Грянула Вторая мировая война. Тысячи изможденных тел предстали взору потрясенного человечества. Женщина 40-х должна иметь рослую, подтянутую фигуру, мужественную, с широкими плечами, ее тело закрыто под горло темным костюмом.
Но сдержанность и строгость не могут длиться долго. Душа рано или поздно потребует праздника – и вот загорается звезда несравненной Мэрилин Монро, фигуристой блондинки, веселой и подчеркнуто глуповатой. Напрасно актриса Норма Джин Мортенсон (в крещении Бейкер) пыталась избавиться от этого имиджа. Это была ее личная драма, но она возвела в абсолют тренд на тонкую талию, широкие бедра и пышную грудь. Находчивые торговцы успешно продают специальные накладки на грудь и ягодицы – теперь это снова женственно и модно.
Идеалы стали меняться со всё возрастающей скоростью. В дело вступили СМИ, модные дома, производители тканей и аксессуаров. А главное, стремительно изменялись общественные настроения и предпочтения. Идеалы красоты теперь представляют модели, олицетворяющие тот или иной образ жизни.
Сексуальная революция 60-х в который уже раз сделала образцом красоты девушку астеничного типажа. Такую, как модель Лесли Хорнби по прозвищу Твигги. Это она ввела моду на ультракороткие платья и мини-юбки, и девушки по всему миру снова сели на диеты. Тех, кому удавалось приблизиться к заветным подростковым формам, так и называли – Твигги.
А вот в СССР в это время нормой для взрослой женщины считается вес 60–70 килограммов. Идеальная советская женщина имела крепкое телосложение, была спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей – вспомните Нину из «Кавказской пленницы». Советской женщине был совершенно чужд лозунг западных барышень третьей четверти XX века «секс, наркотики, рок-н-ролл», когда в моду снова вошли «подростковые» фигуры, раскованное поведение и прочие гримасы свободного мира.
Но на то он и свободный маятник идеала, чтобы свободно раскачиваться. И вот он качнулся в сторону здорового образа жизни, фитнеса, аэробики и бега трусцой. Спортивная одежда предъявляет свои требования к фигуре, которую она облегает. В этой ситуации округлые формы опять становятся предпочтительней угловатых – таковы были 80-е.
XXI векВ XXI веке с идеалом фигуры происходит то же, что и со многими другими идеалами: он искажается, теряет определенность, дробится на глазах, предоставляя каждому шанс сделать свой выбор. Хотя, увы, и сегодня он доступен не всем.
Есть места на планете, где женщина занимает в сердце мужчины столько места, сколько она весит. Это не метафора, а мавританская поговорка. Здесь, на западном побережье Африки, издревле практикуется обычай откармливания невест. Чем больше девочка будет весить к моменту замужества (примерно к 15 годам), тем выше у нее шансы найти достойного жениха. И вот в специальных «откормочных лагерях» в девочек с раннего детства ежедневно вливают 20 литров жирного верблюжьего молока и запихивают два кило толченого проса с двумя чашками масла. Естественно, ребенок отказывается. Тогда в дело идут угрозы и пара палок, которыми зажимают руки и ноги. В результате детский организм получает в день около 16 тысяч килокалорий при норме 1500. И снова красота требует жертв: ведь к 12 годам девочка должна набрать 80–90 килограммов. Если результат не достигнут за лето, ее посылают на откорм снова и снова.
Остается только посочувствовать мавританским девочкам и задуматься о себе. Мы-то порой впихиваем в себя лишние калории совершенно добровольно. Да, на нас влияют инфлюенсеры, производители пищевых добавок, лекарств, короли моды, популярные актрисы и модели, да мало ли кто! Но где же наше собственное мнение, как его сформировать самостоятельно? Можно, конечно, почаще подходить к зеркалу и делать соответствующие выводы. Но психологи давно уже знают: человек видит лишь то, что хочет увидеть.
Тот, кого мучает жажда, войдя в комнату, заметит лишь графин с водой, а ценитель прекрасного обратит внимание на девушку за фортепиано. Если анорексичная дама считает себя толстухой, она толстуху в зеркале и увидит. Мужчина, мнящий себя Аполлоном, не заметит в отражении своего выдающегося живота, а закомплексованный юноша улыбнется своему образу накачанного парня.
Так что на зеркало надежды мало, а еще меньше – на мнение окружающих. В глазах одних мы выглядим вполне прилично, другие же считают нашу фигуру явным отклонением от нормы. Самое время вспомнить: мы живем во времена расцвета самых разных общественных движений, среди которых всегда можно найти те, чьи идеи нам по душе.
В XXI веке расцвел бодипозитивизм – позитивное отношение к телу, своему и чужому.
Ключевая идея бодипозитивизма – принимать тело таким, какое оно есть от природы, не страдая от его несоответствия неким иллюзорным идеалам или общественному мнению.
То же относится и к телам других людей. Отношение к человеку не должно зависеть от того, как он выглядит, от его цвета кожи, разреза глаз, фигуры, тех или иных особенностей. Полная чернокожая женщина столь же достойна уважения, как и стройная длинноногая блондинка с точеной фигурой. Школьника выдающихся размеров стыдно дразнить «жирным», независимо от того, болен он или просто любит сладкое. Если к специалисту обращается пациент с проблемным весом, он не должен слышать в свой адрес упреков в пищевой распущенности, а только объективную информацию о том, как лишний вес влияет на его здоровье. Другими словами, акцент нужно делать не на эстетике, а на этике отношений и на медицинской прагматике.
Идеальное для меня тело – то, в котором мне комфортно, и я не имею при этом проблем со здоровьем. Поэтому только я сам могу принять решение о том, как должен физически развиваться. В бодипозитивизме во главу угла ставится уважение к личности, независимо от ее пищевых привычек и внешнего вида. Недаром один из лозунгов движения – «Мое тело – мое дело!».
Однажды пришла ко мне клиентка, назовем ее Ольга, вся в слезах, расстроенная набранными за три года декретного отпуска 10 килограммами. Она так ненавидела свое тело, что просто видеть себя не могла в зеркале. Избегала старых знакомых, которые помнили ее стройной и теперь, как она опасалась, могли ее осудить или высмеять. А еще женщина ненавидела свой нос, была убеждена, что все только на него и смотрят.
Мы начали с того, что сделали акцент на ее самооценке, на чувстве собственного достоинства. Это было нелегко, но в конце концов Ольга стала не только нормально принимать параметры собственного тела, но и ценить себя за другие, личностные качества. Пришлось обратиться к негативным подсознательным убеждениям, и нам удалось вырвать ее из замкнутого круга ненависти к себе. Медленно, но верно она начала отказываться от мысли, что не заслуживает хорошего к себе отношения. И как только Ольга перестала беспокоиться о своем несовершенстве, люди действительно к ней потянулись. Это, в свою очередь, сделало ее более уверенной в себе, общительной, дружелюбной. Колесо баланса жизни начало раскручиваться в нужную сторону.
Ольга стала одеваться так, как ей самой нравится, учитывая форму тела, получала удовольствие от своего внешнего вида, а еще на нее со всех сторон посыпались комплименты. Так нам удалось заложить прочный фундамент адекватной самооценки, принятия самой себя как человека, достойного уважения и радости. Она была готова похудеть самым здоровым и психологически комфортным для нее методом. Так и вышло, ей всё удалось!
Как и любое общественное движение, бодипозитивизм неоднороден. Одно из его ответвлений – фэт-феминизм. Его последовательницы ратуют за принятие женской полноты, они категорически отрицают идеалы красоты, навязанные, по их мнению, массовой культурой. В них они видят проявление сексизма, гендерного неравенства и вообще неравенства на основе сексуальных предпочтений и требований к чужому внешнему виду.
Естественно, самые благородные лозунги могут быть интерпретированы по-разному. Например, некоторые воспринимают идеи бодипозитивизма как оправдание собственной лени, наплевательского отношения к своему здоровью, потакания вредным пищевым привычкам и пренебрежения элементарной гигиеной.
Но одно дело – уважать права инвалида, другое – поощрять обжорство и лишний вес. Бодипозитив здесь ни при чём. За свое здоровье каждый отвечает сам. Но есть тут и некоторый философский момент: от нашего здоровья зависит нагрузка на наших близких и на общество в целом. Мы ведь желаем жить в справедливом и здоровом обществе, правда? Подумаем хотя бы о тех, кто находится рядом. Если я по собственному недомыслию теряю здоровье, то тяготы – эмоциональные, физические и финансовые – лягут на плечи моей семьи. Можно ли считать это позицией взрослого, ответственного человека? Нет, это поведение инфантила, капризного, избалованного ребенка, который упорно тянет в рот конфету за конфетой, а потом плачет в кабинете дантиста.
Хорошие новости: то, с чем нельзя справиться в детстве, взрослый может изменить мышлением и усилиями воли. Но внимание, очень важный нюанс: это не значит, что стройное и здоровое тело можно себе намедитировать. Нет таких медитаций. И таблеток волшебных тоже нет. Когда я говорю про изменения через мышление, я имею в виду мышление, подталкивающее к действиям, к определенному поведению, в том числе и пищевому.
Под изменением мышления я подразумеваю налаживание психических процессов, которые, в свою очередь, влияют на мышление, а оно приводит или не приводит к определенным действиям или бездействию.
Поэтому давайте не будем прикрываться «непреодолимой тягой» к сладкому, ссылаясь на то, что, мол, и бабка моя чаю без сахара не пила. «Ничего не могу с собой поделать», «мои желания от меня не зависят» – всего лишь отговорки, «игры, в которые играют взрослые люди», по определению Эрика Берна.
Его книга с таким названием вышла в 1964 году, и с тех пор было продано более пяти миллионов ее экземпляров. Основная идея Берна заключается в том, что в каждом человеке есть три субличности: Взрослый, Родитель и Ребенок. В разных ситуациях в наибольшей степени проявляется один из них, и важно понимать, кто «ведет» в данный момент. Ведь для каждой роли специфичны свои игры. Если в главной роли Ребенок, он выбирает игру «Хочу – и всё тут!». Родитель склонен к поучениям, Взрослый – к разумному контролю ситуации и размышлению. Собственно, если Взрослый встречается с другим Взрослым, ему не понадобится играть, он просто будет самим собой. Но иногда так хочется отказаться от этой роли и побыть безответственным малышом, хитроватым и никак не желающим взрослеть…
Да, гены, конечно, играют роль в наших пищевых предпочтениях, но речь идет лишь об определенной склонности. А насколько она реализуется, зависит только от нас самих. Например, в землю попало семя растения. В нем – генетический материал со своей наследственностью. Но как реализуется эта наследственность, реализуется ли она вообще, зависит от многих обстоятельств. Вопрос в том, насколько окружающая среда будет благосклонна: плодородна ли эта земля? Достаточно ли здесь влаги, много ли рядом растений-конкурентов?
Так же и с людьми. Множеству талантливых людей в жизни так и не представилась возможность для развития. Талант этот так и остался в зачаточном состоянии – в виде природной предрасположенности. А кто-то с точно такими же задатками развивал способности каждый день и добился невероятных результатов.
Вы спросите, к чему это я веду так долго? Да просто с жировой тканью такая же история: да, изначально способность к накоплению жира нашим телом предопределена генетическими факторами. Но ведь если цветок не поливать, то ему и расти будет не с чего. Если не способствовать увеличению количества и объема жировой ткани, то с чего бы ей расти? Подумайте об этом. Какая бы наследственность ни была, развивать ее или нет, решаете вы сами.
Думаю, есть смысл напрячь волю и разум. Эффект может превзойти ваши ожидания. В конце концов, для чего нам высшая нервная деятельность? Чтобы есть сладкое и не останавливаться, достаточно гипоталамуса. Но кора больших полушарий не зря находится выше ствола мозга. Там обитают такие абстрактные и возвышенные понятия, как «ответственность», «планирование», «интеллектуальный вызов», «высокие устремления», «радость от преодоления базовых инстинктов». И вот они-то зачастую «перебивают» удовольствие, которое мы получаем от сиюминутного удовлетворения слабостей.
Нужно просто взглянуть на вещи здраво. Если в результате наших действий организму не из чего будет делать жиры, так он их и не отложит, несмотря на генетику и наследственность в пяти поколениях.
Да, соблазны подстерегают нас на каждом шагу. Нормой становится превышение нормы, как бы глупо это ни звучало. Но ведь есть больше, чем реально требуется нашему организму, – это еще глупее. Причем есть добровольно, а не под принуждением, как бедные мавританские девочки. Хроническое переедание – одна из больших проблем современного общества. Чтобы решить проблему хотя бы на уровне себя, надо задать себе простой вопрос: почему? И честно на него ответить.
– Почему я себе не нравлюсь?
– Потому что у меня есть лишний вес.
– Почему он у меня есть?
– Ем много сладкого и вообще ем больше, чем нужно бы.
– Почему я это делаю?..
В самом деле, почему современный, начитанный человек ест больше, чем ему надо?
Реально ли научиться контролировать свои действия на пути к идеальному телу?
Можно ли сбросить вес без эмоциональных перегрузок?
А может, оставить всё как есть и не заморачиваться, ведь живут на свете счастливые толстяки?
Где проходит граница между наследственностью и воспитанием?
Так все-таки диеты – это благо или зло?
И что есть красота – «божественный сосуд или огонь, мерцающий в сосуде»?
Об этом мы и поговорим в следующих главах.
Для многих поглощение пищи – обыденная процедура, не заслуживающая особого внимания. Темп жизни сегодня высок, дела не ждут – так да здравствует фастфуд! Но еда – дама капризная, она не любит общения на ходу, и наши отношения с ней гораздо сложнее, чем кажется с первого взгляда. Начнем с выбора. От чего он зависит, кроме того, сколько у вас денег в кошельке? Все факторы трудно учесть. Вот лишь некоторые: время приготовления, температура за окном, самочувствие и настроение, вкусовые пристрастия, образ жизни и привычки (полезные и не очень), доверие рекламе, советам друзей и диетологов… Это и еще много чего определяет, что же мы сегодня отправим в рот.
Так что же такое правильное питание и можно ли индивидуализировать это понятие? Этим непростым вопросом ученые всего мира задаются уже много лет. И неспроста. Они обеспокоены тем, что на пути к здоровью миллионов людей стоит недостаток знаний о том, что такое правильное питание. Конечно, двух одинаковых организмов нет, у каждого человека свои врожденные вкусовые предпочтения и личный опыт.
И опыт этот бывает разный. Но законы природы универсальны. Думаю, есть смысл в них разобраться. Ведь цена вопроса – жизнь.
Не зря говорится: «Человек есть то, что он ест». А и правда, что мы едим? С точки зрения науки, в нашей тарелке не пельмени и укроп. Там витамины, минералы, белки, жиры, углеводы, клетчатка и вода. Каждый из этих «кирпичиков» играет свою уникальную роль: одни поддерживают работу наших клеток, из других строятся ткани, третьи регулируют метаболизм, а все вместе они дают нам жизненную энергию. Если ее не хватает, мы это сразу ощущаем: на первых этапах – как усталость, слабость, неспособность ясно мыслить, а при длительной нехватке – развиваются разнообразные болезни.
ПАМЯТКАСписок полезных пищевых привычек, которые стоит завести
1. Регулярность: запланированные приемы пищи по расписанию.
2. Нужно различать голод, аппетит и разные стадии голода.
3. Обед должен быть обильнее ужина.
4. Разнообразие: в тарелке должны быть все группы продуктов ежедневно, и их употребление должно быть сбалансировано.
5. Вода: достаточное количество в сутки.
6. Сон: хороший и достаточный.
7. Регулярная физическая активность.
8. Нужно покупать здоровые продукты.
9. Готовить еду рекомендуется здоровым способом.
10. В нестандартных ситуациях важно выдерживать правильное пищевое поведение.
11. Из срывов нужно извлекать уроки.
12. Видеть достижения и награждать себя за них непищевыми бонусами.
13. Можно позволять себе осознанные нарушения с чувством меры.
Практика
Семейное дерево и застольные традиции
Предлагаю изучить ваши семейные пищевые традиции. Составьте генеалогическое древо хотя бы по самым ближайшим родственникам (но чем дальше в глубь веков, тем лучше!) и соберите «анамнез» своей семьи.
Какой был состав и достаток семьи, где жили, кем были, какие вам известны семейные традиции, как воспитывали детей, чем кормили, чем болели, от чего умерли или наоборот – что помогает жить? Какие установки (не обязательно про еду) в виде правил передавали другим поколениям? Уверена, вы многое поймете о себе и своем пищевом поведении.
Рассмотрите фотографии своих предков, спросите себя: что общего в этих лицах и фигурах, чем они отличаются? Насколько они были в трендах моды своего времени, на кого вы готовы равняться? Что можете в своей семье поменять, а что хотите оставить, как было у ваших предков? Чем можете гордиться вы как их потомок? Что стоило бы передать детям?
Глава 2
Еда в семье и психологические проблемы
Среди разнообразного наследия Советского Союза нам достались и некоторые пищевые привычки. Например, пристрастие к бутербродам с колбасой. Это неудивительно, ведь когда-то колбаса была символом благополучия. Так что вечерний чай частенько сопровождался добрым бутербродом. Такой же бутерброд заворачивался ребенку в школу с собой. Кстати, в школьных столовых до сих пор в необъятных чайниках стоит всё тот же сладкий чай и компот, детей закармливают сладкими булочками и поят фруктовыми питьевыми йогуртами. Мы с родителями одноклассников моих детей два года бились за то, чтобы сладкие йогурты заменили обычным кефиром. Это было непросто, и никто в руководстве так и не смог нам внятно ответить на простой вопрос: зачем школьникам столько сладкого?
Стремление засунуть в ребенка побольше еды отчасти можно объяснить тем, что наши бабушки и дедушки знавали голодные годы. Для них каждый пирожок, конфетка и булочка – не просто калории, а знак любви и заботы о близких. И вообще, отношение к еде порой носило сакральный, воспитательный характер: «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь! Ничего нельзя оставлять на тарелке!» и прочие лозунги, среди которых попадались и вполне разумные, например: «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб драгоценность, им не сори».
Обычно с детством у большинства связаны самые приятные воспоминания. И трава тогда была зеленее, и мы сами моложе, а жизнь, со всеми ее сложностями, казалась беззаботным приключением. Естественно, и еда была вкуснее: мороженое, газировка, эклеры, опять же любимая колбаса… А положительные эмоции, как известно, закрепляют вкусовые пристрастия. И вот взрослый дядя сыплет сахар на бутерброд с маслом, запивает его сладким чаем, на лице его детская улыбка – он счастлив!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
https://zarodinabook.ru/balans
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги