Книга 30 лет путешествий, 330 вопросов, 330 ответов о дороге и обо всём - читать онлайн бесплатно, автор Антон Викторович Кротов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
30 лет путешествий, 330 вопросов, 330 ответов о дороге и обо всём
30 лет путешествий, 330 вопросов, 330 ответов о дороге и обо всём
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

30 лет путешествий, 330 вопросов, 330 ответов о дороге и обо всём

Сколько весит твой рюкзак? оо-о-ох, какой тяжёлый!

Ребята, рюкзак у меня может иметь разный вес, в зависимости от цели поездки. Если я приехал в ваш город с лекцией, и привёз свои книги, то конечно рюкзак будет тяжёлым – тут и 30—40, а бывало, что и 50—60 килограммов было в прежние годы, когда не были распространены транспортные компании, позволяющие заранее недорого завезти книги в тот или иной пункт. Вообще, если я еду с книгами, то я перемещаюсь не автостопом, а на общественном транспорте, тут можно увезти практически сколько угодно, вы на меня на равняйтесь.

Если я еду в далёкое вольное путешествие, то в рюкзаке у меня может быть 15, максимум 20 килограммов. Если рюкзак будет больше, то всё путешествие будешь думать, где его поставить, куда его деть. Тогда первым делом в каждом городе будешь искать сперва место, где пристроить рюкзак. Ну даже с 20-килограммовым тоже это уже нужно будет делать, иначе прогулки по городу будут не столь приятными.

В небольших поездках по тропическим странам это может быть, например, 12 килограммов. А если я иду в пеший поход в ненаселённой местности, то вес еды прибавляется, будет, скажем, 25 или 28 килограммов на старте. Зимой тоже больше, чем летом – потому что одежды больше.

Где найти адреса для вписки (ночлега)?

Зайдите на сайт www.couchsurfing.com и вступите во всемирную систему поиска спального места. В 2020 году этот сайт из бесплатного стал платным, но нынешняя стоимость использования – около 350 рублей в год (1 рубль в день) – вполне себе небольшая, хотя и она отвадила от сайта большую часть пользователей из регионов и в целом снизила посещаемость сайта. Многие люди – готовы вписывать, но не готовы платить за право получать запросы от гостей, даже символическую сумму.

Для тех, кому 1 руб в день много, или кто ищет другие пути – найдите вКонтакте группы «вписки», «Автостоп», «Академия вольных путешествий», «Couchsurfing», найдите разделы «Поиски ночлега/вписки», заранее сообщите о себе: я, такой-то, из города Н., ищу вписку в городе М. в таких-то числах такого-то месяца… Озаботьтесь этим заранее. В современный век интернета это сделать всё проще!

Дружите с другими путешественниками и обменивайтесь адресами с ними. Сами почаще зовите в гости иных людей, приглашайте к себе иногородних, обменивайтесь адресами на фестивалях, автостопных сборищах, на концертах, на Лесном Трезвом Сходе АВП… Приютите у себя дома, для начала, ну человек пятьдесят (не обязательно сразу, можно по нескольку человек и в разные дни), возьмите у них адреса и потом приедете к ним сами.

Сами оказавшись в гостях, ведите себя на вписке хорошо, не будите по ночам хозяев, приносите продукты и готовьте еду, мойте посуду и полы, в результате вас будут любить и рекомендовать в другие жилища.

В каких самых необычных местах тебе случалось ночевать?

О, во множестве самых необычных мест! Мы с друзьями, помню, ночевали однажды в Пальмире (Сирия) в погребальной башне, расчистив этаж от костей прежних обитателей башни и города. Ночевали в Ереване на самой вершине монумента, посвящённого 50-летию Советской Власти, что находится над большой лестницей над всем городом (тогда, в 1997 году, в монумент можно было проникнуть и подняться на 30-метровую высоту по внутренней ржавой лестнице).

На вышке мы ночевали и над Кабулом в 2002 году: над Кабулом есть гора, на которой в советские годы соорудили бассейн (наверное, когда воду в него закачивали, в остальном Кабуле вода кончалась). После войн, в 2002, бассейн стоял многолетне сухим, а над ним стояла вышка для прыжков в воду. На ней, на высшей точке Кабула, мы и забазировались на ночлег (с арбузами), а наутро солдаты НАТО пришли с автоматами нас снимать – думали, верно, что талибы захватили высшую точку. Да, она вся была со следами обстрелов.

Однажды я с Андреем Мамоновым попросился заночевать в церкви (в Африке), мы поставили палатку на возвышении перед алтарём, и легли в неё спать; и тут в храме включили свет и началась церковная служба, так мы в палатке во время службы и пролежали, не стали вылезать, чтобы не смущать прихожан (а те, верно, подумали, что это некий священный вигвам). Потом свет погасили, и мы остались досыпать в палатке!

Однажды в 1999 году в Судане мы приехали в деревню очень поздно, все уже спали; мы нашли один пустой открытый двор и легли там спать, а наутро это оказалось – сельский общественный туалет (утренние посетители его сильно удивились, придя туда на рассвете по своим надобностям). Поскольку Судан очень жаркая и сухая страна, никто ночью из нас не понял, что мы спим в туалете: всё было там сильно высохшее!

Я ставил палатку на разных кладбищах, и ночевал в склепах, распугивая летучих мышей; зимой в Эвенкии ночевал в палатке в лесу с друзьями при морозе около -40ºС; в Индонезии спал в ректорате университета прямо на столе ректора (там было меньше насекомых, чем на полу); ночевал в больницах, пожарных частях, некоторых тюрьмах, воинских частях и в сельсоветах; в юртах, в школах, в кузовах машин, в вагонах и локомотивах грузовых поездов, как стоящих, так и движущихся; в заброшенных пароходах и баржах и в действующих таковых. Случалось спать и в коровнике, и в хижине папуаса между ним самим, его жёнами, детьми, курами и свиньями. В мебельном магазине на продающихся там диванах; в особняках в гостях у очень богатых людей; на крыше гаража; на крыше автобусной остановки (городской и действующей); в мечетях (иногда очень центральных), в церквях, в храмах разнообразных религий; в высокогорных хижинах для альпинистов (до высоты 4700 м) и в загонах для высокогорного скота; во всевозможных памятниках мировой архитектуры; и на китайском заводе, где меня приняли поначалу за одного из китайских гастрбайтеров-нацменьшинств, приехавших из деревни на заработки…

и на вокзалах, и в котельных, и в аэропортах, и в монастырях, и на чердаках, и в кузовах машин едущих, и стоящих, и в палатках, и без оных, и на исторических развалинах, на колоннах и под колоннами, и в стогах сена, и в пустыне на песке, и на полях, и в недостроенных дачах, коттеджах, новостройках, недостройках, послестройках, и на почтамтах, телеграфах, в сараях, на заводах, фабриках, в школах, в университетах, и в учительской, и в спортзалах, и в зданиях таможни (и даже на столе таможенном, на котором в дневное время расчленяют сумки проезжающих), и у самих погранцов, и в ментовках, и в шлюпках, лодках, и в поездах, и в электричках, и в библиотеках, и в самолётах, и в нежилых избах, и в подъездах («парадняках»), и в турклубах, и на лыжных базах, и в сдаваемых коттеджах, и на пляжах, и в интернет-кафе, и на снегу, и на кладбищах, и в пятизвёздочных отелях (куда меня приглашали бесплатно), и на вписках самых разных, да и просто под открытым небом.

А вот на вершине пирамиды Хеопса ночевал не я, а Саша Казанцев.

В последние десять лет необычных мест ночёвки стало поменьше, потому что стало больше опыта. В необычных местах ночёвки обычно проблемы с помывкой, с едой и с электричеством, а эти блага мне постепенно становятся всё нужней. Одновременно я становлюсь опытней и умнее, да и активность, и известность помогают – во многих городах мира меня зовут уже в гости, как только я изъявляю в интернете желание появиться там – так уже приглашающие находятся сами.

Какое самое необычное транспортное средство, которым приходилось ехать?

Ну, для многих будет казаться необычным – а для опытных вольных путешественников вполне нормально, – что я ездил автостопом в кабинах локомотивов, и в вагонах грузовых поездов, и в домиках геологов, которые перевозятся по железной дороге на Север, и в грузовом самолёте, и в барже, и на лодке-долблёнке, и на обычном пассажирском пароходе, и на грузовом судне-контейнеровозе, на машине-самоделке, а также и на машине, которая везлась в кузове другой машины…

Я проехал на Памире около 100 км до Мургаба верхом на бочке бензовоза (наверху, вцепившись руками в верхний люк бензовоза, на высоте 4000+ метров над уровнем моря, среди заснеженных вершин Памира, по дороге очень тряской и не очень хорошей). За полтора-два часа я промёрз до невозможности (а в кабине было уже переполнение); но интересно, что по приезду водитель захотел денег, и я действительно дал ему 10 сомони. Ну и по железной дороге тоже я ездил на бочке с нефтепродуктом.

Также, я ездил автостопом на крыше УАЗика и джипа; бывал девятым, а однажды даже десятым пассажиром в «Ниве», проезжая в её багажнике (багажник уже не закрывался, я вынужден был упереться ногами и головой в стенки «Нивы», чтобы не вылететь, опять же, на горной извилистой дороге); был пятидесятым и даже почти шестидесятым человеком в кузове грузовика в Афганистане, Судане… На крыше товарного вагона в Мексике и на Мадагаскаре; на снегоходе – по зимнику на Камчатке; на разных путейских машинах и дрезинах – по железным дорогам в разных местах.

Я проехал даже в старом паровозе, топящимся дровами (1912 года выпуска) по индонезийской сахаровозной узкоколейке, но скорость езды в этом транспортном средстве была как у пешехода; ездил и в других паровозах – не туристических, в Индонезии тоже. И на пароходе плавал, «MV Liemba’, в Танзании, ему тоже более ста лет (1913 год постройки), и до сих пор на плаву.

Мотоциклы и трёхколёсные мототележки и грузовички, обычные телеги (на очень небольшое расстояние по паре километров), грузовик со льдом – полный кузов льда, который нас подобрал на летней трассе в Индии… Мы запрыгнули в кузов, как были, в ботинках и с рюкзаками, и только потом поняли, что внутри имеется несколько тонн пищевого льда в брусках, который ехал с ледяной фабрики в какой-то городок (в Индии такой лёд используют вместо холодильников).

Однажды в Африке, в 2000 году, нас с другом подвезла машина инкассаторов – и интересно, что после проезда инкассаторы попросили денег. Но мы, в этом случае, ничего не дали: источник денег для инкассатора имеется и другой.

Один раз в 2000 году в Сирии нас подобрала «Скорая помощь», спешащая в Дамаск, с умирающим ребёнком внутри, и с его мамой и бабушкой. К сожалению, до Дамаска ребёнка не довезли километров сто – он умер, и нас оставили на трассе, а «скорая» развернулась и повезла ребёнка, и плачущих родственников, назад в их селение.

Катафалки (ПАЗики для мертвецов) нередко в России подвозят путешественников, едучи как с «клиентом», так и без оного. Однажды мы ехали в попутном почтово-багажном вагоне с гробами, оградами и памятниками для могил – «Грузы-200» в комплекте со всем оборудованием переезжали с севера на Большую Землю, и мы вместе с ними. Когда-нибудь мы умрём, и нас повезут уже как клиентов, это будет уже последний наш «автостоп»

Можно ли по дороге добывать деньги?

Да, можно.

Многие люди, знакомые мне лично, путешествуют автостопом по разным городам и даже странам, застревая в некоторых местах на месяцы и даже годы, зарабатывают деньги разными способами, а потом возвращаются домой или продолжают путь. Часто это не есть именно заработки в дороге. Человек временно (на день, месяц, год) прекращает путешествовать и превращается в оседлого человека, например, в программиста, грузчика, туристического гида или разносчика рекламных листовок, участвует в массовках, снимается в кино, трудится на заводе сковородок, зарабатывает деньги и затем вновь превращается в путешественника.

Многие мои друзья устраивались: туристскими гидами (для русских) в Таиланде; подрабатывали в Индии в качестве актёров в бомбейском кинематографе; собирали киви и другие фрукты в Новой Зеландии; выполняли всякие разные работы в Австралии и США; занимались видеосъёмкой в Иордании; продавали чагу и работали на всяких заводах водорослей в Южной Корее; преподавали английский язык повсеместно, официантили, торговали своими фотографиями, рисунками, монетами, фенечками, и прочее. Есть такой человек, Денис Танвель, он испытал более 118 видов работ в разных странах мира, и почти о каждой работе составил статистику, сколько часов ею занимался, в какой стране, и сколько денег это принесло ему. Найдите его группу вКонтакте «Трудолюбивая кругосветка» (она же #HardWorkTravellers).

Много дорожных заработков появилось в последние годы, благодаря развитию интернета. Тут уж можно надолго не задерживаться, это вам не уборка сахарной свёклы. Многие пишут статьи в российские или зарубежные СМИ, бумажные или электронные (и отправляют их по электронной почте). Таких людей всё больше – удалённых писателей, переписателей, составителей новостей и текстов для сайтов – тут всё возможно, важно чтобы интернет регулярно был. Но есть в мире и мобильный интернет, работает даже в далёких странах, во всех населённых пунктах, кроме КНДР и ещё неких самых глухих мест на планете.

Некоторые продают фотографии – электронные, выкладывая их в разные фотобанки. С каждым годом таких работников будет всё больше – ноутбуки всё легчают, интернет дешевеет, а деньги получать можно по карточке – их тоже всё больше. Удобно тем, что не нужно задерживаться надолго в одном месте и искать работодателя в пунктах назначения. Продают видео. Комментируют на форумах и на сайтах. Администрируют сайты. Продают что-то по интернету, сдают или предлагают что-то, начиная от коттеджей на Бали и кончая однокопеечными монетами.

Постепенно «удалённая» работа уже не становится чем-то удивительным; в интернете есть советы и семинары, как стать удалёнщиком, писать статьи для сайтов, новости, обслуживать сами сайты, давать уроки по Скайпу, преподавать английский, испанский, и т.д., и т.п., или просто учить жить, или даже учить тех, кто хочет научиться добывать деньги из интернета.

Некоторые пишут статьи в местечковую прессу, посылая их также по интернету, а раньше даже и по почте, получая деньги на карточку или потом, по возвращении в регион, где базируется газета. Некоторые пишут в глянцевые журналы – в хорошие или ерундовые.


Вне интернета, и до его появления, редкие мудрые люди научились зарабатывать деньги, не прекращая при этом путешествовать, и не применяя работодателя. Пример такого путешественника – петербургский художник-велосипедист В. Кетов (www.ketov.ru). Не автостопом – на велосипеде он, стартовав из Ленинграда в 1991 году, объехал по побережью Европу, Африку, Азию и обе Америки и завершил путешествие более чем двадцать лет спустя, побывав в 96 странах. Зарабатывал он на визы и на жизнь ремеслом портретиста, рисуя людей в портовых городах.

Или ещё пример. В апреле 1999 года мы повстречали интересного человека в городе Атбара (Судан). Человек (звали его Измаил) путешествовал по странам Юга уже 20 лет! В молодости он отправился на велосипеде из Франции (где зародился) в Индию, да так и не вернулся домой! Давно утратив велосипед, изучив 5 языков, сменив 8 паспортов, он ездил вокруг всего земного шара всеми способами, и в основном на попутном транспорте. Зарабатывал себе на жизнь он сперва всячески, то строителем, то рыбаком, то водителем… В 1995 году ему явился некий мудрый человек и сказал: «прекрати это. Пиши на рисе!» И он стал зарабатывать так: пишет микроскопические надписи на зёрнышках риса и продаёт сие. Вот это и есть пример универсальной работы.

Третий же старик, из Хабаровска, с большой седой бородой, появился у меня на вписке в конце 2009 года. Он – известный настройщик пианино, роялей и других агрегатов. В каждом большом городе России и Европы он находит себе вписку и подработку своим ремеслом настройщика.

Швейцарский кочующий путешественник – он уже двадцать лет ездит по миру пешком и на верблюде – устраивает разные шоу с животными, фотографирование с верблюдом, разные чудеса и фокусы.

Сергей Браславский (он же Книжник) путешествует по многим городам и странам мира, зарабатывая деньги на улице – он поёт (с гитарой) русские песни, и народы мира, в том числе китайцы, лаосцы, тайцы и индонезийцы, бросают ему достаточно денег на жизнь и на визы.

А другой творческий человек, Сергей Баловин, меняет на портреты (нарисованные им) всяческие блага: визы, авиабилеты, ж.д.транспорт, вещи, еду и ночлег; о его методе можно узнать у него на сайте – www.balovin.ru.

Музыкант, художник и рукодельник всегда сможет найти себе универсальную работу и зарабатывать во всех странах, независимо от наличия работодателя. Но и без этого возможно. Часто в нашу эпоху работа как-то связана с компьютером и интернетом. А интернет есть почти во всех городах мира.

Пока (если) же вы не нашли себе такую работу – заработайте дома и возьмите с собой деньги, чтобы не быть обузой в дороге для своих попутчиков и для окружающих людей. И позаботьтесь о том, чтобы дома (в России или ещё где) был человек или люди (ваши друзья, родители, дети, коллеги и пр.), способные в крайнем случае одолжить вам денег и прислать их. Особенно это важно, если вы едете в дальние заграничные страны: иногда такие экстренные ситуации бывают. Готовьтесь заранее к ним.

Как зарабатывают деньги твои друзья, что путешествуют годами?

Некоторые трудятся дома, в России, и путешествуют в оставшееся время. Россия – богатая страна, два-три месяца труда в Москве окупят почти любое путешествие. Программисты, промышленные альпинисты, курьеры, продавцы, журналисты и писатели, составители путеводителей, фотографы, переводчики и многие другие добывают деньги в России и вывозят во внешний мир.

Очень много сейчас появилось разных удалённых работников, которые что-то делают на компьютере (тексты, фото и пр.), а результат пересылают по интернету наружу. Таких работ с каждым годом всё больше, перечислить сложно; поглядите на форумах в интернете по словам «удалённая работа».

Туристические гиды, обслуживая наших толстопузых или толстокошельковых соотечественников в Таиланде, Хургаде и Гоа, порой везут деньги, наоборот, в Россию. В принципе, можно же заниматься любым делом, лишь бы оно вам нравилось. Желательно при этом отсутствие начальника, т.е. работать самому на себя. Иначе при отъезде в каждое путешествие придётся спрашивать разрешения у кого-либо. Но есть люди, сидящие на обычных работах, и путешествующие в отпуск, в каникулы или в перерыве между увольнением с одной работы и устройством на другую. Вообще, среди путешественников встречаются любые профессии – можно быть и гендиректором фирмы, и пенсионером, и разносчиком листовок.

Подробней тема «Работа и деньги» освещена в моей полезной книге «РППП: Решение проблем по-простейшему». Там много полезных советов, ознакомьтесь с ними.

Нехорошие события

Часто ли ты попадаешь в нежелательные ситуации?

Ключевое слово в вопросе – нежелательность. Нежелательность тех или иных событий зависит от вашего отношения к окружающему миру. Один человек сочтёт нежелательным дождь, укус комара, дым костра или даже овсяную кашу (если он её не любит); для другого, более мудрого человека всё сие – лишь компоненты окружающего мира, которые он и приемлет спокойно.

Все неприятности живут только в вашей собственной голове. Если у вас в голове всё нормально, то и в окружающем мире будет нормально тоже. Если же у вас что-то не в порядке, в ваших мыслях, поступках, желаниях, – всё это отразится для вас и на окружающем мире!

Правильное поведение, и правильное отношение к миру, – и в любой точке мира вы будете спокойны. Помните, что любая последовательность событий всегда правильна. Если вам кажется что-то неправильным – мы ещё не досмотрели до конца эту последовательность событий. Этот прекрасный мир создан для нас, и мы можем ещё более улучшать его.

Делаешь ли ты прививки?

У меня есть прививка от жёлтой лихорадки – кое-где в Африке бумажку о наличии этой прививки спрашивают на въезде или в посольстве при выдаче визы. Такая прививка (точнее, справка о наличии прививки) действует 10 лет. Два раза делал я эту прививку и получал справку. Ещё для посольства Саудовской Аравии я сделал прививку от менингита. Другие прививки не обязательны, на ваше усмотрение: хотите – делайте.

Все прочие прививки остаются на усмотрение самого путешественника. Я стараюсь избегать прививок, а вы – как считаете нужным. От коронавируса прививку не делал (по состоянию на март 2021).

А если всё-таки заболеешь?

Во-первых, помните, что вольное путешествие не снижает, а повышает сопротивляемость организма, улучшает настроение и даже лечит многие уже имеющиеся у вас болезни.

Далее, вы сами не первый день живёте на Земле и знаете свойства своего организма. Вы сами знаете, любите ли вы болеть и чем именно, знаете, где ваш организм обычно проявляет слабость и какие лекарства вы любите поглощать. Маловероятно, что с вами случится что-то вовсе необычное.

Если же какая-то необычная болезнь с вами случилась в дальней местности, – помните, что во всех местах России и мира существует такой человек, как доктор. Если такового не выявлено – загляните (заползите) в ближайшую аптеку, объясните свою проблему; если вы в дальней стране – вы можете поискать доктора-соотечественника в посольстве РФ (если вы в столице) или (если вы в провинции) – других русских врачей или врачей, учившихся в СССР. Таковых в мире весьма много, помнящих русский язык и готовых помочь.

В ходе Африканской экспедиции АВП (2000 год) трое человек заболели у нас в Эфиопии многими болезнями мира (малярия, сальмонеллёз и т.п.). По счастью, в Аддис-Абебе есть целый русский госпиталь Красного Креста, и всех трёх положили в госпиталь и слегка подлечили. Двое из них, Г. Кубатьян и Ю. Генералов вскоре улетели домой (консул сделал им скидку на самолёт), и долечивались дома. (Оба потом выздоровели, а Кубатьян даже съездил наземным путём из Питера до Австралии и обратно, а потом совершил много других удивительных путешествий, посетил горы Тибета, Арктику и Антарктику.) Третий заболевший, С. Лекай, пребывая в оптимизме, также вылечился, и так, что вскоре залез без билета на высочайшую гору Африки, Килиманджаро, во главе иных мудрецов, а позднее совершил и другие, самые выдающиеся, путешествия, их перечисление три страницы займёт.

Пару раз я сам подцеплял малярию, один раз в Африке (2000), другой раз на Папуа (спустя десять лет). Оба раза лечился таблетками, всё и прошло.

Некоторые люди советуют делать медицинскую страховку. Можете её сделать, но помните, что она не панацея от заболеваний. И во многих странах она не сработает. Если вы сделали страховку, и она вам помогла в далёких не-туристских странах – обязательно расскажите мне об этом, мне весьма интересны такие случаи. Я же считаю, что здоровый образ жизни, зарядка и физическая активность – и есть моя страховка от заболеваний!

…Если же врачебная помощь уже не помогла и вы умерли, – не огорчайтесь. Помните, что всё в руках Всевышнего, и что смерть не приходит не вовремя. Помните, что любая последовательность событий всегда правильна, и начинайте своё новое, самое интересное ваше путешествие – на этот раз не по сему, а по иному миру.

Делаешь ли ты медицинскую страховку?

Я обычно не делаю, кроме тех случаев, что её требует посольство (как, например, в случае с европейской визой: там страховку нужно предъявить в консульстве при получении визы, и иногда ещё – при пересечении границы с Европой). Если вдруг я в какой-нибудь стране окажусь в болезненном, несамоходном и бессознательном состоянии, прошу меня лечить простыми, дешёвыми способами.

Сумму, истраченную на моё лечение, можете потом предъявить мне к оплате. Да, скорее всего, деньги на простое лечение могут найтись непосредственно у меня, – инструкции на такой случай имеются у моих друзей и родителей. Сумма, которой обычно ограничивается страховка, – не бесконечная; аналогичную сумму можно, при случае, одолжить у нескольких людей, потом отдать; да и вероятность, что мне потребуется такое дорогое лечение – совсем невелика2.

Или же, если лечение не поможет, прошу похоронить меня в той же местности, где я умру, по мусульманскому способу, или же простейшим способом, принятым в данном регионе. Прошу не возить моё тело на самолёте к месту моей прописки, и вообще по миру с моим трупом-гробом не шарахаться (перевозить можно только тогда, если это получится дешевле, чем другие способы похорон). Считаю бесполезными расходами эти тысячи долларов, которые тратят люди на перевозку гробов с покойниками. Лучше мне эти деньги прямо сейчас отдайте.

Если при этом (при моих похоронах простыми способами) мои попутчики, друзья или местные жители войдут в какой-либо расход, тогда компенсация его – из моих средств или из моего имущества, найденного при мне, или же имеющегося в других местах. Есть и об этом инструкции.

Если бы я делал страховку, то за тысячи дней путешествий извёл бы на неё уже огромные тысячи долларов, и не факт, что сработала бы она, если вдруг припрёт. А вот Валерий Шанин, наоборот, говорит, что делает страховку и рекомендует делать её всем своим попутчикам и читателям. Возможно, причина в том, что Шанин старше меня на 15 лет. Может быть, через годы, я тоже стану любителем разных страховок?