвященник со служителями церкви и избранными 12 мужами вошли во храм, тогда увидели, что жезл Иосифа расцвел, а когда первосвященник стал раздавать жезлы и подал последнему Иосифу, тогда все увидели, что сверху слетел голубь и сел на его жезл. Иосиф, приходившийся родственником Деве Марии, был праведной жизни и с нетерпением ожидал пришествия Мессии. Он достиг глубокой старости: в это время ему было более 80 лет. Он давно уже жил во вдовстве после смерти своей жены Саломии[8], и у него было от нее шестеро взрослых детей – четыре сына: Иаков, Иосия, Симеон и Иуда и две дочери: Мария и Саломия. На слова первосвященника, чтобы принял к себе в соблюдение Деву Господню, Иосиф возражал, говоря, что он стар, имеет взрослых детей, а Мария так молода, что он будет посмешищем у сынов Израилевых. На это первосвященник напомнил ему участь Дафана, Авирона и Корея, как за сопротивление их Богу разверзлась земля и поглотила их: «Бойся же и ты, чтобы не случилось сего и с домом твоим!»
Иосиф покорился воле Божией, и тогда же Дева Мария была с ним обручена, т. е. поручена ему не для брака, но для хранения Ее девства и служения тайне от вечности, сокрытой от разумения людей. В предании сохранилось также указание, что Дева Мария имела откровение, чтобы она не боялась идти в дом праведного Иосифа, который под именем мужа будет хранителем ее девства. После обручения Иосиф отправился с Мариею в свой город Назарет.
Иосиф происходил от царского рода и был потомком Давида; но со знатностью рода не сохранил величия и богатства своих предков: он жил трудами рук своих. Божественная Мария, воспитанная во храме, приученная к занятиям изящнейшими рукоделиями, окруженная великолепием священного храма, не поколебалась следовать за своим обрученником, который привел Ее в бедную семью, на обычный труд и незавидную долю плотника, жившего трудами рук своих. Но этот плотник был славен благородством и твердостью характера, стремлением ко всему святому, безукоризненной чистотою жизни: смиренный плотник был лучшим человеком своего народа, и Мария верила, что в нем Бог дает Ей отца, защитника и хранителя ее девственной жизни.
Благовещение
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Мирную и благодатную жизнь проводила святая чета первые месяцы союза. Благословение Божие царствовало в их смиренном жилище. Время их проходило в занятиях работами и молитвою, которою освящались все их действия. Праведный Иосиф не отличался богатством и величием своих предков, из которых многие были царями и пророками, но от лучших из них наследовал сокровище добродетелей.
По древнему обычаю, Иосиф занимался своим ремеслом в отдельном месте, а не в доме, где жило его семейство; его мастерская, находившаяся не в далеком расстоянии от дома праведной Анны, состояла из одной низкой комнаты в десять или в двенадцать квадратных футов[9]; с наружной стороны дома была каменная скамья для усталых путников, которая защищалась от жгучих лучей полдневного солнца навесом из переплетенных пальмовых ветвей. Безропотно и усердно производились здесь тяжелые работы, и приготовлялись все материалы для постройки хижин в долине.
В доме Своего обрученника Дева Мария не изменяла образа жизни, обычного Ей во Святая Святых; жила в уединении и безмолвии, всегда была в трудах: молитва, чтение священных книг, рукоделие и домашние занятия наполняли все минуты Ее смиренной и молчаливой жизни. Среди людей Она жила для одного Бога, и дом Иосифов был для Нее как храм молитвенный. Она занималась пряжею льна и шерсти, вышивала церковные облачения и во всех этих работах была замечательно искусна.
Наконец приспело время благоприятного лета Господня: настал день, ожидаемый родом человеческим в течение более 5000 лет. По сказанию Святых Отцов, Дева Мария знала из чтения божественных и пророческих книг, что приближается время пришествия обетованного Мессии и что седмицы Данииловы приходят к концу. Много раз Она читала пророчество Исайи: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» – и по соображениям своим полагала, что эта благословенная Дева уже существует. Душа Ее горела любовью не только к ожидаемому Мессии, но и к Деве, предназначенной быть Его Матерью. Со слезами повторяла Она молитву, чтобы сподобил Ее Бог видеть Матерь обетованного Мессии и послужить Ей, хотя бы последней Ее рабою.
Существует предание, что еще во время Ее пребывания во храме Пречистая Дева получила таинственное извещение о воплощении в Ней Бога Слова: однажды в полночь, когда, по обыкновению Своему, Она молилась за второю завесою, вдруг свыше воссиял на Нее свет и послышался голос: «Ты родишь Сына Моего».
По сказанию Евангелия, архангел Гавриил явился Деве Марии в то время, когда она жила в Назарете у обрученника Своего Иосифа. По преданию, в это время она занималась чтением Св. Писания и размышляла о словах пророка Исайи: «Се Дева во чреве зачнет» – и пламенно молилась, да сподобит Ее Бог скорее увидеть Мессию. Вдруг предстал пред Нею архангел Гавриил и, как бы в ответ на Ее мысли, произнес Божественный привет: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!»[10]
Явление архангела не устрашило Пречистую Деву; пребывая во Святая Святых Иерусалимского храма, Она привыкла к явлениям и беседам ангельским, но необычайное приветствие привело Ее в смятение. Много раз Господь возвещал волю Свою ветхозаветным избранникам чрез ангелов Своих, но приветствие: «Радуйся!» – не слыхано было в древних явлениях. Дева Мария безмолвствовала в недоумении и страшилась искушения от лукавого змия. С благоговейным трепетом взирал небесный вестник на смятение Пречистой Девы и спешил успокоить Ее: «Не бойся, Мариам! Обрела бо ecи благодать у Бога». Он возвестил Ей тайну воплощения теми же словами, в каких предсказывал пророк Исайя за семьсот лет до этого события: «Се зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус[11]. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца».
Первозданную женщину Еву не смутили слова змия, предложившего ей честь быть всеведущею и равною Богу; без размышления Ева внимала лживым обещаниям змия и вкусила от запрещенного плода, а в нем грех и смерть всего человечества. Но жена, семени которой предопределено от начала мира стереть главу змия-искусителя, встретила благовестника с величием девственной чистоты. Не постигая глубины тайны, она соображала каждое слово его: «Како будет сие, идеже мужа не знаю: я не причастна браку, хотя имею мужа по обряду обручения, но не имею мужа по обету девства». Чистейшая Дева почитала ангельские обетования слишком высокими для себя.
Архангел успокоил ее сомнения: «Ты родишь Сына без мужа – Дух Святый найдет на Тя, и Сила Вышняго осенит Тя», т. е. зачатие совершится сверхъестественным образом, чрез наитие Святого Духа, и сделает Ее Матерью непостижимо для ограниченности ума человеческого. Потому и рождаемое свято наречется Сын Божий, не будет походить на обыкновенных людей, «в беззакониях зачинаемых и во грехах рождаемых», а будет чисто и греху непричастно и назовется Сыном Всевышнего.
Высочайшая тайна открыта в благовестии, и архангел Гавриил, для полного удостоверения Девы Марии, указал на пример родственницы ее Елизаветы: «и се Елисавет, южика твоя, и та зачат сына в старости своей, и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол». По убеждениям человеческим, невозможно, чтобы непорочная Дева родила и чтобы бесплодная, состарившаяся женщина зачала, но у Всемогущего Бога все возможно: Бог идеже хощет, побеждается естества чин.
Свет духа Божия озарил Деву Марию, и Она возрадовалась об истине благовестия и уверилась, что слышит волю Божию. Проникнутая величайшим благоговением к Своему Творцу, сознав ничтожество человеческих достоинств в сравнении со святостью Всевышнего, Мария отвечала: «Се раба Господня; буди мне по Глаголу Твоему!» Смирение, кроткая покорность воле Божией преклонили небеса и низвели на землю Сына Божия: Слово плоть бысть.
Исполнив повеление Божие, архангел возвратился в царство света.
Совершилось таинство воплощения Сына Божия: Дева стала Матерью, и Матерь пребыла Девою. Избранная из всех родов, святая телом и духом, Она вместила в Своем лице все сокровище благодати. Архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» – упразднило приговор, осудивший мир на проклятие, и дало человечеству право радоваться. И с той поры, куда бы ни появлялась Обрадованная Мария, там все исполняется радостью. Радуйся, Благодатная, дающая радость всему земнородному! Радуйся, Заступница Усердная, вносящая мир и радость в сердца, обращающиеся к Тебе.
Долго размышляла Мария о благовестии небесного посланника; надежда и радость вселились в Ее душу. Радовалась Она возвещенной Ей архангелом радостью, тем более что эта радость была достоянием целого мира; радовалась Она и радостью своей любимой родственницы Елисаветы, прозванной неплодною. По внушению Святого Духа, Мария решилась видеться с нею, чтобы разделить с нею взаимную радость. Она поспешила в Горняя – в нагорную сторону, где жили Захария и Елизавета. Не мог сопровождать Ее Иосиф, но, без сомнения, позаботился, чтобы Она присоединилась к своим родственникам, отправлявшимся в святой город на поклонение во храме истинному Богу. Расстояние от Назарета до нагорной Иудиной страны было на пять дней пути. Вся дорога преисполнена гор, пересекаемых ручьями. Пречистая Дева, осененная Духом Святым, была надежною охраною Сама для Себя, однако никогда не отправлялась в путь без провожатых.
Чрез пять дней Пресвятая Мария была у цели своего путешествия: пред Нею показался левитский городок Иута, где жили Ее родственники. Не давая себе отдыха, Она спешила прямо в хорошо Ей знакомый дом. Елизавета вышла к Ней навстречу и, с благоговением отзываясь на привет Пречистой Марии, в порыве глубокого чувства произнесла вдохновенную речь: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего».
Благоговейная встреча и пророческие слова были неожиданны для смиренной Марии, но, сознав в этом приветствии повторение архангельского благовестия, Она удостоверилась, что все это происходит по внушению Духа Святого; тогда предстали пред Нею с поразительной ясностью все пророчества, произнесенные в разные времена и разными людьми; тогда возникли в Ее сердце глубокие чувства благодарности к величию Всевышнего и излились в боговдохновенной пророческой песни. Эта песнь величания есть первая благодатная песнь Нового Завета: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя ecи роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Милость его в роды родов боящимся Его Сотвори державу мышцею Своею; расточи гордыя мыслию сердца их; низложи сильныя со престол и вознесе смиренный; алчущия исполни благ и богатящиеся отпусти тщы. Восприят Израиля отрока Своего помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим – Аврааму и семени его даже до века».
Необыкновенными и глубоко знаменательными словами отвечала Пречистая Мария на пророческое приветствие Елизаветы. Все величие Она приносит к единому великому и всемогущему Господу; себя же сознает лишь немощным орудием для явления славы Его и исповедует, что Всевышний призрел на смирение рабы Своей. По вдохновению свыше Она видит себя предметом благоговейного почитания: «Отныне ублажат Мя ecи роди», как избранную от предвечного совета Матерь Бога Сына: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя его». Сознавая милость Божию к Себе, Она исповедует, что эта милость ниспосылается теперь не только Ей, но чрез Нее и на всех боящихся Бога и что народ Израиля не отвержен уже за грехи свои, но Бог вспомянул все Свои обетования святым праотцам и удостоил свой народ благодати видеть среди себя обетованного Мессию.
Проникнувшись святою верою в непреложность обетовании Божиих, обе святые жены назидали друг друга и прославляли Господа. Быстро протекало время этого благодатного свидания, и по прошествии трех месяцев Пречистая Мария возвратилась в Назарет. Со смирением и молитвою ожидала Она обещанного Богом чрез архангела Гавриила, не переставая заботиться о благоустройстве своего жилища. Все величие Царицы неба и земли всегда было с Нею и возрастало с неизреченною высотою Матери Господа.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В нашем издании представлены сведения только о части икон из дореволюционного издания.
2
В книге частично сохранены авторский стиль, а также орфография и пунктуация конца XIX века.
3
Скиния – по библейскому сказанию, походный переносный храм, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. – Примеч. ред.
4
Фарисеи – представители религиозного течения в Иудее во II в. до н. э., отличавшиеся фанатизмом и лицемерным исполнением правил благочестия. – Примеч. ред.
5
Левит – священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев. – Примеч. ред.
6
Назореи – члены секты, которые, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни. – Примеч. ред.
7
Отпуст – отпуск, т. е. пруща (прощение, отпущенье грехов), и молитва по окончании службы. – Примеч. ред.
8
Некоторые церковные историки дают им имена Есфири и Фамари. Дети обрученника Иосифа называются братьями и сестрами Господа Иисуса Христа; сыновья Саломии, Иаков и Иоанн Зеведеевы, племянниками Его.
9
Здесь устроена ныне малая церковь, в которой часть стен, равно как и основание, сохранились с древних времен.
10
На иконах Благовещения Пресвятая Дева изображается с развернутою пред Нею книгою.
11
В пророчестве Исайи сказано: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил»; а Деве Марии архангел возвестил: «и наречеши имя Ему Иисус». Но тут нет разногласия: Еммануил, в переводе с еврейского, значит «с нами Бог» и выражает тайну соединения двух естеств, божеского и человеческого, в одном лице Богочеловека; имя Иисус значит «Спаситель» и указывает на действия Господа Иисуса, отдавшего Себя на страдания и крестную смерть, чтобы спасти род человеческий от вечной смерти.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги