Из художественных (творческих) конкурсов предпочтительны для включения в программу спартианского многоборья следующие.
A. Конкурсы, связанные с национальными и народными культурными традициями, обычаями.
Б. Художественные и творческие конкурсы (в области живописи, хореографии, пантомимы, пения, фотографии, кино, технического творчества и т. д.) спортивной тематики;
B. Конкурс знатоков и ораторов на темы, связанные с искусством, культурой, спортом, олимпизмом (возможные формы проведения: ответы на вопросы об искусстве, спорте, олимпизме; рассказ с использованием фотографий, коллекций и т. д. об интересных событиях, фактах, связанных со спортом или искусством; рассказ о наиболее интересных событиях Спартианских игр; реклама или критика определенного вида спорта; комментарий по поводу демонстрируемого спортивного соревнования и т. д.);
Г. Спартианский конкурс изобретателей. Участники конкурса предлагают на суд жюри свое "изобретение": соревнование (игру) или техническое приспособление для соревнования (игры), требующие от участников физической подготовленности, спортивного мастерства. Это могут быть совершенно новые, уникальные соревнования (игры, приспособления) или модификации известных соревнований (игр, приспособлений).
Модификация соревнования или игры может затрагивать: а) программу соревнования; б) правила соревнований; в) предметы, аппараты, технические приспособления, используемые в процессе соревнования (игры); г) систему определения победителей; д) состав участников.
Предложенная модификация соревнований (игр, приспособлений) должна делать их более интересными, эстетичными, гуманными и демократичными (доступными для всех, включая инвалидов).
В данном конкурсе особо поощряется изобретение "спартианских" игр и соревнований, в программе которых спорт объединяется с искусством и лица с ограниченными возможностями (инвалиды) могут на равных соревноваться с теми, кто не имеет таких ограничений.
Конкурс целесообразно проводить в 2 этапа: на первом участники представляют свои "изобретения", сделанные дома, а на втором изобретают соревнование, игру или приспособление, выполняя задание организаторов (указываются предметы, которые должны быть использованы, число участников, место проведения соревнования или игры и т. д.).
С учетом указанных выше видов соревнований и конкурсов «СПАРТ-многоборье» может выступать как «СПАРТ-двоеборье»: Спорт + Арт (спортивные соревнования + художественные конкурсы), «СПАРТ-троеборье»: Спорт + Арт + Знания /Интеллект/ (спортивные соревнования + художественные конкурсы + конкурсы знатоков), «СПАРТ-четырехборье»: Спорт + Туризм + Арт + Знания /Интеллект/ и т. д.
Во всех этих случаях возможно несколько вариантов проведения многоборья. Например, можно использовать вариант, при котором каждый участник обязан выступить во всех соревнованиях и конкурсах, включенных в программу спартианского многоборья. Но может быть избран и другой вариант: в рамках каждой группы соревнований и конкурсов (спортивных, художественных и т. д.) участник имеет возможность выбрать те или иные соревнования и конкурсы (например, в спортивных соревнованиях – соревнования по городкам или дартсу, в художественных конкурсах – конкурс музыкантов или поэтов и т. д.).
1. Спартианское многоборье может проводиться как "Спартианская тропа испытаний". Участники должны пройти "спартианскую тропу": преодолеть специально созданную полосу препятствий, выполнить ряд заданий, связанных со спортом, искусством и т. д.
Другой формой организации спартианского многоборья являются "спартианские " спортивные соревнования и эстафеты, программа которых требует от участников не только физической подготовленности и спортивного мастерства, но и выполнения заданий, связанных с искусством или другими видами творческой деятельности.
К примеру это могут быть:
– соревнования по бегу, при проведении которого перед бегунами ставится задача как можно быстрее перенести перемешанные буквы из одного места в другое и расставить их так, чтобы получился правильный ответ на поставленную организаторами задачу, загадку и т. п.;
– эстафета, участники которой должны не только как можно быстрее преодолеть отдельные этапы, но и придумать оригинальный способ их прохождения и т. д.;
– эстафета, на различных этапах которой участники должны демонстрировать физическую подготовленность, спортивное или художественное мастерство, интеллект, знания в различных областях искусства, спорта, олимпизма и т. д.
Еще одна разновидность организации спартианского многоборья – создание «спартианских станций» ("контрольных пунктов"), на которых участники могут выполнить какое-то упражнение (напр., подтягивание, бросок мячом в баскетбольное кольцо, сбивание мячом кеглей, поднимание гантелей и т. д.) или задание, связанное с искусством (например, исполнить песню, рассказать стихотворение и т. п.), продемонстрировать знания в области искусства, спорта, олимпизма и т. д. За успешное выполнение упражнения (задания) участник получает жетон.
При этом опять-таки возможны два варианта: либо участник в обязательном порядке проходит все эти станции, либо он выбирает те, которые ему нравятся, и стремится набрать как можно больше жетонов. Может быть установлено контрольное время для прохождения "станций". Соревнование может проводиться как личное или как командное.
Как бы ни строилась программа «СПАРТ-многоборья», важно, чтобы в ней (как и в программе Спартианских игр в целом) были сбалансированы (в равной мере представлены) соревнования и конкурсы, требующие физической и спортивной подготовки, художественного мастерства и определенных знаний. Как уже отмечалось, это делается для того, чтобы исключить возможность достижения победы в спартианском многоборье (на Спартианских играх в целом) за счет одностороннего развития лишь физических качеств, спортивного или художественного мастерства, знаний.
Еще одно спартанское соревнование – «СПАРТ-гармония» («Культура личности»). Программа этого соревнования включает в себя специализированные упражнения, тесты, задания, которые позволяют оценить у каждого участника:
– физическую подготовленность и двигательную культуру;
– психические способности – память, внимание, интеллект, точность и скорость психомоторики, эмоциональную устойчивость и др.;
– эстетическую и художественную культуру;
– творческие способности; экологическую культуру;
– культуру общения и т. д.
Соревнование «СПАРТ-гармония» призвано определить участников, имеющих наибольшие достижения по этим параметрам своего духовного и физического развития, которые в своей совокупности характеризуют гармоничность развития личности, ее культуру (с этим связано и указанное название данного состязания).
Особенно важной и интересной является программа следующего спартианского соревнования под названием «СПАРТ-Орхестрика" (Искусство движения)[2].
В данном состязании участники соревнуются в искусстве движений, показателями которого являются: 1) гибкость, ловкость, координация движений, сила, меткость и другие физические качества и двигательные способности; 2) умение творческой и эстетической демонстрации этих качеств и способностей; 3) чувство ритма и музыки в движениях, красота и пластика "одухотворенного" движения (способность в движениях выражать чувства, переживания, вызываемые музыкой, картинами природы и т. д.); 4) искусство создания в движениях художественных образов.
Участники по заданию организаторов, а также по произвольной (выбираемой ими самими) программе выполняют физические упражнения, танцуют под музыку, разыгрывают пантомимы или балетные сценки (прежде всего на спортивную тему) и т. д.
Соревнование целесообразно проводить в несколько этапов.
1-й этап. Участники демонстрируют уровень развития своей гибкости и/или других физических качеств и двигательных способностей (координации движений, силы, меткости и т. д.): а) выполняя предложенные организаторами физические упражнения; б) произвольным способом.
2-й этап. Участники показывают придуманные ими оригинальные физические упражнения (это могут быть: прыжки; броски; попадание в цель; удары; жонглирование; удержание на голове, носу и т. д. различных спортивных предметов – мяча, ракетки и т. д.; езда на велосипеде, самокате и т. д.) и/или новые, оригинальные и соответствующие эстетическим критериям способы демонстрации силы, меткости, других физических качеств: а) используя предложенные организаторами предметы и приспособления, б) используя любые другие предметы и приспособления.
3-й этап. Участники демонстрируют чувство музыки и ритма в движениях, красоту и пластику "одухотворенного движения" (способность выражать в движениях вызванные музыкой чувства и переживания: а) под фонограмму организаторов и выполняя их задания; б) под собственную фонограмму.
4-й этап. Участники демонстрируют способность создавать в движениях художественный образ: а) выполняя задания организаторов; б) разыгрывая заранее подготовленную пантомиму, клоунаду или балетную сценку на спортивную тему).
Данное спартианское соревнование может проводиться и не поэтапно, а в виде разового целостного выступления каждого участника.
В программу Спартианских игр может быть включено и еще одно соревнование под названием "СПАРТ-дуэль".
Это соревнование организуется следующим образом. Каждый участник (в командных соревнованиях в этом состязании чаще всего участвуют капитаны команд или определенное число представителей от команды) вызывает других участников на "дуэль". В этой дуэли он использует свое, заранее подготовленное спартианское "оружие": а) задает вопросы, касающиеся спорта, олимпизма, искусства, культуры, народных обычаев, традиций; б) демонстрирует уникальный трюк, связанный с искусством или спортом (это может быть, например: игра на необычных музыкальных инструментах или необычным способом; необычный способ рисования, письма; уникальная способность к счету, запоминанию; оригинальный фокус, прыжок, бросок и т. д.) и в) предлагает придуманное им оригинальное соревнование. Другие участники должны попытаться ответить на заданные им вопросы, повторить демонстрируемый трюк и выиграть предложенное соревнование (в нем может выступить любой участник; при наличии нескольких желающих соперник участника, предложившего соревнование, определяется по жребию). К участию в данном спартианском соревновании могут допускаться и зрители.
Таковы основные соревнования, которые рекомендуются для включения в программу Спартианских игр.
В зависимости от состава участников (их пола, физической подготовленности, характера инвалидности и т. д.), продолжительности и условий проведения Игр, их уровня (вузовские, районные, городские, региональные, межрегиональные, международные), целей и задач, которые ставят перед собой организаторы Игр, и т. д. они могут проводиться по полной (с включением всех указанных выше спартианских соревнований) или по сокращенной программе.
За основу программы Спартианских игр, проводимых по сокращенной программе, может быть взято любое из указанных выше спартианских соревнований. Поэтому они могут проводиться как Игры «Спартианская визитка» (в программу включается лишь соревнование «СПАРТ-визитка»), как Турнир по спартианскому многоборью (за основу программы берется «СПАРТ-многоборье»), как Спартианские игры «Орхестрика» (спартианское соревнование в искусстве движений), как Спартианские игры «Гармония» (в основе программы – «СПАРТ-гармония»), как Игры «Спартианская дуэль» (в основе программы соответствующее спартианское соревнование), как Фестиваль Спартианских игр без побежденных (основной элемент программы – подвижные игры с элементами искусства, не предполагающие выявление победителей и побежденных).
Программа Спартианских игр может предусматривать организацию нескольких разных спартианских турниров, имеющих разные программы с учетом специфических интересов и уровня подготовки различных участников Игр. Программа Игр может включать личные и командные или только личные (командные) соревнования. Во время командных соревнований каждый член команды должен иметь крупный (различимый издали) номер с указанием своего имени, а капитан команды – определенный знак, позволяющий отличить его от других членов команды.
Для полной реализации основных целей и задач Спартианских игр в их программу должны быть включены не только разнообразные соревнования, в которых сравниваются, сопоставляются достижения отдельных участников или команд, но и такие игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество и т. д.
Для этих целей, в частности, могут быть использованы так называемые "новые игры", которые в последние десятилетия получили широкое распространение в США, Канаде, Германии и других странах. Для обозначения этих игр иногда используют другие термины: "творческие игры", "игры доверия", "игры сотрудничества" и др.
Эти игры строятся на следующих основных принципах:
а) отсутствие победителей и побежденных;
б) не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели (например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе, для группы участников ставится задача: пересечь зал, используя как можно меньше ног или сделав как можно меньше шагов и т. д.);
в) все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться, а не смеяться над теми, кто проигрывает, как это имеет место в обычной соревновательной игре;
г) ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания;
д) в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т. д.;
е) каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность.
ж) любой зритель может стать игроком, и каждый игрок по собственной инициативе может задавать тон игре, изменять ее характер, т. е. выступать в функции руководителя игры;
з) всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор.
В "новых играх" – в отличие от обычных спортивных соревнований – могут совместно и на равных участвовать люди разного возраста, пола, физического состояния и т. д., а кроме того любой зритель может стать игроком, и каждый игрок по собственной инициативе может задавать тон игре, изменять ее характер, т. е. выступать в функции руководителя игры. Здесь всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор. Особо важное значение придается придумыванию самими участниками новых игр. Для этого используется специальная методика.
"Новые игры" ориентируют участников не на приспособление к наперед установленным, "правильным" образцам поведения, а на выявление и раскрытие своих возможностей, своего потенциала. Они направлены на творческое начало, шутку, удовольствие, радость, ибо главное в них – сам процесс игры, а не ее результат. Все это ориентирует участников "новых игр" на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия. Эти игры содействуют выработке навыков положительного социального взаимодействия, общения, участию и вниманию к другим, заботе о них и сотрудничеству. Создаваемая в ходе игр атмосфера сплоченности, доверия, отсутствие разделения на победителей и побежденных, а также страха поражения и отверженности, устраняют причины отрицательных эмоций, сопутствующих традиционным спортивным соревнованиям [подробнее см.: The New Games Book, 1976][3].
Ниже в качестве иллюстрации приводятся некоторые игры, основанные на идеологии «новых игр», которые могут быть проведены с участниками Спартианских игр.
Большой мяч. Все игроки пытаются как можно выше подбросить вверх огромный мяч (диаметром до 2 м.), не давая ему упасть на землю.
Аура. Партнеры стоят лицом друг к другу (если участников много, они могут образовать круг) и вытягивают руки вперед, пока их ладони не коснутся друг друга. Затем они закрывают глаза, опускают руки и поворачиваются вокруг себя три раза. Не открывая глаз, партнеры пытаются восстановить контакт ладоней одной или обеими руками.
Необычный волейбол. Перед игроками обеих команд ставится задача продержать мяч в воздухе как можно дольше.
Замороженные. Ведущий раздает участникам маленькие яркие надувные кольца (это могут быть и другие предметы, например, мешочки с песком и т. п.), которые они должны положить себе на голову и пытаться удержать без помощи рук. Участники начинают игру, стоя на месте. Затем ведущий просит участников подвигаться: попрыгать, пойти спиной вперед и т. д. Если кольцо (мешочек) падает с головы, участник «замерзает». Другой участник (независимо от команды) может поднять упавший предмет и положить его на голову «замороженного» участника, «разморозив» его. При этом он должен не потерять кольцо на своей голове. Игра проходит под музыку.
Необычные прыжки. Все игроки образуют круг, положив свою левую руку на плечо впереди стоящего партнера и взяв правой рукой правую ногу того, кто стоит сзади; после этого все пытаются совместно прыгать по кругу на своей левой ноге.
«Шар объятий». Две команды встают друг напротив друга, идут навстречу и образуют обнявшиеся пары. Затем две пары образуют группу из четырех обнявших друг друга ребят, и так до тех пор, пока не образуется один большой «шар объятий».
Музыкальные стулья. Широко известна традиционная соревновательная игра под таким названием. Игроки сидят на стульях, которые образуют круг. Когда начинает играть музыка, игроки встают и передвигаются вокруг стульев. Когда музыка перестает играть, каждый игрок старается сесть на стул. Одному из них стула не хватает, поскольку во время музыки его убирают. Игрок, которому не удалось сесть на стул, исключается из игры. Она продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, который и провозглашается победителем. В отличие от традиционной игры в "новой игре" под указанным названием при прекращении музыки игроки должны сесть или на стул или на колени другому игроку, и игра продолжается до тех пор, пока не будут убраны все стулья за исключением одного, и все игроки будут сидеть на одном стуле.
Вариант этой игры с обручами. По залу разложены 10–12 обручей. Под звуки музыки участники начинают резвиться, скакать, танцевать. Музыка останавливается, участники бегом встают в обруч. Перед каждой остановкой музыки ведущий убирает 1–2 обруча. В конце игры остаются два обруча, а участники вперемешку из разных команд, обнявшись, стараются не падать за пределы обруча.
Старик ловит рыбу. Участники выбирают ведущего, который выполняет роль «старика». Правила: ведущий говорит "корабль", участники бегут к одной стене, на которую указывает ведущий, "берег" – участники бегут к противоположной стороне; по сигналу "старик" участники быстро ложатся на живот и соединяются руками, ногами, соприкасаются телами с одним или несколькими игроками любой команды. «Старик» двигается с распростертыми руками. Участники в безопасности, пока касаются друг друга; если кто-то отсоединяется, поступает сигнал "опасность". Участники вскакивают, берутся за руки и выполняют движение "волна", имитируя шторм, и старик уходит. Игра проводится под музыку и может повторяться два-три раза.
Обмен палкой. Два игрока занимают позицию: на коленях и лицом друг к другу. Один игрок размещает палку на правом плече, а другой кладет второй конец палки на свое левое плечо. Не используя своих рук, они должны попытаться помочь друг другу двигать палку в направлении другого плеча, постепенно перемещая ее к средней позиции. После достижения средней позиции они должны попытаться изменить направление движения и вернуть палку в первоначальное положение. Если игрок использует руки или палка падает с плеча любого из игроков, они должны начать снова с исходной позиции.
Полет с закрытыми глазами. Группа игроков встает друг за другом и одевает на голову бумажные пакеты. Еще один игрок (ведущий) устанавливает 4 кегли и обучает группу трем командам: а) натяжение веревки вправо – значит, колонна должна повернуть за первым игроком вправо; б) натяжение веревки влево – значит, движение колонны за первым игроком влево; в) натяжение обеих концов веревки справа и слева означает необходимость движения колонны прямо вперед. Ведущий пытается подвести колонну к первой кегли. Когда первый игрок дотрагивается до нее, он ставит кеглю на другое место и заменяет ведущего. Прежний ведущий одевает бумажный пакет на голову, встает сзади группы в качестве последнего игрока в колонне, а второй игрок теперь становится первым. Группа продолжает играть, игроки опять меняются местами. Таким образом игра продолжается до последнего игрока.
Катание. Участники садятся на пол, образуя тесный круг так, чтобы касаться соседей с каждой стороны. Затем берется мяч (футбольный, баскетбольный и т. п.) или глобус и кладется на колено одного из игроков. Цель игры – перекатить мяч по кругу, с колена на колено, но без использования рук. У каждого игрока есть возможность изменения направления движения. В течение игры один раз он может сказать: "в обратную сторону". После этих слов мяч надо катить в обратном направлении.
Существует много вариантов разнообразить эту игру. Например, можно добавить сигналы: "стоп", "медленно" и др.
Летучий голландец. В игре участвуют 10 человек. Все берутся за руки по кругу, кроме двух человек. Эти двое – "затерявшийся в море корабль". Взяв друг друга за руки, они ходят вокруг круга в поисках "порта". Когда они находят подходящее место, расцепляют руки двух участников, стоящих в круге в этом месте и продолжают "плыть" вокруг круга. Два игрока, чьи руки были расцеплены, должны, взявшись за руки, побежать с внешней стороны круга в противоположную сторону и постараться возвратиться в "порт" до "летучего голландца". Та пара, которая первой достигнет "порта", встает в круг. Двум другим партнерам приходится вновь искать пристанища. Для разнообразия можно договориться, что во время "плавания" нужно скакать на одной ноге или прыгать, бежать спиной вперед, нести партнера на спине, бежать к "порту", закрыв глаза и т. д.
Игра «Разноцветная труба». Правила: по залу змейкой разложены обручи. По сигналу участники один за другим подбегают к одному из обручей, встают внутрь, продевают его через себя и ставят обруч ребром, удерживая его одной или двумя руками. Игра заканчивается, когда все игроки держат обручи и последний участник проползает по всей длине образовавшейся трубы.
Плетеная сеть. Сначала игроки образуют широкий круг, держась руками за скакалки, которые соединяют их друг с другом. Из этого круга игроки должны образовать как можно более запутанную сеть, меняясь местами, перешагивая через скакалку и т. д. и не выпуская концы скакалок из рук. Цель игры состоит в том, чтобы потом попытаться распутать сеть, не выпуская скакалок из рук. Эту игру можно проводить и без скакалок. Сначала игроки, закрыв глаза, образуют запутанную сеть (своеобразный "гордиев узел"), а затем, открыв глаза, пытаются распутать его, не распуская рук.
Найди меня. Игроки с закрытыми глазами передвигаются по кругу (во избежание травм они держат руки перед собой). Один игрок считается "ведущим". Он ищет играющих. Игроки могут облегчать его поиски, издавая какие-то звуки. При соприкосновении с другим игроком ведущий громко произносит слово "нашел" (или какой-то другой условленный звук). Игрок становится ведущим и тоже идет искать своих друзей. Эта игра может длиться до бесконечности, так как если ведущие схватывают друг друга, они вновь превращаются в обычных игроков.
Такие игры целесообразно проводить в промежутках между различными соревнованиями и конкурсами, чтобы объединить, сблизить участников Игр. К участию в них могут быть привлечены не только зрители, но также судьи и т. д.
Программа Спартианских игр может быть сформирована таким образом, что включаемые в нее соревнования и конкурсы связаны с национальными и народными культурными традициями, обычаями.
Яркой иллюстрацией такого подхода является программа Спартианской игры "Родом из России", разработанная Л. Н. Подколзиной. Эта Игра включает в себя: