Наиболее яркие фигуры ученых-философов, живших в Средние века, – Аврелий Августин, Фома Аквинский. Фома Аквинский (1226–1274), теолог и философ-схоласт. Учение Ф. Аквинского явилось попыткой обновить христианскую мысль в свете метафизики и теологии, систематизированной на основе принципов аристотелизма. Вместе с тем Фома переосмыслил аристотелевское учение, исправив в нем то, что считал необходимым. Фома утверждал, что вовсе не на Аристотеля, а на христианское откровение опирается учение о том, что акт бытия есть «акт всякого акта и совершенство всякого совершенства», глубочайшее основание реальности и наивысший атрибут божественности: «Я есть Тот, Кто есть». Вместе с тем именно в комментариях Фомы к Аристотелю мы читаем, что «изучение философии служит не для того, чтобы узнать, что думали люди, а для того, чтобы постигнуть истину».
Этап развития психологических идей в философии и науке Нового времени (XVII в. – примерно до середины XIX в.). Важнейшие события – формирование нового предмета психологии (таковым стало индивидуальное сознание) и становление ассоцианизма как философского и психологического направления, рассматривавшего сознание как состоящее из чувственных элементов (ощущения, простые эмоции), объединяющихся по законам ассоциации, и доступное интроспекции. В связи с развитием естественных наук, благодаря опытно-экспериментальным методам стали изучать закономерности сознания человека. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Основной метод здесь – это интроспекция (самонаблюдение).
Основная фигура XVII – начала XVIII в. – французский ученый Рене Декарт (1596–1650), поставивший психофизическую проблему, утверждая наличие двух начал в человеке – тела и души, введший представление о рефлексе (не используя термина) и поставивший проблему «врожденных идей». Рене Декарт ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму – то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Р. Декарт пришел к выводу о различии между душой человека и его телом: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в нем движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение, на основе механистической модели. Согласно ей, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозге, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозге, вытекать по тончайшим трубочкам – двигательным нервам – в мышцы, которые надуваются. Этим вызвано то, что, подвергнувшись раздражению, конечность отдергивается или совершает то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Это декартовский дуализм: тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее и в «сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю – значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего: первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование такового – главный и безусловный факт; и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. Исходя из этого постулата и стала развиваться психология; она сделала своим предметом сознание.
Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии, английского философа Джона Локка (1632–1704). Локк, считавший содержание разума происходящим исключительно из опыта (опыта ощущений и опыта рефлексии) и введший понятие «ассоциация» в значении такой связи между двумя идеями, при которой актуализация одной из них приводит к актуализации другой. Душу человека Локк рассматривал как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Немецкий философ Готфрид В. Лейбниц (1646–1716), полагавший душу, вопреки большинству современников, не сводимой к сознанию и утверждавший наличие «малых восприятий», т. е. мало осознаваемых или вообще не осознаваемых содержаний, и введший представление об апперцепции для обозначения активности души. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим (физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии».
Идеи этих (и ряда других) авторов легли в основу так называемого «классического ассоцианизма» (середина XVIII – первая половина XIX в.), когда ассоциация становится универсальным объяснительным принципом, на базе которого предпринимаются попытки построения психологических систем. Основателем ассоциативной психологии в XVIII в. стал английский врач и священник Дейвид Гартли (1705–1757). По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации.
2.3. Научный период
Научный период – это период, когда психология, став экспериментальной дисциплиной, выделилась в самостоятельную науку. К основным этапам научного периода развития психологии относят:
Первый этап – этап формирования основ построения научной психологии (вторая половина XIX в. – первое десятилетие ХХ в.), на который приходится так называемый «скрытый кризис» ассоцианизма, когда отдельные его положения (в особенности механизм как принцип и интроспекционизм как единственный мет од) начинают подвергаться пересмотру и критике как в связи с развитием самой психологии, так и в связи с развитием философии (в частности, позитивизма), биологии (в особенности, эволюционизма), физиологии (важнейшее для российской науки событие – формирование идей И. М. Сеченова), медицины, ранней социологии и др.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-е годы XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832–1920), создателя первой в мире психологической лаборатории (открытие В. Вундтом лаборатории в Лейпциге в 1879 г.). В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Последователь Вундта Э. Титченер (1861–1927), англо-американский психолог, был основателем и лидером структурной психологии (структурализма). В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией – наблюдением субъекта за актами собственного сознания. Под сознанием, учил Титченер, нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное самонаблюдение, свойственное каждому человеку.
Функционализм – направление, исследующее процессы сознания с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Психология понималась как наука о функциях (или «деятельностях») сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. У истоков этого направления, ставшего в начале XX в. одним из господствующих в американской психологии, стояли австрийский психолог Франц Брентано, немецкий психолог Карл Штумпф и американский психолог Уильям Джемс (1842–1910). Джемс занимался многими проблемами. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о «потоке сознания», т. е. о непрерывности работы человеческого сознания.
Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется, и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды. Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других.
Психологические взгляды Джемса тесно переплетены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Джемс значительное внимание уделял проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс говорил, что «мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим», т. е. он доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Оставаясь в пределах психологии сознания с ее субъективным методом, Джемс придал трактовке сознания новую ориентацию, соотнеся его с телесным действием как инструментом приспособления к среде и с особенностями личности как системы, не сводимой к совокупности ощущений, представлений и т. п. Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медицины и философии.
Наряду с Джемсом предтечей функционального направления принято считать Джона Дьюи (1859–1952) – американского философа (направления прагматизм) и педагога. Д. Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности. Сознание – один из моментов в этом континууме. Оно возникает, когда координация между организмом и средой нарушается, и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым обстоятельствам. На смену структурализму и функционализму приходят другие направления и школы.
Второй этап «открытого кризиса» психологии (первая треть ХХ в.) – время, когда формируются важнейшие психологические школы ХХ столетия. Так, бессилие «психологии сознания» перед многими практическими задачами, обусловленными развитием промышленного производства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека, привело к тому, что во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки – им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Ведущим направлением американской психологии становится «бихевиоризм» (от англ. behavior – «поведение»). Его основатель Джон Бродес Уотсон (1878–1958) – американский психолог, автор трудов по поведению животных и человека, сравнительной психологии, научно-популярных книг по воспитанию детей и др. Уотсон считал, что психология должна изучать не сознание, которое недоступно объективному исследованию, а поведение, понимаемое как совокупность телесных реакций на внешние стимулы (формула: S—R). В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности.
Бихевиористы использовали механизм условных рефлексов для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) – основа преобразования внешней среды – переходный этап к осознанной деятельности человека.
Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей – поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что в конечном счете наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е. наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражается в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление – поведение. По мнению Уотсона, психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественно-научной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.
Параллельно науке о поведении развивалась глубинная наука, или наука о бессознательном, то есть о том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается австрийский врач, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939), выдвинувший концепцию трехуровневого строения личности, в которой утверждается, что личность строится из трех основных компонентов: «ид» (Оно); «эго» (Я); супер-эго (сверх Я). Ид – наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо), он подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальности – учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Наконец, супер-эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критики и цензора. У Фрейда психическая энергия подменила биологическую и выступала в роли главного двигателя общественного развития. И организм, и общество оказывались ничем иным, как материалом, из которого либидо (носитель инстинктов) «лепит» свои формы, т. е. формирует личность. Для выявления этих уровней психики З. Фрейд разработал новый метод – психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». З. Фрейд обратился к проблемам бессознательной мотивации человеческого поведения и терапевтической работы с психическими нарушениями, обусловленными связанными с ней внутренними конфликтами. К 1910 г. психоанализ оформляется как международное движение. З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения сами по себе определяют психическое развитие личности. Вскоре от фрейдовского психоанализа отделяются школы А. Адлера и К. Юнга («Аналитическая психология», где главными детерминирующими психическое бытие факторами выступили архетипы коллективного бессознательного), также сложившиеся в период «открытого кризиса».
Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям Макса Вертгеймера (1880–1943), выдвинувшего программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Вокруг Вертгеймера, и в особенности в 1920-е гг., в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин. Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю. Гештальтпсихологи обратились к анализу сознания не на основе представлений об «элементах», складывающихся в целостные образы, а на основе идеи об изначально целостных образах, возникающих сразу как таковые (гештальтах). В. Кёлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) проводит мысль о том, что физический мир, так же, как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта (от нем. Gestalt – целостный образ, структура).
В отечественной науке названный период выступает как время становления основных научных школ. Так, в 1920-е гг., когда основным предметом отечественной психологии являются закономерности поведения, возникают реактология К. Н. Корнилова, рефлексология В. М. Бехтерева, с именем которого связано становление «Санкт-Петербургской (Ленинградской)» школы. Первая экспериментальная лаборатория по психологии открылась в 1885 г., ее создал В. М. Бехтерев (1857–1927), затем он же создал такую же лабораторию в 1895 г., а в 1908 г. открыл в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт. В Москве собственно психологический институт при МГУ был создан в 1912 г. (открыт в 1914 г.), его основал Г. И. Челпанов (1862–1936).
Первоначально психология развивалась как академическая дисциплина, занимавшаяся исследованием субъективной реальности на основе интроспекции и эксперимента безотносительно к возможности ее практического приложения. В дальнейшем выделились прикладные (т. е. ориентированные на обслуживание определенных непсихологических практик) ее отрасли и собственно практическая психология, ориентированная на психологическую помощь как особую сферу профессиональной деятельности психолога. Большое влияние на психологию оказывает учение Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.
Благодаря исследованиям ученых различных специальностей психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.
В конце 20-х – начале 30-х гг. прошлого века складывается так называемая «культурно-историческая теория» Л. С. Выготского. К середине 30-х гг. формулируются важнейшие положения деятельностного подхода в вариантах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Активно развивается «теория установки» Д. Н. Узнадзе.
Третий этап – этап трансформаций базовых зарубежных направлений периода «открытого кризиса» (30–40-е гг. ХХ в.). В этот период формируются идеи представителей новой волны психоанализа (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, Э. Эриксон и др.), во многом пересмотревших базовые представления З. Фрейда. Они обратились не столько к биологическим детерминантам бытия человека, сколько к социально-психологическим. Названными именами не исчерпывается новый психоанализ, равно как «социально-психологическое направление» не является единственным.
К этому периоду относится и начало формирования экзистенциалистической традиции, частично явившейся трансформацией первоначальных психоаналитических взглядов ее представителей (Л. Бинсвангер, В. Франкл). Бихевиоризм трансформируется в необихевиоризм, где главным постулатом выступило представление о «промежуточных переменных» (формула S—О–R) – не регистрируемых извне происходящих в организме событиях, определяющих будущую реакцию помимо и после воздействия стимула (понятие предложено Э. Толменом), а также обретают влияние представления о возможности формировать поведение не только за счет предшествующей стимуляции, но и за счет подкрепления уже сформированного и спонтанно проявляющегося поведения – «оперантный» бихевиоризм. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Основной метод здесь – создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. Идеи гештальтпсихологии нашли своеобразное воплощение в «теории поля» К. Левина, обратившего их к проблемам личности (а не только к познавательным процессам) и рассмотревшего личность в единстве с ситуацией.
С середины 30-х гг. XX в. начинается зрелый (в его собственной оценке) период в творчестве Жана Пиаже (1896–1980) – швейцарского психолога, создателя теории когнитивного развития и философско-психологической школы, названной им генетической эпистемологией. Используя системно-структурный анализ, Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования. Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого.
Работы Пиаже внесли крупный вклад в развитие психологической науки XX в. В них представлено изложение сути теоретической концепции развития интеллекта, являющегося основой, стержнем психического развития, построение которой он осуществил в 1930–1940-х годах. Ж. Пиаже считал принципы этой концепции ключевыми для понимания эволюции мышления в разные исторические эпохи и для различных областей знания; он разработал, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им в дальнейшем генетической эпистемологией. Теория, первые идеи и положения которой были сформулированы автором еще в первой половине XX в., остается актуальной и до настоящего времени и оценивается специалистами как одна из наиболее продуктивных в экспериментальном и практическом исследованиях.
На генетической основе, по мнению Пиаже, должны строиться не только отдельные науки, но и теории познания. Эта идея стала основой создания им генетической эпистомологии, т. е. науки о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций и т. д.
В значительной мере центром психологии в это время становятся США, куда, спасаясь от фашизма, эмигрируют многие психологи из Германии и оказавшихся под властью нацистов стран Европы.
Российская психология в этот период переживает тяжелые годы – репрессии, разгром педологии, политизация науки, затем – особая работа в годы войны и вновь репрессии на рубеже 40–50-х годов. Тем не менее, продолжается развитие основных школ С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе.
Четвертый этап – период интегративных и гуманистических тенденций в психологии (с 50-х гг. ХХ в.). В эти и последующие годы продолжается развитие бихевиоризма. Его новым вариантом является социобихевиоризм (Р. Сирс, Д. Роттер, А. Бандура), обратившийся к проблемам социализации личности и ищущий путь диалога с психоанализом (Р. Сирс). Особо говорят о так называемом «необихевиоризме», возвратившем в поведенческую психологию проблему психологии мышления. Это воплотилось частично в социобихевиоризме (представления о когнитивном характере научения) и когнитивной психотерапии.
В 50–60-е годы оформляется американская «гуманистическая психология» (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), поставившая в центр внимания проблему творческого саморазвития (самоактуализации) личности. Основатели гуманистической психологии хотели исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную, жизненную психологию. В качестве предмета исследования утверждалось понимание здоровой творческой личности – задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация. Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был Абрахам Харольд Маслоу (1908–1970). Основным источником человеческого поведения, деятельности, поступков он считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, к самовыражению. Потребность в самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это гуманистическая потребность приносить людям добро (по своей сущности человек добр). Второе важное положение – это то, что человек обязан быть тем, чем он может стать. Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, то, что он может.