Книга Югра. Увидеть Югру – влюбиться в Россию. Литературный путеводитель. Это моя земля - читать онлайн бесплатно, автор Юлия Эйдель. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Югра. Увидеть Югру – влюбиться в Россию. Литературный путеводитель. Это моя земля
Югра. Увидеть Югру – влюбиться в Россию. Литературный путеводитель. Это моя земля
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Югра. Увидеть Югру – влюбиться в Россию. Литературный путеводитель. Это моя земля

Бабушка, закончив обнимать внука, ушла искать маму. А Сережа буркнул Деду Морозу в синем и отдал газету:

– Спасибо. Что бабушка приехала.

– Это тебе спасибо. Я газету найти не мог с этой заметкой, а теперь на память останется. С новым годом, Сережа!

Мальчик решил идти до конца. Ладно. Пусть этот оказался немного настоящим. Но вот в Великом Устюге точно не Дед Мороз живет, а его заместитель.

– Простите, вы – Дед Мороз из Великого Устюга? – Сережа дергал кого-то с бородой за серебристый рукав.

– Нет, Сережа. Я из Тюмени! – каким-то особенно красивым голосом ответил дедуля.

– Откуда вы все меня знаете, сговорились, что ли? – хотел удивиться мальчик, но решил не поддаваться провокациям и довести дело до конца. – Если вы – Дед Мороз, то должны понять, что это.

Из кармана пуховика Сережа извлек замызганный кусочек бумаги с каракулями и молча протянул ненастоящему. Тот стал смеяться – долго, звучно.

– Ой, насмешил! Какой рисунок забавный! – Он вытер варежкой глаза. – Так что с твоими роликами, которые ты нарисовал? Не получил, что ли, подарка в прошлый Новый год?

– А… а откуда вы поняли, что это ролики? Я сам еле разбираю, что я нарисовал тогда, маленький еще был. И письмо я не отправил, не успел. Как это: подарок получил, а письмо не отправил? А? – Сережа пытался «расколоть» трудного противника.

– А вот как. Главное – желание загадать. Ты же письмо написал?

– Написал! И родителям не показал! Вот! – Сережа достал из кармана последнюю «улику» и показал Деду Морозу. – Что там написано? Раз вы такой волшебник?

– Да что написано. Ясно что. Что хоть ты и не веришь в меня, Деда Мороза, но просишь прислать подарок на Новый год. А хочешь ты сноуборд. И ты уверен, что папа с мамой тебе точно такого подарка не сделают, потому что боятся за тебя – вдруг упадешь?

– А… как? А… почему? Я ж никому не говорил… – сбивчиво начал Сережа.

– Потому что скоро Новый год! Давай мне письмо, не надо на почту нести, считай, что ты и есть почтальон! – Дед Мороз взял конверт у растерянного мальчика, помахал ему рукой и ушел к костру.

– Ты тоже можешь подойти к костру и загадать желание, – услышал Сережа чей-то бас и оглянулся: за его спиной стоял тот самый Дед Мороз. Из Великого Устюга.

– А можно любое? А когда оно исполнится?

– А вот сейчас и посмотрим! – и они пошли к костру.

Дед Мороз ступал степенно, опираясь на свой посох, а Сережа, радуясь, смотрел на костер, кричал вместе со всеми «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», нашел свою искорку и загадал желание.

Через пять минут белоснежные кони мчали над заснеженным Ханты-Мансийском, а под ними плыли огоньки, так похожие на искорки новогоднего костра. Огоньки светились и не гасли, как вера в новогоднюю сказку.


Адрес объекта: природный парк «Долина ручьев»,

ул. Калинина, 1, Ханты-Мансийск


Баймурзин Даниил. Город на семи холмах

В давние времена, когда солнце всходило с западной стороны, а луна водила танцы со звездами, на северном краю земли жил один дружный народ. Любили они ловить рыбу, ибо окружали их многочисленные реки и озера, охотиться, так как жили в тайге, собирать ягоды и грибы, которыми небесный бог Нуми-Торум наградил болота.

И был среди народа главный шаман, носивший имя Тангат. Он отличался от всех соплеменников своей удивительной мудростью, добротой и справедливостью.

Небесный бог Нуми-Торум, видя старательность и правдолюбие шамана, послал ему добрую жену Ас и семь прекрасных, как луна, дочерей. Много женихов мечтало взять в жены дочерей шамана. Но они не хотели покидать родителей.

Жизнь народа была веселой и насыщенной. Будни сменяли праздники. Пока не пришла беда. Злые духи, видя беззаботную жизнь людей, разозлились и решили отомстить.

В одно солнечное утро, когда ничто не предвещало беды, вдруг потемнели небеса, раздался гром и земля разверзлась. Из черной тины болот появился грозный властитель загробного мира Куль-отыр.

Широкой поступью он приближался к угодьям шамана. Там, куда ступит правая нога, трава увядает, куда наступит левой ногой – болото загнивает. Испугались люди, попрятались в своих чумах и стали богов призывать к помощи. Но Куль-отыр был очень хитрый. Чтобы поднебесные боги не услышали мольбы людей, злой дух заставил землю громко фонтанировать черной жижей. От грохота почва сотрясалась и заливалась темной кровью болот.

Только шаман Тангат вышел на защиту своих земли и семьи. Но сила и мудрость шамана не могли сокрушить злого духа Куль-отыра. Силы мужчины были на исходе, когда из чума шамана появились жена и одна из прекрасных дочерей. Они не смогли больше прятаться и сидеть в неведении, переживая за любимого мужа и отца.

Увидев луноликую красавицу Ас, Куль-отыр бросил своих жертв и молниеносно приблизился к чуму. В это время на крики о помощи выбежали остальные сестры. Девушки дружно взялись за руки и образовали живую стену любви вокруг матери. Но злой дух оказался сильнее. В один миг его глаза засверкали адским огнем, прожигая все вокруг. Деревья и травы заполыхали, олени от испуга убежали в тайгу, все животные и птицы умолкли. Мрак укрыл все селение. И вдруг все стихло. Исчез Куль-отыр, захватив с собой семерых прекрасных дочерей шамана.

***

Неожиданно все закончилось так же быстро, как и началось. Небо просияло, выглянуло солнце, но люди все еще боялись выйти из своих чумов. Шаман лежал без сознания на мокрой горячей земле неподалеку от жилища. Над его телом безудержно причитала и плакала жена. В это время высоко в небе Нуми-Торум услышал громкий плач матери. Она кричала от боли, просила и умоляла небесного бога услышать ее и прийти на помощь, вернуть дочерей домой.

Понял Нуми-Торум, что перехитрил его злой подземный дух, разрушил мир и покой избранного им народа. Исцелил он шамана одним волшебным вдохом, подарил Тангату кусочек солнца в виде громкого бубна. Предупредил шамана, что бубен этот не простой, а волшебный, согретый лучами огненного диска. Как только придет беда или несчастье в селение, стоит ему лишь постучать в бубен – и Нуми-Торум, услышав зов, непременно придет на помощь.

Мать Ас была безутешна, ведь от дочерей не осталось и следа. Где-то глубоко под землей в царстве злого духа рыдали красавицы дочки, не могли они смириться со своим заточением в подземелье, как не пытался утешить их, искусить богатствами Куль-отыр.

***

С этим Нуми-Торум ничего поделать уже не мог. Вход в подземное царство был для него недоступен, так же как и Куль-отыру была закрыта дорога на небеса. В его силах была лишь возможность восстановить поселение после великого пожара. Там, где под ногами Куль увяла трава, распростерся клюквенный ковер. Там, где билась жуткая кровь болот, появились залежи черного золота. Жизнь в селении начала возрождаться.

Тем временем в подземном царстве иссохли от тоски по родителям, по родной земле семь прекрасных сестер, а на месте их заточения выросло Семь Холмов – таких же удивительно красивых.

Не выдержало сердце матери Ас боли от утраты детей – выплакав все слезы у холмов, превратилась она в большую чистую реку Обь.

Мудрый шаман Тангат не мог оставить своих дочерей без защиты, а свою жену без любви и поддержки. В последний раз постучал он в волшебный бубен, чтобы попросить небесного бога соединить его раз и навсегда с семьей. Исполнил Нуми-Торум единственное желание Тангата и превратил его в реку Иртыш. Навсегда соединились Ас и Тангат, оберегая своих дочерей. И появился на Семи Холмах город Ханты-Мансийск, раскинулся на слиянии двух рек, Оби и Иртыша.

***

А бубен и по сей день является основным атрибутом шаманов, при помощи которого они призывают духов и обращаются к небесному богу. Ходят слухи, что волшебный бубен Тангата до сих пор находится на Югорской земле, но сумеет его найти лишь тот, кого бубен выберет сам.

Возможно, это вы?!


Адрес объекта: место слияния Оби и Иртыша.

В 2013 году здесь была установлена первая в России

плавучая часовня-маяк в честь святителя

Николая Чудотворца


Белоусова Алена.

Гнев Сорни-Най

Когда-то давно, когда солнце было всевидящим глазом древних богов, под хвойными ресницами сосен и мутным молочным покровом неба жил молодой охотник. Жил он один, охотился один, добычу ни с кем делить не хотел, всегда дичи ему было мало. Раз пришел он к старому охотнику и спросил его:

– Скажи мне, отчего никто не ловит дичи на горе Неройка?

Старый охотник ответил:

– Никто уж давно не охотится там. Нет там ни дичи, ни чумов, не ходит зверье, ни одна птица не бросит тень крыла на мертвую гору. Зимой туда путь закрыт: Сорни-Най голодна, холодна и зла. Не ходи туда, а иначе стребует с тебя голодная богиня столько, что не расплатишься с ней, отдав ей всю свою добычу и даже самого себя.

***

Выслушал молодой охотник старого и отправился восвояси. Всю ночь не спал юноша, ворочался и думал.

Вдруг живут там стаями во все небо куропатки да глухари? А вдруг живет там зверье с мехом и мясом? А вдруг лежит под горою озеро, полное рыбы? Не хочет старый охотник рассказывать мне о богатстве волшебной горы, не хочет делиться со мною. Значит, сам я приду к той горе и заберу все один!

С первыми лучами полярного солнца запряг молодой охотник оленей и поехал. Едет день, едет второй. Приехал к горе и видит: пусто. Не растет на горе ни кустика, ни деревца, не теряет пера над горою птица, не топчет лапой дикий таежный зверь, нет под горою озера, полного рыбы.

Рассердился молодой охотник, разгневался, стал кричать да стаптывать ногами подножие Неройки:

– Забрал у меня старый охотник дичь! Поймал всех птиц, поймал всего зверя, высушил озеро! Так приеду же я к нему и заставлю делиться! Два солнца я держал свой путь: уж не затем ли, чтоб уехать с пустыми руками?!

Сел охотник в нарты и погнал оленей домой.

***

Закончились у охотника запасы в дороге. Поймал он и вытрепал зайца. Сидит поздним вечером у костра и зайца ест. Ни шерстинки не упало с заячьей шубки, когда свежевал охотник зайца, ни капли крови не потеряла заячья тушка. Вдруг вышла из-за деревьев красивая девушка. Лоснятся по плечам смоляные волосы, горят рябиновыми кострами румяные щеки, блестят глаза цвета сосновой смолы, сверкающей на восходе полярного солнца. Подошла девушка к костру и говорит молодому охотнику:

– Здравствуй, охотник! Долгий путь я проделала по таежным снегам, могу ли согреться у твоего костра?

Охотник отвечал:

– Здравствуй, юная девица. Садись у костра да раздели со мной его тепло.

Девушка села рядом на нарты и протянула тонкие белые руки к огню. Отогрелись нежные пальцы, и снова обращается она к охотнику:

– Долго шла я по диким лесам, шла вдоль замерзших рек. Могу ли испить я воды?

– Раздели со мною воду, девица, – сказал охотник и протянул бурдюк со студеной водой.

Испила девица воды и сказала:

– Долгий путь предстоит мне к родному чуму. Не дашь ли мне в дорогу заячье ушко? Хватит мне его, чтобы глодать по дороге домой.

Отвечал ей охотник:

– Шел я сюда два дня, чтоб поймать много дичи, зверья да рыбы. Не нашел ничего, кроме этого зайца. Никто не сможет наесться заячьим ушком, а большего дать тебе не хочу.

***

Встала девица и выпрямилась во весь свой рост, сошел румянец с ее лица, разметались по спине и плечам смоляные волосы, и увидел перед собою охотник богиню Сорни-Най.

– За жадность и корысть твою будешь ты, охотник, кормить своими ребрами тайгу до тех пор, пока луна не насытится и не станет круглой, как полная чаша!

Громыхнула земля, покатился небосвод в обратную сторону, перевернулись сосны кронами в землю, а реки, озера и почва сковались толщею льда. Выскочили из упряжки олени, с лаем бросились врассыпную собаки. Остался охотник один в холодном лесу. Не мог он охотиться и рыбачить: исчезли дичь и зверь, толщу льда не пробьет даже самое прочное копье. Не ел и не пил охотник.

***

Через семь дней увидел у себя охотник первую пару ребер. Вынул охотник ребра и крикнул:

– Как велела мне Сорни-Най, так кормлю я собою зверей!

Пришли два волка, забрали ребра. Еще через семь дней увидел у себя охотник еще пару ребер. Вынул ребра и крикнул:

– Как велела мне Сорни-Най, так кормлю я собою птиц!

Прилетели два ворона, забрали ребра. Прошло еще семь дней, глядит охотник: видать под кожей еще пару ребер. Пришел он к озеру и крикнул:

– Как велела мне Сорни-Най, так кормлю я собою рыб!

Оттаяла маленькая лунка, просунул в нее охотник два ребра, забрали их две щуки.

Прошла еще неделя, глядит охотник в небо и видит: луна стала круглая, как полная чаша. Взглянул охотник на свои ребра и увидел еще одну пару. Вынул он четвертую пару ребер и крикнул:

– Не гневайся, милая Сорни-Най! Не смог я накормить тебя заячьим мясом, так прими же меня в свою пищу!

Снова громыхнуло зимнее небо, врос лес обратно корнями вниз, сошел с земли снег, и пришла на мансийскую землю весна, как пришла она и в сердце молодого охотника.


Адрес объекта: гора Неройка


Бронников Артем.

Ложные боги

Мириады снежинок спускались с облаков и в завораживающем танце ложились на землю. И только медленно плетущаяся фигура, оставляя кровавый след, нарушала эту картину. «Это не может так закончиться, о всемогущий Торум!» – взмолился охотник и провалился во тьму.

Казалось, еще вчера они с Энтель сидели у костра и наблюдали за полетом маленьких искорок, которые угасли, не успев разгореться. Словно человеческие души, которые гибнут, едва родившись. Энтель не боялась широко мыслить, все ее рассуждения о других богах, ином устройстве мира завораживали и пугали. Но больше их никто не мог услышать, только луна – немой свидетель их бесед – безразлично роняла свет на двух влюбленных. И словно боги решили наказать этих двоих: Энтель заболела.

В одну из ночей она просто не проснулась, все попытки разбудить ее были тщетны. Лишь биение сердца говорило о том, что она жива, но тело, холодное как самые лютые зимы Севера, говорило об обратном. Травы, настойки, молитвы, обряды – все было бесполезно.

Однажды охотник решил отвлечься от тяжелых дум и пошел на прогулку в лес. Долго бродил он, не разбирая дороги, и его мысли об Энтель плелись следом. «Темнеет, пора возвращаться», – подумал охотник. Огляделся и понял, что заблудился. К несчастью, стемнело настолько, что даже своих следов не разглядеть. Пришлось идти куда глаза глядят.

Уже несколько часов ходил он и вышел на поляну. Видит, чум стоит. Заходит, а там старик лежит, еле жив, только пар изо рта поднимается. Подбежал охотник и начал приводить старика в чувства. «Вставай, вставай, отец, замерзнешь!» – толкал старика охотник. И тут старик прошептал: «Воды…» Охотник разжег костер, растопил снега и напоил старика.

– Спасибо тебе, незнакомец, продлил старику жизнь еще на пару дней.

– Почему ты здесь один?

– В изгнании я, уж четвертый десяток лет. В последнее время уже сил нет. Уйдешь ты, странник, да и пропаду я совсем. Ну хватит обо мне, вижу печаль на твоем лице, поведай, в чем дело?

– Любимая моя больна, хворь неведомая, будто вечным сном забылась.

– Слышал я одну историю от своего деда, а тот – от своего деда. В давние времена люди были близки с богами, но со временем вера людей поугасла и боги разочаровались в нас. Так вот, есть один алтарь на озере Нумто, воды его – по легенде – слезы разочарования самой богини Калтащ. Алтарь тот – последний, что помогает донести молитвы до богов. У меня есть платок любимой женщины. Только он и грел мое сердце все годы одиночества. Положи платок на алтарь, и боги услышат твои молитвы. Мне он больше не нужен – я уже в одном шаге от смерти.

Охотник посмотрел за окно. Светало. Поблагодарил старика и ушел.

Вернувшись домой, охотник собрал вещи, поцеловал на прощание ледяные губы Энтель и двинулся в путь. Но по пути его перехватил шаман.

– Куда ты направляешься? – спросил шаман.

Охотник рассказал, как он встретил старика и какой совет получил, но шаман возмутился:

– Послушай, старые боги нас оставили, теперь у нас новые боги. Если доберешься до алтаря, то будешь проклят, после смерти переродишься в ничтожного червя, уж поверь мне!

– Я лишь хочу снова увидеть улыбку Энтель, на остальное мне плевать, если я умру с проклятием, что ж, значит, так тому и быть, – сказал охотник и пошел дальше.

Долгий путь предстоял охотнику. Много дней он шел, не встретив ни одной живой души, и вот наконец-то с вершины холма он увидел свою цель – озеро Нумто раскинулось недалеко от подножья. Вдруг охотник услышал резкий свист и руку пронзила боль. Отличная реакция спасла ему жизнь – следующая стрела пролетела в сантиметре от головы, но он уже перекатился за дерево.

– Я тебя предупреждал! Не нужно было этого делать! – донесся крик, охотник сразу узнал голос шамана. – Я не хочу тебя убивать, но не могу допустить поклонение иным богам в племени.

Охотник не отвечал, а лишь слушал движение шамана. Он выпрыгнул из-за дерева, выпустил стрелу в направлении голоса. Стрела просвистела мимо, ответный выстрел шамана также не достиг цели. Но уже в падении охотник выхватил нож, метнул его и попал прямо в сердце противника. С застывшим удивлением на лице шаман рухнул в снег.

Поднявшись, охотник обнаружил, что и шаман не промахнулся: из правого бока торчало древко с ярко-красным оперением. «Надо спешить», – собрался с мыслями охотник и начал спускаться с холма.

«Это не может так закончиться, о всемогущий Торум!» – взмолился охотник и потерял сознание. Ему снился сон. И даже тут был повсюду снег. Вдалеке появилась маленькая фигура, она приближалась. Это был старик, который отдал ему платок. «Теперь моя очередь разбудить тебя», – улыбнулся старик и ударил охотника в грудь.

Хватая ртом воздух и чувствуя, как сердце готовится выпрыгнуть из груди, охотник очнулся и бросился к озеру. Достав окровавленный платок, он положил его на алтарь и произнес: «О Великая Мать всего живого! Услышь мои молитвы и спаси мою Энтель! Возьми этот платок, пропитанный страданиями старика и моей кровью. Если и этого мало, возьми мою жизнь, только помоги!»

Ничего не произошло.

– Все было зря… – подумал про себя охотник.

– Нет, не зря, – раздался голос в его голове. – Ты проделал долгий путь и стал первым человеком за несколько поколений, добравшимся сюда. Теперь ты станешь проводником моей воли, и мы построим союз богов и людей, как в былые времена. Закрой глаза, тебе предстоит много работы!

Охотник вновь потерял сознание.

Из глубины зазвучало знакомое пение. С трудом разлепив глаза, он увидел ее лицо.

– Энтель… – прошептал охотник, и слезы хлынули из его глаз.

– Здравствуй, любимый, – улыбнулась она и тоже не стала сдерживать слез.

– О, Энтель, мне тебе столько нужно рассказать!

– Отдыхай, любовь моя, у нас будет целая жизнь на разговоры…

Охотник рассказал людям, что боги их не забыли. Ханты восстановили алтари, и огонь веры снова разгорелся в сердцах. А жертвенный платок так и остался на алтаре – как память первому подношению в новой истории народа.


Адрес объекта: озера Нумто,

сельское поселение Казым, Белоярский район


Манниева Ирина.

Великая храбрость и доброе сердце

Много лет назад жил один старик. Хорошо жил, богато, да вот только несчастен он был от того, что находился в разлуке со своей семьей. Он-то мне эту историю и поведал…

Жило на далеком севере, сокрытом от глаз, два племени – ханты и манси. Долгое время жили они в мире и согласии, пока не раскололась земля пополам. Пробилась великая река Иртыш, которая долгое время считалась легендой. Говорили, что воды ее обладают страшным свойством. Лишь коснувшись ее, вмиг обратишься камнем! Легенда оказалась явью.

Люди пытались вернуться к семьям, перебраться на другой берег, но ничего не удавалось. Лишь касалось дно лодки поверхности воды, как она тут же каменела. Думали они, гадали, что же делать, как быть?! Исходили леса, поля в поисках ответа, но все тщетно. Жил на одной из сторон мальчик. Пропасть разделила его с отцом, и изо дня в день мальчик думал, как же вернуться к папе, как помочь своему народу.

Однажды ночью приснился ему сон, будто видит он дракона, красного, большого, а глаза у него добрые.

Подумал мальчик, что не просто так приснился ему этот сон. Может, это знак?

Отправился мальчик на поиски. Люди говорили, что как-то видели дракона, по ночам рассекающего небосвод своими огромными крыльями, но живет он вдали от людей, на краю света. Когда-то хотел он быть нужным, помогать, но люди боялись его огненного дыхания, его свирепости, ужасались при одном лишь упоминании о нем.

Долго мальчик блуждал по белу свету, пока не наткнулся на пещеру в далеком крае, совсем не похожем на его родные югорские просторы. Сердце забилось сильнее, было страшно, но мальчик точно знал, что именно здесь он сможет найти спасение для своего народа.

Густой туман и мрак царили в пещере. Тишину нарушали лишь завывания ветра. Сомнения покинули мальчика, и он отважно двинулся вперед. Послышалось тяжелое дыхание. Это был Дракон. Мальчик обернулся и увидел огромного красивого красного дракона. Он возвышался над ним, как скала, но мальчик не боялся.

«Страшный зверь» без слов все понял, склонил к нему голову и заглянул прямо в глаза. Они будто разговаривали, без слов понимая друг друга.

В тот же час вспорхнул дракон ввысь вместе с мальчиком. В мгновение ока оказались они в родных землях юного героя. Увидев огромный разлом и бушующую внизу реку, дракон все понял.

Аккуратно оставив мальчика на берегу, дракон подлетел к обрыву. Он был настолько большой, что смог бы собой перекрыть всю бездну. Так он и поступил. Посмотрев на мальчика в последний раз, дракон сложил свои огромные крылья и вмиг стал камнем – мостом между двумя берегами.

Мальчик с сожалением смотрел на окаменевшего дракона, но вдруг услышал до боли знакомый голос. Это папа. Он побежал навстречу и бросился в объятия отца. С тех самых пор мост «Красный дракон» в Ханты-Мансийске через реку Иртыш соединяет народы, друзей и родных людей.


Адрес объекта: трасса Ханты-Мансийск – Талинка,

мост «Красный дракон» (1316 м) через реку Иртыш


Кондин Вячеслав.

Как звери спасали Вороний день

Светило солнце, на склонах вдоль длинной деревянной лестницы, ведущей в музей «Торум Маа», лежал снег. Из-под лестницы, возле старого кедра, вылез заспанный бурундук Валера и стал умываться, недовольно ворча на поднимающихся по ступенькам людей.

– Ходят тут, будят меня, что хоть такое происходит, пойду узнаю у Фроси.

И бурундук побежал вдоль лестницы наверх, к лабазу из колотых плах, в котором жила белка Фрося. Люди, увидев бурундука, обрадовались, стали доставать смартфоны и фотоаппараты, чтобы сфотографировать его. Валера по старой привычке остановился на пеньке, обернулся к людям попозировать, услышал три щелчка затворов фотоаппарата, развернулся и под довольное улюлюканье людей побежал дальше.

Белка Фрося была старой приятельницей Валеры, они подружились несколько лет назад. На Фросю напал большой рыжий кот, но Валера, рискуя собственной жизнью, спас белку, укусив кота за хвост. После этого они стали друзьями-неразлейвода.

***

Бурундук выбежал на поляну и обомлел. «Никогда такого раньше не видел», – подумал Валера. На поляне возле берестяного чума горел костер, потрескивая еловыми дровами на морозе. Кругом ходили люди, кто репетировал на сцене, кто развешивал сушки на деревья, а старый друг бурундука, смотритель дядя Вова, который их с Фросей подкармливал сухарями и орехами, нес огромную охапку веток и травы.

– Девчонки, куда материал на гнезда положить? – спросил дядя Вова.

– Положите у стола, – ответила ему миловидная девушка в красивом наряде.

– Смотрите, Валера проснулся, видать весна идет, – сказал дядя Вова, указывая девушкам на бурундука.

А Валера с большими от удивления глазами пробежал мимо летнего дома к лабазу из колотых плах.