Вокруг него стояли Серафимы (Ис. 6, 2), окружали Его и парили над Ним. Двумя крыльями закрывал каждый лицо свое, показывая тем, что и они не дерзают взирать на Господа и приближаться к Нему, тогда как Озия не устрашился приблизиться к жилищу Его. Серафимы взывали: Свят, Свят, Свят… (Ис. 6, 3) и тем изобразили нам тайну Святой Троицы.
И дом наполнился курениями (Ис. 6, 4). Раздаются гласы серафимов, и дом наполняется великолепием славы Господней, как было это в день освящения храма, когда осенило его облако. Горе мне!.. ибо я человек с нечистыми устами (Ис. 6, 5). Не сердцем я осквернен, но нечист только устами. И живу среди народа также с нечистыми устами; принужден жить среди людей, у которых уста так же нечисты, как и у меня. И глаза мои видели Царя Господа Саваофа, хотя и недостоин этого. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис. 6, 6–7). Ангел приблизился к алтарю с железными клещами, обличая дерзость Озии и показывая, что, кроме алтаря, нигде нет более очищения. В таинственном же смысле угль изображает собой Эммануила, Который, соединившись с воспринятой от нас плотью, вземлется ею, как клещами. Прикоснувшись к устам пророка, изображавшего собой всех нас, угль очистил его от греха и нечистоты.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? (Ис. 6, 8), так как Исаия посылаем был обличить царя, но не захотел, то во второй раз предоставляется его воле идти с обличением. И я сказал: вот я, пошли меня. Кто не хотел обличить одного, тот оказывается готовым сделаться обличителем целого народа.
Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите (Ис. 6, 9). Пророк возбуждает здесь иудеев к покаянию то скорбными слухами и извещениями о близком плене и бедствиях, то тяготеющими уже над ними несчастьями; поэтому нет нужды в прозорливости и мудрости ума, но достаточно видеть и слышать извещения, столь же достоверные, как и видимое нами. Ибо из сказанного пророком превышало ли что их прозорливость и недостаточно ли было только слышать об этом? Но когда своими очами видели оскудение плодов на полях, они, и видя, не видели. Ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули (Ис. 6, 10). Причина того и другого – сами они, а не от кого-либо иного постигло их это. Святое семя будет корнем ее (Ис. 6, 13). Семя пророк называет святым в отношении или к Аврааму, или к праведникам евреев, или к Сыну, Который тогда был не явлен, но собирался произойти от рода их праведников.
Глава 7
Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима (Ис. 7, 1). Рецин и сын Ремалиин шли сразиться с Ахазом, но не могли завоевать, потому что устрашились нашествия царя ассирийского.
И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирия не расположились в земле Ефремовой… И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой… и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись (Ис. 7, 2–4). Когда дом Давидов, царство Иудейское и царь пришли в трепет, потому что сирияне и ефремляне заключили между собой союз, чтобы идти на Иерусалим, и, как древо, колеблемое ветром, поколебался дом Иудин, тогда Господь сказал пророку Исаии: Выйди ты и сын твой Шеар-ясув. И то, что сказано при этом Исаией, не сказано ни одним из пророков. Концами головней пророк называет сирийского и самарийского царей, потому что вознамерились они вступить в брань с Главой всяческих; и головнями дымящимися называет их потому, что вознамерились вести брань с Тем, Кто Сам есть попаляющий огонь.
Ибо глава Сирии – Дамаск (Ис. 7, 8); столица городов сирийских. Глава городов Ефремовых – Самария (Ис. 7, 9), а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом (Ис. 7, 8), то есть ефремляне будут пленены ассириянами. И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего (Ис. 7, 10–11). Проси, – говорит пророк, – себе знамения, какого хочешь и где хочешь. Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? (Ис. 7, 13). Ужели мало вам отягощать пророков, что отягощаете Господа пророков?
Чтобы не отягощать вам более глаголющего во мне Бога… Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14) Здесь противоречие по наименованию и по самой природе. Если Дева, то как зачинает? Если зачинает, то почему Дева? И кто слышит это, тот может ли поверить этому? Сам Господь даст вам знамение. Так как знамение даст Господь, то не испытывай, как это будет, потому что нет ничего такого, что было бы трудно совершить Богу. Имя Эммануил значит: «С нами Бог».
Он будет питаться молоком и медом (Ис. 7, 15). Этим означаются те славные и неизреченные дары, какие вочеловечившееся Слово Божие сообщит естеству человеческому, или закон Божий, о котором сказал Христос, что он пища Его (см.: Ин. 4, 34), или те Божественные дары, которые обещаны святым душам в сказанном: Идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко (Ис. 55, 1). Об этих-то дарах говорит Иов, что не будут даны нечестивому и что он не будет возвеселен причастием из потоков и источников, текущих медом и молоком (Иов. 20, 17).
Прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та… будет оставлена (Ис. 7, 16). То есть прежде нежели родившийся отрок придет в состояние, чтобы различать доброе и худое, будет оставлена земля, о которой вы теперь заботитесь. И действительно, земля была оставлена упомянутыми двумя царями. Но пророк имеет здесь в виду и то, что земля и народ иудейский будут оставлены, прежде нежели Сын Марии придет в возраст, в котором младенец различает доброе от злого. Если иудеи не верят Евангелию, пусть прочтут в римских памятных записях и найдут, что в тот самый год, в который родился Господь наш, земля их оставлена Богом, иудеи стали подвластны римлянам и произведена у них перепись для поголовной подати. И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, – и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым (Ис. 7, 18–19). Мухами называет пророк египтян, а пчелами – ассириян, ибо они пришли с Феглаффелласаром в землю Израильскую и опустошили ее.
В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки (Ис. 7, 20), то есть ассириянами, которых праведный гнев изострил, как бритву, обреет колена Рувимово и Гадово и половину колена Манассиина. И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло (Ис. 7, 21–22). Этим возвещается обилие, которое будет по возвращении из плена.
Глава 8
Возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом (Ис. 8, 1). Напиши не трудными для чтения начертаниями, но раздельными буквами, которые легко было бы разобрать. Человеческим письмом, чтобы для всех было очевидно и ясно. Но как рождение Эммануила было знамением удаления браней, ибо было предсказано, что при рождении Девой Марией вселенная будет наслаждаться миром, так рождаемый пророчицей служил знамением приближения брани.
Поэтому сказано: Нареки имя ему… ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским (Ис. 8, 3–4). Различие между тем и другим видно не только в рождении, но и в знаменовании; в рождении – потому что одного родит Дева, а другого – пророчица, в знаменовании же, потому что прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, прежде нежели сын Исаии в состоянии будет называть отца или мать, придет Феглаффелласар и убьет Рецина, царя Дамаска, и пленит Самарию, что и случилось вскоре после этого, в царствование Факея.
За то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо (Ис. 8, 6), то есть покойного и кроткого владычества Давидова дома, которое казалось десяти коленам тяжким и несносным. Поэтому, когда презрели они спокойное владычество дома Давидова, пророк угрожает им тяжким владычеством ассириян.
Наведет на него Господь воды реки бурные и большие (Ис. 8, 7). Водой многой пророк называет Феглаффелласара, Салманассара и Сеннахирима – царей ассирийских.
Их и войска сравнивает Исаия с водой: как по многочисленности, так и по тому, что ассирияне обитали при водах. И поднимется она во всех потоках своих, то есть наведет множество ассириян, которые поработят и разграбят землю Иудину и все города ее, выпьют и иссушат воды колодцев и источников их. И высоко поднимется – дойдет до шеи (Ис. 8, 8). Этим указывается, что тяжкие бедствия, постигшие иудеев, прострутся даже до Иерусалима – главы земли Иудейской. Ираспростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил, – то есть вся земля Иудейская при Сеннахириме будет наполнена ассириянами.
Трепещите… народы (Ис. 8, 9). Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог (Ис. 8, 10), то есть Господь обнаружит безрассудность ваших замыслов. Вы изрекаете определения, но определения ваши не исполнятся: их разорит Эммануил Господь, хранитель земли нашей. Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа (Ис. 8, 11).
Слова эти относятся к колену Иудину, которое Бог обещает отклонить от хождения путем дома Израилева, то есть от похотей его. И будет Он освящением (Ис. 8, 14), то есть будет домом убежища и помощником тебе, дом Иудин. Будет… камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, то есть всем ефремлянам и тем из иудеев, которые радовались пришествию Рецина.
Завяжи свидетельство, и запечатай откровение (Ис. 8, 16), то есть свидетельство, Мною изреченное, запечатайте до дня, когда сбудется, что сказал Я, когда слово подтвердится делом и пророчество оправдается исполнением. Пророк таинственно указывает и на день Мессии. Итак я надеюсь на Господа. и уповаю на Него (Ис. 8, 17), то есть буду тверд в своих мыслях, ожидая исполнения того, о чем предсказал. Сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева. На дом Иаковлев произнесен праведный суд Господом, Которого израильтяне прогневали множеством злодеяний своих.
Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования (Ис. 8, 18), то есть я и сыны мои, данные мне Богом, служим знамением, и один из сыновей моих предзнаменует своим именем Сына Девы, с пришествием Которого умиротворится земля, а другой возвещает своим именем, что приближается к окончанию определенное время и скоро наступит пленение ассирийское[2].
И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? (Ис. 8, 19). Израильтяне уподобились народам, которые о живых братиях вопрошают кости мертвых, поэтому пусть знают, что они не народ уже Божий.
И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные (Ис. 8, 21), то есть Господь поразит гладом землю народа Своего. И во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. Народ, мучимый голодом, будет злословить и царя, и Бога своего, что не избавил их от бедствия. И взглянут вверх (Ис. 8, 22). Пророк указывает на покаявшееся Иудино колено, поэтому говорит: Не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел, то есть не будет более угнетать утесненный и исполненный скорбей дом Иудин.
Глава 9
Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову (Ис. 9, 1), то есть ускорили обитатели земли Завулоновой идти в плен и обитатели земли Неффалимовой лишиться владений своих. И укрепилось царство Ассирийское, славен стал венец царей его, усилилось владычество его. И этим указывается время двух царей ассирийских Феглаффелласара и Салманассара, из которых первый начал, а второй окончательно отвел в плен израильтян. Но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну (Ис. 9, 1), то есть не берег морской, но те земли израильтян, через которые лежал путь к морю из мест, находившихся внутри земли
Обетованной, которые были сопредельны с владениями тирян и сидонян. Пророк говорит, что жители их отведены были в плен со всеми, живущими в Галилее языческой.
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9, 2). Это исполнилось, когда Господь наш начал проповедовать спасительное Евангелие Свое и творить знамения в Галилее и в пределах колен, перечисленных ранее. Ты умножишь народ, увеличишь радость его (Ис. 9, 3). Увеличил число израильтян и не доставил тем большой радости иудеям. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, то есть падению и пленению израильтян возрадовался дом Иудин.
Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь (Ис. 9, 4). Сокрушил Израильское царство, которое хотело поработить иудеев. Как в день Мадиама, то есть истребил израильтян подобно тому, как истреблены мадианиты при Гедеоне. Одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню (Ис. 9, 5). Под одеждой подразумевается самый народ израильский, обагренный собственной своей кровью. Будут отданы на сожжение, в пищу огню, то есть израильтяне переданы ассириянам, которые, подобно огню, истребят их.
Ибо младенец родился нам – Сын дан нам (Ис. 9, 6). Сказанное здесь частично относится к Езекии, но большей частью не может быть приложено к нему, даже и то, что можно бы относить к Езекии, в таинственном смысле должно прилагать ко Господу Езекии, произошедшему от семени его. И нарекут имя Ему: Чудный. Господь чуден, потому что Он – истинный Бог и является как человек. Советник, Бог крепкий. Пророк свидетельствует, что Сын, Который родися и был дан нам, есть Бог веков: и века настоящего – как Творец, Промыслитель, Попечитель и Животодавец, и века будущего – как Царь, как Судия, как наследие и блаженство святых. Князь мира – это может быть отнесено и к миролюбивому Езекии, по причине кротости его правления.
Умножению владычества Его и мира нет предела (Ис. 9, 7). Это исполнилось в Господе нашем. На престоле Давида и в царстве его. Господь воцарится на престоле Давида, который был праведен, а не на престоле Ахаза, который был нечестив. Чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою, то есть в суде и правде, как было это в царствование Давида. Отныне и до века – выражение, употреблявшееся при благословении, подобно следующему: «Да живет господин царь во веки!» Ревность Господа Саваофа соделает это. Если слова эти приложить ко времени Езекии, то будут они относиться к филистимлянам, которым сказано: Не радуйся… земля Филистимская (Ис. 14, 29).
Чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами (Ис. 9, 9-10). И будут они пожирать Израиля полным ртом (Ис. 9, 12). Пророк указывает на Феглаффелласара и союзников его, которые ниспровергли царство Ефремово. И воздвигнет Господь против него врагов Рецина (Ис. 9, 11), в котором израильтяне видели свою надежду и защиту. И рука Его еще простерта (Ис. 9, 12), потому что Бог наведет на израильтян Салманассара, подобного Феглаффелласару.
Но народ не обращается к Биющему его (Ис. 9, 13), то есть пока Салманассар не покорил Самарию и жителей ее не отвел в плен. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост (Ис. 9, 14), то есть собственных их судей, которых поставлял над ними Господь, и ложных пророков, которых они сами себе находили.
И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут (Ис. 9, 16), то есть нечестивые священники и лживые пророки окажутся льстецами и доведут народ до того, что погрязнет он в Вавилоне. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует (Ис. 9, 17). Израильтяне преданы будут во власть врагов, которые умертвят юношей их, отведут в плен их сирот и вдовиц, ибо все они – лицемеры и злодеи, кроме небольшого числа праведников, живущих среди них, которые, однако же, вместе с ними подвергнутся бедствиям. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось (Ис. 9, 18). Гнев раздраженного Господа подвергнет их наказанию – и пылает в чащах леса. Пророк лесом называет весь народ, а чащей – юношей и мужей, сильных во бранях.
Глава 10
Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения (Ис. 10, 1). Горе тем, которые хулят суд Божий и прибегают к пустым предлогам, чтобы ищущих суда запутать и не оказать им правосудия. Поступают же они так, чтобы устранить бедных от правосудия (Ис. 10, 2), то есть произнося такие определения, по которым убогие остаются без должного удовлетворения, похищают права у малосильных из народа Моего, то есть требуя у них даров.
И что вы будете делать в день посещения (Ис. 10, 3), когда царство Иудейское за злодеяния свои должно будет потерпеть наказание? Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми (Ис. 10, 4). Вы уподобитесь скованным, которые ничего не в состоянии делать, уподобитесь убитым, в которых нет дыхания жизни; так будете презренны в глазах ассириян.
О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование! (Ис. 10, 5). Жезлом гнева Своего, тростью ярости Своей Господь называет царя ассирийского, которого употребил как орудие, чтобы наказать раздражающих Его, и послал на иудеев, на беззаконный и гневливый народ, потому что иудеи нечествовали перед Богом и с братиями своими поступали жестоко и презрительно. Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего (Ис. 10, 6), то есть ассирияне пленят и расхитят корысти бесстыдных иудеев.
И скажет Ассур: «Вот Кархемис, еще не покоренный мною, будет то же, что Халне, который я завоевал и разорил. Емаф не то же ли, что Арпад (Ис. 10, 9), отворивший мне ворота? Самария не то же ли, что Дамаск? И Иерусалим, уповающий на Господа своего, будет для меня то же, что Дамаск и Самария, возлагавшие надежду на идолов своих и взятые моими предками. Не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее? (Ис. 10, 11). Что наше владычество и царство сделало с Самарией, то я, Сеннахирим, сделаю с Иерусалимом».
И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе (Ис. 10, 12). Когда Господь мечом ассириян, как жезлом, поразит все города иудейские и их возьмет и пленит царь ассирийский, поразивший жителей Иерусалима и разграбивший землю их, тогда говорит Господь: Посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского, то есть обращу взор Свой на сердечные помышления царя этого, и на тщеславие высоко поднятых глаз его (Ис. 10, 12), посмотрю, каковы дела его, каковы вожди его, каковы войска его? Почему так надмевается ими?
«Ибо, – говорит царь ассирийский, – князи мои – цари; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда (Ис. 10, 14), то есть без труда покорил я всю землю, и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю. Как оставленные птицей яйца, собрал я все народы земные под иго рабства моего. И нет ни одного царя, никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул. Я расхитил достояние всех народов». Так в высокомерии и гордости сердца говорит царь ассирийский. Но пророк обличает и укоряет гордыню его, говоря: «Как секира, пила и жезл не гордятся перед тем, кто сечет, пилит и поражает ими, так и тебе не должно гордиться перед Тем, Кто вознес тебя, не должно говорить: силой руки моей и мудростью моей вывел я народы из пределов их и отвел в плен в страну, в какую мне было угодно». Так помышлял и суесловил гордый царь, и в то же время поражал, наносил раны; он изрекал хулу на правду Божию и приводил в исполнение суд Божий.
И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива (Ис. 10, 26). Пророк разумеет поражение мадиамлян, не при Гедеоне бывшее, но прежде, во дни Моисея при Хориве. Как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. Поднимет жезл, когда царь ассирийский возвратится из Египта, потому что Сеннахирим из Иудейской земли пошел в Египет, а по завоевании его, на обратном уже пути, хотел овладеть Иерусалимом, но, увидев погибель войск своих, истребленных ангелом, вынужден был возвратиться в Ассирию.
Снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его – с шеи твоей; и распадется ярмо от тука (Ис. 10, 27). Елеем пророк называет царя Езекию, помазанного священным елеем, и предсказывает, что ассирияне будут при нем сокрушены. Он идет на Аиаф, проходит Мигрон (Ис. 10, 28). Пророк перечисляет места, где останавливался и проходил царь ассирийский на пути к Иерусалиму. В Михмасе складывает свои запасы, то есть в Михмасе оставит свой обоз.
Проходят теснины; в Геве ночлег их (Ис. 10, 29). Это места, которые царь ассирийский намеревался занять, чтобы остановиться в них. Рама трясется; Гива Саулова разбежалась, то есть города, находившиеся на пути ассириян, приходят в ужас, и жители их спасаются бегством. Вой голосом твоим, дочь Галима (Ис. 10, 30), то есть ассирийское войско возглашает радостные песни и торжествует пленение иудеев и других народов.
Пусть услышит тебя Лаис, какая погибель постигла собратьев. Бедный Анафоф! Пусть бедствия, каким подверглись соседние города, не постигнут тебя.
Мадмена разбежалась (Ис. 10, 31), потому что приведена в ужас тем, что сказали ей посланные ассириянами. Жители Гевима спешат уходить. Здесь подразумевается или Сион, о котором в другом месте сказано: Составят умысел на заключенного в темнице, или один из городов, называвшийся этим именем[3].
Еще день простоит он в Нове (Ис. 10, 32). Указывает на шествие ассириян и потом на их поражение и бегство, когда говорит: Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены (Ис. 10, 33), то есть приведет в смятение ассирийское войско. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего (Ис. 10, 34), то есть ассирийский царь падет со своим войском, которым гордился.
Глава 11
И произойдет отрасль от корня Иессеева, то есть от Давида; и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11, 1), то есть от позднейших потомков его, родителей Иосифа и Марии. И почиет на нем Дух Господень (Ис. 11, 2), со времени воплощения во чреве и крещения во Иордане. Дух премудрости, которому дивились иудеи, говоря: Как Он знает Писания, не учившись? (Ин. 7, 15). Дух… крепости (Ис. 11, 2), то есть сил и чудес. И будет судить не по взгляду очей Своих (Ис. 11, 3), потому что Он Бог и тайное наше видимо Ему, как явное. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине (Ис. 11, 4) в великий день пришествия Своего. Поразит землю при конце времен. Духом уст Своих убьет нечестивого, осудит их в огонь.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком (Ис. 11, 6), то есть в Церкви. И барс будет лежать вместе с козленком, то есть в Крещении. И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, то есть мудрые, хитрые, жестокие и простые вместе услышат благовествование. И малое дитя будет водить их. Пастырь, по простоте подобный младенцу, будет их руководителем. и лев, как вол, будет есть солому (Ис. 10, 7). И праведные, и грешники напитаются единым животворящим телом с жертвенника. Все пренебрегут воинским искусством, к какому привыкли прежде, и все знание свое заключат в пределы чистого Евангелия.