Присноживущий смертью Своей разорил и сокрушил шеол и извел из него целые сонмы. Мытарей и блудниц, которые злокозненному служили для уловления нечистыми сетями, уловляет Святой. Грешницу, которая была сетью для мужей, делает Он зерцалом для кающихся. Погибшая бесплодная смоковница принесла в плод Закхея. Не дала она плода, свойственного ее природе, но принесла иной разумный плод. Господь наш в жажде пришел к колодцу и жаждущую уловил водами, которых она просила.
При источнике Он уловил одну душу и через нее потом уловил весь град. Двенадцать ловцов поймал Святой и через них потом уловил целую вселенную. Исторгся из сетей Его Искариот, и на шею ему пала петля. Сеть Оживляющего всех уловляет в жизнь; кто исторгается из нее, тот отторгается от жизни.
Кто в состоянии исчислить мне различные средства ко спасению, скрытые в Тебе, Господи? Кто поможет жаждущим устам вкусить хоть каплю из источника Божества? Прими ныне глас молитвы нашей, и, о чем молим словом, – соверши делом. Сподобь нас, чтобы, когда видим праздник Твой, Учитель, миновала нас слышимая нами молва. Рассеивается дух наш среди слышимых гласов – умири эти гласы Ты, Отчий Глас. Тобой да будет умирена мятущаяся вселенная так же, как по гласу Твоему море прекратило волнение свое.
Радуются демоны, слыша глас хулы; о нас же да радуются, по обычаю своему, ангелы хранители. Из среды паствы Твоей слышится глас скорби; возвесели паству Твою, Податель радости! Да не сокрушит нас скорбь наша; взывают к Тебе, Учитель, уста наши, хотя они и грешны. Да принесет нам все радости день Твой, Господи, с ветвями мира да совершим мы Пасху Твою. Да вознесемся и мы в день Восшествия Твоего, и воспоминание его да совершится приношением новых хлебов. Мир да возрастает среди нас, Господи наш, да совершим три Божественных праздника.
Велик, Господи, день Твой; да не обратится он нам в укоризну. Всеми чествуется день Рождества Твоего. Охрани же честь дня Рождества Твоего, Праведный, потому что и Ирод чтил день рождения своего. Скверная пляска услаждала мучителя – Тебя, Господи, да усладят гласы целомудренных. Да умилостивят Тебя, Господи, гласы целомудренных, и да сохранишь святыми тела их. День Иродов был подобен Ироду, а Твой день подобен Тебе. День мятущегося возмущен был злодеянием, а Твой день, подобно Тебе, невозмутим. Праздник мучителя умертвил проповедника, но в Твой праздник все возглашают хвалу. В день убийцы умолк глас, а в Твой день раздаются гласы празднования.
Оскверненный Ирод в свой праздник угасил светильник, чтобы тьма укрывала прелюбодеев, – праздник Святого уготовал светильники, чтобы разогнать тьму и тайны ее. День Ирода-лисицы был зловонен, подобно ему, а праздник истинного Агнца свят. День смертного, подобно ему, имел конец, а Твой день, подобно Тебе, пребывает во век. День мучителя, подобно ему, лют, от насилия его умолк глас праведника – праздник Кроткого, подобно Ему, милосерден, солнце Его сияет и на восстающих против Него. Знал мучитель, что он не царь, потому уступил Царю царей.
Всесовершенен, Господи, день этот – не мне славу Твою сравнивать с бесславием мучителя. День Твой, Милосердный, да простит моему безрассудству, что нечистый день сравнивал я с Твоим днем. День Твой выше сравнения и несравним с нашими днями. День человека, как и сам он, – земной, а день Божий, как и Сам Бог, – Божествен. День Твой, Господи, выше дней пророков, а я взял и стал сравнивать его с днем убийцы. Но Ты, Господи, всеведущ, Ты знаешь, к чему эти сравнения изрекает язык мой.
День Твой да дарует нам желаемую нами жизнь, потому что и Иродов день дал Ироду желаемую им смерть. Убогий царь поклялся в свой праздник, что половина царства его будет наградой плясавшей. Твой праздник, всех Обогащающий по милосердию Своему, да уделит нам хотя бы крупицу пищи. Из земли жаждущей вскипел Источник, Которого достаточно, чтобы утолить жажду всех народов. В утробе Девы, как на камне, прозябло Семя и принесло обильные плоды. Иосиф наполнил некогда хлебом бесчисленные житницы, но они опустели в голодные годы. Единый же истинный Колос дал Хлеб Небесный, и он не истощается.
Хлеб, который преломлял Единородный в пустыне, хотя и приумножился, однако же истощился, и его не стало. Потом преломил Он новый Хлеб, и его не истощат ни роды, ни поколения. Истощились семь преломленных Им хлебов; не стало и пяти умноженных Им хлебов. Но единый преломленный Им Хлеб превзошел собой все сотворенное: чем более раздается он, тем более умножается. Добрым вином наполнил
Он водоносы; черпали его, и хотя его было много, однако оно иссякло. Чаша же, которую подал Он ученикам, немного содержала в себе пития, но весьма велика ее сила, и она не иссякает. Это Чаша, которая содержит в себе все питие. Это – Таинство, в котором Он Сам. Единый преломленный Им Хлеб не истощается, единая растворенная Им Чаша не исчерпывается. Посеянное в землю пшеничное зерно в третий день взошло и наполнило собой житницу жизни.
Духовен Хлеб этот, как и Даятель его; духовных оживотворяет Он духовно. Кто принимает его только телесно, тот принимает безрассудно и без пользы, поэтому дух с рассуждением да принимает этот Хлеб Милосердного как лекарство жизни. И мертвые жертвы в честь демонов были закалываемы и съедались таинственно и торжественно, тем более нам Таинство Всесвятого необходимо совершать свято. Кто вкушает жертву, принесенную в честь демона, тот беспрекословно делается достоянием демонов. Кто вкушает Хлеба Небесного, тот, без сомнения, делается небесным. Это видим на примере вина, которое того, кто пьет его, делает себе подобным. Весьма ненавидит оно того, кто любит его, потому что приводит в опьянение, делает безумным и смешным. Видим это и на примере света, который и око делает, подобно себе, светлым. При свете око видит наготу и уцеломудривает воздержного. Вино произвело обнажение, потому что не умеет щадить и целомудренных.
В оружие злокозненного облекся Единородный, чтобы тем же оружием, которым умертвил он, возвратить и жизнь. Древом умерщвлены мы – древом и спасены; вино делает нас безумными – вином мы и уцеломудрены. Костью, изъятой из Адама, лукавый увлек Адамово сердце. Из той же кости явилась сокровенная сила, которая сокрушила сатану, как Дагона. Ибо в кивоте сокрыта была книга, которая возглашала и провещавала о победителе. Явная тайна и в том, что Дагон низвержен в собственном своем доме. За тайной последовало и исполнение: лукавый низринут в доме упования своего.
Благословен Тот, Кто пришел, и исполнились на Нем тайны шуиих и десных! Он исполнил Таинство, прообразованное в агнце, и образ, предначертанный в Дагоне. Благословен Тот, Кто спас нас истинным Агнцем, а низложившего нас низринул, как Дагона! В месяц конун, когда самые продолжительные ночи, воссиял для нас нескончаемый день. Зимой, которая печальной делает целую вселенную, явилась красота, возвеселившая всю тварь. Зимой, которая бесплодной делает землю, Дева познала рождение. В месяц конун, когда перестает рождать земля, рождает Дева.
Новорожденного агнца прежде всех видит пастырь, и истинный Агнец во время Рождения Своего благоволил явить Себя пастырям. Старый волк увидел Агнца, питающегося молоком, и убоялся своего притворства. В овечью одежду облекся волк, а единый всех Пастырь стал единым из агнцев в стаде. Когда алчный с дерзостью восставал на кроткого, крепкий сокрушил ненасытного. Во чреве обитал Святой телесно, в душе обитает Он духовно. Мария, зачавшая Его, возгнушалась браком; да не любодействует и душа, в которой обитает Он. Поскольку Мария ощутила Его в Себе, то не коснулась брачного ложа; так обитает Он в целомудренных, если ощутят Его в себе.
Глухой не чувствует сильного грома, а бесстыдный – голоса заповеди. Не смущается глухой во время грома – не смущается бесстыдный голоса убеждения. Если глухого потрясет сильный гром, то и оскверненного приведет в чувство страшный гнев. Глухой не виновен в том, что не слышит, а преступать заповедь – явное бесстыдство. Удары грома бывают по временам, а голос закона гремит ежедневно. Не будем заграждать слуха: нас обличает то, что отверстия ушей наших всегда открыты и не затворены. Самой природой открыта всегда дверь слуха, чтобы по необходимости поражалось наше бесстыдство. Дверь голоса и дверь уст может еще отверзать и затворять наша воля. Обратим же взор на то, что дарует нам Благой; будем внимательны к великому Божию гласу и не заградим дверей слуха своего. Хвала Гласу, Который воплотился, и Слову Всевышнего, Которое стало плотью! Его слышат уши, видят очи, осязают руки, Его вкушают уста. Все члены и чувства, воздайте благодарение Тому, Кто пришел и оживотворил все тело!
Мария носила безмолвного Младенца, когда в Нем были скрыты все роды языков. Носил Его и Иосиф, но в Нем скрыто было естество, которое древнее всего состарившегося. Вышний стал Младенцем, и в Нем скрывалось сокровище мудрости, достаточное для всех. Вышний питался молоком Марииным, а Его благостью питаются все твари. Он – сосцы и дыхание жизни, от Его жизни получают жизнь мертвые и оживают. Невозможно человеку жить, если не дышит воздухом; невозможно ему восстать, если не восставит его могущество Сына. От Его живого и всеоживляющего дыхания зависит всякое дыхание горе и долу. Когда питался Он молоком Марииным, тогда источал жизнь всему. Когда возлежал Он на лоне Матери Своей, тогда на лоне Его были все твари. Безгласен был Он, как Младенец, но всей твари изрекал заповеди Свои. Без Единородного не может человек приблизиться к Вечному, Которому Он один соравен.
Те тридцать лет, которые был Он на земле, кто правил всей тварью? Кто принимал все жертвы и хвалы от горних и дольних? Весь был в дольних и весь – в вышних, весь во всех и весь в каждом. Когда тело Его образовалось в Материнской утробе, тогда сила Его созидала члены всякой плоти. Когда зачинался Он во чреве, тогда Им созидались младенцы в материнских утробах. Не изнемогла в Нем сила Его, как немощна была плоть Его во чреве. Не истощилась сила Его и на древе, как истощилась на древе плоть. Когда на Кресте оживотворял Он мертвых, тогда плоть или воля Его живила их. Так и тогда, когда весь обитал Он во чреве, незримо все совершала воля Его. Смотри, когда взошел Он и на Крест, весь мир привела в трепет сила Его: солнце померкло, земля поколебалась, гробы отверзлись и умершие вышли из них. Смотри, весь Он был на Кресте, и в то же время весь был повсюду. Так весь Он был и в Материнском чреве, и в то же время весь пребывал во всем. Как на Кресте живил мертвых, так созидал и младенцев, будучи Младенцем. Умерщвленный, отверз Он гроб, и, быв в Материнской утробе, отверзал утробы матерей.
Слышите, друзья мои, о Сыне Сокровенного: видима была плоть Его, но незрима сила Его. Ничем неудержима сила Сына, ее не заключало в себе Материнское чрево, как заключало плоть, – когда сила Его пребывала в Материнском чреве, тогда созидал Он младенцев во чреве матерей. Его сила обымала и державшую Его в Своих объятиях. А если бы отъял Он силу Свою, разрушилось бы все. Сила, содержащая все твари и когда был Он во чреве, не оставляла всего. Он Сам Себя образовал в Материнском чреве, и от Него получили образование вида своего все бывшие в материнских утробах. Когда питался Он с убогими, тогда все насыщал из сокровищницы Своей. Когда помазывала Его помазующая, тогда все освежал Он дождем и росой. Волхвы принесли Ему смирну и злато, но в Нем Самом заключалось драгоценнейшее сокровище. Принесли Ему смирну и благовония, которые Им и сотворены, – Его же собственность предложили в дар Ему волхвы. Его только силой могла Мария носить в недрах Своих Носящего всяческое.
Из великой сокровищницы для всей твари уделяла Ему Мария, что могла уделять. Давала Ему молоко, которое Сам Он образовал; давала пищу, которую Сам Он сотворил. Как Бог, подавал Он Марии молоко и, как человек, питался Ее молоком. Руки Ее носили Его, потому что умерил Он могущество Свое. Держало Его лоно Ее, потому что умалил Он Себя. Кто измерит беспредельное величие Его? И, однако же, сократил Он меру его до вместимости одежды. Прикрывала и облекала Его одежда, потому что отложил Он славу Свою; измеряла и прикрывала Его, потому что сократил Он Себя. Умолкало и утихало море, когда носило Его на себе, – как же могли носить Его Иосифовы длани? Принял Его в себя шеол, и расторглось его чрево, – как же могла носить Его в себе Мариина утроба? От силы Его раскололись надгробные камни, – как же могло носить Его Мариино лоно? На уничижение пришел Ты, чтобы всем даровать жизнь. Хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукой!
Кто может говорить о Сыне Сокровенного, Который снизошел и плотью облекся в Материнском чреве? Вышел из утробы как Младенец, питался молоком, возрастал среди детей Сын Господа всяческих. Видели Его как Отрока на улицах, когда в Нем обитала любовь ко всем. Видимо окружали его на улицах дети, невидимо со страхом предстояли Ему ангелы. Среди детей был Он улыбающимся Младенцем – и устрашал ангелов как Повелитель. Иоанн не смел развязать ремня обуви Его, но милосерд Он был к грешникам, которые лобызали ноги Его. Ангелы взирали на Него как ангелы; всякий человек видел Его по мере своего ведения.
Всякий видел в Нем Превысшего, но каждый – по мере своего разумения. Только Отец и Сам Он в полной мере имеют ведение о Нем, знают Его, как Он есть. Все другие существа – и горние, и дольние – познают Его в различной мере. Он – Господь всяческих, все нам дарует и, всех обогащая, заимствует у всех. Как не имеющий ни в чем нужды, всем Он подает и, как неимущий, у всех заимствует. Как Создатель, дает волов и овец и, как бы Сам имел нужду в них, требует их в жертву. Как Творец, в вино претворил воду – и Сам вкусил его, как будто имел в нем нужду. Силой Своей растворил вино на браке и, как званный на брак, пил растворенное Им вино.
Любовь его возвеличила старца Симеона, и он, смертный, носил Спасителя всех. Его силой носил Его Симеон и, носивший Его, сам был принесен Им. Рукополагал Он Моисея на горе – и Сам принял рукоположение от Иоанна в реке. Силой благодати Его возмог Иоанн, и земной крестил Небесного. Его силой носила Его земля, и, если бы сила Его не поддерживала ее, она распалась бы в прах. Его же собственностью напитала Его Марфа – предложила Ему пищу, которую Сам Он сотворил. Кто ни приносил Ему что-либо, приносил Его собственность; из Его сокровищницы предлагалась Ему трапеза.
4Все радости приносит месяц этот – месяц, в который благоволил родиться Господь от Пресвятой Девы Марии: рабам – свободу, свободным – возвышение, дверям – увенчание, телам – удовольствие; по любви Своей облек Он нас в багряницу, как царей. Все победы приносит месяц этот: дух освобождается, плоть порабощается, жизнь рождается среди смертных, Божество по любви Своей нисходит к человечеству. В этот день Господь наш обменял славу Свою на уничижение, как смиренный. Поскольку Адам, совратившись, променял истину на ложь, то Благой, умилосердившись, оправдал и восставил совратившихся.
Да оставит теперь всякий леность свою, потому что Божественное величие не возгнушалось ради нас пребыть девять месяцев во чреве и тридцать лет быть в Содоме среди неистовых. Благой видел обнищание и убожество человеческого рода, поэтому как сокровищницу учредил праздник и отверз ее для ленивых, чтобы праздник и ленивого побудил восстать и обогатиться. Вот Единородный как сокровищницу отверзает нам праздник свой. Это – единственный день в году, который отверзает нам сокровищницу. Приходите же, со всей ревностью соберем богатство, пока сокровищница не заключена! Блаженны бдящие, потому что восхищают отсюда добычу жизни. Великий стыд тому, кто видит, как другой выносит сокровища, а сам сидит и дремлет в сокровищнице и выходит из нее ни с чем.
В этот праздничный день да увенчает каждый двери сердца своего. Дух Святой ждет у дверей сердца, чтобы войти, вселиться и освятить его. Смотри, Он обходит все двери, ища Себе входа. В этот праздничный день веселится одна перед другой всякая дверь, радуется святилище во святом храме, из уст младенцев раздается радостный глас, и Христос, как вождь, радуется среди праздника Своего. При рождении Сына царь делал перепись целой вселенной, чтобы всех сделать своими данниками, а к нам пришел Царь, Который уничтожает наши долговые расписки и от Своего имени пишет другую расписку, которой Себя делает нашим должником.
Свет победил и, восходя постепенно, провозвестил тайну. Двенадцать уже дней[2], как он взошел, и этот тринадцатый день есть полная тайна Рождения Сына и двенадцати Его апостолов. В десятый день нисана Моисей отделил пасхального агнца (см.: Исх. 12, 3). Это – образ Сына, Который в тот же десятый день вошел в утробу Девы и в ней заключился; вышел же из Материнского чрева в том месяце, в который побеждает свет. Тьма преодолена, а это означает, что побежден и сатана. Свет победил и громко возвещает, что преодолел Единородный. Начальник тьмы побежден Им вместе с тьмою. Наш Светильник восторжествовал вместе с дневным светом.
Иосиф лобзал Сына, как Младенца, и служил Ему, как Богу. Радовался о Нем, как о Всеблагом, и приходил перед Ним в великий трепет, как перед Правосудным: «Кто в сына мне даровал Сына Всевышнего?
В боязни помышлял я Мать Твою отпустить от себя, но не знал, что великое Сокровище заключается во чреве Ее и сделает вдруг богатым мое убожество. Праотец мой царь Давид носил диадему, а я пал в глубокое унижение и вместо царя стал плотником. Но теперь возвращается ко мне царская диадема, потому что в объятиях своих ношу Господа всех диадем!»
Исполнилась восторгом Мария и воспела Ему сладкую песнь: «Кто даровал Мне, чуждой деторождения, что зачала и родила Единого и Множественного, Малого и Великого, Который весь во Мне и весь во всем? Этот день, в который к Моему убожеству пришел Гавриил, внезапно сделал Меня из рабы госпожой. Я – раба Божества Твоего, но и Мать человечества Твоего, Господь и Сын Мой. Через Тебя, Сын Царя, Я, раба, внезапно стала царской дочерью. Ради Тебя, Сын Давидов, Я, убогая в доме Давидовом, возвышена. Я, дочь земли, через Тебя, Небесного, вознеслась до небес. Какое изумление объемлет Меня! Вот предо Мной ветхий днями Младенец. К небу устремлено око Его, не умолкает лепет уст Его, Который представляет Мне, что молчание Его беседует с Богом. Кто видел Младенца, Который во все проникает взором? Во взоре Его видно, что Он – Правитель всей твари, и горней, и дольней. Это взор Владыки, Который всем повелевает.
Как источники молока отверзу Тебе, Первоисточник? Как буду питать Тебя, Питающий всех со Своей трапезы? Как приступлю к пеленам Твоим, Облекающийся светом? Не знают уста Мои, как наименовать Тебя, Сын Присноживущего. Дерзну ли наименовать Тебя Сыном Иосифовым? Но ужасаюсь, потому что не его Ты семя, но боюсь и отрицать его имя, потому что он обручен со Мной. Наименую ли Тебя, Сын Единого, Сыном многих? И тысячи имен недостаточно для Тебя: Ты и Сын Божий, и Сын Человеческий, вместе и Сын Давидов, и Сын Мариин.
Кто сделал безмолвным Господа всех уст? Пречистое зачатие Твое злые люди обращали Мне в укоризну. Ты, о Святой, будь Заступником Своей Матери, покажи силу
Твою, чтобы поняли они, как Я зачала Тебя. Ради Тебя, Который любит всех, стала Я ненавидима; гонят Меня за то, что зачала и родила Я единственное Прибежище для сынов человеческих, да возрадуется Адам, потому что Ты – Ключ от рая.
Вот, на родившую Тебя свирепеет море, как на Иону. Вот, Ирод, как мятущаяся волна, стремится потопить Владыку морей. Куда бежать Мне? Научи Меня Ты, Господь Матери Своей! С Тобой предамся Я бегству, потому что Тобой повсюду приобретается жизнь. И темница с Тобой – не темница, потому что через Тебя человек восходит на небо. И гроб с Тобой – не гроб, потому что Ты – Воскресение!»
Внезапно воссияла не по естественным законам, вне порядка природы светлая звезда. Она меньше и вместе больше солнца. Меньше – по видимому свету, больше – по сокровенной силе, по таинственному своему значению. Звезда востока озарила лучами своими страну омраченных, вела их в пути, как слепых. Они пришли и узрели Великий Свет, принесли Ему дары и прияли вечную жизнь, воздали Ему поклонение и возвратились в путь свой.
Двух провозвестников имел тогда Сын: одного – горе, другого – долу. Светлая звезда провозглашала Его горе, Иоанн проповедовал о Нем долу; поэтому два было провозвестника: один здесь, земной, другой там, небесный. Горний указывал на то естество Сына, которое от Божия величества, а дольний – на то, которое от человечества. Великое чудо! Они были провозвестниками и Его Божества, и Его человечества. Если бы почел кто Его сыном земли, то светлая звезда показывала, что Он – Небесный. А если бы признал кто Его только духовным, то Иоанн показывал, что Он имеет и плоть.
Во святом храме принял Его на руки свои Симеон и воспел Ему: «Пришел Ты, Премилосердный, помиловав старость мою, и с миром слагаешь кости мои во гроб. Тобою и воскресну я из гроба, и войду в рай». Заключила Его Анна в объятия свои, к устам Его приложила уста свои. И в уста ее вселился Дух, как некогда безмолвствовавшему Исаие отверз уста прикоснувшийся к ним уголь. Горя духом, излившимся в уста ее, воспела Анна: «Сын Царства и Сын уничижения! Ты, Который слышишь и безмолвствуешь, и видишь и невидим, всеведущ и сокровен, Бог и Сын Человеческий, хвала Твоему имени!»
Услышали о Нем и неплодные и поспешили со своими дарами. Волхвы пришли со своими сокровищами, неплодные – с дарами, и в жилище убогих вдруг много стало даров и сокровищ. Как бы после долгой разлуки воскликнула неплодная: «Кто дал мне, Блаженная, увидеть Младенца Твоего, наполняющего Собою небо и землю? Благословен Плод Твой, Которым произращен грозд от бесплодной лозы!» Пришел и Захария, отверз святые уста свои и воскликнул: «Где Тот Царь, провозвестить Которого родился у меня глас? Приветствую Тебя, Сын Царя, Тебе вручается и наше священство». Приступил со своими родителями и Иоанн и поклонился Сыну. И Сын на лицо его излил свет Божества Своего, но Иоанн не взыгрался, как в материнском чреве. Какое чудо: здесь поклоняется, там играет от радости! А презренная лисица – Ирод, надмевавшийся собой, как лев, и покоившийся в логовище своем, вдруг возопил, как скоро услышал глас Льва, Который, по Писанию, пришел воссесть на Царском Своем Престоле. Однако же слышит эта лисица, что Лев еще юн и питается молоком, и острит зубы свои лисица, пока Он в младенчестве. Хочет лисица расставить сети Льву и умертвить Его, пока не укрепился Он в силах и не истребил ее дыханием уст Своих.
Вся тварь стала как бы едиными устами и возвещает о Нем. Возвещают волхвы, принося дары, и неплодные, принося детей своих. Светлая звезда провозглашает в воздухе: «Вот Сын Царя!» Отверзаются небеса, ликуют воды, голубь возглашает хвалебную песнь, глас Отца сильнее грома вещает: «Это Возлюбленный Мой!» Возвещают ангелы, и воспевают дети: «Осанна!» Эти гласы взывали горе и долу, и провозвещали, и проповедовали о Сыне, но и при звуках громов сон не оставил Сиона; возмутился, вознегодовал, восстал Сион и умертвил Сына за то, что Он разбудил его.
5Великое торжество было в Вифлееме при Рождении Сына; сошли с небес и славословили там ангелы, и глас их раздавался как гром. На хвалебные их песнопения собрались даже бессловесные и славили Сына. Благословен Младенец Сей, обновляющий юность Адама и Евы!
Пришли и пастыри и принесли лучшие дары от стад своих – сладкое молоко, чистое мясо и благолепную хвалу. Иосифу – мяса, Марии – молоко, Сыну – славословие. И выпоенного молоком агнца принесли они в дар пасхальному Агнцу, первородного – Первородному, жертвенного – Жертве, прообразовательного агнца – Агнцу истинному. Какое восхитительное зрелище: агнец приносится в дар Агнцу! Радостен был глас агнца, принесенного в дар Первородному. Он славословил Того Агнца, Который пришел и освободил овнов и волов от жертвенного заклания; принес Агнца пасхального, и учредилась Пасха Сына.
Приступили к Нему для поклонения с жезлами своими пастыри и пророчески приветствовали его так: «Мир тебе, Владыка пастырей! Жезл Моисеев да славословит Твой жезл, о Пастырь всех! Да славословит Тебя Моисей, у которого агнцы стали волками, овцы – змеями и дикими зверями и все стадо в страшной пустыне с яростью устремилось на него самого. Тебя да славословят все пастыри, потому что волков и агнцев умиряешь и собираешь в единое стадо Ты, о Младенец, Который и древнее, и юнее Ноя, всех мирно упасшего во время потопа в ковчег. Отец Твой Давид умерщвлял некогда льва за агнца. Ты, Сын Давида, умертвил того невидимого волка, который убил Адама, этого чистого агнца, пасшегося в раю!»
Подвигнутые этим хвалебным гласом, невесты дали обет хранить целомудрие, девы – соблюдать непорочность, отроковицы – чистоту невинности; и все устремились вместе и поклонились Сыну. И старицы Давидова града с благословениями пришли к Дочери Давида и сказали: «Блажен град наш, потому что улицы его озарились Иессеевыми лучами. Тобою ныне, Сын Давида, восстановляется престол Давиду!» И старцы взывали: «Благословен Младенец, обновивший Адамову юность, восскорбевший о том, что обветшал и изнемог Адам, а умертвивший его змий совлек с себя кожу свою и спасается бегством! Благословен Младенец, обновивший юношеские силы Адама и матери Евы!» Целомудренные жены умоляли: «О Плод благословенный, благослови и наши плоды, и, как первенцы, да принесутся они в дар Тебе!» Так, исполнившись Духа, пророчественно вещали они о детях своих, что будут умерщвлены и собраны, как первые плоды с дерева. И неплодные с материнской нежностью принимали на руки свои Младенца и говорили: «Благословенный Плод, неискусомужно рожденный, ниспошли брачное благословение на утробы наши и умилосердись над нашим неплодством, чудный Сын Девы!»