Книга Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности - читать онлайн бесплатно, автор Владислав Иванович Столяров. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности
Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности

Однако не только в обыденном словоупотреблении, но и среди ученых существуют различные трактовки, интерпретации данного понятия. Наличие столь различных подходов в понимании культуры объясняется в первую очередь сложностью самого познаваемого объекта. Культура имеет множество различных аспектов, которые и фиксируются в ее различных определениях. Кроме того, понятие культура вводится для решения различных исследовательских задач.

Одно из первых научных определений культуры дал в 1871 г. английский этнограф Э. Тейлор: «Культура… это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества»[54]. В последующие годы в научный оборот введено множество других определений понятия культуры. Если А. Моль в начале 70-х годов отметил существование 250 определений, то Л. Е. Кертман спустя десять лет зафиксировал уже свыше 400.

Важно отметить, что несмотря на разногласия практически все исследователи культуры в ее истолковании опираются на ряд общих исходных положений. Общепринято связывать культуру не с природной, естественной, биологически заданной реальностью, а с социальной реальностью, созданной человеком. Признается, что социальная, искусственно созданная реальность, относящаяся к сфере культуры, и природные, естественно возникшие явления, не отделены друг от друга пропастью, находятся в неразрывной связи друг с другом: культура есть «природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью»[55]. Общепринято также связывать культуру с активной деятельностью человека, причем, не только с ее результатами, но и с самим социальным «механизмом» этой деятельности, с ее социально выработанными способами, целеполаганием и т. д.

Разногласия в основном начинаются тогда, когда ставится и решается вопрос о том, что именно из области явлений, связанных с человеческой деятельностью, да и вообще из сферы социальных явлений, относится к области культуры. Для многих исследователей культура охватывает практически весь искусственно созданный, внеприродный мир, включает в себя все многообразие видов, способов и результатов человеческой деятельности, все социальные явления: знания, нормы, образцы поведения, социальные институты, социальные отношения и др., независимо от их роли в обществе. В большинстве случаев в культуру включают, однако, не все, а лишь некоторые социальные явления, отдельные компоненты социальной деятельности человека.

Наличие столь различных подходов в понимании культуры объясняется в первую очередь сложностью самого познаваемого объекта. Культура имеет множество различных аспектов, которые и фиксируются в ее различных определениях. Кроме того, понятие культура вводится для решения различных исследовательских задач.

Учитывая логико-методологические принципы введения понятий[56], при определении понятия «культура» прежде всего важно на основе содержательного анализа учесть, зафиксировать и дифференцировать в определенной системе понятий все те разнообразные явления, которые выделяются в различных определениях культуры.

С этой точки зрения, в первую очередь важно различать две относительно самостоятельных, хотя и связанных друг с другом области явлений: социальную, созданную человеком реальность, которая возникает и функционирует на базе многообразных форм человеческой деятельности, с одной стороны, и природную, естественную, биологически заданную реальность, с другой стороны.

Важно учитывать и тот факт, что сама социальная реальность включает в себя комплекс разнообразных явлений: качества и способности человека, реализуемые в определенной деятельности; средства, механизмы и результаты деятельности; нормы и правила поведения, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности; социальные институты, отношения, процессы и т. д. Важным элементом социальной реальности является и отношение людей, социальных групп и общества в целом к различным социальным явлениям. Это отношение имеет, как минимум, три основные формы: практическое, познавательное и ценностное.

На основе отмеченных выше особенностей и аспектов ценностного отношения вводится понятие культуры. Под культурой понимается процесс, средства и результаты деятельности субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по осмыслению, созданию и сохранению тех социальных явлений, которые он, ориентируясь на определенные социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т. е. рассматривает как ценности.

Связь культуры с ценностями была положена в основу многих первых научных теорий культуры. Так, еще П. А. Сорокин – крупнейший русский социолог и культуролог – обосновывал положение о том, что именно ценности служат основой и фундаментом всякой культуры. Г. Риккерт считал, что под культурой следует понимать «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и делаемых ради этих ценностей» и что «во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком». Культура связывается с миром ценностей и во многих современных концепциях культуры.

В системе вводимых понятий важно учитывать возможность двоякой интерпретации ценностей и культуры, основанной на различении субъективной оценки значимости какого-либо объекта и его реального значения для субъекта. В соответствии с этим предполагается, что, приобщаясь к миру культуры, социальный объект приобретает культурный статус. Характеристика культурного статуса какого-либо социального объекта предполагает указание на следующие его аспекты:

– оценивает ли его субъект как ценность;

– способен ли данный объект в принципе по своему потенциалу обеспечивать процесс производства, потребления, сохранения и развития тех или иных ценностей (вопрос о его культурном потенциале);

– насколько этот потенциал реализуется, какую роль данный социальный объект действительно играет в указанном процессе (вопрос о реальной культурной значимости объекта).

Социальные явления, выступающие как ценности (а значит, имеющие культурный статус) для одного социального субъекта, могут не представлять ценности (и потому не входить в набор ценностей культуры) другого социального субъекта. Кроме того, с течением времени ценностное отношение субъекта к какому-либо явлению может измениться, и явление, относившееся к миру культуры, утрачивает свой культурный статус – для определенного индивида, группы или даже общества в целом. «Поскольку… сам набор ценностей, образцов, смыслов, символов как составляющих культурного пространства, как известно, не является универсальным, носит конкретно-исторический и конкретно-социальный характер, будучи сопряжен с теми или иными группами интересов, потребностей (экономических, профессиональных, тендерных, этнических, конфессиональных и т. д.), то, естественно, и возникающая на пересечении этих факторов с конкретными типами и формами деятельности культура – хозяйственная, политическая, профессиональная, бытовая и т. д. – будет иметь различное наполнение в разные эпохи и в разных социальных слоях, в различных геополитических пространствах и этнических сообществах, в различных профессиональных видах деятельности и процессах социокультурной идентификации личности»[57]. Например, в американской культуре одна из наиболее значимых ценностей – физическое здоровье, что характерно для всех молодых культур. В старых же культурах, например в индийской, наоборот, одно из наиболее важных мест в системе ценностей занимает смерть[58].

Однако «одни и те же ценностные основания, ориентации, смыслы могут быть "упакованы" в совершенно различные на первый взгляд формы и символы, иметь различную феноменологическую представленность, что, тем не менее, позволяет говорить в этом случае об определенных универсалиях культуры при ее многоликости и разножанровости»[59].

Для характеристики того набора культурных характеристик, который присутствует во всех культурах, обычно используется понятие «панкультура»[60].

В качестве ценности может выступать любой объект (материальный, духовный, реальный, воображаемый, художественный, природный, рукотворный, вещь, действие или событие и т. д.), если только он позитивно оценивается субъектом. Реализация духовных ценностей приводит к их материальному воплощению.

Как отмечал Н. З. Чавчавадзе, важно учитывать, что «с культурой мы имеем дело только тогда, когда идеально-духовные ценности, в самом прямом смысле этих слов реализуются, материализуются, облекаются плотью, обретают временно-пространственно-протяженное тело…». Поэтому следует различать две подсистемы культуры: «нормативно-семиотическую» (систему норм, правил, идеалов, символов и т. п.) и «материально-денотативную» (материальное воплощение символических форм культуры)[61].

В зависимости от того, о культуре какого социального субъекта идет речь, имеет место соответственно культура отдельной личности, социальной группы или общества в целом.

В соответствии с изложенным выше пониманием культуры она включает в себя разнообразные социальные явления: качества и способности человека; определенные формы деятельности; ее средства и результаты; определенные типы поведения и связанные с ними нормы, правила, санкции; эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности; социальные институты, отношения, процессы и др.

Все эти явления относятся к культуре лишь в той мере, в какой они включены в деятельность социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по созданию и сохранению признаваемых им ценностей (соответствующих идеалов, эталонов, норм поведения) и характеризуют результаты этой его деятельности.

Те социальные явления, которые социальный субъект оценивает негативно (т. е. антиценности), образуют для него сферу контркультуры (антикультуры). Для характеристики набора ценностей отдельного индивида или социальной группы, отличающихся от ценностей, разделяемых и поддерживаемых той более широкой социальной системой, в которую входят эти индивиды (социальные группы), в социологии используют понятие «субкультура». Немецкий ученый Р. Швендтер, один из основоположников теории субкультур, так определяет это понятие: «Субкультура – часть конкретного общества, которая своими институтами, обычаями, нормами, системой ценностей, преимуществами и т. д. в значительной мере отличается от господствующих установок существующего общественного устройства»[62]. М. Брэйк, английский исследователь молодежной субкультуры, рассматривает ее как определенную форму организации носителей определенного сочетания ценностей, поведения, действия, которые отличаются от господствующей системы норм[63]. Субкультуру характеризуют также как «совокупность убеждений, ценностей, норм и обычаев, связанных с определенной социальной подсистемой… существующих внутри большей по размеру социальной системы или культуры»[64], как «предмет (тема) культуры, субэтос или набор ценностей, отличных от существующей в общей культуре»[65] и т. д.

Для обозначения процесса приобщения человека к культуре, к системе составляющих ее ценностей в процессе социализации, чаще всего используют термины «инкультурация», «культурация» и «окультуривание».

Итак, выше данная краткая характеристика основных понятий, используемых в социологическом исследовании. Эти понятия позволяют сформулировать и конкретизировать цели и задачи этого исследования, предмет социологии.

1.2. Предмет социологии

При характеристике социологии недостаточно указать, как это нередко делается, на то, что это – наука об обществе. Она действительно изучает общество. Но существует много других наук, изучающих общество. Поэтому возникает вопрос о том, в каком аспекте, под каким углом зрения социология анализирует общество, каковы специфические цели и задачи этого анализа, какова проблематика социологического (а не какого-то иного – например, экономического, политического и т. п.) изучения отдельных социальных явлений и общества в целом.

Целесообразно различать экстенсивное и интенсивное определение предмета социологии[66].

Экстенсивное определение ее предмета – это указание комплекса многочисленных тем (проблем) эмпирических, теоретических и прикладных социологических исследований, которые в данный исторический момент предпринимаются научным сообществом.

На основе интенсивного определения предмета социологии все это многообразие тем (проблем) социологического исследования определенным образом систематизируется, разделяется на основные группы, направления и т. д. При этом могут быть различные варианты их расширенной или более краткой характеристики.

В самой общей и краткой форме главную цель социологического исследования можно сформулировать так: раскрыть «механизм» функционирования и развития целостной социальной системы и определить место в нем различных общественных явлений. Особенно важное значение социология придает анализу социальных отношений, а также субъективного и реального отношения различных групп населения к тем или иным социальным явлениям, определению субъективного значения социальных действий, пониманию мотивов и смысла того или иного поведения, поступка людей. «Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения»[67]. Важное место в структуре социологии занимают исследования, которые чаще всего называют «конкретно-социологическими». Своей целью они отличаются от фундаментального социологического исследования, цель которого – приращение научно-теоретического знания. Конкретно-социологические исследования проводятся на основе использования таких методов, выработанных социологической наукой, как изучение документов, наблюдение, опросы (с применением анкет, интервью) и др. «Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных институтах общества. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов математической статистики. В результате получается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентации и мнений людей. Социология – логически стройная система достоверного знания – позволяет выводить закономерности и тенденции в протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события»[68].

Такова краткая информация по тем вопросам общей социологии, которые имеют важное значение для правильного понимания социологии спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной деятельности[69].

Вопросы для повторения (самопроверки)

1. Основные понятия социологического исследования и их интерпретация.

2. Цели и задачи социологического исследования, предмет социологии.

3. Основные методы конкретно-социологического исследования.

Рекомендуемая литература:

1. Аверьянов Л. Я. Социология: Что она знает и может. – М., 1993.

2. Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы. – М., 1998.

3. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Уч. для студ. гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект Пресс, 1995.

4. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования. – М.: Тривола, 1998.

5. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

6. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология. В 15 т. – М.: ИНФРА-М, 2002.

7. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. – М.: Мысль, 1969.

8. Комаров М. С. Введение в социологию. – М., 1994.

9. Комозин А. Н., Кравченко А. И. Популярная социология. – М., 1991.

10. Новикова С. С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособ. – М.: "СпортАкадемПресс", 2000.

11. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии: Пер. с нем. / Общ. ред., вступ. и закл. ст. Н. С. Мансурова. – М.: АВА-ЭСТРА, 1993.

12. Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. и др. Социология. – М., 1990.

13. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. – М., 1994.

14. Социологический энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Осипов. Изд. 2-е. – М: НОРМА, 1998.

15. Социология: Учебник для вузов / Г. В. Осипов и др. – М.: Наука, 1995.

16. Шляпентох В. Социология для всех. – М., 1970.

17. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Изд-во "Самарский университет", 1995.

18. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: "Добросвет", 1999.

II. Объектная область и структура социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности

Вхождение в мир социологии физической культуры и спорта начнем с обсуждения проблемы объектной области этой науки, т. е. тех объектов, которые она изучает.

2.1. Актуальность проблемы

Постановка и обсуждение данной проблемы необходимы уже потому, что, не разобравшись достаточно глубоко в том, какая специфическая область явлений и какие объекты этой области изучаются в той или иной науке, невозможно правильно понять и все другие ее особенности.

Напомним читателю, что под объектом науки понимается специфическая, относительно широкая область явлений, которая изучается в науке (ряде наук) и выделяется из всего многообразия явлений (из более широкой области явлений) с помощью некоторых абстракций.

Объектами науки могут быть:

а) фрагменты (области) реальной действительности, выделенные исследователем для изучения;

б) идеальные конструкты (например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.) – объекты, сконструированные исследователем на основе идеализации реальных явлений, когда им приписываются некоторые принципиально неосуществимые свойства.

Для того чтобы выделить объекты своего исследования, отграничить их от других, наука формулирует соответствующие понятия. Выделение какого-либо объекта научного исследования на основе используемых понятий всегда предполагает использование абстракций различного уровня, правомерность которых должна быть обоснована.

Разные науки могут изучать один и тот же объект (например, человек является объектом научного исследования ряда наук – физиологии, биологии, анатомии, педагогики, психологии и др.). При этом, конечно, каждая наука, используя определенные методы и понятийный аппарат, имеет свой особый, специфический предмет: изучает определенные стороны объекта, рассматривает его под определенным углом зрения, ставит и решает особые задачи, проблемы. Это позволяет каждой науке в ходе исследования какого-либо объекта не дублировать другие науки и успешно сотрудничать с ними.

На первый взгляд, не составляет труда дать ответ на вопрос относительно объектной области обсуждаемой социологической дисциплины.

Уже из ее названия – «социология спорта, физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности» следует, что она изучает три основных объекта – спорт, физическую культуру и физкультурно-спортивнуюдеятельность.

Все эти объекты (социальные явления) хорошо известны каждому современному человеку: миллионы людей наблюдают за различными спортивными мероприятиями; многие из них сами практически занимаются физкультурой или спортом; о необходимости физической культуры много говорят средства массовой информации и т. д.

Однако на самом деле вопрос об объектной области социологии спорта, физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности является очень сложным и дискуссионным. По данному вопросу в научной литературе высказываются самые различные точки зрения. Часто ее основным объектом считают один объект. Причем, в качестве такового одни исследователи считают спорт, другие – физическую культуру, третьи – двигательную (физическую) активность и т. д. Вместе с тем иногда к числу основных объектов исследования социологии физической культуры и спорта помимо этих объектов причисляются и другие – например, физическое воспитание, физические упражнения, физическую рекреацию, олимпийское движение, тело человека и т. д.

Эти различные подходы к пониманию объектной области обсуждаемой социологической дисциплины проявляются и в ее названии. Чаще всего данную науку называют «социологией спорта», а также «социологией физической культуры и спорта». Встречаются и такие названия, как «социология спорта и физических упражнений», «социология физического воспитания», «социология тела» и др.[70]

Такие противоречия в понимании основных объектов исследования и названия обсуждаемой научной дисциплины во многом связаны с тем, как понимаются физическая культура и спорт.

Если брать обыденные представления людей об этих явлениях, то следует отметить, что хотя физическая культура и спорт довольно хорошо известны людям, но для обыденного сознания характерно отсутствие достаточно четкого и ясного представления о том, что они представляют собой. Обычно к ним относят широкий круг самых разнообразных явлений: определенные формы двигательной деятельности, которые чаще всего называют «физическими упражнениями»; спортивные и другие соревнования, а также подготовку к ним; физическое состояние человека и средства воздействия на него; процесс физического развития и воспитания людей; тело человека с его многочисленными характеристиками и т. д. Причем, как правило, не обосновывается, почему те или иные явления включаются в сферу физической культуры и спорта или исключаются из этой сферы, чем физическая культура отличается от других элементов культуры, а спортивные соревнования – от иных видов соревнований, и т. д.

Аморфность обыденных представлений о физической культуре и спорте проявляется и в том, что обычно смешиваются, недостаточно четко отличаются друг от друга разнообразные явления. В частности, не усматривается и не проводится достаточно четкого различия между физической культурой человека и состоянием его физического развития, между спортивными и другими видами соревнований, между пониманием физической культуры как определенными формами двигательной активности человека (занятиями физическими упражнениями) и ее пониманием как определенной культуры, связанной с телом человека, и т. д.

Все эти недостатки обыденных представлений о физической культуре и спорте побуждают ученых к серьезному научному анализу соответствующих понятий. Их анализу посвящена огромная научная литература – не только статьи, но также книги, монографии, диссертации и т. д. Понятия «физическая культура» и «спорт» обсуждались на многих научных конференциях, симпозиумах, конгрессах. В ходе всех этих обсуждений и дискуссий обнаруживаются существенные разногласия и противоречия в интерпретации данных понятий. По-разному они определяются также в словарях и тезаурусах[71].

Эти разногласия существенно усложняют ответ на вопрос о том, какие объекты изучает обсуждаемая социологическая наука. На основе различного понимания физической культуры и спорта для социологического анализа могут быть выбраны совершенно разные объекты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Социологический энциклопедический словарь / Ред. Г. В.Осипов. Изд. 2-е. – М: НОРМА, 1998. – С. 212.

2

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 602–603.