Книга Анатомические поезда - читать онлайн бесплатно, автор Томас Майерс
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Анатомические поезда
Анатомические поезда
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Анатомические поезда

Томас Майерс

Анатомические поезда

© 2021, Elsevier Limited. All rights reserved

© Мищенко К., перевод на русский язык, 2021

© «Издательство «Эксмо», оформление, 2022

* * *

Предисловие

С момента первой публикации этой книги в 2001 году масштабы распространения и использования изложенных в ней идей намного превзошли ожидания автора. С тех пор меня и наших преподавателей приглашали на все континенты (за исключением разве что Антарктиды), чтобы мы рассказали и о самих идеях, и об их возможном применении широкому кругу специалистов, включая ортопедов, физиотерапевтов, орофациальных хирургов, подиатров, мануальных терапевтов, остеопатов, психологов, спортивных и персональных тренеров, акушерок, преподавателей йоги, мастеров боевых искусств, массажистов, танцоров, музыкантов и всевозможных преподавателей соматики. Сегодня книга доступна на 15 языках, а простой поиск в Google по словосочетанию «Anatomy Trains» выдает более 13 миллионов обращений. Врачи и другие специалисты видят пользу в применении наших идей в тех областях, которые находятся далеко за пределами нашей первоначальной концепции.

Данное четвертое издание включает в себя множество небольших обновлений и исправлений. Это стало возможным благодаря нашему непрекращающемуся обучению и практике, а также благодаря предварительным данным, полученным в ходе фасциальных диссекций, и немногочисленным доступным исследованиям передачи миофасциальной силы за пределы мест прикрепления мышц. Нам удалось добавить данные ряда недавних открытий в мире фасции и миофасции, которые были сделаны уже после выхода третьего издания, а также заполнить пробелы в тех областях, которым мы изначально не уделили должного внимания.

Для простоты усвоения материала в данном издании современное понимание фасции кратко изложено в большом приложении после всех глав. В предыдущих изданиях этот материал был изложен в Главе 1. Те из вас, кто хочет получить подробную картину работы фасциальной системы, могут с удовольствием поблуждать в этом прошедшем переработку материале. Это приложение предназначено для тех, кто хочет погрузиться в данную тему намного глубже, чем нам позволяет пространство книги.

Кроме того, мы с радостью включили в это издание разработанное датскими ветеринарами исследование миофасциальных непрерывностей у четвероногих животных, в частности, у лошадей и у собак.

Также мы дополнили Приложение, в котором описывается наш флагманский протокол – 12 сеансов Структурной интеграции на базе Анатомических поездов. Мы отразили в нем обширный опыт, полученный в процессе обучения этому протоколу представителей различных культур.

В этом издании использованы обновленные и исправленные работы Грэма Чемберса, Дебби Мейзелс и Филипа Уилсона. Мы также рады включить в него некоторые исходные фотографии из нового проекта Fascial Net Plastination Project[1]. В нем для создания изображений, передающих всю красоту, сложность и универсальность фасциальной системы, используются технологии, впервые разработанные Гюнтером фон Хагенсом в BodyWorlds. Мы с нетерпением ждем дальнейшего применения изображений и моделей, созданных с помощью данных технологий.

Книга написана таким образом, чтобы, с одной стороны, дать возможность любому читателю быстро понять описанные в ней концепции, а с другой – предоставить более детальный анализ более любопытным изыскателям. Для того чтобы составить общее представление о концепции, просто пролистайте книгу, рассматривая иллюстрации и читая подписи к ним: они расскажут суть доступным языком. Для получения полной картины погрузитесь в текст, размеченный значками, которые соответствуют различным интересам читателей.

Как и в большинстве современных учебников, в данном издании широко используются материалы электронных СМИ. В тексте указаны адреса вебсайтов для дальнейшего изучения; кроме того, постоянно обновляется информация и на нашем собственном веб-сайте www.anatomytrains.com. Также представлены ссылки на десятки видеопрограмм, созданных нами для помощи в профессиональном применении концепций Anatomy Trains.

Электронная книга, размещенная на веб-сайте (и в приложении) – www.expertconsult.com, – содержит больше информации. В ней есть ссылки на многие часы видео с разными «вкусностями», недоступными в книжном формате. Среди них видеоклипы с нашими техниками, диссекции и видео программы для визуальной диагностики, компьютерные графические изображения Анатомических поездов, вебинары, фотографии клиентов для практики визуальной диагностики и многие другие интересные видео.

Все быстрее растет понимание роли фасции, а также значимости и возможностей применения Анатомических поездов. Новое четвертое издание, с более объемным использованием сетевых ресурсов дает актуальную точку зрения на фасцию – элемент, которого так не хватает в изучении движения.

Томас В. МайерсБухта Кларкса, штат Мэн, Февраль 2020

Предисловие к первому изданию

Я испытываю благоговейный трепет перед чудом жизни. И более чем за три десятилетия погружения в изучение движения человека мое удивление и любопытство лишь растет. Было ли наше непрерывно эволюционирующее тело создано всезнающим, пусть и озорным Создателем или же эгоистичным геном, слепо пытающимся взобраться на гору Невероятности1–3, – наблюдатель может лишь покачать головой с печальной улыбкой удивления в ответ на те непостижимые разнообразие и гибкость, которые присущи соматическому строению и развитию человека.

Кто-то тщетно пытается разглядеть в оплодотворенной яйцеклетке плод, состоящий из триллионов клеток, в который она превратится впоследствии. Даже самое поверхностное изучение всех сложностей эмбриологии удивляет тем, что ее процессы срабатывают раз за разом при рождении каждого нового здорового младенца. Когда вы держите на руках беспомощного, вопящего новорожденного, кажется невероятным, что большинство из них минуют многочисленные изощренные ловушки, расставленные на пути к здоровой и продуктивной взрослой жизни.

Несмотря на то, что с биологической точки зрения эксперимент под названием «человек» можно считать успешным, в целом он вызывает некоторые сомнения. Признаюсь: читая новости, я нередко испытываю двойственные чувства относительно того, насколько человечество может и дальше продолжать жить на этой планете. Особенно если учитывать то совокупное влияние, которое мы оказываем на населяющие Землю флору и фауну, и наше отношение друг к другу. Однако моя вера в человеческий потенциал вновь возвращается, когда я держу на руках ребенка.

Эта книга (а также семинары и учебные курсы, на основе которых она была написана) посвящена призрачной надежде на то, что человечество как вид сможет выйти за пределы своей нынешней коллективной жадности, – а вместе с тем и за пределы вытекающих из нее технократии и отчуждения, – и выстроить более гуманные отношения с самими собой, друг с другом и со своим окружением. Хочется надеяться, что подробно описанный здесь «целостный» взгляд на анатомию будет полезен и мануальным терапевтам, и специалистам по движению в их работе по облегчению боли и решению других проблем, с которыми к ним обращаются клиенты. Однако более глубокая идея, лежащая в основе книги, заключается в том, что именно развитие нашей «способности ощущать» – то есть нашего кинестетического, пространственного ощущения ориентации и движения тела – является жизненно важным «фронтом», где развернулась битва за более гуманное взаимодействие между людьми и за усиление нашей интеграции с окружающим миром. Постепенное ослабление этой «способности ощущать» у наших детей, – будь то просто от незнания или же в результате намеренного обучения в школе – приводит к коллективной диссоциации, которая ведет к экологическому и социальному упадку. Нам уже давно знакомо понятие «умственного интеллекта» (IQ), и совсем недавно появилось понятие «эмоционального интеллекта» (EQ). Но лишь реализовав всю полноту и потенциал нашего кинестетического интеллекта (KQ), мы сможем надеяться на более сбалансированное взаимодействие с крупными системами окружающего нас мира, чтобы осуществить то, что Томас Берри назвал «Мечтой Земли» 4, 5.

Традиционный механистический взгляд на анатомию, каким бы полезным он ни был, скорее «объективизировал», чем «очеловечил» наше отношение к внутренней составляющей нашего тела. Есть надежда, что интегральная точка зрения, изложенная в этой книге, поможет соединить представление Декарта о теле как о «мягкой машине» и реальный опыт пребывания человека в теле, которое растет, учится, созревает и в конечном итоге умирает. Хотя концепция «Анатомических поездов» является лишь одним маленьким штрихом на картине под названием «развитие человека через движение», само понимание идеи фасциальной сети, а также баланса миофасциальных меридианов определенно может улучшить наше внутреннее ощущение себя как существа целостного. Наши идеи в сочетании с другими концепциями, которые будут представлены в будущих работах, приведут к физическому воспитанию, соответствующему потребностям 21 века6–9.

Таким образом, выражаясь языком научной метафоры, «Анатомические поезда» – это настоящее произведение искусства. Эта книга опережает науку и предлагает точку зрения, которая постоянно уточняется и совершенствуется. Мои студенты и коллеги нередко призывали меня к более смелому изложению моих гипотез, с меньшим количеством условных прилагательных, которые, хотя и необходимы для научной точности, но ослабляют внутреннюю силу аргумента. Как писал Ивлин Во: «Смирение не является добродетелью, благоприятствующей художнику. Нередко именно гордость, подражание, алчность, злоба – все эти отвратительные качества – заставляют человека создавать, разрабатывать, совершенствовать, разрушать и вновь возобновлять свою работу, пока, наконец, он не создаст то, что сможет удовлетворить и его гордость, и его зависть, и его жадность. Действуя по этому принципу, он обогащает мир больше, чем доброта и щедрость. В этом и заключается парадокс художественного достижения»10.

Не будучи ни ученым, ни исследователем, я могу лишь надеяться, что эта работа с ее новыми идеями окажется полезной для хороших людей.

Наконец, я надеюсь, что своим стремлением к правильному пониманию анатомии я почтил память и Везалия, и всех других живших до меня исследователей.

Томас В. Майерс, Мэн, 2001 г.

Литература:

1. Dawkins R. The Selfish Gene. Oxford: Oxford University Press; 1990.

2. Dawkins R. The Blind Watchmaker. New York: WB Norton; 1996.

3. Dawkins R. Climbing Mount Improbable. New York: WB Norton; 1997.

4. Csikszentimihalyi M. Flow. New York: Harper & Row; 1990.

5. Berry T. The Dream of the Earth. San Francisco: Sierra Club; 1990.

6. Myers T. Kinesthetic dystonia. J Bodyw Mov Ther. 1998;2(2): 101–114.

7. Myers T. Kinesthetic dystonia. J Bodyw Mov Ther. 1998;2(4): 231–247.

8. Myers T. Kinesthetic dystonia. J Bodyw Mov Ther. 1999;3(1):36–43.

9. Myers T. Kinesthetic dystonia. J Bodyw Mov Ther. 1999;3(2): 107–116.

10. Waugh E. Private letter, quoted in the New Yorker; 1999.

Благодарности

Я хотел бы выразить свою глубокую признательность людям, которые направляли меня и помогли прийти к концепции «миофасциальных меридианов». Бакминстеру Фуллеру, чей системный подход к дизайну и широкое понимание того, как устроен мир, с самого начала определили мою работу, не говоря уже о его призыве менять не людей, а окружающую среду вокруг них1. Доктору Иде Рольф и доктору Моше Фельденкрайзу, которые давали точные практические советы относительно того, как менять самую непосредственную среду существования человека – его тело и его восприятие2,3. Я глубоко признателен этим пионерам за их работу, достойную уважения.

Доктору Джеймсу Ошману и Раймонду Дарту, вдохновившим меня заниматься миофасциальными кинетическими цепями4. Покойному доктору Луису Шульцу, первому руководителю Факультета Анатомии Института Рольф, чьи идеи широко представлены в этой книге5. Доктор Шульц показал мне обширные концептуальные области, в которых можно было работать в то время, когда я только начал свой путь в изучении фасциальной анатомии. Моим коллегам по Факультету естественных наук Института Рольф, и особенно Роберту Шляйпу, который продолжает давать теплую и в то же время критическую обратную связь относительно этих идей, тем самым способствуя их развитию6. Дину Джуену, чье всестороннее представление о функциях человека, столь изящно изложенное в книге «Тело Джоба», стало источником вдохновения для меня и для многих других людей7. Майклу Френчмену, моему старому другу, который с самого начала верил в наши идеи и потратил много часов, реализуя их в формате видео. Прогрессивным Гилу Хедли из Somanautics и Тодду Гарсиа из Laboratories of Anatomical Enlightenment (прим. переводчика – Лаборатория Анатомического Просвещения), чьи навыки диссекции наглядно представлены в данной книге при помощи камеры Эверилла Лиана и микроскопа Эрика Рута. Я с большим уважением отношусь к их стремлению показать реальную форму человеческого тела для проверки новых идей, подобных тем, что изложены в этой книге. Мы благодарим многочисленных доноров, чья щедрость делает возможным такой прогресс в наших исследованиях.

Многие другие преподаватели движения, находящиеся вдалеке от нас, также заслуживают внимания, поскольку они стали источником вдохновения для этой работы: йога Айенгара в том виде, в котором я познакомился с ней у его способных учеников Артура Килмуррей, Патрисии Уолден и Франсуа Рауль; очень оригинальная работа Джудит Астон по движению человека – посредством Aston Patterning; Эмили Конрад и Сьюзан Харпер с их работой Continuum, и Бонни Бэйнбридж-Коэн и ее Body-Mind Centering School8-11. Я в долгу перед Кэрин МакХоуз за то, что она сделала отдельные части этой работы более понятными, а также перед Фрэнком Хэтчем и покойным Ленни Майетте – за теорию синтеза движений развития, представленную в их уникальной программе Touch-in-Parenting12,13.

Я многому научился у этих и многих других людей, и чем больше я узнаю, тем больше открывается горизонт моего незнания. Говорят, что если ты украл идеи у одного человека – это плагиат, если у десяти – это знание, а если у сотни – то это оригинальное исследование. Таким образом, в этом небольшом куске большого воровства нет ничего оригинального. Тем не менее, хотя эти люди и несут ответственность за внушение мне интересных идей, никто, кроме меня, не несет ответственности за любого рода ошибки, которые я надеюсь исправить в будущих редакциях этой работы.

Моим многочисленным нетерпеливым ученикам, чьи вопросы побудили меня к большему обучению, чем то, на которое я мог бы сподвигнуть себя сам. Покойной Энни Вайман за ее поддержку в самом начале моей работы и за «морской» вклад в мое здравомыслие. Моим преподавателям в школе Anatomy Trains, особенно Лу Бенсону и Майклу Моррисону, за их поддержку в самом начале пути, а также за их упорство в преодолении моих странностей и моего поэтического отношения к фактам (и моих проблем с электроникой). Эти люди внесли существенный вклад в создание первого издания книги. Всем нынешним членам моего преподавательского состава: спасибо всем и каждому за вашу работу, за то, что ездите по миру и информируете широкий круг специалистов о практических преимуществах работы, построенной на «интегральной анатомии». Эффективная работа моих сотрудников – особенно Мела Бернса, Стефани Стой, Эрин Спроул и неукротимой Бекки Эугли – делает влияние нашей концепции гораздо большим, чем оно могло бы быть.

В этом издании мы почтим покойного великолепного доктора Леона Чайтоу, который запугивал, уговаривал и использовал другие эффективные способы поощрения (он делал это со многими), чтобы сподвигнуть меня изложить свои первоначальные идеи в Journal of Bodywork & Movement Therapies в 1996 году. Редакционный коллектив «Черчилля Ливингстона», включая и моего первого редактора Мэри Лоу, и всех последующих, которые проявили терпение к моей многословной прозе и желанию включить в нее все, что только возможно. Дебби Мейзелс, Филиппу Уилсону и Грэму Чемберсу, которые так тщательно и артистично воплотили эту концепцию в жизнь посредством иллюстраций. Моим корректорам Фелисити Майерс и Эдварду Майерсу, чья своевременная и неустанная работа улучшила смысл и эмоциональность этой книги.

Моей дочери Мистраль и ее матери Жизель, которые с энтузиазмом и добродушием переносили мое увлечение миром движения человека, ведь нередко оно уводило меня далеко от дома и занимало много времени, которое в противном случае я мог бы провести с ними. И, наконец, самой Природе, чьи могущественные и непостижимые законы позволили раскрыться безмолвным, но мощным потокам любви, и открыли мне глубины и связи с реальностью, которые скрыты в этой книге и прочих моих работах.

Литература

1. Fuller B. Utopia or oblivion. New York: Bantam Books; 1969. www.bfi.com. Further information and publications can be obtained from the Buckminster Fuller Institute.

2. Rolf I. Rolfing. Rochester VT: Healing Arts Press; 1977.

3. Feldenkrais M. The Case of Nora. New York: Harper and Row; 1977.

4. Oschman J. Energy Medicine. Edinburgh: Churchill Livingstone; 2000.

5. Schultz L, Feitis R. The Endless Web. Berkeley: North Atlantic Books; 1996.

6. Schleip R. Talking to Fascia, Changing the Brain. Boulder, CO: Rolf Institute; 1992.

7. Juhan D. Job’s Body. Tarrytown, NY: Station Hill Press; 1987.

8. Iyengar BKS. Light on Yoga. New York: Schocken Books; 1995.

9. Silva M, Mehta S. Yoga the Iyengar Way. New York: Alfred Knopf; 1990.

10. Cohen B. Basic Neurocellular Patterns. El Sobrnte VA: Burchfield Rose Pub.; 2018.

11. Aston J. Aston Postural Assessment. Edinburgh: Handspring; 2019.

12. McHose C, Frank K. How Life Moves. Berkeley: North Atlantic Books; 2006.

13. Hatch F, Maietta L. Role of kinesthesia in pre- and perinatal bonding. Pre- Peri-Nat Psychol. 1991;5(3).

Как пользоваться этой книгой

Книга «Анатомические поезда» устроена таким образом, чтобы позволить читателю, с одной стороны, быстро понять основную идею, а с другой – найти более детальную информацию в той или иной области. В тексте, на полях рядом с заголовками, часто встречаются ссылки. Эти ссылки обозначены иконками и связаны со следующими областями:


Мануальные техники или заметки для мануальных терапевтов


Техники движения или заметки для преподавателей движения


Инструменты визуальной диагностики


Идеи и концепции, связанные с кинестетическим обучением


Возврат к основному тексту


Главы имеют цветовую маркировку. В первых двух главах описывается подход «Анатомических поездов» к анатомическим структурам тела. Главы 3–9 посвящены каждой из 12 «линий» тела, которые рассматриваются с точки зрения осанки и с точки зрения двигательных паттернов. Каждая глава, посвященная той или иной «линии», начинается обобщающими иллюстрациями, описаниями, диаграммами и таблицами для тех читателей, кто хочет быстро вникнуть в суть той или иной концепции. В последних двух главах описывается использование концепции «Анатомических поездов» применительно к некоторым типичным движениям и предоставляется метод постурального анализа.

В конце книги вы найдете пять приложений. Новое Приложение 1 рассматривает фасцию и концепцию миофасциальных меридианов, а в новом Приложении 5 добавлена информация об Анатомических поездах у четвероногих. Остальные приложения включают в себя: обсуждение поперечных меридианов доктора Луиса Шульца, объяснение того, как можно применить схему Анатомических поездов к протоколу Структурной Интеграции Иды Рольф, а также описание корреляции между меридианами акупунктуры и миофасциальными меридианами.

Поскольку отдельные мышцы и другие структуры могут встречаться в разных «линиях», используйте Алфавитный указатель, чтобы найти все упоминания той или иной конкретной структуры. Также в книге имеется словарь терминов «Анатомических поездов». Полная Библиография доступна в электронной книге.

Размещенная на сайте www.expertconsult.com электронная книга включает большое количество видео, подкастов и анимаций, полезных для заинтересованного читателя, преподавателя или докладчика. Несмотря на то, что многие из видеороликов упоминаются в книге, читателю будет приятно обнаружить в электронной книге дополнительные видеоматериалы продолжительностью в несколько часов.


Рис. 1.1. А) Общая «маршрутная карта» Анатомических поездов, наложенная на известную фигуру Альбина. Это то, как мы изображали поезда изначально. В) Современные компьютерные технологии позволяют разнообразить изображение линий, показав их в движении. (С) Эта удивительно детальная пластинация поперечного сечения голени скрывает в себе множество сокровищ и вознаграждает за ее последовательное изучение. Начните с большеберцовой и малоберцовой костей синего цвета, чтобы увидеть натянутую между ними тонкую, прочную межкостную мембрану. По обе стороны от мембраны между мышцами группируются сосуды в своих адвентициальных оболочках. Посмотрите на филигранное вплетение фасциальной ткани в мышцу, напоминающее прожилки листочка с дерева. И действительно, это пути, по которым поступает питание для голодных митохондрий и осуществляется дренаж в мышце. Межмышечные перегородки между группами мышц проходят от краев костей к глубокой фасции, которая окружает всю ногу, плотно удерживая вместе свободно висящие мышцы. Глубокая фасция неотделима от фасции, которая проходит через жировой слой, покрывая видимые сосуды и невидимые нервы. Она подходит к коже, к ее тонкой, плотной, эластичной основе, прилегающей к жировой ткани. Представьте, что вы убираете все «красные» составляющие, чтобы увидеть только фасциальную сеть – трехмерную влажную паутину, удерживающую все на своем месте, но позволяющую всему двигаться, изгибаться и адаптироваться


1. Укладка рельсового полотна

Философия

Суть исцеления заключается в нашей способности слушать, видеть и воспринимать, а не в применении различных техник. По крайней мере, именно такая идея лежит в основе этой книги.

Любые терапевтические или обучающие вмешательства – это диалог двух интеллектуальных систем. У нас нет задачи ставить одну технику выше другой или судить о том, какая техника лучше работает. В нашем споре не имеет ни малейшего значения, является ли механизм миофасциальных изменений результатом простого расслабления мышц, высвобождения триггерной точки, изменения солевого/гелевого химического состава основного вещества, вязкоупругости коллагеновых волокон, изменений в работе центральной нервной системы, восстановления мышечных веретен или сухожильных органов Гольджи, повышения толерантности к растяжению, cдвига энергии или изменения положения тела (рис. 1.1A). Используйте карту «Анатомических поездов», чтобы получить более широкое представление о структурных взаимосвязях в теле клиента, а затем примените все имеющиеся в вашем распоряжении техники для формирования изменений (рис. 1.1B – C). Здесь ключевым навыком становится именно распознавание паттернов, а не используемая техника.

Распознавание паттернов в осанке и движении – истинное мастерство в так называемой «пространственной медицине». Она изучает то, как мы развиваемся, как мы стоим, справляемся с нагрузкой, перемещаемся в окружающей среде и занимаем собой пространство – равно как и то, как мы воспринимаем наше телесное «Я». Многое из того, что, как нам кажется, мы «знаем» о движении человека, подлежит пересмотру в ближайшее десятилетие. Осознаем мы это или нет, – все подходы в мануальной терапии и обучении движению являются частью большой согласованной концептуальной базы пространственной медицины. Пространственная медицина (как бы ее ни называли) сформулирует новые принципы, которые превратят работу посредством движения в сочетании с мануальной работой в очень мощное средство исцеления и обучения. (Подробнее о пространственной медицине см. Приложение 1)