Книга Теория и методика гандбола - читать онлайн бесплатно, автор Валентина Яковлевна Игнатьева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория и методика гандбола
Теория и методика гандбола
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория и методика гандбола

В мини-гандбол гандболисты могут играть в уменьшенных составах 6 × 6 или 5 × 5 на уменьшенной площадке или на обычной площадке без перехода на чужую сторону поля, с чередованием нападения и защиты.

Для самых маленьких гандболистов достаточно площадки 9 × 12 м с воротами высотой 160 см и шириной 240 см.

Дети 10–12 лет, 4 или 5 полевых игроков и один вратарь, играют на площадке 24 м в длину и 18 м в ширину. Для них и ворота необходимо сделать высотой 180 см и шириной 270 см (можно отгородить пространство в обычных воротах).

Второй вариант игры (3 × 3) – это игра на большом поле, по 7 игроков в каждой команде, но обе команды надо разделить на две. В составе одной команды на одной стороне площадки 3 защитника и вратарь, а на другой – 3 нападающих. В другой команде расположение наоборот – нападающие там, где вратарь противоположной команды. Переходить среднюю линию командам не надо. Игра идет только на своей стороне по правилам гандбола.

Первоначально мяч в игру вводит судья, а дальше начального броска нет. Даже когда мяч побывал в воротах, его в игру вводит вратарь, передавая своим игрокам на другую половину поля. Сначала нападает одна половина первой команды, а когда теряет мяч, в атаку должны идти их противники, но на другой половине поля. Если вы перехватили мяч, играя в защите, то скорее отправляйте его на другую сторону площадки, там ваши нападающие.

Через среднюю линию можно делать замены, игроки могут таким образом становиться то нападающими, то защитниками.

1.4. Пляжный гандбол

Совсем недавно, в 1997 г., Международная федерация утвердила правила по пляжному гандболу. Сначала проводились международные турниры, а с 2004 г. эти соревнования получили статус чемпионатов мира. В России проведено несколько турниров, российские гандболисты и гандболистки уже имеют успех на международной арене.

Игра в пляжный гандбол проходит на площадке длиной 27 м и шириной 12 м, засыпанной слоем песка в 40 см (рис. 2). В 6 м от лицевых линий эластичными цветными лентами шириной 8 см или веревками отмечаются зоны ворот, а между ними образуется игровая зона (15 × 12 м).

По обе стороны площадки вдоль игровых зон должны быть зоны замены шириной 3 м, покрытые песком, в которых на скамейках располагаются четыре запасных игрока во время игры. После первого периода команды меняются воротами, но остаются в своих первоначальных зонах замены.

Ворота – обычные гандбольные шириной 3 м и высотой 2 м находятся на лицевых линиях.

Состав команды 8 человек. На площадке одновременно находятся один вратарь в воротах и три полевых игрока. Игрокам приходится передвигаться по песку, а это создает существенную нагрузку на ноги и весь организм. Поэтому игра команд длится 2 × 10 мин с перерывом 5 мин. Форма у игроков обычная, но играют все босиком.

В пляжном гандболе используют резиновый нескользкий мяч для женщин весом 280–300 г, а для мужчин – 350–370 г, окружностью для женщин 50–52 см, а для мужчин – 54–56 см. В игре должно быть три мяча: одним играют и по одному за каждыми воротами. Если мяч улетел далеко, вратарь вбрасывает запасной мяч, и игра продолжается.

Замены можно производить в любое время через зону замены, а вратаря – через боковую линию своей площадки.


Рис. 2. Площадка для игры в пляжный гандбол


Игра в каждом периоде начинается спорным броском в центре, а далее мяч в игру вводит вратарь. Он может выходить из своей площадки и становиться четвертым полевым игроком. Если он забросит мяч в ворота противника как полевой или непосредственно из своей зоны, команда получает дополнительное очко.

Счет ведется отдельно для каждой половины игры, победителю каждой половины присуждается одно очко.

В каждом периоде игры должен быть победитель. Если случится ничья, то добавляется игра до забитого мяча. Кто забросит мяч, тот и выиграл период и получил 1 очко. Если выиграны два периода, то команда победила со счетом 2:0. При ничейном результате по периодам применяется правило «один игрок против вратаря». Вот это совершенно новое для гандбола!

Каждая команда назначает по 5 игроков, которые по очереди с соперниками выполняют следующее действие. Вратарь находится на линии ворот, его игрок становится на пересечении боковой линии с линией площади вратаря. Игрок передает мяч вратарю и бежит к воротам противника, в течение 3 с получает мяч обратно и бросает в ворота.

Оба вратаря имеют право двигаться вперед, как только мяч отделится от руки игрока, но один должен из своей площадки или бросить мяч в противоположные ворота или отдать пас бегущему партнеру, а второй – пытаться противостоять голу в обоих случаях. Все остальные игроки в это время находятся в зоне замены. Если с первого раза опять зафиксирована ничья, то игра «один на один с вратарем» продолжается, но команды меняются воротами.

При свободном, боковом, спорном, штрафном бросках игроки команды противника не должны находиться на расстоянии ближе одного метра от игрока с мячом. И любой бросок, кроме спорного, может быть голевым. В этой игре дисквалификация дается после второго удаления.

За особо красивые броски в этой игре прибавляются дополнительные очки. Пляжному гандболу нужны виртуозы.

1.5. Тенденции развития правил игры гандбола 7 × 7

С момента включения гандбола 7 × 7 в программу Олимпийских игр его популярность в мире резко возросла. Естественно, что увеличение количества команд, претендующих на мировое первенство, обострило конкуренцию в борьбе за медали.

Тенденции, влияющие на прогресс, необходимо рассматривать с двух позиций: прежде всего, большие перемены приносят изменения в правила игры, которые устанавливает Международная федерация, другим мощным стимулом являются новые направления в подготовке игроков, которые вырабатывают ученые и наиболее квалифицированные тренеры команд.

Первые правила были довольно простыми и рассчитаны на игру среди женщин. Но постепенно игра усложнялась. Ныне гандбол заслуженно именуется «атлетической игрой», одинаково популярной у мужчин и женщин.

Эволюция правил игры – живой творческий процесс, на который влияют и совершенствование инвентаря, и изменение времени игры, и распространение игры в мире. Наиболее существенное отличие современных правил заключается в том, что все полевые игроки могут выполнять функции нападения и защиты.

По старым правилам игровая площадка делилась на три зоны: поле одной команды, среднее поле и поле другой команды (рис. 3).


Рис. 3. Разметка площадки для игры в гандбол 7 × 7 в разные периоды: а – по правилам 1923 г., б – по правилам 1948 г.


В каждой зоне могли находиться только определенные игроки: вратарь и защитник играли только в своей зоне, полузащитники – в своей зоне и среднем поле, нападающие – в среднем поле и в зоне защиты противника. В результате в единоборство у ворот вступали три нападающих против трех защитников и вратаря. Не могло быть и речи о сложной тактике ведения поединка.

В 1923 г. ввели новые правила соревнований, в которых пункты о «трех шагах» и «трех секундах» значительно повлияли на дальнейшее увеличение темпа игры.

До 1960-х годов вбрасывание из-за боковой линии, свободный бросок выполнялись по свистку судьи. Постепенно это правило стало тормозить темп игры. По новым правилам позволено вводить мяч в игру в этих ситуациях без свистка. Даже такое, казалось бы, незначительное изменение в правилах повлекло за собой заметное увеличение темпа, позволило интенсифицировать процесс игры. Повысились скорости перемещения, требования к реакции гандболиста на ситуации, увеличилось количество выполняемых за игру приемов, возрос счет заброшенных за игру мячей.

Поиск эффективных средств защиты привел к появлению на гандбольных площадках игроков довольно значительного роста. Эта тенденция продолжает существовать и сейчас. В современном гандболе есть игроки у мужчин выше 200 см, а у женщин выше 190 см.

С появлением высокорослых игроков существенно изменилась тактика защиты. Мощные центральные защитники, высокие и ловкие вратари наглухо закрыли подступы к воротам. Защита стала доминировать над нападением, время атак удлинилось, игра потеряла зрелищность.

Чтобы повысить темп, Федерация гандбола СССР решилась на смелый эксперимент, введя в 1975 г. во всесоюзные правила пункт о «45 секундах». Все внутренние соревнования стали проводиться с учетом этого правила, что и явилось одной из причин резкого подъема мастерства советских гандболистов и побед на международных соревнованиях.

Однако ускорение темпа привело к обеднению тактики команд. Новое поколение игроков перестало удовлетворять запросам мировых стандартов. И правило «45 секунд», ограничивающее время атаки, было отменено в 1986 г. сначала на соревнованиях детей, а потом и взрослых гандболистов.

Одним из факторов успеха современной команды является активная защита с далеким до 9-метровой линии выходом вперед и опекой нападающих противника с целью перехватить мяч при передаче. Без такой защиты команда не может рассчитывать на успех.

Вести активную защиту, плотно опекая игроков и не допуская ошибок, – дело сложное. В 1982 г. в международные правила были введены пункты, ужесточающие борьбу с любым проявлением грубости в игре. Это стимулировало мастерство защитников и нападающих, которым запрещено расталкивать обороняющихся в стремлении ближе подойти к воротам.

С 1997 г. правила предписывают еще строже наказывать грубиянов. Введено действие красной карточки без предупреждения, если нарушение выходит за рамки дозволенного. Новыми пунктами правил предусмотрено увеличение темпа игры за счет быстрого введения мяча в игру после взятия ворот. Теперь начальный бросок можно выполнять сразу, как только игрок с мячом окажется в центре площадки: не обязательно дожидаться, пока противник перейдет на свою половину поля. Однако время течения матча останавливается при назначении штрафного, получении травмы игроком, удалении игрока с поля. Тренер может взять за игру два минутных перерыва для беседы с игроками. Это увеличило продолжительность матча, но выделило чистое время игры.

Значительное влияние на развитие игры оказывают инвентарь и покрытия площадок (табл. 1).


Таблица 1

Данные из правил игры разных лет


Высокое качество современных покрытий площадок, малые размеры мяча повлияли на технику выполнения приемов. Мяч теперь удерживается в одной руке захватом пальцев. Это дало возможность освоить разнообразные способы броска и передачи, которые, в свою очередь, обогатили тактику.

Название игры в переводе на русский язык означает «ручной мяч». Сначала так называли игру с одиннадцатью игроками в команде, так как она распространялась в основном в РСФСР, а с составом семи игроков на поле – гандболом. Но правила 1948 г. закрепили за гандболом название «ручной мяч 7 × 7». Федерация ручного мяча СССР была названа тоже с соблюдением русского названия. С тех пор и возникло несоответствие терминов: гандболисты играют в ручной мяч.

В методической и научной литературе пока еще встречаются два названия игры. С 1990 г. за игрой официально закреплено название «гандбол», Федерация СССР тоже называлась гандбольной, а с 1993 г. стала Союзом гандболистов России.

1.6. Структура соревновательной деятельности

Соревновательная деятельность – игровая деятельность в условиях соревнований.

Игровая деятельность – управляемая сознанием физическая и психическая активность, направленная на достижение победы в условиях специфического противоборства при соблюдении установленных правил.

В процессе единоборства команд раскрывается содержание игры. В любой спортивной игре, в том числе гандболе, команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Поэтому рассматривать спортивную борьбу команд необходимо с позиций противоборства сторон.

Для оптимального построения подготовки к соревнованиям необходимо знать специфические особенности структуры соревновательной деятельности, факторов, обусловливающих ее эффективность и надежность.

Конечная цель соревновательной борьбы – победа. Для ее обеспечения команде необходимо решить ряд частных задач. Содержание компонентов деятельности по выполнению этих задач в процессе соревнований и составляет структуру соревновательной деятельности (рис. 4).

Первый главный компонент (верхний уровень) – это целостное противоборство команд, в котором представлены все компоненты структуры во взаимосвязи.


Рис. 4. Структура соревновательной деятельности и компонентов ее обеспечения


Второй компонент – это стратегия соревновательной борьбы, искусство руководства командой в соревнованиях. В спорте стратегия представляет собой систему знаний о закономерностях соревновательной борьбы. Знание этих закономерностей позволяет предвидеть характер и условия предстоящих соревнований. Вместе с тем стратегия – это область практической деятельности тренера по подготовке команды к соревнованиям и управление командой в процессе соревнований. Стратегия предусматривает изучение тенденций игры, определение направленности процесса подготовки команды на основе опыта ее участия в предшествующих соревнованиях и изучения условий проведения будущих.

В процессе подготовки к конкретному состязанию стратегической задачей будет оценка возможностей отдельных игроков своей команды и определение плана игры. Не менее важным является установление характера игры противника и на этой основе – выбор систем и форм игры.

Третий компонент составляют тактические действия в нападении и защите. Тактика нацелена на решение текущих задач в ходе одной встречи. В соревновательной борьбе происходит постоянное чередование нападающих и защитных действий, и если одна команда нападает, то другая применяет защитные действия, и наоборот. Системы игры в нападении и защите определяют выбор групповых и индивидуальных действий игроков. Соревновательная деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в соответствии с которой гандболистов различают по амплуа. Это – вратарь, который защищает ворота, полевые игроки, которые в нападении выполняют роли центрального разыгрывающего, полусреднего, крайнего и линейного, а в обороне – центрального, полусреднего, крайнего и переднего защитников.

Четвертый компонент составляют приемы игры – техника. В игре гандболист сочетает передвижение на высокой скорости с ловлей, передачей, ведением и броском мяча в ворота. Кроме нападающих действий спортсменам приходится оборонять свои ворота, применяя определенные способы передвижения и приемы противодействия нападающим для овладения мячом.

Гандбол – игра с нестандартными движениями и динамической работой переменной мощности. Для осуществления соревновательной деятельности гандболисту необходим определенный уровень физических возможностей, обеспечивающих надежность технико-тактических действий. Кроме того, без наличия необходимых качеств и свойств личности невозможно достичь успеха в гандболе. Наконец, на вершину мастерства в гандболе могут подняться только те спортсмены, которые по своим морфофункциональным признакам соответствуют запросам этого вида спорта.

Пятый компонент составляют физические способности, психические качества и свойства личности, морфофункциональные признаки.

Высокая скорость передвижения без мяча и с мячом в процессе игры, прыжки, мощные броски с широкой амплитудой движения, длительный и интенсивный бег со сменой направления, резкими остановками, поворотами требуют наличия всех физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.

Сила в игровой деятельности гандболиста носит динамический характер, и часто требуется применить как скоростную (бросок мяча, передачу мяча, задержание мяча рукой и др.), так и взрывную силу (прыжок, рывок). Кроме того, проявлять силу в игре приходится неоднократно. Поэтому силовая выносливость в подготовленности гандболиста играет не последнюю роль.

Скоростные способности в игре максимально проявляются во всех компонентах. Характерными для игровой деятельности являются реакции с выбором и реакции на движущийся предмет, неоднократные стартовые ускорения со сменой направления за мячом, соперником, замена одних приемов и действий другими.

Гибкость проявляется в резких, с широким размахом движениях гандболиста. Недостаточная гибкость ограничивает свободу движений, быстроту, точность, приводит к излишнему напряжению и травмам. Гандболисту необходима определенная гибкость для овладения приемами техники. При этом для достижения высокого мастерства игроку в поле нужна особая гибкость руки, а вратарю – особая гибкость ног.

Ловкость гандболиста проявляется в способности своевременно и эффективно выполнять сложные приемы игры во внезапно меняющейся ситуации. Различают три степени ловкости. Первая характеризуется пространственной точностью и координированностью движений. Вторая – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки. Третья – точностью и координированностью в сжатые сроки в переменных условиях. Все три степени ловкости находят место в соревновательной деятельности гандболистов, а проявление ее третьей степени и будет характерно для высшего спортивного мастерства.

Выносливость нужна для эффективного осуществления соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность гандболиста требует аэробно-анаэробного энергообеспечения. Однако уровень специальной выносливости определяется не только системой энергообеспечения, но и деятельностью центральной нервной системы, эндокринной системой, состоянием опорнодвигательного аппарата, специфическими внутримышечными изменениями.

Психические качества и свойства личности гандболиста играют важную роль в осуществлении соревновательной деятельности.

Морфофункциональные признаки игроков в гандболе очень важны в связи с особенностями соревновательной деятельности гандболистов.

1.7. Система соревнований, их организация и проведение

Соревнования – социальный феномен, без которого не мыслится существование спорта. Соревнования команд – это главное, ради чего существует гандбол. Спортивное соревнование по гандболу состоит из следующих элементов: предмета состязаний, судейства, спортсменов-участников соревнований, болельщиков и зрителей. Конкурентные отношения – неотъемлемая особенность спортивного соревнования, основным продуктом которого является результат (занятое место, победа, зрелище).

Соревнования являются составной частью учебно-тренировочного процесса. Педагогическое значение соревнований состоит в том, что они как бы подводят итоги учебно-воспитательной работы, выявляют отдельные слабые стороны учебно-тренировочного процесса, способствуют повышению его качества, показывают достижения спортивных команд, тренеров, спортсменов.

Соревнования – лучшее средство обмена передовым опытом. На соревнованиях гандболисты приобретают такие знания, которые невозможно получить в учебно-тренировочной работе. Спортивные поединки требуют от спортсмена мобилизации всех его способностей. Они являются проверкой моральной и волевой зрелости игрока, степени его подготовленности. В то же время соревнования служат самым эффективным средством воспитания таких важных черт характера спортсмена, как настойчивость, воля к победе, самообладание, чувство дружбы, уважение к соперникам, умение подчинять личные интересы интересам коллектива.

Соревнования представляют интересное спортивное зрелище, собирают большое количество зрителей, привлекая их к активным занятиям физкультурой и спортом. В этом состоит их агитационное значение.

Виды соревнований. Все проводимые соревнования можно охарактеризовать как основные и вспомогательные. К основным соревнованиям относятся те, по результатам которых определяется спортивная квалификация и присваиваются звания победителей или чемпионов.

Это – календарные соревнования, которые входят в Единый календарный план спортивных мероприятий и проводятся согласно утвержденному положению. К основным видам соревнований относятся: первенства (или чемпионаты), соревнования на кубок, отборочные соревнования. Первенства (чемпионаты) организуются не чаще одного раза в год. По результатам этих соревнований присваивается звание чемпиона. Система международных соревнований, в которых участвуют российские команды, представлена в табл. 2.

Соревнования на кубок проводятся с целью привлечения максимального количества команд-участниц и выявления победителя в сравнительно короткие сроки. Эти соревнования проводятся по принципу последовательного отбора лучших игроков.


Таблица 2

Система международных соревнований по гандболу в четырехлетнем олимпийском цикле


Система всероссийских соревнований, в которых участвуют клубные команды и команды ДЮСШ, представлена в табл. 3.

Отборочные соревнования, или турниры претендентов, проводятся с целью выявления сильнейших команд для участия в следующем этапе соревнований.

К вспомогательным соревнованиям относятся: контрольные, показательные, товарищеские, сокращенные (блицтурниры).

Контрольные встречи проводятся с целью подготовки и проверки готовности команд к предстоящим основным соревнованиям.


Таблица 3

Система всероссийских соревнований по гандболу


Товарищеские встречи проводятся в учебно-тренировочных целях или плане традиционных соревнований. Они планируются между отдельными командами или организуются для группы команд.

Показательные встречи служат популяризации гандбола.

Сокращенные соревнования проводятся в течение нескольких часов. Их планируют в праздничные дни, на открытие и закрытие сезона. Игры проводят по сокращенному времени.

Планирование спортивных соревнований носит централизованный характер. Разрабатывается Единый сводный календарный план для всей страны на 4 года с учетом сроков проведения Олимпийских игр. Календарный план соревнований должен быть научно обоснованным, глубоко продуманным документом перспективных совместных действий всех спортивных организаций по дальнейшему развитию гандбола.

Система международных и российских соревнований в четырехлетнем цикле представлена в табл. 2 и 3, однако современные гандболисты участвуют и в так называемых коммерческих соревнованиях. Эти турниры или отдельные матчи позволяют улучшить материальную базу игроков и команды в целом.

Подготовка соревнований. Успех соревнований во многом зависит от тщательной подготовки к ним. Всю подготовительную работу можно провести поэтапно – разработка документации, подготовка мест соревнований, работа с участниками соревнований.

Подготовка к любым соревнованиям начинается с составления положения о них. Положение разрабатывается исходя из сроков календарного плана. Оно является не только организационным, но и методическим документом, определяющим направленность учебно-тренировочной работы в период предсоревновательной подготовки. Поэтому очень важно, чтобы положение было своевременно разослано участвующим организациям. Составляется положение спортивной организацией, проводящей соревнование.

Положение о соревнованиях должно содержать ясно и кратко сформулированные пункты:

1. Цели и задачи. Цель соревнований зависит от их масштаба и вида (подведения итогов учебной работы, выявления сильнейших команд, популяризации гандбола и др.).

2. Место и сроки проведения соревнований. Указывается город (база), где проводятся соревнования, определяются дни.

3. Руководство соревнованиями. Указывается, кто организует соревнование и руководит им, состав судейской коллегии, и кем он утверждается.

4. Участники соревнований. Указывается количество и наименование команд, допускаемых к соревнованиям; максимальное количество участников, вносимых в заявку; определяется возраст участников и их квалификация.

5. Условия соревнований. Указываются способы розыгрыша и оценки результатов, определения победителя.